Природа Байкала | автор Алексей Мисюркеев | Комментарии

автор Алексей Мисюркеев | Комментарии
ПредыдущаяСтраница 26 из 44: 1 ... 24 25 26 27 28 ... 44Следующая
[cite;Марина Васильева (Красноштанова)]Вот это и было самой главной ошибкой!!! Разрозненные палатки и отсутствие продуктов - это всё фигня, но вот разделение группы - серьёзное нарушение техники безопасности. Разрозненные палатки и отсутствие еды - на самом деле не столь важно, но в том конкретном случае и еда, и палатка целиком (хотя тогда дождя и не ожидалось) были бы весьма кстати. Что касается серьезного нарушения техники безопасности, мое мнение по этому вопросу будет ясно дальше. [cite;Вячеслав Петухин]Я не к тому, что делиться - это хорошо. Я к тому, что по-разному бывает. И всё предусмотреть невозможно. А вот назначить место, где в любом случае встречаемся (разделимся уж или нет - это ещё ведь неясно, никто ведь не даёт команду "разделиться") - это как раз очень правильно. Да вот оно, и мое мнение!!! [cite;Евгений Воробьев]Всякое бывает, не спорю-и мужики, бывает "тупят не по-детски". Однако, после этого похода мы, по поводу участия прекрасной половины в таких продолжительных сборах, выводы сделали не в пользу последних. Не согласен, Женя. Ты просто не совсем о том. Мне кажется, ты имеешь ввиду скорость продвижения, темп, иногда повышенный риск ради "побыстрее" проскочить. В этом мужчины (это мое мнение!), действительно, предпочтительней. Но вот в смысле выносливости, осторожности и вероятности "всё, я дальше не пойду" - женщины выигрывают. Здесь, опять же, все зависит от сложности маршрута, вариантов его прохождения. Говоря короче, вероятность того, кто "дальше не пойду" (конечно, "чайников" это не касается) у женщин меньше. [cite;Вячеслав Петухин]кроме простого рационального правила держаться вместе, есть ещё необходимость учить участников самостоятельности, умению самостоятельно ориентироваться, да и просто думать головой на маршруте. А требование идти затылок в затылок прямо противоречит этому. Чем больше мы оберегаем участников от собственных решений, тем больше вероятность, что в момент, когда придётся самостоятельно принимать решение (ориентироваться и пр.), участник окажется не на высоте. Вот именно. Еще когда я был участником в походах моего отца, он всегда указывал мне не на то, что я где-то оторвался или отстал, а на то, чтобы я не шел тупо следом за ним, а пытался ориентироваться сам. Пропала тропа, посмотри, подумай, где она скорей всего может быть; посмотри, реши, где лучше пройти-пролезть; делай собственные выводы, а не тупо следуй за руководителем. Это ни в коем случае не означает: иди, как считаешь нужным сам, а советуйся, предлагай, рассматривай варианты вместе с опытным человеком - учись! Вот тогда не только сможешь в случае чего сориентироваться, но и впоследствии сам руководить. [cite;Евгений Рензин]Уж разбить группу на сильных и слабых - всегда можно. Сильным назначаешь руководителя, оговариваешь место и время сбора, а со слабыми остаешься сам. В том случае я так и сделал, но уже позже, а надо было бы сразу - ЧП бы не случилось. [cite;Евгений Рензин]Я вот не представляю, как бы я сумел научить участников самостоятельно ориентироваться, например, в походе 2010 г. Женя, не могу ничего сказать про твой конкретный случай. Но у меня всегда так. Когда есть какие-либо варианты прохождения чего бы то ни было, я поджидаю группу. Во-первых, для того, чтобы не пошли затем кто куда, а во-вторых, посовещаться. Не то чтобы я сам не могу сориентироваться, просто у сколько-нибудь опытных участников бывает свое мнение. Мы его обсуждаем, принимаем совместное решение. В случае несогласия, конечно же, идем, как скажу я. Но даже в этом случае, несогласный участник (а опыта у него достаточно, потому что