Март 2016 года

Вместо предисловия

01.03.2016 в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Бурятия поступило сообщение, что в результате схода снежной массы в 14:30 (крск.) погиб старший туристической группы. В настоящее время туристическая группа (5 человек) находится в 70 км западнее от н.п. Орлик в палаточном лагере, в медицинской помощи не нуждаются. Для эвакуации тела погибшего 02.03.2016 привлечены спасатели Бурятской республиканской поисково-спасательной службы с необходимым оборудованием и средствами.

С 21 февраля по 6 марта 2016 года группа туристов турклуба МГТУ им. Баумана под руководством Андрея Зайцева совершала лыжный поход пятой категории сложности по Большому Саяну в районе массивов пика Мунку-Сасан, пика Топографов и Долины вулканов. 1 марта в районе перевала Чойган-Дабан руководитель группы попал в лавину и погиб. Официальная причина смерти – механическая асфиксия вследствие снежного обвала. Ниже представлен дневник, в котором описаны обстоятельства аварии, а также действия участников группы Алексея Антонова, Юрия Галачьянца, Алексея Сашова, Антона Старшова, Андрея Филатова и спасателей Бурятской ПСС, направленные на эвакуацию тела Андрея. От лица участников похода выражаю благодарность проводнику Дамбе Михайловичу Тапхарову, начальнику отдела гражданской обороны Окинского района, и спасателям Бурятской ПСС Алексею Карелину, Николаю Петрову, Максиму Горюнову, Евгению Шорстову, Андрею Ангаеву и Андрею Шубину, без которых эвакуация тела Андрея Зайцева в короткие сроки была бы невозможна.

Погодные условия были причиной резко возросшей лавинной опасности на территории Окинского и Тункинского районов Бурятии. В течение недели перед аварией погода была плохая – метель, ветер, тепло. Только 27 февраля, при подходе под пик Топографов по р. Хэлгин, погода была ясной и маловетреной, хотя также не очень морозной (утром -10-15С, днем -5-10С). Снега выпадало каждый день довольно много, его переметало выше ГЗЛ, нагружая склоны долин и создавая перегрузы на небольших перегибах рельефа. И в день аварии, и до этого мы видели следы крупных лавин со склонов долин по кулуарам и неоднократно наблюдали сходы небольших лавин в несколько сотен кубометров.

Авторы комментариев в тексте:

[АСт] – Антон Старшов

[AA] – Алексей Антонов

[АСа] – Алексей Сашов

[АФ] – Андрей Филатов

Карта района аварии

1 марта. Утром небольшой снег, ветрено, тепло. К обеду переменная облачность, иногда ветер, -10. К вечеру ветер стихает.

С утра в 9:00 начали подъем от источников Чойган по протропленной вчера лыжне. За 1:40 вышли на перевальное плато, в 11:20 мы на перевале Чойган-Дабан. Во время прохождения перевального плато наблюдаем сход небольшой лавины с локального перегиба рельефа. Снежная масса съезжает в нашу сторону, но почти сразу останавливается, не дойдя до линии движения около 100 метров. В 13:30 подошли в цирк для подъема к озеру 1982м и встали на обед в парковом лесу, почти на ГЗЛ (точка EM1 N52.601252, E98.829865 1792м). С утра прошли 6 километров. Во время приготовления обеда Андрей Зайцев с Антоном Старшовым протропили налегке до начала задутого снега (точка EM2 N52.604869, E98.828337 1890м). Для вылезания на моренную полку оставалось преодолеть 15-20 метров по вертикали 20-25-градусного склона по задутому насту до ближайших кустов, как вернувшись сказал Андрей.

