Природа Байкала | Верховья Левой Кынгарги

Верховья Левой Кынгарги

автор:Вячеслав Петухин
дата съемки:17 июля 2004

Алексей МисюркеевСлава, я так понимаю, с Китойского вы также возвращались траверсом правого берега реки, по бурелому?
17.06.2011, 12:17:10 |
Вячеслав ПетухинНет, с Китойского мы не возвращались. Мы ушли дальше на Белокопытку и вернулись через Китойский Восточный и Харимту.

А здесь участок не очень приятный был (хотя ничего особенного). Может, лучше по руслу идти, особенно, когда вода малая (у нас была не такая уж малая).
17.06.2011, 13:35:51 |
yuriy kuznetsovНа счёт по руслу, сомнительно. Мы в 2007-м пытались продолжить путь к перевалу по руслу левого ручья левой Кынгарги, но немного пройдя по узкому с крутыми бортами, скальными и осыпными уткнулись в скалный каньончик шириной 2-3 метра с отвесными стенами и, как виделось, длиной метров 50, а дальше обычное валунное русло. Вода была малая, но пришлось бы идти по грудь в воде в сильной струе. Решили облезть каньончик верхом правого борта, средняя крутущая осыпь, как оказалось живая. Сгоряча поднялись метров на 80, но ничего удобного не проглядывлось. Спускались на нервах, осыпь крайне опасно ехала под нами. Мы ещё год назад с пер. Артемьева с заходом из р. Артемьева, вроде хорошо просмотрели путь, но с такой высоты и расстояния каньончик не рассмотришь.
17.06.2011, 17:16:45 |
Алексей Мисюркеев

yuriy kuznetsov: Считам, что лучшим вариантом будет от развилки правым бортом полого выйти за границу леса и далее пересекая вмятины в склонах идти к перевалу, который хорошо виден, не то что в речном русле, где дальше чем на 20-50 метров ни черта не видно.

Юрий, вот что-то этот путь и не порадовал. С верха правого берега, весьма доступным кажется путь верхом левого берега. Там кто-нибудь ходил?
20.06.2011, 11:39:55 |
Сергей Зубков

Алексей Мисюркеев: Юрий, вот что-то этот путь и не порадовал

А что именно там плохо? В смысле, если подняться выше леса. Полезно было бы узнать — в августе, может быть, пойдём через этот участок. Фотографии выкладывай, если есть :)
20.06.2011, 15:38:22
Вячеслав ПетухинКогда идёшь по правому берегу особых препятствий, насколько помню, нет, и можно и ниже и выше идти. Но приходится преодолевать несколько овражистых распадков. Здесь один виден, другой угадывается где-то на переднем плане.
20.06.2011, 16:09:12 |
Алексей МисюркеевСергей, фото, к сожалению, в этом районе не делали. А путь проходил так. На границе зоны леса перевалов Китойский и Артемовский прямо в цирке перевалов есть стоянка у одинокого дерева (на этом дереве висит растяжка с каким-то девизом). От нее вниз начинает идти тропа, по этому же, правому, берегу; примерно метров через 200 она теряется (когда мы шли, еще снежок немного путал). И вот тут это как раз важно, потому как здесь еще есть возможность перейти на левый берег (далее река бежит в каньоне). Мы пошли верхом правого берега (тропу мы тут больше не нашли). Сначала все ничего, но затем начинается бурелом. Овражистых распадков, о которых говорит Слава, пересекаешь около 10. некоторые простые, некоторые посложнее. Была идея по одному из них спуститься-таки на реку, а потом подняться на левый берег, но идею оставили. Иногда лес заканчивается — идешь по камешкам. Уклон достигает 45-50 градусов — выбираешь участок попроще; потом снова бурелом. Короче, идти неудобно. Должно быть, примерно так вы шли по ручью Бобкова. Потом, уже недалеко от стрелки, мы спустились к реке. Внизу встретили тропу, которая бродила от стоянки к стоянке на стрелке двух истоков.
Кстати, если идти вверх, то когда оказываешься на стрелке, отсюда вверх (сначала там мраморная крошка) серпантином вверх уходит тропа. Она круто взлетает почти до границы зоны леса и там теряется. Это, похоже, оптимальный путь до пер. Ореол, но вот к Китойскому и Артемовскому по ней не в тему. Именно ориентируясь на нее, я и решил спускаться вниз, с Китойского, по правому берегу. Да только до нее мы так и не дошли.
А вот с траверса этого правого борта совсем неплохо смотрелся левый берег. Похоже, там, по верху, гораздо более комфортно. Через Артемовский водят иностранных туристов. Не думаю, что они ходят таким неприятным траверсом. Можно спросить у Алексея Азарова. В мае прошлого года они ходили к Артемовскому. Как мне сказал шедший с ним тогда Ростислав, шли они левым бортом реки. Правда, снега тогда было много, и ни о какой тропе речи идти не могло.
21.06.2011, 14:11:42 |
Евгений РензинСовсем забыл рассказать о тропе на Артёмовский. Исправляюсь:)
Тропу мне показал Стас Норкин. Без него — черта с два я бы её нашел.
Итак, идём по левой Кынгарги до упора, т.е. до стрелки двух главных её истоков. На стрелке, разумеется, поворачиваем направо п/х (по левому истоку). Дальше ничего очевидного нет. Между тем, нужно пройти буквально 100 метров и свернуть в первый же левый (ор.) приток. По этому притоку пройти метров 50 и выбраться на левый п/х борт. Летом там тропу очень хорошо видо.
Тропа вначале очень круто набирает порядка 50 м в высоту, а дальше всё выполаживается. Тропа хорошо набитая, без завалов. Идти по ней — сплошное удовольствие. Особенно осенью, когда уже брусника спелая:)
29.09.2011, 02:51:42 |
Константин Суханов

