Описание и фото: Марина Красноштанова, Екатерина Зуева, Эльмира Гаджиева, Дмитрий Муратов, Руслан Шаммасов, Мария Кузьменко

Длительность — 3 дня: Шумакские источникируч. Водопадный – цирк пер. Университетский – восхождение на п. Пильмана (1Б, 2876м) – пер. Университетский, южное седло (2А, 2550м), р. Перевальнаяпер. Ясный-1 (1Б, 2615м) – пер. Ясный-2 (1Б, 2650м) – Шумакские источники.

Ходовое время: 21ч; протяженность — 40км, Vср = 1,9 км/час; ΔН = +2516м — 2416м (линейно), +578 — 578 (радиально)

4 день (26 июля): Полудневка. Шумакские источники – руч. Водопадный – цирк пер. Университетский (выше ГЗЛ).

Решили сделать полудневку, т.к. с утра на источниках был сильный туман и влага, при которых подниматься по каньону руч. Водопадного – небезопасно (нет видимости, скользко). Использовали резервный день и отдохнули полдня на источниках. К тому же, участники групп 1 и 2 к.с. здесь все впервые, мы решили для них организовать экскурсию по источникам с утра.

Пока группы 3 и 4 к.с. будут на техническом кольце, группа 1 к.с. будет отдыхать на источниках и совершать небольшие экскурсии (до урочища Хуухэйн-Хада вниз по р. Шумак и на водопады ручья Водопадного). Группа 2 к.с. совершает одну днёвку на источниках, а потом уходит на 2х-дневное кольцо в верховья р. Перевальной и возвращается в базовый лагерь 28.07.09.

Группы 3 и 4 к.с. вышли с источников после обеда в 14.15 вверх по ручью Водопадному – это правый приток Правого Шумака, впадающий в Правый Шумак почти в его устье. Тропа проходит сначала по обоим берегам, а выше первого каньона – по верху левого берега, по крутым осыпям.

В 14.42 – были на первой обзорной площадке, в 15.13 – на второй обзорной площадке. В 16.30 – вышли на границу зоны леса. Напилили и нарубили дров для ужина и завтрака, взяли с собой каждый по чурочке наверх. В 17.56 – остановились на ночлег в цирке пер. Университетский на альпийских лугах. Место для бивака очень удобное и живописное: ручей – рядом, ровные цветочные поляны, изобилие альпийского лука и чеснока. Вечером руководители групп 3 и 4 к.с. сделали разведку к гребню пика Пильмана и к седловине пер. Университетского, чтобы выбрать завтрашний путь восхождения.

5 день (27 июля): Цирк пер. Университетский – траверс гребня п. Пильмана – восхождение на п. Пильмана – пер. Университетский (1Б, 2550м) – р. Перевальная (ГЗЛ).

Выход в 8.20. Под начало подъема к гребню пика Пильмана подошли в 8.30. Взяли снаряжение, перекусы, фотоаппараты и вышли радиально наверх в 8.43.

На западную вершину п. Пильмана поднялись в 10.20. Здесь есть тур, и снизу казалось, что это главная вершина. Но, находясь на этом месте, мы отчетливо видим, что основная вершина – восточнее, прямо над перевалом Университетский. Приняли решение траверсировать гребень до главной вершины, и спускаться другим путём – по мелким осыпям, ведущим прямо от вершины, к подножию пер. Университетского.

Траверс представляет собой движение по узкому скальному гребню (местами сужающемуся до 1м), который обрывается на юг 200-метровыми стенами, а на восток – осыпями и плитами от 40 до 60°. Снизу он смотрится намного сложнее, чем в действительности. Но при сухой погоде и соответствующем опыте группы – проходится легко и красиво. Только в одном месте вешали верёвку на подъем, почти под самой вершиной. Оценили траверс как 1Б.

