Лето закончилось. Нет, хочется сказать так — наконец-то лето закончилось! Получилось, что отпуска у меня летом не было, да и кому он нужен в такую жару и в такие пожары? Наступил любимый сентябрь, и в голове начали крутиться варианты, куда бы сбегать дней так на пять. Впрочем, вариантов было немного, и оптимальный очень быстро созрел. На первое место — собственные недоделки, а именно — Саянский Маттерхорн, на который у меня не вышло подняться на июньские праздники.

Но Маттерхорн — это три дня, а у нас же пять. Значит два дня — на Ара-Ошей и окрестности, а именно — на самое крупное в Тункинских гольцах озеро, почему-то очень редко посещаемое.

Когда времени немного, хочется все сделать оптимально, или даже идеально, и погоду в том числе. Ее мы делать пока не научились, поэтому поступили очень просто: все взяли скользящие отпуска на 5 дней, спокойно трудились и смотрели на прогноз. Как только он стал приемлемым, то есть появился четкий просвет в 3 дня, мы быстро собрались и рванули в горы.

Раз уж мы так стремились к идеалу, то и маршрут, и, главное, команда должны соответствовать. Команда это — Таня, Галя и Гена. Все бойцы уже многократно проверенные в самых суровых условиях.

Что касается маршрута — я решил слепить его из знакомых кусочков на заходе и выходе, памятуя об отличных тропах по Улан-Голу и Хаюрте. Правда, по Хаюрте мы ходили в мае, и тропы без снега нам совсем немного тогда досталось. А на Улан-Гол в июне попали таким экзотическим способом, что до сих пор то в жар, то в холодный пот бросает :-)

Вечер четверга, у всех рабочая неделя, а мы несемся в Ниловку. Машину оставили на базе у Сухого Русла, нам сюда выходить. Здесь же договорились с заброской до Хойто-Гола, точнее — до начала лесной дороги, переходящей в тропу.

Внизу Хойто-Гол
Не прошло и трех часов, а мы на знакомой поляне
Следом прискакали девчонки
Поляна та же, да группа поменьше
Тот самый июньский склон-убийца, вид сверху

Утром погрузились в "Кариб", в 9-00 уже надели рюкзаки и двинули по очень комфортной дороге и тропе. Поначалу мне показалось, что идётся как-то тяжеловато, но когда Гена сказал, что вот-вот будет полянка, где мы все фотографировались в июне, я сначала не поверил, а затем дар речи потерял! Не прошло и трех часов от старта, а отсюда до стоянки у ГЗЛ меньше часа неспешного хода. Так и вышло, около 13-00 мы на той самой, очень удобной стоянке. Первая часть плана на день как-то необычайно легко выполнена, запас времени — огромный, поэтому позволяем себе не только обед с костром, но и легкий сон-час часа на полтора.

Поели, поспали, отдохнули, вышли. И как ни старались растянуть удовольствие от приятной прогулки по весьма удобной для передвижения долине Улан-Гола, к 5 вечера притопали почти под перевал. Конечно, вечером никуда уже не полезешь, а вообще, при планировании маршрута вполне можно поставить цель в первый же день перевалить пер. Улан-Гольский (1 час от нашей стоянки у песочниц) и спуститься до зоны леса на Ара-Ошее (еще 2 часа). Правда, для этого и форма должна соответствовать.

На стоянке у ГЗЛ в среднем течение Улан-Гола
В пять вечера мы на стоянке под перевалом
Украшение для Маттерхорна
Гора в закатных лучах солнца

А пока же ставим палатку с видом на Маттерхорн, любуемся им при разном освещении, ужинаем и пораньше укладываемся. Поскольку завтра у нас восхождение, которое должно пройти идеально, вечером никаких злоупотреблений, да и вообще, мы с собой практически ничего не взяли.

Утро ослепительно яркое, воздух — морозный и удивительно прозрачный. Ночью, правда, был какой-то катаклизм, девчонки рассказывали, что очень сильно дуло, и они полночи держали дуги палаток, чтобы она не сложилась. Я это спокойно проспал, так что подтвердить не могу. И раз уж такое дело, надо было дуги к себе веревкой привязать.

