Так получилось, что даже в конце зимы, когда отступают морозы, люди если и стремятся выбираться на природу, то предпочитают зимовьё, а не палатки. Поход на зимовьё люди устраивают не ради маршрута, а просто для минимальной физической нагрузки и для спокойного отдыха и общения. Идти просто обычным коротким путём на зимовьё для меня достаточно скучно. Не обязательно идти туда тем коротким путём, каким обычно ходят. Решаю для себя идти длинным путём на беговых лыжах по одному из маршрутов, проложенных лыжниками-энтузиастами, который на данный момент, является для меня наиболее интересным. На некоторых отрезках этого маршрута я ранее не был никогда, и новизна для меня будет абсолютно точно. А ещё мне нужно осваивать беговые лыжи. И просто есть возможность получить удовольствие от скорости на спусках, ведь маршрут проходит через три перевала. Информации по этому пути уже накоплено достаточно. У меня есть интерес пройти этот путь без навигатора с простой бумажной картой. Хоть я и уверен в своих силах, а всё равно собираюсь серьёзно. Кроме спальника, посуды и термоса с питьём беру с собой свои тяжёлые зимние ботинки, тёплую одежду, некоторое количество продуктов, фонарик, чтобы был хороший запас прочности при любом раскладе. Часть этого маршрута пролегает по часто хоженым и обжитым местам, часть маршрута по относительно глухим местам, ещё не заезженым и не истоптанным. Мне интересно посмотреть и оценить всё самому. Выхожу из электрички на остановочном пункте Орлёнок. Я был единственным из немногочисленных вышедших, кто был с лыжами. Обычно люди на лыжах, наоборот, выходят в Орлёнок, а не начинают с него. Это энергетически выгоднее, так как больше высоты при этом сбрасывают, чем набирают.

Маршрут похода 23-24 февраля 2019

Обжитый, хорошо освоенный отрезок маршрута

Первые километры по незнанию иду вверх по заезженной дороге вдоль Большой Олхи пешком с лыжами в руках. Пока мне не подсказали, что прямо по руслу речки идёт лыжня. По этой лыжне выхожу на дорогу в первых сотнях метрах ниже развилки. На развилке ухожу в долину ручья Первый Зырянский, второго снизу крупного правого притока Большой Олхи. Дорога оказалась местами перекрыта мокрыми наледями, по которым очень плохо идти на пластиковых лыжах, а на деревянных тем более. Обходя наледи, пришлось заходить в болотистый ёрник днища долины. Зато, отсюда открывается вид на одно из узнаваемых мест, очень важное место привязки — гору с останцовым скальником Зеркала. Как выглядит нужный мне отворот направо, я не знал. Однако, я был уверен, что там по-любому есть следы, ведь в эту зиму в январе и в феврале осадков почти не было. Отворот оказался очень широким, с пешими и лыжными следами, намного приятнее для прохода, чем я ожидал. Сочетание условий оптимальной ширины, умеренной нахоженности и незашлифонности поверхности дороги/тропы/лыжни, умеренного уклона, определило благоприятные условия для подъёма на беговых лыжах. Лыжных мазей у меня не было, я в них ещё не разбираюсь, не знаю какой мазью, когда и как мазать лыжи, на какое время хватает мазей. К супер скольжению и к рекордам скорости я не стремлюсь. На подъёме мне не потребовалось подниматься "лесенкой", хватило обычной "ёлочки" и лыжных палок. На участке подъёма у меня не было ощущения, что в эту зиму здесь сильно часто ходили.

По руслу Большой Олхи
Вид на Зеркала из долины Первого Зырянского
В долине Первого Зырянского
Тропа, лыжня, дорога…

На подъёме, не доходя вершинной поверхности, увидел уходящую вправо небольшую натоптанную пешую тропку. Оказалось, по тропинке выход к скальнику Зеркала, который расположен совсем рядом с местом прохождения маршрута. Перед скальником курумник. У меня была договорённость при наличии сотовой связи сообщать своим товарищам о моём местонахождении. У скальника была связь. Скальник интересен. До этого я был на нём один раз уже очень давно, осенью 2005 года. В памяти уже мало что осталось... Лазить не стал. Идти ещё много и все три перевала на маршруте ещё впереди... На этот раз удовлетворился "окном" обзора на средний отрезок долины ручья Первый Зырянский с курумника у тропки.

Каменная россыпь у скальника Зеркала
У скальника
Окно с видом на долину Зырянского

За 15 минут неспешного подъёма от отворота к Зеркалам и 1,1 км расстояния от них дохожу до скальника Медвежата. Этот скальник расположен прямо рядом с трассой маршрута. Его я увидел впервые за свою жизнь... Пешеходные следы на трассе в этих местах сходят на нет, и дальше на всём отрезке линии маршрута вплоть до дороги в бассейне Большой Половинной в эту зиму лыжники безраздельные хозяева.

