Памяти Андрея Зайцева

Маршрут и участники

Основная идея маршрута состояла в ознакомлении с Сурхой-Сархойским горным массивом хребта Большой Саян и посещении в конце похода Долины вулканов. Мы начали маршрут от оз. Шутхулай-Нур на р. Тисса, совершив трехдневное акклиматизационное кольцо. По рекам Хорин-Гол и Тургэн-Гол мы вышли в северный цирк Мунку-Сасан с целью разведки и попытки восхождения на вершину. Поднявшись на западный гребень из северного цирка, мы поняли, что финальный участок маршрута на Мунку-Сасан имеет слишком высокую сложность для нашей группы. Обратный выход в долину Тиссы был осуществлен по реке Хохюр-Жалга, которая оказалась очень удобной для прохождения.

Забрав заброску, мы поднялись по Тиссе и Хэлгину к пику Топографов, совершили восхождение на вершину и направились в Долину вулканов, посетив минеральные источники Чойган, которые находятся по пути, в истоках Аржан-Хема.

К несчастью, нам не удалось завершить маршрут. 1 марта, на подходах к перевалу Довурак, погиб в лавине руководитель группы, один из лидеров турклуба МГТУ им. Баумана, Андрей Зайцев. После аварии силами нашей группы и отряда спасателей ПСС Республики Бурятия была организована транспортировка тела Андрея в Орлик.

Нитка маршрута (2Мб)
Высотный профиль похода

График движения

ДеньДатаВРначВРконОбедВначВконДист, кмВ+В-Прим

21.02.20164:3020:20-Заброска, трансфер до точки начала маршрута

22.02.20168:5015:4012:55-14:201530208010,5550

23.02.20168:1017:3014:20-15:302080207014910925пер. 23 февраля (1Б рад, 2915); стрелка Тургэн-Гола и Хорин-Гола (1995)

24.02.20168:4016:2013:25-14:432070153032230770пер. Соединительный (н/к, 2300); 13км по Тиссе за заброской

25.02.20168:4018:2012:40-14:051530173517205

26.02.20168:5017:2513:20-15:001735192011,4185

27.02.20169:1013:1513:15-192021256205+4 км разведка подъема на пик Топографов от лагеря до 2585

28.02.20167:4016:00-212521258,1955955пик Топографов (2А, 3079)

29.02.20168:3014:4015:30-17:002125157013,1265820пер. Хэлгин (н/к, 2390)

01.03.20169:0015:0013:30-15:00157018105,5360120пер. Чойган-Дабан (н/к, 1930)

Участники

Антонов Алексей Юрьевичреммастер1973Москва5ЛУ6ГУ

Галачьянц Юрий Павловичшаман1981Иркутск5ЛУ5П, 4ПВ

Филатов Андрей Витальевичзавхоз1990Москва3ЛУ3ГУ

Безопасность и связь на маршруте

Мы брали с собой спутниковый телефон Turaya, по которому регулярно отправляли SMS в Москву нашим наблюдателям. При передвижении мы также использовали SPOT-трекер для мониторинга местонахождения группы в режиме реального времени. У каждого участника имелся лавинный датчик. Групповое лавинное снаряжение включало три лопаты, снежный лист и три лавинных щупа. Все участники были застрахованы.

Снаряжение

Все, кроме меня, ходили на пластиковых лыжах различных марок и конструкций с использованием мазей, шкертов и камусов. Антон С. ходил на горных лыжах со свердловскими aka бойцовскими креплениями на горный ботинок, остальные использовали скитур: Леша С. и Андрей Ф. ходили на S-Bound-ах с диамирами, Леша А. и Андрей З. – на старых горных лыжах с сильвереттами. Я ходил на Бескидах со свердловскими креплениями. Мази мне не пригодились.

Я наконец-то окончательно потерял одно кольцо от лыжной палки, которое терялось и находилось три раза в прошлом походе. У всех, кроме Антона, были санки-волокуши Сноуплан. Антон легкоходил и справлялся без санок. Серьезных поломок лыжного снаряжения у нас не было.

Из горного снаряжения мы брали две 9-миллиметровые веревки по 40 метров, несколько крючьев, 20 метров расходных петель, пять ледовых буров, ледоруб и ледовый молоток. Комплект личного горного снаряжения включал нижнюю обвязку, четыре карабина, прусик, жумар, спусковое устройство и кошки.

