Природа Байкала | автор Георгий Борисов | Комментарии
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
автор Георгий Борисов | Комментарии
ПредыдущаяСтраница 7 из 58: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 58Следующая
[cite;227024;20.03.2012, 21:08:52;Ольга Якутина]В этом доме во времена моего детства был магазинчик, который все называли "Колокольчиком", почему - не знаю. Может быть, когда-то там на двери висел колокольчик... Иркутянка Лидия Тамм пишет в своих воспоминаниях, что в таких магазинах-лавочках до революции действительно на дверях прикреплялся колокольчик: "Угловые дома строились со скошенными углами для дверей лавочки. Двери красились в яркие синие или зелёные цвета, чтобы издали было видно — здесь лавочка. Над дверями вывеска с фамилией торговца, иногда к ней добавлялось «С сыновьями» или «С братьями». Как только откроется дверь, мелодичный колокольчик, прикреплённый к двери, даст знать хозяину, что пришёл покупатель. Не может хозяин без толку весь день торчать в лавке. Звенит колокольчик, и выходит приветливый хозяин. Он не только поприветствут вас, но и о здоровье членов семьи спросит. Покупатели постоянные, не меняются, как сейчас, подолгу живут на одном месте, все друг друга знают. Можно быть спокойным, хоть дитё малое за товаром посылай, лавочник никогда не обвесит, не обсчитает, залежалый товар не сунет, лучше на таком товаре сам понесет урон, но марку не уронит. Если туго у покупателя с деньгами, то и в долг даст. В книгу, что на прилавке лежит, долг запишет. На прилавке чего только нет! Тут и водка, и вино, табак, сахар, вёдра, сапоги, чай, пряники, конфеты, свечи, мыло". P. S. Подробнее о том, чем торговали до революции иркутские магазины, лавки, кондитерские и какие товары можно было приобрести на рынке нашего города можно почитать в моём блоге - [URL;http://friedens.livejournal.com/80129.html]По воскресеньям - фляки, по четвергам - колдуны литовские
С праздником!
[cite;Эраст Бутаков]Георгий, спасибо Не за что, Эраст! Вспомнил, где нашёл это фото - [URL;http://pribaikal.ru/irkutsk-album/gallery/0/480.html]Прогулка в прошлое. Иркутск 1960-е годы. А в этой статье есть дореволюционный снимок здания, но размер, к сожалению, маленький - [URL;http://pressa.irk.ru/reg38/2008/08/001002.html#1]Уроки иркутской истории, или спасибо за память
[cite;Эраст Бутаков]Мне нужны фотографии кинотеатра "Пионер" (как внутри, так и снаружи его), до момента реконструкции. Находил где-то в интернете, год не знаю. Возможно, Эраст, у вас такое есть, но на всякий случай выкладываю: [IMG;http://img-fotki.yandex.ru/get/6106/8484473.1e/0_84380_d456ec2_XXL;center]
[cite;Евгений Рензин]А его в каком году оттуда убрали? Памятник Александру III убрали в 1920 году. Долго думали, что поставить вместо него, объявили конкурс: "Всероссийский конкурс. Постановлением Губревкома статуя Александра III снята с пъедестала, и местным художникам предложено разработать проект статуи рабочего — символ русской революции. Постановка памятника, вероятно, перейдет в ведение художественной секции, которая предполагает объявить всероссийский конкурс художников и скульпторов". ("Власть Труда" № 145, 7 мая 1920 г.). Однако со статуей рабочего - символа русской революции что-то не заладилось и постамент простоял пустым сорок с лишним лет. Только в 1964 году он был увенчан шпилем по проекту архитектора В. П. Шматкова. А возвращение Александра III состоялось, как мы помним, в октябре 2003 года. Эраст, спасибо за раритетное фото!