Евгений Рензин: На стрелке, разумеется, поворачиваем направо п/х (по левому истоку). Дальше ничего очевидного нет. Между тем, нужно пройти буквально 100 метров и свернуть в первый же левый (ор.) приток. По этому притоку пройти метров 50 и выбраться на левый п/х борт. Летом там тропу очень хорошо видо.

Получается, эта тропа пересекает тропу, идущую там на пик Аршан (где была 2А)?
29.09.2011, 10:31:07 |

Константин Суханов: Получается, эта тропа пересекает тропу, идущую там на пик Аршан

Вы, Константин, наверное не так поняли слово "стрелка". Я не про ту стрелку на Кынгарге говорю, которую все знают, а про самую верхнюю на левом истоке. Этот снимок в непосредственной близости от неё снят. Тропу до "моей" стрелки описывать не стал потому, что там всё очевидно. Идёшь вдоль речки, иногда скачешь с берега на берег. Всё просто.
Ну и отворот на пик Аршан, разумеется, мимо проходишь.
29.09.2011, 12:00:45 |
Вячеслав ПетухинНарисовал маршрут на схеме. Мелковато, правда. Но хоть сразу видно, о каком месте речь.
29.09.2011, 12:58:33 |

Вячеслав Петухин: Нарисовал маршрут на схеме.

Да, правильно.
29.09.2011, 13:04:54 |
Евгений РензинЕщё, наверное, стоит рассказать о тропе с р.Артемьева до Аршана.
Хорошо просматриваться она начинает чуть ниже озера, практически возле самых верхних деревьев. Примерно через 5-10 минут будет хорошая стоянка. После неё тропа ещё минут 15 идёт левым берегом и тут нужно быть вниательным и не проскочить то место, где она перебирается на правый берег. Примерно здесь же начинается резкий сброс высоты. На правом же берегу тропа забирается на совсем ещё невысокий борт, пересекает небольшую поляну и траверсом уходит в сторону Аршана. Примерно в течение 1-1,5 часов она непрерывно сбрасывает высоту. В одном месте пересекает довольно полноводный ручей. Далее выводит к лесозаготовительным делянам, переходит в дорогу и в Аршан выходит чуть выше санатория Саяны.
Тропа хорошо набита, без завалов, очень чистая (мы собрали всего 1 пакет мусора и это был весь мусор, какой мы увидели). Общая продолжительность выхода от озера до Аршана 2-3 часа (мы выходили 2,5 часа).
Следует также заметить, что в обратном направлении по этой тропе будет идти весьма тяжело. Очень продолжительный непрерывный подъём вымотает любого.
30.09.2011, 00:24:15 |
Алексей Мисюркеев

Евгений Рензин: Тропа вначале очень круто набирает порядка 50 м в высоту, а дальше всё выполаживается. Тропа хорошо набитая, без завалов. Идти по ней - сплошное удовольствие. Особенно осенью, когда уже брусника спелая:)

