Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

- Мамик, а почему Байкал – это озеро? Он же большой, как море…

- Мамик, а почему мы на самолёте всего одну ночь летели, а на поезде – три дня поедем?

- Мамик, а почему ты так клещей боишься, а крапивы – не боишься, а клещи что, так больно кусаются, сильней крапивы, прямо умереть можно?

- Мамик, а почему солнце утром на том берегу было, а вечером – на этом?

- Мамик, а почему у тебя такой большой рюкзак, а у меня маленький?

- Мамик, а почему на этих картинах горы такие раскрашенные, а они, в самом деле, совсем не такие?

- Мамик, а почему ты вот ты эту ягодку называешь земляникой, а эту – клубникой?

- Мамик, а почему в этом тоннеле есть рельсы, а в этом – нет?

- Мамик, а почему на скалах написано, что мальчик «тра-ги-че-с-ки по-гиб»?

- Мамик, а почему у нас в Москве везде дорожки и тропинки, а тут одни овраги и камни, и трава такая высокая?

Бесконечные вопросы шестилетней Юльки, брат — семилетний Илюша, осаждает не менее замысловатыми ответами:

- Ну, ты ваще-е-е… Байкал – это и есть море.

- Это же по небу, а то по земле. Понимаешь ты, или нет?

- Клещ, знаешь, как может цапнуть? Сразу в обморок упадёшь. И умрёшь.

- На том, берегу, на этом… Мы-то вокруг Байкала идём!

- Ну, ты обхвати хотя бы большой-то рюкзак, по земле, что ли, его поволокёшь, или сама на нём поедешь?

- Горы такие розовые не бывают, это художники в музее разрисовали.

- Ты чо-о-о? Земляника – маленькая, она в лесу, а клубника – большая, её на рынке продают.

- Рельсы — только для поезда нужны, а в этом тоннеле – просто так, пешком ходят.

- Мальчик – полез на скалу без взрослых, вот и упал, и ты упадёшь, если будешь юлой крутиться.

- Так, то ж Байкал, а не Москва тебе… Тут же траву не косят.

Иду, молча слушаю этот детский диалог, иногда выносящий мой мозг за грани очевидно понимаемого… Уже устала отвечать, но больше устала думать – как ответить, чтобы дети поняли. Поэтому иногда спекулирую с ответом:

- А ты сама (сам) как считаешь? Подумай-ка...

И пока дети лопочут между собой что-то своё, спорят, рассуждают, у меня только и остаётся сил на короткое:

- Ага… Угу… Ну да… Всё правильно… Молодцы, — а по ходу смотрю: где можно остановиться на ночлег, где укромно и безопасно, где вода рядом, где соседей подозрительных нет, где дрова можно добыть, где палатку поставить, где землянику поесть…

Идём по кругобайкалке, в настоящий поход, с ночлегом, с палатками, с костром. Для Илюши – это второй поход с палаткой, (первый был здесь: http://lince.ru/travels/ya_-_ekoturist_pervyy_pohod_v_gosti_k_vityazyu/, а для Юли – первый. Хотя в однодневных походах дети уже были неоднократно. Дети хорошо тренированны, весь год бегали по лесу, занимались спортивным ориентированием, плавали, катались на коньках и лыжах. Поэтому вопросов типа: «А скоро придём?», «Когда будем отдыхать?», «Когда попьём водички?», — не задают. Но ставят в тупик другими:

- А почему тут кактусы, это же не пустыня?

- А зачем дяденьки там, на скале, плохие слова кричат? – (это скалолазы между собой общаются).

- А зачем тут с рюкзаками люди ходят, если есть поезд, и можно на нём ехать?

- А как тут люди живут без метро?

- А почему такая вода зелёная и мутная, ты ведь говорила, что Байкал – самое чистое озеро?

