Содержание:

В январе 2017-го мы обошли район левого берега реки Бурухтуй от охотничьего зимовья, где был базовый лагерь, по горкам 1694, 2097, 2583, 2502.

В первый день ушли вверх по притоку с плавным набором высоты к вершине 2502. Было тепло и тихо, на обеде у замёрзшего ключа можно было даже позагорать.

Живописный родник на склоне
    В обед было тепло и тихо
    Отдых на 2502

Задержались к закату ради фото, виды в сторону распадков рек Эхе-Угун и Убур-Хонголдой были красивые.

Планы на будущий год
    Вечерний пейзаж

Назад пошли не по склону, а сразу сбросились к ручью. Местами хорошо вязли в снегу, но это же вниз, а не вверх.

Во второй день сделали вылазку вверх по Бурухтую, затем налево по хребту на вершинку 2995. На высоте 2650 нас в самом прямом смысле сдул порыв ветра. Пришлось просто упасть на четыре лапки, отсидеться за камешком и с радостью отступить вниз. Как хорошо, что нас он свалил в начале сложного хребтового участка, выбираться на безопасное место пришлось не долго. Никогда не думал, что меня может так бросить ветром.

Здесь нас остановил ветер

В третий день решили попробовать самым коротким путём, круто вверх по склону и строго на север мимо скальников на 2583. Очень неприятно было без снега по скользкому замёрзшему склону. На вершине разделились на две группы.

Ветровая эрозия
    Скалки
    Фотограф на работе
    Фотограф на отдыхе
    На вершине 2583

Одни обратно старым маршрутом, а мы решили обратно вернуться позавчерашним маршрутом через знакомую 2502. От 2583 до 2502 близко по курумнику и острому хребту.

Лезвие хребта между 2583 и 2502

Опять был ветер, но мы радовались, что со вчерашним он был несравним. С вершины 2502 вниз к ручью и по протоптанной дороге мы пришли быстрее другой группы. Уж больно не хотелось спускаться по бесснежному скользкому склону.

Хороша палатка с печкой, позволяет с комфортом ужинать и завтракать, а утром одевать сухие носки и тёплую обувь.

В палатке
    Готовность к завтраку

Жалея спину и тратя больше времени на дорогу, мы используем волокуши. При отсутствии препятствий они очень сильно выручают. А вот в завалах и на камнях сильно тормозят.

В завалах с волокушами
    Кул-Вниз волокуши придерживаем
    Хорошо по ровному

По дороге домой для финального фото останавливаемся в Кырене у гостеприимных хозяев, Вани и Алёны. Им отдельное огромное спасибо за стол и дол, и за многое другое. Сколько раз нас выручали умелые Ванины руки и его сварочный аппарат. А какие фигурки вырезает Ваня, и медведь у моста через Зун-Мурин – это его рук дело.

У гостеприимных хозяев в Кырене
    Лошадки

*************************************************************************************************************************************************************************

Прошёл год. В январе 2018-го мы забросили базовый лагерь выше прошлогоднего, к старому разрушенному зимовью на отметке 1674. Дорога была тяжёлой: виной тому перегруз и завалы.

Тяжела ноша первый день
    Не дамский рюкзачок
    Прекрасный пол не пощадили
    Битый не битого везёт
    Не битый битого везёт
    Завалы

Шли два с половиной дня. Сказалась предпраздничная усталость, ночные сборы и прочее — у каждого своё.

Укатали сивку горки
    Снежный барс устал
    Перед обедом
    Сухие наледи
    Старое зимовье
    Наш дом

Первый день у базового лагеря решили посвятить отдыху и обзору окрестностей. Сбегали на перевалы. Удобнее по правому по ходу склону плавно набрать высоту до Бурухтуйского перевала. Оттуда рукой подать до перевала Льва Николаевича Волкова. Погода шептала. Снега мало в этом районе, спускались с перевалов, почти не выбирая дороги.

