Тункинские Гольцы
  1. СОАН
  2. высота - 2952 м.
  3. 5А (по южной стене)
  4. Восточные Саяны, Тункинские Гольцы, южные отроги ГВХ, верховья р. Зун-Хандагай
  5. Время восхождения 14-15 ч, спуска 3-4 ч (по юго-восточному гребню), 5-6 часов (по северному гребню).
  6. с запада и юга: р. Зун-Хандагай
    с востока: р. Толта
  7. Вершина СОАН названа в честь Сибирского Отделения Академии Наук. Маршрут внесен в таблицу в 1970 г. и впервые пройден 12-18 июля 1969(70) г. группой:
    Белоусов В.М. – руководитель
    Участники: Кодачигов А.Н., Попов В.Н., Юдалевич В.Ф.
  8. Вершина СОАН находится в истоке р. Зун-Хандагай. Базовый лагерь удобней расположить у слияния первого левого (орографически) притока и р. Зун-Хандагай на границе леса. Высота базового лагеря 1890 м. Путь до штурмового лагеря проходит вверх по ущелью притока по травянистым склонам и крупной осыпи с выступами скал до последнего 4-го озера.

Штурмовой лагерь удобно расположить на перемычке между озером под стеной и третьим озером. Отсюда хорошо просматривается весь маршрут. Высота штурмового лагеря около 2500 м.

Путь от базового лагеря до штурмового занимает 3 часа.

При выборе будущего маршрута был утвержден следующий вариант восхождения:

• Необходимо идти по участку стены, расположенному сразу справа от центрального кулуара, так как он более монолитен и менее камнеопасен (он несколько выпуклый) по сравнению с участком стены, расположенным левее центрального кулуара. Полки и выступы выбранного маршрута просматриваются чистыми и крепкими. Крутизна выбранного маршрута составляет примерно 70-80°; просматриваются трещины для забивки крюков охранения на всем протяжении маршрута, а также небольшие полки для организации пунктов страховки. Выбранный маршрут представляется более безопасным от естественного камнепада.
    • Маршрут по участку стены, лежащему левее центрального кулуара, не был выбран из-за сильной изрезанности стены, большого числа живых камней. Полки и выступы левой части стены засыпаны землей и поросли травой, особенно верхняя часть. При наблюдении по центральному кулуару и с левой части стены был замечен редкий камнепад.
    • Правая же часть стены более отвесна, сильно изрезана многочисленными карнизами и имеет мало трещин для забивки скальных крюков. На правой части стены трудно наметить и запомнить какой-либо логичный маршрут.

Участок 0-1

От штурмового лагеря необходимо двигаться вправо вокруг озера под стеной по средней осыпи к началу центрального кулуара стены. Центральный кулуар начинается от стены под вершиной и идет без изгибов до подножия стены, где переходит в узкий желоб. У основания желоба до конца лета сохраняется лавинный конус крутизной 45°, хорошо просматриваемый из штурмового лагеря.

По лавинному конусу с попеременной страховкой необходимо подойти непосредственно к стене, в 5-10 метрах справа от центрального кулуара-желоба. Здесь начало стенного маршрута. Рантклюфт от лавинного конуса неглубок и составляет 1-1,5 м.
    Участок 1-2

Участок 1-2 проходится трудным лазанием вверх по вертикальным трещинам. На длине участка в 40 метров отклонение составляет 4-5 метров вправо от вертикального направления. Скалы трудные, монолитные, но с ограниченным числом выступов и зацепов. В немногочисленных трещинах скального монолита крючья держатся очень хорошо.

