Маршрут и участники

Нитка маршрута: р. Самартапер. Малгайта-Дабан, н/кр. Арлык-Голпер. Банзарова, 1Aр. Барун-Оспар. Онотр. Дабан-Жалгапер. н/кр. Хан-Хушун-Дабанр. Эхе-Голр. Китойр. Шумакпер. Шумакский, 1Aр. Эхе-Герр. Хубутыт/б Cухой Ручей (156 километров).

Идея похода состояла в прохождении линейного маршрута от Самарты до Ниловой Пустыни по долинам рек Онот, Китой и Шумак с посещением и осмотром их красивейших каньонов. Каких-то особенных технических сложностей маршрут не представляет. Тем не менее, должен заметить, что пройденные перевалы оказались неожиданно трудозатратными, а прохождение каньонов требует осторожности и внимательности, так как всегда есть шанс провалиться под лед. В Моткиных щеках это может привести к неприятным последствиям. График движения в целом оказался довольно напряженным. Запланированный на Шумакских источниках однодневный отдых пришлось сократить на полдня из-за накопленного за предыдущие дни отставания в восемь километров. Несмотря на все трудности, нам удалось завершить поход в запланированные сроки, а каньоны нас очень впечатлили.

График движения

Олег Калиничекореммастер1963

Еленамедсестра

Галачьянц Юрийштурман1981

Безопасность и связь на маршруте

Мы брали с собой спутниковый телефон Turaya, по которому регулярно звонили в Иркутск. У каждого участника имелся лавинный датчик или лавинная лента. Групповое лавинное снаряжение включало две лопаты и лавинный щуп.

Дневник похода

Сокращения:

ГТЛ – глубина тропления лыжни

ГЗЛ – граница зоны леса

ЛПВ – линия падения воды

ЛБ – левый берег (борт долины)

ПБ – правый берег (борт долины)

Время указано иркутское (Мск+5), борта долин – орографически.

11 февраля. Весь день штиль, -10-15С, солнечно.

Приехали к месту старта в 8:10 (St1, 1930м). Ехали на истане из Иркутска всю ночь, водитель Доша из Аршана (тел. 89085950259, 89085948509). Выгрузились, позавтракали, раскидали продукты и снаряжение по рюкзакам. Вышли в 10:10 в сторону перевала Малгайта-Дабан. Перешли через р. Самарта и начали подъем в долину реки Малгайта-Жалга. Снега немного, около 15см. После непродолжительного подъема по лесу вышли на дорогу, которая проложена по ПБ реки. Она прокатана буранами. По дороге идем пешком. Через полчаса поворачиваем с буранного следа на тропу вдоль реки. Дорога уходит выше налево, видимо, обходя болотистый участок долины. В русле идти не очень удобно – короткие наледи чередуются с заснеженными участками. Вскоре буранный след снова приходит в русло реки, пересекает его и полого поднимается на перевал, до которого отсюда полтора километра. Идем по следу. На подъеме нас обогнали два снегохода с нефритчиками – едут в истоки Онота.

р. Самарта, перед стартом
Подъем на перевал Малгайта-Дабан
В долине р.Малгайта-Жалга
Далекие виды в сторону Самарты

На перевале в 13:50 (Per1, 2369м). Отдыхаем, любуемся красивыми видами. Спуск сначала на лыжах. Буранный след уходит на ЛБ, через 1 км начинается серпантин, который лучше пройти пешком. Через 40 минут выкатываемся на Арлык-Гол. Хотели пообедать на реке, но не нашли дров. Поэтому допиваем чай из термосов, перекусываем, и идем вверх по реке. К началу шестого встаем в последнем лесу, немного не доходя до оз. 2131м. Есть жидкая вода и дрова. В полукилометре на другом берегу реки у снегоходчиков стоит балаган, они там ночуют и зачем-то ездят всю ночь на буране.

Небо, горы, самолет
Верховья Арлык-Гола

12 февраля. Погода с утра маловетреная, -10-15; днем переменная облачность, ветрено, -10; вечером ветрено, -15-20.

