Маршрут

22 февраля. Утром -25, днем -10-15, вечером -25. Солнечно, иногда небольшая дымка и слабый ветер.

Прибыли ночью в Новую Чару. На вокзале перепаковали вещи, подготовив сумку с городским барахлом для заброски. Подремали до семи часов утра. К этому времени у нас была заказана машина. Водитель приехал в начале девятого по местному времени. Как оказалось уже после похода, новочарцы живут не по забайкальскому, а по иркутскому времени. Через час приехали на место.

Перекусываем, выгружаемся, в девять стартуем вверх по реке. Идти по льду, припорошенному тонким слоем снега, можно пешком или на лыжах. В одном месте неудачно свернули с основного русла и пришлось пару сотен метров продираться обратно на реку через лес. За три перехода подходим к горам.

Панорама Центрального Кодара

Обедаем на широком галечнике с супом и чаем, подчищая остатки паровозной еды. При сужении долины наледи начинают чередоваться с суходолами, присыпанными снегом, по которым удобнее передвигаться в лыжах. Но наледей больше. Через четыре перехода встаем на ночевку на берегу правой протоки реки не доходя до устья р. Экса пары километров.

На подходах к долине Ср. Сакукана
Средний Сакукан, недалеко от места обеда
Идем по наледи

23 февраля. Утром -23, днем -15, вечером -25. Ясно, но весь день в тени, штиль.

За неполный переход подходим к устьевой наледи р. Экса. В километре от устья выше по притоку виднеется внушительный водопад. Попытался подойти к нему, но в итоге не дошел метров 300 – наледь стала слишком крутопадающей, а лыжи снимать я не захотел.

Три перехода до обеда суходолы сменяются короткими участками наледей или льда. Идем в лыжах по руслу реки. За переход после обеда выходим к развалинам бараков напротив Мраморного ущелья. Пожалуй, это был наиболее трудоемкий участок долины реки – крутопадающее сухое русло с валунами. Отсюда видны столбы ЛЭП, уходящие за ригель в ущелье. Немного странно выглядят мосты через боковые водотоки, залитые натечным льдом. Солнце в этот день ходит где-то за хребтом, поэтому все время в тени, мерзнем. Да и фотографии с таким сумрачным светом – не очень.

Вверх по Ср. Сакукану от устья р. Экса
Бараки Борлага напротив Мраморного ущелья
Старый мост на Ср. Сакукане

От бараков суходолы заканчиваются, начинается наледь, в нескольких местах мокрая. По левому берегу реки иногда видна тракторная дорога. Через километр – развалины моста: здесь дорога в Мраморное ущелье пересекала реку. Выше моста живописный каньон. Еще один переход от моста – и мы на стрелке руч. Балтийский. Немного выше по Сред. Сакукану красивый четырехметровый водопад, зажатый с скальных щеках. Кажется, что его можно преодолеть в кошках без веревки. Уходим на полку ПБ и встаем на ночевку в лесу. Снега на берегу довольно много, однако есть наст, который держит. С дровами вокруг не очень, видно много пеньков от спиленных сушин. Находим несколько карандашных сушин, немного побродив вокруг.

Водопад на Ср. Сакукане
Указатель на пер. Балтийский

24 февраля. Утром -29, днем -15, вечером -20. Ясно, иногда ветрено.

С утра формируем заброску, перебираем рюкзаки. На кольцо берем провизии на семь дней и весь газ. Заброску закапываем в яму под деревом на месте ночевки. Я свои санки подвесил на том же дереве. За 20 минут выходим на полку посередине ригеля. Останавливаемся у последних сушин, чтобы заготовить дров: берем по две «буратины» на человека. Еще 20 минут уходит на подъем без лыж по фирну до конца 300-метрового ригеля. Вылезать удобнее по ЛБ ручья, прижимаясь в конце к борту долины. Здесь надеваем лыжи и траверсом выходим на дно долины. Свежий встречный ветер, тропежки нет – все задуто, – но идти тяжело. Вид назад с массивом пика Москва хорош!