На восточной вершине пика Пильмана (2873м) – были в 12.15. Здесь тоже есть тур, сняли записку группы туристов из Улан-Удэ (Тубчинов Дмитрий, Эрдыкеев Чимит), которые проходили гребень как и мы, но начинали свой путь с перевала Трёх Капитанов (там гребень значительно сложнее на вид). Обзор с пика – ошеломляющий! Видны все окрестные перевалы, хорошо просматривается река Перевальная.

Начало подъёма на пик Пильмана
На траверсе пика Пильмана
На пике Пильмана

Спуск с пика начали в 12.30, по мелким осыпям, ведущим строго вниз от вершины. Осыпь до 40-45°– живая! Шли (точнее – ехали по осыпи) плотной группой с альпенштоками до скальных уступов – бараньих лбов. Их не видно было сверху, и вчера снизу они тоже не смотрелись так круто (до 60°). Можно было бы продолжить траверс гребня в сторону перевала Университетского, и с него спуститься. Но мы в бараньих лбах нашли кулуар, повесили веревку (50м) и спустились спортивным способом.

Ещё траверс Пильмана
Подъём по верёвке
Траверс
Спуск

Вернулись в цирк в 14.40. Обед до 16.15. Пока мы обедали, с пер. Университетского спустились двое мужчин, и подошли к нам. Сказали, что там, на той стороне перевала что-то сильно обрушилось, и без верёвок не пройти. Было принято решение сделать разведку на оба седла, или обойти, или пройти новым путем, сделав описание изменившегося перевала.

В 16.15 вышли с места обеда, в 16.25 начали подъем по белой осыпи. В 17.30 были на узкой седловине справа по ходу. Разведка перевала показала, что, действительно, спуск с этой седловины в сторону р. Перевальной не ниже 2А: крутизна скального склона от 50° до 80°, необходимая длина веревки – 50м, требуется верхняя страховка. Сняли записку (тур слева от седловины) группы туристов из г. Улан-Удэ (Кравцов А., Филиппов С., Демченко И., Курилов М.) и начали организовывать спуск в 17.50.

Руководитель группы 3к.с. Руслан Шаммасов сбегал тем временем на левую седловину (откуда спускались двое, встретившихся нам мужчин), и, вернувшись, сказал, что пройти там можно, также надо вешать верёвку. Но мы уже повесили 1-ю верёвку, и не стали переходить на другую седловину. Участники наших групп имели опыт прохождения 1Б, следовательно, на 2А – имеют право идти все.

На южной седловине
1я и 2я верёвки на спуске
Спуск по 2-й верёвке — 50 м
Наиболее крутой участок на 2й верёвке, вид снизу

Прямо с седловины по мелкой осыпи бросили верёвку (закрепили за жандарм на седловине) до небольшого скального выступа (достаточно 20 м). От выступа бросили веревку вниз по скальному камину (50 м впритык!). По первой веревке спуск спортивным способом до скального выступа. Дальше – спуск с самостраховкой на спусковом устройстве + верхняя страховка. Ниже – спуск по мелкой и средней крутой осыпи (до 45°) на дно цирка. Оценили эту сторону перевала как 2А. Та широкая седловина, по которой проходили перевал те двое, которых мы встретили, действительно, с этой стороны проще (там классический вариант прохождения, обычно там и ходят).
Радуга. Вечер на ГЗЛ Перевальной
Возможен ещё и такой вариант прохождения перевала: со стороны р. Перевальной – выход на широкую седловину, а со стороны руч. Водопадного – перейти на осыпь, ведущую с узкой седловины. Возможно, этот вариант будет немного проще, чем тот, что прошли мы (но в любом случае не ниже 1Б).

