Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыТурыИнтересыИнфоФорумыПосетители

Природа Байкала

Юра Галачьянц

Содержание:

Вместо предисловия

Перед Новым Годом я внезапно озаботился планами на весенний сезон, но оказалось, что у знакомых желания куда-то сходить в лыжный поход нет, либо было не очень форматно для моих реалий. Однако фортуна все-таки сопутствовала моим поискам и мне удалось присоединиться к группе МГТУ им. Баумана под руководством Андрея Зайцева, которая весной собиралась в поход на Кодар. Станции БАМа выучены наизусть: Улькан, Кунерма, Северобайкальск, Кичера, Ангоя, Новый Уоян, Агней, Северомуйск, Таксимо, Куанда, Новая Чара, Икабья, Олекма… Я давно хотел посмотреть на горы восточнее Витима и вот, наконец, я еду на Кодар!

Поскольку я один был из Иркутска, подготовка к походу меня сильно не затронула. Единственной общественно-полезной предпоходной нагрузкой можно считать приготовление шести килограммов мяса в жире для обедов и ужинов.

Общая информация

Маршрут и участники

Основная идея похода состояла в том, чтобы посетить наиболее интересные места Кодара, уложившись в довольно жесткие временные рамки – две недели. Нитка маршрута включает подходы по долине Среднего Сакукана до устья ручья Балтийского, где мы оставили заброску и вышли на пятидневное техническое кольцо через перевалы Балтийский, 25 лет Сов.Латвии, Четырех и Медвежий. После возвращения к заброске, мы поднялись в верховья Среднего Сакукана и через перевал Мурзилка по ручью Ягельному вышли на р. Апсат. Далее скатились по наледям до устья ручья Верхний Мускуннах, поднялись по нему и наиболее коротким путем через реку Быйики и ее притоки перевалили в верховья реки Орто-Юрях. Вниз по реке Орто-Юрях мы вышли в Чарскую котловину и по дороге добрались до поселка Кюсть-Кемда, откуда на такси приехали в Новую Чару. Таким образом, во время прохождения технического кольца мы побывали в наиболее скалистой и суровой части Кодара, а во второй половине маршрута посетили Восточный Кодар и прошли каньон реки Орто-Юрях, который славится своими замерзшими водопадами.

Нитка маршрута
Нитка маршрута, техническое кольцо
Высотный профиль похода

Протяженность маршрута по карте составила около 140 километров. Записан трек всего похода. Пройденное расстояние по треку составляет 164.2 километра, суммарный набор высоты – 6 километров 300 метров. В целом, маршрут получился насыщенный, красивый и интересный в плане знакомства с районом.

Таблица 1. График движения

ДеньДатаВРначОВрОбедВначДистВ+В-Примечания

1

22.02.20159:108:1512:00-13:10 на широком галечнике79016,5255

2

23.02.20157:508:5012:05-13:45 под берегом реки в камнях104513,0435

3

24.02.20158:557:4511:55-13:05 в моренах на солнечном месте с чаем14806,91000295пер. Балтийский (1Б, 2480)

4

25.02.20157:457:3512:10-13:15 на моренной плотине перед озером с чаем21958,4600335р. Бюрокан (1860)

5

26.02.20157:508:1512:15-13:25 на леднике после перевала с чаем24605,9415500пер. 25 лет Сов. Латвии (2А, 2630), р. Таежная (2130)

6

27.02.201510:205:5014:30-14:55 на леднике после перевала всухомятку23756,0200685пер. Четырех (1Б, 2575)

7

28.02.20157:458:1512:13-13:45 на месте ночевки 23.0218909,6458773пер. Медвежий (1Б, 2253), р. Сред. Сакукан (1480)

8

01.03.20157:258:5511:00-11:45 на леднике перед перевалом всухомятку157516,3686751пер. Мурзилка (1Б, 2261)

9

02.03.20157:409:2512:35-14:05 в устье руч. Ягельный151021,6610

10

03.03.20157:557:5011:25-13:10 на галечнике90011,3805

11

04.03.20158:009:0513:00-14:10 на галечнике на стрелке170512,4650865пер. Верх. Мускуннах Ложн. (1А, 2080), р. Быйики (1215)

12

05.03.20157:257:4513:35-14:50 на месте ночевки ижевцев149010,1805850пер. Крайний (1Б, 2295)

13

06.03.20157:309:5012:05-13:10 в 1 км ниже двухступенчатого водопада144519,3685Каньон р. Орто-Юрях (2А)

14

07.03.20158:301:457606,950

Всего109:20164,263096399

Время везде указано иркутское (Москва+5), борта долин – орографически. Записи в походе я не делал, поэтому метеонаблюдения привожу по памяти. Возможно, где-то есть неточности.