Преодолели ригель в ручей Балтийский, ура!
Массив пика Москва из долины руч. Балтийский
Вверх по руч. Балтийский

Через три перехода, после поворота долины, останавливаемся на перекус на солнце. Наконец-то немного согрелись. Кажется, что до перевала рукой подать, но набирать по вертикали еще 400 метров. Вокруг красивые и крутые стены долины, впереди просматривается путь подъема на перевал.

Через полчаса после обеда, набрав 150 метров, подходим по моренам под перевальный взлет. Дальнейший подъем до седловины 1 час в кошках, сначала немного подрезая правый п/х склон, затем в лоб. Крутизна 20-30гр. Седловина перевала широкая, осыпная. На перевале свежий ветер, небольшой карниз на южную сторону. Спуск с перевала до цирка 200 метров в кошках по линии падения воды, немного круче подъема. После небольшого выполаживания еще 50 метров спуска на лыжах траверсами или пешком до места стоянки.

Вниз по руч. Балтийский с перевальной седловины
На седловине пер. Балтийский
С пер. Балтийский на юг
Южная сторона пер. Балтийский

25 февраля. Утром -25, днем -10-15, вечером -20. Солнечно, на солнце тепло; после обеда все время в тени, ветрено, поземка.

От места стоянки почти сразу начинается 100-метровый моренный сброс 30гр. Спуск пешком или на лыжах – кому как комфортнее. Я спустился пешком. Далее через полкилометра еще один сброс 200 метров, крутизной до 35гр. Спуск пешком, хотя неудобно – проваливаешься между крупных, иногда живых камней. Спуск от лагеря до наледи на ручье Бюрокан занял полтора часа. На солнце стало тепло, впрочем, ненадолго.

Долина р. Бюрокан от места ночевки
Путь спуска в долину р. Бюрокан
Привал на р. Бюрокан

Далее один переход вверх сначала по наледи пешком, затем пологий набор по моренной плотине 150 метров до озера на лыжах. Отсюда открывается отличный вид на стены пиков БАМ и Обрез. За следующий переход минуем озеро и поднимаемся на 100-метровый моренный вал. За последний переход перед обедом проходим по второму озеру, оставляя справа пер. Пионер, и поднимаемся на следующую ступень морены. Обедаем под стеной п. Обрез.

Пик Обрез и пер. Пионер
Пики БАМ и Обрез
Вверх по моренам р. Бюрокан
На месте обеда
Группа на обеде

Ветер усиливается, начинается поземка. После обеда, набрав 250 метров по вертикали и оставив справа пер. Трех Жандармов и Ленинградец, за два перехода выходим в цирк пер. 25 лет Сов. Латвии. Подъем в перевальный цирк от верхнего озера в кошках через моренные ступени крутизной до 25 гр. Встаем на ночевку.

Вверх по долине р. Бюрокан
Перевал Ленинградец
Перевал Трех Жандармов
Вниз по долине р. Бюрокан из цирка пер. 25 лет Сов. Латвии
Спуск с неправильной седловины

Андрей Зайцев, Саша Глазер и я ходим на перевал. Перевальный взлет 150 метров, сначала полого, последние сорок метров уклон возрастает до 45гр. Мы сначала идем от характерной центральной скальной стенки в левую часть седловины. Но не дойдя 15 метров решаем, что здесь слишком круто и это неправильный путь. При спуске испытываем сложности, сползая по пробитой траншее на три такта. Я поднимался последним.

Андрей: Юра, как ты там?

Я: Стремно!

Андрей: Ступени береги!

Я: Стараюсь!

От начала крутого склона уходим направо в снежный карман, по нему выйдя на правую седловину перевала. Андрей и Саша пролезли так, я последние 10 метров без веревки залезть не смог. Долго ковырялись на седловине. На ту сторону видно плохо из-за пурги. Андрей немного прошел вниз по веревке, но в итоге решил, что все-таки левый вариант седловины лучше. Обратно в снежный карман спускаемся по-спортивному и сдергиваем веревку через петлю. В итоге гуляли на перевал три часа.

В лагере за это время поставили шатер, построили снежную стенку и начали готовить ужин. Леша Сашов переживал, что у печки сломает трубу порывом ветра, но совместными усилиями мы укрепили конструкцию костровым тросиком и ужинали в тепле и уюте.

