Первые попытки подобраться к пику Стрельникова были предприняты в прошлом году. Трехдневная разведка боем в конце марта без лыж принесла лишь общее представление о районе.

2018

На первомайские прошлогодние праздники выпало четыре нерабочих дня. Было решено проникнуть в долину реки Ганга-Хайрым и при благоприятных обстоятельствах взойти на пик. На легковом автомобиле добрались до радиотелескопа в Бадарах, оттуда за два перехода пешком дошли до деревни Енгарга по лесной дороге. Дорога не для «пузотерок», есть глубокие колеи. В прошлом многоснежном году они были заполнены водой. На машине, подготовленной для бездорожья, проезд проблем не представляет. В марте местные жители заверяли, что проблем с переправой через озеро нет. Всегда, мол, есть рыбаки на лодках, с которыми можно договориться о переправе. На деле, рыбак с лодкой оказался один. В этот день он отправился рыбачить в дальний конец озера, телефон его был недоступен. Через пару часов ожидания местный егерь перевез нас на надувной лодке, так совпало, что он приготовил её, чтобы прокатить по озеру приехавших к нему гостей из Иркутска. Из-за неглубокого илистого дна и заболоченных берегов через озеро переправляются через самую широкую его часть, поэтому «рейс» лодки туда и обратно занимает около часа. Троим пассажирам с тремя рюкзаками, пришлось переправляться за два рейса. В итоге, на другой стороне озера мы собрались вместе только в начале пятого.

Плоскодонка
Переправа через Енгаргинское озеро

Забегая вперед, сразу расскажу, что обратно переправлялись на рыбацкой плоскодонке. Это тоже небольшая, очень шатучая посудина. В ней нет банок, рыбак стоит на корме и гребет двухлопастным веслом без уключин. Переправлялись также долго, в два рейса. Все эти подробности привожу для желающих планировать заход в долину с переправой через озеро. Самый удачный участок для высадки тоже заболочен, зарос кочками, изобилует мелкими озерцами и протоками. Здесь нужно немного отойдя от берега озера брать левее, чтобы подрезать идущий в нужном направлении зимник. Местное население активно валит лес на другой стороне озера, поэтому зимник имеет множество разветвлений разной степени накатанности, ведущих в самые разные направления. Мы, подойдя по одному из ответвлений как можно ближе к руслу Ганга-Хайра, срезали по лесу на него, даже не пытаясь найти тропу, про которую упоминал егерь. День клонился к концу, нужно было искать место для ночевки. Русло было совершенно сухим, пришлось пройти переход выше по течению, прежде чем нам попалось небольшое углубление с водой.

На следующий день по руслу к пяти часам поднялись почти до границы зоны леса. Шли без спешки, останавливались на обед. Снега было намного больше, чем в этом году, день солнечный. Снег начал раскисать, решили не идти выше. Ночевали возле левого притока среди лесочка на склоне. Площадку под палатку выровняли снегом. Утром третьего дня налегке вышли вверх по долине. Ночь была прохладной, снег прихватило, шли не проваливаясь. День выдался ясным, теплым. Часам к одиннадцати снег поплыл. В полдвенадцатого подошли в конец долины, к началу подъема на перевал Иркутянин. Набор высоты от этого места до пика оценили метров в 800-900. Прикинули, что если решимся на подъем, то по раскисшему снегу вернемся в лагерь очень поздно. В последний четвертый день нужно было выбраться из долины, переправиться через озеро и добраться до радиотелескопа. Егерь рассказал о тропе по левому берегу, но где она идет конкретно и что из себя представляет, мы не знали. Поэтому повернули назад. Провалы в снег заметно замедлили движение, в лагерь вернулись ближе к четырем часам. Спать легли пораньше, чтобы рано выйти и, пользуясь утренним холодком, проскочить немного по долине вниз, прежде чем лезть на борт и искать тропу. Расчет не оправдался. Ночь выдалась очень теплой, видимо перед сменой погоды. Снег оставался таким же дряблым. Пришлось почти сразу же уходить на левый склон долины. Зато там довольно быстро попалась тропа. Тропа основательно пропилена в хорошем буреломе, но малохожена, заросла травками и плохо читается. Приходится озираться и рыскать по сторонам в поисках следующих пропилов. Через пару переходов мы умудрились таки с нее потеряться, пошнырять по завалам. Затем поймали какую-то пешеходную тропку, ведущую в нужном направлении. Малозаметных, заросших тропок, то ли звериных, то ли охотничьих там немало. Попадаются засеки охотников. Наша тропка ниже подсекла основную и вскоре мы вышли на зимник. По нему добрались до озера, переправа и т.п. Все ключевые точки маршрута мы тщательно отмечали джипиесом, и, конечно же, благополучно профукали их за прошедший год.

