Паспорт Восхождения

1. Район: Восточные Саяны, Хребет Тункинские Гольцы, ущелье Чертылым-Горхон.

2. Вершина: Обманчивая 3004 м. (высота по GPS, координаты вершины: 51°51'14.11"С, 101°36'29.97"В ), маршрут «Троя» по центру Северо-Восточной Стены.

3. Категория сложности: предлагается 5А к.сл. Первопрохождение.

4. Характер маршрута: cкальный.

• Перепад маршрута: 400 м.

• Протяжённость маршрута: 550 м.

• Протяжённость участков: V к.сл. – 120 м., VI к.сл. – 230 м.

• Средняя крутизна: стенной части маршрута – 80°; всего маршрута – 60°.

5. Оставлено «крючьев» на маршруте: 0. Использовано на маршруте: якорных крючьев 21/7, закладных 49/20, шлямбурных крючьев 0/0.

6. Ходовых часов команды: 8 ч. 45 мин. Ночевок: нет.

7. Состав группы:

Участники:

• Егоров Дмитрий Анатольевич (1 с.р.)

• Бойко Алексей Андреевич (2 с.р.)

8. Тренер: Глазунов Евгений Владимирович (МС).

9. График движения:

• Выход на маршрут из БЛ: 04:00, 11.07.2017 г.

• Выход на вершину: 16:45, 11.07.2017 г.

• Возвращение в БЛ: 18:45, 11.07.2017 г.

10. Организация: Клуб альпинизма «Горы Байкала».

Обзор района восхождения, спортивная характеристика и тактические действия команды

Вершина Обманчивая расположена в верховьях ущелья Чертылым-Горхон Тункинского Хребта Восточного Саяна, к западу от ущелья реки Хубуты, по которому идет тропа на Шумакские минеральные источники, излюбленный туристический маршрут нашего региона. Ближайшие населенные пункты — пос. Нилова Пустынь и деревня Хойто-Гол Тункинского района респ. Бурятии (райцентр пос. Кырен), от которых двигаться по старой автодороге до турбазы «Сухой Ручей»; далее заброска автомобилем повышенной проходимости вверх по автодороге, либо пешком до р. Чертылым-Горхон, откуда в ущелье идет хорошая тропа.

Ущелье является тупиковым, регулярно посещается местными сборщиками трав и дикоросов, имеет очень простой подход. По тропе возможна заброска в базовый лагерь на лошадях.

В альпинистском отношении ущелье не освоено, туристами не посещается. Нам известно лишь одно первовосхождение на вершину Оптимист по маршруту 2А-2Б к.сл. (рук. Никонов В. П.). Остальные вершины не посещались, маршруты не классифицировались. Проведенная нами разведка позволяет оценить потенциал ущелья в проведении альпинистских мероприятий с восхождениями от 1Б до 5А к.сл. При этом все маршруты будут первопроходами, все восхождения будут первовосхождениями.

Выбранная нами вершина является характерным пиком со скальными бастионами, на вершине отсутствуют следы пребывания человека, что дает нам право говорить о совершении первовосхождения.

Выбранный нами путь первовосхождения наиболее логичен и сразу бросается в глаза, также имеет хорошую привязку к рельефу, местами встречаются осыпи и камины с заклиненными в них камнями, такие участки требуют особого внимания при прохождении. Маршрут относительно монолитный, состоящий преимущественно из вертикальных щелей и каминов, также встречаются заглаженные плиты с ограниченным количеством зацепов.

По оценкам команды, маршрут соответствует аналогичным маршрутам в Восточных Саянах 5А категории сложности.

Для прохождения маршрута мы рекомендуем, помимо стандартного набора, иметь френд средних размеров, еще и два больших камалота №3 и 4.