Ровно в 9 выходим, а в 10 все уже на перевале. Галя заранее решает здесь остаться, отдохнуть, восхождение в ее планы изначально не входило. Так что пойдем на гору тройкой. Перетрясли вещи, взяли все необходимое и пошли. Подъем до пологой полки не представляет никаких проблем, уклон градусов до 35 по осыпному склону и кое-где — по светло-серым сухим, удивительно шершавым плитам. Далее — собственно маршрут, про который я подробно все расспросил у Славы Петухина и Юры Галачьянца. Информация была весьма точной и исчерпывающей, что вселило в нас и уверенность, и мощный заряд бодрости.

Гора зовет!
Мы уже на перевале
Вид на Маттерхорн с перевала — можно сказать никакой
Поползли на гору
Участок немного покруче

Последние метров 200 до вершины — по весьма комфортному гребню из такой же шершавой породы. Здесь мы связались, и местами попеременно страховали друг друга. Вот и вершина! Подъем занял чуть более полутора часов от перевала. В общем — идеальное восхождение!

А это собственно — маршрут
Вдали на горизонте — Мунку-Сардык, а почти под нами — озеро
Озеро поближе, завтра мы будем от него снимать пик
И Мунку поближе

Но впереди еще и спуск. Слава нам советовал спускаться по СЗ склону по полочкам между плит, там, вроде, существенно проще, но, учитывая выпавший снежок и наличие 20 метров веревки и расходника, мы решили спускаться по гребню, то есть по пути подъема.

Панорама с пика Маттерхорн на восток

Таня на вершине
Гена
С Озером
И со мной :-)

Получилось довольно азартно, правда не очень быстро — 3 часа, но успешно. 5 коротких дюльферов заняли прилично времени, мы пока не очень опытные альпинисты. Галя зато выспалась напропалую, о чем особо и не жалела.

Теперь спуск
Заключительный дюльфер
Спустились на "Землю", теперь можно посмотреть и в сторону Ара-Ошея

Теперь нам осталось спуститься до зоны леса. Однако путь туда не близкий, и мы еще его немного усложнили. Я как-то не очень доверяю старым генштабовским картам насчет нарисованных там троп, поэтому вниз мы шли по наитию, то есть по руслу ручья, правого притока Ара-Ошея. А надо было доверять! Потому что все каньоны обходятся поверху, правым бортом реки, по прекрасной, просто конской, тропе, которую мы обнаружили уже после выхода из последнего каньонного участка.

Простой спуск с Улан-Гольского
Внизу красивые плиты
Наклонная
Ара-Ошейская
Песчанка

Естественно, прохождение каньонов отнимает какое-то время и силы, а позади ведь еще и восхождение, и когда мы вдали увидели лес, силы уже были на исходе.

Очередной обход каньона, а тропа-то поверху!
Выбираемся на просторы
Тут все бело-рыжее
Вот и первые деревья!
Отсюда вверх и направо — к озеру, программа на завтра

Еле доползли до стоянки около 7 вечера. Правда, место оказалось просто шикарное — на довольно высоком берегу, совсем рядом ручей, куча дров, и абсолютно ровная площадка под палатку. Идеальная стоянка! А на реке — изумрудный бассейн после слива с плоской скалы.

В гребне справа от Ара-Ошея — замануха для альпинистов
Высокий водопад на левом притоке Ара-Ошея
Стоянка у границы леса на Ара-Ошее
Долина Ара-Ошея со стоянки
Бассейн рядом со стоянкой

Ужин у нас был праздничный, поводов достаточно. День прошел идеально. На гору поднялись, погода отличная, много фотографий — верховья Ара-Ошея весьма живописны, в чем лишний раз убедиться нам предстоит завтра.

