| | | | theodor japs | Да, немного забыл (старость?), правильно есть Райнхольд. Рейнхольд англо-американский версия. | 19.05.2015, 18:59:28 | | Марина Васильева (Красноштанова) | Я встречала в разных публикациях Рейнгольд, Рейнхольд, Райнхольд... | 19.05.2015, 19:22:34 | | theodor japs | Марина Васильева (Красноштанова): Рейнгольд, Рейнхольд, Райнхольд... Проблема старая, как произносим сочетание. В немецкий почти всегда сочетание ei читаем как а. В данный случай Reinhold, произносим Райнхольд. Проблема 2, как писать h ? В русский свойственно х, что думаю здесь правильно. Так часть это имя Rein (из википедиа) от латински править, второй часть hold — тоже от лат. (google говорит) — прекрасный. Райнгольд на пeревод немецкий — чисто золото, встречаетя также Райнольд, Райнальд и редко другой. | 20.05.2015, 00:51:32 | | Марина Васильева (Красноштанова) | theodor japs: В немецкий почти всегда сочетание ei читаем как а. В данный случай Reinhold, произносим Райнхольд.
Теперь буду знать, как правильней всего, спасибо, Тео. | 20.05.2015, 01:32:57 | | Есения | В одном российском литературном альманахе, в статье, посвящённой Индии, мы с удивлением обнаружили описание неприветливых горцев и сумрачных женщин с грубыми чертами лица. Прожив более пяти лет в семьях местных жителей одной из гималайских долин, путешествуя по многим долинам и останавливаясь в домах простых крестьян и пастухов Лахула, Ладака, Спити, Кейнора (районы северо-западных Гималаев), ночуя порой в пещерах-гостиницах и палатках-дхабах бок о бок с представителями многочисленных гималайских народов, мы ни разу не встретились ни с грубостью, неприятием или отчуждением пришлого человека.
О гималайских женщинах нужно говорить особо, потому как не перестаёшь удивляться их терпению, работоспособности и будто струящемуся внутреннему огню. Они всегда красиво и со вкусом одеты, украшены кто с ног до головы, а кто и с головы до ног в золото, либо в серебро. Некоторые маленькими блестящими штрихами подчёркивают детали своего туалета. Восьмидесятилетние "бабульки" и десятилетние девочки, замужние дамы и девушки на выданье — все они тщательно следят за своим внешним видом, нарядами, чистотой тела и особенно за волосами — особой гордостью жительниц долины Куллу. <...>
>> Жительницы каждой области Гималаев отличаются друг от друга. Здесь можно встретить женщин с типичными крупными, чувственными чертами лица и пышными фигурами, есть и лица, черты которых будто прорисовали тонкой кистью, а тело лишь угадывается под яркой одеждой. Изящный монголоидный тип жительниц Лахула соседствует с крупными загорелыми лицами представительниц высокогорного Ладака. Темноволосые и рыжие, кареглазые и голубоглазые, высокие и коренастые — как можно однозначно ответить на вопрос, какие они — женщины гималайских долин? Девушки Куллу считаются самими красивыми в западном предгорье, а жительницы Кейнора из древнего до арийского племени Киннеров обладают самими красивыми фигурами.