Вид с тропы на скальник Медвежата

Удалённый, более интересный отрезок маршрута

На вершинной плоскотине над истоком ручья Второй Зырянский, между Медвежатами и визиркой прохожу границу березняка и темнохвойного пихтового леса. Часто посещаемый отрезок маршрута закончился. Отсюда начинается самая интересная и удалённая часть маршрута. Пройдя еще немногим более 1 км от скальника Медвежата, я оказываюсь на перевале через водораздел бассейнов Большой Олхи и Большой Половинной. Перевальная точка расположена на визирке чуть дальше характерного большого камня. Визирка ориентирована с севера на юг с незначительным отклонением к юго-западу. Под перевалом солнце светило чётко на визирку. Это значит, что я там прошёл во время близкое к астрономическому полдню. На часах было 13.31. Проверил связь. Временами мелькала, показывало, что есть связь, а позвонить не получилось... На отрезке пути по визирке от перевала до курумника самый приятный спуск на всём маршруте, в случае, если идти по нему с Орлёнка. Визирка на склоне, обращённому к Большой Половинной, проходит через курумник, который обходится по тропе слева. Тропа проходит под небольшими скалами. Спуск по ней на лыжах не самый удобный, сильно разносит и мало места для манёвра.

На границе…
В северной части визирки под перевалом
Астрономический полдень под перевалом
Небольшие скалы на склоне над истоками Большой Половинной

По дороге в верховьях Большой Половинной комфортный проход по снегоходному следу. Прошёл отворот снегоходного следа на известную базу под скальником Крепость. Были слышны голоса людей. Я по-тихому свернул по лыжному следу в коридор налево в сторону перевала к Ключу Широкому. Подъём со стороны Большой Половинной пологий, а вот спуск с перевала в долину Широкого самое неудобное, на мой взгляд, место на маршруте. Здесь все прошедшие лыжники поднимались лесенкой. Перед спуском проверил связь. Она здесь была. Дал знать о своём местонахождении. Я попробовал скатиться по целине. Снега было так мало, что всё равно разогнался и маневрировать было очень неудобно. Только навалялся в снегу и потерял время... На этом спуске я впервые за этот день упал. И потом это ещё повторилось раза три. Чуть ниже, в пологой части спуска, прибегнул к опасному манёвру — тормозил, хватаясь за деревья, чтобы не допустить сильного разгона и не влететь... На скорости так можно и руку вывернуть!

На участке маршрута в бассейне Большой Половинной
На подъёме к второму перевалу маршрута

На правых солнечных склонах в самых верховьях Ключа Широкого особенно малоснежно. Места эти достаточно тернистые с ольхой и ёрником, со следами пожаров пятнадцатилетней давности. На склонах распадка во многих местах лежат обгоревшие хвойные валежины, чуть присыпанные снегом. Долина правого истока Широкого ничем не примечательна. Здесь нет широких комфортных проходов, и в этом тоже можно видеть плюсы... Я много повидал в своей жизни, ко многому привык. Всякие мелкие неудобства меня не удивляют, не раздражают и не утомляют. Просто включаю любопытство и сосредоточенность. Этот проход траверсом истоков Широкого оптимален и очень логичен. И здесь есть небольшие обзорки, неплохие на мой взгляд пейзажи. Об отсутствии разнообразия говорить не приходится. Особенно порадовал вид с перевальчика между двумя распадками истоков Широкого.

Склон над правым рукавом Широкого
На самом удалённом и тернистом отрезке маршрута
Обзорка на траверсе истоков Широкого
Вид на массив горы 880 м

При спуске к левому рукаву было очень малоснежно, и я принял решение снять лыжи и пройти это место пешком, чтобы не испытывать неудобства и не тратить время. Спустившись, увидел, что лыжня пошла вверх по распадку левого истока Ключа Широкий, очень обрадовался. Я точно знаю, что во второй половине дня солнце всегда на юго-западе. И направление на падь Кривую совпадало с направлением на солнце. И лыжня идёт в том же направлении. Больше сомнений не осталось! Количество снега и уклон порадовали больше, чем в распадке правого истока ручья. С лыжни открывается вид на правый склон распадка левого истока Широкого. На перевал я вышел в 15.32. Проверил связь — её в этом месте, как ожидаемо, не было.

Переход к левому рукаву
К третьему перевалу
Пейзажи долины левого истока Широкого
Вид на седловину перевала между долиной Ключа Широкого и падью Кривая
Вид с перевала в сторону долины Широкого

И подъём и спуск с перевала достаточно комфортные. В верховьях Кривой густой и сомкнутый сосновый лес, более приятный на вид, чем лес в недавно пройденных распадках истока Широкого. Немного ниже, при подходе к основному рукаву пади, в днище появляется болотистый ёрник. Это типичная особенность распадков верховьев многих рек Олхинского плато. Дорог в пади Кривой нет, и лыжня проложена частично по болотистому днищу, пересекает болотистые распадки правых притоков. Уклоны очень слабые, ощутимых спусков и подъёмов я здесь не припомню. Зато, на этом отрезке маршрута много обзора на лесистые склоны пади.