Ночью тепло, лунно. Подъем дежурных в 6:00, общий в 7:30. Выход в 9:00. Ступень перед озером проходим в лоб пешком правее водопада п/х. По озеру проходим без проблем, снега мало. В верхней части озера мокро. Выше в ручье начинаются проблемы – снег 20-30см, камни, иногда крупные, льда нет. За 2.5 часа поднимаемся в цирк перевала Банзарова, в основном на лыжах.

Начало подъема на пер. Банзарова

Перевальный взлет кажется не очень высоким и пологим, но впечатления обманчивы. Пешком идем правее перевала – почему-то испугались снежных полей по ЛПВ, я надеваю кошки. Снега 10-20см, под ним живые камни. 250 метров перевального взлета вылезали три часа – ноги проваливаются в пустоты между камнями, Саша Г. сломал палку. В итоге оказываемся на 50 метров ниже перевала и значительно правее. Приходится траверсировать склон 300 метров налево, чтобы напрямую подняться на перевальную седловину. В 15:00 на перевале (Per2, 2550м). Открываются отличные виды на массив Оспин-Улан-Сардык.

Истоки Арлык-Гола с пер. Банзарова
Вниз по Барун-Оспе с пер. Банзарова
Красавец Оспин-Улан-Сардык

Фотографируемся, перекусываем и в полчетвертого начинаем спуск. Уходим в правую часть широкого кулуара и вдоль нее спускаемся, забирая правее-вниз, когда кулуар заканчивается. Снега по-прежнему 10-30см, иногда проваливаемся по пояс между камнями. Склон левее п/x от спускового кулуара лавиноопасен – видны свежие лавинные выносы. Не доходя 300 метров до озера, надеваем лыжи. Сначала вниз катуха, через 40 минут начинается тропежка, местами ГТЛ до 30см. К 6:40 выходим к слиянию ручьев и ставим лагерь (St3, 2019м). В каньоне рядом есть лед для колки, дрова – старые кедровые пни.

13 февраля. Утром и днем -10-15, ясно или переменная облачность; после обеда слабый снег; вечером пасмурно, -10, снег.

Ночью ветрено, -10-15. Выход в 9:00. До первого озера небольшая тропежка, затем по озерам и протокам между ними – все задуто, снега 5см. После второго озера, перед входом реки в каньон, небольшая водопадная ступенька – съезжаем на пятой точке налегке. Далее наледь, припорошенная снегом. Иногда наледь мокрая, на границе снег-лед воды по колено.

Верховья Барун-Оспы на рассвете
Вниз по долине Барун-Оспы от оз. 1978

К 11:00 выходим к балагану нефритчиков на стрелке Онота и Барун-Оспы. Немного ниже этого места буранный след уходит из русла реки по ЛБ. Идем по следу в обход каньона ~5 км, затем спускаемся в русло реки на наледь. Наледь широкая, в основном сухая, хотя иногда на сырых местах мне приходится снимать Бескида, чтобы не отскребать их потом ножом.

На Оноте
Каньон Онота
Вниз по Оноту
Массив Оспин-Улан-Сардык с севера

В 13:00 обед на широком солнечном месте у очередного балагана (Ob3, 1765м). После обеда чиним крепление на Лениных лыжах около получаса – обнаружилось, что боковые скобы начали рвать ботинок. Продолжаем движение по руслу Онота. Перед устьем Ильчира буранный след снова уходит на ЛБ, срезая меандры реки. Идем по следу и встаем в лесу возле дороги, не доходя 8 км до устья Хугеншон-Жалги (St4, 1600м).

14 февраля. Весь день пасмурно или переменная облачность, вечером снег, -15-20.

Ночью снега не было, он снова начался перед выходом, около 9 утра. Продолжаем движение по буранному следу. Через пару километров выходим к зимовью, в котором ночуют знакомые нам нефритчики. Пытаемся уточнить у них наличие тропы в долине Дабан-Жалги, но они, кажется, не очень в курсе. После зимовья буранный след начинает петлять, обходя неудобья микрорельефа, некоторые подъемы и спуски проходим пешком. Через 4 километра след выходит на реку. Отсюда 2 км до устья Хугеншон-Жалги, куда мы подходим к 12 часам (Ob4, 1373м).

