Вместо введения

Изначально штурм перевала Динозавр я планировал вместе с Сергеем, но обстоятельства сложились так, что приехал в Иркутск Миша и взял отпуск Ваня, мои друзья, с которыми в прошлые года мы ходили в походы по Байкальским тропам до Бухты Песчаной.

Для нас с Сергеем горы были уже не в диковинку, хотя опытными горными туристами нас конечно назвать нельзя, но Мишу и Ваню горными туристами назвать вообще никак нельзя, для них это был пионерский дебют. Впрочем, они сами не отказались и теперь оставалось только ждать, когда развалятся на камнях их зальные кроссовки.

Накануне нашей общей встречи Ваня, Миша и я совершили небольшой поход с рюкзаками в Долине Вулканов от деревни Шарза до озера Оло-Нур. Там же я испытал купленные трекинговые палки, благодаря ним вышел на тропу вдоль Зун-Хандагая с нормальными суставами.

Показать текст полностью

ПредыдущаяСтраница 2 из 7:  1 2 3 4 ... 7 всеСледующая

Александр Мамонтов:  Интересный опыт :)Не знаю как кому, а по мне мелкая, песчаная сыпуха на перевале вроде Крокодила или Университетского, в сто крат лучше, чем 15 тонные живые чемоданчики среднего колибра осыпи, которые всей своей массой чутко реагируют на "чуть наступить" :)))В отношении духовных испытаний, так горы это не испытание духа, тем более веры и т.п., - это место где приятно провести время с друзьями. Вот где то так видится (ИМХО).

Спасибо, Александр! Не буду спорить, для каждого горы все равно свои. Безусловно горный поход — прекрасный повод для встречи с друзьями. Позвольте я попытаюсь выразить свою мысль более понятным образом. Как я понимаю, горы это не что то одно, это всего понемногу, здесь и физическая и материальная подготовка, а с ними должна присутствовать и духовная. А главный смысл здесь в том, что в горах нужно быть готовым к ситуации, вероятность возникновения которой достаточно высока, для преодолении которой окажется мало физической, материальной и теоретической подготовки. Даже в обычных условиях похода периодически возникают ситуации, когда нужно соблюдать душевное спокойствие и в такие моменты происходит либо ломка и отторжение себя от этих условий, либо преодоление их и закалка духа. А вместе с закалкой духа в походных условиях получаешь закалку духа на всю жизнь.
27.09.2015, 22:02:15 |
Борис Чечет"У бурят развиты традиции шаманизма и они предпочитают бурханить, чем задабривают злую волю Духов"...
Лев, очень душевный рассказ! Жаль, мало фотографий! Но в этой фразе Вы не точны. Бурханят в соответствии с традицией не для "задабривания злой воли Духов" (с чего Вы взяли, что воля духов обязательно "зла"? В отличие от монотеистических религий, во множестве политеистических, в том же индуизме,у Богов и духов есть специализация: одни олицетворяют зло, другие — добро). Традиционно — бурханить, не значит пить водку, эту специфику, впрочем, быстро ставшую популярной, принесли русские землепроходцы. Бурханить, значит, проявить уважение к духам местности, эжинам. Очень достойный обычай.
27.09.2015, 22:08:16 |
Лев Белых

Борис Чечет:  "У бурят развиты традиции шаманизма и они предпочитают бурханить, чем задабривают злую волю Духов"...Лев, очень душевный рассказ! Жаль, мало фотографий! Но в этой фразе Вы не точны. Бурханят в соответствии с традицией не для "задабривания злой воли Духов" (с чего Вы взяли, что воля духов обязательно "зла"? В отличие от монотеистических религий, во множестве политеистических, в том же индуизме,у Богов и духов есть специализация: одни олицетворяют зло, другие - добро). Традиционно - бурханить, не значит пить водку, эту специфику, впрочем, быстро ставшую популярной, принесли русские землепроходцы. Бурханить, значит, проявить уважение к духам местности, эжинам. Очень достойный обычай.

Спасибо, Борис! Я действительно мало знаю о том, как правильно бурханить и признателен вам за поправку! Однако, многие не понимают истории этой традиции и доходит до какой то набожности и суеверия, что если не бурханить, то непременно будет какое то несчастье — ни то колесо пробьешь, ни то непогода зарядит и т.д. Я как христианин резко против всяческой набожности и суеверия, однако рад относится с уважением к мирным традициям и религиям. Если у вас есть ссылки на статьи с описанием этой интересной бурятской традиции, буду рад почитать и узнать больше.

