Очерк написан по горячим следам в поезде «Северобайкальск-Иркутск» 23.04.2015 г.

Идея похода «Ольхон-Северобайкальск на коньковых лыжах» возникла в прошлом году, но в силу различных причин задуманное не состоялось. Так получилось, что в апреле 2014 года идею реализовали иркутские лыжники, пройдя маршрут Малое МореСеверобайкальск в рекордно короткие сроки за 3 дня. Эта информация стала дополнительным стимулом для нас, и в апреле 2015 года было решено идти при любых условиях.

Ледовая обстановка нынешнего года была очень сложной: поздний ледостав Среднего и Южного Байкала заставил нас провести детальное изучение ледового покрова, а также выделить на это мероприятие время с запасом. Собрались мы в это путешествие вдвоем. После недели мониторинга и сборов, приняли решение стартовать 17.04.2015 с о. Ольхон (пос. Хужир). На это решение повлияли открывшиеся пропарины на мысе Зундук и мысе Зама, потемнение льда на планируемом участке перехода, а также возможность заезда на общественном транспорте в п. Хужир.

Путь начали на маршрутке из Иркутска до МРС. Особенно удалась поездка для одного пассажира из города Хабаровск. После двух бутылок коньяка окружающие иностранцы, так же как и мы, испытывали определенный дискомфорт от присутствия пьяного товарища, который пытался проявить ко всем любовь, изъясняясь на смеси русско-английского языка. На подъезде к Еланцам попали в снег. Подгадывали как раз этот день с непогодой потратить на заезд, но снега по прогнозам не было, и мы его не ждали. Досадно.

Претерпев все невзгоды пути до МРС, мы переправились через открытую воду в проливе Ольхонские ворота на хивусе. К слову сказать, открытая вода в проливе не внушила оптимизма, но настрой позитивен. После переправы пересели в УАЗик и прибыли в Хужир к 5 часам вечера. Связались с местным жителем Игорем Шрамко (ему отдельная благодарность) для получения «полевой» информации о состоянии льда в северной части Малого моря.
Идем по свежевыпавшему снегу
Старт у скалы Шаманка (Хужир)

Светлое время позволяет сделать небольшой переход, решаем начать маршрут сегодня. Вышли на лед у скалы Шаманка, естественно «побурханили» с просьбой о пропуске у Байкала. Двадцать километров до Песчаной по свежему снегу прошли небыстро. На месте получили «надежный» отказ в теплом пристанище на ночь. Ночевали на улице под навесом возле одного из брошенных домов. Сильный ветер и редкие капли дождя попадали к нам. Палатку не брали, зато пригодилось термоодеяло из фольги.
На переходе мыс Саган-Хушур — пос. Онгурены

Холодная ночь заставила нас с рассветом готовить завтрак и собираться в путь. Вышли в 6.30. Идем вдоль острова на Саган-Хушун, а затем направились по совету Игоря от мыса Хобой по направлению к пос. Онгурен. Несмотря на попутный ветер, свежевыпавший снег весьма осложняет движение. В середине Малого Моря появились большие участки чистого льда – скорость повысилась. Однако ближе к материку ветер становится встречно-боковым и снова появляется снег. Через Приморский хребет начинают переваливать тучи, несущие небольшие снежные заряды.

Лыжи одного из участников оказались «очень восприимчивы» к свежему снегу, и по лыжной терминологии «тупили не по-детски». Изрядно изматерившись и измотавшись, решаем обедать возле Онгурен. Забиваемся в щитовую будку на берегу, которая показалась нам раем после холодной ночи и нестабильной погоды. Появившиеся сомнения в успешности нашей затеи отходят под действием теплой печки и сытного обеда, хотя за тонкими стенами нашего пристанища не утихает ветер и пробрасывает снег.

После обеда выдвигаемся к южному кордону Байкало-Ленского заповедника. По пути попадаются поля свежевыпавшего снега. Лыжи откровенно не едут. В нескольких местах у своих лунок на льду лежат нерпы. Пробуем подойти как можно ближе и сфотографировать, но попытки безрезультатны. Зато неуклюжие движения их лоснящихся тел вызывают улыбки.

Перед мысом Кочериковский встречаем инспекторов заповедника. В теплой ночевке на кордоне нам отказывают, что ж – мы начинаем уже к этому привыкать. Хорошо, что на мысе есть рыбацкая будка-прицеп с маленькой печкой. Здесь мы находим долгожданный теплый ночлег.
Возле мыса Рытый

На следующий день, относительно выспавшись (вышли в 7.50), двигаемся к мысу Рытый, где будем принимать решение о продолжении пути к Северобайкальску. За мысом Кочериковский на льду начался непрерывный свежий снег.
Обед на метеостанции Солнечная

Энергетически заряженное место мыса Рытого (после его посещения часы остановились) и открывающиеся после него просторы чистого льда – изменили наш пессимистичный настрой, после остановки решаем двигаться дальше.

Становые трещины и надвиг на мыс обходим по ледовой дороге вдоль берега. Ветер попутный, но слабый.

Прошли печально известный мыс Шартлай, дальше наш курс на метеостанцию «Солнечная», которая сполна оправдала свою гостеприимную репутацию. Здесь состоялся обед в замечательной компании с местным «командиром» Еленой.

По пути пересекаем становые трещины шириной до метра, в них замеряем толщину льда: в основном 30-50 сантиметров. Попутный ветер и сменивший чистый лед – фирн («шах» по местному) привели нас к 6 часам вечера на мыс Южный Кедровый. Замечательное чистое зимовье и прекрасный закат остановили наше дальнейшее передвижение, несмотря на временную возможность.

На переходе между мысами Покойники и Ю. Кедровым
Хорошее покрытие. Впереди мысы Кедровые
Зимовье в бухте за мысом Ю. Кедровый

Строения на мысе С. Кедровый
Восполняем силы. Впереди мыс Елохин
Нажим и одна из трещин возле мыса Елохин
Весеннее солнце нещадно — спасает марля
Кордон Петровича (мыс Б. Черемшаный)

С утра (в 7.10) выдвинулись на Большой Черемшаный к знаменитому на всем Байкале Петровичу. По прибытии на место обедать не стали из-за раннего прихода, но хорошо посидели за чашкой чая. Планировали обедать на мысе Большая Коса, но поля снега (здесь сохранился мощный покров и надувы еще с зимы) заставили изменить планы и причалить на мыс Малая Коса (установлен крест на берегу)
Обед на мысе Малая Коса
. После обеда на нашем пути снега стало еще больше, лыжи у Александра откровенно не едут, чистим пластик ножом («импровизированная циклевка») – помогает на 3-5 км. Разрывы во времени между участниками увеличиваются, темп упал до минимума.
Мыс Большая Коса и вершины Байкальского хребта
Дополнение к ужину — налим
Соизмерив свои силы и возможности, решаем ночевать на мысе Мужинай, кроме того, получено первое повреждение – травма из-за плохого скольжения. Ночевали за мысом в кордоне эвенкийской охотобщины. Ужин дополнил жареный налим и деликатес – его печень (макса).

Перед стартом (кордон за мысом Мужинай)
Маяк мыса Котельниковский
Поправляем здоровье (мыс Котельниковский)

В ночь снег подмерз, мы с 9 утра за 2 часа добежали до «Котелков». Учитывая временную возможность, решаем поправить здоровье и сделать полудневку. Погода ухудшилась не на шутку, после обеда выпало 7-10 см. снега, что подтвердило правильность нашего выбора. К вечеру пробросил дождь, снег взялся характерной коркой. На небе наметилось прояснение.
Улучшение покрытия между мысами Толстый и Красный Яр

Утром снег все равно «не держит». Вышли в 7.00, едем не быстро. К мысу Толстый появляются участки открытого льда, за мысом – покрытие улучшается, но при этом включили встречный ветер (фото 20). Байкал не отпускает домой. После нескольких переходов в связи с ухудшением покрытия (появление свежего снега) решаем завершить маршрут в селе Байкальское. Выходим на берег у старого причала. Короткая фотосессия, взгляды на озеро. Благодарим Байкал за благосклонность и доставленные впечатления.

Финиш в с. Байкальское. Илья
Финиш в с. Байкальское. Александр
Вокзал Северобайкальска

На попутке выезжаем в Северобайкальск, берем билеты на вечерний поезд, а потом гуляем по городу. В Гоуджекит не поехали (не сезон, маршрутки во второй половине дня неудобно ходят), тем более уже удовлетворили страсть к горячим ваннам на мысе Котельниковском. Время пролетает, и вот уже поезд уносит нас в Иркутск. Лыжи лежат в чехлах на третьей полке, все – сезон закончен!

График движения

1 день (17.04.2015)

Заезд Иркутск – п. Хужир (авто)
Переход п. Хужир – п. Песчаная
дистанция: 20 км,
время движения: 2:30,
время остановок: 0:20,
средняя скорость: 8,3 км/ч.

2 день (18.04.2015)

Песчаная – мыс Кочериковскийдистанция: 74 км,
время движения: 8:50,
время остановок: 3:40,
средняя скорость: 8,4 км/ч.

3 день (19.04.2015)

Мыс Кочериковский – мыс Ю. Кедровыйдистанция: 83 км,
время движения: 7:10,
время остановок: 2:40,
средняя скорость: 11,6 км/ч.

4 день (20.04.2015)

Мыс Ю. Кедровый – мыс Мужинайдистанция: 67 км,
время движения: 7:15,
время остановок: 4:00,
средняя скорость: 9,3 км/ч.

5 день (21.04.2015)

Мыс Мужинай – мыс Котельниковскийдистанция: 26 км,
время движения: 2:50,
время остановок: 0:40,
средняя скорость: 9,2 км/ч.

6 день (22.04.2015)

Переход мыс Котельниковскийс. Байкальское
Выезд с. Байкальскоег. Северобайкальск (авто)
дистанция: 34 км,
время движения: 3:40
время остановок: 0:50,
средняя скорость: 9,3 км/ч.

Всего пройдено 304 км.

Выводы и рекомендации:

1) Расстояния в 70-80 км и более возможны для прохождения в это время коньковым ходом при наличии благоприятных условий (покрытие, ветер);

2) На участках: мыс Малая Коса — мыс Котельниковский и мыс ТолстыйСеверобайкальск – возможно сохранение значительного снежного покрова в весеннее время в зависимости от снежности сезона;

3) Особое внимание необходимо уделять инвентарю: лыжи любительского уровня не являются универсальными для различного покрытия, что может серьезно повлиять на планируемые переходы;

4) Обилие зимовий и кордонов на берегу позволяет рассчитывать на теплые ночевки при условии соответствующей договоренности, а также достоверного знания их расположения;

5) По словам местных жителей ледовая ситуация на Северном Байкале позволяет совершать лыжные путешествия до конца апреля при учете текущих погодных условий;

6) Оправдано использование тонизирующих напитков спортивной направленности;

7) В групповом снаряжении необходимо иметь веревку и «спасалки» (у нас были – из больших гвоздей);

8) В целом район перспективен для продолжения лыжного сезона, когда на Юге Байкала нет соответствующих условий.

Абаев Александр (г. Иркутск), Вотто Илья (г. Иркутск),
фото авторов

Александр МамонтовСпасибо за рассказ, фото, особенно с Байкальским хребтом — супер!
Одно непонятно, почему не использовали волокуши для рюкзаков? Тащить на себе весь груз дюже тяжко. Кстати сколько был стартовый вес рюкзаков?
30.04.2015, 22:39:44 |
Владимир ПрадедовХороший рассказ.
01.05.2015, 19:57:48 |
Александр АбаевБлагодарим за комментарии! Вес рюкзаков на вскидку был около 10 кг. Лишнего не брали (опирались на кордоны и знание зимовий). Волокуши при коньковом ходе — большой минус в скорости и затратнее по силам. А так — летишь себе, главное с покрытием угадать.
13.05.2015, 13:17:13 |
Юра ГалачьянцМолодцы! Странно, что местные как один отказали вам в приюте. Хотя для данного маршрута в большинстве случаев это не очень существенно.

Избушка на Ю.Кедровом была на замке, когда мы там обедали в прошлом году. У вас она была открыта?

А где вы ночевали на Котельниковском? В гостевом доме?
21.05.2015, 23:04:26 |
Александр АбаевДа, на счет ночлега — мы сами не ожидали получить отказ, но всякое бывает. Поэтому и написали здесь. Я многократно проходил/проезжал/проплывал Байкал (в том числе в этих местах) и всегда не было проблем. Зато первая ночевка на улице дала возможность потестить снарягу.
Юрий, мы читали в вашем отчете про зимовье на Ю. Кедровом и не ориентировались на него, а просто подошли к берегу в этом месте и увидели, что замка нет (щеколда вывернута была), поэтому и остановились здесь.
На Котельниковском ночевали в гостевом доме.
22.05.2015, 12:47:28 |
Марина Васильева (Красноштанова)Александра Абаева уже нет в живых почти год... Сегодня случайно узнала, умер на Памире 15.08.2017.
28.07.2018, 14:31:03 |
Sergey Vhttps://angara.net/forum/t116008?p=0
Саша невозможно рано ушел. Но успел оставить свой след, в частности мы от него много узнали по новым (и забытым старым) лыжным маршрутам. Частенько встречались в электричке и общались и про лыжи, и про снарягу, но вместе сходить так и не довелось..
Очень больно, что такие молодые уходят. Светлая память.