Через 40 м встречается полка шириной 0,5 метра, где организовывается пункт страховки через крюк-карабин. На участке было забито для охранения 8 скальных крючьев. Рюкзаки на этом и последующих участках (до участка 8-9) вытаскивались веревкой и для их охранения необходимо забивать еще один дополнительный крюк на пункте страховки. Участок некамнеопасен.
    Участок 2-3

От вышеуказанной полки, пункта страховки необходимо двигаться по полке вправо (1,5-2 метра) в небольшой внутренний угол крутизной 70° и длиной 7-8 метров, по которому и двигаться вверх с небольшим отклонением вправо (параллельно вертикальным трещинам) до большой наклонной полки, поросшей травой. Ширина полки 7 метров, длина 10 метров, наклон полки 20°. Первый контрольный тур. Длина участка 50 м. Скалы чередуются от трудных (примерно IV к.тр.), до средней трудности (III к.тр.). Для охранения используются в основном вертикальные крючья. Крутизна участка в среднем 70°. Забито крючьев для охранения 10 штук.

На этом участке полок для удобных промежуточных мест страховки нет. Можно организовать промежуточный пункт страховки метрах в 25 от пункта 2-полки, где организовывали первую страховку. Промежуточный пункт представляет собой небольшой выступ, где может устоять только один страхующий (как показано на фото 2).

Участок имеет несколько живых камней и поэтому может возникнуть опасность камнепада от неосторожного прикосновения веревки или участников.
    Участок 3-4

От большой полки, где установлен тур №1, маршрут идет влево-вверх по небольшому ребрышку и внутреннему углу, образованному этим ребрышком, длиной метров 20. Затем маршрут выходит на очень трудную стенку (зеркало) и идет вертикально вверх 10-12 метров. От верхней точки гладкой стенки (зеркала) маршрут переходит вправо через вертикальный наружный угол в небольшой внутренний угол. По внутреннему углу вертикально вверх через 6-7 метров маршрут выходит на полку шириной 0,5 метра и длиной 1,5 м. От первого контрольного тура на большой травянистой полке до этой полочки 30 метров. Возможно одновременное нахождение на полочке не более двух человек. Эта полочка была использована как промежуточный пункт страховки. От этой полочки вверх и немного отклоняясь влево по скалам средней трудности через 7-8 метров маршрут выходит на полку шириной 1,5 м и длиной метра 3. На полке хорошо организовывается пункт страховки.

Вышеуказанная стенка (зеркало) очень трудно проходима. Участок стенки. Длиной 4-5 метров, в середине зеркала имеет ограниченное число зацепов для лазания. На этом же участке мест для забивки скальных крючьев нет.

Наклон скальных стенок составляет 70-75°. Немногочисленные выступы и полочки для зацепов монолитны. Скалы участка некамнеопасны.
    Участок 4-5

От полки, пункта организации страховки, необходимо подняться на 3 метра на небольшую сужающуюся наклонную полку (ширина 0,5 м, длина 2 м), переходящую затем в щель. По этой полочке и щели вправо-вверх в направлении нависающих монолитов. Монолиты нависают около 0,5 м и находятся от полки примерно в 10 метрах. Перед нависающими монолитами встречается небольшой внутренний угол, который наверху и закрыт этими монолитами. Необходимо двигаться по внутреннему углу вертикально вверх под карниз, образованный монолитами, а затем обойти его слева по стенке. Очень трудные скалы. Выше нависающих монолитов маршрут идет вертикально вверх и через 15-20 метров выходит на полку шириной около 0,7 м. Полка наклонена вправо под углом 20°, где можно организовать страховку (на фото 0 пункт 5). Наклон стенки в отдельных местах около 80°. Участок некамнеопасен.
    Участок 5-6

Маршрут идет от левого края полки вертикально вверх по стенке. Через 10 м встречается небольшой вертикальный внутренний угол. Подъем по углу 8-10 метров по скалам средней трудности. Верхняя часть участка также идется вертикально вверх. Скалы в верхней части трудные, монолитные. Трещины для забивания скальных крюков отличные. На этом и других участках идут в основном скальные крючья толщиной 3-4 мм.