Утро воскресенья — это святое. Никто никуда не торопится, я проснулся около 9, а народ поднял после 10. Медленно завтракаем и выходим уже после 11. Расслабуха. Однако я сразу предупредил команду, что сильно расслабляться не стоит — вечером мы должны быть на р. Среднем, поближе к ГЗЛ. Идем теперь вверх по Ара-Ошею. Почему-то сразу оказались у водопада, который вчера остался у нас выше. Зачастую в горах расстояние измеряешь не в метрах, а в часах или потраченных усилиях, при плохом раскладе — в потраченных и посчитанных калориях.

Подходим к водопаду
Водопад и мы
Команда Ред-Фокс на водопаде
Водопад собственной персоной
Девушки на водопаде
И еще водопад

Водопад — шикарный. От большинства в Саянах он отличается широким сливом и живописными разноцветными скалами. Мы с удовольствием тратим почти полчаса на фотосессию. Девчонки там просто светились и с удовольствием позировали.

Далее от водопада продолжаем пологий подъем по реке и подходим под примерно 100-метровую морену. Где-то за ней должно быть озеро. Поднимаемся — нет озера, плоскотина, по которой извилисто между камней течет река. Гена уже ускакал вперед, а я говорю девчонкам, что мы, наверное, ошиблись, и озера не оказалось на месте. На всякий случай держусь от них подальше…

Вверх по наклонному полю и на моренный вал
Верховья Ара-Ошея
Девушки на озере
Без девушек

Последние шаги по руслу и … ОГРОМНОЕ озеро передо мной. Я, конечно, ожидал чего-то большого, но то, что я увидел, превзошло все ожидания.

Гена уже разделся и приготовился нырнуть. Я чуть позже тоже осторожно забрался в воду. Зато выбрался очень быстро, вода — чуть выше нуля по ощущениям.

ОЗЕРО
Команда Ред Фокс на озере
Маттерхорн с озера

Затем начался поиск точки съемки. Куда бы мы ни забрались, всё озеро не помещалось в кадр. Наконец пораскинули, и нашли-таки нужную точку, пришлось прогуляться и немного забраться вверх у восточного края водоема. Там расположен песчаный пляжик, а выше — красивая рыжая травка. С видом на всю эту красоту мы полежали-посидели, отдохнули и перекусили.

Вниз мы уже пошустрее спускались, только заглянули с Геной на еще один небольшой водопад в каньоне, но там со светом совсем плохо осенью, так что ничего хорошего не вышло. Девчонки тем временем, в который уже раз, поели сладкой, переспелой голубицы.

Водопады на правом притоке в верховьях Ара-Ошея
Здесь наша стоянка на ГЗЛ, с видом на красивую балду
Пошли вниз по Ара-Ошею, тропа вывела на берег

Быстренько собрались и вышли. Переход нам предстоял довольно длинный — примерно до стрелки Среднего и Ара-Ошея вниз, а затем вверх по Среднему почти до ГЗЛ. Дело в том, что на завтра, на понедельник, был плохой прогноз погоды. Соответственно, лучше по максимуму пройти сегодня. Хотелось свести до минимума блуждания в тумане помокру.

Здесь чуть подробнее остановлюсь про тропы в этом районе. Прекрасная тропа по правому борту Ара-Ошея куда-то пропала. Мы специально сразу перебродили реку по камням, почти напротив (чуть выше) нашей стоянки, в надежде тут же подрезать тропу. Как бы не так! Тропа появилась, но весьма слабенькая, и она каждый раз терялась, когда выходила на камни у русла реки. Поначалу мы думали, что она идет значительно выше, но — нет. Вскоре справа подошел очень приличный скальный сброс — а тропы так и нет.

Тропа появилась над каньоном — довольно продолжительный участок, с километр примерно. После каньона уже видно устье Среднего, но тропа заворачивает направо, и это — идеально для нас. Далее она идет по направлению к Среднему, иногда теряется, но вскоре снова появляется. Наконец мы уже близко к Среднему и видим начало его каньона. Где-то здесь девчонки начали слегка роптать. Пора бы типа и привалиться… Но у меня ощущение, что осталось совсем немного. Мы здесь проходили в 2010 году по Среднему вниз, и как-то осталось в памяти, что от стоянки до Ара-Ошея совсем недалеко. Но память очень хитрая штука, и например, утром вниз и в конце дня наверх — это две огромные разницы!