В 19.30 вся группа спустилась с перевала на осыпь. В 20.15 – были у ручья (исток р. Перевальной). Движение левым бортом долины по осыпям с выходом на травянистые участки, озёра остаются справа по ходу. На границе зоны леса – в 21.15. Остановка на ночлег у первых деревьев на левом берегу левого истока р. Перевальной, у большого камня. Место для ночлега – отличное. Есть хорошая стоянка, дрова, ручей, ровные площадки, грибы. Только встали, как сразу началась кратковременная гроза. Многоцветная радуга раскинулась прямо над нами, радуя и восхищая…

Только одно НО… Мы должны были встретиться именно здесь с группой 2 к.с. под руководством А.С. Артищева. Но их здесь нет. Остается только догадываться, куда их занесло. И почему они не дошли до ГЗЛ… Руководители групп 3 и 4 к.с. М.М. Красноштанова и Р.Н. Шаммасов, не смотря на то, что уже было поздно, берут фонарики и уходят вниз по реке Перевальной, чтобы искать группу 2 к.с. Вернулись по темноте, сказали, что никого не нашли. Вечер прошёл в молчании. Подытожили сегодняшний день: ЧХВД (чистое ходовое время дня — 8 часов 12 минут, общий набор высоты +948 м, общая потеря высоты в этот день — 1218 м.
Ясный со стороны Перевальной

6 день (28 июля): ГЗЛ р. Перевальной – пер. Ясный-1 (1Б, 2650м), пер. Ясный-2 (1Б, 2650м) – р. Перевальнаяр. Шумак – Шумакские источники.

Выход с ГЗЛ р. Перевальной в 8.10. Спустились к ручью, перешли на правый берег, траверсировали лесистый склон, и звериными тропами вышли к ручью, ведущему с перевалов Ясных (этот ручей – правый исток р. Перевальной). На ГЗЛ были в 8.45. За 40 минут дошли до верхней границы озера, (обходили его справа по ходу). В 10.15 подошли под пер. Ясный-1, в 10.52 – были на перевальной седловине. Седловина ясно выражена, подъем по средним и крупным осыпям. Тур – посередине седловины. Сняли записку с фотографией гимнастки Оксаны Костиной, группа Мисюркеева из Иркутска.

Вид с перевала Ясного-1 на озеро Ясное
Группа на перевале Ясный-1, у тура
Спуск с перевала Ясного-1 на восточную сторону, 1-я верёвка
Спуск с перевала Ясного-1 на восточную сторону, 2-я верёвка

Спуск с перевала начали в 11.15 по спусковой веревке. Веревка крепится за большой камень на седловине. Скальные плиты крутизной до 60°. Конец веревки на травянистой полке, от которой можно обойти справа по ходу скальные выходы по осыпям, но безопаснее повесить еще одну верёвку 30 м по скальным плитам. Камнеопасно везде, кроме скальных плит. При спуске по верёвке необходимо группе находится в укрытии, т.к. веревкой можно сдернуть камни.

Этот перевал везде категорируется как классический 1Б. Но мы, проходя его уже не в первый раз, каждый раз вешаем верёвки более 50 м. Допускаем, что слева и справа от центра седловины есть возможные пути, где без верёвок спуститься можно, но это очень опасные пути: там везде «живая» средняя и крупная осыпь.

Закончили спуск и сняли веревки в 13.00. Один переход 55 минут, и мы под перевалом Ясный-2, обедаем на альпийских лугах. (Варим на горелках, ручей здесь есть). Чтобы попасть сюда, необходимо спуститься по крупным устойчивым осыпям с перевала Ясный-1 до правого (по ходу) распадка, траверсировать его травянистый склон и подняться по ручью в цирк перевала Ясный-2. Снизу не видно ручья, и кажется, будто воды здесь нет, но если подняться в цирк, то ручей появится на альпийских лугах.

Подъем на пер. Ясный-2 с 14.45 до 15.30. Склон до 35° мелко- и средне осыпной. Движение серпантином с остановкой в накопителях. Спуск с перевала с 15.45 до 16.45 по мелко- и средне осыпному склону крутизной до 40°. Этот перевал не требует навешивания верёвок, а даже, наоборот: здесь их вешать нельзя из-за большой камнеопасности на спуске (со стороны р. Перевальной).