Ребята готовят обед, я налегке троплю около километра срезки в долину Дабан-Жалки по полкам ПБ Онота. Полки удобные, снега 20см. После обеда движемся сначала по протропленной лыжне, затем далее на ВСВ. Тропа с зарубками иногда попадается. Подъем становится круче, в какой-то момент приходится на полчаса снять лыжи и тропить по бурелому ногами. В итоге выходим к половине пятого к Дабан-Жалге в пятиста метрах выше впадения в нее правого притока (St5, 1540м). Река течет в довольно глубоком каньоне, дальнейший путь вверх по полкам ЛБ или по наледи в каньоне. Встаем лагерем и разведываем путь по каньону. Через 5 минут прогулки вверх по руслу реки упираемся в восьмиметровый водопад. Он проходим с применением ледовой техники, но может быть не единственным. Решаем завтра двигаться полками ЛБ.

Водопад на Дабан-Жалге

15 февраля. Днем ледяной туман, дымка, -15-20, небольшой ветер; вечером ясно, -30.

Утром -30, ледяной туман. Выход в 9:00, движемся полками ЛБ – крутой набор высоты, ГТЛ 20-40, первый без рюкзака. Через ~1 час выходим на выполаживание, спускаемся в русло реки. В русле снег, немного воды. За 1.5 часа подходим к мощному моренному взлету, подъем по полкам ПБ, первый без рюкзака, крутой набор высоты. После выхода из зоны леса переходим на ЛБ долины, тропежка 20см.

Вылезаем из зоны леса к перевалу
Перевалили в бассейн Китоя

К 14:30 выходим к озеру под перевалом. Снова уходим на косую полку ПБ и по ней выходим к верхнему озеру, в СВ части которого стоит перевальный тур. На перевале в 15:00 (Per3, 2089м). Короткий перекус с остатками чая из термосов и — вниз.

Хребет Ковригина
В среднем и нижнем течении Хан-Хушун-Дабан — небольшой каньон

Спуск по ЛБ долины, далее вниз по центру. Тропежка 20см, с рюкзаком. Справа открывается хребет Ковригина. Через час движения по плоской широкой тундровой долине река входит в каньон, начинаются наледи. Встаем на ночевку на ПБ неглубокого каньона в 17:30 (St6, 1810м).

16 февраля. Днем и вечером ясно, -20.

Утром ясно, -35. Выход в 9:15. Продолжаем движение вниз по руслу реки Хан-Хушун-Дабан. Через 20 минут от места стоянки на ЛБ — летнее стойбище. Участки несложной тропежки сменяются наледями, много мокрых мест. К 12 часам выходим к Эхе-Голу, на солнце теплеет до -15. Характер долины Эхе-Гола такой же – неглубокий каньон, участки наледей сменяются каменистым заснеженным руслом.

Утром на наледи

В 13:00 встаем на обед (Ob7, 1474м). Перед выходом с обеда у меня сильно схватило печень – переел вкусного сала. Отходил полчаса с помощью двух таблеток мезима. Начинаем движение в 15:00. Саша З. взял мои санки, т.к. идти тяжело. К 17:40 подходим к устью р. Таин, здесь стоит балаган на ЛБ и немного ниже — полусгоревшее зимовье. Вове Т. балаган не очень понравился. Продолжаем движение до темноты и встаем в 18:00 на берегу реки в ущелье, не доходя полутора километров до устьевого водопада на Эхе-Голе (St7, 1185м).

17 февраля. Утром и днем ясно, вечером переменная облачность, -10-15.

Выход в 9:00. Около часа идем до водопада на Эхе-Голе, осматриваем его, затем возвращаемся на 200 метров к началу обходной тропы (Tropa_vdp). Тропа идет ПБ реки по полкам над водопадом и его чашей. Мы зачем-то сильно забрали вправо и чуть не ушли по тропе вверх по Китою. Обходная тропа спускается в Китой в устье Эхе-Гола по крутым скальным полкам, поросшим кустами. Обход занял полтора часа.