Иду и плету им россказни о том, что у плохих людей в голове мусор, поэтому они и ругаются плохими словами… А ещё они сорят вокруг потому, что не понимают, какой вред наносят Байкалу, и вообще всей Земле… И что не нужно метро Байкалу, как и не нужны тысячи туристов, шастающих с рюкзаками, полными мусора…

Мы приехали сюда на месяц, это наше первое большое путешествие с палатками, котелками, раскладкой продуктов, заранее купленными билетами, запланированным маршрутом... Туда – самолётом, обратно – поездом. И это тоже продумано: самолёт «туда»– из соображений удобства и экономии времени, а поездом «обратно» — из соображений посмотреть страну и плавно перейти через все часовые и климатические пояса страны, вернуться в тонусе, чтобы опять потом уехать из Москвы на море, в детский лагерь. Наша основная цель – посмотреть Байкал. Мы все родом с Иркутска, но дети ещё ничего тут не успели повидать за свою маленькую жизнь.

Как Вы уже догадались, первым нашим походом к Байкалу был поход по Кругобайкальской железной дороге. Ещё до спуска в падь, остановились, чтобы побрызгать ходовую одежду противоклещевым спреем. Детки прослушали кратенький инструктаж о том, как правильно спускаться по крутому склону, а затем бодренько зашагали вниз.

Небольшое отступление об инструктажах по технике безопасности. Обычно, ещё задолго до похода, руководитель или инструктор обязан ознакомить детей со всеми опасностями, встречающимися в пути, «вдолбить» правила поведения в головы детей, и заставить их расписаться в знании этих правил в журнале о ТБ. Все мы так и делаем, по «инструкциям инструкций», якобы это коим-то образом защитит инструктора от последствий, если вдруг что-то случится с инструктируемыми. .. В самом деле, это так смешно: как может маленький ребёнок обещать отвечать за свои действия, и ставить под этими обещаниями свою подпись…  Ребёнок, который понятия не имеет, что такое «склон», «чаща», «пересечённая местность», «брод», «осыпь», «болото», не может освоить эти правила в классе, на уроке. Следовательно, ребёнок и не может обещать, что он ознакомлен с правилами, и не может обещать, что будет себя вести в пути по всем выученным правилам …

Я всегда смеюсь над этими росписями детей в журналах, ни к чему не обязывающих, и ни каким законом не подкреплённых; и каждому чиновнику смеюсь в лицо, когда меня заставляют собирать эти росписи с детей. На мой взгляд, гораздо важней собрать подписи не детей, а родителей в том, что они знают все опасности похода, и правила ТБ, и доверяют Вам своих детей, и гарантируют Вам, что его ребёнок обучен самому главному — ДИСЦИПЛИНЕ. Если дисциплина у ребёнка в голове имеется, то и техника безопасности в походе будет усвоена им очень хорошо.

Когда Ваши детки уже ступили на тропу (хорошо, если это предварительный тренировочный походик или экскурсия), здесь и начинается самый главный инструктаж. На собственном примере надо показать, как правильно двигаться, ставить ногу, держать дистанцию, опираться на окружающие предметы, уступать дорогу или обгонять на узкой тропе, помогать товарищам, и т.д. На первом же занятии с детьми, даже пусть это будет на школьном дворе, Вы обнаружите, что современные дети (особенно из мегаполисов, и особенно из семей, где у родителей есть свой транспорт) – вовсе не умеют ходить! Какой уж там склон или осыпь… Одни – шаркают ногами, другие – загребают носами, третьи – наступают на пятки или подсекают впереди идущего, резко останавливаясь перед ним, и создавая ситуацию столкновения. А большинство – привыкли ходить за ручку с родителями, и поэтому не приучены самостоятельно смотреть под ноги. А ещё все маленькие дети очень любят пихаться и толкаться, подбирать палки и прутья, размахивать ими, тыкать ими во все встречающиеся на пути предметы, кидаться шишками и камнями, подбирать блестящие осколки под ногами, ловить на лету жуков, шмелей, и бабочек, срывать яркие цветы, грибы и ягоды… Это нормально для любого в меру развитого ребёнка, и пусть родители не думают, что их-то ребёнок точно никогда этого не сделает.  Даже если детей в Вашей группе не десять, а всего двое – Вы обязательно столкнётесь с этими вещами. Ну, и соответственно, с увеличением количества детей в группе, пропорционально возрастает и риск незапланированных неожиданностей. Именно поэтому, в каждой детской группе должен быть второй руководитель. Но это было всего лишь отступление.