Общий вид вершины Обманчивая и пройденного маршрута

Вид на маршрут из-под стены

Фото маршрута по участкам

Профиль маршрута справа

Схема UIIA

Описание маршрута по участкам

• 0-1 Начало маршрута проходит по покатистым скалам под внутренний угол. Угол слегка нависает. Разнообразен рельеф для организации точек страховки, хорошо идут крючья и френды. Сложное свободное лазание, затем переход на ИТО. Далее выход на наклонную полку. На полке стоять осторожно, т. к. повсюду лежащие камни, станция на рельефе. (60 м. 90° VI А2)

• 1-2 От станции движение вверх по ярко выраженному рельефу, много зацепов. Затем подход под небольшой внутренний угол. По углу двигаться осторожно, имеются заклиненные камни. В конце угла неудобный подлаз на маленькую травяную полку. Через небольшой карнизик выход вправо на большой наклонный блок. Станция на рельефе. (50 м. 75° VI A1)

• 2-3 Траверс 2 м. вправо от станции, далее свободным лазанием двигаться вверх по ярко выраженному пути. Выходим на небольшую полочку, немного уходим влево под большой разрушенный внутренний угол. По углу двигаться с максимальной осторожностью. Очень много заклиненных блоков — камней. Рекомендуются большие камалоты в количестве 2-3 шт. Выход из угла через небольшое нависание на наклонную полку. Станция на рельефе. (60 м.75° VI)

• 3-4 От станции уходим влево, по гладким плитам подходим под небольшой внутренний угол. Далее свободным лазанием выходим на большой балкон, состоящий из относительно живых камней. Станция за камень. (60 м. 65° V)

• 4-5 Обходим отвесную стенку справа по небольшой полочке, подходим под односторонний угол с ярко выраженной щелью. Угол проходился на ИТО, ввиду мокрого рельефа. Далее уходим правее свободным лазанием на покатистые плиты. Станция за камень. (60 м. 85° VI А2)

• 5-6 Далее по плитам вверх и вправо. Проходим у основания большого, косо лежащего, валуна на небольшую расщелину. Выходим на гребень. Далее по гребню выходим на большой балкон. Станция за камень. (60 м. 65° V)

• 6-7 С большого балкона продолжить движение вправо с одновременной страховкой, выйти на осыпной склон. По склону обойти небольшие стенки и вновь выйти на гребень. По крупноблочному рельефу взойти на вершину. На вершине контрольный тур. (200 м. 35° III)

• Спуск с вершины по маршруту 1Б к.сл. по курумнику в сторону перемычки до большой известняковой арки, далее по кулуару спуск в ущелье.

Фотографии участков маршрута

Евгений Глазунов

Марина Васильева (Красноштанова)Класс! Побольше бы таких отчётов на сайте.
22.12.2017, 13:49:10 |
Sergey VА по Чертылен-Горхону, кроме сборщиков дикоросов, кое кто из авторов ПБ кажется гулял?
22.12.2017, 14:03:08 |

Sergey V:  кое кто из авторов ПБ кажется гулял?

Я дважды. Один раз в сопровождении довольно большой толпы авторов ПБ :)

Вообще район для альпинизма действительно классный! И новый, и легкодоступный, и народа немного, и машину есть где оставить.
Кстати, там весной, на майские, наверняка снега поменьше, чем в р-не Баруна-Кынгарги. Мы с "авторами ПБ" были в мае. Так там вообще долина была практически без снега.
22.12.2017, 14:16:03 |
Александр МамонтовДа, красиво, аж дух захватывает. !!!
22.12.2017, 14:21:36 |
Sergey VСуровые альпинисты! Ни капельки эмоций :))
22.12.2017, 14:23:01 |
Евгений РензинЕвгений, вас и всю вашу команду, с горой!
И спасибо за отчёт!
22.12.2017, 14:25:14 |
Юра ГалачьянцЖеня, с горой!
24.12.2017, 11:45:21 |
Евгений ГлазуновСпасибо!
27.12.2017, 12:21:34 |
Алексей Мисюркеев

Евгений Глазунов:  развивайте район!

Местные не порадуются — у них там схрон. А вот заход в горы, действительно, классный.
29.12.2017, 19:35:37 |

Алексей Мисюркеев:  у них там схрон

А чего хранят?
29.12.2017, 22:22:55 |
Юра Галачьянц

Евгений Глазунов: Спасибо! Все наши отчеты по Саянам переданы в пользование редакции сайта, выкладывайте на сайт, пользуйтесь, ходите маршруты, развивайте район!

Женя, с Днем Рождения! Красивых маршрутов, хорошей погоды и удачи!
30.12.2017, 09:55:29 |
Евгений РензинВажное дополнение к отчёту: "День рождения"

С днём рождения, Евгений!

PS Какие люди рядом живут!