Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

1-й день

Переночевали в Слюдянке на базе МЧС, в гостевом доме. С утра собрали сани, упаковались, зарегистрировались. Старт в 12:30, ветер западный- встречный 2-2.5 м/с, легкий мороз. Еле лавируемся на 15-х размерах.

Култук, южная оконечность Байкала

Отползли несколько километров от Слюдянки — звонок Олега Малофеева. Это знакомый кайтер-буерист из Москвы. Они с напарником только приехали на берег, должны завтра выходить на маршрут. Беру на ходу трубку: "Привет, это Олег, мы видим ваш старт!!! Удачи!!!" Это придало бодрости, и даже ветер чуть усилился, до 3-3.5 м/с.

У Артема на санях носки лыж под весом поклажи стали чуть сходиться, тем самым подтормаживая. При достаточном ветре, может, и не заметили бы, но при такой лавировке это сильно сказывалось на скорости. Решили попить чаю, отремонтировались, перераспределили вес, после чего поехали ровнее.

Место старта медленно затягивалось дымкой и уходило вдаль, уже невозможно было различить дома и портовые краны. На правом галсе, приближаясь к северному берегу, можно было видеть старую железную дорогу (КБЖД) со множеством тоннелей и мостов, идущую вдоль озера до самого устья Ангары. Железнодорожное полотно как бы парило над береговой линией, периодически ныряя в отроги гор, выныривая обратно и перепрыгивая через реки и ручьи, бежавшие с крутых склонов в воды Священного озера! На левом галсе приходилось считаться с редкими полями торосов, которые, впрочем, не сильно усложняли жизнь, если были замечены вовремя. Внимание от них отвлекали белые шапки Хребта Хамар-Дабан, идущего вдоль южного берега.

В очередной раз залюбовавшись прекрасными видами и будучи ослепленным солнцем, я заехал в ледяной лабиринт. Пришлось менять галс прямо в торосах, представлявших собой почти плашмя лежавшие огромные льдины по 1.5-2 метра. "Большие — хорошо. Не торчат, а почти лежат — еще лучше." — подумал я, и начал маневрировать! Но не тут-то было!!! Они почти все оказались «живые», то есть не смерзшиеся, как это обычно бывает, а свободно лежащие, будто их кто-то аккуратно разбросал там и снежком припорошил! Если я съезжал со льдины и облегчал один край, а сани продолжали нагружать другую ее сторону, такая льдина превращалась в непредсказуемые адские качели!!! Все это ледовое представление было осложнено стихающим ветром. Со стороны выглядело скорей смешно, чем опасно, но мне было не до шуток. И, только выбравшись, вдоволь поржал над собой и ситуацией!

Тем временем ветра стало совсем не хватать. Тёма поставил 90м строп, я — 45м. На 90-метровой высоте ветра не оказалось, поменяли на 50м. Поехали снова в лавировку, я на 45м, Артем на 50м. Мороз крепчал, наступали сумерки, в маске стало не видно дороги, а без маски холодно. Едешь, отворачиваешься, иногда посматривая вперёд. Решили вставать на ночевку. За день проехали по генкурсу километров 30 всего, а по треку — Байкальский бог его знает, но гораздо больше. Остановились у льдинок, чтоб лёд колоть, а не снег топить. Совсем стемнело. Ночью по ощущениям -30-35гр. Холодно, спал в штанах, флиске, безрукавке. Прошлой ночью на берегу на базе МЧС было не ниже -10гр.

2-й день

Поставили будильник на 8. Готовим завтрак в палатке. Теплеет и от еды, и от поднявшегося над берегом солнца! Чего-то поддувает там за бортом. Пока выползали — скисло. Пришлось повозиться с винтовыми колышками, которыми была закреплена палатка, они вмерзли в лед намертво! Пытались отпаять их чаем и отогревть горелкой. Один спасти не удалось. Ветра внизу мало, но может наверху есть?!? Пуляем ракету — Ю-В тянет еле-еле! Поднимаем Тёмин кайт на 50-х стропах — не летит. Навязываем ещё 40 метров — аналогично. Ехать можно, но без саней, а так как ветер встречный — шансов нет. Идём пешком!

Днем на солнце жарко. Видно как дымятся очаги пожаров на северном берегу, мы от него километрах в десяти-пятнадцати. Снег там совсем сошел и происходят самовозгорания. Это в марте и при том, что по ночам -30!!!!!! А что же тут летом тогда творится??!!