А насчет фотографий да, действительно мало. Если Бог даст ещё побывать в этих местах на более длительный срок в 4-5 дней с более свободным графиком перемещений, тогда может быть я смогу сделать больше фотографий.
27.09.2015, 22:26:02 |
Александр Мамонтов

Лев Белых:  ... для каждого горы все равно свои....

Да, эта тема безконечна :) Успехов!
28.09.2015, 00:40:52 |
евгений такайшвилиЛ.Б. приятно читать, отличная "база", что особенно ценно из-за теперешнего небрежного отношения к языку. Спасибо! По поводу дополнительной "ноги", то бишь, палки, — всегда хожу с березовым посохом. Разгружает "нижний бюст", ТБС, коленные и голеностоп, замечательный тормоз и опора на спусках, третья точка опоры(!), помощник на подъёмах, особенно на крупных глыбах и "живых" камнях. Нужно только правильно выбрать длину посоха и научиться им работать.
По поводу питания... Отдельная большая тема, готов делиться опытом при встречах. Одно скажу сейчас — не таскайте консервы!!! — это МУСОР как для "нутра", так и для природы, нашей матери.
28.09.2015, 11:16:43 |
Светлана БогородскаяЛев, выразительное драматическое произведение получилось. Как бывает перед праздником — радостной подготовки к нему и предвкушений больше, чем во время самого праздника (перевала, в данном случае). Эмоции на перевале сжались во времени и зашкалили (может нужно тренировать себя начиная с низких высот?). Перевал — как ступенька роста. Желаю Вам успешно наращивать всяческие запасы прочности!
На фотографиях Вы серьезны, как и полагается инициатору. А то, что Вы не досказали, досказали улыбающиеся глаза ребят — Ваших попутчиков.
28.09.2015, 14:45:20 |
Sergey VОчень интересный рассказ, спасибо Лев! Первый опыт — просто завораживает, будто сам лезешь на этот адский перевал! И не растерялись, что вылезли не совсем туда. Молодцы!

И форма у вас уже неплохая, хотя потенциал конечно есть. На моей памяти — вроде обычная группа, зашли до ГЗЛ на Зуне часов за 5 (выехали из города утром). То есть в 5 вечера уже поставили палатки. И потом было время налегке прогуляться в верховья, до озера, спокойно пофотографировать. Это к вопросу, сколько нужно времени на творчество. Но почему-то всегда выходит некий компромисс — где-то побыстрее идти, что бы выкроить время на фото и больше пройти. Но чем больше проходишь, тем больше объектов для съемки, а времени никогда не хватает.
28.09.2015, 14:58:01 |
Лев Белых

евгений такайшвили:  Нужно только правильно выбрать длину посоха и научиться им работать. По поводу питания... Отдельная большая тема, готов делиться опытом при встречах. Одно скажу сейчас - не таскайте консервы!!! - это МУСОР как для "нутра", так и для природы, нашей матери.

Евгений, спасибо за участие и рекомендации. Пока свой выбор остановил на трекинговых палках, может в будущем предпочту другой вариант. А вот с питанием вопрос интересный, что вы предлагает в качестве альтернативы консервам?

Светлана Богородская:  Лев, выразительное драматическое произведение получилось. Как бывает перед праздником - радостной подготовки к нему и предвкушений больше, чем во время самого праздника (перевала, в данном случае). Эмоции на перевале сжались во времени и зашкалили (может нужно тренировать себя начиная с низких высот?). Перевал - как ступенька роста. Желаю Вам успешно наращивать всяческие запасы прочности! На фотографиях Вы серьезны, как и полагается инициатору. А то, что Вы не досказали, досказали улыбающиеся глаза ребят - Ваших попутчиков.

Светлана, ваши мысли приятно читать , они близки мне по духу. Вы правильно сказали про ступеньки и рост, поскольку преодолевая себя и получая новый опыт, уготавливешься к новым достижениям. Так все и есть, туризм вообще интересное увлечение, как чтение приключенческой книги с собой и своими близкими в главной роли.