26 февраля. Утром -20, днем -10, вечером -15. Солнечно, в южном цирке пер. 25 лет Сов. Латвии на солнце тепло, штиль; в верховьях р. Таежная тень, ветрено, небольшая поземка.

За полчаса поднимаемся в кошках под скалы, отсюда до правильной левой седловины провешиваем одну веревку. Седловина – узкая щель в скальном гребне. На спуск одна веревка дюльфера. Поднимаемся на седловину по несколько человек, так как места для всей группы там нет, да и дует сильнее, чем внизу. Обедаем на леднике после перевала, спустившись от скал на 50 метров по снежному склону крутизной 45 гр. Далее склон выполаживается. Прохождение перевала заняло в общей сложности четыре часа.

Цирк пер. 25 лет Сов. Латвии, место ночевки
Вид вниз по долине в утреннем свете
Перевал 25 лет Сов. Латвии, веревка на подъем

Перевальная седловина пер. 25 лет Сов. Латвии
Перевал 25 лет Сов. Латвии, веревка на спуск
Веревка на спуск, вид снизу

От места обеда отличная, но короткая катуха до моренного сброса высотой 100 метров. Через триста метров после него – 100-метровый устьевой ригель. Спуск на лыжах или пешком по склону крутизной до 30гр. Спуск в долину р. Таежная совершаем, траверсируя ее левый борт по малоснежным полкам. Далее идем вверх по р. Таежной. Подъем среди морен, по насту, пологий. До перевального цирка дошли за два перехода на лыжах.

План захвата мира
Приятный, но короткий участок катухи
Вниз по р. Таежной

Ночной пейзаж скальных цирков и блестящих задутых фирновых склонов в верховьях р. Таежная в полнолуние прекрасен!

27 февраля. Утром -15, днем -10, вечером -20. С утра метель; днем ясно, солнечно, штиль.

Утром метель, плохая видимость. Однако через пару часов погода выправляется. От лагеря в кошках по фирну за полчаса поднимаемся траверсами под скалы на 200 метров. Здесь Андрей налегке с самостраховкой ледорубом бьет ступени до выхода на левую п/х часть перевального гребня. Организуем станцию и Саша Глазер спускается дюльфером без лыж до снега, но передает по рации, что ему пришлось сбрасывать рюкзак и лучше пройти по гребню правее и спускаться оттуда.

Место ночевки под пер. Четырех
На пер. Четырех!
Подъем на пер. Четырех
Последние метры
Вниз по р. Таежной с перевала

Траверсируем гребень на восток, организуем новую станцию. Дюльферяю вторым. На середине спуска веревка намоталась на дрова за оттяжкой рюкзака. Пришлось распутывать ее, сняв рюкзак на полочке. Сорока метров веревки хватило ровно до снега. Первые 15 метров вниз по снегу склон крутизной 50гр, сползаю на три такта. Далее склон выполаживается. Начинаю спускаться и снег подо мной немного проседает. Дожидаюсь, пока Саша уйдет в безопасное место и спускаюсь к нему пешком. Потом надеваю лыжи и съезжаю до Сашиного рюкзака. Прохождение перевала заняло четыре часа двадцать минут.

На перевале
Седловина перевала Четырех
Tраверс седловины до места спуска
Перевал Четырех, веревка на спуск

Обедаем всухомятку на леднике после перевала. Северный цирк перевала впечатляет неприступными бастионами скал. От места обеда катуха по присыпанному свежим снегом леднику. При выходе из перевального цирка открывается отличный вид: справа пер. Ленинградец с пиком БАМ на заднем плане, слева – долина р. Ледниковая, пик Сыгыкта и пер. Медвежий. Последний нам предстоит пройти завтра. За один час спустились до слияния рукавов ледн. Сов. Географов, еще за час – подошли под начало подъема на пер. Медвежий, траверсируя правый борт долины реки, и встали на ночевку. От обеда до места ночевки спустились на 500 метров по вертикали. До темноты налегке с Андреем Зайцевым и Виталиком Дементьевым протропили около половины подъема в перевальном кулуаре.

Панорама северного цирка перевала Четырех
Спуск в долину р. Ледниковая

Пер. Медвежий и пик Гляциолог
Долина р. Ледниковая, пер. Ленинградец и пик БАМ
Пик БАМ и пер. Ленинградец

28 февраля. Утром -25, днем -10-15, вечером -20. С утра дымка; днем солнечно, слабый ветер.

