Природа Байкала | автор Александр Калугин | Комментарии

автор Александр Калугин | Комментарии
ПредыдущаяСтраница 2 из 2: 1 2
Спасибо за ответ. Будем присматриваться к воронам, к обычному для себя, как казалось, виду. Буду потихоньку и подыскивать бинокль, скорее всего, 8х40, а то 7х50 поувесистее будет, время терпит, пока в планах осенью 2025 года вернуться на Байкал, на пару месяцев, и пройтись с палаткой золотой осенью по больше всего понравившимся местам да открыть для себя ряд новых мест. В этом году мне шибко не везло с погодой, больше в плане фотографирования, к примеру, на мысе Хобой да и на плато Св. Носа, куда я забрался с 20 кг рюкзаком, с ночёвкой, практически не фотографировал, очень обидно; осенью мне здесь нравится больше, и красивее виды, и суше намного, чем в это время в европейской части России. Ну и более серьёзно подойду к изучению сибирских видов птиц, чтобы быть уже во всеоружии
Отчёт по наблюдениям за птицами в рамках похода 9 к.с. (10 июня-17 июля) Стриж белопоясный – 12 июня в Улан-Удэ, 26 июня на мысе Лударь (участок ББТ у села Байкальское, что на Северном Байкале, там гнездятся). Каменка обыкновенная – 13 июня в Усть-Баргузине, 14 июня на Чивыркуйском перешейке, 26 июня на мысе Лударь, 30 июня на мысе Будун (Ольхон); 3 июля между Хужиром и озером Ханхой, какое-то время меня сопровождала, возможно, пытаясь отвлечь от птенцов, причём несколько раз в паре метров от меня зависала в воздухе на длительное время, словно колибри, не смещаясь никуда ни на миллиметр, очень необычно было. Ополовничек – 14 июня слышал голоса на подходе к местности Глинка (Св. Нос), 25 июня стайка на тропе из бухты Аяя в Хакусы, 26 июня (участок ББТ от села Байкальское до Слюдянских озёр). Большой кроншнеп – 14 июня на заливных лугах близ Усть-Баргузина, 15 июня на болотистом лугу близ пос. Катунь (Св. Нос), 19 июня на Чивыркуйском перешееке. Новый для меня вид. Большой баклан – 15 июня много стай пролетало в Чивыркуйском заливе, 4 июля на Ольхоне (там что-то и на ружейный выстрел не подпускают к себе, срываются с воды, как только заметят), 8 июля у Шаманского мыса в Слюдянке. Огарь – 19 июля на Бормашовом озере, что на Чивыркуйском перешейке, пару с 8 птенцами. 26 июня три птицы у мыса Лударь, 30 июня пара у Сарайского пляжа (Ольхон), ещё несколько пар по дороге к мысу Будун. 1 июля утром у мыса Будун. 2 июля пара с 7 огарёнками в пади Узуры. 3 июля три огаря у мыса Будун, третий оказался лишним, один прогнал другого. Вечером в тот же день на озере Ханхой пару с 8 утятами. Утром 4 июля на озере Ханхой пару с 9 утятами. В этот же день пару с 7 огарёнками в губе Семисосенной, вечером того же дня видел огаря в озере Нурском. 5 июля утром на озере Нурском видел огаря, может, того же. 8 июля вечером пара у Шаманского мыса. Судя по всему, очень распространённый вид на Байкале. Начал узнавать их ещё издали по полёту да по голосу. Очень говорливые птицы. До этого видел огаря летом 2018 г., когда совершал трёхдневный поход по КБЖД. До этого видел огарей только в московском парке Царицыно, но там своя история: раньше огарям, жившим в московских парках, подрезали крылья, потом перестали. Часть улетела, часть