Выход на перевалы
    Вид с перевала Бурухтуйского на север
    Вид с перевала Л.Н. Волкова на север
    Вид с перевала Л.Н. Волкова на юг

Из живности на снегу следы куропаток. В одном месте у них, наверное, был «слёт», ну просто всё истоптано, как в курятнике. Много следов зайцев. В отличие от прошлого года значительно меньше следов копытных. Видели след кого-то из кошачьих. Прошлогодние следы снежного барса, которые встретились на Хондолгойском перевале, были крупнее. Возможно сейчас мы видели следы рыси.

Вернулись в лагерь после обеда. Завтра планируем ранний подъём и мечтаем о сегодняшней погоде. Переняв опыт красноярцев таскать с собой бензопилу, шикуем в лагере. Дрова отличные, печка прочищена, ночь в палатке можно оценить в четыре звезды.

Кстати о них. Вечером все желающие могли посетить урок астрономии. Как раз Юпитер с Марсом близки были, и Луна разглядеть все подробности не мешала. Во всей красе Пегас и туманность Андромеды почти над головой висела (в городе её такой не увидишь). Орион с туманным поясом и коленом. Оба пса его рядом были, даже Зайца можно было различить. Телец своими рогами в Возничего упирался, а Персей вместе с Плеядами охватывали «глаз дьявола». Полукс с Кастором из-за кедров показались – пора спать.

В шесть подъём, завтрак — овсяночка, как всегда провозились, в полвосьмого с фонариками выход. Утро морозное, особенно перед восходом солнца. Подул утренний горный ветерок, думал уже маску доставать. Взошло солнышко, стал куда теплее и веселее.

Запланировали в этом году попробовать пойти другим маршрутом.

Январь 2017 и 2018

У него начало круче прошлогоднего, пришлось галсами по насту иногда проваливаясь подниматься. Забравшись на ось хребта, дорога стала полегче. Иногда приходилось пробираться по среднему курумнику, но при такой погоде дорога приятная.

На горизоне 2995
    Вид вниз на перевал ЛН Волкова

С высоты 2850 начался хребтовый участок с вполне обходимыми жандармами.

Последний участок перед 2995

На насте теоретически можно поскользнуться. Из тренировочных соображений связали одну двойку, так спокойнее за менее опытных участников. С высоты 2900 подъём становится круче, вероятность поскользнуться увеличивается, но далеко лететь некуда. По большому счёту, опасности нет, но ухо всегда нужно держать востро.

Вершины две, на одной стоит триангуляционный знак, вторая в нескольких десятках метров, она кажется выше, навигатор на ней показал 2998. Время -14, делаем панораму, радуемся прекрасной погоде, обзор — сколько глаз видит: Монголия, Хубсугул, Мунку, красивые наледи на Хото-Голе. Вдали пик Хото-Гол виден не высоким, взор поражают несколько красивых вершин по сторонам реки Хото-Гол. Хамар-Дабан в лёгкой дымке. Можно разглядеть крылья Ханулы.

Панорама с пика 2995

Дома была мысль взять штурмовую палатку, вкопать её в удобном месте на хребте, чтобы не сдуло. Тогда можно было бы спокойно за завтрашний день пробраться вдоль гребней к вершине 3102 и спуститься в базовый лагерь.

Ну вот мы и здесь

Но палатку не взяли, значит будет повод вернуться в следующий раз. Спускаемся с вершины всё так же в связке.

Спуск по куруму

На высоте 2900 перекус. Ещё чуть-чуть опасного участка и быстрая дорого вниз. Снега мало. На подходе к распадку Бурухтуя идём без разбору по самому глубокому снегу, и он редко выше сапога. Знали бы, что так будет, лыжи бы в Иркутске оставили. В прошлом году мы здесь на одном участке почти по пояс без лыж метров 300 продирались.

На удивление приходим в лагерь засветло, без фонариков на лбу, даже не верится, такое редко бывает. Виной всему хорошая погода.

