Ольга Сударчикова

По дороге на перевал
Среди гор
Караван

Утром долго не спим, сегодня перевал, самый сложный день. Погода пока отличная, кофе, овсянка, сборы, сушим палатку от конденсата, на той стороне реки пасутся коровы, лениво жуют жвачку и с любопытством смотрят на нас.

Послали Бернарда на реку поискать Гоху с Андреем, я тем временем иду вперёд, как самая медленная. И за бугорочком вижу их, они нас не нашли на реке и ушли дальше, тоже собирают уже палатки. Радости нет предела, команда снова вместе. У Гоши разболелось колено, поэтому он идёт почти так же медленно, как я. Андрей кузнечиком ускакал вперёд на водопад, мы же решили пойти более длинной, конной тропой.

Как я зашла в перевал не знаю. Идти было тяжко. Сначала я успокаивала себя тем, что тут кони ходят, потом я не верила, что тут кони ходят, потом я пришла к выводу, что то, что тут ходят кони, это ещё не значит, что пройду я. У коня четыре ноги и, вообще, он родственник горной козы, которая по таким горам скачет, так что вот. А ещё я радовалась, что не пошла на перевал Горных духов, там так же высоко, только там кони не ходят. А тут кони ходят.

Все, все уже взошли в перевал, даже Саша уже спустился и забрал мой рюкзак, а я всё ещё никак не могу достигнуть вершины, а тем временем погода портится, тучи сгущаются, поднимается ветер. И когда я таки залезла в перевал, нужно уже было срочно спускаться. А ведь единственная мысль, которая заставляла мои ноженьки идти вверх, что я вот сейчас залезу, а там скушаю копчёной колбаски с сыром, с таким шикарным видом, скушаю колбаску, ан нет, вместо колбаски надеваем куртки, прячем рюкзаки под накидки и с первыми каплями дождя начинаем спуск на голодный желудок. Мои спутники хотя бы отдохнули, а я даже отдышаться не успела, но как потом выяснилось, Андрей, забежавший на перевал первый, слопал всю сгущёнку, не пропадёт парень.

Горная страна

На перевале

Надвигается гроза
Кони

А идти по мокрым камням скользко, скользко и страшно, и тут кони ходят? Гроза разошлась во всю, гром гремит, молнии сверкают, зрелище апокалипсиса, на спуске встали лошади, пережидают дождь. В дождь тут кони не ходят, а мы идём.

Есть у грозы одно хорошее качество — это ненадолго. И вот уже солнышко, мелкий дождь ещё сыплет, а внизу раскинулась коромыслом радуга – это Знак!

Это того стоило! Это нереально красиво! Нет, это реально красиво! Это просто не передать словами, какое-то волшебство, какое-то чудо, ради этого можно и помокнуть в грозу. Как нам повезло, как мы рады, Саша не поленился, достал из рюкзака фотоаппарат и запечатлел это явление природы. Мы выше радуги!

Выше радуги
В брызгах дождя
Радуга
Дуга

А тем временем кони пошли, мы ушли с дороги, чтобы пропустить их на узкой тропинке вниз и, наконец, перекусываем, ах, как вкусен бутерброд с сыриком и колбаской, ах, как я голодна! Счастье есть! Счастье надо есть! Кони же сбились с тропы, кони хотят идти туда, где травка, они тоже хотят есть, а не по камням, буряты кричат на своём шипящем непонятном языке, слышны лишь знакомые русские непереводимые на бурятский «б…ть» и «сука»! И явно сука – это не самка собаки. Гонят коней назад на тропу и вниз с морены. Кони ушли и нам пора, пора, сегодня надо успеть спуститься до зоны леса. И хотя вниз идти легче, чем вверх, но всё равно нагрузка на колени, ноженьки мои болят.

Андрей опять убежал вперёд, чтобы доползти до водопада нам приходится снова глотнуть гейнер на том месте, где мы ночевали с Сашей лет пять тому назад. Здесь ещё нет леса, посему нам дальше. Параллельно с нами, но быстрее нас, идёт довольно большая, человек сорок, сборная группа туристов со всей страны, те самые инстаграмщики, их вещи едут на конях, они идут налегке, поэтому мы знаем, что лучшая стоянка будет занята. Да и тучи снова собираются на небе, грозя дождём. Мы встаём чуть ниже водопада под кедрами, только встали, как начался дождь, успели лишь палатку поставить, за водой пришлось бегать далеко, но местечко у нас очень уютное, красивое.

