Маршруты из Орлёнка

Лыжники не очень любят Орлёнок как отправной пункт, из-за отсутствия лыжни. Приходится кататься в основном по дороге, либо по иногда накатанной лыжне прямо в русле Большой Олхи. На спуск — ещё куда ни шло, а вот в подъём, хоть и пологий, не все любят. Тем не менее, именно из Орлёнка наиболее близкая точка старта на Витязь, на старую горнолыжку, скальники Старуха и Крепость, Зеркала и Медвежата.

Лыжные маршруты из Орлёнка

Орлёнок — отворот на Витязь — отворот на старую горнолыжку — отворот на Зеркала — Зеркала — Медвежата

Двигаемся из Орлёнка по дороге вдоль Большой Олхи. Через 5 км — первая, уже хорошо знакомая нам, точка — Развилка дорог — на Витязь, на горнолыжку, в Большой Луг(16), где направо — на Витязь, а прямо идёт дорога на Большой Луг. Буквально метров через 300 — следующая развилка Отворот на старую горнолыжку(21). Если повернём направо, то сразу перейдём через ключ Зырьянский-2, и примерно через 1.7 км будет старая горнолыжка — целая деревня из зимовий. Далее дорога поднимается по кл. Зырьянский-2 и переваливает на кл. Широкий. Вскоре после горнолыжки будет отворот тропы/лыжни налево — на скальники Старуха и Медвежата. Обычно там есть снегоходный след.

Если же в точке Отворот на старую горнолыжку(21) двигаемся прямо, то примерно через 1.7 км попадём на очень важный Перекрёсток 4-х дорог у ключа Зырьянский(22). С севера подходит дорога с Большого Луга, мимо скальника Старая Крепость. Её очень хорошо знают велосипедисты. Если в этой точке двигаться прямо, то через 2,8 км выйдем на дорогу с Большого Луга в сторону нацпарка, а это маршруты — на Шинихту, на ДабатКурму и на водохранилище ГЭС), в Маритуй, а также можно попасть в район базы Петровича под скальником Крепость — по очень большому кругу.

Наконец, на юг отходит лесная дорога к скальникам Зеркала и Медвежата, на визирку и в верховья Большой Половинной. Также можно от Медвежат спуститься на кл. Зырьянский-2.

Практически всё расстояние от Орлёнка до этой точки (7 км) придётся ехать по раскатанной дороге (частично возможно по руслу Б. Олхи), что далеко не всем лыжникам по вкусу. Однако если немного потерпеть, то вы получите удовольствие сполна!

Лыжные маршруты в районе скальников Зеркала, Медвежата по ключу Широкий, через падь Кривую

Участок Зеркала-Медвежата-визирка-дорога в верховьях Б.Половинной

Очень приятный маршрут через скальники Зеркала и Медвежата на визирку, и можно дальше — в бассейн реки Б. Половинной. От ключа Зырьянский через верх визирки теперь есть отличный, очень живописный 5-километровый круг, с хорошим рельефом для любителей азартных спусков. Он проходит по старым лесным дорогам, которые в течение 2-3 лет интенсивно чистились любителями лыж и велосипеда. Лыжня там практически всегда есть, иногда, правда, весьма мягкая. Здесь нужно знать ключевую точку Развилка у скальника Медвежата(23). Если вы двигались от скальника Зеркала, то из-под Медвежат можно вниз (на запад) уехать к ключу Зырьянский-2, к старой горнолыжке, а налево по ходу, на юго-восток, идёт тропа, по которой через 700 м Лыжня от Медвежат выходит на визирку(24).

Двигаясь далее направо по визирке, поднимаемся на водораздел (высота 864 м) между ключом Зырьянский и Большой Половинной, то есть оказываемся в бассейне Байкала. Далее — пологий спуск в 2 км, и выкатываемся на дорогу в верховьях Б. Половинной в точке Тропа с визирки выходит на дорогу(25). Нужно иметь в виду, что зимой снегоходчики иногда закатывают визирку полностью, прямо с выездом на дорогу. Но если буранки нет, то будет отворот с визирки на тропу, по которой нужно пройти 600 м. Летом эта тропа так же хорошо видна.

