Я пишу запоздалые строки,

Ты теперь их уже не прочтёшь…

Бьёт по телу внезапная дрожь.

Жизнь нам вновь преподносит уроки.

Всё крутилось, бежало, жило,

Восхищалось, смеялось и пело.

Мы умели откладывать смело

То, что завтра уже не ждало.

Как внезапны уходы друзей…

Как бессильны посланья вдогонку…

Чёрной птицей летит похоронка,

Я гоню её прочь от дверей.

Я не верю, не верю, не верю!

Мы же так молоды́ и крепки!

Лишь набатом колотит в виски

О безмерно огромной потере…

Я пишу, но не знаю зачем.

Что сказать о природе Байкала?

Ведь она, как и я, потеряла

Родничок чистоты. Насовсем…

Константин СухановСпасибо, Марина. Такие стихи выражают сейчас, наверное, чувства многих здесь...
25.11.2017, 09:06:57 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я, наверное, никогда не смогу простить себя за то, что не ответила на его письмо 23.03.17. Вроде бы ничего особенного, рядовая переписка, но уже сутки слёзы не сходят с лица. А ведь мы почти не виделись... Наташу чаще встречала.
Фотографий нет. Общих походов нет... Есть только переписка.
Спасибо, Константин, за понимание.
25.11.2017, 13:27:27 |
Sara FanМарина, не казните себя, сейчас, постфактум всем нам кажется, все мы жалеем, сожалеем, что недолюбили, недообщались, не были достаточно чуткими, но кто-ж знал?
25.11.2017, 15:39:54 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я не казню... Просто очень сожалею, что так и не пообщались в живую, с глазу на глаз. Я уж точно ничего не знала о его болезни.
И не только себя имею ввиду в этих строчках. Думаю, что многие форумчане смогут пересмотреть ценность человеческих отношений пока живы.
25.11.2017, 16:16:58 |
Sara Fan

Марина Васильева (Красноштанова): Я желаю сайту стать символом интеллигентности, добра и терпения, в память о Вячеславе. Лично я к этому приложу все усилия, что от меня зависит.

полностью солидарна!
25.11.2017, 17:01:03 |
Надежда СтепанцоваТак и есть. Марина, Вы точно выразили и мои чувства.
25.11.2017, 17:20:02 |
Александр ТарановскийСпасибо
25.11.2017, 20:03:43 |
Людмила ШтароваСпасибо, Марина! Насовсем... Трудно принять.... Недавно ведь о маршрутах разговаривали... Насовсем...
25.11.2017, 21:09:47 |
Марина Васильева (Красноштанова)Друзья, спасибо за отклик.
Я сегодня открыла письма Славы (никогда его так не называла, всегда писала ему Вячеслав). Ещё в 2012 году он с сожалением писал о том, что устал примирять всех со всеми на сайте. И что это стоит ему больших усилий, времени, нервов.
Давайте выполним, наконец, мечту нашего друга, и создадим на сайте атмосферу добра и терпения друг к другу, как он и хотел...
25.11.2017, 22:35:48 |
Александр РютинЯ уже писал, но тема не в топе.
Если надо, я не навязываюсь, по технической стороне могу помочь.
Я программист с огромным стажем. Специалист по базам данных и знаю интернет.
Сейчас работаю в ИГУ на 0.5 ставки и есть время.
Расчет стипендии ведется на моей программе с 1996 года.
А зарплату считали с 1996 по 2005 год.
И буду помогать без всяких вознаграждений.
25.11.2017, 23:17:20 |
Юрий Мельников

Александр Рютин: Если надо,.., по технической стороне могу помочь.... И буду помогать без всяких вознаграждений.

Как хорошо,когда прекрасный фотограф ещё и надёжный друг в общей беде. Личное спасибо Вам, Александр!
25.11.2017, 23:48:56 |
Александр РютинСпасибо Юра!
Я больше программист чем фотограф.
И Славин папа, надеюсь он жив, хорошо об этом знает.
Мы вместе с ним работали по договорам с Министерством Обороны.
26.11.2017, 00:13:05 |
Юрий Мельников

Александр Рютин:  Я больше программист чем фотограф.

Хорошо бы все программисты были такими,не фотографами! Ну,а прошлые контакты-вторичны.
26.11.2017, 00:34:54 |
Татьяна МызниковаПрисоединяюсь к каждой строчке Марины...
Светлая память уникальному Человеку.
26.11.2017, 16:29:08 |
Ирина ДмитроченковаЗамечательно написано, Марина...
Пожалуй, лучше и не скажешь.
Но, надеюсь, что мы Вячеслава не потеряем, хоть и потеряли
27.11.2017, 03:23:16 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ирина, я тоже на это надеюсь... Очень. Спасибо Вам.
27.11.2017, 03:35:15 |
Марина Васильева (Красноштанова)Уходящий – одинок,
Только боль – его подруга.
Затаилась между строк,
Но его короткий срок
Мы любовью приумножим…
28.11.2017, 21:24:30 |
евгений такайшвили Всем желаю здравствовать! В последнем очерке Вячеслава о ПВД Кынгарга-Аршанский- Козий-цирк Братчанки есть описание горы без туров и перевала между Снежной и Братчанкой. Оба эти объекта — без названия. Полагаю, можно назвать их именем В.Петухина. Я с ним встречался на тропе за перевалом Хубыты единственный раз — в 2012 году. Он предложил тогда новый для меня маршрут к источникам. Жалею, что не пришлось позже пообщаться.
28.11.2017, 22:20:40 |
Sergey V

евгений такайшвили: Оба эти объекта - без названия. Полагаю, можно назвать их именем В.Петухина

На поминках Константин Киселев очень верно, по моему, высказался на эту тему. Да, конечно, нужно и очень хочется увековечить имя Славы на наших, туристических картах. Но это не должно бы первое, что придет на ум, не заурядный пупырек, или малопосещаемый перевал. Поэтому, давайте будем пока собирать предложения, думать и думать на эту тему, авось и стрельнет что-то.
Спасибо за предложение, Евгений!
29.11.2017, 10:26:23 |
>>Красивая!

Вячеслав Петухин: Целью похода было восхождение на вершину 2939,4 м. Я её приметил в феврале этого же, 2016-го года. Она хорошо просматривается прямо от Сухого Русла.

29.11.2017, 12:38:28 |
hasti-toshimoТаня! Ты умничка!!!!!!!
Народ! Гора очень красивая!!! Словно орган! С правильными формами и классическим предгорьем!!!! Я "ЗА" Эту гору!!!
29.11.2017, 13:13:57 |
Марина Васильева (Красноштанова)Подъём по гребню на вид совсем не сложный. Можно с детьми зайти. Слава хотел детский поход летом. У него дочка уже большенькая, вроде, ходила с ним? Наташа, если ты не против, давайте летом соберёмся? Я обязательно приеду. В крайнем случае, дети могут в БЛ остаться, но они должны быть причастными к такому событию.
Есения, браво!
29.11.2017, 13:24:51 |
Юрий ДаниловДумаю, что кроме красоты есть еще один аспект — доступности обзора. С этой точки зрения есть вариант пика 3071,2 (около Скалистого). Его видно и по пути на Хубутский, и по пути на Шумак (с долины и перевала). В таком случае его увидят тысячи туристов. Для памяти тоже немаловажно.
29.11.2017, 13:30:57 |
И. ФефеловА хороша вершина!
29.11.2017, 13:49:11 |

Юрию:
Этот? Тоже хорошо. Для детей вполне приемлемо, рядом тропы, идти близко. С перевала Гранатовый по гребню.
Но тут надо проверять, мне кажется, там уже есть тур. Несмотря на отсутствие названия в картах, эта вершина была посещаема неоднократно. (Я сейчас сходу не вспомню, где-то читала о ней).
29.11.2017, 13:50:52 |

Юрий Данилов

Юрий, Вы правы.
Судя по комментарию, Вячеслав Алексеевич на пике 3071,2 не бывал.

Крепкий довод, по-моему.

------

Но всё же "моя" красивее.
Как вариант: возможно, кто-нибудь совершит специальное восхождение на высокую, красивую, труднодоступную вершину.
29.11.2017, 14:02:11 |
Сергей Зубков
Моё предложение — пик 2942, очень приметная вершина с узнаваемым белым кулуаром и двумя висячими озёрами, высоко над долиной Шумак-Гола. Исключительной красоты и спокойствия место, одно из моих любимых в Тунках. Я был на вершине, тура там не было. Кроме того, Слава тоже там был относительно недавно и ему там понравилось, судя по тому, что он мне писал и выкладывал здесь на сайте.