Между перевалами Ясными есть вот такие озерца
Альпийский лужок под перевалом Ясный-2
Место обеда — прекрасная лужайка
На седловине перевала Ясный-2
Спуск с перевала Ясного
Вид на Ясный-1 со склона Ясный-2

Спуск к ГЗЛ в 17.40. Высота 2100. Перекусили, подсушились немного, обсудили – где может быть группа наших «двоечников», и пошли вниз по р. Перевальной, сначала правым берегом, траверсируя лесистый склон выше каньона, затем, после первого правого притока спустились к руслу и перешли на левый берег. Вдоль тропы левого берега имеются каменные туры, обозначающие тропу. Есть срезка тропы, значительно сокращающая путь через лес, напрямик к источникам, она проходит высоко на рекой Шумак, вдоль границы леса, по лугам. Далее – по тропе левого берега спустились к Шумаку. В 21.00 мы в базовом лагере. Группа 1 к.с. нас встречает горячим чаем, а группы 2 к.с. здесь тоже нет. Они ушли вчера на кольцо (где должны были с нами встретиться) и до сих пор не вернулись… Мы все были очень встревожены.

Потом выяснилось, что группа 2 к.с. немного не дошла до запланированного места нащей встречи на ГЗЛ р. Перевальной и свернула на правый приток р. Перевальной, где прошла незапланированный перевал, увеличив тем самым протяженность своего маршрута. Поэтому вернулись они в тот день очень поздно, пройдя перевал (Неизвестный), правый приток р. Шумак, и по Шумаку вернулись на источники…

Итоги дня: ЧХВД — 9 часов 50 минут (очень много, многие устали сильно). Общие набор высот +988м, потеря высот — 1198м.

Евгений ВоробьевХорошо сходили. Только р.Мраморный-более известное и общепринятое название. С Университетского на р. Перевальная спускались (судя по фото) почти также. Порадовала наша записка на Ясном (были там годом ранее). Спускались с Ясного на приток Левой Билюты с перевала-влево-вниз, в обход скал. Затем над обрывом вниз по крутой зелёнке. Погода была хорошей. Верёвку пробросили только внизу в крутой щели (4-5 метров)-подстаховались. Затем ушли в левый п/x движения кулуар, по которому спустились до чемоданов. Чемоданы впечатляли: чуть меньше, чем под Динозавром с Зун-Хандагая. Приятно вновь побывать в знакомых местах.

+100
07.12.2013, 12:14:20 |

Евгений Воробьев: Спускались с Ясного на приток Левой Билюты с перевала-влево-вниз, в обход скал. Затем над обрывом вниз по крутой зелёнке.

В 2001 году я была свидетелем хорошего камнепада в том месте, вызванного неловким шагом участника группы (не нашей). Там всё едет здорово. Та группа раньше нас начала спуск с перевала, но закончили спуск через час после нас, хотя мы спускались по верёвке (тогда только одну вешали). С тех пор — только по скалам хожу этот перевал. Это безопасней, красивей, техничней, спокойней и быстрей, чем по "живым" чемоданам.
Лучше одни раз увидеть... и запомнить урок на всю жизнь. В том месте отскочить от камней некуда, если что...
А верёвку, как видите, всё равно приходится вешать и там, и там... Так что лучше пройти красиво.
Спасибо за отклик! Я рада, что понравилось.
07.12.2013, 14:17:17 |
Евгений Воробьев

Марина Васильева (Красноштанова): Там всё едет здорово.

Спуск, действительно там весьма камнеопасен-практически до самого подножья. Алексей на спуске зацепил до крови руку а я ушиб ногу-обычные дела. Ясный хорош в техническом плане (не всё просто). Особенно неприятен был спуск к Левой Билюте на этапе "завал" ( море гнуса и непролазные дебри на спуске).

Марина Васильева (Красноштанова): Спасибо за отклик! Я рада, что понравилось

Понравилось, Марина. Как и многие другие Ваши рассказы и отчёты.
07.12.2013, 15:00:40 |

Евгений Воробьев: Алексей на спуске зацепил до крови руку а я ушиб ногу-обычные дела.