По дороге иногда есть автомобильный, иногда — снегоходный след. Лыжня же обычно есть направо, в сторону перевала на ключ Широкий. Если после выезда с визирки повернуть налево, то вас ждёт очень длинный путь, примерно 7 км по извилистой лесной дороге, которая в конце концов выведет на дорогу по нацпарку. По ней проходят маршруты, в частности, в Маритуй, в Дабат, а можно перевалить на ключ Зырьянский, и вернуться в Орлёнок (примерно через 30 км), также — это вариант выезда в Большой Луг, правда, скорее летом.

Если же в точке Тропа с визирки выходит на дорогу(25) поворачиваем направо, то менее чем через 2 км будет отворот опять направо — на "усадьбу Петровича" под ск. Крепость. Ещё метров 300 — и выйдем на Развилку под перевалом с Широкого на Б. Половинную(26). Отсюда можно пойти по самой правой лыжне — на вариант перевала с Б. Половинной на кл. Широкий и по зимнику, в итоге, перевалить на ключ Зырьянский-2.

Если возьмём левее и тоже вверх, тогда также перевалим в верховья Широкого, это маршрут в падь Кривую. Наконец, поворот под 90 град налево (на юг) — это маршрут на Маритуй, однако, далеко не всегда там есть лыжня или снегоходный след. Если же очень повезёт, и от этой развилки есть свежий снегоходный след до самого Байкала, то это — великолепный шанс пройти шикарный по красоте и очень насыщенный маршрут. Чего только стоит участок по расчищенной года 3-4 назад визирке, длиной примерно в 13 км. На весь участок, от развилки до Маритуя (23 км), если он протроплен, уходит примерно 3-4 часа для среднего лыжника (не спортсмена). Но нужно, конечно, учитывать, что в точку Развилка под перевалом с Широкого на Б. Половинную(26) сначала как-то нужно попасть. Да и из Маритуя куда-нибудь нужно деваться. В Ангасолку или Слюдянку, например. Но в целом это, конечно, однодневный маршрут, длиной в 70-80 км.

Ещё один интересный вариант лыжни от точки Лыжня от Медвежат выходит на визирку(24). В этом месте можно повернуть налево, то есть на север, и далее будем двигаться по визирке около 700 м, откуда начнётся серия спусков по обычно мягкой лыжне. Здесь ходят не так часто. Будет очень крутой, но короткий, участок, примерно метров 50, с уклоном более 25%. Далее ещё около 1 км пологого спуска, и выезжаем к ручью Зырьянский, на лыжню под Зеркалами — точка Тропа пересекает ручей Зырьянский под Зеркалами(27). Из этой точки можно пробежать круг мимо скальников Зеркала и Медвежата, далее по визирке налево, и обратно. Длина круга — 5 км.

По Смоленскому Ключу до Старой Крепости

В 2020 году группа энтузиастов прошла на лыжах и прочистила маршрут из Орлёнка по долине Смоленского Ключа, большей частью — по старой лесной дороге. Стартуем из Орлёнка по дороге и, не переходя Большую Олху, поворачиваем налево, мимо разрушенных строений, и далее — через бывший детский лагерь "Орлёнок" (впрочем, сейчас от него и следа не осталось). Двигаемся по дороге вдоль Смоленского Ключа, по правому борту. По дороге идти не слишком приятно; ситуацию улучшает лыжня, накатанная посередине, между колеями.

Вскоре подразбитая автомобилями дорога заканчивается, лыжня продолжает идти по правому борту долины, но через 3,5 км от ж/д остановки Орлёнок резко поворачивает направо, через русло ключа. Переход русла(29) — это всего 100 м (промаркировано), так что долго терпеть неровности не придётся. Лыжи на переходе не снимаем ни в коем случае! Пешком намного хуже, будем проваливаться между кочками, и это — убийство лыжни.

Сразу после перехода русла — очень крутой (до 30 градусов), но короткий (всего 40 м) взлёт до начала лесной дороги. Вот этот крутяк придётся преодолеть пешком. Очень желательно при этом беречь ступеньки. Помогайте себе палочками. Особая аккуратность на спуске, если идёте в обратном направлении; не раскатывайте склон, подумайте и о других лыжниках, которые пойдут здесь.

Короткий пеший участок. Уклон!
Конец/начало лыжни по дороге. Место переобувания
Самая нижняя часть лыжни по дороге вдоль Смоленского Ключа

Выбираемся на старую дорогу или просеку. Здесь всё прочищено; начинается пологий подъём вдоль Смоленского Ключа, он полностью проложен по левому борту, больше переходов не будет.