На другой стороне
Зимник
Русло

2019

В этом году майские праздники нас порадовали нерабочей пятидневкой. Все располагало к тому, чтобы «добить», наконец, маршрут. Основной костяк группы стал планировать поход за месяц до старта. Рассматривали разные способы подхода к долине. Вариант с переправой через озеро показался слишком тягомотным. Народу собралось девять человек при двух собаках и переправляться пришлось бы очень долго. Озеро задумали обойти выше по течению Енгарги где на космоснимке просматривался участок леса в заболоченной долине. До радиотелескопа добрались на арендованном микроавтобусе, он же должен был ждать нас в этом же месте, в шесть часов вечера после похода.

Итак, первого мая в 10:30 мы прибыли в Бадары. Поход начали немного вальяжно, в прогулочном стиле. Сходили поглазеть на телескоп, затем пошагали в направлении деревни.

Экскурсия
Вид с дороги

До беседки на нужной развилке шли час, там устроили генеральную репетицию обеда, прикончив неучтенные раскладкой бутерброды. Потом понемногу втянулись в нужный ритм. Через переход с небольшим убедились, что накатанный зимник отворачивает от нужного нам направления вверх по Енгарге. Свернули с него в заболоченную долину речушки. Болото хорошо поросло кустарником и невысокими деревьями, кочки небольшие. (фото 6 болото) Внизу еще сохранилась наледь, кочки были замерзшими и хорошо держали. Даже особо не выбирая путь, не приходилось наступать в воду более чем по щиколотку. Обедали на Енгарге. Она вся еще была подо льдом, кое-где под наледью можно было подобраться к проточной воде. На другой стороне болота довольно скоро вышли на зимник, ведущий на юго-запад. На нем нам попались "шипы" — спрятанные в колеях заостренные штыри, приваренные к металлическому основанию. Снизу к основе приделаны пара двадцатисантиметровых прутков, которые загоняются в землю и хорошо держат конструкцию. Вся эта радость припрятана в колеях в месте сухого понижения с расчетом, чтоб неприятельская колесница с налету пропорола все четыре колеса. Раз зашел разговор о неприятном, сразу упомяну — за озером тьма клещей. Нужно часто и тщательно осматриваться.

Болото
Шипы

По зимнику двигались, обходя озеро почти до реки Хурай-Хайр, текущей из соседней с Ганга-Хайром долины. Там дорога начала сильно клониться к озеру. Мы свернули с нее в лес почти строго на запад и метров через 200-300, вышли на другой зимник, ведущий в долину Ганга-Хайра. Русла рек, пересекаемые нами по пути, были совершенно сухими. Необходимо было определяться с местом ночевки. До места прошлогодней ночевки на русле Ганга-Хайра оставалось примерно два перехода. Воды там могло и не быть, поскольку зима в этом году была менее снежной. Кроме того, мы планировали подниматься не по руслу. Хотелось попробовать найти тропу. Не стали отдаляться от основного зимника, свернули на один из его отворотов. Там на небольшой полянке расположились на ночлег. В лесу довольно много углублений с непроточной водой. Ближе к болоту вода в них становится более желтой и землистой на вкус. После недолгих поисков нам попалась большая «ванна» в сухом русле с холодной, прозрачной водой.

