Ольга Сударчикова

Голь на выдумки хитра
Водопад под перевалом
Утром рано снова слышна бурятская речь. Выползаем из палатки, погода отличная, костёр уже горит, чайник горячий. Буряты из деревни, идут на Шумак на две недели, удивляются, что мы там были всего три дня. Какое же это лечение? Я уже давно хочу побыть на Шумаке 10 дней, но никак не получается. Обидно.

Погода портится
Туман нас подгоняет
Гребень
Водпад там же

Нам сегодня брать перевал, поэтому стараемся поспешать, но все равно выходим поздно. На ночь я намазала больную ногу спасателем. И, о чудо, нога не болит! То ли радон подействовал, то ли спасатель. Поэтому сегодня я иду побыстрее, но всё равно я самый медленный член нашей команды. Андрей и Гоша очень быстро нас опережают и вырываются вперёд.

В одном месте встречаем подозрительных типов с пикающим чумоданчиком, я думаю – это шпиёны, уж шибко вид у них подозрительный, тёмные очки, военная выправка. На озёрах призывно ржёт лошадка. Я видела эту лошадь ещё на заходе, она до сих пор тут пасётся, странно, приглядываюсь, у коня что-то не то с задней ногой. Как сказала мне одна туристка, которая ночевала на озерах, шкура с ноги лошади сорвана чулком (видимо застряла между камней на спуске с перевала), нога распухла, бедное животное мучается, буряты её бросили, дают шанс выжить и подлечиться, но есть ли у неё этот шанс? Жалко лошадку.

Нам постоянно встречаются странные люди, с моей богатой фантазией все они кажутся не просто попутчиками, а полубогами или же богами, принявшими человеческое обличье. Один старик идёт без рюкзака, в рубахе и шортах, другой похож на гнома, тоже странный тип, одинокая женщина лезет в перевал. Над нами снова сгущаются тучи, грохочет гром, сверкают молнии, идти в перевал в грозу…

Перед мореной я переодеваюсь, непромокаемые штанишки, куртка. Саша надевает на меня большой пакет для мусора. Моя куртка и накидка на рюкзак протекают, поэтому решили спрятать всё под полиэтиленом. В морену я иду эдаким губкой Бобом. Но, похоже, мы насмешили небеса, тучи уходят в сторону, а идти в этом костюме очень жарко. Саша меня раздевает. Мы последние, самые последние, кто лезет в перевал. Самые медленные.

Перед самым взлётом садимся передохнуть, выпиваем гейнер. Я брызгаю по-бурятски во все стороны, духи любят белую пищу, я прошу у местных духов пустить нас в перевал без дождя, я и так еле иду, еле ползу, мне бы зайти и спуститься, не надо усложнять задачу. И боги сжалились, они дали нам зайти и спуститься без дождя, дождь был близко, очень близко, несколько капель подгоняли меня, но он всё же прошёл мимо, он был совсем рядом. Бернард зашёл первый, и, скинув рюкзак, спустился ко мне и забрал мой. Бернард совсем возмужал – все эти трудности для него уже не трудности. Я шла налегке, но мне было нелегко, я все думала, тут кони ходят? Как тут ходят кони?

Дед без рюкзака лез в перевал в лоб, и ведь залез, ему было плохо, он останавливался каждые 10 метров и отдыхал, но и он залез. Как он нам сказал, он 16 дней голодал и у него открылась язва. Мы зашли в перевал за полчаса. Хотели там поесть, но не тут то было. Духи нас подгоняли, ветер, сильный ветер на перевале гнал вниз. Ещё и туман вылез сбоку, живое облако тумана. Мы чутка спустились, где не так сильно дуло и сели-таки перекусить, набраться сил. Нас обогнали женщина в пончо и старик-язвенник, мы снова самые последние. А ветер всё сильнее и сильнее толкает в спину, чуть ли не роняет меня, срывает косынку с головы, треплет волосы – время вышло, валите отсюда, жалкие людишки! Когда мы спустились и обернулись, над перевалом кружил орёл, и мы увидели, как он сел на седло перевала, как-бы говоря всем своим видом: «На сегодня перевал закрыт!»

А нам ещё пилить и пилить, сегодня наша задача, если не дойти до зоны леса, то хотя бы дойти до Эхе-Гера. До зоны леса хотел дойти Гоха. Но мы не дойдём, не успеем.

Глянув на подъём, если идти конской тропой в обход водопада, я решаю, что лучше сократим через водопад, я физически не могу уже идти вверх. Женщина ставит палатку перед водопадом. Тут нет ветра. Бернард радостный скачет по водопаду, а я боюсь, объёмный рюкзак меня мотает. Поэтому Саша спускается, сначала со своим рюкзаком, а потом приходит за моим. Меня же страхует Бернард, я иду налегке. Водопад вполне проходим, тем более сухо, дождя нет. Мы очень рады, что выбрали этот путь, он интересный и красивый.

Но вниз ещё топать и топать, а ножки уже устали, уже вечереет, но до своего места стоянки мы дошли, поставили палатку, за нами гнался туман, в стороне гремела, пугала гроза, грохотала над перевалом Гранатовым, но нас снова пощадили духи. Вообще в этом походе нам всегда везло с погодой. Однако на случай дождя мы поверх палатки постелили ещё и тент, и не зря, снова дул сильный ветер, такой сильный ветер, что казалось, он унесёт палатку, Бернард притащил с реки четыре булыжника, я до сих пор не понимаю, как он их смог притащить, камни тяжеленные, однако он богатырь! Этими булыжниками укрепили тент. Ветер и дождь, а мы в домике, а у нас тепло и сухо. У нас хороший домик. Даже не замерзли ночью.

Сегодняшний сон — выставка охотничьих собак, ведущий говорит: "Охотничьи собаки делятся на много различных групп (я про себя начинаю перечислять известные мне: подружейные, борзые, гончие, легавые, лайки..., однако он меня ошарашивает), но есть две основные — это те, кто нюхал порох и те, кто не нюхал пороха!" Во как! Приснится же такое.

Далее (2 августа, среда - домой)