Путешествие на Байкал

Предисловие. Как все собиралось.

О Байкале я стала мечтать давно, ещё в другой жизни – до того, как в неё ворвался туризм и подчинил все своему хитрому укладу. Прочитав про магический и шаманский остров Ольхон, находящийся «почти посреди» озера и повторяющий очертанием своих берегов контуры берегов Байкала (для меня вообще стало по неопытности откровением, что на озерах могут быть обитаемые острова), загорелась идея непременно там побывать. Думалось купить тур и поехать с группой, но со временем и опытом пришло понимание, что первая встреча должна быть особенной, что суета коммерческой поездки может препятствовать полному погружению в чудесную атмосферу великого озера.

Поначалу страшновато заниматься воплощением мечты, боишься, что не получится или получится не так, но, преодолев страхи, возникает предвкушение – когда ждешь чего-то, затаив дыхание.

Посвятив зиму сбору информации по объектам, транспорту, картам, удалось просчитать маршрут, выбрав участок с наиболее интересующими местами. И хотя вопрос, куда и как идти был, как говорится «на мази», с собиранием попутчиков все было неясно и нестабильно, как в прочем и с отпуском. Но чем больше трудностей, тем «вкуснее» победа и больше счастье в момент покупки ж/д билетов до пункта назначения.

Линейка маршрута по факту получилась такова: г. Владивосток – (поезд) - г. Иркутск – (маршрутное такси, паром) – о. Ольхон (п.Хужир) – (паром, маршрутное такси) – г.Иркутск – (автобус) – п.Большое Голоустное – (катер) - б. Песчанка – (теплоход) – п.Большое Голоустное – (пешком) – м.Кадильный – (пешком) – п.Большие Коты – (пешком) – п.Листвянка – (паром) – п.Порт Байкал – (Кругобайкальский экспресс по КБЖД) – п.Слюдянка – (электричка) – п.Выдрино – (пешком) – стрелка р. Снежная и р.Селенгинка – (пешком) - оз.Соболиное, вдп. Сказка, вдп.Грохотун – (пешком/сплавом) – п.Выдрино – (электричка) – п.Слюдянка - (поезд) – г.Владивосток.

Получилось 16 обще-ходовых дней 6 дней поезда, потрачено всего около 18 тыс. руб. с человека (ни в чем себе не отказывали ), съедено 13 палок сервелата (смотри предыдущий комментарий), накачано четыре пары ног, ни один хомячок в процессе похода не пострадал.

Участники путешествия (краткая характеристика добровольно-странствующих в произвольном порядке):

Володя (имя старославянского происхождения, означает «владеющий миром») – мужчина нашего похода, фотограф, организатор комфорта и чуда технической мысли – газовой горелки.

Лена Ч. (имя древнегреческого происхождения, толкование неясно, возможно: «избранная», «светлая») – оптимистичный, но хныкающий хомячок, мужественно перебирающий лапками и несущий свою ношу. Большая способность к адаптации и отличное чувство юмора.

Юлечка (имя происходит от латинского слова "юлиус" - "кудрявый, пушистый") – неземная нимфа, удивительное сочетание наивности и чистоты с силой и выносливостью. Питается половинками овощей и фруктов и видимо утренней росой, скромна, застенчива, улыбчива.

Елена А. (Алёна) (коренные якуты переводят это имя как "дождь, шумящий на реке") – рукпох (так почему-то считали участники), завпрод (так почему-то считала я), ну и, конечно же, лето-писец (так вероятно посчитаете Вы).

Группа получилась разношерстная и собралась в последний момент совсем неожиданно, те, кто изначально собирался составить мне компанию, по разным причинам не смогли, и впоследствии сильно жалели об этом.

Взяли билеты, купили сервелат на весь маршрут и продукты на первые 5 дней, собрали в рюкзаки кучу ненужных вещей и немного нужных, набрали с запасом позитива и хорошего настроения и понеслась …

Все опыты проводились над реальными людьми.

03.07.2010. День первый (точнее ночь).

В 5 утра Владивостокского времени погрузились в поезд Вл.-Новокузнецк. Нас в столь ранний час привезли и проводили (и не забыли убедиться, что мы уехали) Светик и Костик, пожертвовав своим драгоценным полуночным сном. Дружно поскулив по разным сторонам вагонного окна, попрощались и тронулись. Время было позднее, а может раннее, мы посчитали уместным устроить массовый сон.

Проснулись около 10 часов и, надо сказать, даже выспались. С шутками и прибаутками устроили коллективный жор и дискутировали вплоть до условного обеда и после оного. Вяземская нас разочаровала отсутствием бабушек с вкусняшками, видимо мы просто ехали в нестандартное время, большинство поездов отправляются из Влада вечером и ночью, бабули караулят потенциальных покупателей по прибытию череды поездов на станцию. Сейчас они видимо отсыпались или готовили пирожки для следующей ночи. Дождались Хабаровска, наш поезд то ли опаздывал, то ли нет, «говорилка» на вокзале все сообщала, что стоянка сокращена, но даже проводники не знали на сколько. Все боялись отойти от вагона, но мы все же предприняли вылазку и успели закупиться мороженным, пивом и квасом, поездка пошла веселее. Нужно сказать, всю дорогу Лена Ч. истязала нас, заставляя заполнять анкеты для ее работы (сильно занудные). В Хабаре она сдала часть этой макулатуры своей сестре-двойняшке (очень забавно было видеть Чиняеву в двух экземплярах), а потом жахнула кваса и захмелела. Таким нехитрым способом, убив весь день, мы выжили в поездной жаре до вечерних гуляний с болтовней и пиво-выпиваниями. Ехали весело и дружно, обсуждали маршрут и пройденные тропы, Лена Ч. зазывала всех в Непал и рассказывала о своих похождениях.

Искусство рассказчика состоит в том, чтобы как можно дольше скрывать от слушателя то, что он хочет узнать, пока рассказчик не выскажет свою точку зрения на различные области, не имеющие отношения к предмету рассказа.

04.07.2010. День второй.

Проснулись, потянулись и занялись нашим любимым «байки-травлением» под чашечку кофе. Сегодня совсем не жарко – за бортом дождик. Лена Ч. решила худеть, поэтому объявила, что сладкое теперь не ест, и приступила к уничтожению богатой нажористыми химикалиями лапши. Юлечка вообще кушать отказывалась, все основные темы все время сводились, почему-то, к гастрономическим. Кроме того говорили о предстоящем маршруте, точках сборки, транспортировки, объектах, желаемые к посещению. Маниакально обсуждали снаряжение и потихоньку приходили к выводу, что лучшая снаряга – это та, которая находится у тебя в наличии. В связи с вчерашним квасом, который Лена Ч. грозилась допить (ей напомнили про любителя протухшего кваса Камила, попавшего в прошлом году в больницу), Ленке дали почетное название «квасдопила» (читается слитно, ударение на «и»). Уже даже мальчик-проводник знал, что мы худеем (предположил, что только по ночам) и едим ввиду этого много и с аппетитом, а еще больше об этом говорим.

Поезд пошел медленнее, штормить перестало – появилась возможность писать и читать. Начались интеллектуально-познавательные разговоры, сопровождаемые прочтением и обсуждением путевой информации по Байкалу. Выяснили много интересностей, связанных с переводом бурятских названий и историей байкальских древних поселений. Оказалось, что поселок МРС, от которого ходит паром на о. Ольхон расшифровывается всего лишь как маломорская рыбная станция (т.к. находится на участке Байкала, названным Малым морем), а мы уже невесть чего напридумывали про эти три буквы. Название острова Ольхон, который должен стать первой точкой нашего маршрута, произошло от бурятского слова «ой-хон» - «лесочек» или «немного лесистый» (кстати «шао-линь» тоже в переводе означает «мало леса»). Вот такие совпадения. В результате, каким-то невероятным образом выяснили, что Елена А. умеет делать массаж третьим глазом, а Володя сильно специализированный инженер, именно поэтому нас обязательно должны бесплатно пригласить в Непал и попросили Лену Ч. попротежировать нас в этом вопросе.

05.07.2010. День третий.

Утреннее солнышко пробудило нас, подарив хорошее настроение. Ночью Лена Ч. орала на дембелей круче их ротного и прапора вместе взятых, думаю, армия показалась им после этого сахаром. Выписавшиеся из вооруженных сил хлопцы подвыпили и расшумелись в тамбуре, но после внушений Елены Евгеньевны впечатлились и убежали, рассыпавшись в тысячи извинений. Мы сладко спали и не слышали дембельского шума, но вот от Ленкиного ора разом проснулись и поняли, что с ней не пропадешь.

Дальше была Чита, мы в виду глобального опоздания поезда стояли на всех станциях мельком. Накануне делали кофе глясе с мороженым, а сегодня на завтрак снова было мороженое и открытая банка фасоли в подливе – еле удержались, чтобы не сделать фасоль-глясе. Елена А. и Юлечка произвели заплыв с омовением в «ванной» комнате и продолжили изучение путевой информации и истории Байкала. Проехали станцию Бада, расшифровали как «биологически-активные добавки в алкоголь». Мне сказали, что если добавить витамин Магний В6 в пиво, будет почему-то «триндец» (напитка с таким названием я не знала и призадумалась). Чиняева за безудержный стеб обозвала нас «уродцами плюшевыми» и снова принялась строгать свои анкеты.

В Улан-Уде было холодно, но термометр на вокзальном табло маниакально показывал 27 градусов жары. Меня снова обвиняли в том, что много сплю и слушаю плеер, видимо коллективу не хватало шоу. Но гастроли оплачены не были, и я продолжала филонить.

наши поезда самые поездатые поезда из самых-самых поездатых поездов!

06.07.2010. День четвертый. Встреча с Байкалом.

Поезд опаздывал на 1,5 часа, однако проводница разбудила нас пораньше и стала активно забирать белье. Как ни странно, все выспались и хотели повышенной активности. В Иркутск прибыли около 6 утра, уже рассвело и небо занялось розоватым заревом. Проводница при выгрузке уточнила у нас с Юлечкой, не являются ли Лена Ч. и Володя супругами, у них обнаружилась общая страсть к долгим собираниям. Стали сразу суетиться и сращивать важные вещи: договорились, что обратно мы сядем на поезд в Выдрино, хотя билеты у нас с Иркутска. Отправили анкетную макулатуру Лены Ч. в неизвестном направлении экспресс-почтой, взяли такси до автовокзала за 250 рэ. Рюкзаки пришлось сложить на себя и только тогда двери машины закрылись. Всю дорогу силились выглянуть в окошко, пытаясь хоть одним глазком взглянуть на Иркутск. Подъехав к автовокзалу, сразу заняли очередь в кассу за билетами на рейсовый автобус до Хужира (это поселок на острове Ольхон). Народу, не смотря на столь ранний час, оказалось много. Приняли решение разделиться: Юля заняла боевой пост в кассу, Лена Ч. стала зашивать лямку на рюкзаке, которую уже успела оторвать, а мы с Володей отправились на поиски супермаркета для дозакупки продуктов. Под моим вредоносным сиюминутным порывом мы повернули налево от автовокзала, прошли почти целый квартал по ещё спящему городу, весело болтая. К счастью догадались вскоре спросить у редкого прохожего о месте нахождения магазина. Оказалось, что сразу за автовокзалом притаился отличный супермаркет, а с ним аптека, сувенирка и турмагазин. Хлеб стоил всего 13 рэ, остальные цены тоже были значительно ниже Владивостокских.

Оказалось, что билеты на рейсовый автобус до Хужира уже все распроданы и мы согласились ехать на коммерческой маршрутке марки «Истана». «Диспетчеры» (деятельные крикливые парни, кучкующиеся на крылечке автовокзала) предлагали услуги маршруток по различным направлениям. Заплатили по 500 рэ с человека за проезд, рюкзаки наши погрузили и привязали на багажник на крыше. И насобирав еще народ до полного заполнения машины, в 8.40 тронулись в путь.

Всю дорогу восхищенно и заинтересованно глазели по сторонам, дивились просторам степей. Володя сравнивал пейзажи с Монголией и рассказывал о своем велопутешествии в эту страну. Проехали речку под названием «Куда», видимо первопроходцы не знали, куда она течет, и оставили вопрос открытым. Мы тем более не располагали такой информацией, поэтому поехали далее. Название поселка Оёк навело на мысли о близости Бурятии, их языковых и культурных традициях. По дороге видели неоднократно вбитые в землю столбы с привязанными к ним ленточками и беседки неподалеку. Позже выяснилось, что это «Сэргэ» - коновязь у родового места бурятской семьи, где когда-то стоял дом предков. Это дань уважения и почитания прародителей. Вскоре повернули в сторону поселка Еланцы и осуществили санитарную остановку возле кафе. Порадовала чистота и порядок в округе, нас очень быстро, вкусно и не дорого накормили. Сама харчевня построена из свежего бруса и отделана вагонкой, внутренне убранство простое и уютное, на стенах красивые картины с изображением местных пейзажей. В одном из зальчиков на всю стену красовалась фото-картина реки. Мы как хронические туристы-водники заинтересовались ей с целью сплава, но узнать местонахождение речки так и не удалось.