С этой вершиной ещё связана небольшая история поисков... На хребтовке Стрелюка примерно в этом районе отмечен перевал "Нарингол, 1А", ведущий с Нарин-Гола на Шумак-Гол. А там такой скально-стеновой гребень, что вообще непонятно, где там может быть 1А. Я и Слава, независимо друг от друга, в своих походах несколько раз пытались найти этот таинственный перевал и поднимались на этот гребень в разных местах, но безрезультатно. И в 2012 году перевал неожиданно обнаружился, что называется, на самом видном месте: на него ведёт этот замечательный, видимый издалека бело-мраморный кулуар. Оказалось, что найти его мы не могли потому, что перевал, по сути, находится почти на самой вершине, а не в понижении гребня, как обычно. И при этом это 1А, единственная в этом гребне. Я вот думаю, а не переименовать ли и перевал заодно, раз уж он всё равно никем особо не ходился и на картах был отмечен неправильно... Тура на нём, кстати, тоже не было.

Я тогда, грешным делом, отговаривал Славу ставить точку этих озёр на карте. Потому что совсем рядом источники, и я переживал, что туда начнут водить конные экскурсии, как по соседнему ручью Золотому, затопчут и замусорят это уникальное место... Ну а Слава считал, что точку надо обязательно поставить и поделиться обнаруженной нами информацией с другими. И он прав был, конечно. Так что, кажется, это ещё один повод дать этому месту его имя.

29.11.2017, 16:59:58
Марина Васильева (Красноштанова)Последнее фото с озёрами очень убедительно. Насколько эта вершина доступна? Для памяти очень важно. Чтобы и мемориал без проблем занести, и люди без подготовки могли туда подняться. Чтобы безопасно было и доступно. На мой взгляд — это важно для Славиной вершины.
29.11.2017, 17:40:08 |
Сергей Зубков1А примерно и есть — сначала подъем на перевал, обычная сыпуха. Оттуда совсем просто на вершину. Со стороны Шумак-Гола основная трудность — подняться до этих озёр, там ещё надо их найти не совсем тривиально. А со стороны Нарин-Гола элементарно должно быть.
29.11.2017, 17:45:50
Сергей Зубков
Вот как выглядит со стороны Нарин-Гола, подъем из цирка, общего с перевалом Обзорный ложный.
29.11.2017, 17:49:08
Борис Чечет

Єсєния:  Красивая!   Вячеслав Петухин:   Целью похода было восхождение на вершину 2939,4 м. Я её приметил в феврале этого же, 2016-го года. Она хорошо просматривается прямо от Сухого Русла.

Достойная вершина ...
29.11.2017, 20:11:39 |
Марина Васильева (Красноштанова)Предлагаю обсудить на сайте и в кругу друзей макет мемориала для "Славиной" горы. Подключить знакомых художников, скульпторов, собрать сумму и поставить памятник на горе. Не просто мемориальную доску, а памятник. Например, бюст. Будет место для "встреч в реале"...
29.11.2017, 23:01:44 |
Sara Fan

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию — спиной.
К любви своей потерянной — лицом.
И грудь — велосипедным колесом.
А ягодицы — к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять, —
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталость вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят, —

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.

29.11.2017, 23:12:38 |
Sara Fan да, красивое место, перевал Славы, пик Славы — звучит! и моя любимая 1А, так что даже я смогу доползти до Славы.
29.11.2017, 23:21:37 |
PeterПамятники на горах не надо ставить. На горе лучше тур сделать, добротный. Но не памятник.
30.11.2017, 08:48:59 |
ЕленаМожет, не права, но сдаётся мне, что пока душа ещё не покинула тело, разговоры о памятнике неуместны. Куда вы спешите, люди? Помолчать бы не мешало эти дни. А то как бы веселье не началось или препирательства, столь обычные.
30.11.2017, 09:42:29 |
Sergey V

Елена:  сдаётся мне, что пока душа ещё не покинула тело, разговоры о памятнике неуместны. Куда вы спешите, люди?

Спасибо Лена! Очень своевременное замечание. Давайте успокоимся, помолчим, вспомним каждый что-то свое, связанное со Славой.
30.11.2017, 09:55:36 |
Sara Fan

Peter:  Памятники на горах не надо ставить. На горе лучше тур сделать, добротный. Но не памятник.

Слава вообще был очень скромный, поэтому идея памятника ему чужда, он бы её не просто не одобрил, а был бы категорически против, лучший его памятник здесь, этот его сайт, если он будет жить и развиваться, это всё, чего он хотел бы (но это куда сложнее, чем поставить памятник, только ведь и мы не ищем лёгких путей).
30.11.2017, 10:20:39 |
И. ФефеловДа, конечно.
30.11.2017, 10:43:56 |
Александр Мамонтов

Sara Fan: лучший его памятник здесь, этот его сайт, если он будет жить и развиваться

Согласен, хотя и идея назвать его именем безымянную вершину в Тункинских гольцах так же нравится. Только безо всяких бюстов и памятников, пока. Если они и появится, то пусть это будет потом и спонтанно. Это как бы более естественно, жить не обгоняя события.
30.11.2017, 12:58:34 |

Александр Мамонтов: Это как бы более естественно, жить не обгоняя события.

Согласна.
30.11.2017, 13:32:23 |
Светлана Богородская

Марина Васильева (Красноштанова):    Александр Мамонтов:   Это как бы более естественно, жить не обгоняя события. Согласна.

Sergey V:  Давайте успокоимся, помолчим, вспомним каждый что-то свое, связанное со Славой.

Сергей, как всегда, золотую середину бы. Просто молчать для сайта не очень хорошо — как бы молчание не затянуло. Вспоминать — это правильно. И то, что на душе лежит, может в другой момент люди постесняются сказать (в пустоту, в молчание, к другим темам, и идеи в одиночестве могут истончиться), пусть говорят сейчас (будем говорить сейчас), и друг другу идеи подсказывают и улучшают их. И пусть количество общими усилиями и в результате того, что кто-то созреет до действия, когда-нибудь перейдет в качество. Знаков восклицательных к месту и не к месту, действительно, пока можно и уменьшить в разговорах.
Пусть и другая жизнь сайта идет. И не зря люди вместе собираются в тяжелое время и говорят.
В общем, чтобы "оглушение" не перешло в "гибернацию" — оказывается такой термин не только в медицине есть, но и в информатике.
30.11.2017, 21:39:11 |
Светлана БогородскаяБудем надеяться на рассказы, фотоальбомы и даже что-нибудь еще большее. Вдруг, замышляется.
30.11.2017, 22:06:25 |
Елена

Светлана Богородская: Вспоминать - это правильно.

Вот с этим полностью согласна. О Славе сейчас говорить, не о памятнике.
30.11.2017, 22:10:51 |
Sergey V

Светлана Богородская: Просто молчать для сайта не очень хорошо - как бы молчание не затянуло

Я имел ввиду разговоры про памятник.
А так, выкладываем новые, или вспоминаем опубликованные фото, а они ведь связаны с походами, какими то событиями.
30.11.2017, 22:52:39 |
Sergey VМне в память более всего врезался этот поход — http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=453
Насыщенно, тесное общение, адреналин, порой — прямо восторг от собственных ощущений. И только потом, гораздо позднее — благодарность Учителю
30.11.2017, 23:03:21 |

Sergey V: http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=453

Спасибо, Сергей. Все выразительно, а язык, мне кажется, немного отличается от языка последующих рассказов, сейчас он более классический (эволюция).
Волнительно было читать, как вы в плотном тумане спускались с перевала Амфитеатр и Вячеслав у вас был на передовой — разведчиком и проводником.
А к Гале, как вообще девушкам-горным туристам, большое почтение и уважение — удивительные, судя по рассказу, стойкость, упорство и подготовка.
И как вы были вознаграждены прекрасной погодой и видами на Правой Билюты.
По долине Эхе-Гера
Чуть-чуть не доходя до озера у Амфитеатра
Удивительные плиты
02.12.2017, 01:18:19 |
Светлана БогородскаяХотите верьте, хотите нет. Но в Православии есть представление, что ушедший человек до третьего дня находится на земле, среди близких. До девятого дня человеку показывают рай. А до сорокового дня — ад. И в это время решается, где дальше душа будет находится. И для человека важно каждое доброе слово, воспоминание, молитва за него или пожелание.
Предлагаю продолжить эту страницу и каждый день вспоминать нашего лидера, учителя, открывателя добрым словом. Царствия небесного! (Хоть Вячеслав и не был откровенно верующим человеком, но пожелать то это я могу).

Так, что продолжаю.
Первые фотографии, которые меня привлекли к сайту это были фотографии OLIY "Подснежник с вулкана Коврижка", М.Шергина "В тайге май", Ю.Чернокнижного "Вы чё пацаны-сплавляетесь?", фото многих других авторов. И много фотографий Вячеслава Петухина. Первые, самые запомнившиеся:

Красавец

Через всю долину

Байкальский Нептун

Меж хребтов

В последних лучах

Вечерний вид в «окно»

Приятный, забавный, интересный фотоотчет о походе большой компании от Сергея Дзюбы "Долина вулканов 2016"
03.12.2017, 23:11:10 |
hasti-toshimo

Светлана Богородская: В последние годы на фотографиях как будто стало больше теплого солнца, глубины в пространстве, недосказанности и поэтичности.