Sergey V:  Очень интересный рассказ, спасибо Лев! Первый опыт - просто завораживает, будто сам лезешь на этот адский перевал! И не растерялись, что вылезли не совсем туда. Молодцы! И форма у вас уже неплохая, хотя потенциал конечно есть. На моей памяти - вроде обычная группа, зашли до ГЗЛ на Зуне часов за 5 (выехали из города утром). То есть в 5 вечера уже поставили палатки. И потом было время налегке прогуляться в верховья, до озера, спокойно пофотографировать. Это к вопросу, сколько нужно времени на творчество. Но почему-то всегда выходит некий компромисс - где-то побыстрее идти, что бы выкроить время на фото и больше пройти. Но чем больше проходишь, тем больше объектов для съемки, а времени никогда не хватает.

Сергей, наш диалог о фото продолжается ) Не знаю, можно ли выделить в горном туризме отдельный раздел для фотографирующих туристов, но по всей видимости можно. В любом случае, для успеха в фотографии, нужно очень хорошо знать маршрут и планировать его прохождение именно с учетом времени на съемки. Поскольку главное оружие успешного фотографа — это терпение , то было бы интересно научиться проводить ночевки на пиках, перевалах или в таких точках, из коих достижение интересной точки съемки может быть легко доступно. Понятно , что при этом главный замысел похода уже не просто преодоление какого препятствия или подъем на пик, а именно достижение определенных фотосюжетов.
28.09.2015, 18:49:28 |

Лев Белых: А вот с питанием вопрос интересный, что вы предлагает в качестве альтернативы консервам?

Сушёные овощи, сушёное мясо. Можно и самому готовить (дешевле получится), а можно покупать (более дорогой вариант, но без хлопот).
28.09.2015, 19:21:16 |
Sergey V

Лев Белых: В любом случае, для успеха в фотографии, нужно очень хорошо знать маршрут и планировать его прохождение именно с учетом времени на съемки.

Зачастую, по крайней мере часть маршрута уже неплохо известна. Кроме того, очень важно знать прогноз погоды. Свои силы тоже со временем получается как-то рассчитывать. Но вот насчет точно, не скажу. В общем, все это позволяет спланировать маршрут так, что бы наиболее интересные объекты съемки достались в удачное время. Про себя правда не скажу, что я сильно много об этом думаю. Чаще делается выбор в пользу — побольше просто увидеть, то есть побольше пройти.
Ночевки на пиках и перевалах — это однако через чур. Сурово слишком, не везде это вообще возможно, и требования к экипировке резко увеличиваются. Чего-нибудь дунет, порвет палатку, например, что делать? Ночью..
28.09.2015, 20:43:40 |

Sergey V: Про себя правда не скажу, что я сильно много об этом думаю. Чаще делается выбор в пользу - побольше просто увидеть, то есть побольше пройти.

Аналогично. У большинства спортивных туристов именно так. Мы делаем снимки исключительно по ходу, для отчёта. Хорошо, (но редко), когда получится что-то бОльшее, чем просто для отчёта. А вообще, я никогда не смотрю после похода свои походные снимки, потому что, ни одна фотография, даже супер-мастерская (ну, допустим, снял профи), не заменит тот восторг, что был наяву. Смотришь на походное фото, и думаешь — "фу, какая фигня, наяву всё было по-другому". И ощущения другие, и эмоции, и картинка не та... Хотя зрители, которые там не были, иногда восхищаются на "бис".
Слишком увлечённый фотограф, который не умеет снимать на ходу, которому нужно время, место и освещение, обычно, не вписывается в спортивную группу. В своей практике я знала только одного такого участника, который мог выполнить художественные качественные снимки и одновременно справлялся со спортивным маршрутом (с трудом, с большими трудностями, с конфликтами в группе, с отказом от отдыха или чего-то ещё...)
Так что, совместить спортивный маршрут с удовольствием много и качественно поснимать, практически, невозможно, к сожалению.
28.09.2015, 21:03:15 |
Лев Белых

Sergey V:  Чаще делается выбор в пользу - побольше просто увидеть, то есть побольше пройти. Ночевки на пиках и перевалах - это однако через чур. Сурово слишком, не везде это вообще возможно, и требования к экипировке резко увеличиваются. Чего-нибудь дунет, порвет палатку, например, что делать? Ночью..

