Золотая осенняя пора заставляет туристов по всей стране срываться с насиженных рабочих мест и мигрировать на природу, любуясь ее необычайно завораживающими красками. Вот и мы с друзьями уехали на неделю, погулять по Аршану и берегу Байкала. Изначально мы планировали выехать вдвоем, но в последний момент с нами вызвалась ехать Кристина. Ехать нам предстояло несколько часов, и познакомиться мы успели очень хорошо. Достаточно быстро нашли общий язык, Кристина оказалась очень веселой и общительной особой. Что порадовало, так это схожее чувство юмора, не дававшее нам скучать все эти дни. По приезду мы отправились на поиски хорошего домика на следующие дни пребывания в Аршане, и положившись на Яшино чутье, мы наткнулись на очень замечательный и уютный дворик, с хорошо обустроенными гостиными и очень гостеприимной хозяйкой. Побросав вещи в новоиспеченном жилье, мы отправились на поиски пресловутых чаш девственниц, по корявому описанию, скаченному Яшей из интернета. По дороге мы завернули в первый туристический пункт - Поляна туров. На этой поляне мне предстояло пристреляться для дальнейшей работы. В будние дни здесь почти не было людей и никто не мешал. Солнце хорошо, я бы даже сказал очень хорошо освещало нас, а ветер спокойно продолжал перегонять по небу облака из одного конца долины в другой, не сильно заботясь о происходящем внизу. С поляны мы отправились в дацан. Людей было не много, но все их внимание собирал смешной, пузатый щенок, который завалился под штативом и грыз его вместе с моей ногой, пока я фотографировал. Чтобы сфотографировать его, пришлось немного побегать за маленьким сорванцом, он никак ни хотел сидеть на месте. Поиграв с ним, я пошёл дальше, ребята пошли в Дацан. Фотографировать в нём, к сожалению, было нельзя. Прочитать об Аршанском Дацане...Аршанский дацан (Хойморский дацан «Бодхидхарма») — буддийский храм в поселке Аршан, основанный хамбо-ламой Агваном Доржиевым. В дацан из поселка ведет дорога.Строительство Аршанского дацана началось в 1917 году в связи с расширением старейшего тункинского Кыренского дацана. Хамбо-лама Агван Доржиев (один из наставников Далай-ламы XIII и его представитель в России) определил место строительства нового дацана у подножья Тункинских гольцов на правом берегу реки Кынгарги. Агван Доржиев вместе с местными ламами и буддистами несколько дней осматривал шесть предложенных вариантов размещения дацана. В итоге он выбрал местность Хандагайта в Хойморах (в долине реки Барун-Хандагай — левого притока реки Тунка). После завершения строительства жители подарили Агвану Доржиеву личный дом. В 1930-х годах дацан закрыли, а его имущество передали в колхоз Толтойского сельсовета; несколько домов священнослужителей перешли курорту «Аршан». Основное здание дацана стало принадлежать колхозу села Галбай. Дом Доржиева вывезли в село Номто-Хобок под здание почты. В начале 1990-х по просьбе верующих колхоз «Восточные Саяны» отдал этот дом под новое здание дацана, который был восстановлен в местности «Святая поляна» возле поселка Аршан. В 1991 году настоятель санкт-петербургского дацана «Гунзэчойнэй» Данзан-Хайбзун Самаев освятил Аршанский дацан и дал ему название «Бодхидхарма». На территории дацана возвели две ступы, а бывший дом Доржиева стал основным храмом комплекса. В дацане регулярно проводят службы, имеется лама-астролог, на территории находятся молитвенные мельницы. Служители дацана могут провести бесплатные экскурсии. Неподалеку от дацана расположен большой камень с естественным углублением в виде трона, получивший название «Престол Чингис-хана» («Чингис хаанай шэрээ»).
Прямо за Дацаном располагаются две ступы. Верующие могут провести там молитвенный обряд. Туристы же вполне могут застать это событие и посмотреть со стороны. Так же можно попасть на какой-нибудь большой праздник, посмотреть на церемонию обрядов и поучаствовать в них. Прочитать о ступах...Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра, и помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, и очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением ступы, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы. При этом гораздо более ценным и полезным считается обход ступы в виде простираний на земле: cначала совершающий этот обряд ложится на землю, распростёршись на земле, а затем поднимается и становится ногами на то место, которого коснулось его лицо; затем опять ложится и т. д. — и дальше продвигается подобным образом. При этом обход ступы (как обычным хождением, так и совершением простираний) обычно не ограничивается одним кругом вокруг неё — верующий может проходить / проползать много кругов в течение многих часов, в зависимости от того, насколько хватает сил и желания. Ламы, приезжающие к ступам, проходят 108 раз вокруг неё. Некоторые верующие совершают обход, с перерывами на отдых и сон, много дней. Таким образом, ступы являются одним из мест паломничества буддистов, в частности, с целью совершения ритуальных обходов вокруг них. Также религиозной заслугой (и доброй кармой) считается совершение пожертвований (подношений) на постройку и ремонт ступ. Иногда при постройке новой ступы, все нужные для этого деньги жертвует один человек. Очень богатые люди иногда строят большие ступы полностью на свои деньги. Некоторые люди среднего достатка строят на свои деньги небольшие ступы (от 1 до 5 метров) и жертвуют их буддийским храмам и монастырям. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из т. н. «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни.
За дацаном раскрывалась зеленая поляна, на которой паслось несколько лошадей. С этой поляны начинался наш долгий путь по очень короткой дороге. Лень – двигатель туриста. Благодаря ей он может пройти не один десяток километров до намеченной цели, сквозь ледяные броды и непроходимый бурелом, сквозь сырой туман и шквальный ветер, под палящим солнцем и жуткий ливень, несмотря ни на что, ища любые тропы и подступы, даже если до намеченной цели пара сотен метров по накатанной дороге. Вот и мы, еле плетясь, руководствуясь корявым описанием, шли по «плохо заметной тропке», как ее назвал автор. Это была хорошо натоптанная тропа в два метра шириной, по которой прошла не одна тысяча человек. И вот эта самая лень не дала нам дойти буквально двести метров до заветного ручья «Бухота», мы даже смогли усомниться в наших гидах: двух черных собаках, которые шли с нами всю дорогу, явно зная, куда нас ведут. Немного подумав и обсудив «долгий путь», мы двинули искать «плохо заметную тропку». По дороге свернув именно на такую тропинку и пройдя по ней сквозь лес. Это у нас заняло еще минут тридцать или сорок. Но времени было вагон, планов на день не много, и мы продолжили рыскать, пока не нашли таки тропу, которая тоже вела «не туда»… Окончательно усомнившись в правильности пути, мы двинули по ней вниз, где встретили очень общительного старичка. Он как раз шёл в ту сторону, и не оставил нас с нашим географическим кретинизмом погибать на этой тропе. Сам он ходит по этим районам годов этак с семидесятых. Но с трудом понимал, что мы ищем, потому как за те тридцать лет, что он ходит, ни разу не слышал о местах с подобными названиями, таких как «Чаша девственниц». Мы двинулись с ним как раз по этой тропе, и о чудо!!! Через несколько минут мы вышли на ту самую дорогу, с которой повернули назад. И еще через несколько минут дошли до Бухоты. Пройдя еще метров двести вверх по течению, мы таки оказались на месте. Пресловутая «чаша» оказалось огромным мраморным камнем с хорошо вымытым дном, и обложенным с одной стороны камнями, причем создалось впечатление, что не так и давно. Это все создавало небольшой бассейн с ледяной водой из горного ручья, что говорит о том, что бурятские невесты явно очень закалённые девушки. Здесь мы отдохнули и перекусили. Прочитать о "чаше девствениц"...По местным бурятским обычаям в этой чаше перед свадьбой купается невеста. Обычно бурятские свадьбы справляются летом или ранней осенью в период полнолуния, или новолуния. Бытовало поверье, что начало семейной жизни, приуроченное к полнолунию или новолунию, сулит счастье и удачливую и богатую жизнь в дальнейшем. Большая роль отводилась предсвадебным обрядам. Девичник, или обряд проводов невесты, широко отмечался по всей Бурятии. Проводы девушки-невесты длились 2-3 дня и собирали много молодежи из окрестных улусов. В последнюю ночь перед свадьбой невеста с подружками уходили в тайное место и совершали обряд омовения и подношения семейным духам - онгонам рода. Около Аршана подобный обряд проходил в верховьях р. Бухоты. Невеста ночью купалась в каменной чаше, если она была чиста в своих помыслах, и обряд проходил благополучно, считалось, что духи рода благословляли ее на брак.
На обратном пути мы завернули к нижнему водопаду. Прежде чем выйти на него, я отправился в другую сторону по сломанной лестнице, в ущелье. Уже наступили сумерки, стало прохладно и сыро, скала, на которой я разместился, покрылась влагой. Небо затянулось серыми облаками. Шум реки эхом разносился по скалистому ущелью, полностью заглушая посторонние звуки и голоса моих друзей. День шел к концу, как и наши приключения, и пока еще не совсем стемнело, мы отправились к нижнему водопаду. После съемок, я полез на смотровую скалу над водопадом. В ущелье уже спустились сумерки и к водопаду начали стягиваться нетрезвые бурятские духи. Не все из них могли нормально передвигаться в человеческих телах, под таким градусом, и потому просто прикидывались дополнением к мосту. Другие громко говорили, мыли ноги в водопаде, фотографировались на его фоне, а завидев меня на скале, стали всячески позировать и совершенно передумали уходить, дабы запечатлеться в кадре. Но они все равно двигались, что позволило их замазать. В кадре остался самый пассивный из духов. Прочитать описание водопада...Свернув по деревянной лестнице вправо, спускаешься прямиком к грохочущему водопаду в семь метров высотой. Сильный поток воды обрушивается в каменную заводь, и бурной рекой сбегает вниз. Окруженный высокими скалами, грохот воды разносится по ущелью, а брызги разлетаются далеко вокруг. На высоте десяти метров от реки проложен узкий деревянный мост, с которого можно хорошо рассмотреть водопад. Справа, по скале, проложена тропинка к другой смотровой площадке на скале. Там же обитает небольшой медвежонок, соблазняющий всех туристов сфотографироваться с ним в обнимку. А слева на скале сидит огромный восьминогий паук, готовый в любой момент прыгнуть на прогуливающихся зевак. Тропа на другом берегу ведет дальше, вверх по реке, и там же можно спуститься ниже к водопаду, чтобы рассмотреть его сверху.
Мы неспешно брели до места нашего обитания в Аршане, любуясь местными видами. На полпути я таки уговорил всех залезть в заброшенное здание спального корпуса. В вечерних сумерках оно приобрело совершенно другие краски и наполнилось зловещей темнотой коридоров, создавая впечатление, что находишься в фильме ужасов, и из-за двери вот-вот вырвется маньяк или призрак. Днём можно рассмотреть облупившиеся стены здания, к вечеру же очертания приобретают совершенно иной вид. Самое жуткое в пребывании там, оказался процесс съемки, когда мы освещали фонариком позирующую в темном коридоре Кристину, она и вправду выглядела призраком из фильма ужасов. При том, что мы все время нагоняли жути, рассказывая о приведениях, чудовищах и прочих прелестях обитающих в подобных местах. И не понятно кому было страшней, ей, стоящей в темноте коридоров полуразвалившегося здания или нам, видевшим воплощенный ею ужас. Во время съемок в доме постоянно разносились разные звуки скрежета и шорохов. А после последнего кадра здания снаружи, внутри раздался шлепок чего-то упавшего на пол, смеясь и крича, мы рванули от этого зловещего места. Вечером был ужин и немного недостроенная баня, которая, несмотря на это, позволила нам хорошо пропариться и помыться после бурного дня. Спали мы как убитые, видели приятные сны, или не видели ничего, но труба зовет и в шесть утра, на полном автомате был произведен подъем. А через час мы уже шагали по дороге в направлении «Пика Любви и Смерти» Воздух был холодным и влажным, он очень быстро взбодрил нас всех, пока мы шли до подножия горы, и весело шагая в свете фонарей, мы подшучивали друг над другом. Старт был сделан по уже известному маршруту, от белой лестницы. Бодро «добежав» по тропинкам, мы рванули к первой скале, забивая себя в нужный режим и подгоняя дыхание. Начало светать, и солнце медленно поднялось из-за гор, первые лучи осветили долину, густой туман растянулся над болотами вдали. Можно присесть и отдышаться, наслаждаясь рассветными видами долины. Впереди еще четыре часа подъема. Сразу за перевалом начинается крутой подъём в гору. Тропа идет по выступающей каменистой породе, скрытой под небольшим слоем земли, образуя тем самым своеобразную лестницу. До второй скалы идти совсем не далеко, но занимает это около тридцати минут. Моя фотосессия с рассветным солнцем и долиной, еще накрытой густым туманом болота, дала мне и Кристине небольшую передышку. Яша к утру совсем разболелся и шел позади. Скала является небольшим перевалочным пунктом, расположенным немного выше первого скальника. В основном смотровая площадка, нежели привал, с которой можно выловить поднимающееся из-за гор солнце. Свет начинает пробиваться над вершинами. Недалеко от второй скалы тропа уходит влево на открытый склон. По ней можно выйти к скалистому обрыву, с одной стороны которого открывается потрясающий вид на долину, и на желтеющий склон горы, летом это ковер разнообразных цветов, а осенью покров высохшей травы. Вся долина, освещённая ярким солнцем, пышет красотой и движением, которое создают небольшие низкие облака, проносящиеся над равниной. Солнечное тепло постепенно рассеивает туман над болотами. С другой стороны картина прямо противоположная. Крутой склон горы, покрытый сухими деревьями и валежником, обделенный солнечным светом и создающий какое-то мрачное впечатление. Скала является очередным местом привала, здесь можно уютно устроиться на камнях и перекусить, полюбовавшись на виды. Те, кто не смог, или не захотел подниматься выше, называют это место «Первый пик Любви», и оставляют здесь вязочки на деревьях. Местные говорят, что не каждому гора позволяет на себя подняться, несмотря на относительную лёгкость пути. Видимо, они не далеки от правды, потому как до вершины доходят не многие, по тем или иным причинам. Вот и Яша смог дойти только до этого этапа, С самого начала подъём давался ему с трудом, и в попытках угнаться за двумя бегунами, организм ослабленный болезнью дальше идти отказался. Попив чай с конфетками, и дождавшись отстающего, я и Кристина поплелись дальше, а Яша, остался отдыхать, после чего спустился в поселок. Предпоследняя остановка на нашем пути, еще сорок минут и мы на месте. С этой плиты открывается красивый вид на пик Аршан и цирк под ним. Ну и просто постоять на этой небольшой плоской скале, уходящей в двадцатиметровый обрыв цирка, тоже здорово, для самых смелых впереди есть небольшой выступ, прямо над обрывом. Стоять там не очень удобно, да и опасно. Из-за особенностей рельефа, мой штатив туда просто негде было поставить, пришлось встать в паре метров. Преодолев остатки пути, мы вышли на чистый хребет, где деревья прекращают свой рост и во власть вступают горные ветра. До вершины остается совсем немного, а мне предстоит еще одна съемка. Я бегал в поисках очередной точки поближе к обрыву, а Кристина поила местных собак-восходителей. Сам пес, который постоянно провожает сюда людей, пить наотрез отказался, а его подружка явно вымоталась, и даже хотела стянуть у нас шоколадку. Но собакам его нельзя. Последний рывок, и мы на вершине! Собаки не стали задерживаться и убежали. Погода была великолепная, несмотря на холодный осенний ветер. Пока я фотографировал, Кристина задремала и уже начала видеть сны. Пик Любви – самая популярная вершина Аршана высотой 2100м. Сюда ходят все, от мала до велика. Туристы, отдыхающие, местные, поднимаются на вершину в течении нескольких часов несмотря на крутой подъём, самостоятельно или с детьми, в тапочках или валенках, по несколько десятков человек за день. Это самый популярный пик в Аршане. А также он имеет свою легенду: Прочитать легенду о Пике Любви и Смерти...Полюбили в одном улусе друг друга парень и девушка. Старики сказали, что, слишком в тесном родстве состоят их родовые ветви и смешивается кровь рода, а значит и брака быть между ними не может. Запретная любовь еще больше кровь разжигает. Выспросила девушка у своей бабушки, про места в округе, где сильные духи обитают и всем кто обратится к ним с подношением и уважением, помогают. А раньше люди просто так в горы не ходили, если ты охотник, то тебя обучают старшие охотники, где что делать и как думать в горах.Но молодые люди, огнем страсти разжигаемые, пошли все–таки на гору, хорошо помолившись. Труден и долог был их путь! Но вот стоят они на вершине, смотрят вокруг, видят красоту неописуемую, вершины других гор солнечным светом озаренные, птиц - орлов парящих совсем близко, облака, парящие и пушистые, яркую неземную красоту земли. По-другому смотреть глаза начинают и сердце видеть! Смотрит девушка на парня и видит лицо другого человека, настоящего суженного, который к ней еще не пришел в жизни. Парень смотрит на девушку и не видит больше ее красоты, и молодости, а видит печаль и боль ее матери, у которой страдает сердце за весь род. Спустились с горы парень с девушкой, призадумались. Поняли, что мудрые силы гор показали им истину… Были они потом счастливы в жизни! Каждый шел по своей тропе жизни и был честен и справедлив! Вот и поднимаются с тех пор на эту гору только люди смелые, встретится с собой настоящим, не каждый готов, на это большая смелость нужна, а некоторые возвращаются с гор мудрыми, потому что свои пороки похоронили. Вот потому и зовется этот Пик Любви и Смерти.
Весь тур из 13 панорам можно посмотреть на сайте: http://baikal360.org/news/2013-05-20-49 |