Традиционно спустившись от станции Тёмная Падь в лес, на самое дно Тёмной Пади, мы вдохнули свежесть холодного ручья, и остановились, чтобы глотнуть ключевой водицы. Мимо нас прошли все другие туристы, которых мы умудрились организованно обогнать на спуске, и тогда Юля ревниво воскликнула:

- Ой, они нас обгоняют! Пойдём скорей! – схватила рюкзачок и понеслась вдогонку. Пришлось объяснять, чем отличается пешеходный поход от соревнований по спортивному ориентированию или бега на стадионе.

Юлька – от природы юла, поэтому с ней в городе приходится ходить только за ручку, как бы чего не вышло. Она бежит, высоко заворачивая на ходу голову: на ворон, на деревья, на самолёты; она падает в городе на каждой лестнице, в каждую лужу, в каждую яму или бугорок на пути. Когда мы начали заниматься спортивным ориентированием, и она впервые вынуждена была остаться без «ручки», она часто спотыкалась о камни, путалась в высокой траве, налетала на деревья и пни. Через пару месяцев это прошло, и теперь она бегает по лесу очень хорошо, даже лучше своего старшего брата. Но сегодня другая ситуация – у неё на спине рюкзак, и ощущения поменялись. То спина зачесалась, то рюкзак расстегнулся, то за сук зацепился, то перевесил её, когда она пыталась наклониться, то «забылся» под деревцем после очередного привала…. В общем, опять надо всему заново учиться.

Потом был участок курумника, так называемого, медвежьего асфальта. Оказалось, что на курумнике может произойти куча неожиданностей: потеряться тропа, покачнуться камень,

поскользнуться нога, можно и провалиться в дыру. Илья быстро сообразил, что идти за мной следом – самое выгодное. А Юлька с воплями «Я – первая! Я – первая!» умчалась вперёд, и тут же застряла в щели между камнями, после чего «включила сирену» на весь лес, и вопила, пока я не подошла. «Молодец, Юляшка, хорошо кричишь, громко, все медведи разбегутся, ни один к нам не подойдёт, продолжай!» Юля тут же замолкла, и больше вперёд не убегала.

Следующий небольшой привальчик был у моста через левый приток Ангасолки. Там мы испили ледяной водицы из источника. Дети нашли источник сами, я им его не показывала. Илья весёлым криком «Там родник! Там родник! Там воду можно пить!» прибежал и потянул меня за руку к ручью. Я не стала говорить детям, что всю свою сознательную жизнь я не брезговала и водой из горных речек, и что в Ангасолке – тоже вода чистая и безопасная… Но всё-таки, дети живут в Москве, а там под большим запретом речная водичка, и лучше пусть пока у них закрепится в мозгу правило: «не пить воду из рек». Из родника – можно.

На подходах к деревне Старая Ангасолка, там, где расширяется долина, и слева тянутся поляны вдоль реки Левой Ангасолки, прямо у тропы мы обнаружили заросли земляники. Скинули рюкзачки и побежали лакомиться. «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится…» Дети вспомнили известную сказку В. Катаева, и старичка-боровичка с дудочкой. Сразу сообразили, что Женечка в сказке была не только ленивой, но и жадной: «Надо было не жадничать, а брата позвать: сама бы на дудочке играла, а брат – ягоды бы собирал!» Пока мы ползали по земляничной полянке, к нам присоединились и другие туристы с детками, дети весело собирали ягоду и сравнивали – у кого больше. А потом угощали ей ленивых взрослых.