У водопада камни жолты...
Владимир Боровиков и его Фокс

На второй день бодро двинулись по зимнику. В хорошем темпе проскочили нужный отворот и прошагали более километра по направлению к руслу Ганги. Когда спохватились, то приняли решение вернуться и поискать тропу. «Задним умом» понятно, что стоило продолжать двигаться в сторону реки, до которой оставалось около шестисот метров и продолжать подъем по сухому руслу. Точка выхода с тропы, как я уже упоминал, не сохранилась, а развилок зимников слишком много. Ориентирование затруднено. В результате мы снова ошиблись с отворотом. Этот кусок зимника привел нас к какой-то тропе. В ее начале были и пропилы, и затесы, но очень быстро тропа завела в бурелом и потерялась. Двигались наверх по заваленному буреломом лесу очень медленно, держа направление на поворот русла, ведущий в ущелье. Затем все же свалили прямо на реку. Там и пообедали.

Лучшая часть группы
Виктор Торженсмех
Андрей Зорин
Таня Зорина
Егор Большедворский

Вскоре после обеда, за поворотом русла подошли к первому водопаду. Он течет в узком длинном желобе под небольшим углом. Для его обхода нужно подняться вверх по осыпи левого берега, затем снова спуститься в русло. Второй водопад проще обходится справа по ходу рядом с руслом по плитам левого берега. Третий водопад можно обойти и справа, и слева. Слева по ходу простое лазанье, есть большие живые плиты. Справа по ходу нужно немного пройти по воде придерживаясь за нависающие скалы, чтобы не откинуло в омут. Остальные препятствия в русле не заслуживают отдельного описания. Лагерь разбили на террасе правого берега под вершиной 2503. Лес встречается выше по долине еще на протяжении перехода, а вот с ровными площадками под палатки уже не так хорошо.

Водопад
Обход водопада лучше начинать от места отдыха группы вправо по осыпи
Водопад 2
Обход водопада 3 слева
Обход водопада 3 справа

Третьего мая весь день шел снег. Видимости не было. Зато была доступна мобильная связь и чуть-чуть интернет. Удалось узнать прогноз погоды на следующий день и даже обменяться сообщениями по Вайберу на бытовые темы между палатками. Напилили дров, натянули тент, обустроили кострище бревнами для «сидьбы» и коротали день до темноты.

Ловим прогноз
Дров много не бывает
Горшочек, вари!
Снег

В пять часов четвертого мая дежурные, выбравшись из палаток, увидели над всей долиной чистое небо. Завтрак, сборы, в шесть сорок вышли из лагеря вверх по долине. К одиннадцати часам были в ее конце. Долина Ганга-Хайрыма в верхней части просторная и пологая. Набор высоты постепенный и плавный. Пара небольших морен некруты и имеют участки, свободные от крупного курумника. Подъем на них прост.

Долина
Конец долины
Пик Тамара в облаках
Подходы...

Около десяти часов нас стали догонять облака, поднимающиеся из Тункинской долины. Иногда долину закрывало, чаще облака рвало ветром и их остатки лепились к скалам вокруг.

В засаде
Фото из засады
Марина Суздальницкая
Лена Заенко

За два следующих перехода вышли на подъемный гребень выше перевала Иркутянин. Идти на перевальное седло не было смысла, так как склон довольно пологий и удобен для подъема. В дальнейшем поднимались так же, как описано в маршруте Афанасьева. Средства страховки не применялись, в связки не связывались. Нужно отметить, что состояние снежного покрытия делало восхождение и спуск более комфортным, чем в другое время года.

Припекает
Вершины 3194 и 3141
Выход на гребень
Гребень
Вершина близко

Осевший зимний снег «сцементировал» камни осыпного склона, поэтому их подвижность была небольшой. Живые осыпи справа от скального гребня были прикрыты снежниками. Снег хорошо держал и позволял формировать удобные и надежные снежные ступени. К трем часам все участники восхождения были на вершине. В туре сняли записку Алексея Мисюркеева от 4 августа 2017 года . Кое как съели большую часть, того что затащили с собой и начали спуск. Спускались по пути подъема. Где спуск стал более пологим, разделились. Быстроходы метнулись готовить ужин. Завершающие участники вернулись в лагерь около девяти часов.

Записка
На вершине
Вид с вершины
Ещё вид с вершины

Дмитрий Зыков
Моделям и на вершине есть работа
Снимите нас группой!
Дочуня, ты ходила на тренировку?