Продолжив путь, вскоре въехали в столицу Ольхонского района – поселок Еланцы, дорога далее пошла гравийная в мелкую ямку. Из путевых заметок мы знали, что должно было начаться строительство новой дороги до поселка МРС, жители даже были расстроены этим фактом, так как по проекту расположение новой дороги планировалось в обход центра Еланцов, где находятся все магазины, лавки и кафе. Местное население, не имея другого способа заработка, держится за счет торговли с туристами и то только в сезон – пару месяцев в году. Мы убедились, что все в порядке – новую дорогу конечно делать начали, но бросили, в России же живем, интересы местных жителей не пострадали.

Подъезжая к МРС, уже подпрыгивали в нетерпении, завидев вдали берега Байкала. Как только перед паромной переправой нас выпустили из автобуса, тут же побежали купать ручки в Байкале – приветствовать рукопожатием, так сказать. Вода оказалась холодной, чистой и вкусной, светило солнце, играя переливами на поверхности озера, и открывался вид на Ольхон. Пока ждали паром, в восхищении бегали по окрестностям, фотались на ближайшей сопочке и были вне себя от счастья! Мечты сбываются – мы на Байкале!

Подошел паром, выгрузился, на него заехали маршрутки, машины, зашли пассажиры, было ветрено и прохладно.

Здравствуй Ольхон! Пара десятков минут на пароме и мы ступаем на берег священного острова. Регистрируемся в «инфор-центре» Ольхонского национального парка, платим 25 рэ с человека за день пребывания на острове. Решили, что это (хоть и не законно), но справедливо – мы ведь привозим мусор на остров, так надо оплачивать его вывоз оттуда. Сели в маршрутку и покатили далее в поселок Хужир (от переправы до него еще около 40 км). Пейзажи этой оконечности острова представляли собой выжженные солнцем степи.

С парома мы видели стоящие на берегу материка и на острове вышки ЛЭП, но кабель по воздуху не был протянут – решили, что сети идут по дну. Как оказалось, Ольхон электрифицировали всего 5 лет назад, это был самый масштабный и не окупаемый социальный проект области. Участок кабеля, пролегающий по дну Байкала, был заказан из Франции и является высокопрочным и водонепроницаемым. Прокладывали его зимой – вскрывали лед и топили трубу, в которой находился кабель. Теперь жители острова обеспечены электричеством, сети идут до поселка Халгай.

По мере приближения к Хужиру пейзаж разнообразился хвойной растительностью и песчаными участками. Дорога – улучшенная гравийка, но водители накатали вокруг кучу объездов, чтобы не зарыться в песок.

Слева открывался вид на Малое море, поразила великолепная сине-бирюзово- аквамариновая вода. На противоположном берегу (материковой части) виднелся Приморский хребет с лежащими на вершинах снежниками и невероятными, величественными белыми скалами. Захватывающая дух красота! По дороге видели несколько Сэргэ и парочку велотуристов. В отведенных местах установлены мусорные контейнеры и таблички, призывающие ими воспользоваться и не мусорить. Похвальное начинание – есть надежда, что за 25 рэ с человека все это великолепие вывозится на материк на санкционированные свалки.

Маршрутка нас привезла на центральную улицу Хужира Байкальскую около 17.00, возле очередного инфо-центра оказалась конечная остановка транспорта. Зашли в инфо-центр и договорились об экскурсии на мыс Хобой, так как планировали идти ночевать в соседнее селение Харанцы, попросили забрать нас утром оттуда. Приветливая девушка-бурятка, менеджер экскурсий, посоветовала оставить вещи в магазине в Харанцах и забрать их на обратной дороге в Хужир. Приятно поболтав и разжившись полезной информацией, мы порадовались гостеприимству местного населения и, взвалив рюкзаки, потопали в сторону Харанцов (5 км по проселочной дороге).

По обе стороны улица Байкальская пестрела красочными объявлениями: рыба, пиво, позы, кафе, домики, баня, интернет, экскурсии, прокат велосипедов, каяков, квадроциклов, сувениры и многое другое предлагалось туристам по приемлемым ценам. Поразились, что можно взять в прокат даже надувной двухместный морской каяк всего за 450 рэ в день. В общем, Хужир стал туристической Меккой – все для отдыха и туристов. Выбор жилья на любой вкус и кошелек (от 250 рэ сутки с человека), прокаты, развлечения и сувениры – все очень мило и цивилизовано.

Было солнышко и жарковато, но спасал ветер и отсутствие влажности (в сравнении с Владивостокским климатом) – идти было хорошо. Где-то на середине пути, мы с Юлечкой увидели на обочине лежащего человека, укрытого с головой ватником. Лежал он в позе спящего, но Юлечка испугалась – живой ли, может плохо стало. Сняв рюкзак и подойдя к нему (на оклик реакции не последовало) я заглянула под ватник и увидела сладко спящего бурята, похрапывающего и посапывающего. Мы посмеялись и решили, что может выпил малость и завалился отдыхать на травку. Протопав от Хужира 4 км, встали подождать остальных, сбегали на берег, насладились красотами. Володя пришел, а Лены Ч. все не было, заволновались, и мужчина нашего похода, оставив рюкзак, отправился ее искать. Остались мы с Юлей куковать на обочине, ждали долго, связи нет, спросили у велосипедистов, едущих с Хужира, не встречали ли девушку с рюкзаком, те сказали, что видели, только мужчину, который ее же и искал. Предположили, что, может, она устала и прилегла рядом с бурятом вздремнуть. Только нас стала робко посещать мысль, что профессиональный «сачёк» Елена Евгеньевна (коим она сама себя и нарекла) поймала попутку, как вышеуказанная девушка показалась со стороны Харанцов. Мы хотели ее покусать за то, что даже не махнула ручкой, проезжая мимо, и не предупредила, но возвратился Володя и пресёк попытки сделать из Ленки шашлык.

Потопали далее в Харанцы, пройдя через весь поселок в сторону берега, выбрали отличный песчаный пляж слева от одноименного мыса, как раз напротив острова Харанцы. Как позже мы узнали, что это место, где течет единственный на острове постоянный ручей, а в его верховьях были найдены археологические памятники древней курумчинской культуры. С дровами было туго, но солнце обещало нам чудесный вечер с видом на закат. В отдалении на сопке стоял детский лагерь и доносилась приятная музыка – видимо был праздник в честь закрытия смены. Мы сварили на костре сайровый супчик, накрыли стол и пошли купаться. Забегали в Байкал с радостными визгами, температура воды бодрила – 13 градусов, но исключительно солнечно и сильно красиво вокруг! Несмотря на усталость, сварили глинтвейн, достали вкусняшки и под виды расцветившегося закатом неба поздравили друг друга с прибытием на Байкал. Включили мини-колонки с плеером, устроили песнопения и ритуальные пляски, были исключительно и вдохновенно счастливы!

Подъем назначен был раненько, так как в 10 утра мы должны были уже быть у магазина «Удача» в ожидании экскурсионной машины. Но Володе и Юле, из-за переполнявшего их восторга от Байкала, не спалось, отправившись на ночную прогулку с фотосессией звезд, они нашли два живописных грота на соседнем мысе. Ленки же, попив чая у костра, отошли ко сну. В полночь лагерь стал давать фейерверк, и даже я не поленилась проснуться и высунуть мордочку из палатки, дабы насладиться этим зрелищем. Так уж совпало, что в праздник нашего прибытия на Ольхон давали салют!

07.07.2010. День пятый. Мыс Хобой.

Утро радовало солнцем и свежестью, насекомых на Ольхоне по-видимому крайне мало, ни комаров, ни других кусающихся кровопийц нам не встретилось. Быстренько на газу приготовили завтрак, веселенько собрались и потопали к магазину. Отметили, уворачиваясь от навозных приветов, что из живности на острове много коров и лошадей, а также очаровательные лохматые собаки. Дошли до магазина и удивились обилию машин и представителей МЧС, скорой, милиции, предположили, что это почетное сопровождение массового отъезда детского лагеря.

В магазине у приветливой хозяйки договорились оставить вещи за умеренную плату, на вопрос сколько, получили милую улыбку и ответ – сколько дадите. Цены в Харанцах (из объявления – проживание 350 рэ, баня 100) не высокие.

Нежились на солнышке у магазина, пока за нами не приехала красная Нива с водителем-гидом бурятом по имени Олег. Порадовались такому везению – практически индивидуальная экскурсия на четверых. Все туры по острову проводятся на 10-12 местных уазиках-таблетках, набирают сборные группы, к которым я в последнее время отношусь крайне холодно. А тут такая удача, кроме того гид – бурят, очень интересно было пообщаться с представителем коренного населения острова. Родом наш водитель из поселка Халгай (северо-восточная оконечность Ольхона), а девушка из инфо-центра оказалась его дочерью. Ехали с ветерком и прибаутками, Олег оказался балагуром и весельчаком, рассказывал нам интересности и юморил. Интересовался нашей жизнью и Владивостоком, оказалось, что он сам служил в Уссурийске, а теперь там проходит службу его сын. Олег произвел очень душевное впечатление, мы почувствовали его позитивную энергетику. Дорога шла по потрясающе красивым местам, пейзажи, один разнообразней другого. Степь сменялась то хвойным, то смешанным лесом, песками, цветами, кустарниками, березами, рододендроном … Такого многообразия растительности, относящейся к различным климатическим зонам и собранной в одном месте, мы не встречали нигде.

Дорога от Хужира до мыса Хобой составляет 47 км, бездорожье начинается от бывшего поселка Песчаный, находящегося в одноименной и невероятно красивой бухте. Раньше там располагался сталинский лагерь, но содержались там не политические заключенные, а сосланные за мелкие преступления жители и репрессированные поляки-католики. За мелкие преступления, бывало, попадали туда и невиновные: работавшим на рыбозаготовках в то время давали на обед две рыбки, одна из женщин решила одну рыбку съесть, а вторую принести домой голодным детям. Но ее остановили на проходной и обвинили в воровстве, никак она не могла доказать, что это та рыба, которую выдали на обед, а не украденная с завода. Так и попала она в этот лагерь, а ее дети в детские дома.

В поселке Песчаный была инфраструктура, пирс, завод по заготовке рыбы, население Ольхона в сталинское время резко увеличилось за счет массовых ссылок. Многим отбывшим свой срок возвращаться было уже некуда, и они оставались жить на острове, коренное население которого буряты, составляющие на сегодняшний день 80%. После того, как закрыли лагерь поселок пришел в упадок, пирс разрушен, люди переехали в соседние селения. Осталось только несколько дворов и тур-центр с сувенирной лавкой, организованный недавно. Урочище Песчаное – красивейшее место: белый песок с растущими на барханах соснами, называются они эоловые пески, что значит двигаемые ветром. Сине-голубая искристая вода, величественные мысы, высокие белые облака в прозрачной синеве неба…!

От Песчаной дорога уходит в лес по сопкам и лугам, для нее нужен исключительно проходимый транспорт. Первым объектом нашей экскурсии стал величественный мыс Саган-Хушун (саган в переводе – белый) со скалой три брата. Мы фотографировались и наслаждались! Повсюду нам встречалось много иностранных туристов, похоже, что русских было даже меньше. С этого мыса была видна скала Дева – оконечность Хобоя, он притягивал и мы отправились на встречу.

Не доехав немного до площадки, являющейся местом стоянки машин паломников Хобоя, Олег остановился на очаровательном биваке. Договорились, что мы вернемся через 2,5 часа, и каждый со своими мыслями отправился по тропе к сакральному и магическому мысу. Перед входом на него стоит щит с легендой: бурятка, просившая у тэнгриев (верховные бурятские Боги) такой же дворец, как и пожалованный её мужу, была превращена в скалу. Боги сказали жадной женщине: «Пока на земле будет зло и зависть, будешь камнем!»

Та, несчастная в своем заблуждении бурятка, уже, наверное, много сотен лет как раскаялась во всем, но, увы, не все об этом знают и не могут ее спасти, искоренив на земле зависть и зло!

Тропа неторопливо уводила в сторону мыса, на ритуальном сэргэ можно было оставить дар Богам и загадать желание, главное, чтобы оно было доброе и не о материальных благах, нам еще сказали, что загадывать нужно то, чего ты сам не можешь сделать или достичь.

Спустились вниз, и с замиранием сердца нашему взору открылась величественная и неприступная скала, венчающая мыс. Невероятно сильные чувства овладели всем существом, перехватило дыхание! Необыкновенная энергетика этого места чувствовалась физически.