осталась, живут там на воле, привыкли к людям, берут корм чуть ли не с рук. И очень интересно было за ними наблюдать в по-настоящему дикой природе, здесь на Байкале. Желна – 26 июня в районе Слюдянских озёр (Северный Байкал), не определил, самка или самец, сколько ни старался, разглядеть что-л. красное на голове не смог (может, из-за некачественного бинокля); не знаю, бывают ли чёрные дятлы вообще без красного темени, разве что молодые птицы. Каменка-плешанка – новый для меня вид птицы, определил по фото здесь на сайте. Необычная, нарядная окраска. 26 июня на мысе Лударь. 1 и 2 июля на месте ночёвки на мысе Хобой. Пофотографировал, но очень не хватает телевика, приходится приближаться, делая снимок через каждый шажочек, пока у птахи не лопнет терпение… Длинноносый крохаль – 4 июля пару на Ольхоне. Жаворонки – вельми их много на Ольхоне. Вид не определял да и раньше не задавался целью различать виды жаворонков, распознаю их по пению, вертикальному взлёту и манере зависать в воздухе. Гибридная ворона – 1-2 июля в северной части о-ва Ольхон. Новый для меня вид. Узнал этим летом, что у вас ещё водятся чёрные вороны, а сама область на стыке двух ареалов, западнее привычные мне серые вороны, восточнее – чёрные, а гибридные – как результат скрещивания. Интересно, а как отличать чёрных ворон от грачей, на что в первую очередь следует обращать внимание??? А то я привык, раз чёрный, значит, грач, а тут у вас ещё присматриваться к ним надобно. :-)) У грачей, вроде, у всех клюв белёсый от ковыряния в земле??? Дубровник – взрослый самец 9 июля в 1 км от кафе «Черёмушки», что в Култуке. Очень давно мечтал увидеть в природе данную птичку. У вас, как прочитал, это более-менее обычный вид, а вот у нас, в Тульской губернии, он в Красной книге, да и в сопредельных областях тоже. :-(( Голубая сорока – 9 июля в 1 км от кафе «Черёмушки», распознал ещё в полёте. Рябчик – 10 июля в Аршане в парке санатория!!! Заметил, проходя мимо, на пне в 10 м сидит какое-то чучело. Пока присмотрелся и полез за фотоаппаратом, нервы у «чучела» не выдержали. Оказался целый выводок. Меня особо не боялись, но соблюдали дистанцию, уходя по земле либо перелетая с дерева на дерево. Полдня гонялся за ними, чтобы сфотографировать, потом ещё полдня, чтобы отдать снимок. :-)) Несознательные какие-то. :-))) Телеобъектив очень бы пригодился… Даже подумать не мог, что так рядом с людьми рябчика встречу. Кедровка – 11 и 12 июля на пике Любви, 14 июля по дороге на оз. Артемьева, не позволила, зараза, нормально себя сфотографировать. Седой дятел – 15 июля в Аршане в парке санатория. Возможно, видел черноголового чекана на Чивыркуйском перешейке, но пока настраивал проклятый китайский бинокль… Он, конечно, мне пригодился, без него совсем печально было бы, специально купил его, чтоб сэкономить на весе, всего 168 гр. Но порой настраиваешь секунд 15-20, в то время как мой старый бинокль – пара секунд – и уже готов к работе. Одно мучение с ним было. В следующий раз возьму всё же полноценный 8х40, хоть и весит в районе 800 гр. Тут вопрос удобства, просто небо и земля. Попробую поискать подобный бинокль, но полегче, но думаю, что вряд ли найду.