Меня немного беспокоил тот факт, что в группе я – новый человек. Однако мои опасения оказались напрасными. Я бы сказал, что в команде был прекрасный психологический климат, технических или бытовых накладок не было. Думаю, что во многом – это заслуга Андрея как руководителя, который как-то сказал (могу ошибаться в точности формулировки, но общий смысл сохранен): «Как прекрасно, что в нашей команде каждый умеет делать свое дело хорошо и с любовью, ура!».

Таблица 2. Участники

ФИОдолжностьг.р.Городопыт

Л

Г/Ппер

1

Зайцев Андрей Александровичруководитель1980Москва5ЛР5ГУ

2

Дементьев Виталий Викторовичмедбрат1988Москва2х5ЛУ3эл4ГУ2Буч

3

Морозова Анна Владимировнамедсестра1989Москва2х5ЛУ5ГУ3Ауч

4

Сашов Алексей Анатольевичпечник-гляциолог1975Москва6ЛУ, 3ЛР5ГУ3Ауч

5

Глазер Александр Юрьевичзавхоз1976Москва5ЛУ6ГУ3Буч

6

Шакрыл Сергей Юрьевичзавснар1984Москва4ЛУ, 3ЛР5ГУ

7

Чуканов Виталий Игоревичреммастер1992Москва4ЛУ, 2ЛР2х3ГУ2Буч

8

Вовк Алексей Викторовичметеоролог1977Москва2х5ЛУ2ГУ2Буч

9

Халгатян Борис Рачиковичзавспирт1976Москва5ЛУ5ГУ3Ay

10

Галачьянц Юрий Павловичфотограф1981Иркутск2х5ЛУ4ПВ, 2х5П

Погода, снежная обстановка, подстилающая поверхность

Судя по метеорологическим наблюдениям и описаниям лыжных маршрутов наших предшественников, Кодар – весьма суровый район. Ночные температуры в начале весны могут опускаться ниже минус сорока градусов. Часто в горах бывает ветрено или стоит ледяной туман. Нам с погодой и снегом очень повезло. Практически весь поход была солнечная, морозная (но без экстрима) и безветренная погода. За весь поход была одна двухчасовая утренняя отсидка в верховьях реки Таежной из-за пурги и плохой видимости. Метель была причиной того, что мы пошли более простой пер. Четырех вместо запланированного пер. Рижан, чтобы сохранить плановый темп движения.

Дневные и ночные температуры на Кодаре

В остальном погода благоприятствовала прохождению маршрута, хотя местами все равно конечности замерзали, особенно при прохождении перевалов с применением веревочного охранения, когда приходилось подолгу ждать в тени. В центральном узле Кодара, в районе вокруг пика БАМ, долины рек и подходы к перевалам по характеру ландшафта напоминают глубокие ущелья. Солнце пригревает на склонах южной экспозиции, но в тени появляется возможность прочувствовать ледяное дыхание гор в полной мере.

В зоне леса долины рек довольно сложны для передвижения на участках, где отсутствуют наледи. Такие участки представляют собой стандартный тип протяженного препятствия «коряка забайкальская классическая». В этом случае передвигаться приходится по руслам рек по галечнику от нескольких сантиметров до нескольких метров в диаметре, покрытому слоем рыхлого перемороженного снега толщиной 5-40 см. Передвижение по лесным полкам бортов долин, за редкими исключениями, слишком трудоемко из-за зарослей подлеска, бурелома, кустов или сложного характера ландшафта.

Мы встретили такие участки в долинах Среднего Сакукана, ручьев Ягельный и Мускуннах, в долине реки Быйики и ее притоков, верховьях и низовьях реки Орто-Юрях. Впрочем, такие участки не длятся более пяти километров и сменяются наледями при расширении и выполаживании долины реки или плотным снегом при наборе высоты.

В этом году снега в горах выпало немного. При продвижении по маршруту протяженные участки тропежки на лыжах встретились нам по долине руч. Ягельного. Прохождение этого участка заняло полдня, около половины пройдено в режиме «первый без рюкзака». В верховьях р. Орто-Юрях от ГЗЛ до начала каньона также было довольно много снега, но при выходе из морен мы практически сразу подсекли свежую лыжню группы туристов из Ижевска.