Каждый нашел себе место для медитации и общения с энергией (духами, скалами, как это только назвать?). Как будто получался диалог на уровне чувств и мыслей, открыв сердце и пустив туда окружающее, сохранив присутствие. Это не объяснить и не описать, можно только испытать, оказавшись там! Одно могу сказать точно – это не самовнушение, вызванное рассказами о Хобое, это чувствуется физически и не вызывает сомнений.

На каждого из нас влияние было разным, у меня лились слёзы, не могла удержать эмоции, и велся внутренний диалог, над которым я даже не задумывалась.

Проведя достаточно для общения с этим местом времени, мы попрощались, поблагодарили и оставили духам дар на сэргэ. Кто какое желание загадал и что попросил, осталось тайной. Уходить не хотелось, но мы знали, что сердце открылось этой энергии и частица навсегда останется в нем.

Олег приготовил вкусную ароматную уху из омуля, салат, чай и стал активно потчевать нас, рассыпая прибаутки. Поляны вокруг пестрели самыми настоящими эдельвейсами, произрастающими в огромных количествах, нельзя было ступить мимо соцветий этого высокогорного редкого цветка! Солнышко радовало нас теплом и светом, мы наслаждались трапезой. Уха из омуля оказалась невероятно вкусной.

После обеда мы поехали на мыс Шунте-Левый, очень красивый, напоминающий лежащего дракона, он высился среди зеленовато-синих вод озера. От открывающихся видов захватывало дух! Здесь уже были другие цветы – маленькие и как огонь красные лилии. Каждая поляна на острове славилась своим неповторимым набором трав и цветов. Слева от Шунте-левого отвесно обрывались вниз гладкие и величественные стены скал, справа изумрудно-зеленые деревья окаймляли крутые берега Байкала.

После поехали в селение Узуры на юго-восточном берегу Ольхона, там расположилась метеостанция, несколько дворов, небольшая заболоченная речушка (учитывая, что рек на острове почти нет, мы оценили эту редкость). Никак не получалось привыкнуть к тому, что вода пресная, и прибрежный ландшафт и прибой были привычны нам, Байкал действительно настоящее море!

Олег рассказал, что МЧС, ОМОН и милиция, приехали в Харанцы не для сопровождения детей, а для поиска мальчика, пропавшего из лагеря. Его нашли немногим раньше нашего прибытия в Узуры на соседнем мысе. Может он настолько не хотел уезжать с Ольхона, что предпринял попытку бегства с целью остаться на острове, кто его знает…

В завершении экскурсии мы заехали на небольшой, но очень живописный мыс Харалдай, с которого открывался вид на островки Модото и Едор, один из которых явно напоминал очертаниями крокодила. Накануне мы чуть-чуть не дошли до этих бухт.

Вот и подошло время возвращаться в Харанцы. Дороги переплелись на острове большой паутиной, а можно было ехать без них вовсе по степи. Мы приняли решение Лену Ч. с вещами на машине с Олегом отправить в Хужир, а самим прогуляться пешочком. Дали ей партийное задание найти дешевое жилье за 250 р. с чел. и баню. Не хотелось в поселке судорожно искать место под палатки, так же было желание поближе познакомиться с бытом местных жителей, мы решили это совместить.

Чудесно прогулялись по живописной дороге до Хужира, весело болтая, а по прибытию оказалось, что Лена Ч. нашла отличное жилье – 4-х местный деревенский домик с кухней, ажурными шторами и вязаными ковриками. Хозяйка бабушка-бурятка Алёна уже начала топить баню. Мы очень обрадовались, все желания исполнялись, духи острова были благосклонны к нам. Еще вечером прошлого дня, сидя у костра, я говорила Юлечке, что хотела бы повстречаться с шаманом, но не с таким, который говорит, что он шаман. А с тем, который выглядит и ведет себя как обычный человек, но обладает внутренней шаманской энергетикой. И ведь сбылось, именно это я увидела и почувствовала в гиде Олеге, повстречавшемся нам на следующий день, а ведь на экскурсию нас мог повести обычный не местный гид, как всех остальных.

Уставшие и довольные с восторгом разместились в домике и решили заняться добычей пиши телесной. Лена Ч. пошла купаться в Байкал, Юлечка решила побаловать нас и сварить вкусные макароны, а мы с Володей пошли за добычей. В ларечке, коих здесь великое множество, раздобыли омуля в различных видах: горячего и холодного копчения, вяленого и в виде филе, для дегустации. Набрели на чудесный бар с интерьером из дерева и прикупили чудесного разливного пива «Сибирский бочонок», которое я в прошлом году с большим удовольствием впервые попробовала в Новой Чаре.

Заприметив на другой стороне улицы прокат горных велосипедов, рванули туда. Нас приветливо встретила милая светловолосая девушка, рассказала про велосипеды и про путешественника, диски с фото-работами которого у них продавались. Володя, будучи опытным горным велосипедистом, одобрил лесопеды и мы решили завтра взять парочку в прокат, тем более цены не кусались – день 350 рэ за велик.

Придя в домик, предались сладострастному чревоугодию, а после пошли в баню. В бурятской бане как таковой парилки нет (в нашем понимании), только раздевалка и большая комната – хочешь - мойся, хочешь - парься, температура держится хорошая – потеешь, но не обжигает. Стали стираться и плескаться, после 3-х дней поезда и 2-х дней пути, это было очень кстати. День был очень насыщенный, многих (меня, то есть) сморило спать, но предварительно мы организовали коллективную смехотерапию, вот как-то накатило. Утром проснулись рано, видимо ещё не перестроились на местное время и не стали сонями…

08.07.2010. День шестой. Скала Шаманка.

Сегодня решено было делать как бы полудневку и познакомиться поближе с бытом и укладом жизни хужирцев. Собравшись, направились на мыс Богатырь, находящийся слева от причала (причалом служила большой железный остов баржи, к которому чалились суда). С мыса открывался чудесный вид на скалу Шаманка и мыс Бурхан – сакральное священное место для бурятов. Утром был ветер и намек на дождь, но вскоре засветило солнышко. Придя на Шаманку, мы заметили группу бурятов у подножья скалы, нам показалось, что они собрались на пикник. Неторопливо расстелили подстилки и раскладывали угощения.

Мы забрались по крупным валунам на скалу и с обратной стороны нашли вход в пещеру Шаманка. Пещера представляет собой сквозной грот, с двумя коридорами и выходом с другой стороны. Внутри были навязаны ленточки и лежали монетки – дары Шаманке. Энергетика в пещере была положительная и умиротворяющая, ведь здесь самое священное место поклонения.

Когда вылезли из пещеры с обратной стороны скалы, увидели, что буряты (ранее собравшиеся на пикник) делают нам знаки, призывающие удалиться. Мы так и сделали, не желая мешать, и стали с отдаления наблюдать, что последует дальше. Один из бурятов надел синий халат, накидку из лент и металлических медальонов, пеструю маску, закрывающую черной полупрозрачной тканью лицо, взял бубен и загудел. Мы поняли, что это самый настоящий шаман и он готовится к обряду. Помощница оделась подобным образом, и они стали проводить ритуал, стуча в бубен и произнося некие сакральные речи. На подстилках были разложены угощения и предметы культа. Мы решили, что бурятская семья пригласила шамана провести обряд в честь некого знаменательного события их жизни.

Чтобы не мешать, мы поднялись на холм, а они напротив входа в пещеру продолжали свой ритуал, который нам повезло увидеть.

Володе тоже улыбнулась удача, и он заснял на фото знаменитого бурятского суслика, весело именующегося «Евражка», он оказался очень милым и пушистым зверьком. Говорят, что многие буряты едят его мясо – деликатес так сказать, но я не представляю как можно, он ведь невероятно хорошенький и беззащитный.

На стенде перед мысом написана легенда о Бурхане и правила нахождения возле скалы Шаманки. Сюда можно приходить только с хорошими помыслами, не мусорить, не употреблять алкоголь, не шуметь и ни действиями, ни помыслами не осквернять священное место. Так же предостерегали от посещения мыса маленькими детьми и женщинами в связи с очень сильной сакральной энергетикой.

Я оставила монетку на скале, женщина из магазина в Харанцах сказала, что если что-то берешь на острове, то нужно что-то и оставить. Вчера Лена нашла и подарила мне камень сердолик, захотелось отблагодарить духов.

Мы пошли обратно в поселок с целью посетить выставку художника-прикладника. Более всего там поразили ловцы снов, которые оказывается характерны и для бурятской культуры, один из них в два метра высотой располагался прямо во дворе. Посмотрели великолепные картины, прикупили сувениры, диск с этнической музыкой, и отправились дальше в поселковый краеведческий музей при школе. Меня надо было запускать туда утром и забирать вечером – невероятно интересная экспозиция и повествование экскурсовода! Главной находкой для меня стала старая легенда про шаманку в вырезке из газеты начала 20-го века. Так же поразила многообразием фауна острова, она характеризовалась наличием и крупных копытных и даже волков. Когда мы только приехали в деревню, то удивились, что местные почти ничего не выращивают на огородах, решили, что из-за сурового климата (холодная зима и засушливое короткое лето), оказалось не только. До прихода на остров русских, буряты землю не возделывали, так как считают ее священной. Основными способами пропитания была охота, рыбалка и скотоводство. На Ольхоне найдено огромное количество археологических памятников и находок курумчинской культуры. А ещё …!

От наслаждения информационной пищей меня оторвала мысль о том, что вчера дала обещание составить Володе компанию в велопробеге. Они с Юлечкой уже выбирали велосипеды. Для меня оказалась несколько непривычными высокая посадка и горизонтальный руль на горном велике, но правду говорят: раз научившись не разучишься. Юлечка вообще первый раз в жизни села на велосипед и (умница!) почти сразу поехала, мы гордились ею. Девушка в прокате посоветовала несколько маршрутов и дала самодельную карту. Решили ехать недалеко на родники, но промахнулись где-то поворотом и въехали на сопку. Юлечка устала и предпочла вернуться, а мы с Володей с маниакальным упорством продолжали попытки найти нужную дорогу, но безуспешно. Выехав на самый высокий в округе холм, я основательно выдохлась и вся заболела с непривычки (еще бы – 10 лет не каталась на велике). Позорно бежав, позволила Володе продолжить его победоносный велопробег. Позже конечно пожалела, узнав, что ему все же удалось съездить на теплое озеро у мыса Елгай и замерить температуру воды в 22 градуса. Вернувшись в прокат сдавать велик, узнала у находящегося там мужчины (подозреваю, что именно он рисовал эти карты для велосипедистов), где на самом деле находятся родники и как к ним ехать.

Девушка Татьяна из проката расстроилась, что мы так недолго покатались, подарила мне диск с фотографиями Байкала и Саянов и попросила оставить памятную надпись на баннере, обтягивающем забор проката. Там уже красовались пожелания и автографы неких видимо очень неплохих людей. Я пожелала им удачи и призналась в любви Ольхону в своем послании от имени приморских водников.

Дальше было пиво, омуль и необыкновенно крепкий сон, в который меня отключило по ольхонской традиции рано.

Ехать решили на следующий день на 8-ми часовой маршрутке в Иркутск, там пересаживаться на автобус до поселка Большое Голоустное, где уже искать катер в бухту Песчаную, которая была следующей точкой нашего путешествия. Надежды найти туда катер из Хужира не оправдались, а на теплоход Баргузин сообщением Иркутск – ПесчанаяХужирУсть-Баргузин можно было сесть в сторону Песчаной только по вторникам. Наземным способом добраться тоже не представляло возможным – дороги туда нет. Мы были ограничены по времени и надеялись добраться до бухты Песчаная за 1 день.

09.07.2010. День седьмой. Добирательства.

Проснулись даже раньше будильников, потому что Лена Ч. спросонья запаниковала, что мы проспали. Накануне Юлечка жаловалась на отсутствие петухов по утрам, тут как по заказу ей донеслось многократное кукареканье. Собрались, позавтракали, уезжать не хотелось настолько, что хоть кричи, хоть волком вой! Остров Ольхон – потрясающее место, очень сильное энергетически и духовно! Возникает ощущение, что люди, попав на него, очищаются, сбрасывают оковы, предрассудки цивилизации, чувствуют и дышат полной грудью, становятся добрее и светлее! Остров дарит силу, энергию, духовность, умиротворение и гармонию. Так как там, я нигде и никогда себя не ощущала! Полное и бесконечное состояние необыкновенного счастья и восторга! Мы чувствовали Ольхон и он чувствовал нас, энергия и сердца слились воедино. Покинуть остров было, как лишиться части своего сердца – физически больно!

Попрощавшись с Олегом, его дочерью, бабушкой Алёной и ее внучкой Наташей, мы сели в маршрутку. Было грустно и не хотелось покидать этих замечательных людей. На Ольхоне очень душевные и светлые жители с искрящимися глазами и сердечным теплом.