Тропа хорошая, но не совсем все так просто. Тропа, после того, как поднимается от ручья круто вверх, идет по лесу, потом выходит на камешки и здесь теряется. Хотя, возможно, идя вверх ее и не потеряешь. А вот с цирка пер. Артемовский потерять легко. Тропа начинается прямо в цирке, идет по правому берегу, а потом теряется недалеко от берега (по крайней мере, два раза подряд мы теряли ее здесь). Поэтому, если не знаешь, куда идти дальше, хочется по правому берегу пойти. А дальше склоны, буреломы и другие "прелести". В общем, в том месте, где тропа теряется, нужно перейти на левый берег, пройти по камешкам метров 100, а после того, как камешки закончатся, пойти вдоль них от реки и здесь тропа обязательно обнаружится (она уходит в лес). Слава, отметьте ее на карте.
05.10.2011, 12:59:48 |
Алексей МисюркеевКстати, от стрелки двух истоков Левой Кынгарги, тропа сначала идет по стоянкам, расположенным на этой стрелке, а далее, до впадения ручья, по левому берегу, прямо у воды; после переходит реку и 50 м идет по ручью, а затем начинает взбираться вверх, в лес.
05.10.2011, 13:05:16 |
Олег ЗубковБуквально позавчера проходили с семьей (вчетвером, в том числе моя семилетняя дочка) участок на этой фотографии. К сожалению, не прочитал эти комментарии, поэтому поднимались так же как и Слава по этому ор. правому берегу. Так как погода была не очень (регулярно моросил дождь с некоторыми перерывами) подъем дался детям достаточно тяжело. В то же время, так как сразу набрали высоту, бурелома удалось избежать, единственное серьезное препятствие кроме мокрых кустов — это довольно глубокий поперечный приток с крутыми стенками. Остальные два-три поперечных притока прошли без особых происшествий. Перед этим подъемом ночевали на верхней стрелке (где сливаются два истока, образующих левую Кынгаргу) и сначала пошли вверх по руслу. Хорошо помню левый небольшой приток с крутыми бортами, я его даже немного разведал. Если бы знал, что тропа там, обязательно бы ее нашел. В итоге дошли до каньона и так как ор. правый берег смотрелся предпочтительнее (там даже был удобный подъем по сыпухе) ушли на него. Когда все препятствия были уже позади и дошли до кедрача на дальнем плане (после которого уже граница леса) начался сильный ливень и пришлось стать под кедром, дочка сильно устала и вымокла. Я пошел выше, разведать дальнейший путь и возможное место для стоянки...
А сейчас самое интересное. Никто не задавался вопросом, почему здесь, в сравнительно редко посещаемом истоке такая мощная тропа? (а я уже позавчера знал, что она там есть, хотя мне никто про это не говорил ни слова, здесь даже поставлю смайлик :)). А дело в том, что там, чуть выше границы леса находится достаточно стационарный (я думаю в основном летний) лагерь йогов. Мы с Мариной как-то раз проходили там по верху с Артемовского на Китойский и видели этот лагерь сверху. Пять палаток и мощный противодождевой навес с очагом. Примерно семь-восемь человек (может чуть больше). Это их круглый щит с эмблемой и девизом видел Алексей. А самым главным из их зароков является молчание. То есть вообще ни одного слова. Единственная, кто имеет право говорить — это руководитель, женщина лет сорока. На них я и вышел под дождем. Она немногословно разрешила (можно даже сказать пригласила) просушиться и погостить у них. Я вернулся за семьей и мы поднялись к лагерю. Ребята и девушки, в основном молодые, общаются жестами и время от времени пишут друг другу записки. Напоили чаем, дали место обсушить детей, всячески старались помочь. Впечатления исключительно благоприятные. Если кто-то из них прочитает этот пост, хочу выразить большую благодарность в приемлемой для них (то есть письменной) форме. Не думаю, что они жаждут паломников, поэтому, ради пустого любопытства к ним лучше не ходить.
Так как дети достаточно сильно вымотались, решили перевал Артемовский в этот день не идти, и стали чуть выше йогов. Вчера прошли в тумане Артемовский и достаточно быстро спустились по обсуждавшейся здесь тропе "к Хрустальному озеру" до Аршана.
18.07.2012, 12:34:32 |
Кирилл ПоветкинНа прошлой неделе сходил по левой Кынгарге через перевал. Записал видео, не инструкция, но всё же