Быт и бивак

Мы использовали для ночевок самодельный четырехгранный однослойный шатер 4х4м и печку, рассчитывая на отопление палатки утром и вечером. Обычно дежурный вставал в шесть утра, общий подъем около семи, выход в 8:30-9 утра. Обедали/перекусывали в районе 12-13 часов. Из-за погодных условий и снежной обстановки дневной режим часто сбивался. Это выливалось в то, что приходилось вставать на ночевку или слишком рано, или, наоборот, поздно. Такой рваный режим, конечно, не способствовал быстрому и комфортному движению группы, но мы более-менее справлялись.

Холодные ночевки ожидались под г. Мунку-Сасан и пиком Топографов, для приготовления пищи выше ГЗЛ мы использовали газ. Спали в сплавовских спарках под общим конденсатором. Поскольку экстремальных ночных температур не было, все ночевки были очень комфортными. В целом, спальниками мы остались довольны. Мне очень понравилось "жабо" на шею, чтобы не дуло по плечам.

Продуктовая раскладка была составлена из расчета 570 грамм на человека в день, включая газ и спирт. Сухари, сахар и сладости для переходов на 100-200 грамм каждый брал дополнительно в индивидуальном порядке. У меня дополнительная часть раскладки составила 150 грамм в день. Утром была молочная каша и печенье, на обед – суп с мясом (при наличии костра), чай (если без костра, то на газу), колбаса и шоколад. На ужин – каша с мясом, сюрприз, колбаса, спирт, сладость.

Транспорт

Узловой населенный пункт при заброске в район – поселок Орлик, административный центр Окинского района Республики Бурятия. От Иркутска до Орлика – хорошая автомобильная дорога: до пос. Монды асфальт (300 км), затем 170 км грунтовой дороги. Мы добирались от Иркутска на 12-местном микроавтобусе Истана, водитель Доша из Аршана (тел. 89085950259, 89085948509). Зимой дорога занимает 7-8 часов. Вверх по Тиссе мы забрасывались на УАЗе-буханке, договаривались с Доржи из Орлика (тел. 89246555336). Вез нас сосед Доржи, молодой парень, к сожалению, не запомнил его имени. Вел машину аккуратно и уверенно, насколько это было возможно. Заехать смогли примерно на четыре километра выше оз. Шутхулай-Нур. Дорога тяжелая, для преодоления 70-ти километров требуется 3-4 часа. Выше по Тиссе теоретически можно проехать до устья Обо-Гола, но в светлое время суток и, желательно, зная актуальную ледовую обстановку на реке.

Дневник похода

При написании дневника я использовал в качестве конспекта путевые заметки Андрея Зайцева, сделанные во время похода, и постарался сохранить их стиль. Надеюсь, хотя бы в какой-то мере это у меня получилось. Время везде указано иркутское (Москва+5), борта долин – орографически.

21 февраля. -15-20, ясно; вечером на озере Шутхулай-Нур ветрено.

Иркутск. Попросил Дошу подъехать в 4:30 за мной, затем едем в аэропорт. Рейс прилетел без опозданий, встречаю ребят. Темно, грузимся, едем. По пути распределяем раскладку, потом спим, едим колбасу. В Кырене заезжаем к спасателям. В Мондах погранцы отправляют к уполномоченному заставы (слева за мостом). Вышел дядька, забрал документы, подобрел, когда узнал, что мы идем в Долину вулканов, и исчез на 15 минут. Вернувшись, сказал, что все ОК, только говорить нужно не Чойган, а Жойган. Едем дальше в Орлик. Заезжаем в кафе На Белом Иркуте, едим бухлер и позы. Ребята довольны.

Дорога иногда красивая, иногда – скучновато. Пасутся сарлыки, коровы и лошадки. Маршрутка едет быстро, дорога от Монд хоть и грунтовая, но хорошая, местами новая, недавно отстроенная. В Орлике в полвторого. Пересаживаемся на УАЗ Доржи, перепаковывая и сортируя вещи. Оставили у него в Орлике баул с цивильными вещами. Связь МТС, Мегафон, Теле2. Танцуем с бубном вокруг спутникового телефона (Турайя). Понимаем, что голосовой связи в походе не будет. Но SMSки телефон исправно отправляет и принимает.