По дороге на паром я загрустила, а на пристани без удержи ревела, прощаясь с островом. Это было самое тяжелое прощание в моей жизни! Ольхон не хотел отпускать меня, трудно поверить, я не знаю, что на меня нашло, но до безумия не хотелось уезжать и расставаться с этим местом. Пока ехали в Иркутск, стали одолевать мысли о скорейшем возвращении и даже о переезде на пмж поближе к Ольхону. Говорят, у каждого есть своё место в мире, так вот, Ольхон – моё место в нем! Думала, никогда не захочу переезжать из Приморского края, это был даже принципиальный вопрос, и тут такое. Я влюбилась всерьёз … в остров Ольхон!

В Иркутск приехали около 15 часов и просто необычайно повезло взять билеты на автобус до поселка Большое Голоустное на 16.00. За час успели сделать все свои дела и в путь. Тяжело весь день в дороге, устали и измаялись, но около 19 часов уже были в Голоустном. Через селение протекает река, в устье которой стоянка катеров. Домов не много, леса вокруг почти нет, туристическая инфраструктура представлена только несколькими базами, но видно, что сезон ещё не начался. В виду сильного ветра и сурового пейзажа посёлок произвел не очень позитивное впечатление. Зато прямо на берегу стояло целых три телефонных вышки (судя по реакции моего телефона, одна из них точно была МТС), вокруг них вальяжно паслись коровы.

Мы не теряли очень зыбкой надежды в этот же день оказаться на бухте Песчаной, кроме того ночевать в Голоустном было совершенно негде, на берегу сдувает, а база была нам не по средствам. Да и чтобы соблюсти график и не потерять день, нам нужно было сегодня телепортироваться в Песчаную. На причале в устье реки стояло довольно много катеров, но людей на них не было. Пошли в народ за информацией: оказалось, что «как бы рейсовый», наверное, туда ходит, но никто не знает когда. Уже думали, что придётся ночевать в Голоустном, на всякий случай договорились с девушкой из кафе, что поставим палатки у нее во дворе за заборчиком на лужайке.

Тут, однако, произошло шевеление на бело-лиловом катере ВРД. Володя еще в самом начале пошутил, что девушки, наверное, предпочтут выбрать розовенький катер из стоящих на причале. Выяснили, что он через час идет на Песчаную и просит с человека в одну сторону 400 рэ. Посовещавшись, решили, что лучше уж идти на катере в ночь и проснуться завтра утром на Песчаной, чем ночевать в Голоустном, и согласились. Нам действительно сказочно повезло, ведь не известно пойдет ли завтра какой катер туда, мы рисковали не попасть на эту бухту вообще, а уж очень хотелось.

Пока ВРД собирался и грузился, устроили пикник на обочине: на газу вскипятили чай и кофе, настрогали бутербродов, закусили печеньем. В общем, поужинали, утеплились, а тут уж и отплывать. В 21.30 вышли в море, было холодно, и из-за опустившегося тумана берега было не разглядеть. Познакомились с милой женщиной – хозяйкой базы, строящейся на бухте Песчаной. Она посоветовала поставить лагерь в соседней бухте с названием Бабушка, куда буквально несколько сот метров через хребтик ведет хорошая тропа. На самой Песчаной база и стихийно жить не разрешают, да и дров нет, домики кругом. Причалив, мы включили фонарики и, без труда найдя тропу, двинули туда. На бухте Бабушка даже в темноте поняли, что место необыкновенно красивое. Песчаный пляж и хвойный лес с пряно-пахнущим багульником и ковром из сосновых иголок. Там уже на небольших полянках стояло несколько палаточных лагерей. Мы выбрали место, времени было уже первый час ночи, а вот спать не хотелось. Отпраздновали наше прибытие стопочкой коньяку с шоколадкой, налили богу воды «Хани». Немного помедитировали на берегу, было прохладно, но безветренно. Поблагодарили Байкал за то, что нам в этот день удалось достичь желаемой цели. Решили, что духи позвали нас на Байкал и помогают нашему путешествию, за что им большое спасибо. Вдохновленные этими мыслями, легли спать, на утро назначив свободный подъем.

10.07.2010. День восьмой. Бухта Песчаная.

Свободно утром никто вставать не хотел, все решили хорошенько выспаться. А когда любопытство победило (ночью мы так и не увидели, как выглядит наша бухта с забавным названием Бабушка), мы повылезали из палаток и обалдели! Бирюзовая вода, белоснежный песок, величественные скалы, окаймляющие бухту! Полный восторг! А запах багульника и хвои! На берегу группа ёгов совершала утреннюю гимнастику на ковриках, издавая забавные звуки. Рядом с нашим лагерем в песке росло большое, так называемое, «ходульное дерево» - сосна, из корней которой выдуло почву, и оно гордо возвышалось на сплетенных корнях на пару метров над землей. Было ветрено и солнечно, некоторые от восторга даже занырнули в Байкал, хотя температура воды была всего 10 градусов.

Позавтракав, решили, что первыми пойдут гулять по округе девочки, а Володя останется караулить лагерь. Мы почти собрались, тут спустился туман, который стал бродить по бухте, то открывая чудесные виды, то таинственно пряча их от нас.

Тут неожиданно нас посетил мужчина с удостоверением с гербовой печатью национального парка, в котором было написано «внештатный инспектор лесничества». Он стал вымогать деньги за нахождение на бухте Бабушка (жаль мы так и не узнали сколько). После знакомства, мы объяснили данному субъекту, что взимание денег не законно и противоречит положению Национального парка, да и вообще попахивает уголовным преступлением. Он стал канючить, что это на вывоз мусора и что все по квитанциям. На что возник вопрос, почему же мусор не вывозится? В глубине леса были навалены просто горы отходов, стояли странные деревянные скворечники, изображающие туалеты (под которыми не то, что септика, даже ямы выкопать не потрудились). Кроме того в песке были выкопаны ямы, в которых лежал мусор. Квитанции у этого «инспектора» были совершенно липовые - на старых бланках и без отрывного корешка (просто для показухи перед отдыхающими), а это финансовое преступление. На все эти вопросы псевдо-инспектор ответить затруднился, испугался, стал рассказывать, что дело его маленькое – ему сказали деньги собирать, что, мол, начальство всё знает и виновато. Пока он не убежал, переписали данные его удостоверения и реквизиты квитанции для дальнейшего разбирательства в компетентных органах. Расстроились из-за того, что вместо реальной охраны природы, национального парка и Байкала, расцветает мошенничество: люди (ну хоть по закону и не являющиеся инспекторами – не бывает внештатных гос. служащих) занимаются поборами за то, что люди засоряют великолепную бухту. Мусор не вывозится, ни отдыхающими, которые считают, что если заплатили деньги, то имеют полное право свинячить, ни лжеинспекторами, которые просто набивают карманы и радуются своей безнаказанности.

В этих негодующих рассуждениях пошли на видовую площадку – огромные скалы-глыбы из песчаника, возвышающиеся на сопке над обеими бухтами. Бродячие туманы шастали по округе, но было все равно очень красиво. Знаменитый кедр «мужество жизни», невероятным образом выживал без воды на отвесной скале, обдуваемый всеми ветрами. Его стойкость и выносливость вдохновляла на перенесение любых тягот жизни. Пофотографировавшись, мы отправились в бухту Песчаную, осмотрели добротную базу советской постройки (самые ранние зарубки на беседке датировались 1972 годом), с тур-пунктом, клубом, кафе и даже уличным освещением, для которого не жалели генератора. Возле базы на утёсе угнездились две очаровательные беседочки с прекрасными видами. Мы насчитали целых три пирса на бухте с беспрерывно снующими туда-сюда катерами и водными мотоциклами. Песчаную по праву называют «Байкальской Ривьерой», самой теплой бухтой на всем Байкале, говорят в августе вода прогревается до 20 градусов. Мы поняли, что приехали слишком рано и наслаждались десятью градусами тепла кристально чистой воды бухты.

На Песчаной насчитали четыре знаменитых ходульных дерева, размер корней которых поистине поражал. Можно было на них лежать, висеть, лазить, что собственно мы и делали. Эта бухта более спокойная и закрытая – ни ветра, ни наката, в Бабушке волны в этот день и на следующий бушевали как на море.

Вернувшись в лагерь, пообедали, занялись купаниями и постирушками, а Володя снялся с дежурства и отправился гулять. Все время туда-сюда сновали ёги с ковриками и занимались практиками, прилежный народец. Солнце наконец-то закрепило свои права на побережье, вытеснив туман, Юлечка танцевала с плеером латино-американские танцы босая на берегу, я писала дневник, Лена Ч. хлопотала по кухне.

Вечером снова организованно гуляли и единились с природой. Накануне ночью заметили на непреступной скале мыса, разделяющего бухты Песчаную и Бабушку мигающий свет маяка. Днем, пытаясь разгадать загадку, как люди, зажигающие маяк попадают туда, нашли разрушенную лестницу, забраться по которой было уже не возможно. Никаких висящих проводов в округе не заметив, мы уж подумали, что стали жертвой массовой галлюцинации, но из путевой информации знали, что маяк там все же есть. Прошлая ночь была туманной, он мигал, а нынешняя необычайно ясной и звездной – света маяка мы не наблюдали, значит его включают вручную в зависимости от видимости. Оставили эту загадку истории. Мы, попев песен у костра, взяли коврики и легли на берегу наслаждаться видом звездного неба под шум прибоя.

11.07.2010. День девятый. Баргузин.

Капитан катера, на котором мы прибыли, сказал, что будет делать два рейса в Б.Голоустное в 9.30 и 17.00 этого дня. Мы решили после обеда снимать лагерь и идти караулить катер в Песчаную, в такую солнечную погоду каждый час отдыха был на вес золота. Совершив утреннее бодрящее омовение в водах Байкала, пошли гулять и фотографироваться, уезжать совсем не хотелось. Посетили еще одну бухту, расположенную в стороне пади Сенной, за мысом от бухты Бабушка. Уединенное и красивое место, идеально подходит для медитаций и приватных встреч. Но, как ни жаль, всё подходит к завершению, нам пора было двигаться на встречу новым приключениям. Перебрались в бухту Песчаную и с удивлением увидели, что у обычно оживленных пирсов, нет ни одного катера. Стали ждать и загорать, такими ожидающими были не только мы, это вселяло надежду.

В 17.00 нашего катера не было даже на горизонте, зато появился красавец Баргузин – чудо-лайнер на воздушной подушке – мы его несколькими часами раньше видели, высаживающим людей в бухте Бабушка. Он тогда без всяких затруднений встал в берег, спустил трап и так же легко отчалил. До этого пятеро дюжих мужиков не могли стащить моторку в воду из-за наката и зыбучего песка.

Завидев Баргузин, мы в три секунды оделись, схватили вещи и поскакали к нему (сколько нам еще пришлось бы ждать катер ВРД, который может вообще передумал приходить). До Б.Голоустного с нас попросили 500 рэ с человека, но Лена Ч. поныла, что дорого и проводница сделала скидку в 100 рублей. От Баргузина мы были в восторге – высокая скорость при отсутствии качки, комфортные кресла в белоснежных чехлах. Мы выбрались на верхнюю палубу и наслаждались пейзажами, солнцем и скоростью. Разговорились с приветливой проводницей, которая тоже увлекалась туризмом, оказалось, что Баргузин кроме понедельника и вторника на Усть-Баргузин имеет еще регулярные рейсы по средам, субботам и воскресениям на бухту Песчаную.

Поблагодарив экипаж корабля за помощь, мы десантировались в Б. Голоустном. Перед тем как начать пешую часть маршрута по Большой Байкальской тропе, нужно было закупить продукты и зарядить аппаратуру. Мы расположились отдохнуть на поляне возле красивой церкви, отдали в магазин аккумуляторы на подзарядку, стали лопать мороженое и звонить домой. Докупили продуктов, по этому поводу все жаловались, что еды слишком много (конечно, ведь продукты приходилось тащить на себе) и требовали урезать рацион, хотя все кроме Юлечки кушали обильно и с изрядным аппетитом. В путь отправились около 20 часов, встретили двух девушек, которые прошли за 2 дня от поселка Большие Коты до Б. Голоустного вполне успешно. Дорога уходила от поселка в сторону мыса Малый Кадильный, по ней откуда-то возвращались машины. Вскоре стало понятно, что далее вдоль дороги по берегу озера располагаются стояночки и места массового отдыха. Некоторые были заняты, народ жарил шашлыки и отдыхал. Подошли к таежной базе из сруба с названием Семёновка, она пустовала, но на территории произрастало множество красивых хвойных деревьев. У ворот расположилась симпатичная беседка, где удобно сесть и отдохнуть, что мы и сделали.

Прошли в этот день около 5 километров до начала тропы, вечерело, решили ночевать на ближайшей удобной поляне с кострищем. К воде вела самодельная деревянная лестница, похожая на трап корабля. Подул южный теплый ветер и стало даже жарковато. Как стемнело, достали колонки с плеером и в свете фонариков устроили танцы у костра.

12.07.2010. День десятый. Большая Байкальская тропа. Б.Голоустное – мыс Кадильный.