С утра от лагеря поднимаемся на лыжах под подъемный кулуар. Далее идем в кошках. Наст не держит пешехода, под ним крупа. Идем по левому краю кулуара – на середину, где, возможно, более задуто, выходить страшно. Андрею, идущему первым, приходится пробивать в снегу траншею. К концу подъема кулуар становится ýже и круче (до 40гр). Идем на три такта. Вышли на седловину в 9:20. Набор 250 метров от начала кулуара. На седловине тур, в нем перевальная записка команды ветеранов т/к "Плющиха" от 18 августа 2014 года, памятная табличка, старые сварочные очки и довольно странный артефакт – вставная челюсть.

Подъем на пер. Медвежий
На перевале
Вниз по руч. Медвежий
Круговая панорама с седловины пер. Медвежий
Пик БАМ и перевал Трех Жандармов

В верховьях долины руч. Медвежий видны ледник, седловина пер. Трех Жандармов и пик БАМ. Дожидаемся всех на седловине и начинаем спуск. В кошках идем по вешкам, стоящим на турах. Видимо, летом они обозначают тропу. Немного не доходя до озера, сбросив 250 метров по склону крутизной до 30гр, надеваем лыжи. Далее хорошее катание по насту. Перед впадением ручья из цирка пер. Пионер на 100-метровом спуске скользкий наст, но крутизна небольшая, поэтому серпантиним в лыжах по моренному склону. Далее полого по руслу. В полукилометре после последнего правого притока трехметровый водопад, спускаемся в кошках, придерживаясь за ветки стланника, свисающие с берега. Отсюда не более километра до ГМС. Не успев начаться, наледь заканчивается через 200 метров. Далее на лыжах.

Вниз по руч. Медвежий
Перед устьем руч. Медвежий — небольшой каньон с водопадами
ГМС на Среднем Сакукане

Посетив ГМС, проходим еще полкилометра по ПБ Сред. Сакукана до заброски. Во время обеда перебираем рюкзаки. Обед с костром отрицательно сказался на моей работоспособности. У огня, да еще и на солнце – разморило, делать ничего не хочется, клонит в сон.

Панорама ГМС
Наледь на Среднем Сакукане возле ГМС
Перевал Сюрприз из долины Среднего Сакукана

После обеда выходим через ГМС на наледь. Выше впадения руч. Медвежий на Сред. Сакукане порог, подумав, что здесь может быть водопад или коряка, вылезли на ЛБ. Пройдя полкилометра, встаем на ночевку у последней сушины. Если идти дальше, то нужно тащить дрова или ночевать по-холодному. Поскольку ни того, ни другого делать не хочется, сегодня получилась почти полудневка. Избыток времени на биваке тратим на снеговые работы по отсыпке ровной площадки для шатра, обустройство лагеря, распитие кофе.

1 марта. Утром -25, днем -10, вечером -15-20. Утром и днем ясно; вечером дымка, пасмурно, штиль.

От лагеря полчаса двигаемся по наледи на лыжах, затем, когда появляются мокрые участки, надеваем кошки. В галошах можно идти без кошен. Вверх по Сред. Сакукану открывается отличный вид на пики Читинец и 2758, сторожащие пер. Снежный. Перед поворотом на СВ к перевалу Мурзилка наледь заканчивается, надеваем лыжи. Немного выше на пригорке – остатки старого метеопоста. Отсюда два длинных перехода по руслу ручья и моренам. Тропежки нет, все задуто, подъем равномерный и пологий. После поворота на СВ уходим в тень массива п. Царский Трон, – холодно. Обедаем в первом солнечном месте под пер. Скальный перед последней моренной грядой всухомятку.

Вверх по Среднему Сакукану от ГЗЛ
Старый метеопост
Перевал Скальный
По моренам на пер. Мурзилка

Подъем в цирк пер. Мурзилка – 100 метров по склону крутизной до 40 гр. Перевальный взлет 100 метров, до 40гр. Под камнями в конце приходится бить траншею, много снега. Спуск по склону крутизной до 40гр. по линии падения воды в кошках до цирка 100 метров.