Тоже это замечала:) Полностью согласна:)
03.12.2017, 23:16:12 |
Светлана Богородская

hasti-toshimo:    Светлана Богородская:   В последние годы на фотографиях как будто стало больше теплого солнца, глубины в пространстве, недосказанности и поэтичности. Тоже это замечала:) Полностью согласна:)

Спасибо, Лена.
Пусть каждый день кто-нибудь эту эстафету подхватывает — доброе воспоминание о Вячеславе. Хоть несколько строк.
03.12.2017, 23:38:29 |
Светлана Богородская "Это не совсем так, - отвечает мне Слава в своей неизменной манере, отведя взгляд в сторону и слегка покашляв, и начинает намекать, что он очень даже не против, если на сайте появится этот рассказ, что это было бы очень даже хорошо... Если дело касалось походов и новых маршрутов, предварительно всегда мы изучали информацию через сайт ПБ, я лично прочитала несколько отчётов на Природе Байкала о бродах через эти реки, были изучены карты, фотографии, подходы и проходы, но оставалось несколько неясных моментов. Кому звонить? Конечно Славе. Бывало раньше в других походах и не раз, что потеряв тропу, Саша бежал наверх, где есть связь, чтобы уточнить у Славы, который был в городе, а туда ли мы идём? Иногда дозванивался, иногда нет, но если дозванивался, Слава всегда помогал, Слава знал всё или почти всё..."

Спасибо за рассказ всем участникам похода и авторам. Спасибо, за то, что поделились, Оля и Александр!
05.12.2017, 00:13:33 |
Сергей НизовцевЗдравствуйте, коллеги!
Только сегодня узнал, что Славы больше нет...
Очень-очень печально... Светлая память.
5 лет мы вместе учились. Хоть и группы были разные, но очень часто пересекались на общих лекциях. Он очень ответственный, серьезный, скромный, но в то же время добрый и веселый. Расскажу, как я его "разводил" :)
У Славы был 1-ый разряд по шахматам. Я ему предлагал на лекции сыграть в шахматы, он отказывался, лекция то интереснее ему. Я говорил, что обыграю его, он всё равно отказывался. Тогда я ему предлагал сыграть на деньги. Соглашался. И каждый раз выигрывал. Азартен и любил наказывать :) На кону всегда было 15 копеек.
Славик, ты яркий след оставил, спасибо!
05.12.2017, 21:26:38 |
Светлана БогородскаяКазалось бы, сообщение Вячеслава — о новой технической возможности: "Представляю новую возможность сайта — просмотр фотографий фотоотчёта в режиме слайд-шоу."
Но стоит только запустить слайд-шоу...

Впечатления о севере Байкала - 2012
06.12.2017, 21:41:52 |
hasti-toshimoСовсем не получается привыкнуть к мысли, что Славы нет... Ну никак... Такое ощущение, что сейчас напишет или позвонит... Как-то жутко... Видимо начинает медленно доходить. И время без общения становится ощутимо тяжелым.
06.12.2017, 23:15:59 |
Светлана Богородская"Вон туда! Здесь просто... Наступить вот на это, вот сюда... на камень сначала, на серый, вниз, он покатый, но он держит, а потом просто вон туда наступить, там вода скатывается. Сюда нормально, нормально. Всё держится там, и потом вот туда, да, и на желтый камень ногой. Вот всё. Аккуратнее."

Vyacheslav Petukhin. MVI 7710

Когда Тунка,
И с нею Ты!"

08.12.2017, 22:51:28 |
Светлана Богородская Юрий Мельников: "Вячеслав Алексеевич!Есть ли возможность выложить (или прислать) в максимальном разрешении панораму хребтов от р.Иркут до границы с Байшинт-Улой в центре. Всегда с волнением вижу новые фотографии района ,где пришлось работать полвека назад. Протяженность по горизонту примерно с.Шимки-с.Туран. С уважением."
Вячеслав Петухин: "Вот. (Там, кроме нормального размера, есть большой размер.)
Юрий Мельников: "Замечательно, Вячеслав, спасибо большое! Основной район работ как на ладони!"
Sergey V: "Идея этого майского похода целиком принадлежит Вячеславу Петухину. Впятером мы зашли в каньон ручья - левого истока Кхера. После ночевки поднялись по ручью до начала взлета на гребень. Темп движения и потраченное время заставили четверых повернуть обратно. Ну а наш "главный" поднялся, прошел по гребню и спустился обратно на ручей с водопадами, в итоге сделав кольцо.."

"По ручью между Хургутами и Кхером"
09.12.2017, 23:55:23 |
Юрий Мельников

Светлана Богородская:  Юрий Мельников: "Вячеслав Алексеевич!Есть ли возможность выложить (или прислать) в максимальном разрешении панораму хребтов ......" Вячеслав Петухин: "Вот. (Там, кроме нормального размера, есть большой размер.).... Юрий Мельников: "Спасибо огромное, Вячеслав Алексеевич!"...

Я благодарен Вам,Светлана,за этот пример отзывчивости Вячеслава Алексеевича.
10.12.2017, 01:37:39 |
Светлана Богородская

Юрий Мельников: Я благодарен Вам,Светлана,за этот пример отзывчивости Вячеслава Алексеевича.

И Вам большое спасибо, Юрий!
На сайте я нашла фотографии Вячеслава мест детства моего папы — Большого Голоустного и Кадильной. К 80-летнему юбилею папы распечатали, вставили в рамки. Папа при всей своей сдержанности был очень тронут, ему и нам было интересно их рассматривать, истории некоторые рассказал. А сейчас часть лежит в альбоме, а две украшают стену.

А вот тут, похоже, архивно-исследовательская, аналитическая работа Вячеслава, так как не нашла разговоров с автором.
ВЦСПС.
Центральный Совет по туризму.
Кемеровский областной Совет по туризму.
Новокузнецкий городской клуб туристов.
Путешествие по Туве и Бурятии

Отчет о пеше-водном туристском путешествии по районам
северо-восточной Тувы и западной Бурятии
совершенном в июле-сентябре 1967 г.

Руководитель группы Куликовских А.Е.
20 марта 1968 г.
г. Новокузнецк 1968 г.

Вячеслав в примечаниях сделал замечания по названиям. И свои критические выводы по рекомендациям автора "Рекомендации по выбору маршрутов в районе путешествия".

Интересно, когда Вячеслав занимался этим отчетом, а комментарии под фотографиями от 2008 г.
Завтрак в лагере на Чойган-Хеме

Застывшая лава и конус вулкана Кропоткина с левого борта долины

Северные олени
10.12.2017, 19:32:29 |
Светлана Богородская «Тофалария - загадочная страна на северных склонах Восточного Саяна...(Свинин В.В.)»
"В прошлом году наши спелеологи забрасывались в Алыгджер вертолетом из Нижнеудинска ... узнали про этот зимник по р. Уде. Появилась идея - добраться по нему до Алыгджера и побывать в красивейших пещерах Тофаларии - Зимней Сказке и Спиринской.

...Следы первопроходца видны – значит можно ехать дальше. (В Порогах предупреждали: если нет колеи – лучше не соваться.)
...По берегам, в устье практически каждой речушки, встречаются зимовья. Запомнилось одно – с занавесочками на окнах и кошкой.
... Вот Пугачев рассказывает о «священных камнях» Кастармы.
... До позднего вечера собирались в пещеры. У нас на две пещеры остался один день. Слава собирался фотографировать пещерные «красоты», а это без опыта непросто.
... В коротких ходах ведущих из большого зала вниз обнаружено: озеро с очень прозрачной водой, сталактитовый дождь, несколько спящих летучих мышей, черные гуры. Из пещер пришли усталые, но довольные.
...Побывав в Тофаларии и немного узнав ее, хочется еще раз вернуться в эту «загадочную страну» с ее горами и бурными реками, озерами, наскальными рисунками, пещерами, кастарминскими камушками и непроходимой тайгой."
Н.Кривошеева.

В Зимней Сказке

Через торосы
11.12.2017, 23:15:38 |
AlisaОн был прекрасен, даже в болезни он мог оставаться прекрасным, благородным, мне он напомнил Андрея Болконского, я как раз недавно перечитала "Войну и мир". Тот момент, перед самой смертью Андрея («Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, — почти понятное и ощущаемое…»).

И вот он, Слава, такой же прекрасно отстранённый, благородный, будто уже с той стороны взирает на мир, мудрость во взгляде, бесконечная доброта и любовь. Всё земное уже отошло на второй план, будто он заглянул в глаза самой Вечности, будто он знает... Он знал и он был готов.