Егеря
Шутхулай-Нур

Выезжаем в начале пятого. УАЗ-буханка прет, дорога плохая. Колеи, бывают объезды прижимов. По реке дорога проходит редко. По заснеженным местам машина вязнет. Доехали до первого озера, уже темнеет. Ко второму озеру подъехали в темноте. Проехали несколько километров выше по реке, до первой мокрой наледи (19:40). Здесь оставили заброску, вернулись на зимовье на втором озере (20:20). В зимовье один бурят, потом приехали еще пятеро – работники нацпарка, строят дом для туристов. Мы ночуем в палатке возле зимовья. Готовим в зимовье на печке, мужики предоставили нам дрова и воду.

22 февраля. Утром -30, дымка, штиль; днем -15, вечером -20, ветрено.

На Тиссе
Полынья

Идем вниз по Тиссе около километра, подсекая долину Хорин-Гола. Снег есть, но его немного, ГТЛ 10 см. Далее сворачиваем направо вверх по хорошей вездеходной дороге, проложенной по ПБ долины. Сначала полого, потом крутой набор. Серпантины и спрямления проходим ногами. Вскоре, однако, дорога снова становится довольно пологой. Идем полками ПБ. Немного ниже устья Тургэн-Гола – заброшенная геологическая база. Снега становится больше. ГТЛ до 30 см. Дорога уходит на ЛБ, мы сворачиваем в русло реки и на стрелке обедаем. Дров много.

Левый приток Хорин-Гола
Геологическая дорога
Gentlemen only

От устья Тургэн-Гола – крутой участок подъема, заканчивающийся трехметровым водопадом. Залезли водопад без рюкзаков по боковой стенке. Дальше два километра полого по наледям, переметенным снегом, до ГЗЛ. Снег в русле задут в наст, но в кустах ощутимая тропежка. Встали на реке немного выше ГЗЛ, укрывшись от ветра, который дует сверху по долине. За дровами сходили с Андреем З. на ПБ и раздербанили старую кедровую корягу. На наледи ниже лагеря есть вода. Готовим на печке. Вокруг красота, ночью вся долина залита лунным светом, завтра наверх.

Небольшой водопад на Тургэн-Голе
Массив Мунку-Сасан

23 февраля. Утром ветрено, ясно, -20; днем -10-15; во второй половине дня ветер усиливается; вечером пасмурно.

Антон на спор со мной за 40 минут приготовил кашу. Еще темно, но собираемся. Выходим в сумерках в 8 часов. Сначала полкилометра идет наледь, потом по задутому снегу в русле до верхнего цирка. Здесь берем левее и, поднявшись на 30 метров, оставляем лыжи. В 9:10 начинаем подъем пешком по слабовыраженному ребру, которое является северным бортом последнего ЮВ цирка долины. Снега мало. Склон крутизной до 30гр, средняя, реже мелкая сыпуха. Идти вверх удобно, падать некуда.

Верховья Тургэн-Гола
Путь подъема

В 11:30 вылезли на гребень. Открывается южный цирк и далекие виды. Хребты вокруг стоят суровые, куда ни глянь. Андрей Ф. идет медленно, ему неудобно в новых скитурных ботинках. На другую сторону гребня сбросы, обрывы и торчат скальные зубья. Прошли вдоль гребня, обходя бастион, и попали на предвершинное седло. На юг крутой снежный кулуар, внизу угадывается выполаживание. С нашей стороны тоже снежный кулуар. На южную сторону м.б. лавиноопасно. Сложили тур, перевал назвали "23 февраля". Дальнейший путь по гребню на вершину слишком сложен для нас – скальный маршрут 2-3 к.с., перепад высоты до вершины ~150 м. С гребня видно, что, возможно, более простым для восхождения является маршрут из цирка по предыдущему ребру, ведущему прямо к вершине, минуя гребневой участок. Хотя скальный участок на этом ребре более протяженный, он кажется более пологим и менее технически сложным, чем финальный участок западного гребня.

На гребне
На пер. 23 февраля
С пер. 23 февраля на юг

Вершинная башня
Гребень и ребро

В 12:30 начали спуск по пути подъема. Спуск, пожалуй, дался нам несколько сложнее подъема из-за метеоусловий – ветер усиливается, начинается поземка. Сашов идет медленно, Андрей З. его сопровождает. В одном месте у него так застряла нога в камнях, что пришлось разуваться. Антон решил поскитурить и еще ~100 м шел в лыжах от того места, где мы оставили свои. Скатываясь вниз, он красиво убрался в рыхлом снегу. У лыж были в 13:45.