Проснулись в 7 утра, выход был назначен на 9, и, прособиравшись, вышли на тропу всего с 15-ти минутным опозданием, что было уже прогрессом. Тропинка поднималась и шла по верху крутого прибрежного кряжа вдоль озера. Через 1 км вышли к месту накануне планируемой ночевки, до которой в виду наступления темноты не дошли. Там на отличной поляне стояли самодельные столик и лавки, да, не соврали интернетовские писания, но лучше уж синица в руках.

Внизу, параллельно тропе по гальке шла колея, на которую вскоре спустились и мы, чтобы обогнуть скалистый мысок. Вскоре показались творения цивилизации – мы увидели резную табличку на дереве, которая гласила, что поставлена в память о егере, работавшем в этих местах и основавшем турбазу. Вскоре из-за поворота показалась и сама база, сделанная из того же материала, что и табличка. Она была не достроена, и народ активно трудился, укладывая брус. За ней виднелись домики внешним видом больше всего похожие на кордон (рога над входом, суровая «архитектура», моторка рядом), но опознавательных знаков, равно как и людей, не было. Сразу за окончанием забора этого хозяйства начиналась тропа, уводя снова в лес. Мы разделились – Володя решил пройтись по берегу, а остальные весело напевая, побежали в тенёчке по тропе. Расстояние было не маленькое, всего в этот день нам предстояло пройти около 20 км и посетить 2 пещеры.

От Б.Г. до Листвянки около 65 км и на это 3 дня с рюкзаками. По дороге встретились 2 стационарных лагеря на берегу, дедушка из одного сказал, что уже много лет каждый год приезжает сюда отдыхать из Москвы, пожелал удачи. Шли до 13 часов, на протяжении всего пути спуск к Байкалу был очень обрывист, а когда тропа стала подходить к мысу Малому Кадильному, мы обнаружили деревянную лестницу, спускающуюся на берег. Тропа шла, правда, дальше вверх, но разведка показала, что она очень крута и обрывиста. По лестнице спускаться с тяжёлыми рюкзаками оказалось то ещё удовольствие – пролёты между ступенями большие (в половину моего роста) и не дотягиваешься ногой до следующей перекладины.

Спустились, пошли дальше берегом, и вскоре перед нами открылась падь Малая Кадильная – красивейшие скалы пород конгломератов среди зелёного смешанного леса. Перед входом в распадок привалились на бивачном месте с кострищем. Лена Ч. Вызвалась варить обед, а мы потопали в падь на поиски пещер. Повернув на развилке троп налево, попали сначала в пещеру Часовня. Вход расположен довольно высоко, приходиться карабкаться по крутой наклонной катушке свободным лазанием, но всего 3 метра, сверху заботливо протянута веревочка-стропа, за которую можно держаться. Далее еще одна катушка и щель-меандр наверх, заканчивающаяся тупиком, объёмы пещеры довольно малы.

Мы с удовольствием полазали там и поскакали в поисках пещеры Кадильной, в которой по утверждениям археологов жили древние люди. Вернулись к развилке троп, и пошли по правой, дошли до полянки и выбрали направление прямо и налево вверх по склону. Поднявшись, сначала мы увидели узкую щель вровень с землей, как хронический спелеолог я тут же туда залезла, внутри можно было встать в полный рост и немного пройти, но дальше был тупик. Выше по склону располагалась замечательная пещера Кадильная – большая полость, наверху в своде которой - отверстие на поверхность. Мы сразу представили, как здесь, когда древние люди жгли костры, через это «окно» выходил дым, очень удобно, учитывая свойства тяги. Володя даже занялся скалолазанием на одной из стен пещеры.

Стали возвращаться, вокруг порхали разноцветные бабочки, перелетали с цветка на цветок, садились на одежду и лицо. Когда вернулись к биваку, Лена Ч. уже приготовила вкуснейший куриный супчик. Было радостно на душе, мы полезли купаться, казалось, что даже вода в озере стала теплее. С аппетитом поели и вышли в сторону мыса Б. Кадильного около 18 часов.

По дороге встречались лучезарно-улыбающиеся иностранцы, красно-книжные растения и лошадиные «приветы». К слову последние попадались нам на протяжении всего пути. Дошли до некого селения, оказалось это кордон и домики сотрудников Прибайкальского национального парка. Отдохнули, но как только двинулись через калитку далее, путь нам преградил молодой инспектор. Показал свои документы (в этот раз настоящие), мы ему свои, в общем познакомились. Он сказал, что на протяжении тропы до мыса Соболева они теперь ставить палатки и жить не разрешают. Предложил переночевать либо на территории кордона (понятно, что не бесплатно) либо рядом на организованной стоянке. Мы как то не планировали жить в обитаемых местах, но видимо для него вопрос был принципиальным, нас упорно не хотели пускать жить в падь «Нижнюю». Объяснял он это, то миграцией животных, то пожарной безопасностью. Посовещавшись, решили ночевать на оборудованной площадке рядом с кордоном, хотелось побольше узнать о жизни Прибайкальского национального парка.

Тут к нам поболтать подошла пара иностранцев, оказалось австрийцы, девушка вполне сносно пыталась говорить по-русски, но вскоре мы все же перешли на английский. Они шли по встречному маршруту из Б. Котов в Б. Голоустное и остановились ночевать в съемной комнате на кордоне.

Мы поставили палатки возле пирса рядом с беседками и лавочками. Территория эта была наглухо огорожена забором для скота, и куда идти дальше было не понятно, продолжение тропы не просматривалось. Я решила пойти пообщаться с инспекторами, так сказать в рамках комплексной оценки состояния территории и соблюдения режима ООПТ. Начальник кордона и инспектор оказались приятными людьми, болеющими за свое дело. Передвигаются они по территории на лошадях, так как дорог нет, только тропы, подкармливают изюбрей, чтобы не уходили в районы, где разрешена охота. Рассказали они о проблемах их участка нац. парка, посетовали на скудное финансирование, трудностях вывоза мусора, патрулирования, борьбы с пожарами.

Порадовало, что при всем этом они хоть что-то стараются делать, следят за вверенной территорией, на которой надо сказать действительно чисто. По правде никому не нравится, если их свободу передвижения ограничивают или требуют соблюдать правила, но ведь если хорошо подумать, то каждый осознает, что если не упорядочить стихийное и неконтролируемое нашествие отдыхающих, то от прекрасных мест скоро ничего кроме гор отходов не останется. Что уж говорить, если по рассказам работников кордона некоторые базы варварским способом избавляются от мусора: вывозят в марте на начинающий вскрываться лед озера и оставляют, лед тает, мусор тонет. Такой уж у нас менталитет к сожалению.

Наскоро поужинав, упали спать, сказывалась усталость дня, болели ноги. В общей сложности мы прошли за сегодня около 18 км, нашли и посетили пещеры, в общем, день удался!

13.07.2010. День одиннадцатый. Загадки Чертова моста и мыса Скриппер.

Проснулись в 7 часов, пока пытались на штормовом ветру варить завтрак на газовой горелке, обернутой ковриком, думали, что польёт дождь, но обошлось. Вышли около 9.30, изгородь для животных, преграждающая тропу, открывалась очень интересным образом: поперечены просто выдвигались из пазов. Тропа далее шла по склону берега Байкала.

Через час пришли в падь «Нижнюю», где как раз была стоянка, на которой не разрешали ночевать (видимо мусор оттуда вывозить сложнее, приходится это делать на лошадях). Вскоре подошли к Чертову мосту, с сомнением посмотрели на отвесные скалы перед собой, поискали взглядом на них тропу.

Лена Ч. уже несколько дней переживала по поводу прохождения этого участка, боясь высоты и крутизны склона. Но у страха глаза велики, взвалили рюкзаки и потихоньку поползли. Не так страшен Чертов мост, как его малюют (позже найдя более крутые и опасные места стали приговаривать, что не то место назвали Чертовым мостом). Хотя оступившись с груженым рюкзаком усвистеть можно было без особого труда. Пройдя этот участок (очень кстати красивый), отдохнули, повеселели, продолжили путь. Боялись пропустить поворот тропы в обход скалы Скриппер, пошел дождь.

Налазившись с грузом по крутым сыпучим склонам, нашли сворот (его можно было пропустить если только идешь по кромке берега, если по тропинке склона, то «слоновья» тропа весьма заметно уходит направо), встретили французов с пятью детьми, совершающих поход по этому маршруту уже не первый раз. Пещеру Скриппер правда не нашли, да особо и не стремились, будучи очень промокшими и уставшими.

На перевале познакомились с двумя отлично говорившими по-русски немцами. Да, иностранцев здесь больше чем соотечественников. Нас догнали с табуном лошадей и жеребят наши давешние знакомые – работники нац. парка. Они гнали коней в Б. Коты (подозреваю, что для того, чтобы катать туристов).

Дальше от Скриппера тропа стала лучше, оказалось, что общественная организация «Большая Байкальская тропа» (ОО ББТ) прокладывает ее и благоустраивает. В пади Сенной стояла то ли база, то ли кордон (скорее и то и другое) – юрты, домики. В следующей пади располагалась коммерческая база для иностранцев, предлагались экскурсии по эко-тропе до мыса Скриппер. От Скриппера до Б. Котов дошли за 1,5 часа, то поднимаясь, то спускаясь по тропе в обход прижимов. ОО ББТ вообще планируют благоустраивать тропу от Листвянки до б. Песчаной, сейчас они на четверти пути до выполнения проекта. В Б. Котах решили искать жилье и баню, встать в поселке палатками не было никакой возможности. Обошли весь поселок, бабушки комнат не сдавали, были базы и постоялые дворы. Самый дешевый вариант 300 рэ в сутки с человека, баня 100 рублей человеко-час в большом постоялом дворе. Решили ночевать, очень хотелось постираться и отдохнуть.

Магазинов в Котах не оказалось, только киоски, в которых местные торгуют перекупленным товаром втридорога. Дороги в Б. Коты нет (автотранспорта в деревне тоже), сообщение только водное, вот и возят местные жители товары баулами на рейсовых катерах, чтобы перепродать (Восход ходит от Листвянки несколько раз в день). Покупать продукты в Б. Котах в виду скудного выбора и дороговизны не рекомендую. Рыба (омуль) копченый вообще 80 рублей за штучку! (На Хужире – 20 рэ). Оказалось, это из-за того, что рыбу везут сюда с Малого моря, здесь рыбы нет!

Поужинали, расслабились, постирались, с удовольствием отпарились в бане, вполне неплохой надо сказать. Начался вечерний массовый сеанс массажа и отдыха, завтра нам предстоял большой переход через перевал в Листвянку – нужно отдохнуть.

14.07.2010. День двенадцатый. Перевал Черный и лошадиные тропы.

Утром решили встать на час позже, в итоге провалялись 2 часа, сонно и ленно стали собираться и завтракать. В итоге вышли только около 11 часов. В музей (что возле причала) попасть нам не повезло (чему некоторые, зная мое пристрастие к музеям, были рады), он открывался почему-то в 15 часов. Зарядил дождь. Пока пережидали его на крыльце музея, увидели, как подошел давешний Баргузин, даже узнали знакомую проводницу. Помахали им рукой, надели дождевики, и глубоко вздохнув, поползли на маршрут.

Выйдя на берег, стали двигаться вдоль него по дороге, миновали деревню Б.Коты, базу с чудным названием «Прожорливый Гаммарус», через 40 минут дорога спустилась на берег к старому пирсу. Справа был указатель на базу «Приют старателей» и колея лесной дороги, налево (прямо) вдоль обрыва уходила тропа. Можно пройти в Листвянку и вдоль берега, но путь этот имеет крутые прижимы и осыпной грунт. Решили идти через перевал Черный, дабы насладиться красотами Байкальской тайги, по обрывам мы уже напрыгались. Посему, повернули направо (к базе) и пошли по колее обслуживания ЛЭП (дорогой это месиво назвать можно только с фантазией). Судя по карте, до Листвянки оставалось около 20 км.

База «Приют старателей» оказалась настоящим таежным зимовьем, все домики с печным отоплением из бруса и бревен. Живописно.

Стали углубляться в лес по колее, через какое-то время снова встретились с ЛЭП (она нас так и будет преследовать на протяжении дальнейшего пути). Вокруг была необыкновенная красота – богатое многообразие трав и кустарников. По обе стороны дороги разрастался полями бадан, с необыкновенно огромными листьями. Так же рассмотрели: смородину, рододендрон, болотный багульник, можжевельник, малину, бруснику с множеством ещё зеленых ягод. Природа здешняя очень похожа на Приморскую тайгу буйством и разнообразием. Вскоре подошли к не крутому и не особо продолжительному подъему на перевал. От Больших Котов до вершины перевала наш ЖПС показал 10 км. Высота перевала Чёрный 830 метров над уровнем моря (но не Байкала, озеро-то высокогорное – 500 метров над уровнем моря!).