Так мы через некоторое время оказались на берегу Байкала, в деревне Старая Ангасолка. Магазин оказался очень кстати: мороженое и холодная газвода в жаркий день были приятным дополнением. А дальше пути наших случайных попутчиков разошлись: кто-то остался в Ангасолке, кто-то пошёл в сторону Култука, кто-то остановился на берегу Байкала, а мы пошли на восток, в сторону порта Байкал. Детям очень понравилось топать по шпалам. Ножки у них маленькие, им удобно: шаг-шпала, шаг-шпала. Взрослому – неудобно: получается очень мелкий шаг, поэтому я иду рядом, по тропке, засыпанной гравием. Такие родные места! Как часто здесь были мои ноги, кажется, что и с закрытыми глазами пройдёшь… Такое ощущение, что каждый цветок на скалах – тебе знаком, каждый камень. Ностальгические настроения…

И всё те же скалолазы. Всё та же бравада «опытных» мальчиков перед «нулёвыми» девочками. Всё те же верёвки (только уже современнее, лучшего качества). И зачастую всё то же неумение правильно вязать и правильно использовать узлы… Это уже всё было, как это было давно! Эх, и мои когда-то «опытные» мальчики лет тридцать с хвостиком назад показывали мне здесь мастер-классы. И мои дети тоже уже здесь проходили обучение. Вот теперь иду с внуками… Всё повторяется. Жизнь колесит по спирали.

Детки чирикают, солнце светит, Байкал – сверкает бликами, играет волной. Что ещё надо для счастья… Глоток воды и новые впечатления.

Спуститься за водой к Байкалу, запалить горелку, сварить обед, помыть посуду, поставить палатку, разложить вещи, а потом найти дрова и развести костёр – это целое мероприятие для почемучек! То ещё приключение. Проще и быстрей, конечно, всё сделать самой. Но мы приехали сюда познавать мир и учиться. Так что придётся пережить кое-какие мелкие неприятности, типа:

- падение со скользкого камня в Байкальскую воду во время зачерпывания воды;

- ловля сдутого ветром коврика и других летающих вещей;

- потеря носков, трусов, кроссовок в траве или палатке;

- прожигание одежды искрами от костра;

- ночные «кошмары» в виде шуршания пакетиков, устроенные мышами;

- бдительные осматривания друг друга от клещей, и другие мероприятия.

Утро выдалось светлое, загадочное, туманное. Дымчатой вуалью был накрыт Байкал и горы, сквозь вуаль проблескивало солнце. Чайки рыдали над палаткой в ожидании угощения, но на нашем биваке не было ни одной подачки для них, украсть им было нечего, и они улетели в туман. Ни одно фото не передаст той красоты, что мы видели. Это надо видеть в процессе, наблюдать и быть соучастником действа.

Утреннее покрывало

Перевалы накрывало.

Реки и леса, и горы,

И холодные озёра,

Белым пухом согревало,

И замёрзнуть не давало.

Спали в том тумане тихо

И волчица, и лосиха.

Мирным сном сопели мишки,

Зайки, белочки и мышки.

Но как только солнце встало –

Стало таять покрывало,

И к рассвету три росинки

Лишь остались на травинке…

Позавтракав, мы прогулялись по шпалам до Большой Крутой Губы и обратно, а потом поднялись на портал тоннеля, чтобы сверху посмотреть на Байкал. Немного поиграли в скалолазов (совсем чуть-чуть). Усвоили одну очень важную вещь: наверх всегда подняться легче, чем спуститься со скалы. Юля, не смотря на свою «юлистость» и «егозистость», усвоила это лучше, наверное, потому что у девочек и женщин чувство самосохранения лучше развито, чем у мальчиков и мужчин. Илюша всё куда-то рвался подальше залезть и похвастать, как он может, и что ему совсем не страшно. Пришлось спустить на его глазах увесистый камешек, чтобы показать, как он может лететь вниз, собирая всё на своём пути. Нет, ребёнок пока не понял опасности. Захотел повторить. Значит, рано пока. Слезаем вниз, будем ходить по земной тверди, до лучших времён.

