Ледовый шторм – 2017 (17-19 февраля 2017 г.)

Решила написать, наконец, отчет о моем участии в гонке Ледовый шторм – 2017.

Мне показалось, что в этом году лед на Байкале замерз удачно. В январе проехались по льду на Малом море, потом из Листвянки в Танхой, пару раз до Песчанки. Почти везде гладкий лед, торосов мало. Правда, когда побежали БугульдейкаЛиствянка весь лед был уже засыпан слоем снега 1-2 см. Но он был неплотный. Потом снег сдуло. Кое-где получились надувы, а в районе Листвянки получилось снежное поле 3-5 км. До начала гонки снег выпадал несколько раз. И его не сдувало, т.к. было тепло и он «прилип». В районе Бугульдейки – поле торосов, довольно обширное, теперь еще и засыпано снегом.

К началу гонки по спутниковым снимкам, по рассказам знакомых, по собственным наблюдениям получалось следующее: от МРС до выхода из Ольхонских Ворот плотный снег несколько см толщиной, от Ворот до примерно Саган-Забы лед покрыт снегом, возможны проплешины чистого льда, от Саган-Забы за мыс Крестовский видна полоса чистого льда. Перед Малой Бугульдейкой (Куяда) от мыса Голый начинается поле торосов, которое тянется за Бугульдейку. Далее все заснежено до бухты Песчаная. От Песчаной начинается чистый лед с частыми переметами снега до Б. Котов. От Котов до Листвянки – снег с пятнами льда. При таких исходных данных понятно, что конькобежцу негде разбежаться. Но после бега по снегу до Хужира и обратно на Ледовом шторме 2015 было уже не так страшно. Решила участвовать.

В 2017 году «Ледовый шторм» проходил уже пятый раз. Трасса гонки разделена на три этапа: МРСМалая Бугульдейка (Куяда) — 80 км, Малая Бугульдейка – Большое Голоустное – 80 км, Большое Голоустное – Листвянка – 45 км.

Брифинг гонки проводили уже непосредственно накануне старта в Сахюрте в «Ковчеге Байкала». Часть народа как всегда отпала в последний момент. Конькобежцев осталось 12 человек – мужчин и 4 женщин, велосипедистов – больше 24.

МРС – Малая Бугульдейка (Куяда) – 80 км

Организаторы перенесли старт первого этапа к выходу из Ольхонских Ворот из-за сильной заснеженности участка МРС – Ольхонские Ворота. К месту старта конькобежцев подвозили хивусами, велосипедисты ехали своим ходом. В результате время старта сдвинулось с 9 до 9-30. В 9-30 был дан старт. Я решила держаться за основной толпой и бежать как барашек по чужим следам. В данном случае это наиболее правильное решение – не надо думать, куда бежать, и тратить силы на поиск пути. За Ольхонскими Воротами лед был с перемётами. Километров через 10 пошли участки льда, покрытого сантиметровым слоем плотного снега, который с трудом прорезался коньком. У меня почему-то подвертывался конек на правой ноге. Несколько раз останавливалась, меняла коньки местами, ничего не помогало. В какой-то момент неожиданно упала прямо на лед и разбила лицо. Следом подбежала Лена Матвеева, осмотрела меня, сказала, что все в порядке (в смысле зубы целы, губа немного разбита) и побежала дальше. Я двинулась за ней, впереди видны были еще несколько человек. Сориентировавшись с берегом, поняла, что эта группа уходит далеко в море, а это нецелесообразно, т.к. в районе Анги должен быть промежуточный финиш, где надо отметиться. Заметила движение двух человек вдоль береговой линии и побежала к ним. Бежалось не очень быстро, т.к. снежное покрытие было практически сплошным и все время подвертывался конек. По мере приближения к берегу стали попадаться пятна льда. Догнала ребят. Это оказались Коля Лобусов и Ксюша Овечкина. Они остановились перекусить. Далее побежали вместе. До промежуточного финиша покрытие было примерно такое: пятна льда и пятна снега, прорезаемого коньком, но сильно тормозящие движение. Опять на снегу подворачивался конек, стала отставать от ребят.

