Природа Байкала | автор Ольга Цысляк | Фотоальбомы | Сагаалган! Дацаны в Бурятии
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
автор Ольга Цысляк | Фотоальбомы | Сагаалган! Дацаны в Бурятии

Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV - начале XV века и получившей название Гелугпа. Порой адептов Гелугпы называют желтошапочниками. Цонкапа, основатель этой школы, почитается буддистами в Бурятии наравне с основателем учения Буддой Шакьямуни. Главе школы присвоен титул «Далай», что означает Океан Мудрости. Тибетское «Далай» равнозначно санскритскому слову «Гуру» (учитель).

Отличия от других школ проявляются в бурятском буддизме, в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике. Они обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов. В частности, в культовую систему были введены и приспособлены народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом Обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев.

В 1727 году Кяхтинским договором была утверждена граница между Россией и Китаем. Бурятские племена, проживающие и кочующие в северной части Монголии, вошли в состав России. Перекрыв границы и добившись относительной оседлости кочевников-бурят, русское правительство определяется с решением по вероисповедованию. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры. Этот год и считается датой официального признания буддизма в России. При Екатерине II российским правительством был учрежден пост главы российских буддистов Пандито Хамбо ламы.

  • В Тункинской долине, в Бурятии, на поляне к северо-западу от посёлка Аршан, стоит Хойморский (Хандагатайский) дацан. По-тибетски название «Миндаг Жанчуб Чойлин», на санскрите - «Бодхидхарма», что в переводе на русский значит «Обитель Благостного Святого Учения Будды».

  • Далее по Тункинской долине, у посёлка Кырен, находится хорошо видный с дороги дацан Гандан Даржалин, восстановленный недавно. А за районным центром, ближе к Саянским горам, есть старый дацан, называемый «Тушита» (обитель богов). Размещение его соответствует буддийским законам, согласно которым священные храмы и монастыри должны быть в «чистом» месте, в стороне от оживлённых дорог и поселений.

  • Хозяева Баргузинской долины Бархан Баабай и Хажар-Сагаан-нойон - небесные повелители, спустившиеся на землю с неба. Согласно мифологии бурят, место пребывания хозяев долины - один из пиков Баргузинского хребта, легендарная гора Бархан-Уула, охраняющая буддистское чтение с севера. Под горой стоит ступа (субурган), рядом с которой ежегодно весной проходит религиозный многолюдный праздник. При сооружении ступы Лхабаб в её основание было заложено множество глиняных статуэток, называемых «цаца», молитвы, полное собрание Ганжур (108 томов). Считается, это придаёт буддийскому сооружению благотворную энергетику, которую и вбирают люди, обходящие ступу кругом, в направлении по солнцу.

    Ступа, что в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка», возводится по строгим буддийским канонам. Строение олицетворяет миры круговорота жизни и делится на три части. Нижняя часть - это земная жизнь; средняя, куполообразная, с изображением Будды Шакьямуни, - это мир полубогов; верхняя заострённая часть, заканчивающаяся знаком сойомбо (месяц, солнце и язык пламени вверху), символизирует связь с космосом; мир богов.

  • За Байкалом, в Баргузинской долине, недалеко от села Курумкан стоит дацан Курумканский («Ганден Ше Дувлин»). Жаль, при ремонте фасад Дацана закрыли сэндвич-панелями, что опрощает здание, невольно ставит чуть ли не в ряд с хозяйственными постройками. Не гармонирует этот «унисекс» с затейливой крышей, и традиционным внутренним убранством дугана. На территории находятся ещё два субургана и Дуган Зелёной Тары. Рядом с дацаном в 2010 году был основан «Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре», где проводятся ежегодные крупные ретриты (коллективные религиозные практики).

  • У села Ярикта находится Баргузинский дацан. Главный дуган - Богини Янжимы, второй дом в комплексе - Дуган Зелёной Тары. Янжима (Yang Chenmo - по-тибетски, Сарасвати - на санскрите) является покровительницей искусств, наук, ремесел и мудрости. Она обладает способностью дарить людям величайший дар - дар материнства. В лесочке неподалеку от дацана лежит ограждённый застеклёнными рамами большой камень с проявившимся на нём изображением богини Янжимы. Однако не все могут увидеть лик - только просветлённые, либо совершившие определённые ритуалы, как то: обойдя камень по тропе вокруг камня семь (лучше - двадцать один!) раз, после - распростёршись на деревянном щите рядом с камнем, а ещё и повязав на дерево принесённый с собой шарф (хадак). Велика вера в Янжиму: стволы деревьев в округе пестрят хадаками. А на ветках - множество привязанных колыбелек с куклами; в сумерках от такого зрелища в небольшой сосновой рощице даже несколько неуютно становится.