обычно это Женя Воробьев) может пойти своим вариантом. Бывает и так, что мой вариант, в итоге, оказался менее логичным. Новые участники, слушая все эти разборы дальнейшего движения, тоже начинают понимать что, как и почему. [cite;Вячеслав Петухин]Руководитель-диктатор - пожалуй, самый эффективный вариант. Наверное, да. Но я антипод. Очень вольные правила в моих походах, это и нравится многим моим участникам (хотя по этому поводу пусть они высказываются сами). Вот в случаях серьезных препятствий (технических, погодных и т. д.) руководство принимает прямой характер, иногда даже строгий. Но при общедоступной свободе практически никогда не бывает нарушений дисциплины в таких ситуациях. Понятно, что с детьми или обормотами такое вряд ли возможно, но со взрослыми понимающими людьми вполне реально.[cite;Евгений Рензин]А я считаю, что всегда, когда есть вероятность потеряться, нужно идти именно "в затылок". В таком случае безусловно.[cite;Aлександр Софронов]если на человеке лежит ответственность за других - в серьезные моменты (чреватые ЧП) он просто обязан быть жестким и уметь настоять на правильном решении. Кто руководил хотя бы небольшим кол-вом людей думаю согласится. Конечно. [cite;Anna Ul'yanova]Еще две страницы комментов, а продолжения истории про девочку все нет и нет((( [cite;Александр Тагильцев]Алексей Мисюркеев, где же вы? Заинтриговали и исчезли, а народ страдает. Вы бы хоть просто дату назвали, когда нам продолжения ждать, чтобы не томить. :) Прошу прощения, сегодня же допишу. Просто решил сначала прокомментировать то, о чем идет речь в обсуждении.
Однажды я потерял девушку в районе 5-го истока Правой Билюты к пер. БЕПКАН. Все дело в том, что иногда кажется, что потеряться взрослым людям в каком-либо месте пути просто невозможно. Ан нет, возможно все. В тот раз в походе было 3 новичка, две девушки и один парень. Шли уже на выход с гор, где-то 11-й день пути. Прищлось снова выходить через надоевший пер. БЕПКАН, так как сломалась горелка, а потому планируемый выход без леса пришлось отменить. Предстояли крутые взлеты в ущелье 5-го притока с Правой Билюты. Стояла дикая жара, одна из девушек сказала, что дальше она идти просто не может, надо выходить с гор коротким путем, про который я говорил на Шумаке. Я объяснил, что тогда это вполне было возможно (через пер. Шумакский), а сейчас простой выход именно тот, которым мы движемся - другого простого выхода теперь нет. Девчонку успокоили, разгрузили по полной, забрав все остатки продуктов (ошибка!) и оставив лишь личные вещи и внутреннюю часть палатки (еще ошибка!). Духа у нее хватило, и она сказала, что пойдет дальше. Идти дальше нужно было по тропе около часа до границы зоны леса. Тропа там четкая, но потерять ее по неопытности вполне можно, только ничего страшного в этом нет - такое не раз бывало. Я объяснил, что мы растянемся, кто-то убежит вперед, а кто-то отстанет, встречаемся наверху (кверху ущелье притока сужается, лес заканчивается, и на одной из верхних стоянок нас хорошо будет видно). Объяснил девушке, чтобы не торопилась - времени достаточно. Объяснил всем, если потеряете тропу, просто поднимайтесь дальше вверх - не промахнетесь. Слева вас ограничивает скальный хребет, на него вы явно не полезете; а справа - приток, главное, его не переходить, в принципе, еще одна тропа идет прямо по его берегу. Куда, казалось бы, тут можно деться? Двинулись. Одна из девушек шла в первой группе (потом объяснила, что просто боялась от нас оторваться и потеряться). Остальные, как выяснилось, тропу благополучно потеряли и ползли, кто где; с ними, сзади, и шла вторая девушка. Часа через два все потихоньку подтянулись к верхней стоянке, кто слева вышел, кто справа - кто откуда, в общем, как я и предполагал. Тут уже все хорошо видно. Не