В районе Анги пошло сплошное снежное покрытие от 5 до 10 см. Бежать было невозможно. Только идти пешком. Меня догнал конькобежец-голландец. Несколько километров брели по снегу. В районе Саган-Забы стали появляться пятна льда. Голландец обогнал меня. За мысом Крестовским лед закончился. Опять были снежные поля с редкими пятнами льда. Тут выяснилось, что голландец опять сзади. Потом какое-то время мы шли вместе. Потом его забрал хивус. Недалеко от мыса Голого (за 5км до финиша) начались торосы. Шла, не снимая коньков. Перед самым финишем сняла коньки и перелезла через торосы со снегом. Мой результат 7-15 против прошлогоднего 6-40. Пришла вторая после Ксении Овечкиной из Москвы.

Кстати, по поводу голландцев: все ожидали, что мы будем соревноваться с голландцами, как обещали организаторы. Но голландцы не участвовали, хотя некоторым даже выдали номера. Они сопровождали гонку в качестве туристов. Особенно упорные пробегали часть этапа.

Брифинг. Турбаза Ковчег Байкала

Ксения Овечкина

Коля Лобусов и Ксюша Овечкина

Трикол спасателей

Я стартую от промежуточного финиша

Голландец

Куяда. Финиш первого этапа

Вот так прибывали к финишу конькобежцы

А так велосипедисты

Домик на берегу в Куяде. Здесь отдыхали после финиша 1 этапа. Ночевали на турбазе примерно в 1 км от берега.

Малая Бугульдейка – Большое Голоустное – 80 км

На следующий день старт был опять 9-30. Часть участников стартовала в обратную сторону, обходя торосы. Я приняла решение с большей частью участников бежать напрямую через торосы, чтобы быстрее добраться до открытого «льда». «Лед» в кавычках, т.к. практически до бухты Песчаной (а это более 40 км от Куяды) все пространство было покрыто слоем плотного снега, легшего поверх снежных надувов. Катиться на коньках было почти невозможно. К тому же из-за тумана видимость была сильно ограничена. От старта через торосы я бежала следом за Максимом Подивиловым и Сашей Букатичем, следом бежала Лена Матвеева. Не заметила, как потеряла солнцезащитные очки. Потом ногу свело судорогой, и я испугалась, что не смогу идти дальше. Лена успокоила, что судорога скоро пройдет. Мы пошли дальше вместе. Постепенно ногу отпустило и я рванула к берегу (думала, что там есть пятна льда). Ближе к берегу было также плохо, везде снег. Я уже брела одна. Туман то открывал берег, то закрывал, и тогда было непонятно, куда идти. В какой-то момент я увидела впереди темный силуэт с огнями, поняла, что это промежуточная контрольная точка и пошла на неё. Дойти не успела, подъехал хивус, вышел Саша Жилинский (гл. судья) и объявил, что район закрыт из-за плохой погоды и они всех забирают. Я засомневалась. Спросила, как там как дальше со снегом. Саша сказал, что так же. Залезла в хивус. Он был полон участниками гонки.

Через некоторое время на хивусе догнали и попытались забрать Ксюшу Овечкину, но она отказалась, т.к. уже пошел хороший лед. Саша Жилинский остался на контрольной точке и настоять было некому. Так из участников-женщин на этом этапе осталась только Ксюша. Я потом, конечно корила себя, что попалась на эту удочку и не только я. Я видела, что также расстроены Лена Матвеева и Таня Маслова. Впрочем, некоторые совсем не расстраивались тем, что их, по сути, сняли с этапа. Для меня же было важно пройти гонку полностью.

Мы ехали, по пути видели наших товарищей, бегущих, едущих. А мы были как бы выключены из всего этого.

За мысом Верхние Хомуты начался сильный встречный ветер, переходящий в бурю. В некоторых местах даже закручивало небольшие смерчи. Хивус с трудом продвигался вперед.

На этом этапе сняли 9 конькобежцев и 9 велосипедистов (из 40 участников). Один из велосипедистов (ехавший третьим) заблудился примерно в районе Песчанки, пересек Байкал и приехал в Голоустное поздно вечером, намотав 160 км.

Ксюша Овечкина пришла уже в темноте, очень уставшая. Как позже выяснилось, она случайно попала на ледовую автодорогу, на ней было немного льда. Так она доехала почти до Песчанки и догнала парней (Букатича и Подивилова). После они бежали вместе. Парни поддержали ее, когда стало совсем плохо (буря и темнота). Вообще же она конечно молодец!