После длинного каньона долина Ара-Ошея вновь расширяется
Ара-Ошей перед впадением ручья Среднего
Водопад в каньоне Среднего

Каньон Среднего — это вещь! Но там погулять, конечно же, лучше в первой половине дня. Мы же просто уже на зубах проползли его по верху — снимать не было смысла, все в тени, красок нет.

Прошли каньон, затем почти сразу перебрели реку по камням. И буквально метров через 200 на правом берегу — отличная стоянка, метрах в 50 ниже нашей стояночки на песке пятилетней давности. Ностальгия! И идеальное место. Все тут хорошо и удобно. Делаем большой костер, готовим вкусный суп с огромным количеством мяса. Этот вечер заметно теплее предыдущих, но это не к добру. Небо с запада начинает затягивать…

Просыпаюсь по будильнику в 7-00, выглядываю — на небе все плохо. Не только затянуло, но еще и низкая облачность, и выше 2000 м почти ничего не видно. Впрочем, мы именно на это и рассчитывали. У нас два GPSа, забиты ключевые точки, подходы к нужному нам перевалу Аполлон известны. Сам перевал, вроде, тоже не должен быть слишком сложным. Упаковываемся в непромокаемое и выходим.

Весь путь под перевал получился очень удачным, удобным, без сюрпризов, несмотря на ограниченную видимость. Очень удачно обошли каньон правого притока Среднего, на небе, кажется, немного раздуло, и мы вовремя взяли правее и вылезли на высокий левый борт ручья. Затем перебрели ручей и уже слева по ходу (по правому орограф. берегу) обошли другой участок каньона. После этого вышли в ровную, пологую долину ручья, там, по-моему, должно быть красиво в хорошую погоду в это время. Нам же достался туман, и пока только с моросью. Останавливаться не хочется — мы не слишком тепло одеты, водоветрозащита поверх футболок. Все для хорошего темпа. Долго идем по долине, преодолевая несколько небольших ступенек. Наконец подходим к цирку, я его уже "чувствую" буквально кожей… по ГПС. Делаем остановку, кое-как заставляю всех подкрепиться — на перевале, может, не захочется для этого задерживаться. И вскоре начинается взлет. Он, вроде, не должен быть длинным, но по мокрым камням, а потом и плитам, бежать не получается. А тут и крупа посыпалась, слава богу, сильного ветра не было.

Подъем на перевал — по сути на гребень, седловина не выражена, пожалуй, соответствует несложной 1Б. Точнее, я бы сказал, спуск в сторону Среднего был бы на уровне 1Б. Крутовато, плиты, а когда они еще и мокрые, не очень приятно.

На перевал вылезли почти точно, по точке ГПС на 30 метров промахнулись, тут же исправились и перешли на небольшую седловину правее. Высота по ГПС — 2800 м. Спуск более-менее просматривался, метров на 100, наверно. На Хаюрту — поположе и попроще, только камнеопасность присутствует, со стороны Среднего ее нет. Долго не сидели — холодно, сложили мини-тур и практически сразу начали спуск. Минут через 30 оказались в цирке.

