Карта маршрута
Рассматривали три варианта поездки: 1) Через Улан-Батор — автотур в пустыню Гоби и центральную часть Монголии. Этот вариант отпал из-за дорогих авиабилетов и достаточно высокой стоимости тура. 2) Через Барнаул — автотур по западной части Монголии или конный тур в Монгольский Алтай (приграничная зона с Китаем). Эти варианты не подошли по датам. 3) Через Иркутск в северную часть Монголии на озеро Хубсугул и его окрестности. Туры и экспедиции на определённые даты по этому направлению не предлагались, в отличие от первого и второго варианта, поэтому стала искать того, кто сможет организовать конный тур.

Отчётов по Северной Монголии в интернете оказалось не так много, но достаточно для того, чтобы иметь представление, что посмотреть и куда обратиться по поводу организации тура. Хорошие отзывы о турбазе Саян Радиан и её директоре Доржготове. А тут ещё сестра прислала ссылку на эту турбазу, написав, что ей её порекомендовали. Сначала связались с представителем этой турбазы в Иркутске — Сергеем. Он дал контакт Доржготова, чтобы сразу напрямую уточнить всю необходимую информацию про конный тур.

Доржготов предложил маршрут на семь дней. Будет сопровождать один проводник, он отвечает на маршруте за лошадей, дрова, костёр; предоставляет вьючные сумы (даалин), костровое оборудование, котелки.

Теперь надо было решить, как будем добираться из Иркутска в Ханх и обратно. Прямого сообщения нет, даже до Монд общественный транспорт не ходит, хотя уже после поездки в каком-то отчёте прочитала, что автобус до Кырена, если народ наберётся, за дополнительную плату довезет до посёлка Монды. У нас же было два варианта: заказывать трансфер либо брать машину напрокат, что на двоих получается накладно. Выручила моя подруга Юля, решив с мужем и дочкой составить нам компанию и отдохнуть на турбазе несколько дней. А на обратную дорогу заказала трансфер у Дмитрия Брянского, знала, что он давно занимается трансфером и организацией поездок, в том числе в Монголию.

С нами решили поехать моя тётя, двоюродная сестра и Юлина подруга. Итого семь взрослых и один ребёнок 19 июля утром на двух машинах отправились в путь.

Дорога в Монголию. 19.07 (вс.).

Монды
Иркут
Будда Шакья Муни

Всё шло по плану. Из дома выехали в 8:40, по дороге заехали на заправку и в продуктовый магазин. Доржготов предупредил, что в Ханхе небольшой выбор продуктов, поэтому для похода лучше привезти продукты из России.

Не спеша мы поехали в Култук, где был запланирован поздний завтрак в кафе и встреча со второй машиной.

В 11:30 выехали из кафе. При въезде в Тункинский национальный парк расположен пост, где берут деньги за посещение парка. Мы сказали, что держим путь в Монголию, нас попросили предъявить загранпаспорта, после чего пропустили. Поворот на Аршан проехали в 13:10, по дороге два или три раза останавливались минут на десять. Дорога до Монд неплохая, везде асфальт, правда, шёл ремонт нескольких мостов, объезд по гравию.

К посёлку Монды подъехали в 15:00. Село находятся в приграничной зоне, поэтому на въезде в Монды установлен пропускной пункт, проверили наши паспорта.

В Мондах зашли в кафешку на поздний обед. Примерно минут 40-50 у нас ушли на обед, дозаправку автомобиля бензином и на осмотр Будды Шакья Муни.

Дорога до границы хоть и заасфальтирована, но было ощущение, что мы плывем по волнам, такая она неровная.

У границы мы были в 16:00, нам повезло, как только мы подъехали, пограничники открыли ворота и пропустили партию машин, в которую мы попали.

Процедура прохождения границы хорошо описана в отчёте http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=552&sec=4. Но кое-какие моменты отличались, например, на российской границе в помещении сотрудник таможни выходит, собирает паспорта, а через 5-10 минут их выносит и раздает. И в дополнение к отчёту, на монгольской КПП пассажиры и водитель заполняют анкету (анкета на монгольском языке). В комнатке слева есть пример её оформления, поэтому трудностей заполнить её не было, только ручка потребовалась. Анкету и паспорт отдают в окошко пограничнику, бланк он оставляет себе, паспорт уже со штампом возвращает. Пассажиров отправляют за ворота на территорию Монголии, а водители остаются на осмотр автомобилей. Сбор в этом году составил 70 рублей. КПП летом работает до 17:00 без выходных.