Участок заканчивается на небольшой наклонной полке, где может стоять 3-4 человека. Наклон стены до 70°. На полке второй контрольный тур.
    Участок 6-7

Сразу слева от полки вверх идет ребро отколовшейся громадной плиты. Плита стоит крепко. Идти необходимо по правому ребру плиты вертикально вверх метров семь, а затем по щели, образованной этой плитой и стенкой, вылезти на верх самой плиты. Это составит еще метров 12. Отсюда маршрут идет вверх метра три и резко поворачивает вправо на 6-8 метров по трудным скалам. В этом месте выше маршрута стена округляется и над собой видишь как бы “балду” с гладкими вертикальными стенками, поэтому необходимо обойти справа под нее. Пройдя вправо этот кусочек трудных скал и перевалив через ребро, попадаешь в пологий внутренний угол с наклоном в 20°. Из внутреннего угла необходимо подняться на ребро высотой 2 м и траверсом вправо выйти на наклонную полку. Наклонная полка – это неявно выраженный внутренний угол, наклоненный также вправо. Над полкой нависает небольшая глыба – правый край округлой балды, описанной выше. Второй внутренний угол более наклонен вправо (30°), имеет длину 7 м и обрывается в сторону штурмового лагеря. Скалы на участке монолитные, некамнеопасные.
    Участок 7-8

От наклонной полки, где необходимо организовать пункт страховки, маршрут идет траверсом вправо по наклонной плите крутизной 40° и длиной 12 м. Плита мокрая. В мороз возможен натечный лед. По плите легче идти под самой стенкой до большого, сильно разрушенного вертикального внутреннего угла. По отвесу внутреннего угла идти вверх под пробку. Пробка состоит из нескольких небольших глыб и немного нависает. Держится прочно. В этом случае необходимо выйти под пробку и силовым приемом на руках выйти наверх. Выше пробки хорошо организовывается страховка через крюк-карабин. Протяженность маршрута 40 м. Путь от начала внутреннего угла до верха пробки камнеопасен во время таяния снега или дождя, или при грубом прохождении участка. Скалы средней трудности, мокрые, много живых камней. Трещины для забивки крюков охранения есть.

В период таяния снега или в случае обледенения скал внутреннего угла можно идти от пункта страховки – наклонной полки перед мокрой плитой – прямо вверх, т.е. по правому ребру округлой балды. В этом случае может понадобится применение альпинистских лесенок. Обход очень сложен технически. Далее маршрут будет проходить по наклонному острому ребру, выполаживающемуся в верхней части до поперечного гребня (пункта 9).
    Участок 8-9

Выше пробки внутренний угол расширяется и выполаживается, превращаясь в сильно разрушенный кулуар. Подниматься по нему нужно придерживаясь левой стенки, так как справа проходит желоб, по которому будут лететь камни в случае их срыва. Идти очень осторожно: лежит много живых камней. В верхней части подъем происходит по левому ребру внутреннего угла, т.е. вверху необходимо выйти на левую небольшую стенку, которая обрывается на другую сторону, образуя как бы узкое горизонтальное ребро. По этому ребру, а затем по небольшим выступам монолита, маршрут выходит на поперечный гребешок (относительно направления на вершину), ориентированный в восточном направлении. На гребешке третий контрольный тур. В направлении к вершине путь обрывается стеной в предвершинный небольшой цирк, который внизу переходит в виденный нами центральный кулуар. Далее маршрут пойдет вправо по гребешку и выйдет на маршрут юго-восточного гребня. Страховка на участке попеременная через многочисленные выступы.
    Участок 9-10

От контрольного тура 3 идти вправо вдоль гребешка к юго-восточному гребню. Сначала по верху гребешка 6-8 м, а затем слева от гребешка по полкам с хорошими зацепами до выхода метров через 20 на плоский камень 4х7 м. Здесь маршрут соединяется с маршрутом 3А к/с юго-восточного гребня. Страховка организовывается попеременная за выступы. Здесь имеется хорошая площадка для ночевки, позволяющая поставить палатку.