Путь вниз по моренным полкам вдоль русла ручья в лыжах, перед вторым (длинным) озером участок спуска в узком русле ручья 50 метров (может быть лавиноопасно). После озера спуск с моренной плотины (200 метров) по правому борту долины серпантином в русло к началу кустов. Отсюда один час – хорошее катание по насту между кустов, в конце небольшая тропежка в русле ручья. На месте ночевки под 50-метровым водопадом на ПБ в ручье открытая вода – здесь бьет теплый ключ.

Перевал Мурзилка
Имитация кисиляхов
Перевальный взлет

На седловине
Спуск в руч. Ягельный
По моренам

2 марта. Утром -25, днем -10-15, вечером -20. Утром дымка; днем солнечно; вечером ясно, маловетрено; на Апсате попутный ветер.

От лагеря за полчаса подходим к наледи, иногда в сужениях русла тропежка. Не снимая лыж 20 минут идем вдоль наледи по ПБ, иногда выходя на лед. После наледи начинается ощутимая тропежка. Идем в режиме "первый без рюкзака". Иногда получается хорошо пройти по полкам ПБ, но в основном ломимся по руслу – на берегу рельеф, бурелом или и то и другое одновременно. Довольно трудоемко, но, поскольку группа большая, после работы тропильщиком можно долго катать вату в хвосте, подъедая заначку. ГТЛ 20-40 см, снег перемороженный, проваливается до камней. За четыре часа выходим на устьевую наледь руч. Ягельный, по ней пешком или в лыжах 15 минут до впадения ручья в р. Апсат. Здесь обедаем с костром. Снега мало.

Наледь на руч. Ягельный
Вверх по долине
Вверх по Апсату от устья руч. Ягельный

Наледи на Апсате
Спуск по наледям Апсата с ветерком
Водопад на р. Апсат

В устьевых разбоях руч. Мускуннах
Преодоление завалов

От устья ручья за 1 час резво скатываемся по широким наледям Апсата до водопада. Водопад высотой около 10 метров, падает в узкую чашу, после него 100-метровый каньон. Обход по тропе ПБ занял полчаса. Продолжаем движение по наледям. За два перехода достигаем устья руч. Мускуннах, где встаем на ночевку. В одном километре перед ручьем река разбивается на несколько рукавов. Снега и льда здесь почти нет, на берегу труднопроходимый подлесок. Лучше идти, придерживаясь середины русла реки. Встали около устья ручья на его ПБ. Найти место под палатку проблематично. Ровняем площадку песком вперемешку со снегом.

3 марта. Утром -25, днем -10, вечером -15. Весь день ясно, штиль или слабый ветер.

От устья ручья идем вверх сначала пешком, при входе в каньон через 20 минут уклон наледи становится круче – надеваем кошки. Мерзнем, так как идем в тени. Каньон очень живописный. Наледи мокрые, но глубина – не более, чем по щиколотку. Через час подъема (набор 300 метров) долина ручья расширяется. Вскоре после впадения правого притока наледь заканчивается, надеваем лыжи. Еще через полчаса наконец-то выходим на солнце, греемся. Еще час идем до впадения правого притока (отм. 1437). Здесь я провалился по колено и промочил обе ноги, протрапливая пешком сложное место. Обедаем на солнечной полочке с небольшим распитием лимончеллы по поводу ДР Саши.

В ущелье ручья Мускуннах
Горы на западном берегу Апсата
Коряки классические

Далее идем в лыжах, снова появляются наледи, припорошенные снегом, хотя река все еще крутападающая. Через два перехода долина реки совсем выполаживается, по сторонам ягельные полки и лиственничные перелески. Видимо, в верховьях руч. Мускуннах находится летняя стоянка оленеводов: здесь много пеньков от срубленных деревьев, стоят какие-то летние хозяйственные постройки. По наледи один переход до места, где начинаем вылезать из русла ручья. При выходе на борт долины ощутимая, но кратковременная тропежа. Встаем на ночевку в полукилометре от русла ручья на ГЗЛ.

4 марта. Утром -20, днем -10, вечером -20. Весь день ясно или небольшая облачность; на перевале слабый ветер.