Спустились в долину реки Большая Крестовка, под перевалом стояла конная группа: нач. кордона Кадильного в отпуске (ну он так сказал:) катал туристов. Они обедали, мы разговорились, оказалось, что лошадей они водят через Чертов мост другой дорогой - есть тропа по верху сопки. Мы уточнили дальнейшую дорогу и двинули дальше, миновав мелкий брод через Б.Крестовку, пошли налево вдоль ЛЭП, далее тоже выбирали левые направления по основной дороге. Распогодилось и засветило солнышко, появилось великое множество насекомых, от которых мы уже отвыкли – по берегам Байкала их почти нет. А здесь, как только останавливаешься, тобой тут же начинают обедать все виды кровососущих, хоть бегом беги!

Шли заболоченной низиной реки Крестовка, конная группа обогнала нас, оставив следы копыт на дороге. Приближался вечер, чувствовалась усталость. Нач. кордона национального парка подсказал нам стоянку в 3 км не доходя до Листвянки, у речки. Эту поляну он назвал Черемшаной (может там обычно стоят охотники за черемшой). Место было действительно отличное, необитаемое и удобное, и пришлось так кстати, ввиду накопившейся усталости. Тем более искать вечером жильё в Листвянке не было никакого желания, а здесь речушка, тайга – родная стихия. Всего в этот день ЖПС показала 18 км, к утру, подумав, накинула еще 6. То-то ноги так гудели и ныли. Зато вокруг запахи тайги, трав, цветов, журчание ручья и тишина!

Поужинали, попили чай на травах, стали отдыхать. Завтра у нас по плану экскурсия по Листвянке и отъезд в порт Байкал на паромчике через устье Ангары.

Вечером Лена Ч. замогильным страшным голосом стала читать описание маршрута к Соболиным озерам (который нам еще предстояло пройти), выделяя паникой в голосе описание крутых подъемов, бродов и прижимов, проходимых (судя по описанию) свободным лазанием. На этих моментах она, впечатлившись, переспрашивала меня (валяющуюся в палатке): «Каким-каким лазанием?», со смехом в голос мы с Юлей хором отвечали: «Свободным, Лена, свободным!». После этого она в шутку причитала, что ручному хомячку (коим она себя называла) будет тяжело и сложно, и с дрожью в голосе продолжала читать дальше. Мы хохотали, что вернуться с Соболиных можно по реке Селенгинке и далее по р. Снежной сплавом … или самосплавом.

15.07.2010. День тринадцатый. Достопримечательности Листвянки. Тринадцатое число. Дезинформаторы дезинформировали. Где же поездатые поезда. Все к лучшему…

Ночью был дождик, мы отдали должное Лениному тенту. Оказалось, что накануне вечером, Володя, улизнув от нас, предпринял разведывательную вылазку в Листвянку (не нагулялся за день:). Рассказал, что там, за лесом в 3-х км, практически развитый «гламурный» мегаполис - Листвянка. Мы сразу задумались над нашими нарядами, хотелось выглядеть максимально прилично.

Более всего Володю впечатлила набережная и, находящийся в частном поместье, Театр авторской песни на Байкале. Туда, судя по расписанию выступлений на калитке, приезжали выступать Никитины, Гейнст и Данилов, Шаов и другие барды. На ближайшем концерте планировалось выступление неизвестного нам барда с говорящей программой под названием: «Для умных женщин и трезвых мужчин» (я почему-то засомневалась, что на концерте будет аншлаг, судя по определению целевой аудитории :).

Мы переоделись, приняли максимально «гламурный» вид и вышли из тайги на свет. Листвянка сразу произвела положительное впечатление – асфальтовая дорога вдоль берега Байкала и длиннющая набережная. В поселке несколько туристических инфо-центров, там продаются карты, экскурсии, есть интернет. Мы туда и направились, интересовала экскурсия по КБЖД на Кругобайкальском экспрессе. Изначально планировался один день пешки по КБЖД, а следующий на попутном поезде (если будет таковой) в Слюдянку, но очень хотелось услышать побольше информации и прокатиться на настоящем паровозе.

Девушка в инфо-центре сказала, что ближайший экспресс идет из порта Байкал в субботу, мы задумались, т.к. был только четверг, и нам пришлось бы ждать день. Взвесив все за и против, решили, что потратим этот день на осмотр достопримечательностей Листвянки (благо их предостаточно), и поедем кататься на экскурсионном поезде. Значит надо искать жилье.

Нашли избушку супер-эконом класса за 300 рэ с человека, но нас это устраивало. Вообще в Листвянке цены на проживание заоблачные, а условия спартанские, что говорить – популярный туристический центр.

Заселились, бросили рюкзаки (это было одной из цели съема жилья) и отправились гулять. Сначала встали лицом к Байкалу и повернули налево, пошли, читая забавные объявления на заборах и столбах, чего только не предлагали в этом селении отдыхающим. Рядом с причалом и шикарной гостиницей «Маяк» расположились основные объекты культурной жизни: нерпинарий (это как дельфинарий, только с нерпами:), рынок, сувенирные лотки, кафе, причал прогулочных катеров, и даже кедровые бани на берегу, похожие на палатки для торговли. Все очень мило и аккуратно (по-европейски можно даже сказать), клумбы, лавочки, беседки, везде продают рыбу, сувениры.

Неподалеку оказалось еще 2 инфо-центра, там нам дали уточнённую (на этот раз достоверную) информацию о Кругобайкальском экспрессе. Оказалось, что он в субботу и среду ходит Иркутск – порт Байкал, а в воскресение и четверг в обратном (нужном нам направлении). Но это было не важно, так как билетов на ближайшее воскресение уже не было! Мы расстроились, но решили, что, наверное, это судьба провести всё же день в Листвянке. На КБЖД оставалось, правда, не более 1 дня, но мы верили, что все будет хорошо.

Посетив сувенирные лотки и избавившись от избытка денежных средств, отправились в самый конец Листвянки к Обсерватории. Вдоль берега расположились беседки и поляны для пикника, которые можно было арендовать за плату на целый день.

В Обсерватории сказали, что экскурсии проводятся при группах от 10 человек и по предварительным заявкам, так что мы ушли несолоно хлебавши. Прямо на улице вдоль дороги у своих домов сидели тетеньки с коптильнями и лотками сушеного, горячего и холодного копчения омуля. Продавали рыбку по 40-50 рублей – вдвое дешевле, чем в Б.Котах, немного дороже, чем на Хужире, сюда её тоже в основном с Малого моря везут. Далее мы держали свой путь в Лимнологический музей, до него предстояло пройти через весь посёлок, который оказался необычайно протяжённым (наверное, километров 5).

Не уставали удивляться совершенно необычайной архитектуре Листвянки: старые дома и избы из потемневшего дерева, аккуратные сибирские домики с резными палисадами, современные коттеджи и деревянные отели причудливого стиля, дворцы красного кирпича и розовый замок из сказок Диснея. Всё это несовместимое многообразия стилей и безвкусицы, каким-то образом вполне гармонично уживалось в по-европейски развитом посёлке. У меня даже возникла ассоциация с развитой туристической инфраструктурой, протяжённой прогулочной улицей, множеством услуг Паттайи в Тайланде, только в мини-сибирском масштабе. Было сходство и с Питером – погода и прохладный Байкал, туманы и опять же набережная. Казалось, что выходцы со всего света, приезжая сюда, привозили частичку своего края, она приживалась и дополняла многообразие.

В музее за 210 рублей купили по билету, который включал в себя экскурсию в музее, виртуальное погружение в батискафе на дно Байкала и экскурсию в Дендрарий. Можно отметить очень интересную экспозицию животного мира Байкала, геологических особенностей, историю погружений и следований озера.

На первом этаже в больших аквариумах сновало множество рыбок, а также две очаровательные, пухленькие и ворсистые байкальские нерпы. Они кокетливо выделывали пируэты в воде, выныривая, смешно болтали ластами и маленьким хвостиком, позировали публике. Одной исполнилось 3 года, второй уже 7 лет, но внешне разница в возрасте не была заметна. Пепельно-серый мех переливался в воде, большие умные глаза смотрели с интересом, нас просто очаровали эти милые и трогательные создания! Вид байкальских нерп – это эндемики – водятся только в водах Байкала. В холодное время года, когда начинает вставать лёд, они, постоянно выныривая, чтобы вдохнуть воздуха, не дают замерзать своей персональной лунке, которой они и пользуются всю зиму. Питаются нерпы бычками-подкаменщиками и другой некрупной рыбкой.

Для погружения в виртуальном батискафе нас собрали в помещение, изнутри напоминающее подводный аппарат, в иллюминаторах (а их роль исполняли мониторы) по мере погружения показывали подводный мир Байкала, с характерной для каждой глубины погружения фауной.

В дендрарий в этот день мы уже не успевали, и добрые сотрудники музея перенесли экскурсию, написав на билетиках завтрашнюю дату.

Сразу за музеем начинается дорога к горнолыжке и канатной дороге на пик Черского. Мы решили совершить туда прогулку и посмотреть закат. Лена Ч. Правда подустала и решила вернуться в наше временное пристанище, а мы с Юлей и Володей пошли наверх. До канатной дороги оказалось совсем недалеко и вскоре нас усаживали на кресла подъемника. Стоило удовольствие скататься туда и обратно всего 150 рублей с человека. Я первый раз ехала на кресельном подъемнике и было страшновато от высоты и покачиваний. Мы тихо попискивали и позировали Володе, который пытался запечатлеть всё это на фото. Склон самой горки, надо сказать, совсем неплох, зимой видимо доставляет много приятных эмоций любителям горных лыж и сноуборда.

Поднявшись наверх, заметили кафе под названием «Вершина», ну как мы могли туда не зайти? :). И в этот самый момент позвонили ребята нашего турклуба «Вершина», сплавляющиеся на катамаранах по реке Снежная (4 к.с., район Хамар-Дабан). Сообщили, что у них всё хорошо, сплав проходит по плану, и они будут в месте, где мы с ними договорились встретиться (на стрелке р. Снежная и р. Селенгинка) даже раньше планируемого (вот какие чудесатые чудеса может спутниковый телефон).

Мы попили чая в кафе и пошли на видовую площадку к камню Чешского для фотосейшанов и медитейшенов. Думали дождаться заката, но неумение сидеть без дела не позволило потратить 2 часа на ожидание. Спустились вниз, посетили памятник поэту Вампилову на мысе Рогатка, солнце стало заходить за гору над портом Байкал. Мы шли по набережной, наслаждаясь закатом, цвета которого менялись и меняли окружающий пейзаж каждые несколько минут. Небо стало золотым, потом добавился лилово-розовый оттенок, который затопил всё вокруг, и небо и море, стер линию горизонта и растворился в воде. Облака оттеняли пейзаж и делали виды ещё более сказочными. Весь Байкал, бескрайние просторы воды стали пурпурными, трудно передать словами это великолепие!

Наши ноги уже гудели и хотелось есть, но телесное отступало перед нереальной красотой. Дошли до кафе на рынке, оно уже закрывалось, купили на вынос позы и пиво, уселись на берегу и наслаждались. Тут и Лена Ч. подоспела, мы слушали шум воды, шутили и смеялись. А по дороге в домик в честь свадьбы у кафе давали салют, настроение было необычайно радостное и восторженное. Ночная жизнь Листвянки тихонько бурлила, гостиница «Маяк» тонула в огнях разноцветной подсветки фасада. День удался и жизнь удалась!

16.07.2010. День четырнадцатый. Пища для ума и души. Невообразимый ливень и невероятное везение.

Утро началось в 8.30, мы с Юлечкой, умывшись, собрались посетить Свято-Никольскую церковь. С остальными договорились встретиться у дендрария, чтобы всё же совершить сегодня туда экскурсию. Церковь оказалась небольшая, красивая, с колоколенкой и полностью деревянная, но по причине не приемного дня она была закрыта.

Зато экскурсия в Дендрарий удалась. Там проложены по всей территории мосточки и деревянные дорожки, что позволяет комфортно гулять и обозревать растения собранные там почти со всего побережья Байкала. Рассказали нам и про интересное растение Аконит. В старину женщины, которым очень надоели их мужья, брали коренья Аконита и стирали с ними рубаху супруга. А после баньки и стопочки одевал мужчина рубаху, ложился спать и не просыпался. А всё потому, что растение это крайне ядовито! Ох уж и коварные жёны были в старину! Лена Ч. сразу же заинтересовалась этим вопросом, выясняя сколько грамм корня нужно на литр воды, мы насторожились…

Из иной познавательной информации: дубы, как впрочем и другие представители широколиственного леса, на Байкале не растут ввиду сурового холодного климата. Произрастают четыре вида рододендрона и три вида лиственницы, встречаются золотой корень, можжевельник, кедровый стланик, а вот тисов нет. Розовая, очень красивая маленькая лилия, у которой на одном стебле несколько соцветий, мы неоднократно восхищались ею по дороге, оказалась местной саранкой. А вот невероятно душистая сирень, в обилие произрастающая в Листвянке, оказалась специально выведенным гибридом. От этого она конечно нисколько не потеряла своего очарования.