[cite;Aлександр Софронов]Вы полагаете, что в 17-ом крестьяне покупали машины свободно? Александр, здесь даже дело-то не в машине, а в потере интереса, при образовании коммун, а затем колхозов, крестьянина к своему труду. В упомянутой книге Зазубрина в общем-то всё это показано: "Было противно смотреть, как сразу, словно чудом, изменился крестьянин. Кому не известна была его рачительность и бережливость дома. Теперь эти качества превратились в лень, безжалостность и недогадливость в самых простых вещах, в полную безынициативность. Многие втолкали себе в голову одну мысль - не мое... Стерла лошадь холку - черт с ней, пусть дальше трет. Опоили другую - тоже не беда, издохла она после того - туда ей и дорога. Лежит хомут в грязи - лежи. Скрючились и пропадают коровы от холода - пусть пропадают". Крестьянин понял, что его жестоко обдурили, поманив многообещающими декретами и постановлениями. Но было уже поздно. Кто-то ещё пытается сопротивляться, выдвигать свои законные требования, но куда там - его тут же объявляют подкулачником, кулаком, контрреволюционером. И в иркутских газетах того времени можно встретить вот такого рода заметки: "На этом же собрании подкулачник Фадеев развернул целую программу кулацких требований: Дать свободную торговлю деревне, освободить от индивидуального обложения («у нас кулаков нет»), дать возможность свободно подымать сельское хозяйство. Колхозное хозяйство — то же помещичье и т. д. Производится срочное расследование. Прокуратуре предложено немедленно закончить оформление дела и предать суду контрреволюционеров — кулаков". («Власть Труда» № 2932 за 1929 год).
[cite;Aлександр Софронов]Можно рассуждать о справедливости/несправедливости, но папуасничество/глупость здесь причем? Глупость здесь не причём - это слово нигде не прозвучало, не знаю откуда вы его вытащили. [cite;Aлександр Софронов]Налоговая политика Англии середины 20-века с их налогами в 90% и более на сверхдоходы - это не "примитивный" грабеж? Почему бы не поговорить о налогах в России, а не в далёкой Англии? Я как раз недавно прочитал роман "Горы" В. Зазубрина (по его повести "Щепка" был снят фильм "Чекист", упомянутый Ольгой Якутиной). Роман "Горы" повествует о жизни советской деревни в 1920-е, 1930-е годы. Вот что говорит один из героев: - Сдерживаю себя, Ваня. Сам знаешь советскую политику. Налог-то ведь подоходный, прогрессивный. <...> - Другой раз думаешь и машину лишнюю завести бы и удобрение искусственное. Ну, а на поверку выходит - нет никакого резону. К чему мне интенсивность в хозяйстве, если сельсовет на меня налогом на каждом шагу грозится <...> - В тесноте, Ваня, живем. Дом приходится ломать. Боюсь, не окулачили бы за большие хоромы". И хотел бы ещё немного вернуться к затронутым ранее тамам: к иркутским улицам, домам и купцам, к декрету большевиков, отменяющем права частной собственности на городские недвижимости. Интересную мысль высказывает иркутский архитектор Марк Меерович. Он пишет, что быстрое разрушение деревянных домов произошло вследствие того, что дом лишился своего хозяина, стал ничьим, коммунальным: "Причина трущобного состояния деревянной городской застройки коренится в советской жилищной политике, поставившей индивидуальное городское жильё вне закона <...> первыми же декретами советской власти индивидуальное усадебное городское жилище было муниципализировано, уплотнено принудительным подселением совершенно посторонних людей и, тем самым, превращено в коммуналки. <...> Утратив хозяина, деревянное городское жилище стало стремительно ветшать и гнить". (Марк Меерович "Иркутское деревянное наследие - архитектурный генофонд России").
[cite;Aлександр Софронов]Ну и можно конкретики - какие декреты были образцом "папуасничества"? Что в них было ложного и примитивного? Что примитивного? Ну хотя бы то, что декреты об отмене права частной собственности на городские недвижимости, о национализации предприятий, частных коммерческих банков по сути являлись откровенным примитивным грабежом имущего населения. В общем-то Ленин об этом не стесняясь сказал на заседании ВЦИК 29 апреля 1918 года: "В лозунге "грабь награбленное" я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история. Если мы употребляем слова: экспроприация экспроприаторов, то почему же нельзя обойтись без латинских слов?".