Дальнейший маршрут будет проходить непосредственно по узкому юго-восточному гребню, не имеющему отрогов.
    Участок 10-11

С плоского камня необходимо спуститься в небольшой провал глубиной 1,5 м и затем подняться по вертикальной стенке высотой 4 м. (Стенка 1, см. профильную схему гребня). Скалы стенки средней трудности. Слева и справа отвесы. Далее, выше стенки, маршрут идет прямо по гребню, состоящему из монолита и глыб. Страховка на участке попеременная за выступы. Видимый небольшой жандарм (на фото 0 смотрится как высшая точка) обходится слева по легким скалам. Затем маршрут выходит опять на гребень, несколько расширенный в виде наклонных небольших площадок.
    Участок 11-12

Расширенный гребень оканчивается взлетом (по профильной схеме стенка 2) с трудным лазанием в лоб. Слева стенка имеет крутизну 60-65°, а справа обрывается отвесом. Проходить стенку 2 необходимо слева по скалам средней трудности с забивкой крюков для охранения.

Сначала стенка 2 несколько траверсируется (около 10 м), а затем выход вверх на гребень по вертикали. Стенка монолитная, а немногочисленные зацепы крепкие. После стенки идет узкий горизонтальный гребень. Прямо на гребне четвертый контрольный тур, обойти который нельзя. Гребень монолитный, без выступов. Влево и вправо отвесы. Страховка на гребне организовывается попеременная через крюк-карабин.

Начиная с участка 9-10 и далее до самой вершины опасность попадания участников под камнепад исключается.
    Участок 12-13

От тура узкий гребень через 12-15 м несколько расширяется и становится более изрезанным. Здесь встречается полка, на которой можно организовать сидячую ночевку на 4-6 человек. После полки на пути встречается громадная глыба с расщелиной вдоль гребня, по которой необходимо подняться на глыбу (высота около 3 м) и двигаться прямо по глыбе.

Далее гребень опять сильно изрезан и состоит из больших камней в виде блоков. После изрезанного гребня, от глыбы с расщелиной метров через 40, взлет ровной плитой под углом в 35-40° и длиной 12-14 м. Преодолевается легким лазанием. Взлет монолитен, с крепкими выступами. Страховка попеременная через выступы.

После взлета маршрут идет по изрезанному гребню, состоящему из глыб, до небольшой полки 1,5 м шириной и 4 м длиной. Полка с восточной стороны (от ущелья р. Толта) отгорожена стенкой высотой 2 м. Здесь по истечении светлого времени была организована сидячая ночевка.
    Участок 13-14

От полки сразу идет взлет гребня. Левая грань крутизной в 70°, правая 30°. От полки необходимо подняться на гребень и перейти на правую пологую плоскость, и двигаться по ней вверх. Преодолевается легким лазанием с попеременной страховкой. Далее маршрут идет по гребню, имеющему небольшие взлеты и спады. Гребень неширок, но сильно изрезан. На всем протяжении гребневой части маршрута ширина гребня колеблется от острого до 10-12 м. Слева и справа гребень обрывается стенами. Метров за 60 до вершины гребень расширяется и превращается в широкую, крупную осыпь из красно-ржавого гранита. Вершина пологая, состоящая из крупной и средней осыпи.

Спуск

До пункта 10 спуск идет по пути подъема, а далее по маршруту юго-восточного гребня. (Примерная категория трудности юго-восточного гребня 3А в летних условиях). Ниже пункта 10 встречается одна стенка метров 17-20 с расщелиной. Крутизна стенки в нижней части до 70°. В верхней части забит крюк. Спуск можно осуществлять дюльфером или лазанием средней трудности. Остальная часть спуска – непосредственно по гребню, сильно изрезанному, с многочисленными выступами – проходится с попеременной страховкой. Спуск от вершины до штурмового лагеря занимает 3-4 часа.