Обед с видом на Сасан
Вниз по Тургэн-Голу
На подходах к оз. Хандагай-Нур

Обедаем в шатре, каркадэ греем на газу. Собираем вещи и скатываемся вниз по наледям. Немного не доходя до водопада, сворачиваем налево, срезая по полке стрелку Хорин-Гола и Тургэн-Гола. Ребята мажут лыжи. На полке есть микрорельеф, снег-крупа (ГТЛ 40). В общем, идти не очень удобно. В русле Хорин-Гола, в том месте, где мы к нему вышли, – каньон. В принципе, слезать в реку не стоит. В русле много снега и нет наледи. Через полкилометра полка выходит к руслу реки, какое-то время хорошо идем по переметенной наледи. Вскоре снова начинается тропежка. Потом долина расширяется и русло разбивается среди больших кочек и травяных бугров, какая-то нетипичная коряка. По этому болоту идем до озера около километра. Здесь вдоль ПБ – автомобильная колея, снега на берегу нет, он весь выдут. Проходим до ЮЗ оконечности озера и встаем на ночевку в лиственичном лесу на склоне в 200 метрах от берега, спрятавшись от западного ветра за каменной грядой. На удивление, в лесу снега 1-1.5 метра, сверху наст. На озере и на берегу сурово дует. Дрова нужно поискать, но они есть.

Антон никакой – что-то болит, но непонятно, что именно. Антонов кашляет с Москвы. Сашов тоже не очень бодро идет. В общем, полкоманды болеют, ужос!

24 февраля. Утром -15, ветрено; днем и вечером -10-15, ясно; к ночи погоду ломает, несет облака со снегом с СЗ.

Озеро Хандагай-Нур на рассвете

Утром задувает, но не так сильно, как ночью. Завтрак готовим на костре. На озере и в долине встречный ветер, не очень холодно. В маске – комфортно. Пологий подъем сначала по долине реки, затем ЛБ по старой дороге. Подошли к каньону в 9:30. Перед наледью надели кошки. Каньончик короткий, 200 м, но кошки нужны. Сверху снова снег. Отсюда около километра пологого подъема по насту в русле до перевального плато с озерами. Вышли на перевал в 10:30. На пластике народ мучает отдача. Леша С. медленно ползет, акклиматизируется. Перевал назвали "Соединительный". Перевальная местность очень похожа на Приполярный Урал.

Верховья Хорин-Гол
Панорама перевального плато

Бежим по плато в сторону своего ущелья. Вправо забирать сильно не нужно, лучше идти по линии падения воды, чтобы обойти сбросы и слезть в долину. Склоны цирка могут быть лавиноопасны, сюда, должно быть, неплохо наметает с перевального плато при надлежащих условиях. В правой части цирка громко булькает водопад. В цирке снег глубокий, наст не держит, ГТЛ до 50 см. Около километра тропим по кустам, потом в русле становится более задуто, появляются дрова. Вскоре (12:00) начинается обширная наледь, которая продолжается около трех километров. Долина Хохур-Жалги широкая, живописная. По бортам долины недавно гулял сохатый, видны его следы. Слабый ветер в спину.

Верховья Хохюр-Жалги
Вид назад

В районе впадения левого притока долина долина начинает сужаться, падение реки возрастает, в русле появляются камни и снег, но пока можно идти в лыжах. Через километр, перед особенно мокрой наледью, встаем на обед на полочке.

После обеда выходим в кошках на наледь. Река крутая, но без экстрима. Отличный спуск по ступенькам среди леса. Каньон неглубокий. Когда уже казалось, что он заканчивается, уперлись в восьмиметровую ступень. Можно облезть по берегу. Мы решили потренироваться и дюльфернули, рассудив, что вниз – не вверх. Красивый водопад. После водопада появляются следы охотников. Прошли еще 300 метров в кошках, но можно сразу надевать лыжи – уклон русла становится меньше. Бодро съезжаем до Тиссы к 16:20 и ставим здесь лагерь. Речка очень понравилась!

Водопад на Хохюр-Жалге
Тисса

Оставляем Лешу С. и Андрея Ф. на хозяйстве. Вчетвером трындуем пешком за заброской. Долина Тиссы красивая, правда долго по ней идти утомляет, однообразно. Не доходя до точки около километра, нас догнали буряты-охотники на Ниве. Они подкинули Лешу А. до заброски и затем привезли обратно весь наш скарб. Обратно шли в сумерках, в лагерь пришли в темноте в 19:40. Антоха второй день лечится, а сам тропит как автомат.

25 февраля. Весь день слабый или сильный снег, ветрено, -10; на открытых пространствах метель.