Дополнительно. Нельзя провозить червяков для рыбалки. А ещё я где-то читала в Интернете, что границу нельзя пересекать пешком (без автомобиля), спросила у пограничника, он сказал, что можно.

Ура, мы в Монголии! На прохождение границ ушло 1:20. По гравийной дороге мы доехали до шлагбаума – въезд в Хубсугульский национальный парк, к нам подошли инспектора, взяли с нас по 100 рублей с человека, выдали каждому билет, одну брошюру с картой на русском языке и мешок для мусора.

Вдали показались дома с яркими крышами – это Ханх.
Яркие крыши Ханха
Сначала дорога идет по «верхнему» Ханху, здесь справа и слева продуктовые и сувенирные магазины, потом дорога спускается к озеру, внизу дорога уходит влево, а к турбазе надо проехать чуть дальше прямо, через деревянный мосток. Если ворота закрыты, то их надо открыть самим и ехать до стоянки. Справа большая юрта – кофе-бар, в ней с левой стороны стол администратора. В администрации Зэлмэ, он представляется, как Дуужий или Соня, они хорошо говорят по-русски, обслуживающий персонал по-русски не говорит.

Ханх. На турбазе Саян-Радиан. 19.07 – 22.07 (вс-ср).

Турбаза "Край Земли" (Саян-Радиан)
Вид на Хубсугул с балкона
Мой номер
Вечерний Хубсугул
Обо на перевале Хавцал-Дава
Река Хавцал (Первая речка)
Источник Бор Бургас
О Бор Бургас
Река у источника Бор Бургас
У источника Бор Бургас

В 18:15 мы приехали на турбазу. К нам вышла Соня, сказала, что нас ждут с утра и уже волнуются, что мы всё не едем. Было приятно. Она проводила нас в номера, показала, где душевая и туалет, спросила, будем ли мы ужинать и не возражаем ли, если на ужин нам приготовят позы.

У меня номер был с двумя окнами и видом на озеро. Комната светлая, чистая (в номере шкаф, тумба, тумба-стол, рядом у кровати бра и зеркало, два полотенца – большое и маленькое).

Туалеты и душевые в другом конце дома. Туалет очень приличный. А у душевых я отметила несколько минусов, из которых первые три встречаются очень часто на турбазах или гостевых домах. 1) Плохо стекала вода; 2) Сложно настраивается нужная температура воды; 3) Съезжала с «петель» дверь; 4) мне не хватало ещё одного крючка для одежды и полочки для косметички; 5) душевую не моют после каждого посещения отдыхающих, поэтому надо просить, чтобы поддон помыли.

На втором этаже большой балкон. Здесь стоит стол, за которым можно трапезничать, если вы с собой привезли еду, или просто посидеть, любуясь Хубсугулом.

Кроме благоустроенного дома на территории стоят уютные юрты на трех и четырех человек. В юрте есть печка, ночами бывает холодно, поэтому при необходимости можно её затопить. Если печку топить не умеете, то можно попросить, чтобы прислали дежурного, который поможет её растопить. Дверь юрты днём лучше закрывать — суслики воруют вкусняшки.

На турбазе имеется баня. У берега два кострища, рядом скамейки. Около некоторых юрт столы под навесом и лавки. Из развлечений есть бильярд, монгольский лук, моторная лодка, несколько вёсельных лодок.

Кофе-бар. Еду надо заказывать заранее. На завтрак русская еда (каши, блины), на ужин подается в основном монгольская кухня (хушуры, буузы монгольские, домашняя лапша с отварным мясом яка). Кормят на турбазе очень вкусно. В баре можно приобрести алкогольную продукцию.

Экскурсии. Предлагаются различные экскурсии, в основном связаны с рыбалкой (автомобильные и на моторной лодке), но также можно заказать конные прогулки, поездку на мыс 13 обо (обо — место, где поклоняются духам), к кочевникам и на источник Бор Бургас. Полный список экскурсий и услуг представлен на сайте.