Большое спасибо за подробный ответ! Поизучаю на досуге. Завтра и послезавтра в горы, пока хорошая погода, и затем на два года прощаюсь с Байкалом, ☹️ мой отпуск заканчивается. Но зато потом вернусь во всеоружии. 🙂 Сайтом Природа Байкала тоже пользовался, определил несколько новых для себя видов, за ссылку также спасибо, я что-то не догадался отсортировать здесь по семействам, смотрел в алфавитном порядке, вот и приходилось открывать всё подряд
Игорь, не подскажете ли название сайта или бесплатного справочника в интернете для определения птиц Иркутской области и Бурятии. Желательно, чтобы сразу были фотографии или рисунки рядом с названием вида птицы, для простоты поиска нового для себя вида. Просто хочется быть более подкованным в этой области
Интересно, спасибо
Ясно, спасибо, буду знать. Когда в 2018 году приехал впервые в Иркутск, то сразу же обратил внимание, что стрижи здесь какие-то необычные, с белым в оперении. Значит, белопоясный вытеснил чёрного в лес. Щас я на Северном Байкале, посмотрим, кто мне здесь попадётся
Добрый день! Игорь, вопрос к вам как к знатоку птиц, я всё же только любитель. На днях я совершал автономный 6-дневный поход по Св. Носу и на заливном лугу вблиз Усть-Баргузина, также на Чивыркуйском перешееке и в пос. Катунь видел серую пёструю курочку с длиннющим клювом, громко выкрикивала что-то напоминающее слово "улит", полёт прямой, внутренняя сторона крыльев светлая, кончик клюва свешивается вниз словно под собсвенной тяжестью. Сверил по изображениям птиц на информационном щите в НП, похоже, что большой кроншнеп, раньше такая птица мне не встречалась. Вопрос, обитают ли здесь схожие виды, с которыми я мог бы перепутать? Ещё один вопрос, в Иркутске, в Танжеранских степях и в Улан-Удэ я видел только белопоясных стрижей, водятся ли здесь другие виды? У нас, в Тульской губернии, есть только apus apus, обыкновенный чёрный стриж. Полный отчёт по птицам предоставлю в августе, после завершения путешествия
Большое спасибо за ответ!
Хорошо, спасибо за ответ, на днях будет время, разберусь, выложу фото
Также 22 сентября на вершине пика Галина (2198 м) видел какую-то птичку размером с воробья с пепельно-серой головой и телом, покрытом коричневыми, чёрными и белыми пестринами, вертлявая, ходила в метре-двух от меня, сфотографировал да снял на видео, но пока не идентифицировал (не было на то времени). Пока не разобрался, как здесь прикреплять фотографии к тексту сообщения
Немного запоздало, но всё же напишу, если информация будет кому-либо полезна (недавно зарегистрировался). Из моих наблюдений за птицами в полуторамесячном путешествии по Иркутской области и Бурятии, сентябрь-октябрь сего года. Сибирская горихвостка – 12 и 18 сентября в окрестностях Аршана и в парке санатория. Сойка – 17, 18 и 21 сентября в парке Аршана и у старого дацана, 8 октября на КБЖД. Кедровка – видел 15 и 19 сентября на пике Любви, 22 сентября на пике Галина (всё в районе пос. Аршан), 13 октября на серпантине, ведущем к пику Черского, 17 октября на пике Галина, 19 октября на пике Любви. Слышал её крик намного чаще, чем видел – обычный вид для здешних мест. Из необычного, по крайней мере для себя, отмечу следующее: 13 октября с утра поднялся на пик Черского, повезло, что на Жандармском перевале было не так много снега, иначе он был бы для меня непроходим, и вообще в окрестностях турбазы снега было немного; когда я возвращался, уже на перевале настигла метель, причём снег с очень сильным ветром пошёл с той стороны, откуда я его не ожидал, туч с той стороны почти не было. Быстро спустился, следы мои уже замело, очень много выпало снега за короткое время, к моему возвращению на базу его было столько, словно зима была здесь уже очень-очень давно. Из окна домика увидел кедровку, которая копошилась в снегу, прямо у домика, у ствола кедра, минут пять разгребала снег и … вижу в клюве у неё орех. Вот это память! Я читал о том, что немало кедров благодаря ей вырастает