Выше ГЗЛ снег везде был задут в плотный наст или фирн. Участки сложной тропежки были на перевальных взлетах перевалов 25 лет Советской Латвии, Медвежий, Мурзилка и Крайний, когда приходилось пробивать в слабо держащем насте на крутом склоне глубокую траншею. Наиболее протяженным такой тяжелый участок оказался на пер. Медвежий.

Безопасность и связь на маршруте

Мы брали с собой спутниковый телефон Iridium, по которому Адрей регулярно звонил в Москву нашим наблюдателям. При передвижении мы также использовали SPOT-трекер для мониторинга местонахождения группы в режиме реального времени. К слову, моим родным эта система очень понравилась – всегда видно что да как. У каждого участника имелся лавинный датчик. Групповое лавинное снаряжение включало пять лопат, снежный лист и четыре лавинных щупа. Все участники были застрахованы.

Быт

Мы использовали для ночевок самодельный четырехгранный однослойный шатер 4х4 м и печку, рассчитывая на отопление палатки утром и вечером. Дежурный вставал в пять утра, общий подъем в шесть, выход в 7:30-8 утра. Обедали/перекусывали обычно в районе 12-13 часов, вставали на ночевку в 16-17 часов.

Холодные ночевки ожидались на техническом кольце, маршрут которого пролегал выше зоны леса. Для приготовления пищи на техническом кольце мы брали газовые горелки Primus. При выходе из зоны леса и преодолении ригеля в руч. Балтийский мы взяли с собой немного дров, чтобы топить печку на первых двух ночевках. В реальности при группе в 10 человек заготовленных дров оказалось как раз достаточно, чтобы отапливать палатку все четыре дня, что меня очень порадовало.

Спали в однослойных спарках-тройках под общим конденсатором, один человек спал в индивидуальном спальнике. Поскольку экстремальных ночных температур не было, все ночевки были очень комфортными. Я в спарках давно не спал, а уложили меня посередине, поэтому первые несколько ночей у меня замерзали плечи и шея. Проблема решилась, когда я начал спать в балаклаве.

Продуктовая раскладка была составлена из расчета 600 грамм на человека в день, включая газ и спирт. Сухари, сахар и сладости для переходов на 100-200 грамм каждый брал дополнительно в индивидуальном порядке. У меня дополнительная часть раскладки составила 150 грамм в день. Утром была молочная каша, на обед – суп с мясом (при наличии костра), чай (если без костра, то на газу), колбаса и сладость. На ужин – каша с мясом, сюрприз, колбаса, спирт.

Снаряжение

Лыжное снаряжение у всех было разное. Я ходил на Бескидах с креплениями Азимут. Алексей Вовк ходил на пластиковых лыжах со свердловскими универсальными креплениями. Мы использовали мягкие треккинговые ботинки, подбахильники из флиса и бахилы с резиновой галошей. Остальные использовали скитур-комплекты и пластиковые лыжи различных моделей. У Алексея Сашова скитур-крепления Diamir были установлены на Бескид-ТИСА. Все, кроме меня, использовали камуса, шкерты и мази держания в различных сочетаниях. Я с собой взял две мази держания, памятуя, что в походе на Южно-Муйский хребет были моменты, когда их применял, но в этом походе мне мази не пригодились.

В первый день похода у Сергея Шакрыла довольно сильно расслоилась пятка одной из старых лыж PolSport. Починено поксиполом и несколькими скрутками из металлической проволоки, скрепляющими верхний и скользящий слои лыжи. Получилось надежно, но ухудшало скольжение. Ближе к концу похода сходный ремонт пришлось провести для второй лыжи. В середине похода в моем левом креплении от сваренного места начала расти трещина. Во избежание ремонта на ходу, поменял крепление на более массивное свердловское из ремнабора. У Саши Глазера были небольшие проблемы с самодельным скитуровским креплением – несколько раз развинчивалась какая-то гайка, – но он с этим успешно боролся. К концу похода сломалась (треснула?) пластиковая деталь-подпятник в креплении TCL у Виталика Чуканова. В первый день у Алексея Вовка отлетели штычки на обоих палках. Он пытался чинить палки несколько раз, прикручивая вместо штычков саморезы, но не очень успешно. Я три раза терял кольцо от лыжной палки, и находил его, что показалось довольно забавным. У всех парней были санки-волокуши. Трое использовали в качестве волокуш гермы, остальные – детские пластиковые санки Сноуплан.