В первый день мы решили поехать на Первую речку (р. Хавцал). Дуужий рассказал, как туда доехать. Надо повернуть сразу перед мостиком налево. Дорога здесь каменистая, даже на внедорожнике можно днищем зацепить камни. Поднявшись вверх на пригорок, дорога идёт по степи и здесь можно чуть разогнаться.
Хариус

На этой речке есть такие места, где рыбу можно поймать руками. Что ж, надо проверить. Занятие оказалось очень азартным, получилось поймать хариуса, которого я сразу и выпустила, и пошла обследовать речку вверх по течению. По дороге из воды выловила куски сетей, какие-то ловушки, на берегу тухла икра, кто-то из туристов выпотрошил её из рыбы в большом количестве. Неприятное зрелище и вонь.

Вернулась к своим, когда они уже готовили уху из рыбы, которую наловили удочкой в яме около устья. Каждому досталось по рыбке, вкусно.

Вечером поехали в «верхний» Ханх, посмотреть, что продаётся в магазинах. В основном товары из верблюжьей шерсти (носки, наколенники, пояса, одеяла, пледы, одежда), из кожи (брелки, сумочки, тапки, сапоги, панно «Монгольской тематики»), а также сувениры (магниты, шахматы, миниатюрные юрты, карты и др.). В продуктовых магазинах выбор небольшой, но хлеб, консервы, крупы, спиртное, конфеты купить можно.

Следующим утром взяли напрокат лодки на вёслах и отправились рыбачить. Первый час провели безрезультатно, на второй, когда отплыли подальше (где не было видно дна), поменяли настрой, выпили по 50 грамм и понеслось – даже вытаскивали по три рыбы за раз.
Рыбалка

После рыбного обеда поехали по навигатору в местность Бор Бургас (Бор Бургасан), где находится одноименный источник. За Ханхом надо повернуть направо и выехать на дорогу, которая идет параллельно реке Ханх-Гол и дороге, идущей до границы. Наш путь пролегал по степи, встречались стада овец, коз, преграды в виде оврагов. Где точно распложен источник, мы не знали, но вот вдали увидели синие ленты — хадаки, которые повязывают в священных местах в качестве символа уважения. Кажется, нам туда.

Ещё днём на ужин заказали Хорхог из половины барана. Это национальное блюдо готовится в бидоне с раскаленными камнями. Получается очень вкусное мясо. За раз всё мясо съесть не смогли, часть попросили оставить на обед следующего дня.

Помощница

Первый день похода. 23.07 (чт.)

Мунху
Р. Джаргалант-Гол
Мы уже заканчивали завтракать, как в кафе зашёл солнечный мальчик в национальном халате — дэли. Дуужий нас познакомил, имя нашего проводника – Мунх-Эрдэнэ (для нас просто Мунху). Оказалось, что сопровождать нас будут два проводника, второй ждёт на улице, его имя Пурузая (для нас Пуру). Приятная неожиданность – вчетвером веселее. Но это не всё, хоть нас чуть заранее предупредили, что проводник не говорит по-русски, но всё-таки было не очень понятно, как же мы будем понимать друг друга.

Первую пятиминутную остановку сделали на уже знакомом нам обо. Там встретили монгола, который хорошо говорил на русском языке, он продал нам ногу барана, о чём мы потом ни капельки не жалели.

На обед остановились рядом с речкой на пригорке. Ребята быстро набрали хворост и развели костёр, вскипятили воду для чая. Пуру достал два кожаных мешочка и высыпал в котелок из одного что-то вроде сушеной зеленой травы. После того как трава придала воде зеленоватый цвет, Мунху предложил нам налить это зелье, я показала ему жестами, что только после того, как они попьют, попьем и мы (а то мало ли как действует этот напиток).

Напившись травяного чая, стали готовить обед. Пока закипала вода, я достала лист бумаги, ручку и стала записывать перевод слов (котелок, нож, чашка, костер, ветки и т.д.). Так мы с Мариной начали учить монгольские слова.