Утром снежок, на реке метет и дует встречный западный ветер. Выходим в масках, хрустим в кошках по льду, сзади загруженные санки. Делаем остановки под прикрытием берегов. Через четыре километра проходим скалу Хара-Бойса (10:00), под ней проруби и рыбацкие причандалы, прикрытые рогожей. Видимо, поставлена сеть. Речка иногда бьется на рукава, смотрим, куда идут следы машин. В какой-то момент потеряли след и впаялись в тропежку, плавно переходящую в мокрую наледь, но в основном сухо. В паре километров перед устьем Обо-Гола встретили бодрых охотников на УАЗе-пикапе, говорят – добыли зверя. Собаки в кузове тоже выглядят довольными.

Устьевой каньон Обо-Гола
Водопад на Хэлгине

С трудом доходим до устья Обо-Гола (11:30). Пока народ подходит на стрелку, гуляем с Андреем З. посмотреть устьевой каньон. Выше первой ступеньки лезть не стали, так как без кошек и кайла можно свалиться в дырку. В целом, просматриваемая часть – кучерявая, проходится свободным лазаньем. Выходим обратно на реку (12:00). Вскоре приходится надеть лыжи, так как на наледи становится много снега. За километр до устья Хэлгина начинается ощутимая тропежка (ГТЛ 20 см). Проходим немного вверх по Хэлгину и встаем в начале ущелья на обед. В попытке добыть воды из полыньи, Андрей З. едва не ушел под лед, провалившись на подмерзшей корочке, заваленной снегом. Вовремя подбежал к нему и помог выбраться. Пока варился суп, протропил полкилометра вверх по каньону. Снега много (ГТЛ 40 см), река в каньоне мощная, есть полыньи с открытой водой, ледовые мосты. Нужно с осторожностью выбирать путь.

После сытного обеда выходим вверх по Хэлгину. Через полчаса уперлись в восьмиметровую водопадную ступень, под ней чаша с открытой водой. Обходим воду слева по кромочке, Андрей З. пролезает водопад налегке, груз переносим в две ходки. Перильная страховка не требуется. Прохождение водопада заняло один час. Выше водопада снега становится больше, уклон реки возрастает, в русле крупные валуны, между которыми лыжи проваливаются куда-то вниз. Тяжелая тропежка, первый без рюкзака. Через километр долина расширяется и выполаживается, но наста нет, тропежка также сложная. Проходим четыре километра от водопада, встаем лагерем у воды в полынье. Дров много, метет, ветер СЗ. Все в мыле, сильно удолбались. Поужинали отлично, Андрей З. засюрпризил салатик из фасоли и сухариков с чесночным соусом. Волшебник. За бортом тепло, -5, идет снег. В лесочке тихо, на реке дует. Все круто!

26 февраля. Погода весь день как вчера, к вечеру холодает до -15.

Утро не порадовало. Собрались, снежок, тепло. Тропежка челноком. Плоско, кругом лес, идем по руслу реки. Через километр встречается участок заснеженных мокрых наледей, затем на излучине реки качественно впаялись в воду под снегом, еле отскреблись. Обошли берегом. Через полкилометра долина сужается (11:00), в русле открытая вода, крупные камни, но уклон в целом небольшой, по ПБ курумник. Обходим это безобразие по ЛБ. Тяжелая тропежка по лесу (ГТЛ 50 см). Через километр выходим на озеро (11:40). Здесь Антоха показал мастер-класс – включил шестую передачу и задубасил почти все озеро Додо-Хухэ-Нур с рюкзаком! По озеру идти, конечно, немного легче, чем по лесу, но два километра с кулем – это заявка на пожизненный титул "Железная ляжка".

Залипон
Перед Додо-Хухэ-Нур

Дальше снова сужение долины, снова снег, полыньи в русле (13:00). Снег ухает. Встаем на обед у очередной открытой воды в полукилометре выше озера. Андрей Ф. идет задумчиво, у него сильно стерты ноги. Бегаю к нему, отнимаю рюкзак с костровым снаряжением – без канов на обеденной стоянке делать нечего.

Борщ – гут! Леша С. протропил полкилометра во время обеда. Топаем дальше без остановок. Первому без рюкзака не очень тяжело, второму с санками – самая мякотка, поэтому все боролись за право быть первым. Впереди в метели стало видно подъем на морену. Вылезли на нее, поняли, что ГЗЛ здесь. Решаем вставать на ночевку у последних деревьев. Место популярное, дров мало, но мы с Андреем З. нашли огромный поваленный кедр на склоне и напилили сучков. Снега очень много, местами лыжи проваливаются по развилку. Костровая яма 2 метра глубиной.