  • На окраине селения Верхняя Иволга, в 36 км западнее столицы Бурятии Улан-Удэ располагается Иволгинский дацан - пожалуй, самый известный дацан Бурятии и место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Иволгинский дацан имеет особое значение благодаря обретению буддийской реликвии - Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова. Название дацана «Хамбын Сумэ» и «Гандан Даши Чойнхорлинг» в переводе с тибетского - «Монастырь Колесо Учения, Приносящее Счастье и Полное Радости». Это один из крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и современная духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России. Дацан был основан в 1945 г. В дацане находится университет, в котором обучаются студенты - хувараки. Занятия ведутся на факультетах: философском и медицинском (эмчи), на факультете тантры, факультете Дуйнхор (Калачакра) и факультете буддийской живописи и астрологии.

  • Далее по трассе на Кяхту посверкает с горы справа Гусиное озеро. Чуть дальше, буквально километров шесть не доезжая до Новоселенгинска, в пади Цаган-Жалга, слева от дороги, у одинокой сосны в голой степной местности Талын Харгана завиднеется новенький, с яркой оранжевой крышей, Ацайский дацан. Это построенный в 2014 г. Дворец Белой Тары, олицетворением которой здешние буддисты приняли российских императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. (В буддизме Тарой называют женщину-бодхисаттву, достигшую совершенства, но отказавшуюся от ухода в нирвану из-за сострадания к людям). Придорожные щиты извещают, что именно здесь ушёл в нирвану Пандито Хамбо Лама Даржи Заяев; в память этого возведён субурган.

  • Если за Гусиноозёрском поехать по Джидинскому тракту, то, свернув с него к посёлку Гусиное Озеро, можно добраться и до старого Гусиноозёрского (Тамчинского) дацана. Ещё одно его название - Хуллунорский (Хулун-нор - бурятское название Гусиного озера), а тибетское имя дацана - «Даши Гандан Даржалинг». Это один из первых буддийских монастырей на территории России, ставший впоследствии важным центром развития традиционного буддизма в Бурятии. С 1809 по 1930 год монастырь был центром буддизма, здесь располагалась резиденция официального главы духовенства бурятского буддизма - Хамбо ламы. Поэтому дацан ещё называют Хамбинский (и хребет за озером тоже именуется Хамбинским). Здесь с 1911 года по 1917 год пост Пандидо Хамбо ламы занимал Даша-Доржо Итигэлов.

    К началу ХХ века, в пору своего расцвета, Тамча был большим (около трёхсот домов) посёлком с правильной сеткой улиц. В посёлке проживало до 900 монахов и мирян. Тамчинский дацан на протяжении многих лет являлся центром изучения религии, буддийской философии, искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. В дацане существовала единственная разрешённая царским правительством школа цыннит (Чойра) для хувараков. Занять должность в бурятских дацанах можно было только после обучения в Тамчинском дацане.

    В 1938 году дацан закрыли, лам репрессировали, в уцелевших зданиях был устроен лагерь ЮЖЛАГа. Дуганы приспособили под казармы для заключённых. В главном храме на деревянных колоннах доныне видны следы от врезок в колонны перекладин спальных нар. На память об этом времени осталась построенная железная дорога до Наушек (куда первый поезд прошёл в 1940 г.), а на территории монастыря и за его забором - ряды чуть приметных холмиков.

    До наших дней сохранились только два строения - Цогчен и Чойра. Цогчен - общее в монастырях название главных храмов, где идут службы, а Чойра - учебные университетские корпуса. Кстати, в здешней Чойре совершенно удивительный потолок: из разноцветных кусочков материи - как бабушкино лоскутное одеяло! Сейчас дацан имеет статус памятника истории и архитектуры.

    Достопримечательностью Тамчинского дацана является стоящий у Цогчена Оленный камень, «Алтан Сэргэ» - Золотая коновязь, уникальный памятник археологии I тысячелетия до н. э.

