Пригласили меня как-то на верхний Иркут покататься на катамаране мои приятели — Саша и Женя...

Выехали из Иркутска “рано” утром в субботу, в 7:30 меня подобрали. Я к этому морально был готов, поэтому не переживал. Женя с женой и детьми — что же тут поделаешь. Доехали, правда, очень быстро, не больше 4-х часов заняла дорога. По пути все бурятские кафешки были еще закрыты, и мы были голодные как звери. Поели поз в Мондах, в уже знакомой “домашней” кафешке, где были на предыдущие майские в прошлом году. Душевная там такая тетка, все очень вкусно и по-домашнему. Так что где-то в 12:30 приехали на стоянку ниже п. Монды.

Только мы выгрузились и поставили палатки, как приехали после сплава на кате-двойке Андрей и Миша. Они сразу взялись нам активно и профессионально помогать. Собирать катамаран не так и быстро получается. Куча всяких застежек, завязок. Вся рама просто опутывается. Где-то не меньше часа занимались.

Иркут немного ниже п. Монды — кажется, почти неподвижная река
Наши корабли

Кроме того, у Жени — Таня, дети. В общем, каждый шаг как бы с трудом, не спеша выходит. В 15:00 наконец-то тащим кат и спускаем его на воду. К этому времени уже вернулись Саня и Стас. Они катались наверху — выше моста через Белый Иркут. Вода довольно высокая, они довольные, накупались. Саня — молодчина, он меня полностью экипировал. Дал свой костюмчик и носки из неопрена, жилет. Напялил я все это — и почувствовал себя сразу настоящим водником. Весь такой в обтяжечку, стройный, мокрый, и воняет от меня настоящим водником. Почти водником — перегара пока не хватает только.

А река-то — ничего себе!
Новоиспеченный водник

Устраиваюсь на кате, засовываю ноги в петли — ужас как неудобно, ноги согнуты в коленях и сильно напряжены, сразу чувствую дискомфорт.

Отчаливаем. Женя объясняет по ходу дела, что и как. Начало спокойное, поэтому ничего сложного, привыкаю к новой для себя роли. Взял с собой фотоаппарат, запихал его в драй-бэг, вначале пару раз доставал — но это только на стоянках, на чалках. Да и то не всегда. Чалимся довольно часто, приходится подкачивать кат. Он конкретно спускает. Чем дальше, тем быстрее. Пропускает у самой пипки (клапана), просто со свистом. В конце концов останавливаемся каждые 15 минут, иначе невозможно плыть.

Женя и Саня
Пейзаж с воды — это совсем другое дело!
Мой кэп

Начинаются первые шиверы, Женя сразу начал орать: “ГРЕБИ!!!! Б..!!” Поскольку я гребу от его рева изо всех сил, перегребаю, и нас все время крутит. В общем, в первый раз как-то сложновато, хоть и все проходим в результате нормально. То есть все бочки — хорошо, и ни разу на камень не сели. Из-за того, что моя гондола спускает, она становится мягкая и на валах ее поднимает на 90 градусов вверх, а потом она с размаху падает и бьет о воду. Эффектное зрелище.

Ого! Да тут не до шуток!
Ужас! Куда я попал!!!??
Короткая передышка..

Саня на каяке почти все время впереди. Поскольку из-за Женькиного рева я гребу что есть мочи, мы идем быстро и на Саню все время наезжаем, и норовим огреть по голове моей гондолой. Еще проблема — ноги сильно затекают, устают до судороги, и ступни я вообще перестаю чувствовать. Отчасти, наверно, с непривычки, а может, неправильно подогнаны ремни. Это, пожалуй, для меня самое трудное. Потому что после того, как прошли пару шивер с неплохими валами и бочками, страха нет вообще. И есть уже чувство уверенности от того, что кат такой большой, устойчивый, и если носом все проходишь, то вообще никаких проблем. Еще очень сильное впечатление от пейзажа. С воды река необыкновенно красивая. И заснеженные гольцы вдали — виды вообще суперские. Глаз не оторвать. Только вот беда: чуть засмотришься — и попадаешь в какую-нить водяную задницу. Несколько раз ловили небольшие камушки из-за этого.

