Природа Байкала | автор Владимир Красильников | Комментарии

автор Владимир Красильников | Комментарии
Спасибо Борис! Что не дал походу кануть в лету! Спасибо.
Метки Ноган-Ула, р. Китой и обе "р. Улзыта" всетаки стоят неправильно.
В свое время на перевале было нечто поминального места. Была лавочка и стол. В туре, в банке, лежало описание гибели Аюны и разрешение на поименование перевала от географов и от ламы Бурятии. В 2009г. уже ничего неосталось. Долина ручья действительно разбегается на два перевала. Один, видимо основной, Малгайта-Дабан (Аюны) а второй севернее, с видом на Самарту. Сейчас дорога есть и по перевалу Малгайта-Дабан. В верховьях ручья геологи разведку вели раньше. Там и сейчас остался балок. Может вы его и видели.
Совершенно случайно увидел вопрос от 2008г. )))) С высокой долей вероятности, скажу, что снято это на старой дороге, которая обходит доминирующую над п. Самарта вершину. Дорога выходит на перевал, прямо над поселком. Дорога идет по правой стороне ручья б/н. Сам ручей - первый левый приток р. Самарта после поселка. Ручей оканчивается перевалом Аюны, который назван в память о погибшей женщине-геологе, фамилии не помню. В конце ручья за спиной у фотографа, чуть левее находится характерная вершина Малахай-Жалга. На фото видим долину р. Самарты, которая уходит за крупную сопку слева. За этой же сопкой Самарта сливается с р. Урда-Улзытой и начинается р. Китой. Г. Ноган-Ула, точнее сама верхушечка прячется за стволами лиственниц справа. Хорошо заметна просека ЛЭП на её отроге. На ближнем плане, за рекой - дорога на Самарту.
Есть еще варианты: 1. Местные, "туранские", ходят на охоту в верхний участок реки М. Зангисан, точнее в долину реки Зангисан-Гол до её слияния с р. Губи, по хребтику Туран-М.Зангисан. По самому хребтику "есть дорога", однако её состояние и расположение мне неизвестно. Дорога в долину не спускается. Видимо наверху бросают транспорт и дальше пешком. Туда-сюда у них занимает день. 2. Подняться по реке М.Зангисан. До правого притока Мойден-Гол идет левым берегом нормальная дорога. Возле моста, а до него 4 км от основного, стоит дом и баня. За мостом и дальше идет дорога еще 4 км, но в паводок 2001г. её размыло и лесозаготовки выше моста были прекращены а дом в конце дороги созжен. Далее, вверх, река имеет несильный каньонный характер, на лыжах ходилось легко. Наледи или снег - как повезет. В разные года было по разному. На стрелке М.Загисана и правого притока Дунда-Гол, стоит зимуха. От неё можно подняться на Зангисанский хребет и по Дунда-Голу, а можно и далее идти по М.Зангисану. На стрелке р.Губи и р.Зангисана река расходится и уже становится видна Байшинту-Ула. Оптимальный лагерь для штурма надо ставить на стрелке левого и правого Зангисан-Гола. Там безопасно и много дров. Безветренно. Раньше и на стрелке Ангатуя (левый приток) и Зангисан-Гола была зимуха, но сгорела. Подъем лучше осуществлять по левому истоку Зангисан-Гола. Там выходишь в цирк и простым кулуаром на перевал, далее влево хребтиком уже на вершину. Можно и по центральному хребту, но на предвершинном участке будет крупноглыбовая морена. Лучше уж по ней спускаться вниз. Туда-сюда 10 часов. Правый исток р.Зангисан-Гол упирается в крутопадающий цирк. С него подъем на вершину потребует веревки и т.п. Из этого цирка мы вылезли на цетральный хребет и уперлись в уже упоминаемую морену. Сейчас, я бы наверное пошел хребтовым маршрутом по Зангисанскому хребту.