Где-то к семи вечера приехали к дому Мунху. Нас вышли встречать его мама, маленькие братья и сестра. Сразу проводили в дом, посадили на кровать. Хозяева в доме суетились – готовили еду, чтобы накормить нас, а мы в это время рассматривали комнату. В комнате три кровати, печка, тумба между кроватями, резные-узорные сундуки, телевизор 60х годов, радио. Электроника работает от энергии солнечной батареи. На стене висели дипломы и медали, которые завоевали два коня Мунху на скачках. Сначала нас угостили монгольским чаем с молоком. Мне было сложно, я чай с молоком не люблю, но не могла отказаться, чтобы не обидеть хозяев. Следом нам подали сушеный сыр и домашнюю лапшу с кусочками мяса.
Ах, как она играет:)

Поужинав, мама Мунху предложила нам переночевать в доме, мы поблагодарили, но стеснять гостеприимных хозяев не стали и пошли ставить палатку. На небе сгущались тучи, вся семья Мунху вышла из дома помогать нам устанавливать палатку. Дождик переждали с Мариной в палатке, делясь впечатлениями от первого дня похода. Когда дождь закончился, Мунху позвал поиграть в бадминтон, и до темноты мы гоняли воланчик.

Очень хотелось на ночь выпить обычного пакетированного чая, я долго пыталась объяснить Мунху, что мне нужен кипяток. Оказалось, что кипяток есть только в котле, где был монгольский чай (с молоком!). А так как котлы не моют, то и кипяток был с молоком.

Второй день похода. 24.07 (пт.)

Дом монгола
Река Хонгор бууш
Вдоль р. Хонгор бууш
Река Хонгор бууш под горой Эмээл
Гора Эмээл

Проснулась рано (около 6 утра). Мама Мунху тоже уже встала, показала, где можно умыться, и пошла будить Мунхо. Хозяева явно не ожидали, что туристка на отдыхе так рано встанет.

Мунху предложил монгольский чай, но я постаралась вежливо отказаться, и попросила кипяток, в этот раз Мунхо сразу понял, что я прошу. На улице с Мариной попили кофе, любуясь просторами Монголии. В дом заходить не стали, чтобы не беспокоить ребятишек, которые ещё спали.

Попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы отправились вверх к реке Хонгор бууш мимо других домов этого улуса.

Ребята включили музыку на телефоне, светило солнце, настроение отличное, не считая того, что у нас с Мариной самочувствие неважное, наверное, из-за акклиматизации.

Закончилась степь, начался редкий лес – лиственницы и невысокие кустарники.

Тропа закончилась, и мы пошли по руслу реки, бродя от одного её берега к другому. Пуру показывал жестами, что мы молодцы, справляемся с конями, которые не хотели идти в воду, но всё-таки шли.

На небе показались грозовые тучи, и я предложила искать место для обеда, чтобы успеть поесть до дождя. Пока снимала краги, ребята разгрузили грузовую лошадь, организовали костёр и принесли воду. Вот это скорость! Нас с Мариной эта скорость поражала весь поход, и всё это без суеты, ловко, незаметно.

К четырем часам мы уже пришли на место ночёвки – рядом с горой Эмээл. То ли от усталости, то ли от раннего подъема утром, но, поужинав, мы с Мариной уснули. Проснулась, когда начало смеркаться, и очень вовремя, ребята поставили кипятить воду на чай. Пока мы спали, Мунхо нарисовал картинки и пытался нам рассказать что-то про них. Но, увы, мы не понимали, что он хотел нам рассказать. Появились на небе звёзды, по-монгольски звезда — од, вот пролетел спутник, а вот звезда «упала», да ещё какая яркая, и как долго она падала, жаль на камеру не заснять.

И правда, чем не монголка
Чем не монголка?

Третий день похода. 25.07 (сб.)

Помогает при боли в горле
Что за растение?

В 8:45 мы стали подниматься на перевал. Наверху болотистое место. Увидела кустарник, похожий на сайгандайлю, сорвала листочки, нет, не она, эти листочки по запаху напоминают больше лимон. Впереди виднеется озеро Хар-нуур, большого впечатления не произвело, мне больше понравилось маленькое озерцо недалеко от Хар-нуура, название которого не знаю. И красивый вид на реку Хороо-Гол и хребет Большой Саян. По дороге Мунхо набрал растений, показал, что оно от болезни горла помогает.

На перевале
Гора Эмээл (вид с северо-востока)
Вид на хребет Мунку-Сардык
Озеро без названия (около оз. Хар нуур)
Озеро Хар нуур

На обед остановились в долине реки Хороо-Гол. Только вскипела вода для чая, как к нам приехали гости – монголы на конях. Ребята налили им чай. Пока мы с Мариной готовили плов с бараниной, гости рассматривали и, похоже, обсуждали нас. Допив чай, гости уехали. Плов получился удачный, Пуру показал, что ему обед понравился, в отличие от обеда в первый день, когда приготовили борщ из банки. Ну, и хорошо. Под песни в исполнении ребят, мы отправились на перевал Утраг-Даба. Ночёвка у нас запланирована на источниках Утраг.