Воодушевившись выполненными планами, вечером решаем завтра быть в Иркутске. У каждого уйма не сделанного, значит завтра за световой день нужно пройти тот путь, на который мы потратили два с половиной световых дня. Вверх с продуктами или вниз без продуктов, соотношение трудозатрат такое и есть, приблизительно три к одному. Да и дорога к дому всегда короче.

Лыжи мы носили
    Ждём машины домой

Автор благодарит фотографов: Е. Алексину, Е. Ведерникову, В. Кузьменко, С. Кулыгина, А. Резницкого и С. Якшина

Alexandr Panasenko

Александр МамонтовСпасибо! Красивый отчет.
    31.01.2018, 13:15:13 |
    Наталья КривошееваИнтересный отчет. Приятно видеть знакомые лица!
    01.02.2018, 11:38:26 |
    Егор ПолтавченкоИнтересный район и отчёт конечно!
    01.02.2018, 19:14:44 |
    Alexandr Panasenko Спасибо, Александр, Наталья, Егор. Меня всё-таки не покидает мысль: может на сайте ПРИРОДА БАЙКАЛА надо было меньше лиц, а больше природы...?
    — Что в воспоминаниях было, то и написал. А подумал, как иногда бывает, после того, как сделал.
    Если увижу ваше мнение по этому поводу, в следующий раз буду его придерживаться.
    С уважением, ко всем читающим и пишущим, Александр
    01.02.2018, 22:56:46 |
    Наталья КривошееваСаша, а можешь написать по сколько дней были в обоих походах (включая заезд- выезд)?
    02.02.2018, 00:02:47 |
    Светлана БогородскаяСпасибо, Александр, за рассказ! И здорово, что фотографии с людьми — такие отчеты гораздо выразительнее, живее, теплее.
    Тоже приятно видеть знакомые лица.
    02.02.2018, 00:09:23 |
    Alexandr Panasenko

Наталья Кривошеева:  Саша, а можешь написать по сколько дней были в обоих походах (включая заезд- выезд)?

Мы, обычно, уезжаем из дома 1 января после обеда. Три дня заход к базовому лагерю, три дня радиалки, день — два возврат из базового лагеря в Иркутск. Приблизительно так.
    02.02.2018, 08:44:13 |
    Alexandr Panasenko

Светлана Богородская: Спасибо, Александр, за рассказ! И здорово, что фотографии с людьми - такие отчеты гораздо выразительнее, живее, теплее. Тоже приятно видеть знакомые лица. А можно, Александр, на заключительной фотографии назвать всех героев, если они сами не возражают? Для истории?

Глядя на эту и предыдущую фотографию походов по хребту МОНГО это:
    Олег Артамонов, Лена Алексина, Володя Кузьменко, Толя Борозненко, Саша Резницкий, Гриша Скаллер, Женя Ведерникова, Миша Почернин, Серёжа Якшин, Серёжа Кулыгин и наш вдохновитель, руководитель и прочее-прочее
    ---> Саша Горнов.
    02.02.2018, 08:55:57 |
    Олег АртамоновАлександр поместил не полный финишный снимок 2018, без себя любимого.
    Убедительная просьба исправить.
    06.02.2018, 21:18:31 |
    Светлана Богородская

Олег Артамонов: Александр поместил не полный финишный снимок 2018, без себя любимого.Убедительная просьба исправить.

Поддерживаем!
    А еще на фотографии нет Александра Горнова?
    07.02.2018, 00:19:00 |
    Alexandr PanasenkoВременные неполадки организмов в последний момент помешали Серёже Кулыгину и Саше Горнову быть вместе со всеми в последнем походе. Но душой все мы там были вместе. Фотографии с предводителем: "готовность к завтраку", "у гостеприимных хозяев в Кырене", фотографии с автором краткого описания и так много: "хорошо по ровному", "отдых на 2502" и др.
    Искренне рад, что поход многим интересен. По большому счёту наше посленовогоднее времяпровождение — это отдых для тех кому за... Мы и не ставили особых задач. Если Всевышний позволит — поднимемся, если нет (как год назад было со шквальным ветром), то с благодарностью повторим попытку в следующий раз.