9. Рекомендации восходителям.
    • Штурмовая группа должна быть не более 6 человек из-за небольших полок в пунктах страховок и ограниченных мест для организации ночевок.
    • При отклонении от маршрута группе могут понадобиться шлямбурные крючья и применение лесенок, площадок.
    • В летний период группе необходимо в дневной рацион питания включить воду или ее заменитель, т.к. на протяжении всего маршрута воды не встречается.
    • Возможно воспользоваться более легким маршрутом спуска. (Примерно 1Б к.тр.) В этом случае необходимо двигаться от вершины вниз по Северному гребню в противоположную сторону от маршрута восхождения 250 м по крутой осыпи. Затем спуститься влево в крутой кулуар, 4-ый от вершины, который начинается осыпной стенкой в 10-15 м и идет большим желобом вниз, а затем выполаживается у основания. Внизу кулуара большая средняя осыпь. В этом случае маршрут выходит в один и цирков р. Зун-Хандагай. Двигаясь вниз по ущелью группа попадет к месту слияния левого притока с речкой, где располагается базовый лагерь. (см. схему). Время спуска по Северному гребню до базового лагеря 5-6 часов.
  10. Таблица основных характеристик пройденного маршрута по участкам.
Дата Учас- ток Дли- на, м Сред- няя кру- тиз- на, ° Характеристика участков и условия их преодоления Забито скаль- ных крючь- ев
по характеру рельефа по технической трудности, способы прохождения по способу преодоления и страховке по условиям погоды
14.07 0-1 80 40 Мелкая и средняя осыпь, фирновый снег Легкий подъем по осыпи На фирне выбивка ступеней с попеременной страховкой
  1-2 40 75-80 Монолитные скалы Скалы трудные с ограниченным числом зацепов и трещин, 4 к..тр. Лазание с крючьевой страховкой В зимних условиях и зимнюю погоду очень трудное лазание 8
  2-3 55 70-75 Монолитные скалы с небольшими полками Скалы трудные. Трещины вертикальные, 4 к.тр. Лазание с крючьевой страховкой   10
  3-4 40 70-75 Монолитные скалы, в средней части зеркало 15 м Скалы трудные. Зеркало очень трудное – 5 к..тр. Лазание с крючьевой страховкой   6
  4-5 35 75-80 Скалы монолитные Очень трудные скалы с ограниченным числом зацепов. Полок нет, 5 к.тр. Лазание с крючьевой страховкой   7
15.07 5-6 30 65-70 Скалы монолитные Трудные скалы 4 к.тр. Лазание с крючьевой страховкой   7
  6-7 30 60-65 Скалы монолитные с небольшими полками Скалы средней трудности – 3 к.тр. Верхний участок 6 м очень трудных скал 5 к.тр. Лазание с крючьевой страховкой   5
  7-8 40 70-75 Внутренний угол. Скалы сильно изрезаны. Вверху пробка. Скалы средней трудности с отвесными участками 3 к.тр. Камнеопасен в период дождя. Лазание с крючьевой страховкой и за выступы. Нижние 10 м – горизонтальные перила. В зимнее время опасен натечный лед. 4
  8-9 70 45 Кулуар с сильно разрушенными скалами Много живых камней, глыб. Небольшие стенки 2 к.тр. Легкое лазание с попеременной страховкой через выступы. В зимнее время опасен натечный лед.
  9-10 20 20 Короткий гребешок в восточном направлении. Скалы разрушены в виде больших глыб. Легкое лазание с попеременной страховкой через выступы.
  10-11 80 20 Узкий монолитный гребень Скалы с многочисленными зацепами. Встречаются небольшие стенки 2 к.тр. Легкое и среднее лазание с попеременной страховкой через выступы. В зимних условиях лазание затруднено
  11-12 60 20 Узкий монолитный гребень Скалы с многочисленными зацепами. Стенка малоизрезанная 2 к.тр. Легкое и среднее лазание с крючьевой страховкой и через выступы В зимних условиях лазание затруднено 2
  12-13 40 15 Узкий монолитный гребень с полками Скалы легкие Легкое лазание с крючьевой страховкой и через выступы В зимних условиях лазание затруднено 2
16.07 13-14 180 10 Узкий монолитный гребень постепенно расширяющийся к вершине. Около вершины крупная осыпь. Скалы легкие Легкое лазание с одновременной страховкой