]
Река Хороо гол
Долина реки Хороо гол
Долина р. Хороо гол
Озёра на перевале Утраг Даваа
Озеро на перевале Утраг Даваа
Обо на перевале Утраг Даваа

Поднявшись в горку по дороге, ребята свернули и повели нас не по дороге, а по прямой. Путь до перевала показался мне бесконечным: чередовались камни и болотистые места.

Перед спуском с перевала находится обо. Мунхо совершил обряд, подтянул на конях подпруги и мы стали спускаться по дороге. Природа здесь отличается – стали встречаться кедры, больше кустарников и сочной травы.

Перешли мост, а от него 5 минут, и мы на источниках. Около реки Утрагийн-Гол — палаточный лагерь отдыхающих. Ребят попросила пройти посмотреть место для стоянки дальше, надеялась, найти укромное место. По дороге ребята встретили приятелей. Пройдя чуть дальше, перед нами открылась очень большая поляна, на которой также стояли палатки. В центре поляны расположились обеспеченные монголы, их лагерь выделялся – современные кемпинговые палатки и рядом дорогие японские автомобили. У остальных отдыхающих палатки были каких-то шестидесятых годов. Пока мы шли, рассматривая место, наши мальчики уже были наверху поляны, где нас ждали. Подъезжая к ним, я увидела, как из недалеко стоящей палатки вышли несколько молодых мужчин, которые радостно кричали Мунхо и Пуру, чтобы они «припарковывались» с нами рядом. Увидев моё мотание головой, Мунху всё понял, повернули обратно. По дороге встретили мужчину, который показал свободное место у реки, где мы и остановились. Соседи у нас были все семейные, так что здесь как-то спокойнее.

Спросили у наших мальчиков, где они будут ставить палатку, чтобы свою поставить рядом. Пришли первые гости – приятели ребят, которых встретили по дороге. Опять гости стали обсуждать нас. Через некоторое время, наши ребята пошли отводить коней пастись, а приятелей оставили за нами приглядывать. Марина ушла к речке, а я осталась готовить ужин, и тут пришли гости – несколько семей: дети, взрослые, старики. Встали полукругом около и стали меня рассматривать, что-то на монгольском говорить. К этому я не была готова. Когда готовилась к поездке, такого в отчётах не встречала, и просто не знала, как себя вести. Около меня встала девочка лет пяти с рыжими красивыми волосами, её бабушка заметила, что я обратила внимание на девочку и её волосы, и стала мне что-то говорить, показывая на мои волосы и на волосы девочки. Вернулась Марина с фразой «Слона водили на показ». Наши гости переключились на Марину. Надо было бы чем-то детей угостить, но конфет мы с собой не брали, только могли предложить сухари со сгущёнкой. Я заметила, что у монголов сгущенка не вызывала интереса, попробуют и больше не берут, в отличие от абрикосового варенья.

Для нас было неожиданно, что мы вызвали такой интерес у отдыхающих, поэтому было немного некомфортно.

Вернувшись, Мунхо увидел всю эту картину и наши округлённые глаза, не знаю, что он сказал, но люди стали расходиться. Остались только приятели ребят. Поужинали, мне было неудобно, что гостям не можем ужин предложить – котелок у нас ровно на четыре порции. Когда дошли до чаепития, то тогда уже предложили гостям угощаться. Нас разглядывали весь ужин. Если у нас в России люди отводят глаза, если ты засёк, что на тебя смотрят, то в Монголии смотрят на тебя без стеснений, не отводя взгляда.

Гости ушли, но обещали вернуться. Как я это поняла, не знаю, но поняла я правильно. С Мунху надо было обсудить завтрашний день — во сколько будем вставать, выходить, сколько есть времени на осмотр источников и где находится водопад Ушир. По первым вопросам быстро всё выяснили, а вот где находится водопад, он никак не мог показать ни на одной карте. Марина уже вступилась за него, говорит мне, что к нему пристала, он на местности знает, где водопад. Я ей в ответ, он то знает, а я нет. Не могу, если не ориентируюсь, куда мы идём, у меня должно быть всё под контролем. Тут Мунху радостно подходит с картой и показывает на небольшую речку — водопад на ней. Ура, выяснила.