Устьевой водопад на Эхе-Голе
Такие ледяные перья растут в пустотах над водопадом

После небольшого привала продолжаем движение вниз по Китою. Первую пару километров идти сложно – река мощная, с открытой водой и скользкими, неудобными заберегами. Иногда снимаем лыжи. Через полтора часа становится проще – река успокаивается, можно идти, не снимая лыж, иногда небольшая тропежка. В устье Моткин-Гола стоит балаган, нарублена огромная поленница дров, на реке свежие следы. Проходим мимо, так как навстречу нам никто не вышел. Видимо, хозяин не на месте.

Моткины Щеки-1
Моткины Щеки-2
Моткины Щеки-3

К 14:00 подходим к устью Малого Моткин-Гола, там обедаем. Снизу подошел парень Алексей. Говорит, что охотник, хотя, наверное, нефритчик. Угостили его чаем. После обеда движемся по каньону около часа, кто-то пешком, кто-то на лыжах, так как снега мало. Затем берега расступаются, через километр после выхода из каньона начинается буранный след. К 19:00 подходим к зимовью на ЛБ Китоя, в километре выше устья Шумака, и встаем на ночевку (St8, 968м).

Малый Моткин-Гол
Моткины Щеки ниже малого Моткин-Гола

18 февраля. Утром -10, пасмурно, днем -5-10, снег; к вечеру снег заканчивается, -20.

Подъем в 5:30, выход в 7:40. Довольно бодро движемся по буранному следу вверх по Шумаку. След заканчивается в четырех километрах от устья. Дальше тропежка с рюкзаком, ГТЛ 15-20см. Река входит в глубокий и узкий каньон, но идти не очень сложно – камни, иногда на ступенях снимаем лыжи и идем пешком. Наледей нет.

В каньоне Шумака-1
В каньоне Шумака-2, немного выше устья руч. Бобкова
Каменный коридор

В каньоне Шумака-3
В каньоне Шумака-4
В каньоне Шумака-5

В 14:00 обедаем, не доходя полутора километров до устья ручья с пер. Пушкина (Ob8, 1107м). После обеда продолжаем движение вверх по руслу Шумака. Начинается снегопад. Вскоре каньон немного расступается, появляются участки наледей под снегом. Через час на ЛБ новое охотничье зимовье. Еще через километр река снова входит в узкий каньон. Около 18:00 прошли устье Шумгай-Гола. Каньон становится совсем суровым. Больше открытой воды, ненадежные забереги, тонкий лед. Пытаемся выйти из каньона в темноте, и, при обходе очередной ванны, Олег проваливается по пояс. У Саши З. и у меня ноги тоже мокрые по колено из-за проваливаний. Решаем ставить лагерь в каньоне (St9, 1310м). К счастью, недалеко есть место под палатку и дрова.

В каньоне Шумака-6
В каньоне Шумака-7

19 февраля. Утром -25-30; днем -10-15; вечером -20, ясно.

Выход в 8:40. Вылезаем из каньона на тропу ПБ, движемся по ней. Тропа тяжелая, петляет, снега по колено, ветки. За 2.5 часа (3.5 км) доходим до столбов Хуухэйн-Хада. Здесь останавливаемся на полчаса греть ногу Олега – в тени очень холодно, а у него не просушен ботинок.

Пик 2884
Пик Трех Капитанов
Предвершина пика 3019

Здесь начинается наледь, а вскоре выходим на солнце, становится значительно теплее. За полтора часа подходим к источникам и встаем на полудневку в большом зимовье на бурятском берегу. Остаток дня гуляем по источникам, полоскаем ноги в радоне, пьем водичку.

20 февраля. Утром и днем -10-15, пасмурно, днем переменная облачность, наверху ветрено; вечером -15-20, ясно.