  • Дацан рядом с селом Мурочи именуется Мурочинский (он же Цонгольский, он же Кяхтинский, он же Хилгантуйский, он же Чикойский). Да, и ещё одно название - «Балдай Брэйбун» - по имени тибетского монастыря-университета, где получил полное классическое буддийское образование здешний первый бурятский ученый-монах Дамба-Даржай Заяев. История Цонгольского дацана начиналась с войлочной юрты в 1730-х годах. После был деревянный дацан, назначенный «главной за Байкалом кумирней», потом - каменный. В первом буддистском университете на территории монастыря обучались студенты; печатались книги. Позже главенство перешло к Тамчинскому дацану. В конце 30-х годов ХХ века дацан был разрушен. Стоящее здесь сейчас трёхэтажное белокаменное здание - это отстроенный заново главный храм Цогчен-дуган, который не уступает прежнему по размерам и внешнему виду. Недалеко от Мурочинского монастыря, в местности Ранжур, находится закрытый стеклянной витриной камень с проявившимися на нём словами мантры: «Ом-ма-ни-бад-мэ-хум». Увидеть слова дано не всем; я как ни старалась, не увидела, да и то сказать - тибетского-то языка не знаю…

    А вот на сопке у Иволгинска чётко видны буквы, выложенные белыми камнями, и прищуриваться не надо!

  • Аршанский Хойморский дацан


    Кырен. Дацан Тушита


    Кырен. У дацана Тушита


    Кырен. Старый дацан


    Курумканский дацан


    Курумканский дацан, внутри


    Буддистская ступа под горой Бархан Уула


    Ежегодный праздник. Ступа указывает остриём на гору Бархан Уула


    Баргузинский дацан


    Янжима


    Внутри дацана. Будда и сёстры Янжима и Норжима


    Камень с ликом Янжимы


    Янжима. Сахюусун-дуган


    Крыша, горы


    Иволгинский дацан под горами


    Иволгинский дацан, главный вход


    Элементы крыши ворот


    Иволгинский дацан. Через проходную


    На службу


    Иволгинский монастырь


    Иволгинский дацан. Цогчен дуган


    На хурал!


    Дом Хамбо Ламы Итэгилова


    У Иволгинского монастыря


    Фрагмент скульптуры Даши Намдакова "Маленький Будда"


    Дацан в Талан Хургана


    Ацайский дацан


    Ацайский дацан


    Ацайский дацан, крыша


    Тамчинский дацан. Цогчен дуган. Справа - Оленный камень


    Тамча. Цогчен дуган, алтарь


    Тамча. Цогчен дуган внутри


    "Заплатка" на колонне - след от нар


    Тамча. Чойра дуган


    Тамча. Чойра дуган, элемент крыши


    Тамча. Вход в Чойра дуган


    Тамча. Чойра дуган, Лоскутный потолок!


    Раковина Дунгар


    Тамча. Артефакт во дворе


    Артефакт


    У Оленного камня. Фон - Хамбинский хребет


    Гора с морщинками


    Мурочи. Вход в монастырь


    Мурочи. Ворота монастыря


    Мурочи. Цогчен дуган


    Мурочи. Хурдэ


    Мурочи. Ритуальный сосуд


    Мурочи. Молитва в камне


    Мурочи. Субурганы


    Мурочи. Во дворе


    Субурганы


    Он ВИДИТ!


    Гора с мантрой у Иволгинска



    Ольга Цысляк


    Юрий МельниковИнтересная систематизация и экскурсия по Бурятии. А почему, Ольга, ранее не публиковали фото десятилетней давности,например, по Кырену?
    04.02.2019, 20:00:59 |
    Евгений РензинКлассный отчёт — прямо энциклопедия!
    04.02.2019, 22:38:57 |
    Марина Васильева (Красноштанова)Ольга, огромное спасибо за полученное эстетическое удовольствие! Побольше бы таких фото на сайте.
    05.02.2019, 04:44:37 |
    Ольга ЦыслякЕвгений, Марина, спасибо за оценку.
    Юрий, на сайт ПБ я заглянула впервые три года назад — тогда про давние фото не подумалось. А тут праздник подошёл — Новый год. И как-то собрала то увиденное, что попадалось в поездках. А интересно же кроме географии в путешествиях узнавать ещё и историю!
    05.02.2019, 11:34:51 |
    Юрий Мельников

     Ольга Цысляк: Юрий, на сайт ПБ я заглянула впервые три года назад - тогда про давние фото не подумалось. .... А интересно же кроме географии в путешествиях узнавать ещё и историю!

    Спасибо, Ольга. Получилось интересно и красиво.
    05.02.2019, 15:26:42 |
    НатальяВеликолепно. Спасибо.
    05.02.2019, 16:03:13 |
    Борис ЧечетИнтересно и познавательно! Спасибо!
    07.02.2019, 05:25:34 |
    Борис ЧечетКстати, прикольный сюжет. В Непале у нас был гид-буддист, который совершенно не ел мясо. Когда я рассказал ему о бурятах и монголах, которые только мясо и едят, он смеялся: "Это не настоящие буддисты!" Когда я рассказал об этом своим друзьям, бурятам-буддистам, они тоже хохотали: "Он не настоящий буддист!"
    07.02.2019, 05:34:58 |
    Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

    Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
    используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

    На главную