Слава с невероятным мужеством принял свою судьбу, я на всю жизнь запомню этот взгляд, как человек Духом своим может победить болезнь, да, эта болезнь, она его убила, но не победила.
12.12.2017, 11:55:54 |
Светлана БогородскаяВячеслав — настоящий исследователь природы. Внимательный, с особым добрым отношением к ней. И то же — к людям, поэтому он увлек за собой очень многих профессионалов и любителей. На сайте уникальные энциклопедии о животных и растениях Прибайкалья, с описанием, фотографиями, историями, живым обсуждением — они захватывают, учат, воспитывают... Спасибо Вячеславу за это огромнейшее.
Пеночка

Пение птиц, Тункинские Гольцы - 3

Поручейник

Тундряная куропатка

Певчий сверчок

Завирушка

Рябчик

13.12.2017, 23:56:50 |
Светлана Богородская yuriy kuznetsov: "Осанка, полный спокойного достоинства взгляд, роскошная корона, всё королевское. Чтобы подсмотреть такое нужно мастерство, терпение и чуточку везения."
Вячеслав Петухин:"Расстояние — наверное, чуть больше 10 метров... Лежал в кустах, отдыхал. А мы прямо на него шли. Вскочил, отбежал чуть и с полминуты смотрел на нас (я посмотрел, между первым и последним кадром у меня 20 секунд). Потом спокойно убежал."
Марина Васильева (Красноштанова): "Раньше - встретить медведя, изюбра, лося, было нормой, теперь - редкая удача...
Вячеслав Петухин: "Ну вот насчёт медведя... так может сказать только тот, кто не попадал в такую ситуацию, когда медведь смотрит прямо на тебя и даже движется навстречу...
Евгений Рензин: "Метров 10-15 до медведя было, когда он наконец-то развернулся, и вчистил на всех парах прямёхонько на гору. Мог бы вниз по ручью побежать, но почему-то предпочёл вверх. Скорость - никакому атлету не снилась."

Олень

Неприятно, когда на тебя так смотрят

Эх, коровы бы так с дороги убегали :-)

Козероги

Вспохватился

Мечтательница

"Котёнок"

Ну я пошёл, пока !
14.12.2017, 23:22:13 |
Светлана Богородская Наталья Кривошеева:По хребту Кропоткина (2004 г.)"
"С этих пор он мечтал сходить в широко известную Долину Вулканов, но нестандартным маршрутом. Он придумал пройти первую часть маршрута по хребту Кропоткина, а вторую часть — по Долине Вулканов и Жомболоку.

Хребет Кропоткина привлек Славу более альпийским рельефом, саянскими высотами вершин и перевалов, а также тем, что там из туристов почти никто не был. Все перевалы хребта Кропоткина на "Природе Байкала" — это первопроходы под руководством Славы (кроме н/к перевалов, по которым проходят конные тропы).

"Обедаем на озере под перевалом. Кстати, Слава нам так и не давал долго разлагаться на обедах. Несмотря на то, что вставали в 6 , выходили в 7, останавливались на ночевку в 9-10 вечера. Наверное. он хотел побольше пройти, посмотреть, сфотографировать."

К обеду вылезли на широкую ступень в левом борту р. Сайлаг у подножия горы Хойто-Ула, высшей точки хребта Кропоткина

Вечером после дождика

Вулкан Перетолчина в вечернем свете

Вечером поднялись на вулкан Перетолчина

4 июля. Утром выходим от вулкана Перетолчина к верховьям Барун-Хадаруса. Остановились на красивом озере Тухурен-Нур. Слава кинулся фотографировать озеро, а мы с Серегой Кузьминых кинулись ловить хариусов. которые водились в озере.

Сергей и Слава

Наташа
15.12.2017, 21:28:31 |
Светлана Богородская
Алиса: "Так вот как она цветёт!"

Есения: "Бережно-бережно..."
Анна Панова: "Сама нежность!!!!"

ольга киселева: П.А. Вяземский.
"...И молча жизнь кругом благоухает,
И в неподвижной красоте своей
Прохладный вечер молча расточает
Поэзию без звуков и речей.

И в этот час, когда, в тени немея,
Все, притаясь, глубокий мир хранит
И тихий ангел, крыльями чуть вея,
Землей любуясь, медленно парит,-

Природа вся цветет, красуясь пышно,
И, нас склоня к мечтам и забытью,
Передает незримо и неслышно
НАМ ВСЮ ЛЮБОВЬ И ДУШУ ВСЮ СВОЮ.
1861г."

Рододендрон Адамса цветёт

Парочка светлых

Медуница

Цветочки

Кашкара

Лжеводосбор мелколистный

Кассиопея вересковидная (Cassiope ericoides)
Синюха красивая

Траурница

Будем ждать весну...

Насекомые и паукообразные севера Байкала
Вячеслав Петухин: "...До этого я бывал на севере Байкала ещё три раза, в июле и августе. Интересно, что многие виды насекомых встречаются на севере Байкала довольно массово. Не знаю, свидетельствует ли это о неустойчивости экосистемы, но многие виды беспозвоночных (комары-звонцы, пилильщики, пауки и т.д.) встречаются в больших количествах, и растения порой явно страдают от них."
"А вот это — самая интересная находка. Судя по схожести с известными фотографиями (например, здесь) берёзового шелкопряда (Endromis versicolora), но явному отличию рисунка белой линии (да ещё и присутствию двойного хвоста), следовало бы сделать вывод, что это очень близкий, но другой вид. Однако, никаких других видов в роде Endromis не известно... Значит ли это, что всё же это именно Endromis versicolora? И чем тогда объяснить такое отличие от всех известных фотографий этой гусеницы?"
Korben Dallas: "У Эндромиса гусеница другая — http://catocala.narod.ru/endr01a.html.
А это — http://catocala.narod.ru/not01g.html или близкий вид."
Вячеслав Петухин: "Спасибо! Как-то я пропустил эту Cerura vinula. Это явно она."
Гусеница березового шелкопряда ? Нет, гарпия большая (Cerura vinula).

Многоцветница и бронзовка

Пяденица черничная (Macaria brunneata)
17.12.2017, 23:01:41 |
Светлана Богородская Стихии заката

Александр Мамонтов: "Интересно как такое могло получиться?"

Роман Я.: "Буйство красок".
Сергей Зубков: "Слава, что за спецэффекты в небе? Полагаю, ты не сам же это нарисовал".
Вячеслав Петухин: "Не знаю точно. Закат, солнечные лучи, облака..."
Александр Тарановский: "Красиво. Вот вот польется лава по ручью".

Стихии заката
Хужирский закат
Закатные Ерши
18.12.2017, 22:10:06 |
Светлана Богородская Вячеслав Петухин: "Надя, то есть саянская именно по цветку распознаётся? По лепесткам (ярко-оранжевым или ещё по каким деталям?"

Надежда Степанцова: "Они все — по цветку. По форме, количеству и цвету чашелистиков (ты их лепестками считаешь), по соотношению длины лепестков, чашелистиков и тычинок. По цвету столбиков, длине носика плода. Тут много признаков саянской + еще и её район..."

Надежда Степанцова: "Алтайской у нас тоже нет, она в Западной Сибири встречается. И у алтайской чашелистики очень широкие, у них длина меньше ширины.

Вячеслав Петухин: "Можешь сравнить ту хамар-дабанскую фотографию вот с этой саянской. Ну или я могу выложить свежие фотографии, где хорошо видны листья и той и другой. Ну и цветок на фотографиях, я бы сказал, отличается. У хамар-дабанской лепестки намного длиннее. Но тут я не могу говорить столь уверенно, потому что лепестки всё-таки меняют размеры по мере цветения".
Игорь Клименко. Лета привет

Вячеслав Петухин: "Надя, хамар-дабанскую выкладывать не стал, так как её и так на сайте много. Вот — отлично видно (с Мамая). Следующая — точно такая же уже западнее Хара-Мурино. И она там в тех краях везде наверху такая (например, смотрел снятую на притоках Селенгинки — то же самое)".
Иван Тёмный. Цветка огонь в безмолвии снегов пылает. Природе жить он, словно солнцу помогает.
Андрей Зорин. Растопившие снег

Вячеслав Петухин: "Кытманова выкладываю. Первая — из окрестностей Иркутска, вторая — с Быстрой".
Вячеслав Петухин. Купальница Кытманова

Вячеслав Петухин: "И типичная саянская. Из Тункинских Гольцов".
Вячеслав Петухин. Купальница саянская

По цветку хамар-дабанские явно похожи на Кытманова. А вот листья у них ни на Кытманова, ни на саянскую не походят.

Вячеслав Петухин: "Надя, а К. азиатскую легко отличить?
(Есть ещё у меня купальница из окрестностей Монд. Похожа на саянскую, но довольно широкие чашелистики. В общем, если есть желание разбираться с купальницами дальше, могу и её выложить и ещё с прошлых лет поискать.)"
Надежда Степанцова: "Выложи, Слава. В сравнении их определять лучше.

Надежда Степанцова: "Ну значит так. Посмотрела я все жарки на сайте. Азиатских всего две, их я под фотками подписала.
Андрей Зорин. Растопившие снег
Lyncean. Цветы Саян. Жарки

А остальные распределились так.
Купальница саянская — 11058, 20082, 20083, 35588, 40427, 41827, 43006. К. Кытманова — 3067, 4279, 6151, 19821, 26674, 28631, 28590, 42627, 42577. Растения с признаками обоих видов — и саянской и Кытманова (гибриды?) — 1185, 3635, 5014, 5015, 42584. Это те фото, где хорошо видны все части цветка. Под фото, где виден только общий облик, соверую поставить объект "Купальница", т.е. только род.