Нас всегда поражали встречи с гималайскими красотками на горных тропинках. Неся за плечами огромную корзину травы или дров, они, утирая пот с лица, улыбались белоснежными улыбками, приветствуя незнакомого путника. Молодые женщины в ярких одеждах трудятся на полях-террасах, держа за спиной своих маленьких детишек, привязав их к себе красивейшей шерстяной шалью, которой позавидовала бы любая посетительница европейского бутика. <...>
Женщины Гималаев — явление уникальное. Они — тайный предмет воздыхания и вдохновения. Их украшают и берегут, используют как рабочих лошадок и советуются, решая сложные проблемы. Они не имеют права без своих мужей надолго отлучаться из дома, потому что на их "плечах" всё хозяйство. Они работают в поле, рожают детей, строят дороги, при этом являя себя миру истинным произведением искусства. <...>
Чем выше в горы, тем самостоятельнее становятся женщины. Они уже не принадлежат хозяевам — мужьям, как в предгорьях Гималаев, а владеют ими на правах собственниц. В её хозяйстве всё пригодится — и корова, и лошадь, и муж, и прялка — всё, что даёт пользу. Если муж оказывается беспомощным предметом, его прогоняют, или меняют на лучшего. Даже в Наггаре, недалеко от городка Куллу, такие случаи довольно часты. В некоторых отдалённых деревнях ещё сохранилась система многомужия. Если в центральной, южной и северной равниной Индии рождение девочки — горе в семье, то в горной части — благо. <...>
Во всех праздниках долины Куллу, в основном, участвуют мужчины. Они и хороводы водят и многочисленных богов сопровождают, организовывают свадьбы и деятельно участвуют в них, посещают дома, где ушли из жизни родственники и наносят визиты родным, где родился новый человек. Больные друзья и дни рождения, многочисленные ягьи (священные службы) и пуджи (службы) — всё это ложится на крепкие мужские плечи. Они, конечно, помогают женщинам в хозяйстве. Но в определённое ими время. Некоторые мужья проводят в компании вечера за бутылочкой местного самогона и приходят домой, наполненные добротой и мудростью. "Love is God, God is Love" (Любовь — это Бог, Бог — это Любовь) — основа философии хмельного жителя Гималаев. А если жена недовольна ежедневным причащением мужа из источника мудрости, он, показывая на звёздное небо, выдаёт ещё один философский пассаж — "Шанти, мере пьяра", что означает "Спокойствие, моя дорогая!". Надо сказать, что в "шанти" пребывают многие мужья в гималайских деревнях. Здесь растёт чарес, или конопля, которую испокон веков курили, да и сейчас потягивают местные философы и служители бога Шивы. А после "божественного" покоя какая может быть работа? Женщины здесь покуривают "бири" — маленькие сигаретки из скрученного табачного и эвкалиптового листа. "Бири", по мнению местных специалистов, прочищает лёгкие и даёт заряд энергии. Вот и бегают по горам гималайские жены, неся за плечами огромные корзины, а их мужья, собираясь вместе в это время, пребывают в "шанти", остановив свои взоры на белоснежных вершинах гор.
Есть в одной из долин такой праздник, когда мужчины и женщины собираются вместе и поют песни. В песнях женщины высмеивают своих мужей, а те в свою очередь должны достойно ответить. Такой словесный поединок длится всю ночь и проходит он только раз в год. Посмеются, поиздеваются, выскажут друг другу всё, что думают, и больше не будут выяснять отношений целый год. Семьи в Гималаях крепкие и царит в них тепло и терпение, потому что правит по негласному закону в своём маленьком государстве женщина — хранительница "Всё наполняющего огня жизни". источник | 25.05.2015, 17:27:10 | | Есения | <...> Великий кинорежиссёр Сергей Эйзенштейн высказал однажды такую мысль: "Есть своя особая психология гор, морей, пустынь, больших пространств, и эта среда мало изучена".
И вот моя слабая попытка хоть как-то разобраться в этой психологии гор с помощью друзей-альпинистов. Опытные мастера, они давно поняли, что вершины открываются далеко не каждому, а лишь тому, кто "попадает в резонанс" космическим ритмам, созвучен среде.
Такова реальность: путь наверх требует от человека молитвенной сосредоточенности, полной отрешённости от всего. Сознание человека на крутом маршруте превращается в лазерно-тонкий пучок концентрированной воли. Опытные восходители, мои гималайцы, умеют "думать телом", они доверяют своей интуиции, инстинкту, умеют слышать себя и Гору.