Мунху мне минут 10 говорил, что они с Пуру идут привязывать коней. Я это поняла раза с пятого, но пока я не выговорила эту фразу «Би тендес моро уля», он мне её повторял и каждое слово пояснял. Когда Мунху убедился, что я его поняла, он успокоился, показал, что нам с Мариной надо идти спать, и с Пуру они ушли. Мунху о нас беспокоился, чтобы мы не переживали, что они куда-то ушли и нас бросили.

Я так подробно это описала, чтобы показать, что наш проводник старался сделать всё, чтобы нам было комфортно.

Успели только умыться, а ребята уже вернулись. Мы пошли спать, а к ребятам пришли их друзья и они ещё сидели разговаривали.

Четвертый день похода. 26.07 (вс.)

Ночью спала плохо, просыпалась от запаха пожара, не от запаха дыма костра (этот запах другой), а именно от дыма пожара, кто знает, тот меня поймет. Утром будильник сообщил, что надо вставать. Пошла к реке, где было кострище у дерева, которое видела ещё вчера. Сразу поняла, что внизу тлеют корни двух деревьев, и если не затушить, то вполне начнётся пожар. Взяла котелок и миску – самую нашу глубокую посуду и начала тушить. На пятнадцатый подход, я поняла, что не справляюсь. Встал Мунхо, показала на костёр, стали вдвоём его тушить. Справились.

Позавтракав, Мунхо повел нас на источники. Первый был от головной боли. На этом источнике воду не пьют, а под струю подставляют голову, вода холодная. Далее по настилам из досок идёшь дальше, у каждого источника установлена табличка с надписью, какой орган он лечит (печень, почки, глаза, желудок и другие).

У источника от головной боли
Корочку хочешь?
Рашаан
Большая поляна у источников Утраг
Туалет
Гости и Мунху
Водопад Ушир

Обратно через перевал шли по дороге. Встретили велосипедиста, обменялись приветствиями, мужчина оказался из Усолья-Сибирского, путешествует один.

На стоянке для обеда, ребята отправили меня ловить рыбу. Ни на удочку, ни на спиннинг не поймалась, обидно. При этом я видела, как рыба рядом с крючком плавает.

После обеда пошел дождь и сопровождал нас до водопада Ушир. Ночёвка была запланирована недалеко от водопада. Чтобы не гонять нас по горам, Мунху поехал искать место для ночлега. Вернувшись, сказал, что подходящих мест нет, приняли решение возвращаться в долину реки Хороо-Гол и там ставить палатки.

Спустились вниз, дождь прекратился. Только расположились, вскипятили чай, как на горизонте появился мотоцикл, а следом УАЗик. Я радостно сообщила, что к нам едут гости. Мотоцикл завернул к нам, машина поехала дальше. Нашими гостями оказались мужчина с девушкой. Они ехали на источники, сопровождая УАЗик. Монгол оказался очень весёлым и общительным. Пока мы общались, пассажиры и водитель УАЗИка, не выдержали ждать своих сопровождающих и через некоторое время подошли к нам, как раз во время разгара совместной фотосессии. Пофотографировшись наши гости продолжили свой путь.

Еду приготовили к тому моменту, когда снова начался дождь. Ужинали в палатке у ребят, она у них довольно большая, но протекала, и ветер гулял.
Во как!

Пятый день похода. 27.07 (пн.)

Чих (монгл.). Изучение слов
Озеро Шар нуур
Сар (монгл.). Изучение слов

Погода пасмурная, временами небольшой дождь. Настроение поднимали себе песнями. На обед остановились вдали от дороги рядом с лиственницами, чтобы можно было натянуть тент. Здесь оказалось грибное место – полянка рыжиков, к сожалению, все червивые.

После обеда по дороге встретили косулю. На ночевку встали около озера Шар нуур. Дождь к вечеру прекратился, и стало разъяснивать.

Вечер провели за изучением монгольских слов. Пуру в это время куда-то уехал, а вернувшись, пытался нам что-то сказать про турбазу. В данном случае, мы не поняли, что хотел сообщить нам Пуру.
Морь, морь, сар (монгл). Конь, конь, луна.