было только той самой девушки. Ребята, которые шли недалеко от нее, сообщили, что видели, как она шла за ними вверх. Не было ее и через час, и через два. Мы спокойно поджидали ее, играя в карты - пусть идет потихоньку. Скоро должно было вечереть - начали волноваться, настало время ее искать. Девушку оставили в лагере, а впятером разделились и пошли параллельно, вдоль всего подъема. Кого-то я отправил крайним у скалы, кого-то по тропе, кого-то рядом. Сам пошел по другому краю, по берегу реки. Еще раз объяснил всем, что поиски ограничены исключительно этой зоной от реки до скального хребта, никуда в другие места соваться не надо, ведь девушка прекрасно поняла, что реку переходить не надо. Предполагалось, что скорее всего она устала, сидит где-нибудь и ждет. Чем ниже мы спускались, слушая, как кричат девушку ближайшие товарищи, не получая отзывы, тем больше предполагалось что-то страшное (типа шла, упала, ударилась головой о камень, лежит без сознания, не слышит). Я вышел на стоянку внизу, от которой мы стартанули, и дождался следующего участника поисков. Объяснил ему, чтобы он отправлял всех спустившихся обратно на верхнюю стоянку. А сам пошел на место нашей предыдущей ночевки, откуда мы выходили утром. Вторая девушка мне сказала, что если бы потерялась она, то вернулась бы к месту предыдущей ночевки, хотя мне казалось, что логичнее просто вернуться на место, откуда мы стартанули наверх. Но женщины вполне могут думать по-другому, а значит, раз это утверждает именно женщина, то в этом логики больше. На месте утренней стоянки, ее тоже не оказалось. Стемнело. Я возвращался назад, в надежде, что кто-то нашел потерявшуюся, и все уже вернулись и сидят у костра. Увы, девушку не нашли. Более того, не досчитались еще одного участника, того самого парня-новичка, который во время поисков шел недалеко от меня, примерно в центре поисков. Извините, не думал, что так размахнусь. Надо было это писать отдельным рассказом. Времени нет, надо бежать. Выложу рассказ позже.
Очень много полезной информации по малоизученному району. Спасибо. Стланник, видимо, как и везде в прибайкальских горах - основная неприятность...
Пусть уже и не по теме... В защиту километров на маршруте. Мне на них плевать - хочется, чтобы было как можно больше именно гор (а не заходов-выходов, длинных переходов из ущелья в ущелье и т. д.). Правда, так получается довольно редко. В к. с. маршрутов не разбираюсь абсолютно (чего там и сколько должно быть), но на опыте знаю, что люди "сдаются" именно на расстояниях. Протащить в перевалы 1А и 1Б можно практически любого, а вот "переть" недели две по всяким моренам, буреломам и пр. "приятностям", притом еще и в плохую погоду, может далеко не каждый. Человек может с легкостью пройти перевал, устал - может не идти радиально в какую-нибудь вершину. Но садится и говорит, что "всё, дальше не пойду", он именно во время переходов, где-нибудь в предгорьях. А что: надо ползти в какие-нибудь взлеты при входе в ущелье, уже 10-й день в пути (домой хочется), а тут еще и жара, да лишний вес (помимо рюкзака в 20 кг еще и 20 кг собственного живота (турист не лыжник - лишний вес вполне вероятен)). А тут еще группа на линейном маршруте, где-нибудь в центре горной системы, откуда до ближайшего выхода с гор минимум дня 3 пути и пара перевалов. Невесело. Зато как здорово этот турист бегал по перевалам и вершинам на сборах где-нибудь на Кынгарге - просто прелесть. В-общем, испытание техническими препятствиями он прошел на отлично, а с километрами и днями пути справиться не смог. Сам я, например, в походе первую неделю иду в горы, а вторую - домой. Да и лишний вес тоже беда. Но выносливость позволяет, да и моральной устойчивости хватает. А с технической точки зрения это дают именно километры и дни...