В верховьях пади Кривая
Лес на правом склоне
Вблизи стрелки рукавов начался ёрник
Пересечение основного русла пади

После пересечения самого крупного правого распадка на кромке правого склона уже обнажился травяно-кустарничковый покров. Весна в этом году ранняя... А на левой стороне из этих мест виден крупный скальник горы 845 м в водоразделе между падями Кривая и Ягодная. Это такой же легко узнаваемый объект для Кривой, как и скальник Зеркала для Первого Зырянского. А ещё на правом склоне между первым и вторым распадками правых притоков очень красивый и сухой, как порох, сосновый лес. Под ним на склоне уже немало мест, где растаял снег...

На февральском пекле…
Вид на скальник горы 845 м
Сосновые леса…
Напоминание о скором конце лыжного сезона зимы 2018-2019

От распадка второго притока начались мокрые наледи. Вот только для беговых лыж они не сильно страшны. А вода выступила в очень многих местах. Совсем скоро дохожу до третьего по счёту, уже знакомого по одному из моих прошлых походов, распадка самого нижнего правого притока Кривой. По нему можно срезать путь к Каймурастую, пройдя через перевал Бутылочный. Лыжного следа в сторону этого распадка не было. Чуть ниже этого распадка я увидел свежий заезд снегохода и услышал голоса людей. Тихо прошёл мимо, никто меня не заметил.

Мокрые наледи на стрелке с вторым правым притоком
Лыжня, снегоходный след и наледь. Что лишнее?
Вид вверх со среднего отрезка Кривой

На среднем отрезке пади Кривая

Хорошо знакомый отрезок маршрута

Ниже Кривой иду по свеже обновлённому снегоходному следу. Мокания лыжами в воду наледей не привели к образованию ледяного покрытия на скользящей поверхности. Лыжи скользили как им положено. Бежать желания не было, хоть я и очень выносливый и стрессоустойчивый, однако с техникой бега я ещё не дружу. Просто шёл комфортным мне темпом, чтобы меньше потеть и меньше уставать. Перешёл Большую Олху и по знакомому зимнику под левым склоном долины ушёл на Каймурастуй. Всё неизвестное осталось позади, теперь осталось пройти знакомый путь в обратном направлении, в каком не часто мне его приходилось ходить.На зимнике вдоль Большой Олхи, и вдоль Каймурастуя местами тоже были мокрые наледи на всю ширину зимника. После перехода на левую сторону Каймурастуя на хорошо знакомом подъёме есть связь, и я предупредил своих товарищей о своём приближении. Меня ждали, и даже вышли встречать. По расстоянию за день я прошёл более 30 км. Не супер достижение, однако, всё равно приятно! Ведь не просто прошёл, ещё и места посмотрел, а не только лыжню перед собой!

Ниже стрелки Кривой и Ягодной
Хорошо знакомый зимник
Вдоль Каймурастуя
Наледи вышли на зимник

Пейзаж Каймурастуя

В зимовье мне даже оставили еду с обеда, хоть я и не претендовал. Вечером был настоящий праздник с вкусным сытным ужином, тортом и сладостями, с умеренным количеством спиртного. И были подарки всем мужчинам и импровизированное представление!

А нашествие наледей на этом не закончилось. Они настигли нас и у зимовья. И на выходе перед дачами Трудного тоже!

Последняя на маршруте

Так я провёл праздничный день 23 февраля 2019 года. Освоил один из самых интересных маршрутов, из описанных на этом сайте, которые ходят на Олхинском плато за день. Не всю же жизнь тропить! Иногда полезно сходить и оценить старания других людей, дать им знать, что их дела не напрасны. Я им благодарен за их позитивный вклад!

Алексей Редькин

Sergey VА что же без мази, Алексей? Плохо себе это представляю, честно говоря. Руки у тебя видимо очень сильные!

Маршрут этот изначально готовился для прохождения с Трудного в Орлёнок. В обратном направлении спуски не чистили. Поэтому в какой-то степени ты — первопроходец. Реально, конечно ходили и не раз, но обычно в режиме первой в сезоне тропежки, когда спуски по сугробам безопасны. Ну и ты себя лишил очевидной изюминки — спусков от Медвежат мимо Зеркал.
В этом году маршрут ходили немногие — слишком много мокрых наледей и маловато снега.
А в целом — спасибо за вклад в общую лыжню и подробнейшее описание-дополнение.
11.03.2019, 12:43:59 |
Алексей РедькинВ одном направлении пройти маршрут и в другом — ощущения будут разные. Очень хороший и приятный здесь был спуск с первого перевала по визирке. А спуск от Медвежат у меня ещё будет впереди — пройду в другой раз.
11.03.2019, 12:56:06 |
Sergey VНу по визирке, это можно сказать и не спуск, полого и слишком прямо.

Согласен, ходить на лыжах маршруты туда-обратно — совершенно разное восприятие. Тоже практикую такое постоянно.
11.03.2019, 14:11:51 |
Sergey V"Визирка на склоне, обращённому к Большой Половинной, проходит через курумник, который обходится по тропе слева"

Предыдущие две зимы народ с горнолыжки прокладывал (с очень немалыми трудозатратами!) снегоходную трассу по и рядом с курумом, почти напрямую на дорогу. Короче и заметно быстрее чем по тропе по лесу. Но трасса эта появляется не раньше чем после НГ, если вообще появляется.