Подъем в 5:30, выход в 7:00. Сегодня будет длинный день. Движемся по руслу Шумака вверх. В русле в основном наледи, прикрытые снегом. Через полтора часа, на подходах к зимовью "Бегущий олень", начинаются сырые наледи. Воды становится все больше. Апогеем можно назвать полукилометровый участок каньона, который пришлось пройти по льду с водой выше щиколотки. Все, кроме Вовы Т., намочили ноги. Развели костер, желающие отжимают носки и выливают воду из ботинок. Через час, к 11 часам, выходим к водопаду. Фотографируемся, немного отдыхаем. Здесь читается тропа, переметенная снегом – то ли охотничья, то ли новосибирских туристов, которые ходили в районе Шумака на Новый Год.

Шумакский водопад
Истоки Шумака
Группа на Шумакском перевале

Выше ГЗЛ все задуто. За два часа подходим к перевальному ригелю, перекусываем с чаем. Снега немного. Еще час вылезаем на ригель справа от летней тропы, перед подъемом я надеваю кошки. Далее движемся по летней тропе и вылезаем на перевал в 50 метрах правее креста. Последние 15 метров пришлось идти по скалам – снега хоть и немного, но висящая снежная доска гудит. Саши Г. и З. поднимаются первыми, пробивая траншею, раскапывают козырек лопатой и кидают веревку. Придерживаясь за веревку, поднимаются остальные. На перевале в 16:00, на Эхе-Герской стороне солнечно и ветрено. Перекусываем и валим вниз сначала по летней тропе, потом по снежным полям по ЛПВ. Спустившись со второго моренного вала, надеваем лыжи и в сумерках выкатываемся на слияние истоков Эхе-Гера, немного выше того места, где летняя тропа бродит реку. Ветрено, без солнца прохладно.

Панорама с перевала на север
Зун-Бортой

Отдыхаем полчаса на наледи в палатке, растянутой кое-как на паре лыж, топим лед на горелке, пьем кофе, перекусываем. После этого в темноте идем по тропе 2.5 часа до первых деревьев, чтобы поставить лагерь. Снега для долины Эхе-Гера довольно много, иногда в снежных переметах приходится тропить по колено. У Саши З. отстегивается колено, останавливаемся, мажем мазью, даем ему таблетку НПВС. В 11:00 встаем лагерем в полукилометре ниже правого притока с большой наледью, которую переходим в кошках (St11,1921м). Дрова сырые, в темноте сложно найти какие-то пристойные коряги, все устали. Впрочем, для печки мы все-таки ухитрились напилить хороших сухих пней. Для чая и каши топим снег.

21 февраля. Утром и днем ветрено, переменная облачность, -15-20.

Подъем в 8:00. Хотели по-быстрому попить вчерашнего чая из термосов, дойти до хороших дров и позавтракать, но утром, выйдя из палатки, увидели в 100 метрах от нее отличную кедровую корягу. Поэтому не спеша готовим завтрак, и выходим в 11:00. Тропа основательно заметена снегом, но везде читается. За час подходим к перелазу в долину р. Хубуты. Отдыхаем, звоним Доше, договариваемся, чтобы он забрал нас в 5 часов на Сухом Русле. В 14:00 привал на озерах. Отсюда еще сорок минут пешком до беседки и затем час с небольшим на лыжах до Сухого Русла.

Поход окончен!

Юра Галачьянц

Вячеслав ПетухинВообще, надо сказать, в этом году снега в Тункинских и Китойских Гольцах (в отличие от окрестностей Иркутска) даже немного больше обычного. А вот наледей — совсем немного. В этом плане вам даже проще было каньон Шумака проходить. Иногда там, говорят, просто приходится прямо по воде брести. Хотя, когда всё в снегу, легко угодить в воду, закрытую снегом (что у вас и получилось).
28.02.2017, 22:00:20 |
Вячеслав ПетухинЮра, а трек "проектный" — это значит предварительно нарисованный? А реального-то нет? Кое-какие места могли бы быть интересны...
28.02.2017, 22:49:43 |
Евгений РензинЮра, за то, что так быстро отчёт написал — спасибо! Молодец!
Но фоток с Онота и, самое главное, с Ехэ-Гола, очень мало. Стоило ли в такую даль переться, а потом других не подразнить? Изыскивайте ещё!
Саша Гранин, у тебя-то фотки есть?
01.03.2017, 00:53:43 |
Юра Галачьянц

Вячеслав Петухин: Юра, а трек "проектный" - это значит предварительно нарисованный

Да. Полный трек не записывали. Какие места тебя интересуют? Есть кусочки трека, записанные при включении GPS. Путевые точки стоянок и перевалов ставил на местности.