Просто я не знал, что есть перевал Ясный-2. Теперь все понятно стало.
[cite;Марина Васильева (Красноштанова)]Оба ясных находятся не в одной линии, как это здесь вы пометили, а друг напротив друга О чем речь?
[cite;Евгений Рензин]Но, знаешь, когда тебе нужно налево, а тропа идёт направо, очень трудно на такой тропе удержаться:) Согласен.
В середине 90-х мы прошли по дороге через поля (болотисто) почти от Хойто-Гола до балагана. Мне кажется, что логично было бы, если дорога и с Чертолэн-Горхона шла к Хойто-Голу. [cite;Евгений Рензин]Не проверил что? Идёт ли она в Хойто-Гол? Наоборот, то, что по карте она должна выходить на шумакскую тропу без всяких блужданий прямиком по лесу. Я так понимаю, что вы все время выбирались уходя с нее в сторону "народной" тропы через лес. [cite;Вячеслав Петухин]Там и поворотов особенных нет. Она выходит на Шумакскую дорогу прямо вот здесь. Там развилка (почти единственная) и большая лиственница (как примета) стоит. Тем более. Слава, а с шумакской тропы эту развилку заметить просто?
А может и действительно прячется. Кто и когда его проходил и обозначил?
Рассказ понравился. А об объеме, это ты зря. Читать больше, а когда рассказ интересный, то это плюс.
Женя, судя по карте, дорога с Чертолэн-Горхона поворачивает к "народной" шумакской тропе где-то между балаганом и лесорубной поляной. Может, так оно и есть? Хотя, конечно, логично, что уходит она в Хойто-Гол. Второй раз ты уже так ходишь, почему не проверил?
Где здесь может быть Сложный?
Интересно: 1. Как Вы туда добрались (в смысле движения по берегу(-ам) Кынгарги)? 2. Возможен ли перевал справа Пирамиды на Белокопытку (отсюда, прямо, прелесть вид)?
[cite;Евгений Рензин] Видимо, всё-таки верхнее под СОАНом. Конечно. Это фото с перевала ЗИК.
Хороший горный стеб -как без него?
[cite;Вячеслав Петухин] По-моему, можно и не по кулуару спускаться (подниматься). Просматривается вариант левее (на фотографии, не по ходу движения), рядом с кулуаром по зелёнке (правда, там рядом с верхней частью кулуара крутовато). И справа (где-то на краю кадра). Вряд ли там что получше - ни сверху, ни снизу ничего хорошего не видно.[cite;Вячеслав Петухин]И справа (где-то на краю кадра). А вот про это мы уже говорили. Жаль, что кадр заканчивается. Мне кажется, что мы хоть и не видели отсюда, но обсуждали вариант спуска как с восточной седловины. А может и все-таки что поближе. это надо спросить у Димы Горбунова - он, возможно, лучше помнит.
Тему Негативного или бомболюка?
[cite;Евгений Воробьев]Не понял, как ты, так быстро забрался на противоположный склон и запечатлел данное действо? Женя, это фото снизу.
Саня оседлал рюкзак, и тот из-под него уехал. Саню развернуло, он продолжал беспорядочное скольжение вниз, сумел кое-как затормозить, перепугался шибко. Всем остальным было очень весело. На фото сверху-вниз: распластанный испуганный Саша, смеющаяся Ольга, довольный синий сашин рюкзак. Я, кстати, тоже не совсем удачно съехал. Решил доехать до самого низа снежной трассы; в результате несколько метров ехал по камешкам - обошлось царапинами и ушибами. Вот оно ключевое место западного варианта пер. Китойский.
А вот и он. Пометка в том месте, где стоит тур. Но к этому месту ни с Кынгарги, ни с Белокопытки подниматься не хочется. Поднялись с Белокопытки мы примерно к центру карниза, что наверху. Оттуда и спускались. Сначала обошли слева (по х/д) карниз; потом пошли вправо, к кулуару, который забит снегом (ключевое место); по снегу съехали на задницах.