Ольга Сударчикова

Столбы
Камни и река
Погода портится

Погода уже с утра испортилась, появились тучи, зато не так жарко идти, я отдохнула и восстановилась, пора немного размяться, прогуляться налегке, с наслаждением, без рюкзака, ведь завтра мы уходим, и придётся снова идти черепахой под гнётом вещей. Саша на удивление соглашается составить мне компанию и пойти на столбы, у него своя корысть, хочет глянуть на стрелку с Нарин-Голом, чтобы позже, когда-нибудь прийти оттуда. Да мне то что, мне, главное, что мы идём гулять! Надеваю ботинки, идём Андрюшиным путём, не замочив ног. Я на реке на шатающихся камнях подворачиваю ногу, болит, но я молчу, боюсь, что Саша, узнав о травме, развернётся обратно, а я хочу дойти до столбов, так что иду через боль. Ногу подвернула не сильно, горные ботинки удержали сустав. Только туже затягиваю шнурки, чтобы нога лучше зафиксировалась. По тропе снова и снова встречаются ямы, разрытые мишкой бурундучьи запасы кедрового ореха. Хозяйничает косолапый. Мы идём сначала довольно бодро, но настроение у Саши не очень, голова болит к перемене погоды, да и мой медленный темп его не устраивает, но я терплю. Тропа идёт вдоль реки, вниз по течению 6 км. Часа через два мы, наконец, на месте. Нас встречает неприятный, удушливый запах подгорелого молока, как в детском саду, оказалось, так пахнуть горелые печеньки – подношения духам места от тех, кто хочет детишек, тут же валяются куколки, пупсики, машинки, украшения.

Крест рукотворный
И крест нерукотворный

Священные столбы Хуухэйн-Хада на той стороне реки, идти туда не стоит, как в любом святом месте, там живёт дух, который не любит, когда его тревожат. И сейчас тучи сгущаются, холодный ветер гонит нас прочь, Саша сердится, торопит назад. Я даже толком не успела побыть, проникнуться, поговорить с духами, кинула свою печеньку на алтарь и прощальный взгляд на столбы. Гоша вчера рассказывал, что один мужик в радоновой ванне говорил, что буряты умеют по-особому смотреть на столбы, и столбы приносят им видения-предсказания. Но тут никакой медитации, никаких видений, ничего, некогда, столько шли, чтобы сразу уходить. Первые капли дождя упали на нас, когда мы сели перекусить шоколадкой на камушке на реке чуть в стороне, рядом с алтарём слишком воняло горелым печеньем. И мы двинулись в обратный путь, но дождь за нами не пошёл, он нас пугал, гремел, но не мочил. Саша был темнее тучи, что гуляла по небу, шли быстро, почти не говоря, нога болела, но я не жаловалась.

У радоновой ванны очередь, оно и понятно, уже вечер (после процедуры рекомендуется тепло укутаться и отдохнуть). Я бы на месте работников турбазы открывала бы в часы пик платную баню, потому как сидеть в очереди лень, и если бы можно было зайти за небольшие деньги, там 100 рублей, я бы лучше заплатила. Но тут, чтобы попасть в платную баню, надо идти на турбазу, оплачивать фиг знает сколько, идти сюда с работником, который бы открыл баню, всё очень сложно. И в результате их баня всегда стоит закрытая. А так бы у них была бы прибыль, конечно большинство людей будут ждать очереди в бесплатную баню, но всегда найдутся торопыги, которые, как и я, готовы заплатить за комфорт, если это не сильно морочно и дорого.

После дождя
Небо
Вечером

Саша ушел в сторону, я же разулась и залезла в лужу подлечить больную ноженьку. Разговорилась с мужиками в очереди, они тут на две недели, живут на турбазе. Они готовы взять Сашу с собой в баню. Но Саша злой. Саша, увидев, что я оживлённо беседую, подошёл и тоже залез в радоновую лужу по колено, от предложения полной ванны отказался, нам завтра в дорогу, а радон нежелательно принимать перед нагрузкой, да и дождь всё собирается и собирается, успеть бы вернуться домой до дождя.

Только мы пришли на нашу стоянку, как он зарядил, этот дождь, будто ждал, когда мы вернёмся. Мы под тентом, нам хорошо, а льёт, как из ведра, льёт так, что тент не выдерживает, приходится сливать быстро набегающую воду. Саша перевязывает пару завязок, чтобы вода лучше стекала, перетаскиваем бревна, на которых сидим, поближе к костру, чтобы не мочило. Льёт очень так хорошо, но нам сухо, дрова сухие, варим еду на костре. На Шумуке мы стараемся съесть все продукты, которые долго варятся, поэтому на утро гречка, днём супчики, сейчас мы объединились с нашими попутчиками и варим рис и борщ, на выход оставляем только сублиматы, кашу и лапшу, то, что можно приготовить на газу. Объедаемся так, что я еле хожу, как тот волк из мультика – ты заходи, если что!

Дождь закончился, по небу гуляют красивые, удивительные, розовые облака. Андрей бегает, суетится, сушит свою палатку, коврик, спальник, этот ливень промочил всё.

А мне уже во второй раз приснилась медведица с двумя медвежатами и кажется щенок боксёра.

Далее (31 июля, понедельник - выход)