Китой имеет основную тропу именно по левому берегу. От стрелки Самарты-Улзыты, автодорога до Саган-Сайра петляет по берегам, но тропа идет по левому берегу. Верхний Каньон обносится по левому берегу. Моткины Щеки обносятся по левому берегу. После Моткин-Гола до устья Шумака тоже левым берегом идешь. Далее, от Шумака до Федюшки, более сильная тропка бежит по правому, ну оно и понятно, маршрут сильно "ходибельный". Но и по левому тоже тропа битая, хорошая. Ближе к Дабадам тропа превращается в автодорогу. Тропки по правому берегу Китоя тоже имеют место быть, но выглядели более запущено, зверинно. ИМХО. Пешкой, не напрягаясь, с рыбалкой, Китой ходится Стрелка-Подкамень за 7-10 дней. Без бродов, левым берегом.
Это снято на вершине Ноган-Ула. Прямо внизу озеро Ноган-Ула-Нур. За спиной Самарта. Слева стрелка-исток Китоя. На перемычке между точкой съемки и шишкой правее центра, раньше стояла ГМС Ильчир. Сам Ильчир в тумане, в 2-4 км впереди. Ну и за левой стойкой триангулятра в синеве - Мунка. Гора Ноган-Ула характерна выходами минерала зеленого цвета, какого не знаю, в этом не силен. Отсюда название Ноган - зеленая. Вся гора в дырках - штольнях. Если не прав - с меня пиво.
Нда. Пуля в живот это сильно. И еще в лес после этого ходишь?
Вообще то я топор для дров беру, я водник, а вдоль реки без топора плохо. А нож http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=18588 больше и не надо. Ну а если выше ГЗЛ, то газ конечно. А чаще и то и другое, не напрягает. Было в свое время увлечение игрушками, далее чем стрельба по банкам не доходило, вот и осталось дома оружие. Тоже вот тут думается: нажать на курок против медведя или тем более человека это одно, а вот привалить его грамотно, что бы потом подранок тебя не сожрал - другое. Таким образом убить медведя, который поднялся на тебя из-за куста - маловероятная вещь. Во первых не успеешь, во вторых в сердце не попадешь, и если пулей бить, то она прошьет его, он и не заметит рану, а дробина в пятку может разъярить его в край. А с дальней дистанции и не надо стрелять, сам уйдет. Таким образом остается потребность не в убийстве, а в отпугивании зверя. На это сойдут и свето-шумовые заряды той же Осы. Впечатляет, не хуже 12го. Добавьте сюда пару ракетных зарядов в сторону медведя - думаю убежит. Хулиганы внимали с первой ракеты. Но честно говоря учитывая статистику и практику встреч со зверем, и это мне в лом таскать. Оптику лучше возьму. Так же была раньше мысль, брать гладкое, что бы свежанину в походе есть вместо тушенки. Но видимо зверь действительно чует, как с оружием - хоть бы кролик попался, как с тушенкой - козлы так и прут на выстрел. Про геологов ничего не скажу, снимаю шляпу. Достаточно почитать "Территория" или "Становой хребет". Жизненная необходимость. А вот больше всего следов мишки, я встречаю, (не поверите!) По рекам ЗенМурен, Шинихта, Дабатый, Половинка когда на веле там катаюсь. Очень глухой угол.
Лучше иметь оружие и никогда не иметь в нем надобности, чем не иметь оружие и оказаться в нужный момент без него. Это аксиома - согласен. Но вот есть ли реальные примеры, в нашей туристской практике, замечу реальные - а не охотничьи побасенки, когда медведь загрызал человека? Мои столкновения приводили к тому, что мы оба, пусть не сразу, но расходились. Больше, зверя опасного для человека, у нас нет. Палить с 12го по клещам, наверное нецелесообразно по определению. Также возникает вопрос: как часто мы в тайге, на маршруте, встречали "беглого катаржника", скандального аборигена, просто плохого человека, и соответственно как часто и насколько эффективно, применялось оно самое для урегулирования конфликта. Имею дома гладкое, нарезное, в машине Осу 4хств, и все же считаю, что язык и действия - сильнее любого оружия. На маршруте - только топор и складной Petzl. Давайте поделимся примерами.