Вячеслав Петухин: "Не нравится мне такой итог, Надя, в отношении хамар-дабанских. Не вижу явных отличий. По-моему, это всё одно и то же. И 5014, 5015 скорее всего то же (хотя там и есть отличие — немного побольше лепестков). И при таком разбиении на виды совершенно необъяснимым остаётся то, почему у разных видов, растущих на Хамар-Дабане, одинаковые листья, а у этих же видов в других местах — другие. Разумное объяснение тогда уж в том, что там все гибриды.

Надежда Степанцова: "Касательно двух вышеприведенных фото: на 6151 я вообще не вижу листьев. А разница там в форме и количестве чашелистиков и соотношении длины лепестков, тычинок и чашелистиков. И вполне возможно, что на Хамаре как раз больше всего именно растений с промежуточными признаками Кытманова и саянской, т.к. ареалы этих видов перекрываются. Может когда-нибудь кто-нибудь серьезно возьмется за хамар-дабанский материал и разберется, в том числе и с листьями :-), возможно и новый вид (подвид) выведут".

Вячеслав Петухин. Жарки
Татьяна Семенова: "Красиво как...., нежные жарки и могучие горы!"

Вячеслав Петухин. Купальница сибирская (Trollius sibiricus)

Елена Баяндина. Купальница крючковатая

Елена Баяндина. Жарок замещающий

19.12.2017, 23:29:42 |
Светлана Богородская Вячеслав Петухин: "Организуем выставку сайта. В помещении кинотеатра "Художественный". С 10 июня на всё лето.

Основной формат работ — 30 x 40 (или 30 x 45) см. Давайте начнём с того, что здесь обозначатся желающие участвовать в выставке. Понятно, что для этого надо иметь достойные работы (уровня "фото дня")...

По поводу отбора. Выставляются прежде всего сами авторы. Так что решать, что именно выставлять, должны в первую очередь именно они. Но какой-то отбор быть должен, тем более, что количество работ ограничено. Так что будет какой-то худ.совет...

По тематике. Ясно, что будет много пейзажей. Чтобы как-то разнообразить, очень приветствуются фотографии животных и растений. Общую компановку выставки будем делать вместе (не так, что каждому автору выделяется место, и там как хочешь вывешивай). Хотя, конечно, лучше работы одного автора группировать вместе...

Предполагается под маркой "Природы Байкала". Ну и, по крайней мере, не только Байкал, а как и на сайте — всё Прибайкалье. Что реально будет означать "под маркой Природы Байкала" пока не совсем понятно. То что работа должна появиться на сайте — да, но можно и в день перед открытием разместить. "

Эраст Бутаков: "Да, не легкая это будет работа выбрать фото на выставку. И тем не менее, мне (если никто не будет против) будет легче всего — лишь однажды (если я не ошибаюсь) моё фото было "фотографией дня". Его я и готов показать людям. Вот оно (считайте, что это заявка):
Взрыв небес! Эраст Бутаков

Олег Берлов: "Я могу 4 фотки предоставить:
Какие сладенькие штучки! Олег Берлов

В засаде. Олег Берлов

Сергей Щеглов: "... и хотелось чтобы хоть на одной люди были в кадре"

На горе Черского. Олег Берлов

Неалёнушка. Олег Берлов

Евгений Рензин: "Если серьёзно, то из фото с "людьми в кадре", я помню только одно, достойное выставки. Упс! Оказывается, есть ещё пара замечательных снимков:
По нехоженным тропам протопали лошади, лошади... Евгений Тютрин

Евгений Рензин: "Шикарный портрет! Легендарный Константин Киселёв? Правильно я "угадал"?

Евгений Тютрин. Перевальный портрет

Подготовка к фотовыставке. Олег Берлов

Игорь Тупицын: "Поздравляю всех с успешным открытием фотовыставки!"

Виталий Штырц (Саныч): "Открытие выставки".
Открытие выставки-1. Виталий Штырц (Саныч)

Открытие выставки-2. Виталий Штырц (Саныч)

Виталий Штырц (Саныч): "Два Игоря (Тупицын и Фефелов)"

Открытие выставки-3. Виталий Штырц (Саныч)

Виталий Штырц (Саныч): "Борис Чечет увлёкся"

Открытие выставки-4. Виталий Штырц (Саныч)

hasti: И так забавно моя любимая белка на них с ветки смотрит :)"
Стас Фишбейн: "Эрик,что такой боевой везде.?"
Эраст Бутаков: "Стас, я-то как раз нормальный — это мужики усталые после развешивания всех этих картин по стенам! :)"

Открытие выставки-5. Виталий Штырц (Саныч)

Виталий Штырц (Саныч): "На переднем плане — Игорь Фефелов, Даниил Сазонов".

Открытие выставки-6. Виталий Штырц (Саныч)

Виталий Штырц (Саныч): "Олег Берлов, Игорь Клименко, Александр Софронов, ведущий — Слава Петухин, затем... весь в черном с ветровкой в руке — Эраст Бутаков, Борис Чечет".
Эраст Бутаков: "Между мной и Борисом — Хасти".
Вячеслав Петухин: "Сразу за мной — Сергей Дзюба. И ещё Ольгу Сударчикову могу назвать".

Надежда Степанцова: "Классно мы природу Байкала представили. Очень заманчиво, разнообразно и красиво. Как заходишь - глаза разбегаются".

Дмитрий Мызников: "Посетил выставку сегодня. Очень понравилось! Заметил, народ спецом приходит посмотреть. Зал не пустой.
Надя, стланник так и висит криво, и рядом еще одно фото отклеилось. Надо было клеить не на скотч, а на резиновый клей...
Фото понравились все! Но больше всего запомнилась своим качеством фото Виталия Штырца -Шаманка. и качеством и сюжетом фото Лены-Т. — про филина. Долго стоял, запоминал:)"
Надежда Степанцова: "Лена Т. филина не снимала :-) Это птенец перепелятника (или тетеревятника)".

Фото-выставка. Эраст Бутаков

Эраст Бутаков: "Знакомые все лица... хотелось бы написать, но!
Спасибо, Слава, что дал нам возможность увидеть друг друга "вживую" и познакомиться. Поздравляю САЙТ с таким клаАссным достижением и всех форумчан с выставкой!"
21.12.2017, 00:36:02 |
Светлана Богородская Лыжный поход Хубуты - Китой - пер. Обзорный - Шумак - пер. Шумакский
20-27 февраля 2016 г.

Вячеслав Петухин: "С утра довольно холодно, ветер. Особенно неприятно уже наверху (после подъёма по серпантину) в продуваемой долине Хубутов это обычное дело.
Мы до Шумака шли следом за большой группой спасателей — так получилось, что мы не сговариваясь выбрали одинаковые маршруты. Они вышли за три дня до нас. На Шумаке мы их догнали...

По Архату и Ара-Хубутам всегда много наледей. По Архату русло довольно широкое, наледи редко бывают сплошь мокрыми, только, бывает, к вечеру раскисают, но мы проходим утром. А вот в каньоне Ара-Хубутов уже вместе с участками снега встречаются предательские участки мокрых наледей...
На перевал поднялись уже перед закатом. А надо ещё спуститься до устья Жалги. Внизу шли с фонариками, но помогала и полная луна...

После обеда пошли вверх по Ара-Ошею. Кратчайший путь идёт по тропе, обходящей каньон, от устья Яман-Гола, но мы этой тропы не знали, да и проще идти по натоптанному, поэтому пошли до устья Ара-Хубутов и там по тропе, переваливающей на Яман-Гол. Каньон в этой части Ара-Ошея тоже оказался довольно живописным...

Шумакский обошли правее, по камням. Внизу видны небольшие лавинные выкаты.
Потеряв время на Левом Шумаке и на Шумакском перевале, к Эхе-Геру мы спустились уже вечером. Русло Эхе-Гера местами во льду, местами под снегом и с водой (в том числе под снегом). Так что идём то по руслу, то по тропе. В сумерках окончательно ушли с русла. Следов тропы нет совершенно, так что приходится её искать. На границе леса на Эхе-Гере рельеф довольно сложный, искали тропу в темноте. Вот когда бы луна не помешала! ...

Дошли до Сухого Русла. Вечером доехали до Иркутска."

Начинается каньон Баром-Гола

Лёд

Вверх по Нарин-Голу

Небо над Шумаком

Со спасателями

(С.Б.: После открытия, внизу справа — незаметная кнопочка вращения панорамы...)
Круговая панорама с Хубутского перевала
Круговая панорама долины Ара-Ошея
Круговая панорама с перевала Обзорного
Круговая панорама с Шумакского перевала
21.12.2017, 21:57:42 |
Светлана Богородская В начале мая по Ольхону

Вячеслав Петухин. В начале мая по Ольхону

Круговая панорама с мыса Харалдай
Круговая панорама с вершины над мысом Хальтэ

Ольга Владимировна Варакина: "Очень понравился Ваш фотоотчет. Спасибо за доставленное удовольствие.

theodor japs: "Как всегда очень хорошо и професионально, спасибо Слава за это
экскурсия по Ольхон. Давно там небыл.

iirinaa traskouska: "Много удивительных форм, приятного света и красивого цвета.
Байкал!!!"