Плановый эскимос
Подкачка ката

Ничего, конечно, страшного, просто сам факт любопытен, да и Женины комменты по ушам бьют неслабо. Он особо со мной не церемонится, “замечания” его резкие и конкретные.

Немного о компании. Были Андрей с женой вдвоем. Они только на катамаране катались. Стас с женой и маленьким ребенком, ребенку меньше года, наверно. Миша с женой и с девочкой лет восьми примерно. Саня и я — единственные одиночки. Ну и Женя с Таней и детьми. Вот такой семейный отдых. Это накладывало свой отпечаток на весь процесс. То есть все сборы получались медленные, поскольку женам и детям необходимо внимание. В итоге все получалось не так быстро, может быть, как я привык. После первого сплава мы быстро вернулись в базовый лагерь — Таня приехала за нами на машине. Разобрали частично кат и стали его клеить. Часа полтора-два на это ушло. Заклеилось хоть и не насмерть, но удачно. Пропускало совсем чуть-чуть. Пошли во второй раз. Теперь Женя как-то успокоился, и мне стало проще сразу. Пошли намного увереннее, ну и кат совсем по-другому себя вел. Вода немного упала. Валы и бочки стали попроще, но зато камней побольше. Прошли намного лучше, спокойнее. Останавливались всего пару раз, ноги чтобы отошли. В результате на финише я вообще еле разогнулся. Финишировали где-то в 10 вечера, и только около 11 были в лагере — Таня приехала почему-то поздно, минут 20 мокрые прыгали у моста, замерзли “слегка”.

Вернулись, а там уже ужин готовый — Стас приготовил свой фирменный плов. Я бегом переоделся, позвонил домой, а меня уже кричат — быстрее к столу. Выпили по чуть-чуть: у меня было коньяку пол-литра, да Женя взял немного спирту, настоянного на чем-то полезном. Посидели где-то до полпервого, или чуть больше, и пошли спать. А говорят – водники любят бухать! Вранье!

Второй день начинался совсем медленно. Народ еще спал, когда я около девяти поднялся. С костром какие-то сложности были, так как дров там маловато. В общем, я быстренько на горелке накипятил воды, как раз успевала следующая порция по мере подъема участников. Всем хватило. Завтрак растянулся часов до 11. Потом начались медленные сборы. План был уехать на верхний Иркут, почти в начало Окинского плато, и оттуда сплавиться на двух каяках (Стас и Саша) и на кате (Женя с Андреем).

В результате где-то в 12 поехали. На двух машинах: Стас на своей “Импрезе”, Андрей — на “Форике”. Проехали км 15 выше поста у Б. Иркута. Пока ехали, Женя с Андреем чуть не обкакались от страха, глядя на реку. Ощущение такое, что сплошные камни, сливы, пороги. Доехали, там Саня и Стас спустили каяки на реку, а мы развернулись и на км 3-4 вернулись вниз. Там все подготовили, ребята оделись и постояли, подождали, когда Саня и Стас появятся. И тут же на кате к ним спустились на воду Женя и Андрей.

К началу сплава выше устья Белого Иркута
Для каякеров — это родная стихия
Саня в пене

Ну а дальше мне было не сильно интересно, я переезжал на машине на 2-3 км, вылезал, где поудобнее было снимать, и дожидался ребят. Со стороны, конечно, река выглядела грозно, препятствия существенно серьезнее, чем были у нас вчера.

Одно из сложных мест для ката
Прошли на грани..
Прошли!!!

Все это заняло примерно часа 1.5. Сплавлялись, немного не доходя моста через Белый Иркут. Там удобное место, можно подъехать прямо к берегу. Женя и Андрей в восторге, все оказалось гораздо лучше, чем с дороги. Пожалели, что не поехали сверху. В общем — класс!

Каньон Иркута. Скоро внизу появятся наши
А вот и они, щепки в плену у бурной реки
Конец фильма

Загрузились по машинам где-то в 14:30 и поехали в лагерь.