В борьбе со своим непонятным недугом, Антон уверенно приближается к использованию ампульных лекарств. Весь спектр таблеток от фурацилина до пургена уже опробован и признан неэффективным. Слегка ему полегчало с валидола, да и то на десять минут. Иногда, смахивая слезу, мы украдкой радуемся, что Антон слаб, с ужасом думая как он попрет, если выздоровеет.

27 февраля. Утром -20, днем -5-10, вечером -10, ясно, маловетрено.

Утром Леша А. из костровой ямы сообщил, что за бортом ясно и морозно. Не ожидали! Положительные новости были подкреплены рисовой кашей и сюрпризной пол-литровой бутылочкой клубничного варенья на завтрак.

Моренная плотина перед Дэдэ-Хухэ-Нур
Панорама Хэлгина с моренной плотины
Вниз по Хэлгину

От лагеря в восточном цирке видна маковка какой-то вершины, вероятно, пика Топографов. Берем по паре полешек для печки на вечерний и утренний обогрев палатки. Протропил налегке лыжню вверх на моренную плотину за полчаса. В крутых местах следует соблюдать осторожность: снега много, висят козырьки. С плотины открывается отличный вид на верхнее озеро (Дэдэ-Хухэ). Возвращаюсь обратно за рюкзаком. На озере можно тропить с рюкзаком (ГТЛ 30 см), но скорость небольшая, проходим его за 1:20. С ПБ видны свежие следы лавин. Наледь после озера (12:00), отмеченная на карте, засыпана снегом, хотя идти становится полегче. Здесь пару раз снег хорошо ухает под тропящим. При подходе к каньончику наблюдаем сход снежной доски с ПБ в начале каньона. Сужение русла проходим, придерживаясь ЛБ. Дальше все полого. В целом, лавинная опасность присутствует. Все ухает, съезжает, оседает от одного вздоха, иногда в неожиданных местах.

Выходим на Дэдэ-Хухэ-Нур
На озере
Свежие лавины

От каньона проходим еще около километра до начала маршрута на пик Топографов (13:15). Время обеденное. Ставим палатку под моренным валом возле раздвоенного камня. После обеда с Андреем З. сходили наверх на ледник посмотреть маршрут. Моренный вал прошли пешком по камням, опасаясь лавин. По леднику вышли до начала подъема на восточный гребень, примыкающий к вершине. В первой половине пути придерживались ЛБ ледника, здесь более полого. Вершина и ледник очень живописны в последних лучах солнца. Подъем занял полтора часа. Обратно съехали за 20 минут. Отличная катуха по мягкому снегу. Вечером играем в ётту, отдыхаем, красота!

Пик Топографов
Панорама с ледника
Лагерь

На второй день похода оказалось, что Антон – истовый болельщик Спартака, а Леша Антонов радеет за ЦСКА. Теперь каждый день, иногда по несколько раз, у нас есть отличная возможность наблюдать очередную серию стэнд-ап шоу со спортивным уклоном "Свинина против конины". Если эпизоды футбольного спора инициированы раздачей сала на перекусе или нахождением подковы в перевальном туре, то в эфир выходит расширенный выпуск передачи, а рука машинально тянется к поп-корну на тумбочке возле дивана. Вот и сегодня вечером был очередной раунд этой эпической словесной битвы. Попытался вставить свои пять копеек, но практически сразу, как ленинградец, был назван бомжом и с позором изгнан с ринга.

28 февраля. -5-10, весь день метель, свежий или штормовой ветер, видимость 100-500 метров.

Ночь была звездная и тихая. Перед рассветом тоже тишина. Андрей З. встал дежурить в полшестого, к семи позавтракали. Выходим в сумерках. Погода довольно резко ухудшается, поднимается ветер, поземка, небо затянуто. По вчерашним следам вышли на ледник (8:30). Дальше вчерашняя лыжня переметена. Подходим под подъем на восточный гребень (слева п/х). По снежным полям между камней влезаем бóльшую часть подъема в лыжах. Не доходя до гребня 50 метров (10:10), надеваем кошки и обвязки, выходим на гребень, топчем ступени вдоль него под камнями. Южная сторона гребня обрывается вниз отвесной стеной. Видимость снижается до 200 метров, так как ветер и метель усиливаются. Уклон постепенно возрастает. Дошли до угла, дальше снег становится очень глубокий. Андрей З. налегке с кайлом бьет траншею, вытаскивает веревку наверх, закрепляет ее на выступе. Уклон 35-40гр. Отсюда одна веревка через скальную пробку на косую полку под скалами. Далее траверс снежника вправо п/х и 50 метров подъема 40-50гр по правому краю снежника по глубокому снегу до вершинного гребня. Андрей З. тратит много сил, чтобы пробить траншею: сначала гребет руками и кайлом, потом бьет коленями, затем топчет снег ногами. Над снежником висят карнизы. Траверс проходим по одному и сразу уходим на подъем. Кинули веревку для спуска. Андрей Ф., вылезая последним, ее поправил.