С Саган-Хушуна на юго-запад
Скала Богатырь
Цвета льда и заката
Ещё один день кончается...
Игольчатый лёд
Лёд и туман
Едор от Харалдая
Богатырь и Шаманка

22.12.2017, 21:30:57 |
Светлана Богородская Вячеслав Петухин: "Когда я реализовывал слайд-шоу в фотоотчётах, у меня были мысли дать возможность смотреть любые списки фотографий в режиме слайд-шоу. Но, всё-таки, тут и не всё просто для реализации, и возможности такого просмотра будут ограничены (нельзя настроить ни время, ни порядок смены, ни музыку)..."

Светлана Богородская: Здорово, Владимир! Спасибо большое.
(Просмотра в режиме слайд-шоу с сохраненными названиями не хватает)

Вячеслав Петухин: "Светлана, любой список фотографий сейчас можно просматривать в режиме слайд-шоу. Для данного фотоотчёта — вот этот список. В меню слева снизу есть ссылочка "Просмотреть фото в режиме слайд-шоу". ( Ну и в появившемся окне в адресной строке можно поправить вручную интервал, если он маловат, он сейчас 2.2 секунды, для этого надо interval=2.2 исправить на другое число.)

Светлана Богородская: "Вячеслав, а как можно выйти на этот список? Иногда в меню слева-внизу есть ссылка "Просмотреть фото в режиме слайд-шоу", а иногда эту команду не видно".

Вячеслав Петухин: "Когда из фотоотчёта выходите на фотографию, то справа и слева под фотографией бывают предыдущая и следующая фото, а слева снизу меню, в котором тоже ссылки на предыдущую и следующую и на список всех фото".
Светлана Богородская: "Спасибо, теперь понятно!"

"...любой список фотографий сейчас можно просматривать в режиме слайд-шоу"

С.Б.: Здесь получилось:
Карты — Фотографии на схеме — Ольхон, все (листы) — список фотографий -по рейтингу — посмотреть в режиме слайд-шоу
(а можно в других последовательностях, например:
1) Фотографии — художественные — Ольхон — По рейтингу — посмотреть фото в режиме слайд-шоу;
2) Карты — Схема всех районов — Ольхон и Приольхонье — Фотографии — художественные — последние 100 по рейтингу — посмотреть в режиме слайд-шоу;
3) Или начать с Районов.
И так далее, в зависимости от желаемой выборки фотографий — т.е., это еще способ выбрать из разделов список нужных фотографий (район — разделы фотографий, объекты).

Здесь список художественных фотографий Ольхона, по рейтингу, на 130 страницах: Ольхон. Художественные фотографии

А здесь список фотографий Ольхона, последних 100, по рейтингу, на 5 страницах: Фотографии района

Ольхон и Приольхонье. Фотографии. Люди

Ольхон и Приольхонье. Фотографии. Флора

Ольхон и Приольхонье. Фотографии. Фауна

Ольхон и Приольхонье. Исторические фотографии

И оказывается, как важно указывать правильный раздел!

Mustapha. Гуляем вместе!
23.12.2017, 00:17:44 |
Светлана БогородскаяSergey V: "Ответьте, пожалуйста, кто пользуется пунктами Меню - "Туры" и "Интересы" ?
Егор Полтавченко: "Не так часто, но пользуюсь меню " Интересы", очень хорошее меню".
И. Фефелов: "Туры" — никогда, но в связи с количеством содержания этого пункта это и понятно. "Интересы" и "Инфо" — редко, но метко, т.к. некоторые разделы иногда оказываются весьма нужными".

Заглянула в "Интересы", обнаружила топонимический словарь (интересно, он сейчас, 24.12.17, такой же каким был при Вячеславе или дополнен? И кто его — единственный, или в компании — составитель или редактор?)

В Словаре — огромнейшая работа по топонимике. А заодно — история, и прогулка в настоящее и прошлое — кто жил, кто ходил по уголкам близким и труднодоступным, кто называл? Имен не знаем, но какой народности можно поопределять.
Большая часть терминов — гиперссылки, за которыми фотографии — окошечки сайта.

Например:
Знакомое и часто употребляемое слово "падь" (по русски? В словаре Ушакова такое слово с тем же значением есть),
а по бурятски — "хунды".

Низовье пади Улунтуй. Егор Полтавченко
Очарование саянского лета (река Хунды-Гол (верхняя). Леонид Потехин

По русски — "ложбина, овраг, ручей";
по бурятски — "жалга, елга";
по тувински — "чога, чоога";
обще тюркский — "джилга".

Ручей Ледяной не зря так называется...

Дабан-Жалга.

по бурятски - "нур";
по тувински - "холь";
по эвенкийски - "амут";
обще тюркски - "кол, куль".

[PHOTO;85764;center]Виды с тропы (озеро Байкал). Александр Тарановский[/PHOTO].
[PHOTO;34969;center]Гладь Олон-Нура[/PHOTO]
[PHOTO;10335;center]Озёра: большое и совсем маленькие (озеро Устю-Кок-Холь) [/PHOTO]
[PHOTO;48933;center]В долине озёр Яныр-Амутис [/PHOTO]

Топонимический словарь

"В словаре использован материал книги М.Н. Мельхеева "Географические названия Восточной Сибири", книги С.А. Гурулёва "Реки Байкала", материалы К. Павлова, В. Петухина".

Как много можно открыть для себя нового и интересного на сайте — в продуманной Вячеславом системе (или без системы).
Нового — в технических возможностях сайта, в его содержании и отношении Вячеслава к тому, чем он заполнял сайт.

25.12.2017, 01:12:54 |
Светлана Богородская Озеро в верховьях Елоты-Харагуна

И. Фефелов: "Ччерт возьми, чуть не укатился... потом стало понятно, что все-таки влево завалилось на ровно 5 градусов..."

Светлана Богородская: "Фантасмагория. Удивляешься и соображаешь. Укатиться можно в разных направлениях, реальных и нереальных. Интересно, что из себя представляет это озеро."

Александр Ветров: "Ну не знаю куда вы тут "укатились" — я лично улетел в будущее !!!"

Прогоняя туман...

Озеро на Елоты-Харагуне

Кто узнает озеро?

На восток с пика Альбатрос. Сергей Зубков

"Район:
Тункинские Гольцы
Высота над уровнем моря: 2423 м.
Находится в верховьях реки Елоты-Харагун.
Круговая панорама. Озеро на Елоты-Харагуне. Сергей Зубков

Описание данного объекта можно найти в текстах:
Ниловка - Барун-Хандагай. Июль 2012. 12 перевалов за 12 дней". Sergey V.

Sergey V: "9 июля. 3 день....Перевалив через Рекорд, мы перешли на другой склон основного хребта. Теперь внизу справа у нас — Тункинская Долина, а мы стоим на южном склоне, справедливо надеясь, что туман и непогоду быстро будет разносить восходящими потоками от прогретой лучами солнца поверхности. Объясняю все это Гале, но она как-то недоверчиво относится к моему экскурсу в занятную метеорологию, и парирует — “да, да, уже знаем, мы поднимаемся все выше, все ближе к солнцу, и становится теплее и теплее.”
Устраиваемся на ночевку, еще не зная, что их тут будет две и весь следующий день.

10 июля. 4 день. Дневка.
С утра уже прошел дождь, потом закончился, но висел плотный туман. Мы спали часов до 10, потом кое-как встали, позавтракали — готовили мы всегда прямо в палатке, чтобы ветер не мешал и не тратить лишний газ. Часов в 12 начало раздувать туман, в какой то момент вылезло солнце, показалось голубое небо. Ну все! На старт, внимание ... не успели только снять палатку, как снова накрыло туманом...

11 июля. 5 день.
Утро этого дня встретило нас привычным уже плотным туманом. Но уже часам к 9 его стало разрывать и мы поняли, что день будет хороший. Уже по установившейся привычке в 9-30 выходим. Обходим озеро, погода все лучше, остатки тумана уносит вверх и он там тает, оставляя легкую дымку.
У нас же теперь проблема выбора — каким кулуаром идти, их два — недалеко друг от друга. Слава разведывает правый, я — позднее его — левый. Мне мой левый вполне понравился, ничего сильно сложного я не заметил, но Славе тоже понравился его правый. По нему и пошли, я не спорил, но запомнил, что и левый вариант вполне пригодный. Справа — действительно все довольно удобно, то по малоподвижной средней сыпухе, то по совсем простым скалам дошли до места, где кулуары соединились, немного посложнее спуск в кулуар, и дальше довольно круто, но тоже по удобной крупной осыпи.
Примерно в 13-40 — мы поднимаемся на перевал Хитрый. Погода отличная, подъем прошел на ура, в туре обнаруживаем старую старую записку, к тому же неудачно упакованную. Записка датирована 3 августа 1981 года и прямо расползается в руках — она вся мокрая. Сколько же лет ее мочило! А вот чернила оказались — просто супер! Все отлично читается.Слава забирает записку, оставляет нашу, надежно упаковав ее, может лет так через 20 кто-то и ее прочтет..."