Тут мне Женя и Саня предложили еще разок сплавиться с Мишей от стоянки до моста. Ну с Мишей так с Мишей. Я по первому дню решил, что он вообще корифей. Так они с Андреем к нам подбежали, все экипированные, и давай помогать сразу вязать кат. Ну и Миша постарше других ребят, ему где-то за 40, наверно, — видно, что человек с опытом. Мы быстренько перекусили — Миша с женщинами приготовил обед, пока мы катались с утра. Заправились — и собираться. Я собрал рюкзак, надел неопрен. Тут мне Женя ехидно так и говорит: “Ну что, ты капитаном будешь..” Я как-то не проникся сразу — думаю, так, приколы-шуточки. Потом на всякий случай спросил: “А почему я?” Мне и говорят, что я — в два раза опытней, вчера два раза катанул, а он — один! Ну, блин, юмористы. Но меня уже не остановить, конечно. Миша что-то сказал про жуть, и мы пошли — потащили кат на воду.

Миша — хороший, спокойный. То, что нужно. Я просто сказал — держимся основной струи, а там уж что будет, то и будет. Немного грести я уже под Жениным руководством научился, или стал считать, что научился. Приступил к капитанским обязанностям. То есть стал подавать команды, как мой вчерашний кэп — “Греби, Б..!” и “Стой, Б..!” Вроде, у меня стало получаться немного. Потом, правда, Миша посетовал, что команды тихие, не всегда четко слышно из-за шума реки. Я исправился, и дальше все стало совсем хорошо. Команды стали четкие, громкие. Иногда орал: “Греби!!! Б...!!! Гребииии!!!” Когда потруднее было. А “Стой, Б..!” обычно одного раза хватает. Так что все очень просто оказалось. Первые шиверы легкие, и мы их прошли на ура просто.

Потом начался участок посложнее. И начались мелкие ошибки. Все-таки сложно двум новичкам синхронно работать. Получалось через раз примерно. То идеально пройдем, то накосячим, и как-нибудь боком криво проедем. Потом был, кажется, один из самых сложных участков, собрались — и хорошо проскочили. Четко вообще, сами себя похвалили, поставили по пятерке!... В результате расслабились, и, как последние лохи, влетели в порог, запутались в камнях, два проскочили и сели на третий — очень прочно. Полминуты, наверно, подпрыгивали, чтобы слезть с него. Потом, с переменным успехом, еще минут 20, — и снова порожек посложнее вышел неудачно. Не выгребли и цепанули хороший камень прямо перед сливом. На камне развернуло, и в слив свалились боком, моей стороной. Я немного струсил даже, за раму уцепился, так как ощущение, что вываливаюсь, уже было довольно сильным. Но все обошлось. Так боком и выплыли, потом выправили кат, и остаток шиверы прошли спокойно. Поставили себе по двойке. После этого все пошло нормально.

Было еще штуки три препятствий, таких же по сложности, и все прошли хорошо. Я стал почаще командовать, стал табанить сразу, как кат заворачивался. В общем, мы стали увереннее, и если и цепляли, то небольшие камни под водой. Надо сказать, что вода заметно упала, по сравнению с первым днем. Все сливы стали спокойнее. Бочки — вообще никакие, и грести особо не нужно было. А вот с камнями, соответственно, сложнее стало. Так что сил нужно было тратить меньше, но рулежки при этом больше. За 1:40 спустились, нормально вообще. Выгребаем к мосту, а там уже ребята ждут, машут руками, встречают — довольные, что мы живые, видимо :) От радости и гордости нас распирает просто! Здорово так вышло. Все же когда самостоятельно что-то новое делаешь, это намного сильнее вставляет.

В общем, спасибо огромное ребятам, что все это нам устроили. И Миша довольный. Он такой тихий и спокойный, как я примерно, но тут уж счастья, что живой выбрался, он не скрывал :)

А бывает и так...

Sergey V

Константин Суханов

...и воняет от меня настоящим водником.

А говорят – водники любят бухать! Вранье!

Ну так вы же ненастоящие водники. Запах не тот!)))
29.08.2018, 12:14:04 |
Sergey V

Константин Суханов: Это как? Например, от обычного туриста должно пахнуть конём. С водниками иначе?)))

водяным конем :)
неопрен стирают редко
29.08.2018, 13:02:26 |
Наталья КривошееваЗачетный фотоотчет! Написано весело, с юморком. Страшновато только смотреть на фото сплава. Характер Жени описан точно.
30.08.2018, 11:54:11 |
Sergey VПожалуй со стороны выглядит действительно страшнее, чем "из лодки"