Перед стартом. 2 этап.

Старт второго этапа

Через торосы

Белая мгла

Состояние льда на половине второго этапа. На снимке Валерий Игнатьев

Буря

Финиш второго этапа

Большое Голоустное – Листвянка — 45 км.

На старт третьего этапа гонки вышли все участники (включая тех, кого накануне сняли из-за непогоды).

Старт был дан в 10-30. До мыса Кадильного был хороший лед и небольшой попутный ветер. На Кадильном ветер переменился на встречный, особо сильный на мысу. Бежать стало труднее и медленнее. Борясь с ветром, постепенно приблизилась к бегущему впереди конькобежцу. Это оказался Рома Константинов. Я попросилась к нему за широкую спину. Он был не против. Побежали вдвоем. И началось счастье. Теперь ветер меня почти не доставал. Бежать стало гораздо легче. (Надеюсь, народ меня не осудит за такую халяву, тем более что правилами гонки не запрещено, а даже поощряется передвижение группами).

В районе Б. Котов пошли полосы снега. За Котами льда стало гораздо меньше, чем снега. Потом пошел практически сплошной снег. Постепенно вышли на автомобильную ледовую дорогу. Идти стало полегче. Повернули за Лиственичный мыс и опять пошел лед.

Рома немного вырвался вперед. Я бежала следом. Все! Финиш! Мое время 3-11. На этом этапе из женщин пришла первой. Было очень приятно.

Перед стартом в Голоустном. Справа Артем Кухаренко

Где- то за Б.Котами

Рома финиширует

Финиш третьего этапа.

На финише в Листвянке. Слева Саша Жилинский, гл.судья, организатор гонки, справа Таня Пономарева, моя постоянная напарница в конькобежных выездах, участнник Ледового шторма -2015,призер Ледового шторма -2016

Ксюша на финише третьего этапа

Улитин Александр, абсолютный победитель гонки

Награждение
В результате гонки: у мужчин-конькобежцев 1 место — Тимофеев Иван, 2 место – Игнатьев Валерий, 3 место — Колганов Алексей. У женщин-конькобежцев 1 место — Овечкина Ксения.

Напоследок хочу сказать, что это очень экстремальная, тяжелая гонка. Всегда разное состояние льда и снежного покрова, сила и направление ветра придает ей элемент непредсказуемости и новизны. Но также требует от организаторов обеспечения безопасности на высоком уровне.

Александр Токарев,организатор гонки

Главный судья гонки Александр Жилинский

Алексей Пономарев, организатор гонки

Вера Баранская, наш повар

Юлия Фадеева,помощник гл. судьи гонки

Наталья Валериус, секретарь гонки

Пензин Максим, информационная поддержка гонки
Хочу выразить огромную благодарность организаторам за подготовку гонки. Выражаю также благодарность моим спонсорам с Природы Байкала, сделавшим возможным участие в «Ледовом шторме — 2017».

Полные протоколы гонки можно посмотреть на сайте: http://www.ice-storm.com/ru.

Для иллюстрации текста использованы фотографии организаторов гонки «Ледовый шторм».

Кривошеева Наталья, участник гонки «Ледовый шторм» 2015, 2016, 2017 года.

Наталья Кривошеева

Sergey VСпасибо Наташа! Вроде без особых эмоций написано, но нерв гонки передан отлично, прошибает!
У меня правда есть вопрос, и думаю не только у меня. Выходит так, что нынче гонка получилась почти и не конькобежная. Может что то не так со сроками проведения? Организаторы конечно большие молодцы, что все это устраивают на столь высоком уровне. Но если будет повторяться подобный нынешнему году экстрим, то скорей всего это многих отпугнет. Какой смысл топать пешком по пол-этапа?
15.06.2017, 12:07:37 |
Андрей РябинаЧудесный рассказ, великолепные фотографии! Громадное спасибо!!!
16.06.2017, 03:07:43 |
Марина Васильева (Красноштанова)Очень интересно, спасибо за рассказ!
16.06.2017, 04:25:02 |
Наталья КривошееваМарина. Андрей, спасибо за отзывы.
Сергею: Во-первых в гонке принимают участие кроме конькобежцев еще и велосипедисты, а им такое количество снега не критично. Во-вторых, до 2015 года гонка проводилась в начале февраля. А в 2015 к началу гонки Байкал не встал. Теперь перестраховываются. А вообще это как лотерея.
Я для себя решила, что не буду участвовать, если будет сильно заснежено.
16.06.2017, 22:32:18 |
Светлана Богородская

Наталья Кривошеева: А вообще это как лотерея.