36. Sergey V

37. Sergey V
25.12.2017, 20:02:02 |
Светлана Богородская На Шумак через Шумакский перевал маршрут, описание, подборка отчетов.

"Район:
Тункинские Гольцы
Маршрут:
Ниловка — Шумакский перевал — Шумак

Это наиболее простой и популярный пеший маршрут на Шумакские минеральные источники. Летом (в июль и август) на этом маршруте каждый день можно встретить как правило несколько групп. В июне на перевале обычно еще лежит снег, что делает дорогу намного сложнее. Снег может застать и в последних числах августа.
Подготовленные в физическом отношении группы обычно проходят этот маршрут за два дня.
Еще один популярный вариант маршрута на Шумак — через Аршанский перевал. Возможны варианты пути на Шумак по одному из этих маршрутов, а возврата — по другому.
Вячеслав Петухин"

1 поселок Нилова Пустынь 890 (м) ("Поворот на Шумак помечен указателем и находится примерно в 4 километрах от Ниловки - Из отчета: Ниловка - Эхе-Гер - Шумакский пер. - Шумак - Шумакские источники")
2 дацан у горы Хайр-Хан 920 (м)
Дацан у Ниловки. Иннокентий Уханов

3 Дорога на Шумак 933 (м)
По песчаной дороге. Леонид Фишкис

4 Дорога переходит реку Эхе-Гер («сухое русло») 950 (м). ("На самом деле ситуация с водой сильно зависит от дождей. «Сухое» русло Эхе-Гер было совсем не сухим, и можно было спокойно обедать на нём (это в 2х км. по дороге на Шумак от поворота)... Переходим вброд Эхе-Гер (переносим детей), дальше встречаем много ручьёв поперек дороги – видимо общий уровень воды высокий. (Эти ручьи и есть, собственно, основное русло Эхе-Гера, они текут в любую погоду. А «Сухое» русло — это паводковое русло. Примечание В. Петухина")
В долине Эхе-Гера. Леонид Фишкис

5 Поляна (развилка троп на Хубуты, Хургуты и т.д.) 1040 (м)
6 Сарай у Хубутов (где дорога переходит в тропу) 1189 (м) ("На ночлег встаём ... на большой поляне «у изб» (шли примерно 1,5 часа от Эхе-Гер)... Уходим с поляны ... Через час доходим до поляны с сараем, потом начинается подъём")
7 Развилка троп на Хубуты и Эхе-Гер 1615 (м) ("Проходим часа 2 (от полянки с сараем) и встаём на симпатичной стоянке с кучей дров. Лёня спускается за водой, и мы готовим обед. Какао добавило нам сил, а послеобеденный сон совершенно восстановил. Обед получился долгим – 2,5 часа. Через 20 минут доходим до пары озёр (очень красивые), около которых стоит народ. Здесь развилка троп – мы её проскочили, не посмотрев, так как основная и хорошо натоптанная тропа — наша (направо). Тропа местами подболочена, местами сильно разбита лошадьми. Продолжается плавный подъём. Слева открывается долина Хубуты.")
8 Небольшое озеро 1691 (м) ("Проходим замечательное верховое болото – оно на склоне, поэтому ещё и течёт.")
Озерцо. Леонид Фишкис

9 Небольшой перевал между долинами рек Хубуты и Эхе-Гер 1840 (м) ("Через 3 часа после выхода с обеда доходим почти до высшей точки водораздела между Эхе-Гер и Хубуты. Здесь место под 2-3 палатки, а чуть ниже течёт подболоченный ручей с желтоватой, но чистой водой, поблизости есть дрова. Встаем на ночлег. Отсюда красивый вид на Тункинскую долину."
10 Крутой склон над рекой Эхе-Гер 1800 (м) ("С утра встали все вместе и собрались за 1,5 часа. Через 15 минут открывается вид на долину Эхе-Гер и начинается спуск к реке, довольно крутой. ")
11 водопад на ручье, впадающем в Эхе-Гер ("Целый час до выхода из зоны леса ковыряемся среди грязи и луж. Наконец, лес заканчивается и тропа становится лучше. На противоположной стороне Эхе-Гер — водопады, а нашу тропу пересекают маленькие ручейки непитьевого вида. Коровы по обоим берегам.")
12 Устье левого притока реки Эхе-Гер (с перевала Красавина) 2054 (м)
На Шумакском перевале. Леонид Фишкис

Вид с Шумакского перевала. Леонид Фишкис

13 Один из истоков р. Эхе-Гер под Шумакским перевалом 2320 (м)
14 перевал Шумакский, 1а 2760 (м) ("Через 2,5 часа после выхода с обеда подходим к моренным гребням, тропа заходит на них справа. Начинается дождь, дети устали – ищем место под палатку. Встаём в 3 метрах от тропы, в защищённом от ветра месте...Встали в 7.45, в 9.15 вышли...Через час подходим к перевальному взлёту... Подъём по взлёту занимает час. Склон осыпной, градусов 15-20, тропа идёт плавным серпантином. На перевале – толпа, люди идут в обе стороны. ... Есть крутой спуск прямо с перевала, но мы уходим налево на конную тропу (надо немного подняться от перевала по гребню) – она положе. Первые метров 60 требуют особого внимания, так как тропа периодически выходит на скальные сбросы – можно здорово грохнуться.У Шумакского перевала одна определяющая сторона — восточная. Даже конская тропа достаточно крутая, поэтому спускаемся долго. После спуска с перевала занудный и достаточно противный спуск по морене вниз к озёрам, где мы обедаем. От начала спуска до озера ушло 2 часа."
15 озеро Ногон-Нур 2276 (м)
16 водопад под Шумакским перевалом 2020 (м) ("После 1,5 часов отдыха продолжаем движение по долине Шумака вниз. После озера можно встать без дров около левого притока Шумака (час нашего хода от озёр). Ещё через полчаса тропа переходит Шумак на правый берег и идёт по нему.

Через 2 часа после выхода с обеда подходим к очень красивому водопаду. Тут есть стоянки с замечательными видами на водопад, но непонятно, где брать воду – водопад в каньоне. Водопад прикрыт «козырьком» — 10 метровой наледью – из-под него бьёт вода, смотрится потрясающе."
Шумакский водопад. Леонид Фишкис

17 Устье притока с Шумакского перевала 1900 (м)
18 Устье р. Шумак-Гол (р. Левый Шумак) 1615 (м)
19 Шумакские минеральные источники 1550 (м) ("Утром потихоньку натягивает тучи...Через час доходим до зимовья (стоянок рядом – нет)... Через 3.15 ходового времени встаём на обед на пятачке. Вода рядом, дров – как грязи, мест под палатку – нет. Тропа идёт вверх-вниз... После выхода с обеда тропа сначала идёт около самой воды, потом опять поднимается и траверсирует потрясающе красивый склон из белого камня.
Белокаменный склон Левого Шумака. Леонид Фишкис

Здесь отдыхаем и долго любуемся долиной Шумака, пользуясь солнечным окном. Через 2 часа после выхода с обеда переходим Правый Шумак по поваленному огромному кедру. На стрелке много мостков – они позволяют перейти через Шумак и притоки. Здесь «цивилизация». По обеим берегам – балаганы и избушки, на левом берегу обычно избушки занимают буряты, на правом – можно занять свободное зимовье или поставить палатку...)
20 турбаза «Шумак» 1550 (м) ("Добрые иркутчане приютили сначала детей, а потом сказали, что после ванны нельзя остужаться, и что они никуда нас не отпустят – отвели в соседнюю избушку, где было место. Я очень благодарна этим людям за доброту и гостеприимство. Если получится, завтра попробуем договориться о лошадях. Не столько хотелось побыстрее вернуться назад, сколько доставить удовольствие детям и разнообразить путешествие".)
На лошади. Леонид Фишкис

Всего 47.3 (км) +1910 (м) -1250 (м)

С.Б.: Попыталась совместить этапы маршрута, указанные Вячеславом и их описание из отчета с детьми.
Конечно, данный "короткий" комментарий не для "ценных указаний". Они, указания и опыт, в самой ссылке наверху — Вячеслав составил подробную таблицу, в которой обозначены этапы пути на Шумак и подобрано много отчетов, которые нужно внимательно изучить.

Отчет, из которого приведены цитаты — один из самых доступно описывающих маршрут, приятный, подробный, симпатичный отчет о походе с детьми "Путешествие по Тункинским гольцам и юго-западным окрестностям Байкала, июль 2006. Ниловка — Эхе-Гер — Шумакский пер. — Шумак — Шумакские источники". Этот отчет в таблице называется, как "Поход с детьми, 2006 г."
Более полный: Путешествие по Тункинским гольцам и юго-западным окрестностям Байкала, июль 2006.

