Природа Байкала | автор Тамара Черниговская

Город:Другой...
e-mail:
homepage:http://mail.ru

Родной Баргузин - моя малая родина. Здесь я родилась в семье рыбака, инвалида ВОВ Семена Константиновича Малыгина- уважаемого в Баргузине человека и простой полуграмотной женщины из крестьянской семьй Татьяны Андриановны Молчановой.Семья была большая.Старший брат Костя , затем Фиса, Я , Коля , Людмила, и еще трое детей не дожили до взрослой жизни.
Папа был общительным и мудрым человеком.Хотя имел двухклассное образование , но в жизненных вопросах разбирался хорошо. К нему приходили люди за советом и помощью. Хотя папа и был на одной ноге , но работы выполнял разные. Держал лошадь, на которой ездил в лес на заготовку к зиме дров. Пилил вручную и на лошади доставлял домой. А дома во дворе мы по очереди распиливали бревна и добавляли в поленницы. Дров было запасено ни на один год. На своей лошади увозил нас в лес на заготовку грибов и ягод. Это был летний заработок . А осенью уезжал ондатровать.Зимой на лошади ездили по льду за озеро , где в стогах и копешках лежало сено, заготовленное с лета. С началом подледного лова на Байкале , папа уезжал рыбачить . Омуль в основном шел на бартер . У бурят рыба выменивалась на зерно. А уж дома на лошаденке ездил на мельницу молоть зерно. Как только наступал 13 мая(День рождения братаКоли) , папа запрягал лошадьв плуг и под плуг сажали картошку. Это была традиция. На следующий день папа клал плуг на телегу и уезжал на огороды к людям. Возвращался вечером, навеселе, с песнями. Добрые люди денег дадут , накормят и без стопаря не отпустят. Мама, либо кто-то из нас заслышав как подъезжает папа бегом летели открывать ворота. Затем распрягали лошадь, отводили во двор, давали воды и сена. А мама кормила папу и слушала очередные новости. Но порой папа тут же за столом и засыпал . Мы снимали с его ноги протез и в доме наступала тишина. Ведь завтра , и все последующие дни снова огороды. Ведь это заоаботок.Ведь на 27 рублей инвалидской пенсии ох как тяжко.
Двор был большой , с палисадником, в котором росли георгины, космея, ноготки, астры, гладиолусы. Мама заставляла нас полоть сорняки и поливать в палисаднике. Лето в Баргузине жаркое, почва песчаная, а цветы требуют полива каждый день . И вот с 2 ведрами на коромысле бежишь за водой на речку Банную, что в 300 метрах от дома .
А огород поливали С вечера и ночью водой из канавы ,которая отводилась от речки Банной . Канава протекала черех все улицы.Наш день был вторник , брали талончик в водоканале и на законных правах пускали на свой огород воду.. когда вода затихала бежать, ( это значит кто-то отвел воду на свой огород), тогда руки в ноги" и С 3 ей улицы, через огород 4, 5 , 6, 7.. ит .д до до точки отключения. Доказываешь , что у тебя талончик и это твое время. ( продолжение Сл)