Потом мы упаковали рюкзаки и отправились в Старую Ангасолку, чтобы посетить музей Рерихов.

В музее идёт активное строительство после недавнего пожара, который дотла спалил старое здание. Музей – это отдельная история, не буду на него здесь отвлекаться, скажу лишь, что дети терпеливо выслушали часовой рассказ экскурсовода, хотя и не всегда понимали, о чём шла речь. Юлины реплики ставили иногда экскурсовода в тупик, но она очень достойно отвечала ребёнку на все замысловатые детские вопросы. Юля, как истинная юла, пару раз ткнула пальчиком в картины, за что была пристыжена другими экскурсантами, и спряталась после этого за моей спиной. Потом она скорефанилась с дочкой экскурсовода такого же возраста, и они вместе придумали, как закончить «скучную» взрослую экскурсию побыстрей. Дочка начала гундосить и тянуть маму за руку: «Мама, пойдём, пойдём, скорей, я хочу пить, я хочу есть!», а Юля подначивала экскурсовода нескончаемыми вопросами: «А это кто?», «А зачем ему свечка?», «А почему горы розовые?», «А почему кони красные?», «А зачем он тётеньку за подол держит?» «А почему у него голова светится?», (узнали картины Рериха по Юлиным вопросам?)

В общем, девчонки поспособствовали скорейшему сворачиванию экскурсии, хотя экскурсовод могла бы ещё долго и увлечённо рассказывать.

Мы пообедали на берегу речки Ангасолки, сварили супчик из белых грибов, которые нашли прямо у тропы. Повезло. Раньше я тут белых не замечала. Потом дети плескались в речке. Закончился обед не без приключений. Илья поскользнулся на камне у реки и рассёк коленку. Лечили подорожником, зелёнкой и лейкопластырем. Тоже необходимый опыт. Кто-то, может, возразит, скажет: «не ходили бы в поход, и коленка была бы цела, зачем такой риск». Так всегда говорит моя престарелая мама. Может, она и права… Но кто научит ребёнка лечить рассечённые коленки подорожником, если меня не будет рядом? Поход – это маленькая репетиция большой жизни.

После обеда мы отправились вверх, в Тёмную Падь. Нельзя сказать, что это была обратная дорога домой, хоть мы и шли по тому же самому пути, что и сюда. По пути тренировали нашу зрительную память и внимание.

- Что мы сейчас увидим за этим поворотом? Вспоминайте, мы тут были вчера.

- А где мы собирали землянику?

- Из какого дерева будет сейчас мост сделан, помните?

- А на каком берегу найдём родник?

- А где тут медведи Юлю догоняли?

- В каком камне у нас вчера Юля застряла?

- А скоро ли будет ещё мост?

- А подъём когда начнётся?

Перед подъёмом нужен настрой. Я знаю, как детям не нравится ходить в гору. Хитрю немножко:

- Гора высокая, помните, как долго мы с неё спускались? Без отдыха ни за что не зайдёте. На средине подъёма будет муравьиная тропа, там и остановимся, отдохнём. Только долго не стойте, а то муравьи рассердятся, покусают.

- Бабик, бабик, а если зайдём? Спорим, зайдём? Спорим, мы тебя обгоним?

- Ну, меня-то, конечно, обгоните, а муравьёв – точно нет, даже и не пытайтесь.

После этих слов дети прибавили шагу, и запыхтели вверх по склону, обгоняя друг друга, в поисках каких-то бешеных муравьёв, которые могут бежать быстрей, чем люди. Выступающие корни деревьев и камни, торчащие из склона, служили роль ступенек, и дети ещё раз закрепили правило о том, что подниматься по склону вверх всегда легче и безопасней, чем спускаться.

Почти наверху, перед последним взлётом, дети, и в самом деле нашли муравьиную тропу. Муравьи стройными рядами носились по склону, протоптав себе дорожку между камнями и корнями деревьев.