После Дендрария мы направились в Арт-галерею (найти её, несмотря на указатель, было не просто: от памятника ВОВ наверх, практически до конца улицы и направо). Позабавили юморные таблички и вывески возле домов и магазинов. Галерея очень понравилась, необычные картины местных и не только художников, дизайнерские затеи, собачки, сделанные из запчастей машины, глиняные фигурки и композиции из камня. Возле каждой картины можно было провести час, уносясь мысленно в фантазии автора. Мы получили непревзойденное эстетическое удовольствие.

После пищи духовной, пошли принимать пищу телесную в кафе на рынке. Только заказали шашлычок и расселись за уличные столики под навесами, как совершенно неожиданно пошел ливень. Темная туча суетливо вылезла из распадка, гремя громом, и разразилась грозой. Вода лупила с неба с невиданной силой, все забегали, спасая вещи, потоки уже лились по улицам. Мы сидели, ютясь под навесом, вздрагивали от молнии и вдыхали запах байкальского ливня.

Накануне в музее экскурсовод показывал хариуса, весело плавающего в аквариуме. Сказал, что эти рыбки хорошие синоптики: если спокойно лежит на дне – погода будет ясная, если же мечется - быть дождю. Хариус вчера предсказал переменную облачность без дождя, слукавил наверное. После ливня засияла радуга, а потом густой белый туман залил молоком всё вокруг

В порт Байкал решили ехать на пароме в 16.15, но ошиблись в тумане, тщетно прождали на пирсе для больших теплоходов, просто не увидев причал Рогатка. Добрые люди подсказали верное место, и мы стали ожидать паром на 18.15, высушивая вещи на подоспевшем солнышке. На пирс прибыли дайверы, собиравшиеся нырять в районе порта Байкал и КБЖД. Дайвинг на Байкале оказался очень развит, только в Листвянке несколько отделений дайв школ.

Паром от Листвянки до порта Байкал идет 7 минут через устье Ангары и стоит 42 рубля. Вскоре, высадившись на другой берег, мы увидели станцию легендарной КБЖД. Здание вокзала было отделано деревом, дорожки между клумбами усыпаны мраморными камешками, очень симпатично. На вокзале кроме музея находились гостиница (около 600 рублей за номер в сутки), буфет, бильярд и другая роскошь цивилизации.

Нас интересовало в первую очередь расписание жд транспорта до Слюдянки. Кроме ночной «матани» (рабочий вагон) в расписании был заявлен поезд на 10.30 утра следующего дня, это обнадёживало, и мы стали выяснять. Вежливый охранник вокзала посоветовал обратиться к капитану стоящего тут же у станции нового трёхвагонного «рельсового автобуса». Капитан уточнил, до какой станции нам ехать, и обещал взять нас так сказать сверх плана.

Мы, обрадованные, пошли в музей станции, где экскурсовод совершенно бесплатно и от души рассказала нам про историю КБЖД и станцию порт Байкал. В музее поразили огромные макеты станции и туннелей, богатая информационная и фото экспозиция.

Из экскурсионной информации: в 1905 году был введен в эксплуатацию первый путь КБЖД, в 1956 году в результате строительства Иркутской ГЭС и образования водохранилища, участок порт Байкал – Иркутск был затоплен. Так же с 1956 года участок Слюдянка – порт Байкал вывели из эксплуатации, остался только 1 жд путь, второй разобран. Этому участку присвоен статус памятника истории и архитектуры и активно водятся экскурсии на специальных поездах.

Экскурсовод пригласила прийти завтра утром и продолжить осмотр музея, и мы пошли искать место под палатки возле станции. Была уникальная возможность искупаться в Ангаре, единственной реке, вытекающей из озера Байкал, в то время, как сотни других, впадали в него. Вода оказалась 7 градусов, самая холодная за весь маршрут. Ноги сводило, дыхание захватывало, мы забегали бегом, быстро окунаясь, возвращались на берег.

В магазинах порта Байкал выбор был почему-то много лучше, чем в Листвянке и цены так не кусались. Добрая продавец даже поставила бесплатно батарею от фотоаппарата на зарядку. Вообще люди здесь милые, добрые и отзывчивые. Некоторая оторванность от цивилизации (добраться сюда можно или по воде или по жд) и, думаю, уникальность этого места дарили им светлые мысли.

Мы стали ужинать, вскоре пришла «матаня» (рабочий поезд) из Слюдянки, народ стал пытаться уехать в Листвянку. Последний паром уже ушёл и их перевозили по договоренности катерки-частники. Кому не удалось уехать, остались ночевать неподалёку в палатках.

К нам подошёл мужчина с рюкзаком и иностранным акцентом, спросил, можно ли поставить палатку рядом. Мы, конечно, разрешили, познакомились и напоили его чаем. Оказалось, что он из Польши, хорошо говорит по-русски, путешествует один по Байкалу да ещё и радиолюбитель. Накануне он сходил на пик Черского (Хамар-Дабан), прокатился на «матане» по КБЖД и завтра едет в Листвянку. Отважный человек, искатель приключений.

Они с Володей поднялись на ближайшую сопку к маяку, дабы запечатлеть закат. Вчера мы наслаждались закатными лучами, находясь на одном берегу устья Ангары, а сегодня нам удалось увидеть Листвянку в предзакатном солнце.

17.07.2010. День пятнадцатый. Кругобайкальская железная дорога.

Утро было солнечным и тёплым, собравшись и позавтракав, мы ещё раз посетили музей. Экскурсовод очень интересно рассказывала историю КБЖД, хотелось слушать и слушать. Но до отправления «рельсового автобуса» оставалось совсем немного. Капитан определил нас во вторую кабину машиниста в конце поезда. Мы были вне себя от восторга – нам повезло проехать по КБЖД днём, с экскурсией, да ещё и в кабине!

КБЖД была действительно уникальна и потрясающа, столько кропотливого труда было вложено, учитывая сложный рельеф, необходимость делать туннели и суровый климат региона. Электричества на КБЖД не было, строили и запускали все механизмы под действием пара. Вся дорога строилась вручную и была закончена за 2 года и 3 месяца.

На ст. Уланово встретили настоящий чугунный паровоз на дровах - «Байкальский круиз», он очень колоритно гудел и выпускал клубы пара. А на ст. Маритуй - «Байкальский экспресс», современный поезд, учитывая, что у КБЖД только один путь, разминуться поездам удаётся только на разъездах определённых станций. Так как идут они по расписанию, проблем с этим не возникает.

Тоннели КБЖД уникальны и живописны, камень обтесан вручную, над галереями трудились даже итальянцы. Мы подъехали к станции и мысу Половинный, где находится самый прямой и длинный туннель кругобайкалки – 778,4 метра. Он просматривается насквозь и совсем не кажется таким протяжённым. Здесь находится селение и пляж с лавочками и столиками – место отдыха и обеда.

На станции Киркерей, названной так в честь реки, водопадом стекающей с высокого скального склона. Для прокладки тоннеля речку вывели путём постройки сложнейших дамб и водосборных лотков. Теперь часть вод протекает под землёй, а часть водопадом в бетонном лотке проходит свой путь к Байкалу по верху скального склона. Именно эта станция стала местом стыковки Транссибирской магистрали.

Следующей остановкой стала станция Старая Ангасолка, на которой находится «Музей Рериха на Байкале», там представлены репродукции его картин, а так же Айвазовского и местных художников. Замечательную экскурсию нам провела женщина, работающая там. Вдохновлённые, мы продолжили свой путь.

Десантировавшись в Слюдянке, сразу узнали, что ближайшая электричка до станции Выдрино (туда далее лежал наш путь) идёт в 6.25 утра следующего дня, пришлось ночевать. Жить решили на вокзале, надо сказать сделанном из цельного мрамора, в комнатах отдыха. Гулять по Слюдянке сил уже не было, посмотрели только церковь и окрестности вокзала, остальное оставили на обратный путь. Покушали в кафешке, приняли душ и в кроватку, жизнь то налаживается!

18.07.2010. День шестнадцатый. На стрелку рек Снежная и Селенгинка.

Поднялись по будильнику и, как в армии, пока горит спичка, собрались. Билет до ст. Выдрино стоит 38 рублей, ехать около 1,5 часов. По дороге наслаждались чудесным зрелищем восходящего над Байкалом солнца.

Прибыли на станцию Выдрино около 8 утра, посёлок ещё спал и впечатления не произвёл. Интуитивно пошли по улице, уводящей от жд и вскоре оказались на шоссе Иркутск – Улан-Уде. Сфотались на стеле «Республика Бурятия» рядом с мостом и пошли по правому (орографически – если стоять спиной к истоку) берегу реки Снежная. Дело в том, что правый берег относится к Бурятии, а левый к Иркутской области, граница субъектов проходит прямо по реке.

В описании тропы говорилось о большой поляне, на которой обычно стоят туристы, но видимо за пару лет всё изменилось. Мы дошли до базы «Соболиная» и дорога ушла налево, и мы отправились по ней. От станции до ближайшего ориентира – первой ЛЭП насчитали около 4-х км, до второй ЛЭП чуть больше 5 км. В районе второй ЛЭП мы немного растерялись, т.к. дорога раздваивалась. Повернули направо и стали спускаться к реке, вышли на берег и пошли галечной отмелью берега вверх по течению, там, где галька кончилась, началась лесная тропа. В этом месте мы с Юлечкой стали ждать Володю и Лену Ч. Володя вскоре догнал нас, предварительно поразмахивав Лене Ч. руками, и первый пошёл по тропинке. Мы остались ждать отстающую Ленку, но через 10 минут она не появилась и я, желая ускорить процесс, пошла обратно ей на встречу. Дойдя почти до начала дороги ЛЭП, я её так и не обнаружила, очень удивилась этому обстоятельству, проскочить мимо она бы не смогла. На крики и зов Ленка не отозвалась, просто как сквозь землю провалилась! Я вернулась к Юлечке, мы решили, что Лена Ч. либо нашла более ранний выход на тропу, либо просто пошла по лесу вдоль реки. Взяли рюкзаки, прошли 1,5 км, зовя её – безрезультатно. Мне пришлось снова скинуть рюкзак и вернуться на берег искать её, беспокойство нарастало. Прочесав снова галечную отмель и окружающие кусты, меня стала одолевать мысль, что она каким-то образом нас обогнула, обогнала и топает где-то впереди. Ну, куда же можно деться со 100 метрового галечного пляжа?!

Кое-где пробивался сигнал МТС, я пыталась звонить Ленке, но абонент находился в недоступном месте не только для меня, но и для оператора связи. Вскоре тропинка привела нас на перекресток большой тропы, которая, судя по всему, начиналась где-то от второй ЛЭП. Мы тут же решили, что Лена по ней срезала путь и весело скачет впереди. Наши догадки стали подтверждать встречные туристы, узнав по описанию девушку, оторвавшуюся от нас минут на 20. Я даже почувствовала себя глупо – ношусь тут, как угорелая, в поисках, а Лена спокойненько, легко перебирая лапками, топает впереди.

Тропа постепенно сужалась, но хорошо просматривалась, петляла между деревьев, по корням, приходилось перелезать через стволы поваленных деревьев. Догнали Володю, он отдыхал и Лену не встретил, но обнадёженные информацией встреченных туристов, мы продолжили погоню.

Через какое-то время закралось подозрение, что или Лена Ч. стала сильно быстро ходить (может она всё это время скрывала свой талант), или мы на самом деле еле тащимся, так как должны были её уже давно догнать. Никакого попутно транспорта тут вроде не было, на котором она могла бы нас обскакать…

Стали отдыхать и ждать её, не вполне уверенные идет ли она впереди или позади нас. Через час пошли дальше, решив, что если бы она шла за нами, то уже давно бы догнала. Опрос встречных людей показал, что впереди её, скорее всего, нет. Мы передавали через идущих вниз Лене послания. Ну, куда можно деться с «конской» тропы без развилок, идущей вдоль реки?!

Многие встреченные задавали, с нашей точки зрения как минимум странный вопрос: сколько ещё идти до Выдрино? На сплавщиков вопрошатели были совсем не похожи, как же они могли не знать далеко ли до станции, если уже держали обратный путь? Их что, ночью с завязанными глазами принесли на стрелку с Селенгинкой?

Вскоре загадка решилась, мы дошли до большой поляны на стрелке рек, там оказалась палаточная база и припаркованная рядом лодка с плоским дном и воздушным мотором-пропеллером сзади. Видимо, именно этим транспортом и завозился коммерческий люд на стрелку, а потом они уже гуляли обратно пешочком (около 20 км), чтобы сэкономить. Мысль о том, что Ленка снова уехала на этой речной попутке, однако, не подтвердилась, найти её в коммерческом лагере не удалось, местные её не видали.