Прочитала с интересом, захватывающе, спасибо.
Наталья, а организаторы могли контролировать, где участники находятся?
18.06.2017, 11:36:49 |
Наталья КривошееваВо время гонки по маршруту очередного этапа курсировал хивус, отслеживая участников. У каждого участника должен был быть ЖПС навигатор с картой, фальшфейер и заряженный телефон с номерами телефонов организаторов гонки.
18.06.2017, 20:25:48 |
Sergey V

Наталья Кривошеева: У каждого участника должен был быть ЖПС навигатор с картой

А как же тогда участник уехал на другой берег?

Наталья Кривошеева: Я для себя решила, что не буду участвовать, если будет сильно заснежено.

Знаю, что аналогичное настроение у нескольких постоянных призеров-участников-конькобежцев, Особенно после того, как за пару недель до ЛШ они легко прокатились 120 км из Бугульдейки в Листвянку, а могли и из МРС весь маршрут за день. Что значит условия...
19.06.2017, 10:07:28 |
Наталья КривошееваДело в том, что реально не у всех участников были ЖПСы, фальшфейеры, запасная одежда. Организаторами не проверялось строго наличие этих вещей у участников перед этапом. Скорее всего навигаторы с картой были у приезжих. По умолчанию как бы допускалось отсутствие таковых у местных, которые хорошо знают маршрут. Например, Александр Савченко, велосипедист из Москвы, заметил, что у лидеров гонки очень маленькие рюкзачки, в которых явно отсутствовали необходимые для гонки вещи, указанные в положении. Об этом он написал в своем рассказе о гонке. Он поделился запасными штанами с провалившимся Пашей Садовским из Ангарска. На этом же этапе (2) еще один участник-велосипедист провалился, не имея запасных вещей. Зато у него был фальшфейер. Им он подозвал проходивший недалеко хивус.
19.06.2017, 23:13:31 |
Sergey VПо хорошему, каждому участнику подобной гонки нужен гаджет, позволяющий отслеживать его местоположение организаторами гонки. Уж сколько народу блудило с Переезда до Слюдянки в плохую погоду, а тут возможностей явно больше.
20.06.2017, 13:01:03 |
Наталья КривошееваДа обсуждали уже такую идею на ангаре.нет. Дорого это очень.
21.06.2017, 23:22:47 |
Александр МамонтовРазместить на пути следования с пяток рабочих шашлычных точек и никто, никуда не потеряется даже при отсутствии гаджетов и при нулевой видимости ;).
Интересный репортаж. Спасибо!
21.06.2017, 23:32:46 |
Sergey V

Наталья Кривошеева:  Да обсуждали уже такую идею на ангаре.нет. Дорого это очень.

да есть такие программки для андроид. Все это абсолютно бесплатно, конечно
22.06.2017, 11:00:03 |
Artem KuharenkoТам со связью не густо.
22.06.2017, 23:08:59 |
Sergey VВблизи населенных пунктов везде есть (МРС, Бугульдейка, б.Песчанная, Голоустное, Б.Коты, Листвянка). Насколько велики участки без связи?
23.06.2017, 08:02:42 |
Artem KuharenkoПо несколько десятков км. Представь, участник перебирается через поле торосов, падает, ударяется головой о льдину, вырубается. За торосами его не видно, да и до темноты никто не переживает.
23.06.2017, 14:17:24 |
Юра ГалачьянцНу, все-таки, неполная информация в данном случае лучше, чем полное отсутствие информации. Если представить, что участник, не дай бог, пропал, но при этом был какой-то кусок его трека, можно сузить район начала поисков. А если вспомнить эпичный случай в 15-м, кажется, году, когда в акватории Малого Моря товарища искали ночью, то такой простой телефонный трекер решил бы проблему.
23.06.2017, 15:07:00 |
Artem KuharenkoНет, не решил бы. Последний раз до того, как его потеряли, его видели уже тогда, когда сел его телефон.