Получился больше "труд для себя".
Но каков удивительный отчет Леонида Фишкис и Риты Красносельской и какова таблица-маршрут, составленная Вячеславом!

27.12.2017, 00:12:18 |
Светлана Богородская Анна Панова: "Хочется крылья иметь, чтоб воочию видеть всё это!
Воздухом чистым дышать, воду талую пить, у костра просидеть до рассвета...
Фото навеяло ..."

Светлана Богородская: "Мне, действительно, хотелось сказать о живописности, поэтичности, разнообразии гор с их вершинами, полянами и цветами, проталинами и мокрым снегом. И о авторах — горных туристах, которые идут ради этой красоты несмотря ни на какие трудности".

Борис Чечет: "Светлана, "не будем себя обманывать" (это не моя фраза, но она мне нравится). Я иногда ходил, иногда хожу и надеюсь иногда ходить с разными спортивными туристами... Им важно преодоление, им важно маршрут пройти, и это достойно самого высокого уважения. Фотографу в их компании — смерть. Видишь сюжет, а свет не тот , а график..., а жёсткий окрик командира: "Фотограф в походе — источник повышенной опасности"... Найти компромисс, конечно, иногда удаётся (этот сайт лучшее доказательство). А так-то, спортивный туризм и фотография — разные специальности".

Вячеслав Петухин: "Борис, уверяю Вас, в данном походе все три участника были совсем не такими. Более того, я бы сказал, что я, вообще говоря, не встречал ни одного человека (из около полусотни попутчиков), который бы точно соответствовал тому, что Вы написали".

Марина Васильева (Красноштанова): "Борис, я бы тоже с Вами тут поспорила. Конечно, я не ношу в походы 20-30 кг фототехники, как некоторые фотографы. Но у нас в 5-6 категории были фотографы-профессионалы. Да, конечно, наши цели иногда не совпадали с целями фотографа-художника... (Пурга, лавинная опасность, а он, "сволочь" висит по часу на склоне, ждёт момент...)
Зато после похода — как ему все благодарны!
Но заявлять, что спортивные туристы не понимают ничего в красоте — это уж слишком... Мы туда только ради красоты и ходим".

Виктор Любезнов: "Шикарнейше!"

Есения: "!!! УХ, КАКОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ !!!
Вячеслав,
когда, наконец, можно будет приобрести Ваш фотоальбом?
Толстущий и дорогущий :)"

Ирина Дмитроченкова: "Вячеслав, Ваши фото передают что-то неуловимое, что связано с самим духом места. Хочется не только смотреть, но и попасть туда..."

Идиллия

Кынгарга в дымке

Хамар-Дабанские жарки

27.12.2017, 21:44:33 |
Светлана БогородскаяИнтересы — Живой мир — Материалы сайта — Систематика органического мира Прибайкалья (представлены только те виды, материалы по которым присутствуют на сайте).

"Если Вы видели какое-то растение и хотите с помощью сайта попытаться определить, что это за растение, можно попытаться найти фотографии этого растения на сайте.

Если Вы плохо ориентируетесь в систематике, то Вам могут помочь страницы, где фотографии растений сгруппированы по цветам:

Белые страницы
Пережившие снег

Желтые страницы
Патриния сибирская

Красные, малиновые и розовые страницы
На берегу озера

Синие, голубые и фиолетовые страницы
Память о перевале

Сиреневые страницы
Кортуза

Зеленые страницы"
Пихта

C.Б.: Больше видов прибайкальских растений (с фотографиями), чем собрано на сайте, наверное, есть только в "Атласе растений западного побережья озера Байкал" Надежды Степанцовой (а может я чего-нибудь не знаю).

При этом, Вячеслав растения упорядочил в три (так насчиталось) варианта систематики — в виде дерева таксонов, список в алфавитном порядке (русском и латинском) и цветные страницы. Можно выбирать на любой вкус и уровень, любителю и профессионалу, старому и малому. И всем будет интересно!

28.12.2017, 22:35:54 |
Светлана БогородскаяФотографии — Люди

Igor Glushko:
"Время проходит, следы оставляя
На изможденном лице...
Кто ты такой? Кем тебя знают?
Чем ты полезен Земле?"

Наталия Заручейская: "Виден ветер, отлично виден! Очумевальное фото!!!!"
Zooly: "Слава, тебе фото лыжного туризма удаются лучше чем все другие)"

Александр Ветров: "Случайно" такие снимки не делаются. Тут нужен точный расчёт и приличный опыт. В этом снимке есть и динамика прыжка и эмоции спортсмена и некоторая интрига (куда-же он грохнется-то )".

Олег Берлов: "Не... Этот не упадёт!
Геннадий Сергеевич Пономарчук - один из лучших инспекторов-следопытов".

Эраст Бутаков Вот это по-нашему! :) Корефаны!

Эраст Бутаков: "Граждане, товарищи, коллеги, господа и дамы. 17 июля мы продолжаем наш Ход".

На заготовке. Ведерникова Женя
Финиш Байкальского марафона. yuriy kuznetsov
Владимир Тюменцев. Олимпийский огонь в Бурятии
Фото Марии Николаевой: отец Евгений. Эраст Бутаков
Юрий Алексеевич Болдырев. Виталий Штырц (Саныч)
Охотник. Владимир Тюменцев
Разные эмоции. Владимир Тюменцев
Время проходит, следы оставляя... Igor Glushko
30.12.2017, 01:26:34 |
Светлана Богородская Каждый получает то, что хочет

Марина Васильева-Красноштанова

"Каждый получает то, что хочет,
Уходя в заснеженную высь,
Где ветра с метелями хохочут,
И на грани пляшут смерть и жизнь.
Развенчавши прежние кумиры
Без прикрас и всяческих затей,
Как алмаз шлифуют ювелиры —
Горы совершенствуют людей..."

1 мая 2016 г. На вершине мы первые! Владимир Голов
Всех с Первомаем! Владимир Голов
Перед восхождением на стену СОАНа. Марина Зубкова
На пике Топографов находим воду для приготовления чая. Владимир Голов
На вершине. Слава Завьялов
На перевале "Мудрая Борода". Яна Домрачева
Наша группа у тура на перевале Солярис. День 19й. Марина Васильева (Красноштанова)
.... Снимается семейство. Егор Полтавченко
У карниза. Вячеслав Петухин
Радость восхождения. Владимир Голов
31.12.2017, 04:22:37 |
Светлана БогородскаяВ большой степени благодаря сайту, его увлеченности горами... этим летом побывала в других горах, увидела такое великолепие (пусть с канатки) Эльбруса и Домбая
31.12.2017, 04:47:01 |
Светлана БогородскаяЗавтра сорок дней?

Я благодарна сайту, благодарна Вячеславу за труд, любовь к природе, доброту, стремление к вышине во всех отношениях. За знание, общение — спасибо.
И в эти последние дни столько нового открыто на сайтовских страницах.

Царствия небесного...
31.12.2017, 05:05:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)1 января — 40 дней...

Я уйду высоко в небо,
Дотянусь до него рукой.
Только там, где ещё не был,
Обрету долгожданный покой.
Там тропу на скалистом гребне
Утоптали архары ввысь,
Чтоб смотреть, как и я, в небыль,
А потом уходить вниз.
Там вода обратилась в камень,
И ботинки скребут фирн.
Лёд хранит вековую память,
Как незыблем и чист мир.
И наступят другие будни...
Отрезвит Рождеством январь.
И ещё не один путник
Соберётся за мной в даль.
Отгуляет, отлюбит, отспорит,
Отпоёт, отболит, уйдёт...
И поймёт, что уход — не горе,
А лишь Новый, как лист, год....
Я уйду по глубокому снегу.
И никто не узнает пусть…
Там – мечта и простор неба,
А внизу – суета и грусть.
31.12.2017, 05:55:34 |
Ирина Дмитроченкова

Марина Васильева (Красноштанова):  1 января - 40 дней...

Замечательные стихи.
Перекличка с моей очень давней песней, посвященной именно нашим любимым Тункам. Про Перевал и про еще более ранние, казалось бы, тогдашние события...

Синих гор грозовая гряда
Подступила к краям горизонта,
Но сквозь грань проходить нет резона -
Это чар череда:
Вольный — пиков парящих — простор,
Бег стремительных рек непрестанный,
Гнев и милость заботы Бурхана,
Ледяная прозрачность озер.

Перевал – вор!
Перевал, брат мой!
Ах, верни мое сердце обратно,
Перевал…

Он хотел долететь до звезды,
Дотянуться до неба рукою,
Стать надеждой, любовью, покоем…
Над костром тёплый дым.
Дождь, туман над высокой водой
Могут вдруг обернуться бедою
Или радугой над головою,
И победою вновь – над собой.

Перевал – вор,
Мое сердце вернулось обратно:

Путь к себе – перевал,
Где никто никогда не бывал…
И начало начал –
Перевал.

В этом метаморфозе стихий
Где в туман превращается камень,
Вдруг становятся слёзы стихами
И горами — стихи...

Перевал – вор!
Перевал, брат мой!
Ах, верни мое сердце обратно…