С большой поляны увидели на другом берегу, прямо на стрелке, катамараны наших товарищей. Стали привлекать их внимание криками, вскоре паромщики – Шурик и Анатолий, вышли на траверс р. Селенгинки на наш берег. Грузовая палуба из пятислойного ПВХ, привязанная на раму посредине катамарана, пришлась очень кстати. На ней нас и транспортировали в лагерь водников.

Мы в восторгах, стали делиться впечатлениями от наших походов, строить палатки, кушать и пить чай. Передохнув и придя в себя, снова забилось беспокойство о Лене Ч., которая должна была уже появиться. Взяв на всякий случай аптечку, фонарик и рацию, я побежала её искать. В километрах 3-х Ленка нашлась и от сердца сразу отлегло. Она, оказывается, зачем-то вернулась с галечной отмели к 2-й ЛЭП и стала нас там ждать, потом пошла по тропе в нужном направлении. Логики в её действиях не просматривалось категорически, но я была очень рада, что она нашлась живая и здоровая. Под конвоем доставила её в лагерь, где всё уже было готово к праздничным посиделкам. Очень здорово было встретиться с ребятами, послушать про их поход по Снежной, рассказать о приключениях на Байкале. Спать пошли поздно, небо звездилось всеми медведицами, с обеих сторон лагеря бурлили реки. Здесь настоящая тайга, но с полноцветием трав, обилием хвои, берёз, влажным и тёплым климатом. А уж ягод: жимолость, земляника, ещё не созревшая смородина, брусника, голубика, завязи малины. Жимолость здесь хоть и спелая, но горьковатая на вкус, зато если её в чай заваривать, получается очень ароматно. Нас так же радовали заросли рододендрона и бадана. Вода в Снежной около 17 градусов, в Селенгинке чуть теплее. После Байкала и Ангары, она казалась нам парным молоком. Рыбы, правда, ребята говорят, нет, в верховьях местные вылавливают её сетями, тем и живут.

19.07.2010. День семнадцатый. Соболиные озёра, водопад Сказка и сказка про лосей.

Утренний подъем осложнило только то, что водники жили по Владивостокскому времени, а мы по Иркутскому, с разницей в 2 часа. Сегодня был назначен поход на Соболиные озёра и 15 метровый водопад Сказка (872 метра - высота его расположения над уровнем моря). Поэтом, позавтракав и собрав необходимые на день вещи, мы поскакали на маршрут.

Пошли левым берегом (орографически) реки Селенгинка, по местами заваленной, но проходимой тропе, начинавшейся прямо от лагеря. Вскоре оказались у навесного моста – это новый мост, он в нескольких км от стрелки над мощным и сложным порогом. Старый навесной мост смыло паводком, он был в паре сот метров над стрелкой, остались только кусочки троса на дереве. Судя по высоте их крепления, мост находился очень высоко, как же должна была подняться вода, и с какой силой нестись, чтобы смыть мост на железных толстых тросах?!

Новый мост радовал растяжками для того, чтобы не раскачивался, капитальностью и надёжностью конструкции и потрясающим видом – тонкие жерди над бушующим в скалах порогом. Мы сфотографировались на нём и продолжили путь. Вскоре, в соответствии с описанием отчета, которым руководствовались как лоцией, прошли рядом со скалой «Здесь был Вася», далее мимо тополя с большим наростом-капом. Тропа шла по лесу, иногда выходя к обрывистым берегам Селенгинки. Пороги, надо сказать, у этой речки мощные и интересные, для катамаранов по такой воде, правда, не габарит, но просто клад для каякеров.

Вскоре нашему взгляду открылась зеркальная гладь первого Соболиного озера. Мы встали на первой же стоянке и бросились купаться, день был солнечный и жаркий, а вода прохладная. Во время перекуса придумали новый салат, назвали его Селенгинский, в состав вошли: грецкие орехи, курага, сыр, сервелат и хлеб, вообще всё, что было в рюкзаке, просто порезали в тарелку.

Оставили Лену Ч. готовить обед, строго настрого запретив теряться, и двинули дальше по берегу озера на встречу с водопадом. Володя, обогнавший нас по дороге, пытался рыбачить, но рыбка была сытая и не хотела «клевать».

До конца озера шли долго, перелезали по прибрежным камням и скалам. Тропа была условная, вскоре озеро кончилось и перешло в речку, которая его и питала. Пошли далее по тропе, вдоль левого (орографически) берега до притока, называемого в отчетах рекой Красной. Тропа повернула направо и пошла вверх вдоль речки, переходя с берега на берег. Вышли к зимовью и продолжили путь по тропе, которая становилась всё круче и пошла по крупным валунам. Далее всё вверх, вдоль речки, по камням, корням и скалам, карабканьем, прыжками и лазанием, как давеча вопрошала Лена Ч., - свободным :). Тропа сложная, но живописная, когда мы уже стали выбиваться из сил, на встречу попалась группа русских латышей. Мы поздоровались, разговорились, они расспросили по какой тропе мы шли к озерам и посетовали, что тропа по правому берегу Селенгинки от стрелки до навесного моста очень тяжелая, особенно с рюкзаками. Они подбодрили нас, сказав, что до водопада совсем недалеко.

И, правда, через несколько минут, нам открылся захватывающий вид ревущего в каньоне водопада. Вода с огромной силой вырывалась с правой скалы и наполняла брызгами и рёвом ущелье. Мы фотографировались и пытались купаться, но течение сносило.

В обратный путь пошли уже быстрее, но сказывалась усталость. На поляне у озера, хлопотала Лена Ч., приготовившая нам вкусный «куриный» супчик с сервелатом. На обратном пути пошатывало и спотыкало. Как потом подсчитали (жпс нам в помощь), в одну сторону от стрелки до вдп. Сказка около 20 км, мы, значит, нагуляли 40 (Лоси!), не поверив предостережениям лоции. Вечером устало снимали стресс и трапезничали. Володя загулял, втихаря от нас, и вернулся уже затемно, посетив, вместо водопада Сказка, левый берег Соболиных озёр и перейдя по пояс вброд исток Селенгинки.

20.07.2010. День восемнадцатый. Пришли пешики и как давай посвящать водников.

Утречком проснулись как новенькие: зарядочка, лёгкий завтрак, снова зарядочка. Собрались на неспешную прогулку к водопаду Грохотун на речку Грамотуха (правый приток Селенгинки). Народ, правда, переживал, что пяти заявленными километрами не обойдётся (опыт предыдущего дня ещё был жив в памяти). По дороге узнали, сколько стоит проезд на лодочке с пропеллером до Выдрино. Оказалось, что 1000 рублей с человека в одну сторону. Показалось как-то сильно дорого, вот почему люди шли в обратный путь со стрелки пешком.

Тропа к водопаду Грохотун начиналась от большой поляны, на которой стоял коммерческий лагерь. Далее вдоль реки вверх по течению, затем налево перед притоком к грунтовому подъему, вверху которого растут три мощных кедра. А там уж по тропе вдоль высокого берега притока Грамотухи, потом три раза вброд петляем с одного берега на другой.

На третий раз я решила полетать и искупаться, наступила на мокрое брёвнышко переправы, которое провернулось под ногой, и чуть не устроила самый экстремальный самосплав в моей жизни. Сам водопад оказался очень красивым, высотой около 15 метров, полноводный, искрящийся в лучах солнца. Там уже тусила многочисленная компания с детьми, они купались, дети играли. Дождавшись, когда они уйдут, мы тоже полезли фотаться и купаться. На обратном пути я предприняла повторную попытку грохнуться на том же самом месте. Удивительно даже, какое-то явно «не моё» место, много раз «сигала» броды покруче и всё удачней. Набив синяков, но довольные, вернулись в лагерь отдыхать и загорать. Нас ждали уже горячий вкусный супчик и заботливо приготовленные Леной Ч. плюшки.

Отдохнув, решили устроить молодым новичкам Лёше с Саше посвящение. Сначала ритуальное построение, потом экипаж кат-2 взял на борт, экипированных в каски и спасжилеты, мальчишек. Двойка с пассажирами на грузовой палубе вышла на стрелку рек с целью десантировать в воду и отправить самосплавом новичков. Толик и Лёша стояли на берегу с выбросками наизготовку, готовые спасать «буратин»… но не пришлось. Молодёжь оказала сопротивление и сбросить их с ката удалось только в центре стрелки. Доплыть до берега самосплавом неопытность им не позволила, новички барахтались, хлопая вёслами, а кат-2 коршуном кружил вокруг них. После дружного хихиканья, катамаран снова их подобрал и транспортировал на берег, где началась вторая часть посвящения. Адмирал сказал, что надо бы теперь самосплавщикам согреться, выдал по бутылочке чистого спирта и по банке тушёнки. Последнюю, им предстояло открыть без ножа и открывашки. Ребята не растерялись и стали точить банки об камень. Первым банку открыл Лёша, ему сказали, что раз закуска готова, пора бы и выпить, всю бутылку, залпом. В бутылках, конечно, была вода, но ребята об этом не знали, крышечки сбрызнули спиртом для запаха. Скорчившись, с опаской ребята отхлебнули из бутылок, но поняв в чём подвох, выдули воду до дна. Посвящение удалось, мы смеялись и подбадривали ребят.

21.07.2010. День девятнадцатый. До свидания, Байкал!

Адмирал поднял нас раненько, в 6 утра местного времени, по привычке переживал, что воды мало, перекаты будут открыты и придётся тащить каты. Со стоянки вышли в 8.30 местного, а прибыли к мосту в Выдрино в 10.30, ходового всего 2 часа, воды было нормально. Все вещи ехали на катах, а Юля, Володя и Лёша решили пробежаться по тропе, я же, соскучившись по гребле, махала веслом на четвёрке. По воде от стрелки до моста в Выдрино – 16 км. Проводить пришлось только три переката, и то, как только разгружали кат, он сам проходил.

Решили все ехать в Слюдянку, узнали, что электричка в 16.20 местного времени и стали антистапелиться. Мечтали то о пиве с рыбой, то о молоке с пряниками, всё сбылось, мы ведь любим вкусняшки. Дождавшись электричку, устроили шоу погрузки в неё тонны водной и туристской снаряги за пару минут. Технология такова: все встают наизготовку и низкий старт с барахлом, увидев поезд, двери открываются, в тамбуры с бешенной скоростью закидываются рюкзаки, катамараны, рамы, вёсла, люди (если успели), на всё это 2 минуты и двери закрываются. Зрелище это порой шокирует местное население.

Ребята сплавщики ещё не были на Байкале, поэтому с интересом глазели в окна на это прекрасное озеро. Через 1,5 часа, прибыв в Слюдянку, отправили парламентёров для переговоров с базой МЧС, на которой планировали остановиться на ночлег. А мы пока разведывали стратегически важные места расположения магазинов и сувенирных лавок. Прикупили рыбы, цены на которую не кусались и омуль был вкусным.

Обиталище МЧС-освце оказалось в километре от вокзала, наши шустрики сразу словили микрогрузовичок и отправили туда вещи. База представляла собой несколько домиков, часть из которых сдавалась турью, и различные нагромождения непонятного назначения. По цене договорились так: кто в палатках – по 100 рублей человеко-сутки, кто в домике по 200.

У нашей пешей команды на завтра был поезд, а вот уезжать совсем не хотелось, Байкал и окрестности очаровали нас навсегда. Теперь мечту побывать в этих краях сменит мечта вернуться сюда. Спасибо, великий Байкал, за то, что ты есть, за постоянные моменты счастья, за способствование нашему путешествию и удачу. Мы к тебе ещё вернёмся!

Автор: Антонова Елена. Июль 2010.

МРС

Водопад Грохотун

Ходульные деревья на песчаной

Елена Антонова

И. Фефелов>базу с чудным названием «Прожорливый Гаммарус»

Это столовая базы полевой практики студентов биофака :)
05.07.2012, 15:30:00 |
Елена Антонова Этот поход был спланирован и подготовлен благодаря этому сайту, отчетам о походах и фотографиям!
Спасибо огромное создателям и модераторам сайта nature.baikal.ru, авторам отчетов о путешествиях! Надеемся, что наш рассказ в свою очередь поможет другим туристам в подготовке к походам!
Пообещав Байкалу, что обязательно вернемся, в этом году мы решили выполнить обещание! Завтра выезжаем в Слюдянку, чтобы пройти маршрут на пик Мунку-Сардык, побывать на Аршане и отдохнуть на Ольхоне.

ПОО СТК "Вершина", г. Владивосток
06.07.2012, 08:39:05 |
И. ФефеловХорошей вам поездки!
06.07.2012, 11:06:21 |
Олейник ДмитрийЭмоции чувствуются даже через текст.
Молодцы, что так много смогли охватить. Это не всегда местным то удаётся, а уж спланировать это из Владика и осуществить — вообще чудо.
Пишите ещё. Очень приятно читать.