Евгений Рензин: Но фоток с Онота и, самое главное, с Ехэ-Гола, очень мало

Что у меня было пристойного, я выложил. На Оноте водопад и основную часть каньона мы проскочили по дороге, а во второй половине дня была плохая погода и видимость, фотографировать было нечего. На Эхе-Голе до обеда была обычная среднегорная речка в неглубоком каньоне. После обеда мне было не до фотографий, хотя да — ущелье там стало поглубже, берега покруче. Но фотографии с далекими видами в зоне леса на Оноте и Эхе-Голе сделать сложно, сам понимаешь. Поскребу еще по сусекам...
01.03.2017, 08:02:00 |
Юра Галачьянц

Вячеслав Петухин: когда всё в снегу, легко угодить в воду, закрытую снегом (что у вас и получилось)

Мы держались как могли. Почти получилось пройти каньон полностью. Возможно, выше места последнего проваливания тоже проходимо, но мы решили вылезать наверх без поисков приключений.

Насчет снега. По количеству я примерно столько и ожидал. Буряты на Оноте нам тоже говорили, что снега нормально, немного больше, чем обычно. Он какой-то странный был. У меня, можно сказать, почти весь поход "не катило" от слова совсем. Так получалось, что твердые участки мы проходили по мелкому свежему снегу, как песка насыпали. А на мягких участках снег-крупа, тропежка до земли, лыжня не формуется.
01.03.2017, 09:41:22 |

Юра Галачьянц: На Эхе-Голе до обеда была обычная среднегорная речка в неглубоком каньоне.

Я про участок от истока до устья Горлык-Дабана. Во всяком случае в районе этого самого устья долина совсем даже не обычная.
01.03.2017, 09:57:23 |

Юра Галачьянц: Какие места тебя интересуют?

Вячеслав Петухин: Кое-какие места могли бы быть интересны...

Я сразу так написал. Не то что мне что-то конкретное интересно. А вообще обычно так бывает: где была неоднозначность, особенно где блудили :-) там и интересно.

Юра Галачьянц: Он какой-то странный был. У меня, можно сказать, почти весь поход "не катило" от слова совсем. Так получалось, что твердые участки мы проходили по мелкому свежему снегу, как песка насыпали. А на мягких участках снег-крупа, тропежка до земли, лыжня не формуется.

Видимо, уже кристаллизовался, весенним был снег. Из-за больших перепадов дневных и ночных температур. А насчёт твоих бескидов, так тебе как раз повезло. Было бы наледей, как обычно, было бы куда сложнее. Мы вот тоже воды боялись (но не из-за лыж, а из-за креплений). Только в одном месте у меня крепления в воду попали. А бывает куда хуже...
01.03.2017, 10:51:04 |
Юра Галачьянц

Вячеслав Петухин: А вообще обычно так бывает: где была неоднозначность, особенно где блудили :-) там и интересно.

Ориентирование было везде простое, выбор оптимальной линии движения на перевалах возможен даже в условиях ограниченной до двухсот-трехсот метров видимости. Немного блуданули мы только при обходе Эхе-Гольского водопада минут на 30. Нужно было просто идти вдоль кромки обрыва и потом не боятся сваливаться в каньон Китоя, а мы сначала взяли вправо, а в конце разведывали как спуститься на реку.
01.03.2017, 14:44:42 |
Егор ПолтавченкоОтличный поход и фотографии. Юра, как бутылки-волокуши, дожили до Шумака?
03.03.2017, 19:59:26 |
Юра ГалачьянцБутылки-хрюши прожили неделю, дальше их лечили и они кое-как дотянули до источников.
03.03.2017, 23:21:19 |
Егор Полтавченко

Юра Галачьянц:  Бутылки-хрюши прожили неделю, дальше их лечили и они кое-как дотянули до источников.