[cite;Aлександр Софронов]Они декрет о рабочем дне издали на четвертый день после революции. Как писал в 1917 году А. П. Будберг "декреты сыпятся, как из мешка", а "редакция и решительность декретов, разрубающих самые сложные вопросы государственной и общественной жизни, очень напоминают толпу папуасов, дорвавшихся до совершенно незнакомых им вещей и распоряжающихся ими с ухватками и пониманием дикарей. Ведь большевикам важно бросить и бросить возможно скорее эти призывные, приветные, заманчивые, жирные и вкусные лозунги, а что из всего этого получится, авторов и вдохновителей этих редкостных документов интересует очень мало". Большевики часто, в угоду моменту, лукавили в своих декретах. Взять приведенный вами, Александр, отрывок из декрета, где говорится о выходных днях в православные праздники. Ну сколько он просуществовал - год, два? Вскоре, когда большевики покрепче у власти закрепились, отменили, понятное дело, эти выходные в православные праздники и, более того, начали гонения на верующих и церковь.
[cite;Ирина Дмитроченкова]Вернее - Дехтевская Почему вернее? На дореволюционных планах города и в адрес-календарях улица обозначена как ДеГтевская. А фамилия купца, вероятно, писалась по-разному. В именном указателе к справочнику "Публикации, исследования, архив" написано так: "Дёхтевы /Дёгтевы/ XVIII- XIX вв./, династия купцов". (Ю. С. Душкин «Публикации, исследования, архив. Библиографический указатель. Составитель В. М. Полюх. Иркутск, 2009 г. , стр. 101).
[cite;Юрий Кузнецов]Чья проделка с переименованием улицы в Российскую? Злобные холуи бросились выполнять указание ненавистников СССР по стратегической задумке стиранию в памяти потомков свершений великой советской эпохи. Совершенно бессмысленное название. Иркутский историк А. В. Дулов называет это переименование "юбилейным" и, кстати, разделяет ваше, Юрий, возмущение по этому поводу: "Приходилось не раз слышать от иркутян предложения о восстановлении имени улицы Доронина (ныне Российская), об этом упоминается и в ряде писем в горсовет, ВООПИК и редакции газет. Считаю эту мысль верной. В XVIII веке эта улица называлась Петровской, в XIX веке по имени купца стала называться Дегтевской. В 1934 году иркутский летчик И. В. Доронин за участие в спасении челюскинцев был одним из первых в стране удостоен звания Героя Советского Союза, горсовет присвоил ему звание почетного гражданина г. Иркутска. Очевидно, в связи с присвоением звания Героя улица и стала называться улицей Доронина. В 1954 году - в канун юбилея воссоединения Украины с Россией, улица волевым решением получила имя Российской. Фамилия человека, прославившего город, была заменена "юбилейным" названием". (А. В. Дулов "Имена старые и новые", статья в журнале "Сибирь" №2 за 1999 год, стр. 167–171). То есть получается, что в 1954 году, в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией, в нашем городе были переименованы две улицы: ул. Доронина в Российскую, а [URL;http://irkutskmemorial.ru/informacionnaja-doska-ulica-kievskaya-v-oznamenovanie-300-letija-vossoedinenija-ukrainy-s-rossiei]4-я Красноармейская в Киевскую.
[cite;Рябина о]Это ж надо так лохануться Не переживайте. Мне вот, например, думается, что обнаружены следы бабра - ведь именно у него крупные лапы и перепонки между пальцами. По крайней мере так он изображен на гербе - с бобровым хвостом и перепончатыми лапами
[cite;Юрий Кузнецов]Цирк в Иркутске был значительно раньше. По крайней мере в 46-ом я уже в него ходил. Он находился на ул, Тимирязева, прямо под склоном пригорка, где стоит Крестовоздвиженская церковь, стена была в метре от трамвайных путей. Стены деревянные, шатровая крыша из брезента. Сгорел в конце 50-х... К слову сказать, заподозрили в поджоге цирка прихожан Крестовоздвиженской церкви: "1958 год, 18 мая. Грандиозный пожар в Иркутске. В огненной стихии сгорел временный деревянный цирк "Шапито" накануне открытия летнего сезона. Цирк находился на развилке улиц Тимирязева и Подгорной. Органы госбезопасности подозревали в уничтожении цирка притч Крестовоздвиженского храма, который якобы не мог терпеть у себя под боком подобное зрелищное предприятие, но улик так и не нашли". (Ю. П. Колмаков "Иркутская летопись 1941 - 1991 гг.". Иркутск, 2010 г.)
Да, почти в точку!
КОР - это Клуб Октябрьской Революции. Он располагался в здании нынешней филармонии, на углу Дзержинского и Ленина.