Козырек упал
Микролавина
На подходах к оз. 1982м

Пообедав, выдвинулись наверх группами. Андрей с Антоном ушли в авангарде. Я в этот день заканчивал дежурство, поэтому немного замешкался с выходом, собирая бивачный бутор, и пошел догонять ребят на подъеме с отставанием в несколько минут. Собственно, я почти догнал Андрея и Антона и наблюдал их визуально возле точки EM2, сам находясь метрах в 20-ти ниже по вертикали, на серпантине. Затем ребята скрылись в пихточках за перегибом, и через несколько секунд я услышал мягкий звук схода лавины и увидел ее язык, который сразу остановился в русле летнего водотока (время по GPS Андрея 15:20 IKT). Подумал, что ребята проскочили – лавина казалась небольшой – и еще пару коротких витков серпантина продолжал движение с рюкзаком и санками. Примерно через минуту понял, что что-то не так, скинул рюкзак, подбежал в точку EM2, увидел, что лыжный след уходит под снежный завал, крикнул остальным, чтобы спешили сюда с лавинным снаряжением.

Снежная доска сошла по всему периметру моренного вала (длина линии отрыва ~100-150метров), прямо по кустам, можно сказать. Ориентация склона – смотрит на юг-юго-восток. Во время обеда его, вероятно, пригрело, так как ветер стих и выглянуло солнце. Объем схода, по оценке Леши Сашова, составил 400-500 кубометров. Судя по GPS-треку, Андрея протащило в лавине от пяти до десяти метров.

[АСт] Перед сходом лавины мы с Андреем подходили к точке разворота выше кустов, чтобы уйти на траверс влево под выдутый склон. В момент схода успели развернуться от лавины и сделать пару шагов к елочкам вниз. Времени для осуществления каких-либо действий было не более трех секунд. По ощущениям, в лавине продвинулся на 2-3 метра.

Включил лавинный датчик на поиск и быстро нашел место завала (точка EM3 N52.604870, E98.828755 1898м). Ноги и одна рука Андрея торчали из-под снега и были ватными. Начал откапывать его, раскидывая крупные блоки, затем разгребая плотный снег в области головы. Раскапывать сложно, мешают ветки кустов в снегу.

В это время в трех метрах выше услышал из-под снега мычание и понял, что это Антон. Быстро раскидал блоки и разгреб снег вокруг его головы. Антон вроде живой, хоть и в полусознательном состоянии. Прочистил ему нос и рот от снега и продолжил заниматься Андреем.

Вид из точки EM2
Вид из точки EM3

Через пару-тройку минут подошли ребята. Я на несколько минут выключился из процесса, так как довольно сильно сбил дыхание и пульс, пока бежал к месту аварии и раскапывал руками Андрея и Антона. Нужно было восстановиться. Андрей Филатов стал откапывать Антона, который после высвобождения из завала сразу смог передвигаться сам и направился вниз. Позже оказалось, что у Антона была немного повреждена и ушиблена в лавине коленка.

Мы с Лешей Сашовым и Лешей Антоновым освободили Андрея из-под снега. С момента схода лавины до этого времени прошло около 10 минут. Расположение тела Андрея в снегу – полулежал на спине затылком к склону, голова сверху. У него под правой лямкой рюкзака оказалась продета на полметра лыжа Антона (слетела с его ноги в лавине), грудь была завалена ветками и снегом, рюкзак на спине. Лыжи Андрея отстегнулись в лавине. Пульса и дыхания нет. Вкололи ему в бедро ампулу сульфокамфокаина, делали искусственное дыхание и непрямой массаж сердца около получаса. Реанимация не принесла результата. Одну лыжу и одну лыжную палку Андрея найти так и не удалось.

Вид из точки посередине между EM2 и EM3 вниз

[AA] После обеда начал движение третьим, в нескольких минутах отставания от авангарда (Андрей и Антон). Иду не быстро, так как серпантин и санки мешают. Меня догнал Юра, подкинул мысль перераспределить груз из санок в рюкзак. Идти становится получше. За это время Антон и Андрей отрываются и вижу их уже метрах в 300, серпантинящих среди последних чахлых деревьев перед выходом под моренный взлет (ниже точки ЕМ2). Юра также впереди. Через некоторое время вижу, как Юра сбрасывает рюкзак и продолжает движение без него. Удивляюсь, так как обычно это делается для тропежки, а сейчас он идет по лыжне. Антона и Андрея не вижу, предполагаю, что они скрылись за легким перегибом выше последних деревьев. Не сразу, но появляется подозрение, что впереди нештатная ситуация. Останавливаюсь. Вижу, что Юра бежит. Сбрасываю рюкзак и достаю из санок лопату.