Дальше весь путь лежал по вроде бы знакомым для нас местам — в мае 2013 мы здесь погуляли. Однако май и сентябрь — это разные вещи. Мы шли с Геной и ничего не узнавали. Что за каньоны, что за ровные, плоские пространства в километр шириной! Ничего этого не было. В общем — интересно и должно быть очень фотогенично при хорошей погоде, даже захотелось туда сбегать на выходные. Тут меня Гена просто удивил, шпарит все время, куда нужно — тут уже никакие приборы не помогут. Один каньон за другим проходим по идеальной траектории, там, где нужно, уходим существенно левее русла реки и очень удобно обходим все препятствия. Приближается стрелка истоков Хаюрты, мы все время идем левым берегом основного русла. Не доходя стрелки на обходе очередного каньоноподобного препятствия, подрезаем слабую тропу, вскоре она становится вполне приличной. И по ней далее и идем, переходим левый исток Хаюрты и плавно начинаем набирать высоту на пологий холм. На почти плоской его вершине обнаруживаем солонец и старый охотничий скрадок. Отсюда тропа становится совсем хорошей, просто отличная тропа! Идеальная! Все складывается здорово, отличный темп, никаких задержек, но есть одно существенное "но". Девчонки наши давно, уже с час как минимум трясутся от холода и скулят от голода. Мы же, хоть и входим в зону леса, пока никаких подходящих стоянок не обнаруживаем. И вообще — мы весьма высоко над рекой, и склоны к ней очень крутые. Еще минут 20 чуть не бегом несемся по шикарной тропе. Гена уже пару раз говорил, что чувствует каким-то местом, что наша, двухлетней давности, стоянка где-то совсем рядом. И вдруг принимает решение сходить с тропы и валить круто вниз. Так и делаем, и через пару минут действительно выходим на свою старую стоянку почти у реки. Не зная про нее — ни за что не найдешь. А тогда в мае мы на нее вышли, потому что шли по руслу, понизу. Вот это была удача! И Гене огромная благодарность!

Тут уже мы в том же диком темпе разожгли костер, поставили палатку и, кажется, уже минут через 15 наши замерзшие красавицы отогревались у жаркого огня. Время между тем было около 5 вечера. В летний, скажем, июльский день, можно было отсюда выскочить и в долину, до машины, но не сейчас. И подустали, и промокли. Но в целом план был выполнен на 100%, и всё прошло идеально для таких условий.

Остаток дня провели в лесозаготовках и отдыхе, мы с Геной выискивали дрова посуше, сушили вещи, грелись сами. Дождь при этом почти не прекращался. Девчонки согрелись, залезли в палатку и потихоньку там перемывали чьи-то кости, может, и наши в том числе.

Ночь обещала быть относительно теплой — пасмурно же, и осадки. Так что я не сильно старательно утеплялся, а зря. Под утро разъяснило и слегка врезало, градусов, наверно, под -5. Для моего спальника это было чуть ниже предела комфорта, и в утренние часы я слегка дрожал и постукивал зубами. Неидеальная получилась ночь.

Зато утро было прекрасно! Мы долго не валялись — солнце уже осветило противоположный склон и подбиралось к нам.

После небольшого ночного снегопада все блестит на солнце

А нам уже хотелось к машине, в тепло, и домой чтобы не поздно. Собрались и выскочили на тропу. Тропа — шоссе! Идеальнейшая тропа. Она так и идет левым бортом, в основном высоко над рекой, и так до самой долины. Мы совершили небольшую ошибку, рановато с тропы свернули влево, как только появился более-менее приличный отворот, не нужно этого делать, незачем торопиться. Лучше, конечно, иметь ГПС и ориентироваться относительно лесорубной поляны — выходить лучше всего прямо на нее. Троп и дорог там очень много — выбирайте самые натоптанные.

По дороге домой наблюдали в Тунке какую-то нереальную картину. Огромное белое облако, шириной почти во всю долину, прорвало в одном месте, и из него явно сыпалось белое. Моя камера была глубоко в рюкзаке, рюкзак — под другими, в багажнике, но все же я не выдержал, остановился, кое-как добыл камеру и снял это чудо. Вышло, правда, не очень, не удалось передать масштаб происходящего.

Облако над Тункой

Поход окончен. И, по-моему, у всех осталось ощущение чего-то замечательного, легкого, прекрасного и успешного. Всех нас накрыло ощущением гармонии осенней красоты, легкого адреналина от восхождения, эндорфинов от приятной нагрузки, когда чувствуешь каждой своей клеточкой натренированное за лето тело.