Гоша варит грибы (он их насобирал по дороге) на костре, долго мучается, разводя сырые дрова, однако с пятой попытки получилось развести огонь. Тут такая особенность, мы готовим раздельно, у каждого своя кухня, но это не особо парит, так проще, у всех разные вкусы и меню. У Гоши чайник, у нас котёл. Из Гошиного чайника грибы выкипают через носик прямо к нам в котелок, что висит чуть ниже, где варятся макароны. Мы не хотим грибов, Бернард их ненавидит, поэтому я зорко смотрю, чтобы этого не происходило, но неумолимо чайник разворачивает таким образом, что его носик оказывается над нашим котелком, и булькающая, кипящая жидкость норовит нырнуть в наш ужин. Андрей чистит картошку и выполняет прочие поручения дяди, пацан хороший, не ленивый.

Знаете, за что я люблю походы? Да, тут тяжело, трудно, неудобно, порой думаешь, а зачем всё это? Зачем мы влезли в долги (а без долгов мы бы не поехали, денег вечно не хватает, а лето короткое), чтобы поехать в горы, идти под рюкзаком, мерзнуть, мокнуть? Но есть, кроме красоты, ещё одно ценное качество. Тут ты живёшь здесь и сейчас. Простые житейские радости — простые житейские трудности: дойти до места ночёвки, не сорваться в пропасть, развести костёр, поесть, поспать, согреться, обсохнуть, промокнуть, снова обсохнуть, успеть полюбоваться красотой вокруг. Ты не думаешь о завтра, о том, что нечем платить за квартиру, что надо платить налоги, нечем платить по долгам, на что собирать детей в школу, тут нет мобильной связи, и ты не знаешь, что происходит в мире, тебе это неважно, тут не знаешь, как там твои родные, но и это неважно, отсюда ты им все равно не поможешь, так зачем грузиться лишними проблемами? Тут ты свободен. Это совсем другой мир, гармоничный, красивый, но суровый, тут может выжить только сильный, умный, безупречный, трудолюбивый, выносливый. И ты становишься таковым, никаких депрессий, никакой лени. Всё потом, потом будем решать городские проблемы, когда вернёмся в город. А тут их просто нет! И это так здорово, вырваться из круговорота житейских, бытовых, неразрешимых проблем, вырваться ненадолго, но вырваться. Мы не можем жить тут всегда, городские жители, привыкшие к комфорту, к центральному отоплению, к интернету, к магазинам, к мягкой кровати. Цивилизация нас балует и тем самым разлагает, разрушает, мы движемся к своему краху, концу, мы сами роем себе могилу, неправильно живём, питаемся, дышим грязным воздухом, болеем. Мы хотим жить в природе, но не можем. Это меховые коровки могут жить и спать под открытым небом, под дождём в тайге, жевать луговую травку, своими мягкими губами подчищая её подчистую, не давая ей возможности вырасти, лучше любой сенокосилки подстригают траву коровки. И это травка не смотря ни на что растёт, потому что коровки где едят, там и какают, удобряют, это такой гармоничный, хоть и суровый мир. Но мы не можем тут жить долго, нам надо тащить еду, палатки, тёплые вещи, поэтому мы тут временно, чтобы передохнуть от того удобного мира с его грязным воздухом, пестицидами, налогами, проблемами. Такой вот активный отдых.

Ночью мне приснилась Нора и Маша, а так же медведица с двумя медвежатами.

Далее (27 июля, четверг – жажда)

Оля, а ты же родственник Саши!
06.12.2017, 15:30:27 |
Alisa

Евгений Рензин:  У коня четыре ноги и, вообще, он родственник горной козы, которая по таким горам скачет, так что вот. Оля, а ты же родственник Саши!

Женя, без Саши я бы туда не зашла, это точно