От места ночевки при подъеме вверх начинается наст, идем в лыжах. Вскоре склон становится слишком крутым, чтобы идти без траверсов на бескидах. Иду пешком, остальные на камусах или со шкертами. После набора 200 метров от лагеря уходим из кулуара на склон крутизной до 30гр. Подъем в кошках с небольшой тропежкой еще 170 метров. Перевальная седловина – понижение в широком осыпном гребне. Оказалось, что мы вылезли не по тому кулуару, а пер. Верх. Мускуннах находится в трехстах метрах севернее и более пологий. Спуск до ГЗЛ занял 40 минут. Сначала 100 метров в кошках по склону крутизной до 25гр, далее в лыжах по руслу ручья траверсами, хорошее катание по припорошенному насту.

Круговая панорама с седловины пер. Верх. Мускуннах Ложный
Спуск с перевала
Лехина маска не дает мне покоя

Вскоре после впадения второго левого притока наледь заканчивается. Опять корячимся по камням, покрытым 15см снега полтора часа. Перед впадением в Быйики на речке небольшой живописный каньон с трехметровым водопадом. Спускаемся налегке пешком, передавая рюкзаки. После каньона устьевая наледь, присыпанная снегом. Обедаем на стрелке с костром.

Вниз по притоку р. Быйики
Небольшой водопад с каньоном

После обеда идем вверх по р.Быйики. Движение пешком по наледям, которые довольно быстро заканчиваются, затем – по камням. За один переход выходим к устью крупного левого притока. Сразу же выше него на реке Быйики шестиметровый водопад. Обход по ЛБ 10 минут. Выше водопала пытаемся идти пешком по лесным полкам ЛБ, но эта затея, пожалуй, даже более трудоемка, чем камни со снегом в русле реки, несмотря на довольно чистый лес. В итоге через переход снова спускаемся в русло. Один час коряк по камням – и мы у нужного притока. Набираем по его руслу пешком семьдесят метров и встаем на ночевку. Я до темноты сбегал протропить еще полкилометра лыжни вверх по лесистой полке ПБ и выше по руслу ручья.

5 марта. Утром -25, днем -10, вечером -15. Утром дымка; на перевале слабая облачность, ветрено; вечером солнечно, слабый ветер.

От бивака в идем в лыжах по протропленной лыжне, затем тропежка (ГТЛ 15 см). Вскоре после выхода за ГЗЛ начинается наст. Подъем по руслу от лагеря до перевального взлета занял полтора часа. Надеваем кошки. Далее склон 20-30 гр, тропежка, но ступени держат. В финальной части крутизна до 35гр, небольшой участок Андрей бьет траншею, лавиноопасно. Общий набор высоты из цирка 300 метров. Перевал – узкая осыпная седловина между выс. 2594.8 и 2495.8. На перевале ветрено, открывается отличный вид вокруг. Спуск на моренную подушку 200 метров в кошках по склону крутизной до 35гр. по одному. После сбора группы спускаемся с моренного вала в кошках еще на 50 метров, далее на лыжах. Хорошее катание, свежего снега на насте 10см. Перед впадением ручья в Орто-Юрях – мини-каньон с несколькими ступенями, которые можно сползти на пятой точке. Впрочем, Саша Глазер и Сергей Шакрыл обошли русло по полкам ПБ. Спуск от перевальной седловины до Орто-Юрях занял один час.

Подъем на перевал Крайний
Долина р. Быйики с седловины перевала
Чарские пески
Спуск в долину р. Орто-Юрях

В долине много снега, но на противоположном борту виднеется лыжня ижевцев, которые прошли вверх по долине день-два назад. Двадцать минут – и мы на ней. Скатываемся до места ночевки ижевцев и обедаем с костром, дожигая оставленные ими дрова.

После обеда лыжня идет по руслу реки, видно, что нашим предшественникам пришлось непросто: ГТЛ 30-40см, в русле камни. На берегу, очевидно, еще хуже. Мы же скатываемся до начала наледи и сужения долины за двадцать минут. В каньон идти не хочется, поэтому устраиваем разгрузочный день и встаем на ночевку.