Пятого мая нужно было успеть на свидание с автобусом. Встали рано и начали сворачивать лагерь параллельно с приготовлением завтрака. В пять сорок начался спуск. Спустившись на реку со своей террасы, сразу же полезли на противоположный левый борт, чтобы подсечь тропу. Она проходит по террасам левого берега, пересекает «канавы» левых притоков и плавно спускается, проходя ниже приметного скальника-башенки с деревьями на макушке. Чуть ниже этого места поляна со стоянкой. С нее тропа резко поворачивает влево, вверх по ручью.

Под скальной башней-тропа. Вид с русла от третьего водопада
Башенка сверху
Вид на приметный скальник с тропы

В этом году мы были более внимательны и не потерялись там же, где в прошлом году. Это позволило проскочить хороший кусок спуска в бодром темпе по хорошей тропе. Теряться и блудить мы начали ниже, когда бурелома с пропилами стало меньше и появилось много ответвлений на капканы и засеки. Несколько раз приходилось стопориться и рыскать по сторонам в поисках тропы. В конце концов, на зимник вышли там же, где и в прошлом году. Возле небольшого поваленного бледно-желтого баннера. Без пятнадцати двенадцать были возле места первой ночевки. Там прикончили содержимое термосов и все что смогли съесть из того, что сберегли к этому времени. Затем двинулись дальше по известному пути. Первые участники были на месте около шести вечера, завершающие задержались примерно на полчаса. За день было пройдено около 30,5 км, сброшено около километра высоты. Итог: пеший обход озера от радиотелескопа долог, труден и нуден, и не может быть рекомендован как оптимальный способ попадания в долину Ганга-Хайрыма.

Ещё четыре перехода и всё...

Использованы фото Андрея Зорина, Виктора Торженсмеха, Дмитрия Зыкова.

Трек похода до пика Стрельникова и обратно

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Евгений РензинИнтересный вы итог подвели. Через озеро — плохо; обход озера с с-в — плохо. С запада далеко. Выходит, либо верхами через перевалы, что явно не проще, либо никак.
22.05.2019, 14:41:11 |
Sergey VЖеня, еще вариант с востока есть. На УАЗике почти до Пидориной заимки можно заброситься. А оттуда уже не так и далеко. Главное в "капканы" не попасть
22.05.2019, 15:07:45 |
Владимир ЗоринВариант с переправой наверное всё же лучше. Но заезжать при этом нужно на чем-то способном доехать до деревни Енгарга, а не через Бадары.
22.05.2019, 15:18:46 |
Торженсмех ВикторНа мой взгляд, как участника данного мероприятия, если группа пешая и большая, то вокруг озера — наилучший вариант. Только желательно закладывать два дня на заход. Так как выход за день показался несколько напряженным. При этом мы стояли лагерем на гзл, а не на озере в верховьях Ганга-Хайрыма, то есть довольно низко. И еще для сведения. Группа альпинистов в 2014 году во главе с Афанасьевым А.А. просто прилетела на озеро в цирке на вертолете и обратно также.
22.05.2019, 15:37:07 |

Sergey V: Женя, еще вариант с востока есть. На УАЗике почти до Пидориной заимки можно заброситься. А оттуда уже не так и далеко. Главное в "капканы" не попасть

22.05.2019, 15:46:01 |

Торженсмех Виктор: Группа альпинистов в 2014 году во главе с Афанасьевым А.А. просто прилетела на озеро в цирке на вертолете и обратно также.

Так он же с вояками, небось, летал. Т.е. за счёт МО РФ. И вообще — это не спортивно! :)
22.05.2019, 15:47:41 |
Павел Цветик

Евгений Рензин:  Интересный вы итог подвели. Через озеро — плохо; обход озера с с-в — плохо. С запада далеко. Выходит, либо верхами через перевалы, что явно не проще, либо никак.А всё же, через озеро проще или в обход? Или от числа участников зависит? И как бы вы пошли летом? Скажем, при необходимости выйти в населёнку.

Добрый день! Лучший вариант захода, вторая половина марта, по льду Енгаргинского озера. Можно доехать на автомобиле практически до Ганга-Хайрым.
22.05.2019, 16:39:03 |
Владимир Зорин

Евгений Рензин:    Sergey V:   Женя, еще вариант с востока есть. На УАЗике почти до Пидориной заимки можно заброситься. А оттуда уже не так и далеко. Главное в "капканы" не попасть Вот меня больше всего интересует разница между вариантами от Бадар и от Пидориной заимки. Чем плохо от заимки?

22.05.2019, 17:23:16 |
Sergey V

Владимир Зорин

Мы в 2013 году выходили по Бирону через П.заимку. Перед ней было км 2 лесной дороги, и за ней мы примерно столько же прошли до места, где нас подобрал УАЗик
22.05.2019, 17:58:21 |

Павел Цветик: Лучший вариант захода, вторая половина марта, по льду Енгаргинского озера.

Для меня во второй половине марта лучший вариант захода — зайти в баню. :)
22.05.2019, 18:40:09 |

Владимир Зорин: А от заимки пока не хожено, сравнивать некорректно. Да и добраться до нее не так просто.

22.05.2019, 18:42:30 |
Владимир Зорин

Евгений Рензин:    Владимир Зорин:   А от заимки пока не хожено, сравнивать некорректно. Да и добраться до нее не так просто. Надо пробовать. Я просто думал, что вот вы же сейчас решили заходить с Бадар не просто так. Могли же через заимку. Но почему-то пошли с Бадар. Выходит, что без особых аргументов.

Я не знаю, Евгений, какие особенные аргументы, не указанные в тексте вам еще привести. Если так же просто, как до обсерватории в Бадарах, добраться вдевятером с кулями на городской маршрутке до Пидориной заимки, то мы действительно неплохо лопухнулись.
22.05.2019, 19:16:03 |

Владимир Зорин: как до обсерватории в Бадарах, добраться вдевятером с кулями на городской маршрутке до Пидориной заимки

Это вполне себе аргумент. Даже до тропы на Зун/Барун, однако, не всякий микрик доедет.
И я вовсе не к тому, что вы "лопухнулись". Для меня вообще далеко не очевидно, что даже при решенной проблеме транспорта, до/от Пидориной заимке лучше, чем от Бадар.
И вопрос не праздный, я на лето планирую маршрут с выходом по Ганга-Хайрыму.
22.05.2019, 21:25:35 |
Владимир ЗоринНа мой взгляд пляшется как раз от транспорта. Поэтому пешком от Бадар, или до Бадар из долины это бюджетный железобетонный вариант. Болото, там где проходили мы будет проходимо и летом. Это просто заболоченная пойма небольшой речушки. Затруднения могут быть лишь после больших дождей. Если нужно по быстрому туда и обратно когда льда на озере уже нет, то я бы заморочился доездом до Енгарги и переправой со своим привозным плавсредством.
23.05.2019, 09:37:29 |
Sergey V

Владимир Зорин: Болото, там где проходили мы будет проходимо и летом. Это просто заболоченная пойма небольшой речушки.

Проходимое в сапогах, как я понимаю ?
23.05.2019, 11:51:11 |
Sergey VОт Пидориной заимки до вашего трека — 4 км. Из них примерно 1.5 км я вижу лесную дорогу. Остается всего 2.5, если там не жуткий бурелом, то -особой проблемы я не вижу.
23.05.2019, 12:24:01 |
Владимир ЗоринПроблем с пешей частью и я не вижу.
23.05.2019, 12:28:35 |
Sergey VНу вот, прекрасно, что постепенно вырисовываются разные варианты попадания в самое "сердце" Тунков :) На любой вкус, и с учётом объективных обстоятельств — времени года, состава группы, различных способов авто-заброски
23.05.2019, 12:35:29 |

Владимир Зорин:  Проблем с пешей частью и я не вижу.

Но вроде как при выходе с Ганга в долину какой-то жуткий бурелом. У меня остался вопрос, что делать, если потеряешь тропу. Всё же валить вниз, рискуя угодить в болото, или уходить на восток на границе перехода гор в долину?
Да и с тропой не до конца понятно. Она в итоге всё равно в болота выводит или всё же есть сухой вариант тропы в сторону Аршана/Тагархая/Бадар?
23.05.2019, 13:24:45 |
Юра ГалачьянцЖеня, вот же трек: http://nature.baikal.ru/mapg.shtml?show=gpsplt&id=423 . Туда, насколько я понял, по руслу, обратно – по тропе. Наверное, это наиболее оптимальный вариант от Бадар.