[ACа] Я догнал Лешу Антонова, когда он доставал лопату и щуп. Бросил рюкзак с санками и пошел за ним. К месту аварии мы подошли вместе.

[АА] Юра кричит, что ребята попали под лавину (звука лавины я не слышал). Бегу наверх. По дороге кричу о произошедшем подходящим снизу ребятам: “Лопату, щуп и наверх!”. Минуты через три подойдя к месту аварии, вижу в снежной яме голову Антона. Похоже, что он в вертикальном положении, лицо освобождено от снега, он в капюшоне и маске, но понять дышит он или нет – не могу. Юра сообщает, что Антон в сознании. Также Юра частично откопал Андрея и примерно понятно, как тот расположен – на спине, ногами вниз по склону, руки перед собой. Продолжаю откапывать Андрея.

[АСа] Андрея откапывали вместе с Лешей Антоновым. Я сориентировался по ногам, руками отгребал снег с туловища, нашел руку, потом определил где голова и очистил лицо. Запомнилось, что один глаз был приоткрыт, а рот закрыт и зубы сжаты. Лицо спокойное, не сведено судорогой.

[АА] Расчищаем от снега лицо Андрея: признаков жизни не подает, в нижней части лица – посинение, один глаз открыт. Вынуть Андрея из снега мешает лыжа Антона, каким-то образом попавшая между грудью Андрея и лямкой рюкзака, и сам рюкзак, на котором Андрей лежит. Расстегиваем лямки, аккуратно вытаскиваем Андрея из снега и кладем на мои лыжи, чтобы делать реанимацию. Юра делает искусственное дыхание, мы с Алексеем поочередно – массаж сердца. В это время в 2-3 метрах выше Андрей откапывает Антона, который разговаривает и, похоже, в порядке.

[АСа] Примерно через 10 минут после начала реанимации вытащили из-под снега рюкзак Андрея и достали из него аптечку. Антона к этому времени откопали, он ходил рядом и ругался. Говорил, что-то вроде: "Колите его!" Делаем Андрею в бедро инъекцию 2мл сульфокамфокаина из аптечки.

[АА] Приблизительно через 20-25 минут после освобождения Андрея из-под снега принимаем решение о прекращении реанимационных действий. Андрей Филатов за это время полностью откопал Антона и его рюкзак. Антон, к счастью, цел и невредим и может передвигаться сам. Перетаскиваем тело Андрея на 20 метров в сторону и ниже, на лыжню. Там упаковываем в коврики для спуска к месту обеда, где можно поставить лагерь. Далее спускаем тело и весь груз к месту бивака.

[АФ] С обеда вышел последним. Не слышал ничего, что могло быть похожим на сход лавины. Заметил какую-то оживленность сверху, потом от Леши Антонова услышал: "Хватай лопату, щуп и бегом наверх!" Бросил рюкзак, щуп и лопата лежали сверху в санках. Вот только рук не хватает: и палками нужно толкаться, и лавинное держать. Пока добежал, сто раз в воображение все прикинул. Да все не так оказалось. Увидев лицо Антона, все как то сжалось, начал откапывать его. Боковым зрением заметил, что достали Андрея Зайцева, что ему делают СЛР. Был очень рад, когда Антон начал выдавать членораздельные фразы. Радовался наверно не меньше него, что он невредим. Когда стало понятно, что реанимационные действия не приносят результата, перетащили тело Андрея до елочек. Потом вместе с Лешей Сашовым копали вынос в поисках лыж и палок не меньше получаса. Удалось достать только одну лыжу и одну палку Андрея. Снега над лыжей было около двух метров.