Шестой день похода. 28.07 (вт.)

Рыбалка

Сегодня у нас днёвка. Мунху попросил не будить их утром, поэтому мы сами развели костёр из ранее заготовленных ребятами дров, сварили завтрак и пошли рыбачить. Опять неудачно. Для успешной рыбалки надо было на удочке поменять крючок, на спиннинге сделать другой настрой и 50 грамм выпить, а мы этого ничего не сделали. Зря удочку и спининг весь поход возили. Жаль, что ребята совсем не рыбачат.

После обеда все пошли отдыхать, а я пошла гулять. Солнце светит, погода отличная. Дорога перешла в тропу, и она стала уводить меня от озера вверх, пришлось сойти с тропы и пойти к озеру.

Около озера набрела на кучи из костей. Упс… Бегом обратно в лагерь.

Ай, ай
Рядом с костями

В лагере тишина, все спят. Нет лучше способа будить, как начать колоть дрова.

Спросила у Мунху, можно ли вдоль озера на конях прогуляться. Пошли втроем, Пуру остался в лагере за главного.

Перешли речку Хара-Бут-Гол, грохот которой было слышно в лагере, дальше прошли лесное озеро. Красота!

Озеро Шар нуур
Вид на нашу стоянку
Озеро без названия рядом с оз. Шар нуур
Восточная часть озера Шар нуур
Озеро Шар нуур (фото с юго-восточного берега)

Дошли до истока реки в западной части озера. Ландшафт здесь другой — огромные валуны. С Мариной слезли с коней. Стали ждать, когда Мунху своего коня привяжет на той стороне и вернется за нами.

Мунху стал сначала переводить моего коня, а Маринин конь пошёл следом. И в какой-то момент он лёг на камни (боялся идти дальше). Мунху отдал мне моего коня и побежал к Марине. Скомандовал коню подняться, а конь, подскочив, ногой попал в расщелину между камнями. Долго пытались освободить коня из каменного плена. Наконец, у Мунху получилось освободить ногу коня.

У коняхи ободрана кожа на двух ногах, но это не страшно, больше всего мы боялись, что у него может быть закрытый перелом. Идет подхрамывает. Марина переживает, Мунху пытается скрыть своё огорчение, показывает, что ничего страшного, но чувствовалось его волнение, ведь это конь, который в скачках участвует и побеждает.

Прошли мимо костей, я показала их Мунху. Вечером он нарисовал, что это волки яка загрызли.

Пришли в лагерь, оказалось, что Пуру палец ножом сильно порезал. Марина обработала и перебинтовала палец Пуру. А в это время Мунху стал проводить обряд, над конём, а потом и над всеми нами. Наверное, чтобы злых духов отвадить и чтобы у коня с ногой всё было хорошо. Потом мы ему предложили смазать раны коня левомеколем, чтобы быстрее зажили. Конь сопротивлялся, но всё-таки раны были обработаны.

Впечатлений за день достаточно.

А вечером на небе появились звёзды и Венера над макушкой горы Саянского хребта.

Заключительный день похода. 29.07 (ср.)

Перед грозой
Мунку-Сардык с монгольской стороны
Гроза над Хубсугулом
В поисках воды

Первым делом пошли смотреть ногу коня. Ура, её не раздуло, а ссадины зажили. Мунху вскочил на коня, проскакал, вернувшись, сказал, что с конем всё нормально.

По дороге на турбазу мы ещё завернули в сторону российской границы, откуда открывается красивый вид на Мунку-Сардык.

Спустившись обратно на дорогу, коней пустили вскачь. Коняхи резвые, не зря они на скачках завоёвывают медали. Кроме этого на них очень комфортно передвигаться шагом, поэтому меньше устаёшь в пути. Я со своим конём могла спокойно отходить, чтобы фотографировать, и он достаточно спокойно ждал, пока я сделаю кадры. Недостаток коней, на которых мы с Мариной ехали, что им было сложно (страшно) ходить по каменистым берегам, рекам.

Когда подъезжали к базе, на горизонте показались грозовые тучи, сверкали молнии. А ребятам в ту сторону ехать домой. Мы с Мариной решили, что нельзя ребят отправлять голодными, надо организовать прощальный ужин.