[cite;Эраст Бутаков]Георгий, я посмотрю, где у меня ещё есть про это - когда первый раз нарвался на такое сообщение, сохранил его... Хорошо, Эраст. Если мне что-то попадется по этому вопросу, тоже сообщу. Кстати, в летописи Колмакова за 1902 год я кое-что всё же обнаружил - В. П. Сукачевым в этот год была издана книга в память 250-летия Иркутска: "В Санкт-Петербурге вышла книга "Первое столетие Иркутска. Сборник материалов для истории города с введением и заключительной статьей приват-доцента П. М. Головачева: "Состав населения и экономический быт Иркутска до 40-х годов XVIII в.". В приложении даны четыре вида и три плана старинного Иркутска. Издание В. П. Сукачева. В память 250-летия Иркутска". (Ю. П. Колмаков "Иркутская летопись 1661 - 1940 гг.". Иркутск, 2004 г.)
Спасибо, Эраст. Жаль, что нет ссылок на исторические материалы. Если бы знать в каком месяце праздновали, то можно было бы найти описание этих "официальных торжеств в честь 250-летия основания города" в старых газетах. В летописи Романова и Колмакова это событие почему-то не упоминается, а автор одной из вышеприведенных статей, похоже, и сам толком ничего не знает: "В некоторых источниках указывается, что в 1902 г. город отмечал свое 250-летие, однако в летописях Нита Степановича Романова никаких упоминаний об этом событии нет". "В некоторых источниках указывается" - это пустой звук.
В дореволюционных справочниках обозначены такие даты: 1652 — Основано иркутское зимовье. 1661 — Иркутское зимовье — острог перенесено на правый берег р. Ангары. Начиная с 1682 года учреждается самостоятельное Иркутское воеводство. 1686 — Иркутский острог переименован в город. Вот сканы из некоторых справочников: [IMG;http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/8484473.1e/0_81ef1_6a4be39f_XL;center]Адрес-календарь Иркутской губернии за 1897 год [IMG;http://img-fotki.yandex.ru/get/6105/8484473.1e/0_81eee_7f6e5854_XXL;center]Календарь-справочник по Восточной Сибири на 1911 год В 1886 году иркутяне отметили двухсотлетие города: [IMG;http://img-fotki.yandex.ru/get/6204/8484473.1e/0_81ef2_7f294375_L;center]Газета "Сибирь" № 14 за 1886 год [IMG;http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/8484473.1e/0_81ef3_27897b9e_L;center]Газета "Сибирь" № 43 за 1886 год [cite;Эраст Бутаков]в 1902 году празднование 250-летия Иркутска было официальным, с приглашением царских особ. Эраст, а откуда, кстати, эта инфа?
[cite;Александр Тагильцев]Георгий, а какие здесь типичные элементы классицизма, кроме рисунка на плоских колоннах? Эх, Александр, если бы я знал! Но, к сожалению, в архитектурных стилях я полный профан, поэтому попросту процитировал Калинину. Без профессионального архитектора, видимо, в этой теме не обойтись :-) А я пока добавлю в эту тему две фотографии из коллекции Уильяма Брумфильда. Вроде как это 1999 - 2003 годы - именно в это время профессор Брумфильд ездил по России. [IMG;http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/6104/8484473.1e/0_81ed5_38c34cb8_XL;center] [IMG;http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/6105/8484473.1e/0_81ed6_4c8cc396_XL;center]
[cite;Марина Васильева (Красноштанова)]Спасибо, Георгий, будем знать новейшую историю города. Мимо памятника много раз ходила, и всё время думала - кому же он? А он ведь далековато от церкви стоит, совсем к ней не привязан. Не за что, Марина. А что не привязан к церкви, так это понятно - где убили П. Чекотова, на том месте памятный знак и поставили. Церковь уже в это время строилась. Храм построен, конечно, на отшибе. Место очень красивое, но далеко добираться. Поэтому, видимо, там до сих пор нет постоянного прихода, церковь стоит закрытая, только по воскресеньям проводятся молебны.
ПредыдущаяСтраница 7 из 58: 1 ... 5 6 7 8 9 ... 58Следующая

Байкал и Прибайкалье. Природа Байкала. 2007.