Вот такие Саяны в сентябре…

Sergey V

Андрей РябинаБез спешки, с громадным удовольствием просмотрел чудесные фотографии. Затем прочитал рассказ. Наверное это и есть ИДЕАЛЬНЫЙ поход... Всё продумано, учтено. Легко, на позитиве, без надрыва. Маленький, приятный коллектив и чудное время года... Спасибо за хорошее настроение!!!
25.09.2015, 01:53:37 |
Евгений РензинХорошо погуляли! Отличный рассказ! Я тоже хочу!
На ноябрьские уже отпросился:)
27.09.2015, 12:01:06 |
Геннадий Хитрихеев

Евгений Рензин: На ноябрьские уже отпросился:)

Эх, был свободный, гордый орёл...А теперь подрезали крылья :)
27.09.2015, 19:11:28 |
Sergey V

Евгений Рензин: На ноябрьские уже отпросился:)

Ну так — веди, Генерал!
27.09.2015, 21:41:15 |

Геннадий Хитрихеев: Эх, был свободный, гордый орёл...А теперь подрезали крылья :)

Я не в прямом смысле отпросился — просто морально подготовил;)

Sergey V: Ну так - веди, Генерал!

Это можно. Только что-то никакой идеи у меня пока нет. Куда бы в энтот раз залезть? Может, Петрович что-нибудь сочинит.
27.09.2015, 23:10:27 |
Геннадий ХитрихеевКынгарга уже поднадоела, честно говоря. Зун или Барун — там и полазить есть где, и близко.
28.09.2015, 13:52:04 |
Sergey VНасчет полазить в ноябре — что-то я не так уверен в наших способностях... Если хорошо "прижарит" в особенности..
Хотя Зун и Барун — конечно интересны. Заход по Зуну, если сравнивать скажем с заходом куда-нибудь под Пирамиду — примерно одинаково по времени, и теперь куда как комфортнее.
28.09.2015, 14:01:35 |
Sergey VА может правда — если погода будет приемлемой, на Барун, да полазать по пробитым маршрутам? Никуда ломиться весь день не нужно. Лежи себе под скалой, жди своей очереди... Горячая пища рядом, горячие напитки, жилье ...
28.09.2015, 15:02:04 |
Алексей МисюркеевА мы летом на Маттерхорн не зашли. Брали реп — по пути бросили. Залезли выше второй петли — "очко сыграло". Осталось всего метров 30. Технически несложно, но вверх-то реально, а вниз свободным лазанием напряжно. Держат лишь ботинки на трении, взяться не за что, а сквозить только далеко вниз. Зря поленились взять веревку с перевала и реп бросили. Возвращаться не стали. В другой раз.
03.11.2015, 18:39:36 |
Алексей МисюркеевА на Апполоне серьезный тур есть. Его Стрелюк еще собрал, мы его записку сняли.
03.11.2015, 18:41:02 |
Sergey VХмм, там и до последних 30 метров хватало мест на спуске. Без верёвки не комфортно, хотя аккуратно вроде лезлось. Верёвка один раз застряла, Гена полазил.
03.11.2015, 20:54:57 |
Алексей Мисюркеев

Sergey V: Хмм, там и до последних 30 метров хватало мест на спуске.

Хватало. Сначала подумали, что один неприятный участок будет — пролезли (как-нибудь слезем). Дальше опять не очень. Испытывать судьбу не стали. Подняться вверх легко, а вот вниз неприятно.
05.11.2015, 15:06:13 |
Дмитрий ДемьяновДанный отзыв заманил сходить в сентябре в данный район. Маршрут горной единички выстроился мгновенно при просмотре карт. А именно: сухой ручей — пер. Хубытский — р. Архат — пер. Поиск 1А — руч. Поисковый — р. Ара-Ошей — пер. Связочный нк — пер. Перец 1А — озеро — р. Ара-Ошей — пер. Улангольский — с. Хойтогол (были мысли подняться и на Маттерхорн, но отказался от этой мысли в рамках единички). На данный маршрут ушло семь дней с полудневкой, так что если отказаться от кольца Связочный/Перец можно уложиться в пять дней. В итоге удалось испытать похожие ощущения и настроения, как в данном отзыве. Спасибо за хороший отзыв.
22.09.2016, 15:45:50 |
Геннадий Хитрихеев

Дмитрий Демьянов: Данный отзыв заманил сходить в сентябре в данный район.