В 16:07 (время по GPS Андрея) оттащили Андрея в точку EM2, связали из ковриков волокушу. К 17:30 перенесли все вещи и транспортировали Андрея на место обеда, в точку EM1, где было решено поставить аварийный лагерь. Вечером, после установки лагеря, отправили SMS-сообщение об аварии Мише Арабаджиеву, нашему наблюдателю в Москве. Пьем спирт, вспоминаем Андрея. Настроение на нуле. Одна радость – у нас сегодня второй день рождения Антона, но от скорби по Андрею это мало помогает.

2 марта. Ночью штиль, с раннего утра и весь день метель, сильный порывистый ветер, тепло, видимость 500м.

[AA] От нашего связного информация, что возможен вертолет. Поэтому стоим на месте, готовим тело к транспортировке вертолетом.

Мы с Лешей Антоновым с утра разведали безопасный путь спуска в долину Дунда-Гола до слияния ручьев, примерно на километр вниз от аварийного лагеря. На спуске и ниже, в лесу, много снега, ГТЛ 30-40см. Весь день сидим в аварийном лагере, ждем вертолета, который забрал бы тело Андрея. Несколько раз порывами ветра срывало печную трубу. Приходилось гасить печку снегом. Леша Сашов даже разобрал ее, но снова собрал к вечеру, когда ветер немного поутих, и нам захотелось посидеть в тепле. Андрей Филатов устроил лесосеку, заготовив дрова из всего сухого кедрача, доступного в радиусе 50 метров от лагеря.

В какой-то момент после обеда я прикорнул под спальником и услышал сквозь сон шум двигателей приближающегося вертолета.

– Вертолет! – закричал я и, протирая глаза, выскочил из палатки в пургу.

За мной подорвались ребята. Через несколько секунд стало понятно, что шум винтов раздается из динамика нашего плеера – у Антона какая-то песня так начиналась... Ползем обратно в палатку, меломаны меня подкалывают.

[AA] Становится очевидным, что по такой погоде вертолет маловероятен, решаем завтра с утра начать спуск, оставив Андрея на месте аварийного лагеря. Транспортировать тело по глубокому снегу своими силами выглядит проблематичным. Сообщаем решение наблюдателю.

3 марта. Тепло, сильный или слабый снег, видимость 500м, ветрено, иногда сильный порывистый ветер.

[АА] Утром получаем от Миши SMS с ясным указанием: “Оставаться на месте! Ждать спасателей." Расстроены и озадачены. После непродолжительной дискуссии Леша Сашов (как зам руководителя) принимает решение оставаться на месте. Жалко терять время, но остаемся.

С утра с Лешей Антоновым отпросились вниз на разведку на три часа. Стартовали в 8:30. Пройдя 200 метров вниз от конца протропленной вчера лыжни, вышли к зимовью с баней (точка EM4 N52.594645, E98.842665 1667м), от которого начинается лесная дорога вниз по Дунда-Голу. Отсюда протропили около трех километров вниз по дороге (точка EM5 N52.590667, E98.881800 1623м) и вернулись обратно. Тропежка в целом не очень утомительная (ГТЛ 30см), но местами попадаются участки метров по 50-100, где наст не держит (ГТЛ до 60см). Дорога во многих местах перебита свежими лавинными выносами с левого борта Дунда-Гола. В одном месте лавина перебивает дорогу с правого борта. Выносы проходим по одному. Вернулись в аварийный лагерь в 11:20.

Зимовье (EM4)
Тропим вниз по дороге от зимовья (EM4)
Аварийный лагерь (EM1), 3 марта

Мы с Лешей Антоновым предлагаем ребятам после обеда переместиться к зимовью с баней. Мне и Антону не нравится кулуар, под которым стоит наша палатка – из него уже приезжало до нашего прихода сюда, лавинный вынос находится в 150 метрах от лагеря, и мне все кажется, что приедет еще. Леша Сашов говорит, что если и поедет, то не доедет. Леша Антонов считает, что надо валить вниз, навстречу спасателям: сидеть на месте нет смысла, приказ оставаться – ошибочен, нам лучше видна обстановка. Андрей Филатов воздерживается. Основной аргумент Леши Сашова против перемещения – утренняя SMS от Миши с приказом оставаться на месте. Как оказалось позже, этот приказ поступил от координатора из МЧС и был ошибочным.