в тайге, но впервые воочию наблюдал, как она выкапывает орех. Очень интересно было! К слову, кедровка даже может петь, нежно и еле слышно, снял на видео летом 2018 г., раньше думал, что только хрипло каркает. Длиннохвостая синица – много-много раз в течение дня в Аршане (середина сентября), на Малом Море (конец сентября), на Олхинском плато (4 октября), на Кругобайкалке (8-11 октября), по дороге с пика Черского и на Шаманском мысе в Слюдянке (15 октября). Просто надоели, часто только и слышишь их пересвист в осенней тишине. Даже на высоту более 2000 метров взбирались (22 сентября пролетели над вершиной пика Галина (высота 2198 м)). Голубая сорока - 16 октября в Култуке (ул. Чапаева – в районе кафе «Черёмушки»), какой-то пионерский слёт у них был, птиц 10-15. Последний раз их видел в середине июля 2018 года, недалече от того места, в самой Слюдянке, возвращаясь с пика Черского, три птицы, засмотрелся на них, всё-таки у нас, в Средней полосе, водится лишь вид pica pica, и … опоздал на электричку. Из-за голубых сорок. :-))) Куропатки, возможно, серые – на Малом Море в районе бухты Базарной 24 сентября, несколько раз на Южном Ольхоне 1-2 октября, несколько раз на КБЖД (8-11 октября). Рассмотреть толком не удалось, сидят до последнего, их не видишь, неожиданно и с большим шумом взлетают почти из-под ног (один раз даже показалось, что кто-то рядом завёл лодочный мотор, в следующий момент мысль, что лодок-то я на берегу не видел). Куропатки серо-коричневого цвета, сзади оперенье оранжевое – бросается в глаза при полёте. Раньше вживую видел только тундряную куропатку, в середине июля 2018 г., выводок с птенцами на Втором гольце и уже по другую сторону Жандармского перевала другой выводок, спокойно фотографировал и снимал на видео в паре метров от них, меня совершенно не боялись, видимо, их тут не обижают. Ни до, ни после больше куропаток, к сожаленью, не видел. Белые лебеди – 25 и 30 сентября пару птиц на Тоготском озере (там, где залив Мухор на ММ глубже всего вдаётся в сушу), вид не определил, далеко были и не было бинокля, похоже всё же, шипун. 3 октября на том же озере, когда ехал на автобусе с Ольхона в Иркутск, видел около 50 птиц. Спустя минут 20, может, 30, не помню, по пути справа было какое-то длинное озеро, вот на нём было не меньше сотни белых лебедей. Щур (возможно) – 14 октября на серпантине между Черским и ГМС, небольшая стайка, красноватое оперение. Возможно, щур, но не уверен, бинокля не было. К слову, щуров раньше видел только здесь, 14 июля 2018 г. у метеостанции (пел, снял на видео), несколько раз в начале и середине июля 2021 г. между Первым и Вторым гольцом на ХД. Рябчик (возможно) – 12 октября между Слюдянкой и ГМС (не буду писать точно где, а то вдруг инф-ция попадётся на глаза охотникам) метрах в десяти от меня перешла дорогу какая-то «курица с хохолком» невзрачного цвета, возможно, рябчик, не успел разглядеть. Белая лазоревка – пару 15 октября вечером на Белой дороге в Слюдянке. Думал поначалу, что опять ополовнички, которые уже порядком надоели, но потом смотрю, что что-то не то, села на кустарник в метре от меня, обычно так низко не садятся (крайне редко), длинный хвост не замечаю, выглядит чуть не так, присматриваюсь – князёк! Не успел, к сожаленью, сфотографировать, слетели в сторону от дороги, а там по обеим сторонам топи, за ними не проследуешь. Впервые в жизни их видел, мечтал увидеть раньше, прочитал, что у вас это редко встречающийся вид; у нас, в Средней полосе, только обычная лазоревка водится, жёлто-голубая с чёрным. Есть полноценный бинокль 8х40, но в это путешествие не взял из-за его веса и габаритов, весит 847 гр., излишняя роскошь, и так с собой фотосумка на 2,6 кило, были автономки до 10 дней, пришлось пожертвовать рядом вещей и оставить дома. Но без бинокля всё же было тоскливо в походах, так что на днях купил простенький 8х21, компактный и весит всего 152 гр. + футлярчик 16 гр., всё же лучше, чем ничего