Это — замечательная и основная часть маршрута. Старая лесовозка не использовалась, наверно, десятки лет, в том смысле, что по ней не ездили ни на каком транспорте. А вот для лыж она сейчас практически в идеальном состоянии.

По Смоленскому Ключу, средняя часть отрезка
Лыжня по левому борту Смоленского Ключа, верхний участок

Длина всего дикого лыжного участка — около 4 км. Заканчивается он выходом на дорогу(30), по которой ездят с Большого Луга в район Старой Крепости.

Выйдя на дорогу, придётся подниматься частично непосредственно по дороге, частично — по лыжне или снегоходке, проложенной рядом. До скальника Старая Крепость — немногим более 1 км.

Старая Крепость — дорога вдоль Большой Олхи

Не доходя до скальника примерно 250 м, на очередной развилке(31) сворачиваем с наезженной дороги направо. (Отмечу, что в этой точке можно продолжать двигаться по автодороге до скальника и затем спуститься к дороге вдоль ключа Зырянского к развилке 4-х дорог ). Здесь, как правило, либо лыжня, либо снегоходка, и двигаемся прямо ещё 650 м и попадаем на развилку(32). Если поедем направо, то примерно через 3 км попадём на старый карьер, от которого очень и очень крутой спуск к Большой Олхе, к дороге вдоль неё. Этот спуск проехать на лыжах крайне непросто: уклон порядка 30% и как минимум полсезона — крупные камни под снегом. В общем, это не вариант для лыж. Поэтому на развилке(32) поворачиваем налево. Отсюда начинается длинный пологий спуск до самой дороги вдоль Большой Олхи. Этот участок состоит из трёх примерно равных отрезков. Сначала катимся по отличной старой лесовозке; спуск очень пологий, под конец переходящий в умеренный.

Верхний участок под Старой Крепостью
Самая крутая часть верхнего участка
Нижняя часть лыжни по дороге под Старой Крепостью

Затем дорога заканчивается, и лыжня идёт по редколесью. Уклон умеренный, всё пропилено и прочищено, но нужна некоторая осторожность. Притормаживаем; можно и палочками, и плугом — кто как любит. Весь этот участок промаркирован краской.

Средний участок лыжни под Старой Крепостью
Прочистка среднего, лесного участка

И снова выезжаем на лесную дорогу. До самой автодороги вдоль Большой Олхи(33) уклон небольшой, можно практически не тормозить. Полностью весь спуск — около 3 км.

Нижний участок лыжни под Старой Крепостью. Пропил 2
Пропил 1

Конечно, от Старой Крепости есть другие, альтернативные, варианты спуска — по раскатанной автодороге к дороге вдоль Зырянского или через карьер. Но оба эти варианта весьма крутые, а первый для многих будет очень неприятным на лыжах. Можно также попасть на довольно пологую пешеходную тропу — но зимой её, как правило, не видно.

Очевидно, что маршрут можно катать в любом направлении. Но для начала рекомендуется его пройти с подъёмом от Большой Олхи, чтобы понимать, насколько уклон соответствует вашему уровню катания на спусках. Все спуски от Старой Крепости и по Смоленскому весьма пологие. Также маршрут, или его части, можно комбинировать с другими участками. Например, логично начинать его от Витязя, с подъёмом на Старую Крепость, и выкатываться по Смоленскому.

Огромная благодарность всем, кто прокладывал маршрут, пилил, топтал, чистил, ровнял и полировал лыжню, поднимал настроение!

Трек маршрута

**************************************************

Если остановка Орлёнок оказывается финишной точкой в вашем маршруте, некоторые лыжники катятся в Рассоху, при наличии лишних 30 минут времени, чтобы не мёрзнуть на остановке. Начальная часть проходит по льду Большой Олхи, это весьма приятный участок. Далее — по раскатанной дороге.