Я также удивлен этому приказу и предлагаю на него забить. Он нелогичен. Размышляем так: непогода затяжная, вертолет маловероятен. Даже если вдруг будет погодное окно и вертолет прилетит, около зимовья есть площадка, на которой мы сможем растянуть наш оранжевый тент в качестве сигнала для пилота. Если приедут спасатели на снегоходах, то явно по дороге снизу, увидят наш след, и мы не разминемся. Маловероятно, что они смогут заехать к аварийному лагерю – крутовато и много снега, так что нам все равно придется все тащить отсюда до дороги на себе. К тому же, в зимовье мы сможем при необходимости быстрее привести себя в походный режим. В итоге приходим к консенсусу, что от переезда в зимовье хуже не будет. Занимаемся этим в оставшееся после обеда светлое время.

Перебравшись в зимовье, решаем, что завтра нам нужно двигаться навстречу спасателям, о чем мы сообщаем Мише. Он дает добро, на этот раз подтверждая, что будет неплохо, если мы протропим лыжню вниз. По последней информации, спасатели находятся в 15 километрах от нас, по нашим прикидкам – в районе летника Шутхулай-Аман. Судя по замедлившейся скорости продвижения спасательной группы, уже на стрелке Хойто-Гола и Дунда-Гола снега достаточно, чтобы создать сложности для снегоходов. Выше по Дунда-Голу вряд ли будет проще, скорее всего – наоборот. Если завтра мы будем двигаться навстречу друг другу с одинаковой скоростью, то должны встретиться в 2-5км ниже озера Загасатай-Нур в районе обеда.

4 марта. Утром тепло, сильный или слабый снег, видимость 500-1000м. В обед сильная пурга порывистый ветер, -10-15С. К вечеру ветер стихает, иногда пробрасывает мощные заряды снега.

Подъем как обычно – дежурного в 6:00, общий в 7:00. Положили тело Андрея, его рюкзак и санки в баню, подперев снаружи старой колодой, лестницей и одной лыжей, которую сумели откопать. Документы и важные личные вещи Андрея забрали с собой.

Выход в 8:55. Довольно быстро продвигаемся по готовой лыжне. За час дошли до конца протропленного. От этого места дорога прижимается к левому борту долины Дунда-Гола. На протяжении двух с половиной километров, до наледи ниже оз. Загасатай-Нур, движемся по дороге, перегороженной частыми, через 100-200 метров, лавинными выносами. Левый борт долины здесь практически безлесый, крутой, с большим количеством лавинных лотков и прочесов, по большинству из которых недавно приезжало, местами довольно значительно. ГТЛ до 40см.

В районе оз. Загасатай-Нур
Останцы на гребне хребта Хайрхан
Тяжелая тропежка

В 11:10 делаем привал на наледи после озера, в начале сужения долины реки, высылаем Мише сообщение с текущими координатами. В 11:25 продолжаем движение. Наледь заканчивается через 200 метров, в русле начинается тяжелая тропежка. Вылезаем на ЛБ, движемся по лесу около 500 метров, подсекая потерянную на озере дорогу, которая уходит налево раньше сужения долины. Затем движемся по дороге, проложенной по заросшим лесом моренным грядам. Тяжелая тропежка, ГТЛ до 60см. Через один километр, в 12:55 (точка EM6 N52.596689, E98.956780 1587м) выходим на свежий буранный след, который уходит с полки по крутому косогору в русло реки.

Говорю Леше Сашову, что сбегаю вверх по реке на полчаса. Если мы разминулись со спасателями, то догоню их. За 10 минут добегаю до конца следа около километра. По прихватившемуся ледку в тех местах, где снегоходы проваливались в воду, видно, что спасатели развернулись 1-2 часа назад, вероятно, решив, что по руслу реки не пройти. Возвращаюсь обратно, вижу ребят и снегоходы спасателей. Оказалось, что они обедали в 300 метрах ниже и теперь продолжают пробивать след вверх по дороге. Буранный след полуметровой глубины, техника, люди в красно-черной форме – все воспринимается непривычно после десяти дней в горах, будто мы встретились посреди тайги с инопланетянами.