То, что Вы называете "обычные дела" для меня — фактор опасности. Я ведь с детьми хожу и с неопытными студентами. Не дай Бог что... Лучше сразу самой удавиться, чем потом в глаза родителям смотреть...
07.12.2013, 15:06:27 |
theodor japs Евгений Воробьев: Алексей на спуске зацепил до крови руку а я ушиб ногу-обычные дела.[/cite]

Sicherheit gilt vor Spaß.
----------------------------------------
Безопасность прежде, затем удовольствия.
14.12.2013, 22:33:36 |

theodor japs: Безопасность прежде, затем удовольствия.

Именно так. Только жаль, что многие видят опасность там, где её нет, но не видят опасности там, где она есть.
15.12.2013, 13:32:16 |
Рома АвдеевМы 27 июля 2009 года ходили однодневное кольцо Шумакские источники — ручей Мраморный — перевал Университетский — река Перевальная — Шумакские источники. Когда мы были под Университетским (со стороны ручья Мраморного), мы увидели группу из одиннадцати человек, спускавшуюся с пика Пильмана. Оказывается, это была ваша группа. У меня в отчёте о том походе есть упоминание про это. Нам тоже встретились двое молодых мужчин, из которых один находился под сильным впечатлением от перевала. Встреча с этими ребятами у меня в отчёте подробно описана.

Теперь небольшой комментарий по поводу перевала Университетского (основная седловина, левая, если смотреть со стороны ручья Мраморного). Информация о том, что «на той стороне перевала что-то сильно обрушилось, и без верёвок не пройти», не соответствует действительности, что подтверждается нашим прохождением перевала без верёвок. Со стороны ручья Мраморного единственная сложность — невысокий (полтора-два метра) скальный уступ в нескольких метрах от седловины. Со стороны реки Перевальной единственная сложность — скальный пояс, разрезающий осыпной склон. В узких местах высота этого пояса также не превышает полутора-двух метров, что позволяет его пройти без верёвок в обе стороны. Если честно, я ума не приложу, что́ могло так напугать того парня, который советовал идти перевал только с верёвкой.
11.01.2014, 18:32:27 |
Марина Васильева (Красноштанова)Прочитала ваш отчёт, интересно. Странно, что по описаниям Л. Стрелюка тропа на Мраморном по правому берегу. Думаю, что это не его описание, потому что мы с Л. Стрелюком ещё в очень давние времена ходили именно левым берегом.
По поводу седловин Университетского. Впервые я была там в 1994 году, на широкой седловине. А потом была в 1997 на южной (узкой, или как её ещё называют, ложной седловине). Потом ещё пару раз с туриадами (того же Л. Стрелюка) заходили радиально с разных сторон: и с Мраморного, и с Перевальной. Так что, зная хорошо обе эти седловины, могу сказать, что между 90-ми и 2010-ми годами там южная седловина со стороны Перевальной, действительно, стала на мой взгляд, как-то побольше обрушена, чем была раньше. В начале 2000-х там даже имелся крутой скально-травянистый участок на восточном склоне (теперь его нет).
Но, конечно же, это не в 2009 году упало, и парень тот, который "под впечатлением", слишком сгустил краски. Я почитала Ваш отчёт: всё тоже самое, что он сказал вам на седловине, мы услышали от него внизу, у подножия — слово в слово.
Странно только, что мы вашу группу с Пильмана не видели.
11.01.2014, 22:43:01 |
Алексей Мисюркеев

Марина Васильева (Красноштанова): То, что Вы называете "обычные дела" для меня - фактор опасности.

В таких царапинах нет ничего страшного. Просто я предпочитаю постоянно ходить в футболке и шортах. Естественно, что в одежде с рукавами и штанинами такого бы не было, и это "безопаснее". Но по мне, в данной ситуации комфорт важнее, чем царапины.
26.02.2014, 18:29:41 |
Алексей МисюркеевМарина, кстати, снял Вашу записку с Яросамы. Позже обязательно отсканирую и вышлю.