Далее (Особенности маршрутов через падь Кривую)

Sergey VДанный раздел несколько переработан и добавлен маршрут по Смоленскому ключу — мимо Старой Крепости и на Большую Олху. Ссылка на трек маршрута — в конце раздела.
Все ключевые точки и развилки — в заключительном разделе
01.02.2020, 14:15:57 |
Sergey VМаршрут по Смоленскому ключу в этом сезоне (2020-21) претерпел некоторые изменения.
Во первых, от Орлёнка по дороге идём только около 1 км до ЛЭП. Там сворачиваем с наезженной дороги вправо, далее через лес, 2 раза переходим через русла ключей. Пересекаем ещё одну дорогу и далее по летней тропе по левому борту Смоленского, непосредственно под самым склоном примерно 1.5 км от последнего пересечения дороги. В итоге, выходим к точке, в приведённом выше описании — откуда нужно подняться по очень крутому склону примерно 50 метров и выйти на начало дороги по левому борту Смоленского ключа.

Заключительную часть маршрута в этом году ходим через старую каменоломню по заброшенной дороге. В точке 32 не сворачиваем налево, а двигаемся прямо по дороге. Как правило там натоптанная тропа, сейчас много пешеходов так ходят до скальника Смоленского. От точки 32 до сворота на ск. Смоленский ровно 1 км. Проходим мимо отворота, попадаем в очень интересное место с заброшенными разработками, поросшие молодым сосняком. Дорога слегка петляет, держимся тропы или лыжни. Через 600 м от отворота на ск. Смоленский будет отворот налево, помеченный красной краской на березах. Нам туда не нужно, для лыж это очень крутой вариант.
Еще примерно через 350 метров начнется пологий спуск (перед ним — совсем небольшой крутой подъём). Спуск сначала совсем простой, участки с уклоном чередуются с ровными выкатами, так что всё достаточно комфортно. Однако, далее уклон возрастает, тормозить нужно уже активно. Заключительные 150 м — весьма крутой спуск (20%!), для большинства катающихся лучше пройти там пешком. Далее лыжня идет по дороге, и примерно через 700 м выйдем на свой след по Смоленскому ключу, круг замкнулся.
19.01.2021, 15:00:10 |
Sergey VИзменения на маршруте по Смоленскому ключу. Теперь обходимся без крутого 30-градусного пешеходного подъёма на дорогу по левому борту Смоленского. Метров за 200 до начала этого взлета, вправо отходит тропа в распадок. Поворачиваем туда и сразу берём левее, по склону. Там всё промаркировано вязочками. Старался всё прочистить, но ещё кое что осталось. Теперь подъём и спуск на лыжах.

Не доходя примерно 500 м до дороги с Большого Луга сделал срезку направо вверх по старой просеке. Для подъема она сейчас уже пригодна. Таким образом, обходимся вообще без автодороги. Для спуска этот участок ещё нужно почистить пошире.

10.12.2021, 08:20:28 |
Sergey VЛыжня по Смоленскому в сезоне 2021-22 в полном порядке. Есть новости — появилась срезка из под Старой Крепости непосредственно на дорогу по левому борту Смоленского ключа. Спуск с умеренным уклоном, кто умеет хорошо контролировать свою скорость — вообще без проблем.
Спуск из под Ст.Крепости на Б.Олху немного изменил в средней части, там где без дороги. Стало положе и чище, в целом удобнее.
Свежий трек (от 31.12) — https://nakarte.me/#m=14/52.00325/104.13992&l=Otm/Sa&q=N%2049%C2%B051.371'%20E%2087%C2%B038.287'&nktl=3edyc2G2TBBtqxHgCWAGmg
05.01.2022, 10:04:46 |
Игорь ФефеловКажется, неточность:

***Стартуем из Орлёнка по дороге и, не переходя Большую Олху, поворачиваем налево, мимо разрушенных строений, и далее — через бывший детский лагерь "Орлёнок"***
Орленок находится на левом берегу и Малой Олхи, и Большой Олхи, так и Олхи ниже слияния Большой и Малой. А маршрут идет по правому берегу. Так что, если стартовать из Орленка по дороге, придется сперва перейти Олху (не упомянуто). На правом-то берегу нет Орленка ни в какой форме.
05.01.2022, 19:44:56 |
Sergey VДа, конечно, сначала нужно перейти Олху. Но дальше большинство туристов переходит через Б.Олху, а мы идём влево по дороге.

На космо-снимках хорошо видны следы строений на правом берегу Б.Олхи. Да и на картах обозначено.
07.01.2022, 09:11:00 |
Игорь ФефеловДа где был лагерь, местные и так знают.
Та коробка, которая в начале сохранилась, это, говорят, была насосная станция и котельная.