По гребню до тригопункта 100 метров пологого курума. На вершине в 13:10. Погода разыгралась не на шутку. Снег, пурга, порывы ветра сбивают с ног. Фотографируемся и валим вниз. Последним налегке идет Андрей З. и снимает веревки. Выходим к лыжам в 14:50. На лыжах едем в молоке, ветер, пурга, холодно, видимость 100 метров. Идем вниз по GPS-треку. Еще на подъеме мою маску забило снегом, летящим в разнообразных направлениях, поэтому иду без нее. Горизонтальный снег сечет глаза, но без маски на леднике видно хоть что-то.

На вершине
Стела

Слезли к палатке (16:00), растягивали ее на ветру вшестером. Снега вокруг хоть и много, но фирна, пригодного для построения ветровой стенки, нет. Чтобы как-то защититься от ветра, насыпали вокруг палатки снежный вал, воткнули сверху санки, положили рюкзаки. Перекусили, пургуем. Видимости нет, палатку трясет. Вечером поужинали на газу и спать.

29 февраля. Утром -5-10, ветрено, пасмурно, иногда пробрасывает снег; вечером -5-0, слабый снег, ветрено.

Утром продолжает дуть, но пурги уже нет, даже что-то видно. Встали пораньше, сварили на газу. Выходим вверх по долине, траверсируя ПБ над каньоном. Через километр выходим в русло ручья, забирая немного вправо. Троплю моренный взлет без рюкзака. Видны следы схода лавин. Вскоре становится совсем задуто. Кажется, что мы на седловине (9:35), народ уже снял камуса. Но тут немного раздуло и мы увидели, что впереди еще один сорокаметровый взлет.

Перевальная записка
Вечернее шоу "Антонов и Старшов" обеспечено

Выходить на перевал лучше с левой п/х стороны. На перевале (10:10) есть тур, в нем записка группы из Улан-Удэ. Катим вниз. Спуск плавный, но видимость плохая. Много свежего снега, приходится тропить даже на спуске. Опасаемся лавин с бортов долины в местах ее сужения. Стремные места проходим по одному. Верхнее озерцо не заметили. Проходим второе озеро, небольшой каньон (11:10) и расширение долины за ним. Перед третьим озером спуск в узком каньоне. Довольно круто, сверху висят карнизы, в русле задуто. Скатились траверсами по одному. Народ ругается на санки. Советую закладывать более пологие линии на спуске. Спустились на озеро, посидели (11:40). Немного разъяснилось, вокруг красивые крутые горы. Слева нависают отроги пика Чойган.

После озера моренная плотина из бульников, далее пологий участок с мокрой наледью и через километр – смотровая площадка (12:30), с которой открывается вид на долину Аржан-Хема и источники Чойган. Справа водопад. Спускаемся траверсами по ЛБ. На спуске жесткий фирн, лавируем среди кустов и камней. После спуска русло сужается, встречаются участки льда и воды под снегом, но все проходится на лыжах.

Вниз оп Аржан-Хему
Чойган рядом!

Довольно быстро начинается суровая тропежка (ГТЛ до 60 см). Правый борт долины – крутая скальная стена с кулуарами, оттуда сходят лавины, перебивающие русло ручья. Через километр уперлись в водопад (13:20), обходим по полкам справа, по летней тропе. В русле еще больше снега (ГТЛ до 80 см), даже первый налегке испытывает сложности. Через полтора километра выходим к источникам (14:40) .