Встреча со спасателями
Вниз по Сенце от стрелки Дунда-Гола и Хойто-Гола

Расстаемся со спасателями до вечера. Идем вниз, на месте их обеда варим суп, обедаем с 13:30 до 14:30. После обеда за два часа добегаем до зимовья на слиянии Хойто-Гола и Дунда-Гола (точка EM7 N52.593986, E99.055177 1502м) 7 километров. Здесь у спасателей базовый лагерь.

Готовим ужин, ждем снегоходы. Они возвращаются вечером, пробив дорогу до озера. Завтра решаем все вместе выдвинуться к верхнему зимовью – до озера на трех снегоходах, затем пешим порядком. Пока два буранщика будут пробиваться по лыжне к нам навстречу, мы начнем транспортировку Андрея вниз. Антона оставляем на хозяйстве варить ужин. У него немного повреждена в лавине коленка и весь поход продолжаются проблемы с желудком. Его лыжи берет Алексей Карелин, старший из спасателей, вместо снегоступов. На туристских лыжах ему ходить очень понравилось, на рыхлом глубоком снегу они лучше держат и, главное, на них можно скользить, а на снегоступах – только топать.

5 марта. Ночью ясно, морозно, -15-20. Утром, днем и вечером слабый снег, слабый или свежий ветер, -10. Видимость 500-2000м.

Подъем дежурного в 5:30, общий в 6:20. Стартовали в 7:30. В 8:45 заехали на снегоходах выше озера Загасатай-Нур (точка EM8 N52.592864, E98.909378 1665м). Отсюда до верхнего зимовья 4.5км по прямой. Забираем акью и всемером (четверо нас и трое спасателей – Алексей Карелин, Максим Горюнов и Евгений Шорстов) выдвигаемся по нашей лыжне наверх. Спасатель Николай Петров и проводник Дамба Михайлович остаются бить буранный след. Довольно быстро, к 10:20, авангард лыжников достигает зимовья. Мы с Андреем Филатовым ставим топиться на горелке воду для чая. Остальные помогают с подготовкой к транспортировке. От зимовья сегодня видно место аварии, показываю его спасателям. В 11:40, после чая с бутербродами, начинаем двигаться вниз, четверо впрягаются в акью спереди, один сзади, двое отдыхают. Протащив акью около километра, встречаем буранщиков, которые героически пробились по дороге от озера на три с половиной километра.

Привязываем акью к бурану и движемся обратно в сторону озера. Сначала идем за бураном, откапывая и подталкивая его, если завязнет в снегу. Когда снегоход стал садиться слишком часто, меняем тактику. Мы вчетвером на лыжах дотрапливаем траншею по ширине рулевых лыж бурана, а он едет за нами, подталкиваемый спасателями в сложных местах. Таким порядком к 14:30 выходим к оставленным снегоходам и саням. Отсюда за полтора часа добираемся до базового лагеря.

6 марта. Утром пасмурно, маловетрено. Днем переменная облачность, иногда ветер. -10-15.

Подъем дежурного в 6:00, общий подъем в 7:00. Собираемся, пакуем вещи и выдвигаемся вниз в 8:30. Через пару километров реанимируем, заводим и забираем брошенный здесь буран, у которого сломалась ходовая. Тем не менее, негруженым он благополучно добирается до машины. На этом же месте лежат третьи сани, в которые ставят акью и часть вещей. Немного позже, на летнике Шутхулай-Аман забираем оставленный бак с бензином.