12/07-29/07 уезжаем в верховья Тиссы, до Тиссинского Аршана. В плане радиалки: на п.Топографов (16го) с верховьев Барун-Салы, на п.Мунку-Сасан, на Теенгисинские озера, сплав по Тиссе с рыбалкой до Хужира. В Архабом не полезем, надоело. 3/08 могу закинуть Иркутск-Шаснур на своей машине (Ford Ranger), не более 4х человек, груза сколько угодно. За 1 день. Консультации, карты и фото бесплатно. Район знаю, именно на Топографов поднимался неоднократно, и зимой и летом, с разных сторон. Имееются знакомые водители в Орлике, услугами которых пользовался неоднократно, соответственно возможность подсадки на проходящий транспорт максимальна. В таком варианте лучше подбрасывать до Орлика, а не до Шаснура. Раньше сам комплектовал и отправлял группы через них. А что бы с"оригинальничать при восхождении на Топографов, надо знать веревку, тогда еще можно кого-то удивить и натоптать в истории))) (Пару маршрутов подсказать могу)
Опору можно смастерить или выточить. А вот во втором шарнире есть ограничитель углового хождения крепления. Это штифт преременного диаметра. Вот в месте уменьшения диаметра он и ломается, сначала с одной стороны, потом с другой, потом спиралевидные пружины в этом же месте начинают невыдерживать и лопаются, вырывая и выцарапывая в пластике ну скажем так - "мясо". Весь процес происходит медленно, последовательно и внутри узла шарнира, поэтому незаметен и когда я спохватился, было уже поздно. Думаю, что пофилактика с полным разбором продлит жизнь крепов. Хотя против тросиковых - респект.
В этом месте в нормальный год пешеходная тропа под скалками левого берега идет, а в этом году что, вообще небыло? Тропа под буран, по правому берегу, разведана и прорублена в феврале 2006г. во время установки памятника погибшим при сплаве летом 2005г. силами ангарских и иркутских туристов, альпинистов и ребят из федеральных МЧС.
Ну да, в Туве всегда по шею было. Ладно, съездим, посмотрим, лыжи возьму на всякий случай. Потом отпишусь.
На буране тропит путик до Байкала народ с "горнолыжки". В этом году должны прорубить до конца. Значит на след год можно планировать кольца с выходом к Байкалу и наоборот.
Какая сейчас обстановка в районе Вулканов, р. Жомболок, оз. Хара-Нур. Что со снегом, с реками, наледями. Если кто ходил, прошу откликнуться. Заранее спасибо. Уезжаю туда 21 марта.
В 2005 году крепление Naxo, как у вас на фото, выдержало около месяца эксплуатации или примерно 400 км. В том числе хороший походик на 22 дня по Саянам. Потом развалилось. Ремонту не подлежит. Однако запчасти в основной массе остались. Вернулся на старые Fritchi. Неубиваемые. Понадобятся (не дай бог) - пишите.
При отсутствии фирменного камуса, шили раньше его из ленты липучки. Получалось очень недорого. Хватало на поход. А самое главное - держат насмерть. Так как отсутствует липкий слой, камус стремится сползти в бок с лыжи, поэтому горки приходилось брать в лоб, бочком плохо подниматься. Угол подъема не мерил, но подняться в горку в Юбилейном не проблема. Лыжи лучше брать не карвинговые, так как они "рыскливые" когда накатываешь по речке или насту, и еще один минус - если тащишь их за собой на шкертике, постоянно цепляются талией за камни. С рысканьем можно побороться, если отфрезеровать канавку как на нормальных лыжах. У такого камуса один существенный недостаток - нельзя накатывать, приходится идти поступью, как на снегоступах. Он просто не скользит вперед, как впрочем и назад.