Вниз по притоку р. Орто-Юрях
В русле Орто-Юрях ниже ГЗЛ
Перед входом в каньон

6 марта. Утром -20, днем -15, вечером -25. Утром дымка; днем переменная облачность; после обеда пасмурно, ветер, слабый снег; вечером ясно, штиль.

Надеваем кошки и идем по мокрым наледям вниз. Через два километра начинаются водопады. В сумме провесили 12 ступеней, на четырех из них я применял спусковое устройство. Остальные ступени невысокие, можно спуститься по-спортивному. На высоких водопадах применяли для снятия веревки ледобур-самосброс. Прохождение каньона заняло три часа.

Водопады р. Орто-Юрях

В каньоне р. Орто-Юрях
Крайняя ночевка в марях возле старого тригопункта

После последнего двухступенчатого водопада проходим еще 10 минут и обедаем с костром.

Отсюда до выхода из гор – один переход. При расширении долины наледь заканчивается, начинается сухое каменное русло присыпанное 10см снега. Два перехода корячимся по руслу сначала в лыжах, потом пешком. Затем сворачиваем с реки и по азимуту на ЮВ выходим на дорогу, по которой уголь с карьера в р. Быйики возят в Новую Чару. Еще полчаса по дороге проходим до старого тригопункта и ночуем возле него в маревом болоте.

7 марта. Утром -25, днем -15-20. С утра дымка; днем ясно, слабый ветер.

От места ночевки выходим на дорогу, через двадцать минут переходим по мосту р. Апсат. Отсюда два перехода (5.5 километров) до поселка Кюсть-Кемда. Звоним в службу такси и через полчаса за нами приезжает три машины.

Мост через р. Апсат
Технологическая автодорога
Грейдер

Ну и, наконец, сакраментальное. Поход окончен!

А дальше уже не совсем про поход, но может быть полезная информация.

В Новой Чаре можно поселиться в гостинице Кодар (около 1.5 т.р. за место) или у частников (400-700 р. за место). Телефоны частников висят на столбах в поселке и около магазинов. Трое из наших устроились в гостинице, остальные сняли две комнаты в трешке у местного жителя Николая (8924-5766342) в пяти минутах от вокзала (договорились по 600 р с человека). Поесть можно много где. В столовой ЖД депо (от вокзала через пути на север серо-синее здание) нам вполне понравилось.

8 марта. Утром -25, днем -15-20; ясно, штиль.

Сегодня у нас был целый день до ночного поезда. Отмывшиеся и сытые после завтрака в столовой депо, мы посетили урочище Чарские пески, которое находится в 10 км от Новой Чары. Добираться можно пешком, с помощью автотранспорта, или комбинированно. Туда мы уехали на такси, договорившись, что "до дач" (брод через Чару) мы доедем на трех машинах, а дальше на джипе-пикапе Surf-е с открытым верхом нам устроят сафари по лесной дороге до Песков.

БАМ действует!
Депо
Рекламный плакат
Штурм чарского такси
Дачки

На Песках мы отлично погуляли по заснеженным дюнам. В этот день была ясная безветренная погода и -20, хорошо было видно цепи гор, окружающие Чарскую котловину со всех сторон. Насладившись видами сибирских барханов посреди гольцов и тайги, пообедали у костра и, употребив праздничные ништяки, неспешно пошли обратно. До брода через Чару добрались за час с небольшим и вызвали три машины, которые довезли нас до вокзала.

Фотосет с Чарских песков

Общая информация, путеводители:

Отчеты:

Юра Галачьянц

Андрей РябинаСпасибо за отчёт! Фотографии- отличные!!!
23.05.2015, 14:21:04 |
Artem KuharenkoЮра, спасибо, долго ждал. Получилось интересно и полезно. Фотографии фантастические! А сколько нужно времени, что бы всё это оформить!

Кстати, " Как оказалось уже после похода, новочарцы живут не по забайкальскому" просто в забайкальском крае теперь все живут по иркутскому времени.
24.05.2015, 14:56:00 |
Юра ГалачьянцСпасибо за лестные отзывы:)

Artem Kuharenko: просто в забайкальском крае теперь все живут по иркутскому времени

А мы почему-то думали, что в Забайкалье все на час позже, чем в Иркутске. Но в итоге это не слишком помешало — в походе на второй-третий день все равно начинаешь жить по астрономическому времени.