Из горного снаряжения мы брали три 9-миллиметровые веревки по 40 метров, несколько крючьев, 30 метров расходных петель, семь ледовых буров и два ледоруба. Комплект личного горного снаряжения включал нижнюю обвязку, четыре карабина, прусик, жумар, спусковое устройство и кошки. Пожалуй, все, кроме одного ледоруба и крючьев в походе пригодилось.

Транспорт

До Кодара удобнее всего добираться по БАМу поездом. Ребята прилетели в Братск из Москвы прямым рейсом утром 20 февраля, я приехал из Иркутска на попутной машине. Вечером 20 февраля мы встретились на ст. Гидростроитель и ночью сели в 76 поезд Москва-Нерюнгри.

Для того чтобы добраться до гор от Новой Чары, мы воспользовались услугами Анатолия Ивановича (8914-5253653, 8924-2769103), у которого оставили нашу заброску с городским барахлом. Дорога до Среднего Сакукана через Старую Чару заняла один час. Оказалось, что по льду реки до начала гор машина пройти не может из-за «пустоледов» – полостей подо льдом.

От конечной точки активной части маршрута, пос. Кюсть-Кемда, мы добирались до Новой Чары на такси (8914-1450777) полчаса. Также мы воспользовались услугами такси, чтобы добраться до Чарских Песков 8 марта.

На обратном пути мы сели ночью 9 марта в поезд №75 Нерюнгри-Москва. Я вышел на ст. Улькан после обеда, пересел на маршрутку до Иркутска (8950-0754737) и был дома 10 марта рано утром. Москвичи добрались до Братска и улетели в Москву на самолете.

Далее (Дневник похода)


Марина Васильева (Красноштанова)У Алексея Сашова скитур-крепления Diamir были установлены на Бескид-ТИСА.

Мы с Алексеем Сашовым ходили в Ергаки в 2009, кажется, он и там этот вариант использовал. Значит, понравилось такое сочетание...

Народу у вас многовато что-то было для такой палатки. Не тесно? (У меня такая же, поэтому спрашиваю). В ней комфортно восьмером, не больше.
(Фото похода посмотрела у Сашова в контакте). А Вы фото выложите?
22.05.2015, 15:46:05 |
Юра Галачьянц

  Марина Васильева (Красноштанова):   Мы с Алексеем Сашовым ходили в Ергаки в 2009, кажется, он и там этот вариант использовал. Значит, понравилось такое сочетание...


Да, вполне. Важный плюс Диамиров в том, что можно шкерты вязать и под грузовой площадкой. На других моделях креплений веревка под рамкой не пролезает.

  Марина Васильева (Красноштанова):   Народу у вас многовато что-то было для такой палатки. Не тесно?


Мы спали в один ряд головой к ЦК. Поначалу было тесновато, но через 2-3 дня решили укладывать центральную спарку и спальник головой к стене. Стало нормально.

  Марина Васильева (Красноштанова):   А Вы фото выложите?


Фото сверстаны с походным дневником. Здесь я выложил практически те же фотографии, что и Вконтакте + панорамы.
22.05.2015, 16:19:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)

  Юра Галачьянц:   Мы спали в один ряд головой к ЦК. Поначалу было тесновато, но через 2-3 дня решили укладывать центральную спарку и спальник головой к стене. Стало нормально.



Худые что ль такие все были? Мы восьмером также в разные стороны спали впритык. И даже иногда восьмого клали за печку одного. Как-то был девятый в группе, так вообще жуть какая теснота...

Спасибо за отчёт, фото посмотрела с большим удовольствием!
22.05.2015, 18:42:02 |
Марина Васильева (Красноштанова) Жаль, что здесь нет Чарских Песков - там, в контакте есть красивые фото с Песками. Зимой - это красиво.
22.05.2015, 18:46:08 |
ЕсенияМарина, отчёт Юрия до такой степени образцово-показательный... Как же в нём может не быть фотографий Чарских песков?? ;)
22.05.2015, 18:56:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)

  Есения:   Марина, отчёт Юрия до такой степени образцово-показательный... Как же в нём может не быть фотографий Чарских песков?? ;)



Ой, уже появились :-)
Совсем хорошо стало. Как глоток свежего воздуха вдохнуть...
22.05.2015, 19:08:00 |
Алексей ДенисовЗамечательный фотоотчет!
23.05.2015, 19:40:32 |
Александр МамонтовГрафик температур хорошо напоминает то, что совсем не заметно на фото :) Все сделано прекрасно. Восхищен. !!!
23.05.2015, 22:19:50 |
Юра Галачьянц

  Марина Васильева (Красноштанова):   Худые что ль такие все были?