Мне кажется, для отдельно взятого человека многое зависит от меры его фанатизма и увлеченности фотографией. Просто если ставить фотографию приоритетной целью, то она будет подчинять себе все остальное в походе — планирование, подготовку, экипировку и т.д. Если же нет, то вероятность успеха получения определенной фотографии будет снижаться пропорционально увеличению доли других целей и интересов. Опять же это моё понимание вопроса, коему , впрочем, я сам пока не следую и неизвестно буду ли всецело следовать, но оно играет определенную направляющую роль, некоего идеала что ли , к которому можно приближаться постепенно или в определенных ситуациях.

28.09.2015, 21:06:58 |

Sergey V: Ночевки на пиках и перевалах - это однако через чур. Сурово слишком, не везде это вообще возможно, и требования к экипировке резко увеличиваются. Чего-нибудь дунет, порвет палатку, например, что делать? Ночью..

Ничего не чересчур, а самый смак. Зимой — вот это да, требует особого подхода к снаряжению:
а летом — можно пережить. К тому же, если группа более-менее опытная.
28.09.2015, 21:14:15 |
Sergey V

Марина Васильева (Красноштанова): совместить спортивный маршрут с удовольствием много и качественно поснимать, практически, не возможно, к сожалению.

По-моему слишком категорично сказано, Марина. Даже здесь на сайте очень много противоположных примеров. Хотя, конечно очевидно, что чем спортивнее цели, тем меньше времени и внимания для творчества.

28.09.2015, 21:18:34 |

Лев Белых: если ставить фотографию приоритетной целью, то она будет подчинять себе все остальное в походе - планирование, подготовку, экипировку и т.д. Если же нет, то вероятность успеха получения определенной фотографии будет снижаться пропорционально увеличению доли других целей и интересов.

Абсолютно точно.
28.09.2015, 21:19:41 |

Sergey V: По-моему слишком категорично сказано, Марина. Даже здесь на сайте очень много противоположных примеров.

Я на сайте почти не видела по-настоящему спортивных маршрутов по своей сути. Для меня полноценная "спортивность" начинается выше "четвёрки", там нет уже возможности много снимать. Но, повторяю, был в моей жизни один кадр, который и в "шестёрке" умудрялся что-то снять. Но через определённые трудности.
28.09.2015, 21:22:39 |
Sergey V

Марина Васильева (Красноштанова): летом - можно пережить. К тому же, если группа более-менее опытная.

На Хамар-Дабане, да, конечно, стоит попробовать на гребне заночевать. Красиво и проблем особых нет. А в Тункинских гольцах.. ну я бы попробовал, например, по поясу вокруг массива Башни погулять и там и заночевать. По-моему интересное для съемки место и весьма доступное.
28.09.2015, 21:24:34 |

Sergey V: Летом еще и воду придется затащить на себе для ночевки. И тут речь не о сильно опытных.

Вода... Это не так тяжело, как вода плюс дрова для ночлега на бесснежном перевале зимой при -40 :-)
Всё относительно в нашей жизни. И за всё надо чем-то платить (либо без ужина, либо без фото, либо без сна... :-)

Ссылка, которая была дана выше. Посмотрите там перевалы Арлекино, Арсенал, Предвершинный...
28.09.2015, 21:27:21 |
Sergey V

Марина Васильева (Красноштанова): Я на сайте не видела по-настоящему спортивных маршрутов по своей сути. Для меня полноценная "спортивность" начинается выше "четвёрки", там нет уже возможности много снимать. Но, повторяю, был в моей жизни один кадр, который и в "шестёрке" умудрялся что-то снять. Но через определённые трудности.

я знаю одного человека, он и в шестерки всегда таскает зеркалку и хорошую оптику. И думаю таких немало, судя по фотографиям в интернете. Да и вот отчеты по Алтаю мы смотрели в прошлом году, много очень красивых фото на сложных маршрутах.
28.09.2015, 21:29:02 |
Sergey VДа о чем мы спорим, Марина? Лев говорит о том, что ему интересна фотография в горах. Ну и пусть выстраивает маршрут в соответствии со своими предпочтениями. Не так много в жертву принести придется! Где-то полудневка, где-то пораньше, до рассвета встать утром. Где-то- наоборот, поднапрячься и дойти до объекта вечером через немогу, что бы утром быть на месте... Ну да, неспортивно. Ну и бог с ним, со спортом.