Природа Байкала | автор Евгений Кононенко | Комментарии

автор Евгений Кононенко | Комментарии
Первопрохождение Шумака совершено иркутскими туристами в 1979 году (рук. Балашов О., зам.рук. Измайлов Л.). Начинали сплав выше мин.источников, в районе водопада. Шли на ПСН-10 и ПСН-6. С водой на верхнем участке им повезло, но повторять то достижение не стоит, т.к. интересных порогов там нет. Ниже источников река постепенно усложняется и образует очень сложный каскад "Астра" за которым проходит через первый каньон (в районе левого притока р. Шуумгай-Гол). Этот каньон с эффектными отвесными стенами видят все туристы идущие на или с мин. источников. Дальше река входит в длинный Нижний каньон. В каньоне будут обносы, т.к. помимо габаритных непроходов, в двух местах река перегорожена селевыми выносами. В прорывах селей расположены водопады. Первопроходцам не удалось до конца пройти Нижний каньон из-за начавшегося паводка. В разные годы нижний участок реки пытались пройти и я уверен, что проходили (с различным результатом) разные группы, тут и опять иркутяне, томичи (Столяренко В.), уфимцы и пр. Маршрут Шумак-Китой можно оценить 5 к.с., но ... основная проблема это правильный выбор сроков похода. Шумак не большая по расходу река, поэтому спортивный сплав по ней возможен при уровне воды выше среднего. В меньшую воду - большое количество габаритных непроходов. Правильно будет планировать поход на июль месяц - как наиболее дождливый в районе Тункинских и Китойских гольцов (как правило, число дней с осадками и без осадков - 50 на 50%). Если не торопиться (покупаться в источниках), то можно поймать волну дождевого паводка (а надо бы две) и по ней попытаться пройти реку. Правда вода спадает очень быстро - водосборный бассейн не велик и время "добегания" составляет всего несколько часов. Самому мне несколько раз приходилось бывать в этом районе, но сплавиться по Шумаку не удавалось (хотя хочется). Был на Китое, его притоках - Ара-Ошей и Билюты, Оноте, поэтому район представляю достаточно хорошо. В 1999 году был в пешеходном походе и на источниках наблюдал две волны дождевого паводка. Плыть по Шумаку можно было на любом судне. Причем колебания между пиками паводков составляли не менее 1 м. Уровень установившийся после паводков оставался довольно высоким, хотя вода очистилась и приобрела бирюзовый цвет. Продвигаясь пешком вниз по реке, мне удавалось несколько раз пробираться к реке и просмотреть отдельные участки - впечатления как водника - самые хорошие. Если рекомендовать средства сплава - то это катамараны К-2 и каяки.