Не знаю, вроде нормальные, хотя к концу маршрута немного полегчали.


Спасибо всем за отзывы!
25.05.2015, 10:45:31 |
Егор ПолтавченкоОтличный маршрут и рассказ. Юра, каков вес шатра и печки? Были проблемы с газом на морозе?
25.05.2015, 17:44:22 |
Юра Галачьянц

  Егор Полтавченко:   Юра, каков вес шатра и печки? Были проблемы с газом на морозе?



Печка -- 3500гр, стандартной параллелепипедной конструкции без конфорки, с коробочкой-дожигателем и трубой из листа нагартованной стали (нерж?). Топилась и грела хорошо. На печке можно было за время ужина натопить снега или закипятить чай.

Шатер -- 6350гр, квадратный, с дном и вторым слоем из парашютки в своде.

Проблемы с газом были, но не факт, что это было из-за мороза. Мы взяли в братском триале литровые баллоны GoSystem, там пропана больше, чем в ковеевских. Оказывается, эти баллоны не дружат с горелками примус -- если слишком сильно закрутить баллон, то после отсоединения начинал пускать клапан. Леша Сашов что-то там шаманил, насовывая в клапан обрезки проволоки. Но пара недожженных на 1/3 баллонов таким образом была загублена. Да, горелки было иногда сложно завести на полную мощность. Работали, но кое как. Но мы справлялись.

Газ все равно остался лишний, я его даже в Иркутск привез. Но осадочек остался...
25.05.2015, 22:54:47 |
Егор Полтавченко

  Юра Галачьянц:   . Но осадочек остался...


Спасибо. Мы ходим так же с горелками примус, но бензиновыми, нареканий нет. Переноска в пластиковых бутылках, только пробка простая, без прокладки, и несколько витков изо ленты поверх пробки.
26.05.2015, 06:48:44 |
Марина Васильева (Красноштанова)Мы тоже ходим зимой с бензином нефрас в пластиковых бутылках, и мультитопливными горелками примус. Никогда проблем не было, кроме изредка забившейся форсунки. Но это мелочь.
На мой взгляд, газ зимой неуместен. Думаю, что Ваши проблемы именно из-за холода и были, газ промерзал и не использовался до конца, потому что прогревалась только внешняя сторона баллона.
26.05.2015, 11:47:09 |
Юра Галачьянц

  Марина Васильева (Красноштанова):   Думаю, что Ваши проблемы именно из-за холода и были, газ промерзал и не использовался до конца, потому что прогревалась только внешняя сторона баллона.


Нет, то, что одна из горелок плохо работала -- это были именно проблемы горелки. Вторая точно такая же работала нормально. А вот с клапанами баллонов беда была в том, что если шланг горелки закрутить на резьбу баллона слишком сильно, то при его снятии газ из баллона начинал выходить. А при повторном накручивании шланга газ начинал поступать из баллона плохо, то есть клапан переставал нормально работать. В общем, вы лучше Лешу Сашова расспросите, он больше в вопросе разбирается и клапаны у баллонов тоже он чинил.

Проблемы с газом/горелкой не очень помешали при прохождении маршрута. Может, пару раз потеряли 20 минут при кипячении воды на перекусе. В итоге, отчасти из-за того, что на техническое кольцо мы взяли довольно много дров, а отчасти потому, что повезло с погодой, около половины газа у нас после технического кольца осталось.
26.05.2015, 13:48:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)

  Юра Галачьянц:   около половины газа у нас после технического кольца осталось.



Ну, это как раз нормально. Топливо всегда остаётся после похода при хорошем раскладе, только погода зимой на это не сильно влияет: готовим-то не на улице. Когда в некоторых походах моя группа брала газ, то дежурный до варки носил баллон за пазухой, грел. Когда ходили с бензином на мультитопливных горелках - проблем вообще не было.
26.05.2015, 15:01:51 |
Егор Полтавченко[cite;326195;25.05.2015, 22:54:47;Юра Галачьянц]
Общий вес палатки и печки на человека составил 985г, отличный показатель!
26.05.2015, 19:30:25 |
Юра ГалачьянцНедавно Виталик Чуканов сделал небольшой видео-ролик по кодарскому походу.

Обещает еще сделать вторую часть. Выложу ее тоже, когда будет готово.
20.12.2015, 12:12:38 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную