Перевал Мартовский 1Б (зимой 2А), 2100м.

Район:

Северобайкальское нагорье, Верхнеангарский хребет

Категория трудности: 1Б (зимой – 2А)

Высота: 2100 м

Направление: восток-запад

Соединяет долины рек:

Асикта, Верхний Колдас.

Описание прохождений перевала

Характер склонов: на востоке — склон имеет два ригеля-взлёта: первый – к основанию «Подводной лодки», около 30°, второй — на «Подводную лодку» — до 40°, затем выход в цирк, и взлёт на седловину перевала — крутизной до 30°. «Подводная лодка» — это характерная гора, её видно издалека. Эта сторона не является определяющей. С западной стороны, от Верхнего Колдаса – определяющая сторона: осыпной камнеопасный кулуар крутизной до 45°.

Чистое ходовое время зимой от ГЗЛ на ручье Мартовском до ГЗЛ на реке Верхний Колдас – 5ч 40 мин, 13км.

Описание зимнего прохождения в направлении с востока на запад

Это предпочтительное направление движения, как зимой, так и летом.

Подъём от р. Асикта по левому притоку – ручью Мартовскому. С предыдущего вечера лучше предварительно произвести разведку и тропление под перевал, до верхней части «Подводной лодки». В этом случае, по готовым следам, подъём на 1й и 2й ригель займёт не более 2 часов. И ещё час – до перевальной седловины (уже с троплением).

От седловины – 2 веревки влево-вниз по ходу, в кошках, далее – пешком вдоль скально-осыпной гряды, которая остается справа по ходу, а слева по ходу – лавиноопасный желоб.

При спуске с перевала необходимо двигаться только по выпуклым частям рельефа. Очень лавиноопасный жёлоб. Соблюдать дистанцию, проходить спуск как можно раньше утром, и быстро.

Из цирка с западной стороны спуск по ригелю к реке Верхний Колдас также может быть лавиноопасным.

Летом перевал имеет категорию 1Б, и определяющая сторона проходится по кулуару.

В цирке с восточной стороны есть безопасные места для лагеря.