Спуск к ГЗЛ
На источниках

Еще два с половиной часа заняла экскурсия по источникам, установка лагеря и приготовление обеда. В 17:15 выходим с Андреем З. тропить лыжню вверх на перевал. Андрей надел камуса. "Ну все, тушите свет", подумал я. Идем ПБ ключа, ведущего на перевал. Подъем тяжелый, даже в камусах Андрей иногда ругается. Несколько раз выхожу тропить первым, но понимаю, что без камусов в глубокой крупе плохо получается набирать высоту. В итоге бóльшую часть пути дотрапливаю балконы за Андреем. Кажется, в группе появился новый претендент на титул "Железная ляжка". Размышляю, как воспримет эту новость Антон. Иногда Андрею удается пройти, не подмяв наст. На таких участках долго копаюсь в глубоком снегу, отстаю. Поднялись до начала выполаживания склона в 19:20. Вернулись в темноте.

Искупались в радоне. Ужин ударный, очень тепло. На источниках нам понравилось. Вокруг никого, кедрово-пихтовая тайга, Тува! Только кедровки недовольно кричат и ветер гуляет по верхушкам деревьев на склонах долины.

1 марта. Утром небольшой снег, ветрено, тепло; к обеду переменная облачность, иногда ветер, -10; к вечеру ветер стихает.

С утра долго собираюсь, пакую рюкзак, разгружаю санки перед подъемом. Попросил у Леши А. ледовый молоток, чтобы сплющить два газовых баллона. Леша с радостью достал его из рюкзака, вручил мне и, со словами: "Не торопись, наверху отдашь", как-то сразу засуетился и ушел догонять Андрея З. Прощаюсь с Чойганом, скребусь на перевал последним. Пожалуй, на Бескидах сегодня мне досталось больше всех. В рыхлой крупе с тяжелым рюкзаком без шкертов держит плохо, иду на зубах, взвалив санки на рюкзак. Выбрались до конца протропленной лыжни за полтора часа. На перевале в 11:20. Полчаса отдыхаем, поджидаем отстающих. Затем проходим 2 км по перевальному плато (ГТЛ 20-40 см), приспускаемся в левый приток Дунда-Гола и обедаем в парковом лесу (13:30). В ручье есть открытая вода, рядом дрова.

Тува
В верховьях Дунда-Гола

После обеда мы планируем взять еще один перевал и пройти через плато в долину Довурактыг-Ханаш-Хема. Погода этому, кажется, способствует. В середине дня на перевале через тучи начинает робко проглядывать солнце, немного холодает.

Группа на марше
Перевальное обо

Первый день весны. Никто не знал, что в этот день жизнь Андрея Зайцева оборвется. Андрей ушел на свой последний перевал, не попрощавшись. Вспоминаю, как он собирается на обеде, как я вижу их вдвоем с Антоном, споро идущих по лыжне. Вот они скрываются в пихточках за перегибом… Белая смерть караулила, расставляла сети и силки, взводила курки. И сегодня одна из ловушек сработает, прицельно и метко сбросив на головы ребят несколько тонн снега. Кто-то скажет: "Судьба", кто-то подумает: "Злой рок", кто-то будет корить за легкомысленность и невнимательность. Но Андрея не вернешь... С нами останутся останутся ниточки троп, дорог и лыжней которые были пройдены вместе. Маршруты можно нанести на карту и измерить линейкой и секундомером, но нет мерила, чтобы посчитать цену прожитых минут. Светлая тебе память, Андрюха! Спасибо за оптимизм, жизнерадостность, уверенность и стремление вперед, которыми ты заражал людей вокруг!

Юра Галачьянц

Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо за рассказ. Оборвался внезапно. После этих последних строк уже и не хочется ничего обсуждать...
18.05.2016, 15:04:35 |
Светлана БогородскаяПрочитала, все в рассказе теперь с определенным смыслом. Спасибо.
18.05.2016, 16:05:22 |
Есения
... Бывает, когда привычно настраиваешь гитару или играешь на ней, струна внезапно и неудачно для тебя обрывается, оставляя след-ощущение длиною в жизнь.
Но музыка-то ни при чём, она не виновата; и ты к ней когда-нибудь обязательно возвращаешься, потому что тебе без неё — никак.
19.05.2016, 19:43:06 |
Евгений РензинЮра, спасибо.
22.05.2016, 22:50:58 |
Марина Васильева (Красноштанова)Памяти друзей:

21.06.2016, 00:46:25 |
Юра ГалачьянцПрошел год, как нет нет Андрея. Он шел по жизни с девизом "Не ленись!", подавая пример окружающим. Любящий муж, отец и сын, опытный руководитель и путешественник, сильный спортсмен. Часто вспоминаю его, хоть мы и познакомились в 2015 году и прошли вместе только два похода.