- Не наступи! Задавишь!

- Смотри! У них как на дороге – правостороннее движение! Эти туда, а эти сюда!

- Смотри! Перекрёсток! Эти уступают тем, а светофора нет. Как они разбираются – кому куда?

- Э, отойди, не мешай, видишь, они поворачивают!

- Смотри, смотри, какого жука тащат! Вот это да-а-а-а! Он их в сто раз больше!

Муравьи возмутились, что им перегородили дорогу, и начали заползать на ноги детей.

- А-а-а-а! Они кусаются!

Илюша с Юлей понеслись вверх по склону, подальше от муравьиной тропы.

- Бабик, а почему ты сказала, что они быстрей нас бегают, ведь мы всё равно быстрей.

- Видишь ли, Солнышко… Они хитрей. Пока вы их разглядывали, они залезли на вас, и приехали к месту назначения на ваших рюкзачках, не напрягаясь. А вы – бежали… (Шутка). Ну, а в самом деле, не тренированные люди, подходя к этому муравейнику, уже так устают от подъёма, что не могут идти быстрей муравьёв. Но вы у меня, выходит, что тренированные, раз до верха горы без отдыха добежали!

Дальше наш путь – к Байкальску. С 8 по 12 июля в Байкальске, у подножия Хамар-Дабана, на склонах Соболиной горы, проходит Чемпионат и Первенство Сибирского Федерального округа, а так же Гран-При Байкала по спортивному ориентированию бегом. Нам – туда.

Вечерняя электричка Иркутск – Байкальск прибывает в Тёмную Падь поздно вечером, и у нас ещё есть время вскипятить чаю, почитать книжку, понаблюдать за бурундуком, грабящим урну на станции, переодеться в чистую одежду. Наше путешествие по Прибайкалью ещё не закончилось, оно только начинается! Продолжение следует…


Далее (Глава 2. Ну, здравствуй, мой Хамар-Дабан!)


Светлана БогородскаяМарина, прочитала с удовольствием. Было интересно — и ваш путь, и советы, и стихи добавили возвышенности, которой так порой не хватает. Здорово. Ребятишки, наверное, рассказывают своим друзьям — но как можно все, что было в походе увидено, прочувствовано и продумано пересказать, разве запомнить на всю жизнь. Захотелось даже пройти по шпалам КБЖД.
Ориентирование — в хорошую школу вовлеклись ребятишки! "Секунд" обидных часто не хватает, и помнишь потом про них тоже всю жизнь ( :)

А клещей в это лето было меньше, чем обычно. Когда в начале августа нам сказали, что в лесу "уже нет клещей", я не поверила. Но за наше лесное многодневное брожение (в августе), мы, действительно, не сняли и не видели ни одного клеща. Я уж даже предположила, что может быть разбредшиеся кабаны всё в нашей округе собрали. Но, видимо, скорее, из-за особенностей влажной погоды этого лета.
16.09.2016, 16:22:58 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Светлана Богородская: Захотелось даже пройти по шпалам КБЖД.



Вам, иркутянам, это не составляет труда :-)

 Светлана Богородская: "Секунд" обидных часто не хватает, и помнишь потом про них тоже всю жизнь ( :)


Нет, конечно, не обидно, и не всю жизнь. Это же просто игра. А в игре — уроки, бесконечные уроки жизни. :-)
Спасибо за внимание, Светлана!
17.09.2016, 00:02:24 |
И. Фефелов

 Светлана Богородская:  Когда в начале августа нам сказали, что в лесу "уже нет клещей", я не поверила. Но за наше лесное многодневное брожение (в августе), мы, действительно, не сняли и не видели ни одного клеща. Я уж даже предположила, что может быть разбредшиеся кабаны всё в нашей округе собрали. Но, видимо, скорее, из-за особенностей влажной погоды этого лета.


Зато вот в конце сентября велосипедисты собрали на Олхинском парочку...
02.10.2016, 16:02:56 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную