Природа Байкала | Советский альпинизм

Советский альпинизм
 ПредыдущаяСтраница 2 из 5:  1 2 3 4 5 всеСледующая
Юрий КузнецовМарина Васильева (Красноштанова)
…то создаётся впечатление, что он только на слух и знает эту гору, и даже, собственно, не видел её написание ни на карте, ни в книгах, ни в очерках и статьях.

Как всегда лихо! Только аудитория на сайте не студенты, а люди немало повидавшие и кое в чём поучаствовавшие.

Википедия
У́шба (Ужба, груз. უშბა, — одна из вершин Большого Кавказа в грузинском регионе Верхняя Сванетия, в 1,5 км южнее границы с Россией (Кабардино-Балкария). Высота — 4690 м. На топографической карте К-38-26 указана высота 4700 м. Вершина двуглавая...

Раз уж тема советский альпинизм, покажу красавицу Ужбу, Шхельду, Щуровского.
Сканированы слайды 35-и летней давности. Размер кадра 24х18. ф/а «Чайка» с великолепным объективом «Индустар-71».
Удержитесь от конструктивной критики.

06.12.2013, 22:46:44 |
Марина Васильева (Красноштанова)Михаил и Мирон Хергиани писали Ушба. Хотя они грузины. И альпинисты с большой буквы. И это ИХ ГОРА. Почитайте книги. Ну вот хотя бы:
специально для Вас выискивала, у меня она есть "живая".

(Конечно, Вы возразите, что переводчик был не прав...

В четверг у нас в гостях был Сергей Воробьёв (автор книг о походах в Прибайкалье), возвращался из Сванетии, посетил и дом-музей Хергиани. Весь вечер смотрели слайды. Красивые места, мудрые и чистые люди... Кто живёт в горах — не может быть мелким.

Вам, конечно, видней, Юрий! Живите с УЖБОЙ. На сим я бесполезный спор прекращаю, т.к. мне "по барабану" — Ушба или Ужба, но уж если сами Хергиани пишут Ушба, то, наверное, они правы. Извините, обидеть никого не хотела. Просто я — за грамотность.
07.12.2013, 14:44:46 |
Юрий КузнецовМарина Васильева (Красноштанова), я спор не затевал, который Вы сами признали бесполезным, и тем более не спорил, начитанностью своей не хвастался (но буквы я знаю), знакомством с «большими фамилиями» тоже, а просто решил показать интересующимся эту прекрасную гору, которую видел сам с разных сторон, и не пересказываю чьи-то рассказы.
Да, и ещё , «Живите с УЖБОЙ» Спасибо за великодушие.

07.12.2013, 21:17:18 |
Юрий КузнецовВ 68-м мы по окончании смены в а/л «Адыл-Су» пошли к морю через Кавказский хребет через перевал Бечо, через Сванетию. Проходя через верхние селения этой крохотной страны, попали в13-й – 14-й век.
С удивлением смотрели на ток. Колосья обмолачивались бревном, которое таскали по току волы.
В самой верхней кошаре, где мы остановились ночевать, молодые девушки с дикарской непосредственностью просто подходили, ощупывали нас, у меня сняла очки красивая девушка, как из к\ф «Хевсурская баллада» и рассматривали ещё пару каких-то вещей, уж не помню. За эмалированную пол литровую кружку налили ведро свежего молока. Нас было пятеро, трое парней и две девчонки.
Пришли в Местию, столицу Сванетии, куда никогда не ступала нога завоевателей.
Сразу пошли в а/п, очень волновались насчёт билетов на самолёт в Сухуми.
Что такое в Местии люди с рюкзаком спустившиеся с гор, это альпинисты, ну, очень уважаемые в Сванетии люди, ведь отсюда родом «Тигр скал» Михаил Хергиани.
Нам сразу сказали, что мы улетим первыми, сколько бы желающих улететь не было.
А дальше началось традиционное гостеприимство. Пили и говорили всю ночь. Выпивоха я плохой, но сильно не пьянел, уж очень хорошим было вино. Нас пятеро и сванов шесть человек, а сколько бутылок больших, как из под шампанского , было выпито! Пальцев двух рук не хватит.
Утром нас первыми посадили в самолёт и дали мешок с ещё пятью бутылками вина. Трогательные прощания и мы взлетели. Сделали круг над Местией, и вдруг двигатель почти затих, а самолёт начал стремительно снижаться. Метрах в сорока от земли мотор заурчал, и мы снова взлетели высоко. Кто-то из местных сказал, что не надо волноваться, это просто лётчик попрощался над своим домом с женой.
В Сухуми мы побыли пару дней. Там фантастические пляжи из мелкой плоской гальки. Нет песка, вода прозрачна даже при сильной волне.
В Сухуми уже была стайка бойких лагерных девушек, пришедших днём раньше. Они уже успели обаять какого-то физика, там были «ядерные ящики» и комфортная ночёвка в его квартире нам была обеспечена.
Часов в десять вечера мы пошли купаться. Заплыли толпой метров на сорок, город сверкает огнями и вдруг всё погасло, и наступила просто чернота. Кто видел южные ночи, знает, что это такое.
Мы в полуметре друг от друга не различали друг друга.
Никакой возможности понять, где берег не было. На нас напал тихий ужас. Куда плыть. Болтались мы минут десять, наверное, в полнм отчаянии. Вдруг вспыхнула яркая точка. Кокой вопль вырвался из нас! Мы поплыли на огонёк, на берегу нас встретил наряд пограничников. Оказалось в городе в 24 часа выключали свет, весь!
Нам повезло. Наряд, обходивший береговую линию, наткнулся на нашу одежду. Нас привели в пограничное помещение. Через час нас освободили после прихода физика, у которого мы остановились.
07.12.2013, 21:21:11 |
Sergey SergeevichИнтересно.
Что касается "ядерного ящика", то первые 10 лет сразу после войны там работал (добровольно-принудительно) известный немецкий физик фон Арденне, разрабатывавший методы разделения изотопов урана. Там много было немцев тогда — нобелиат Герц, Штеенбек и проч. Сталинские премии получали. Упоминания об этом "ящике" (уже без немцев) есть и в произведениях Фазиля Искандера.
08.12.2013, 11:07:46 |
Юрий КузнецовSergey Sergeevich, недавно по ящику прошёл потрясающий сюжет о разработке атомной бомбы в СССР.
Фантастически изощрённая операция КГБ. Коротко, в Сухуми имитировалась разработка атомной бомбы немецкими физиками-атомщиками, с дозированной информацией в переписке с родственниками физиков в Германии. Дурили США и весь мир. А настоящая разработка была в Челябинске-10, где и была создана наша бомба советскими физиками и промышленниками. Сюжет был длинный и захватывающий.
Захотите, найдёте.

08.12.2013, 19:44:00 |
Sergey Sergeevich

Юрий Кузнецов:  ... по ящику прошёл потрясающий сюжет о разработке атомной бомбы в СССР. Фантастически изощрённая операция КГБ.

ТВ не смотрю лет 15 — с тех пор как там рекламы много стало, да и доверия нет (много попсы во всех смыслах, а также просто вранья). Так что осторожнее с нашим (да и зарубежным) ТВ. Хорошие передачи (канал Культура, Гордон и проч.) есть в инете.

КГБ, несомненно, проводил свои операции, но в Сухуми немцами и нашими физиками разрабатывался (успешно, хотя и не его вроде бы стали первым применять) один из способов (их много) разделения изотопов урана. Сталинские (и государственные) премии люди получали за дело. Первая бомба было создана в Арзамасе-16 (Саров-возле Нижнего), а Челябинск- 70 (Снежинск ныне) создан спустя несколько лет после Арзамаса-16 (как запасной и конкурирующий центр).
Замечу, что я темой создания атомной бомбы интересуюсь со студенческих лет и собрал много материалов по ней (рассекреченные документы, мемуары и проч.).
09.12.2013, 04:23:47 |
Юрий КузнецовSergey Sergeevich, с ящиком я осторожнее некуда. Всегда радуюсь, когда вижу человека, интересующегося историей своей страны, особенно эпохальными событиями. Да не часто бывает такая радость.

Часть сообщения удалена модератором.
Тема — "Советский альпинизм".
Для обсуждения политики следует использовать "Закрытый раздел" или "Острые темы".
Предупреждение о нежелательности обсуждения политики в данной теме уже делалось.

13.12.2013, 09:35:28 |
Юрий КузнецовДополнения к книге Андрея Юркова «Горные байки»

«Еще один случай, уже более трагический. Группа из четырех альпинистов — 2 связки. Так же срыв с предвершинного гребня на ледник. Вскрытие показало, что у троих мужиков смерть наступила не от травм, а от разрыва сердца (страх от падения). А вот женщина, падая, умудрилась упасть в обморок. Что ее и спасло. Группу нашли, ее откачали, отходили. И в горах женщина умудряется оставаться женщиной».

Не верю я в эту фигню. Дважды в групповом срыве пролетал по ледовому склону по 700метров.
Первый раз в Безенги при спуске с в. Урал. Мы с Валерой Пологрудовым страховали с нижней страховкой последнего Костю, крупного, сильного, беспечно-наглого парня, вдвоём на воткнутых до половины штычка ледорубах в лёд. Он сорвался на третьем шаге и полетел комом вопреки правилам и даже не пытался «зарубаться». Выдернул нас как тростинки головой вниз и на спину (хорошо рюкзаки с барахлом смягчили удар) никакого страха у меня не было и никакая прошлая жизнь передо мной не промелькнула (расхожая байка). Тогда ещё была жива мама (1970-й год) и мучительно горькая мысль, что она умрёт, когда ей скажут, что я разбился, совершенно не оставляла места для собственного страха.
Совершенно на «автомате» мне удалось развернуться на живот и головой вверх, на вытянутых руках на темляке тащился ледоруб, подтянуть его было невозможно, он весил тонну. Преследовал звук прочной разрываемой ткани. Кратковременная отключка и тишина и ослепительно сверкающие льды окружающих вершин. На большой скорости мы перелетели через 3-х метровый бергшрунд, верхний край которого нависал на пол метра над нижним. Не видел я в ребятах никакого страха. Медленно стало приходить осознание, что нам очень повезло.
Ещё штришок. Я рассказываю только о том, через что прошёл сам, в отличие от Юркова, который во многих случаях ссылается на рассказы неких Х.
Из лагеря возвращающихся видно за полчаса. На нас, наконец, находит эйфория. Мы бежим трое, а четвёртый отстал на «Шхельде». Видим приспущенный флаг. Ясно, что кто-то погиб. Бежим ещё быстрее. Вбегаем на территорию лагеря, к нам кидается начспас и спрашивает что случилось, где четвёртый. Мы весело говорим, что сейчас прибежит. Вместо радости начпас звереет и находит такие слова… примерно как в к/ф «Председатель». Мы ничего не понимаем. Наконец он рассказывает, что группа спасателей ушла снимать труп погибшего на пике Брно, а тут мы (идиоты) бежим без четвёртого, что должен подумать начспас? Урок нам на всю жизнь.
Второй групповой срыв произошёл на спуске с пика Каракольский. Без подробностей. Паровозом летели по ледово-фирновому склону восемь человек, и среди них моя жена, и уж конечно, сознание она не теряла Только её больше других запутали верёвки и присыпало небольшой лавиной в конце склона. Когда мы выкарабкались из снега, по личностям сообразить быстро не могли, а просто пересчитались и стали откапывать восьмого участника- мою жену.
Маленький штришок по поводу страха. Я стоял самый нижний в этом «паравозе». Надо мной стоял человек не из храбрецов. Мы видели летящий ком из людских тел. Он повернулся ко мне и спокойным, отрешённым голосом сказал: Ну, Юрка, это конец. Нас вынесло на перевал Джеты-Огуз. Все занялись строительством стенки против ураганного ветра. Не теряют женщины-альпинистки сознание, а по психологической устойчивости ещё и некоторым мужикам нос утрут. Особенно это замечал в бытность работы инструктором.

« А вот художник и альпинист Александр Малеинов завещал похоронить себя на кладбище альпинистов в Безенги. Он спокойно умер в Москве, и его завещание было исполнено. С кладбища открывается красивый вид на вершину Мессис-тау, безенгийский ледник и вершину Гестола в Безенгийской стене».

Не видно с поляны Миссис-Кош вершину Миссис-Кош, только начальную часть склона.

«Усталость страшная. И когда в пустой желудок вливается горячий супчик, а потом еще чай — то кровеносные сосудики вокруг желудка расширяются, в них попадает кровь, а от сосудиков головного мозга та самая кровь оттекает, и человек готов отключится — до следующего утра».

Это вообще туфта. Именно при предельной усталости в горах заснуть невозможно.

«Песни о горах Высоцкого довольно долго в горах не приживались».

Просто диву даёшься бойкости суждений Юркова. В 1965 году в а\л «Актру» весь лагерь пел
«А на нейтральной полосе цветы необычайной красоты… и «В прорыв идут штрафные батальоны…»
и другие. А после выхода «Вертикали» запела вся страна, а уж альпинисты-то точно!

Я пока останавливаюсь. Не знаю, как будет воспринята моя попытка «уточнить» Юркова.
Если будет интерес, я продолжу.

28.12.2013, 20:23:55 |
Александр Ермаков

Юрий Кузнецов:  . Мы с Валерой Пологрудовым страховали с нижней страховкой последнего Костю, крупного, сильного, беспечно-наглого парня, вдвоём на воткнутых до половины штычка ледорубах в лёд.

Зашибись!!! Высококлассно организована станция страховки на ледовом склоне на "на воткнутых до половины штычка"! Уважаемый, на ледовых склонах страховочные станции организуются минимум на двух сблокированных ледобурах ну или раньше на двух "морковках". И это пишет инструктор по альпинизму....
28.12.2013, 23:42:28 |
Sergey Sergeevich

Юрий Кузнецов: Если будет интерес, я продолжу.

Интересно. Продолжайте, если не очень трудно.
29.12.2013, 03:02:38 |
Константин Суханов

Александр Ермаков: Зашибись!!! Высококлассно организована станция страховки на ледовом склоне на "на воткнутых до половины штычка"!

Полагаю, Юрий здесь просто ошибся — в лёд никакой штычок ледоруба не загонишь, а уж тем более до половины. Только бур, тогда морковка.
Наверняка там был очень жёсткий фирн, не лёд. Ну и, как видно, движение происходило бОльшей частью одновременно, в местах посложнее попеременно (иначе бы перилили склон). При таком стиле, станции обычно не устраивают.
А так-то да, даже на двух сблокированных ледорубах, полностью загнанных в снег, страховка очень слабая получается. Снежный якорь понадёжнее будет, но его редко применяют.
29.12.2013, 09:39:35 |
Юрий Кузнецов Неуважаемый Александр Ермаков, большой теоретик восхождений. Чувствуется, что видели картинки в книжках и некоторые слова там узнали. Может, удастся когда-нибудь вам сходить на приличные восхождения.
Но тогда пропадёт жажда поучительства.
С удивлением узнал от Константина, как я, оказывается, ходил в описанном мной эпизоде, как не смог отличить фирн ото льда,
А дальше ещё интересней — «Ну и, как видно, движение происходило бОльшей частью одновременно».
Но я не удивлён, ещё не забыл, как Константин рассказал мне доходчиво, как я однажды ходил по Утулику.
Известно, что один раз случайность, два совпадение, а три закономерность. Тяжёлый случай. Тут уж, как сказал Вольтер, это надолго. Но широкую ерундицию вперемежку с буйной фантазией Константин продемонстрировал.
Чего наплёл про одновременное движение? У меня же ясно написано — НИЖНЯЯ страховка.
Для несведущих поясню: штычок это стальной острый наконечник на конце древка ледоруба, длиной 5-7 сантиметров. При сильном ударе на два сантиметра забить штычок можно уверенно.
Я ведь начал разговор конкретно по поводу утверждению Юркова о том, что якобы трое мужчин умерли от разрыва сердца от страха. И поэтому привел примеры поведения и эмоций испытанных МНОЙ дважды, а также о реакции моих товарищей.
Но умники не поняли о чём речь, и бросились рассказывать какие они грамотные.
Чтобы не оставлять в недоумении других читателей темы, вынужден рассказать некоторые подробности.
Мы шли «пятёрку». Самый ключевой участок западная вершинная башня вершины «Урал». 40 метров восьмидесяти градусных плит, практически без зацепок, а главное без возможности забить крюк. Это стена проходится на шлямбурных крючьях. Мы подошли к стене с тоскливой мыслью о забивании шлямбуров и вдруг увидели среди срубленных ушек шлямбурных крючьев не срубленное ушко крюка. Его не успели срубить «контролёры». Это был подарок, экономия времени часа два. Когда вышли на восточную вершину обнаружили стену с «отрицаловкой», по которой нужно было спуститься на перемычку для дальнейшего движения. Вот был острый момент. уже темнело. У нас две верёвки по 45 метров. Повесили петлю, связали наши верёвки, продёрнули в петлю и в диком напряжении бросили вниз. Концы верёвок коснулись перемычки.
У нас вырвался радостный вопль. Если бы высота стены оказалась больше, перестегнуться возможности не было бы. Прямо под стеной срубили острый фирновый гребешок, так, что впритык вошла «Памирка».
По описанию и по рассказам ходивших маршрут нужно было пройти дальше по скальному «троечному» гребню через вершину «Уралочка» часа два до выхода на неопасный склон. Но Костя, выполнявший в этом восхождении руководство решил спуститься прямо вниз, а вниз смотреть страшно верхняя часть ледово-фирновый склон крутизной больше 50-и градусов. Мы протестовали,но слово руководителя последнее.
Он сказал, что спустит нас по закреплённым перилам связанным из двух «сороковок», а сам потом спустится с нижней страховкой. Оказалось, что спуск на 80 метров не привёл к уменьшению крутизны и возможности организовать страховку. Мы трое спустились, а потом пошёл Костя, сорвался на третьем шаге, пролетел 160 метров (80 до нас и 80 ниже нас) выдернул нас, как щенков.
Руководителем была совершена грубейшая , почти смертельная ошибка, в такого рода обсуждениях убойный аргумент это ты трус, а я смелый. На следующий год мы слетели при подобных обстоятельствах с пика Каракольского. Уже в ранге инструктора я учил участников не бояться показаться трусами и отстаивать свою точку зрения.
Покажу гору. Фото не моё.

30.12.2013, 01:41:36 |

Юрий Кузнецов:  Неуважаемый Александр Ермаков, большой теоретик восхождений. Чувствуется, что видели картинки в книжках и некоторые слова там узнали. Может, удастся когда-нибудь вам сходить на приличные восхождения.
Но тогда пропадёт жажда поучительства.

Не уважать человека за то, что он указал на грубейшую ошибку? Вообще-то, у него опыт поболее Вашего (по-крайней мере, есть отчёты (А НЕ БАЙКИ О БАЙКАХ).
Я лично тоже очень глубоко сомневаюсь, что Вы в лёд сумели бы забить ледорубы. Лёд крошится, если тепло, или становится монолитный, как камень, если холодно. Скорее, это был фирн, уплотнившийся кристаллизированный снег, либо плотный наст. Иначе Вы просто безграмотно действовали, и учить на этих примерах можно только с пометкой "как нельзя делать".
Либо это был не лёд, либо Ваш рассказ — байка. Молчала только потому, что не хочу портить настроение под Новый год, получив массу Ваших ядовитых плевков в свою сторону на любимом сайте.
И всё же написала. Вот почему:
Если Вы понимаете, что руководителем была допущена ошибка, то это необходимо прокомментировать в рассказе! (ДО ТОГО. как его прокомментируют другие, а не после). Иначе — чему Ваш рассказ научит?
Думайте, пожалуйста, о ПОЛЬЗЕ Вашего рассказа, и не учите на безграмотных примерах. И очень хорошо, что его прокомментировали опытные.
30.12.2013, 12:43:25 |
Константин Суханов

Юрий Кузнецов: Неуважаемый Александр Ермаков, большой теоретик восхождений. Чувствуется, что видели картинки в книжках и некоторые слова там узнали. Может, удастся когда-нибудь вам сходить на приличные восхождения.
Но тогда пропадёт жажда поучительства.

Юрий Кузнецов: Это ж какое зрение нужно иметь, чтобы увидеть, то чего в принципе быть не могло и главное через 43 года!

Юрий Кузнецов: Но умники не поняли о чём речь, и бросились рассказывать какие они грамотные.

Юрий, а может, нам тут с Александром стОит пообсуждать Вашу личность? Например, давайте поговорим не о том, какие грубые ошибки Вы допустили при страховке (которые легко могли привести к смерти участников), а о Вашей компетентности, как альпиниста, о ваших отрицательных чертах характера?

Юрий Кузнецов: Оказалось, что спуск на 80 метров не привёл к уменьшению крутизны и возможности организовать страховку. Мы трое спустились, а потом пошёл Костя, сорвался на третьем шаге, пролетел 160 метров (80 до нас и 80 ниже нас) выдернул нас, как щенков.

Не буду говорить об ошибках страховки. Но я бы внизу, на таком опасном склоне, для приёма верхнего участника (раз уж так случилось — хотя лучше было терпеливо стандартно дюльферять по 40 м, а не лениться), организовал бы нормальную станцию (не знаю, были ли тогда у вас буры, но морковки-то точно должны были быть) с надёжной самостраховкой и тормозным устройством (да хоть карабин-молоток). Склон не отвес, сорвавшийся участник пытается зарубиться, т. е., скорость не космическая. За время полёта, даже с самого верха, можно успеть выдернуть метров 5-10 верёвки (а то и больше), для дальнейшего протравливания. И станция рывок выдерживает, все сыты и довольны.
И, Юрий, попрошу Вас не начинать меряться письками: кто круче. Просто поверьте: я не пишу о том, в чём плохо разбираюсь.

Юрий Кузнецов: Руководителем была совершена грубейшая , почти смертельная ошибка...

Что касается его решения спускаться нетрадиционно — тут судить сложно, не зная обстоятельств. Его основная ошибка — срыв. А вот символическая страховка — налицо; а это уже ошибка двух нижних участников.
30.12.2013, 12:57:09 |

Константин Суханов: А вот символическая страховка - налицо; а это уже ошибка двух нижних участников.

+100
30.12.2013, 13:01:25 |
Юрий КузнецовКонстантин Суханов

Я же сказал, что теоретическая подготовка сомнений не вызывает
«Про буры не знаю, но про морковки знаю точно»…. Кабы, да я бы…
И всего-то пустячок, оказаться в такой ситуации, но вам это не грозит.
Есть повод!
30.12.2013, 18:21:54 |

Юрий Кузнецов: Поэтому, большие специалисты, повосхищайтесь друг другом от души, побольше +++ … и !!!

Да мы не собой, мы Вами восхищаемся. Делать точку страховки ледорубами на льду — это круто! Только если рассказываете об этом, сразу поясняйте, что это неправильно.

Ледобуры (не путать с ледорубами) уже появились в 60-е. Возможно, в периферийных районах и не было, но в альплагерях Кавказа — были. Это можно узнать из рассказов старых альпинистов и книг, написанных ими. Морковки были и раньше. Если вдруг на ледовом склоне у группы не оказывалось ни того, ни другого, вырубали ледорубом ледовые столбики для точек страховки, и это очень надёжная штука, скажу я Вам, тоже использовала:

30.12.2013, 20:19:47 |
Константин Суханов

Юрий Кузнецов: «Про буры не знаю, но про морковки знаю точно»…. Кабы, да я бы…

Юрий, ну зачем Вы передёргиваете. Я действительно не могу знать, что за ледовое снаряжение у вас там было. Может, и ничего не было. В любом случае, станцию вы не организовали. Или Вы будете утверждать, что такая "станция" (наполовину штычок кайла в лёд) — норма?

Юрий Кузнецов: И всего-то пустячок, оказаться в такой ситуации, но вам это не грозит.

Действительно, не грозит. Несмотря на мою склонность к авантюризму, к страховке отношусь серьёзно.
30.12.2013, 21:22:02 |
Юрий Кузнецов«К жетону спасотряда выдавали 2 значка с таким же изображением Ушбы, но поменьше — примерно 1см*1см. Иногда такие значки носили на шапке. Когда пришла пора обмывать свежеполученные жетон и значки, наиболее крутые в кружки налили неразведенный спирт, менее крутые спирт развели. В кружки поместили жетоны и значки. Но жетон большой — его не проглотишь, а вот проглотить значок опасность существовала реальная. Поэтому жидкость целили сквозь зубы. Ох и непросто это — тянуть сквозь зубы неразведенный спирт».

Так вот когда зародилось нелепое шоу, самопиар. Можно подумать генеральскую звезду обмывали?!
Ничего подобного за 20лет не видел.
Посмотрел свой жетон № 1503, они номерные и удостоверение (красная книжица) «Спасательный отряд» с тем же номером.
Жетон получил в 1972 году, к тому времени обладателей жетона было уже полторы тысячи, и зачем было мучится со спиртом?! Заурядное явление, а описанным Юрковым, так хотелось быть незаурядными.
Справка: В те годы право на получение жетона имели альпинисты не менее двух раз участвовавшие в соревнованиях спас отрядов соответствующего ранга и не менее одного участия в спас работах.
Получение жетона таким образом зависело от случайного везения. Нужно дважды попасть на соревнования и, особенно на спас работы. У меня обстоятельства сложились благоприятно.
Ни у кого не видел два значка, и у меня один.