>>"Я иду наверх только тогда, когда ничего не скрипит в суставах, а душа рвётся к вершине... Ловлю это состояние. Если его нет, то я не иду." Слышал такое от многих известных альпинистов России и Европы, от Валерия Хомутова, Рейнгольда Месснера, от Валерия Хрищатого.
Гималаи полны загадок и чудес. Вот и очередная тайна: наука до сих пор не может объяснить, откуда у альпинистов такая мощная жизненная энергия для суперсложных восхождений в экстремальных условиях высокогорья. Там люди активно работают на больших высотах и зачастую без кислородных приборов. Стоит, пожалуй, напомнить, что крепкие, специально тренированные лётчики на реактивных истребителях надевают маски с кислородом на высоте около 4500 м. А в Гималаях и в Каракоруме наши самые выносливые и тренированные восходители чуть ли не бегают по вершинам с секундомером и безо всяких масок. И любопытно, что при колоссальных затратах энергии на такие взлёты, пищевой рацион высотников предельно скудный: берут с собой буквально считанные граммы провизии, например, горстку изюма, пару-тройку сухарей, полплитки шоколада и много питья. А работают как пильщики.
Значит, организм работает на самосожжение? Ответа нет.
Ни академическая биофизика, ни спортивная медицина не могут понять этого феномена (если делать это с позиции строгого материализма... другое дело, что мы просто не знаем, не умеем понять мощных резервов психической энергии человека и особенностей горного духовного пространства, о которых писал наш гениальный режиссёр Сергей Эйзенштейн).
Впрочем, там, где не даёт ответа биофизика, свой ответ предлагают практики — сами восходители.
"При перегрузках и опасностях высотного восхождения я ощущаю прилив внутренних сил. Становится предельно ясным мышление, послушным тело. Ощущаю себя в гармонии с окружающим миром." Так писал заслуженный мастер спорта, альпинист-высотник Валерий Хрищатый — один из советских первопроходцев Эвереста.
С этими мыслями перекликается мнение другого известного восходителя — сэра Кристиана Бонингтона из Великобритании: "Эти льды, снега, скалы подарили мне огромное удовлетворение в преодолении риска, наградили меня могучим подъёмом духа и ни с чем не сравнимым куражом при постижении неизвестного".
Ваш автор не принадлежит к великой школе мистиков, последователей Рериха, Бёме, Даниила Андреева. Но подспудная истина гор, их глубинная метафизика слишком явственно просвечивают сквозь грубую плоть камня и льда.
Высокогорье — это не просто складки земной коры, но и некое многомерное духовное пространство. Для нас, восходителей, любая из великих вершин — живое существо, со своим характером, духом, обликом, легендами и мифами... в горах и в космосе как нигде остро чувствуешь пульс окружающей планету ноосферы — сферы разума, гениально открытой Владимиром Ивановичем Вернадским.
Главная вершина планеты недаром имеет много имён: тибетцы зовут её Джомолунгма, европейцы — Эверест, непальцы — Сагарматха, китайцы — Чу-ми-ланг-ма. Это целый микрокосм, многоликий, многорукий и многомерный, как бог Шива. Здесь свой особый масштаб времени и пространства, свой, уже полукосмический, ритм бытия. Если прислушаться, то там, над склонами больших вершин, звучит своя, особая, симфония Гималаев в исполнении ледового органа Чукунг. Там человек ошеломлённо внимает звёздным рунам Вселенной.
При выходе в открытый космос наш космонавт Алексей Леонов увидел такую картину: "Это были немигающие звёзды на фоне бархатной черноты бездонного неба. Вид звёзд сменялся видом Солнца довольно быстро. Солнце было совсем не таким, как на Земле, очень ярким, даже через плотный светофильтр гермошлема. Солнце представлялось мне как бы вколоченным в черноту неба".
А вот звёздная ночь в Гималаях глазами альпиниста Валерия Бабанова, который был на высоте 8000 м под вершиной Лхоцзе: "Высоко в горах ночь легко совмещается с днём, а жёлтый солнечный свет становится чёрным. В небе яркие звёзды. Ночь, холод, ветер. Что-то в этой картине было неземное, чужое. Казалось, мы стоим на какой-то далёкой, всеми забытой планете, и кроме нас — тут никого живого. В промороженном воздухе стоял запах одиночества."
Только там, на высотах, мог возникнуть в сознании альпиниста и космонавта этот образ солнца, вколоченного в черноту неба, запах одиночества...
Однако за всё надо платить: горы многое дают, но и жёстко требуют. Они не прощают разболтанности, приблизительности, суетливости тела и духа. Увы, этот потаённый внутренний лабиринт гималайских гигантов удаётся пройти немногим избранным. Цена ошибки здесь — жизнь человека...
Один из участников первой советской экспедиции на Эверест 1982-года, радист и переводчик Юрий Кононов верно писал об этом: "Крайняя степень трудности требует всех душевных сил восходителя. Все мысли сосредоточены на решении задачи момента, нет места для самосозерцания. Сознание превращается в тонкий пучок концентрированной воли. Ноги, руки, глаза, мысль работают в полной гармонии, получая мгновенный сигнал от действия друг друга. Только достигнув такого ясного сбалансированного состояния, восходители могут продемонстрировать все свои возможности. Зато восхождение на предел возможного приносит необыкновенное чувство удовлетворения и восторга, даже экстаза."
Если ты вошёл в этот ритм, вписался в духовное пространство Горы, тебя и камнепад не тронет, и лавина обойдёт стороной, и Луна высветлит тебе ночную синюю тропку во льдах.
Кто понял жизнь, Тот не торопится. Не суетись. Горы этого не любят...
Вот и получается, что главный лабиринт высоких гор — это не сложный рельеф и не кислородное голодание, а сам человек. Лабиринты человека никогда нельзя уверенно пройти без ошибки и до конца. Потому что даже самые опытные восходители не знают, что им взбредёт в голову в следующую минуту, да ещё и в опасной ситуации. Высота минирует сознание. Даже кислородная маска здесь не гарантирует безопасности, ясного самосознания. [...]
Прославленный русский путешественник Федор Конюхов, рассказывая о своём одиночном путешествии к Южному полюсу, поделился следующим наблюдением. В Антарктиде дуют сильные ветры. Федору, который по плану должен был проходить 20-25 км в день, из-за встречного ветра удавалось преодолевать всего лишь 5 км. После нескольких дней безуспешной борьбы с ураганом, он понял, в чём причина отставания, и перестал относиться к ветру, как к своему врагу. Он попытался представить, будто ветер проходит сквозь его тело... в конце концов ему удалось достичь удивительного состояния духа, обрести полное слияние со стихией, научиться жить в ладу с ней (а ведь стихии — это стихиали, одухотворённые сущности) гораздо важнее, чем преодолеть её. Думаю, что главный успех наших альпинистов на Лхоцзе в том, что они не противостояли суровым условиям высоты, а изучали их, приспосабливались к ним, часто покорялись их грозному приказу, действуя не вопреки, а в согласии с природой. <...> | 29.05.2015, 22:18:59 | | Есения | <...> Возможность управлять звуком, линией, цветом, словом дана человеку природой. Он может воспользоваться этим даром, а может пренебречь. От него зависит, откроет ли он сундучок и достанет оттуда всё (или часть того, что туда положено) или не станет тратить на это усилия.
Способность двигаться вверх по склону тоже мне кажется врождённой. Альпинизм, естественно, никакого отношения к искусству не имеет, потому что альпинизм — спорт, а спорт и искусство, как бы их ни сближали, никогда не приблизятся друг к другу, потому что в искусстве движение подчинено смыслу, а в спорте весь смысл — движение.
В искусстве есть исполнитель и есть зритель, в альпинизме сам исполнитель — зритель. Не занимаясь живописью, можно быть любителем и знатоком изобразительного искусства, но не бывая в горах, понять альпинистов сложно. <...>
Во даёт Юрий Рост. Буквально ошеломил своими сравнениями и обобщениями, а особенно веселит вывод об альпинистах как об этаких нелюдях :) Ага-ага, вовсе не Земли они дети.
Сочинение Роста не понравилось и в общем; утомило "водой", затюкало словом. А вот повествования самих участников экспедиции — что надо. | 12.06.2015, 18:30:57 | | Есения | Иньяки Очоа де Ольза | 28.06.2015, 18:25:17 | | Есения | Слава Завьялов: Памир, 4 августа - 1 сентября 2008 г. 330 км, 25 ходовых дней.
* ниже — избранные мною фото автора; в 3-х частях
>>мост через Обихингоу в Тавильдаре
тяжёлый участок тропы
Озеро Чапдар. За озером в центре -- долина к перевалу Гипротранс (4702), по которой мы пришли
разведка пути спуска
вершина Кулин (5931), моренные кучи
камни
вид вниз по реке Лянгар
вершина 5783 за озером Зарошкуль
камень | 16.08.2015, 18:48:13 | | Есения | >>кальгаспоры
место ночёвки траверс склона по трещине
вид с перевала на юг
место для прыжка и дырка для тех, кто прыгать не умеет
Миша проходит ключевое место
общий вид перевала пик 26 Бакинских Комиссаров (6842)
длинные трещины
человек на льду
табличка
ледник Клин, вершина 5842, перевал Ребро (5535)
спуск вдоль ручья к леднику
афганский берег Пянджа; тропа
афганский кишлак | 16.08.2015, 19:24:25 | | Есения | Избранные панорамы из отчёта Славы Завьялова Памир-2008: - пики 5060-5990 м - вид вниз по леднику Федченко - идём по морене вдоль Абдукагорского ледника | 16.08.2015, 19:39:58 | | Марина Васильева (Красноштанова) | Евгения, специально для Вас: http://lince.ru/travels/shapshalskiy_kray_-_iz_tuvy_v_altay_rasskaz_o_sportivnom_lyjnom_pohode_po_otrogam_yugo-zapadno_tuvy/
Немного подновлённый старый рассказ на тему, "каждый выбирает по себе". Кто-то лезет напролом, кто-то обходит... Прошу прощения за то, что мало картинок (затерялись уже). | 19.08.2015, 17:31:33 | | Есения | Спасибо, Марина! Надеюсь, Евгения ;) тоже с интересом прочла Ваш рассказ.
Он вышел эдаким хулиганским, что ли :) Непричёсанный, весь на эмоциях — чем и замечателен!
На мой взгляд, погода — главное действующее лицо. Она правит бал в жизни вообще. Погода как обстоятельства — предложение, а человеку постоянно приходится делать выбор. Никому не дано (у)знать, к а к было бы, если бы. В диких горах всё в чистом виде — и погода, и человек. Разная "мишура", всяческие "розовые очки" людские внизу остаются. | 25.08.2015, 23:08:39 | | Марина Васильева (Красноштанова) | Есения: Надеюсь, Евгения ;) тоже с интересом прочла Ваш рассказ.
Будем считать, что Евгения и Есения — одно лицо :)
Есения: На мой взгляд, погода - главное действующее лицо.
А ведь и правда! Когда я писала, то просто писала, не думая об этом. Писала просто дневник по просьбе команды, чтобы было потом что почитать и вспомнить каждому. А получилось не совсем про нас, а про то, как Горы нами играли, а мы уворачивались, как могли... Кому-то удалось увернуться, а кому-то — нет... | 26.08.2015, 04:11:29 | | theodor japs | "Сломить свою манию – большая победа. Самая большая победа – это победа над собой!" ------------------------------------------------------------------------------------------- Только кто в гора ходит, знает и понимает цены эта фраза. Спасибо за рассказ Марина, очень интересно. | 26.08.2015, 16:30:18 | | Марина Васильева (Красноштанова) | Спасибо за отзыв, Тео. Обычно такие рассказы пишутся для участников группы, никогда не думала, что они могут быть ещё кому-то интересны. Встал в 6.00, вышел в 8.30... Крутая осыпь... Скалы. Снег. 8 верёвок. Пурга... Простые перечисления каждодневных событий похода. Простая арифметика пройденных километров в длину и метров в высоту. Но что-то стоит за всей этой статистикой... Наверное, взаимоотношение между ГОРАМИ и людьми :)
И эти взаимоотношения у всех разные, как и судьба. Вот Анатолия Семилета уже нет с нами, а причина его смерти вовсе не в горах, хотя так рисково ходил иногда... В том числе и на Шапшале. Но судьба по-другому решила. http://nature.baikal.ru/forum/tread.shtml?id=4252 | 26.08.2015, 18:03:07 | | theodor japs | Марина Васильева (Красноштанова): Встал в 6.00, вышел в 8.30... Крутая осыпь... Скалы. Снег. 8 верёвок. Пурга... Марина такой рассказ для мне интересно чем хороши фильм. Здесь чувствую сила воли, напряжённость и виносливость участники. Как наяву. Марина Васильева (Красноштанова): Наверное, взаимоотношение между ГОРАМИ и людьми :) Правильно, абсолютно, я уже как то это здесь выше написал. | 26.08.2015, 19:04:17 | | Есения | Тео, а музеи, созданные Р. Месснером, Вам приходилось посещать? Как понимаю, и с самим "маэстро" не так уж трудно там встретиться... :) Или видео о его совместных с гостями прогулках создают обманчивое впечатление?
И ещё. Вы "Хрустальный горизонт" на русском читали? Ну, ради сравнения с оригинальным изданием, любопытства ради... | 27.08.2015, 23:15:54 | | Юрий Кузнецов | В 1967-ом мы с женой в альплагере «Талгар» совершали восхождения на свои первые «тройки» на 2сп.р. инструктором у нас был Владимир Иванович Трубников. Мы тогда подружились (мы ровесники) и в последующие годы ходили в Саяны, останавливались братчане у нас в квартире. Володя был высоким сильным , очень симпатичным парнем. Команда волгоградцев (Володя из этого города) тогда совершила восхождение на в.Победу, Хан-Тенгри и Шатёр на первенство СССР и восходители получили звание МС. Володя гордо носил на груди то ли медаль, то ли памятный жетон Хан-Тенгри, очень броский. Пять лет назад мы заезжали к Володе в гости в Дубну, он теперь там живёт. Я не раз предлагал ему написать книгу, а ему есть, что рассказать, имея ввиду его высотные восхождения, а он разродился очень интересной книгой «Братск, Саяны, Алтай». Читайте http://files.mail.ru/C720841A6B86434AB7434917D6C18BE7
| 28.08.2015, 18:55:00 | | theodor japs | Есения: Тео, а музеи, созданные Р. Месснером, Вам приходилось посещать? Я был в один из 5 "Messner Mountain Museum" проект, в Bolzano, очень интересно Есения: Как понимаю, и с самим "маэстро" не так уж трудно там встретиться... Половина год назад это "МАЭСТРО", который есть абсолютно нормально и просто человек, делать Infotreff (google не дает перевод) в Bielefeld, это 20 км от Неrford где я живу. Я был там тоже. #331214 TITLE="28.08.2015, 18:55:00"Вы "Хрустальный горизонт" на русском читали? Мой стыд, я очень ленивый читатель, последние книга которая читал — "73 дня вокруг Байкала" от Ерик Бутаков, в 2012. | 29.08.2015, 14:44:32 | | | Обсуждение темы закрыто.
|
|