На турбазу приехали примерно в восемь немного уставшие, чуть-чуть голодные, сильно запылившиеся и «громко» пахнущие конями, но очень довольные туром и немного грустные, понимая, что всё, поход закончился.

Очень было приятно, что нас вышли встречать Зэлмэ и Доржи Доржготовы. Мы делились с ними нашими впечатлениями и позитивными эмоциями. Доржготов предложил сходить в баню, но мы попросили организовать ужин на четверых. Нам накрыли стол в доме, чтобы и мы не мешали отдыхающим в кафе, и нам было комфортно.

С ребятами прощались под проливной дождь с грозой.

На турбазе. 30.07 (чт.)

Сегодня мы организовались на экскурсию «13 обо». Кроме 13 обо мы посетили место для медитации – небольшое углубление в земле с видом на Хубсугул. Затем побывали в юрте монгола-кочевника, здесь нас угостили чаем, сыром и творогом.

Вечером в кафе пели песни https://youtu.be/NBfc8jZLxfg?list=PLuwWWx5pw4P5gy6ix15jV8N6R0o22PbWM.

Обратный путь. 31.07 (пт.)

13 обо
Юрта
Место для медитации
Свинцовые тучи

По правилам турбазы мы должны были освободить номера до 12 часов, поэтому договорились, что машина приедет за нами до этого времени. После завтрака собрали вещи и стали ждать машину. В это утро очень много отдыхающих уехало с турбазы. Алексей – сын Дмитрия Брянского, приехал за нами только около 12:30, т.к. на границе была большая очередь. С турбазы нас не выгоняли, мы никуда не спешили, поэтому совершенно спокойно ждали машину.

Подъехали к границе, ни одной машины, минут через пять нам открыли ворота. Кто поедет в первый раз, обратите внимание на схему движения, надо проехать вправо за здание. Мы быстро прошли все необходимые процедуры оформления. На выезде и на нейтральной территории стояли машины перед российской границей. Российскую границу проходили по аналогичной схеме, как в сторону Монголии. В итоге затратили 1:20 на прохождение двух границ.

К границе
До свидания, Монголия
Здравствуй, Россия

В Мондах остановились на обед в кафе на левой стороне в сторону Иркутска. Буззы мне здесь не понравились.

В Иркутск въехали около 22 часов с двумя короткими (5-15 мин) остановками у заправки и в Култуке у кафе.

В Мондах

Заключение

Организация похода на очень хорошем уровне, даже то, что проводники не говорят по-русски (мы узнали об этом только, когда приехали на турбазу) не испортило нам отдых, а наоборот, оставило больше впечатлений, но в какие-то моменты словарик или разговорник не помешали бы.

При планировании похода обсуждали, что проводник возьмет на себя еду. Но, по опыту, мы закупили еду на троих плюс на всякий случай. Так и получилось, ребят мы кормили, нас это не напрягало.

Отдых удался!!!

В дополнение к рассказу можно посмотреть ещё фотографии и небольшое видео.

Мария Соловьева

И. ФефеловУдался, да!

Насколько помню, в Кяхте нельзя. В Мондах, видимо, можно.
12.05.2016, 16:08:20 |
Андрей РябинаВеликолепный рассказ!
12.05.2016, 20:22:54 |
Мария Соловьева

Андрей Рябина: Великолепный рассказ! Мария, Вы ведь и с нашей стороны на конях путешествовали. Как Ваше мнение, где лучше? Имеет ли смысл туда ехать?

Андрей, спасибо! Мы с подругой планируем ещё съездить в Монголию и Дархатскую котловину посетить, интересно было бы добраться до самого высокого водопада в Монголии (находится в районе Хубсугула), про который пишут в интернете, но никто не видел. Нам Северная Монголия очень понравилась. При этом я очень люблю Саяны с нашей стороны.
В конных походах ещё очень много зависит от того, какой конь достанется. В этом походе у нас кони были шикарные

И. Фефелов: Удался, да!**А ещё я где-то читала в Интернете, что границу нельзя пересекать пешком (без автомобиля), спросила у пограничника, он сказал, что можно. Насколько помню, в Кяхте нельзя. В Мондах, видимо, можно.

При необходимости, лучше позвонить на КПП и уточнить.
14.05.2016, 02:25:14 |
Юра ГалачьянцВ Мондах точно можно переходить границу пешим порядком.