Групповое фото со спасателями
Групповое фото со спасателями, крупный план

К 11:40 мы в районе устья р. Булунай. Здесь дорога проходит через наледь с большим уклоном. Приходится одеть кошки и поочередно проводить бураны с санями, страхуя их на скользком опасном участке, чтобы не съехали. В целом, с каждыми километром вниз по Сенце снега становится все меньше и меньше. К 13:00 добрались до КАМАЗа спасателей, который стоит на окраине Шаснура. На КАМАЗе нас ждут двое спасателей – Андрей Михайлович Шубин и водитель Андрей Ангаев. Они уже начали волноваться за своих, так как изначально планировалось, что на снегоходах можно обернуться до места аварии за два дня, а получилось, что успели только за четыре. Связи с большой землей у КАМАЗа не было, спутниковый телефон забрала снегоходная группа. Обедаем, грузим вещи и снегоходы и выдвигаемся в Орлик.

Собираем вещи в Шаснуре

В Орлик добрались к 15:30. Здесь нас снова накормили обедом в гостевом доме. Благодарим повариху с дочуркой, которые вышли в нерабочий день, чтобы приготовить нам обед. Поздравляем женщин с наступающим праздником. После этого была встреча с главой администрации Окинского района, Баиром Дашеевичем Балдановым, который выразил нам соболезнования в связи с произошедшей трагедией и выслушал наш рассказ о случившемся. Затем мы дали показания полиции, получили от следователя направление в морг и около 18:00 выехали на машине ПСС в Кырен. Дорога до Кырена заняла пять часов. По приезду сдали тело Андрея в морг и поехали ночевать на базу ПСС.

7 марта. Утром морозно, днем солнечно, штиль, на солнце тепло.

Подъем, неторопливый завтрак остатками походной еды. Улан-Удэнские спасатели уезжают в 9:00, тепло прощаемся с ними. С утра утрясаем все вопросы с моргом. В пол-одиннадцатого приходит следователь из СК, просит кого-то из нас повторно дать показания. Отправляем Лешу Сашова. Сами собираем вещи. К 12:00 за нами подъезжает микроавтобус (Доша из Аршана, тел. 89085950259, 89085948509), прощаемся с дежурным на базе ПСС, едем за Лешей в СК (пос. Кырен, Базарная, 4) и затем в Иркутск. В 16:30 были у меня дома.

Ася, моя жена, приготовила разной вкусной еды на ужин. Ребята переночевали у меня и на такси уехали в аэропорт к утреннему рейсу Аэрофлота №1441.

P.S.

Я познакомился с Андреем в начале прошлого года, когда искал группу, с которой можно было бы сходить в лыжный поход. Андрей водил той весной пятерку на Кодар и после некоторых раздумий включил меня в список участников. Поход прошел на отлично – кодарская природа прекрасна, погода радовала почти всегда, снег катил и держал там, где требуется, горы хоть и нависали иногда, но не отбрасывали, а команда была дружной, слаженной и веселой.

Поход в Большой Саян в этом году обещал не меньшее количество впечатлений. Несмотря на тяжелые погодные условия, мы в целом не очень сильно отставали от графика. Ранее во время путешествия мы разведали сложный маршрут на в. Мунку-Сасан зап. с севера (вылезли на гребень до 2900м, далее – скальный маршрут ориентировочно 3к.с., который был нам не по зубам), совершили восхождение на пик Топографов и двигались в Долину вулканов, откуда планировали завершать маршрут. Было понятно, что реализовать программу-максимум в виде петли на оз. Хара-Нур мы не успеваем, но посещение вулканов вполне разумно укладывалось в наш график движения.

Сход лавины и трагическая гибель Андрея перечеркнули эти планы. Выражаю глубокие соболезнования родным и близким Андрея и скорблю вместе с вами. Андрей был удивительно ярким, отзывчивым и благожелательным человеком. Пусть земля тебе будет пухом, Андрей! Светлая память о тебе и твоих делах навсегда останется с нами!

Андрей Зайцев похоронен на Ореховском кладбище в Москве 14 марта 2016 года. У него остались жена и две дочки. Желающим помочь – карта Сбербанка 676280389146174938 на имя Елены Владимировны З.

P.P.S.

Недавно на проходной института меня остановила знакомая из соседней лаборатории и спросила: "Юра, я узнала, что у вас в походе была ужасная ситуация. Скажите, ну зачем вы туда ходите, в эти горы!?" Я попросил разрешения не отвечать на этот вопрос и ушел, не прощаясь.

Третьего марта, после того, как мы переехали из аварийного лагеря в избушку, во время ужина я зачем-то завел разговор про сложность в походах. И понес какую-то околесицу, как мне тогда показалось. Теперь, когда мозги немного встали на место после аварии, я могу сказать следующее. В путешествиях случается так, что люди умирают не по своей воле и не от старости. Не каждый поход, но, к большому сожалению, это происходит чаще, чем в обычной жизни. Несмотря на то, что ты, оставшийся в итоге живым, сделал все возможное и зависящее от тебя, чтобы трагедии не случилось. И нет смысла искать оправдания и утверждать, что все могло быть иначе, если бы... Смерть товарища лежит у твоих ног многотонной свинцовой глыбой и говорит: "Бери сколько сможешь и неси!" И ты берешь и несешь, не задавая вопросов и не ожидая ответов.

Любое использование материала допускается только с согласия автора.

Юра Галачьянц

И. ФефеловСветлая память...
21.03.2016, 09:41:01 |
Светлана БогородскаяСветлая память, очень жаль.

Спасибо за жизнь Антона и самоотверженный труд.

Видела фрагмент фильма, кажется, об учениях МЧС в условиях лавин. Показали что-то вроде подушки безопасности, которая накачивается воздухом и может вытолкнуть из толщи снега.
21.03.2016, 15:53:59 |
Андрей Зарубин

Светлана Богородская: Показали что-то вроде подушки безопасности, которая накачивается воздухом и может вытолкнуть из толщи снега.

Не всегда, к сожалению, можно предугадать сход лавины. В 2014 г. на Роза Хутор (Сочи) лавина засыпала людей на оборудованном склоне для начинающих лыжников.

Спасибо Юрию за подробное освещение трагических событий. Мои соболезнования...
21.03.2016, 20:25:41 |
ЕсенияСтрашно. Горько.

Спасибо за проявленное мужество, уменья; поклон за спасённую жизнь.

Светлая память Андрею Зайцеву.
Выражаю глубокие соболезнования семье Андрея, а также всем его близким и друзьям.
21.03.2016, 21:32:58 |
Евгений РензинЮра, спасибо, что рассказал нам обо всём случившемся. И спасибо, что вы не бросили там никого. Хотел бы я, чтобы и рядом со мной всегда были такие люди, как вы. Такие, в которых можно быть уверенным на все 100%.

Соболезнования родным Андрея...
21.03.2016, 22:29:44 |
Ирина ДмитроченковаНам в сердце случай целится, как из ружья...
Светлая память Андрею и всем погибшим под лавинами в этом марте...
Юра, спасибо за рассказ и за ваше мужество.
21.03.2016, 23:36:35 |
Егор ПолтавченкоСаяны — это хвойный лес
И белизна берёз,
Саяны — это синь небес
И мартовский мороз,
И в пасти чёрно-белых гор
Таблеточка луны.
А сзади полстраны....
Последние стихи Арика Круппа 12 марта 1971г.
Светлая память Андрею и всем погибшим под лавинами...
22.03.2016, 20:14:33 |
Олейник ДмитрийСам я не лыжник, по этому хочется спросить у старожилов этого туризма:
- а нет ли у Вас впечатления, что возросшее количество таких НС связано (кроме прочего) с изменением климата в сторону потепления?

Группы лезут примерно теми же маршрутами и примерно в те же сроки, что и 30-40 лет назад, а снег уже совсем другой.
29.03.2016, 10:33:28 |
Юра ГалачьянцБольшая просьба: не нужно обсуждать здесь причины аварии и проводить параллели с другими НС, увязывать аварийность с глобальным потеплением, пиками солнечной активности, уровнем подготовки групп и т.д. Пожалуйста, заведите для этого новую тему.