Пожары на северо-западном берегу

Снег неглубокий, но идется медленно. За 4.5 часа прошли меньше десяти километров. Вечереет, встали перекусить, и чуть потянуло с запада — значит надо сливаться, но такого ветра маловато! Решили подождать, хотя уже почти приняли решение вставать на ночевку прямо тут, чтоб посветлу и не на лютом морозе. Но подуло 1.5-2м/с – запустились. Поехали! Тёма на 90-х, я — на 45-х стропах, машем, сливаемся. Темнеет, держимся ближе. Не сажая кайт, надеваю фонарь, включаю рацию. До Ангары — 28 км. Едем, галсим то друг за другом, то вразнобой. У Темы падает кайт — думаю помочь перевернуть, но стремновато с санями — зацеплю! Кайт лежит вниз кромкой, 90-е стропы, ветра нет, поднять его из такого положения невозможно, подъезжаю максимально отклячив попу, чтоб едущие за мной сани не зацепили Темин купол, а рукой в этот момент наоборот, стараюсь до этого купола дотянуться! Дотягиваюсь — перевернул на грани фола! Ура — едем дальше!

Стемнело и в темноте стали отчетливо видны оранжевые пятна пожаров, которые днем казались легким дымком. Они на наших глазах объединялись, разрастались, постоянно двигались и переливались. Потрясающее зрелище — горящие горы! Масштабно!!! Красиво!!! Но страшно!!!

Ночная каталка — дело небезопасное, но мы, соскучившиеся по ветру за целый день, решили, что пока покрытие позволяет, хоть сколько-нибудь проедем. Едем друг за другом по следам. Упираясь в торосы, меняем галс, о чем первый оповещает второго по рации. Все идет складно и аккуратно, пока я при смене галса не потерял положение кайта. Его не видно, и только интуитивно понимаешь как он располагается и в какую сторону должен тебя тянуть. В итоге кайт дернул не туда, я выехал на торосы, влетел лыжей под льдину, лыжа в сторону, сани лыжами тоже цепляют торос, отчего рвутся поводья саней. Кайт падает с краю окна! Усё — приехали! Собираю кайт. Выяснилось впридачу, что не был закрыт клапан! Встали. За вечер слились на 12км, итого с дневным переходом за день около 20км. Не густо! Привинтили палатку на ледобуры, чтоб не размораживать на утро винтовые колышки.Холодно, кругом изморозь, даже на навигаторе! Накололи льда на вечер и на утро. Сани починил быстро. Лыжу нашёл в 7-ми метрах от места падения сбоку!!! Ветер поменялся на противоположный и стих!

3-й день

Проснулись в восемь. Вылез из палатки — увидел караван из тягача и 3-х контейнеров несущийся с южного берега в долину Ангары. Пока паковались — чуть потянул С-В. Разложили мой кайт на 45-х, я побегал — не запускается! Надели камуса, пошли. Целимся на мыс перед истоком Ангары, чтоб лишнего крюка не делать — дальше Байкал изгибается на север.

Идти удобней, меньше устаёшь, чем вчера, скитур рулит. Без камуса никак, попробовали — отдача. Остановился заклеить мозоль, решили перекусить заодно. Солнце печет, хорошо. Обтерлись снегом — совсем другое дело! Свежо и бодро!!! Прекрасно! Исполнили ритуал — кинули печеньку, побурханили!!! Задобрить богов ветра — святое дело, без этого нельзя. Должно теперь подуть. Идем дальше! Дошли до красивой гряды торосов. В 18:20, как по расписанию, потянуло 1.5м/с с запада! Мы на чеку — думали про это и готовились, и вот — ура! Решаем попытать счастье, может как вчера, под вечер поедем. Все равно за остаток светового дня далеко не утопаем! Разложились, ждём — ничего(( Cтавим лагерь. Сырный суп, все дела! Опять холодно, дубак! Три дня потеряно, шансы уменьшаются, но вот она, долина Ангары. Может, все поменяется, ещё можно наверстать, если задует!

4-й день

Проснулись в семь. В 7:20 начали готовить кипяток. Раньше, чем обычно. Пока выходили из палатки — дуло 1.5м/с. Как вышли — скисло совсем.

Собираемся скитурить. Подуло 2 и больше! Ура — поедем!!! Пока раскладывались — подстихло и поменяло направление, теперь дует в берег, нам почти галфвинд. Тёма не успел разложиться тогда, теперь раскладывается сразу на это направление, а мне менять, или как??... Подожду, так как дует слабо. Тёма не запускается, ветра недостаточно. После нескольких порывов того же направления решаю переориентировать кайт. Что-то подуло! Поднялись, едем. Левый галс упирается в берег, поэтому правым галсом уходим в море и почти против нужного направления, там ветра чуть больше. Ненамного, но это позволяет на левом галсе ехать уже не в берег, а почти туда, куда надо. Меняем галс, едем вперёд, приближаемся к заветному мысу перед Ангарой.

Внезапно кайты попадали. Все кончилось, но приходят порывчики по полметра. Решаем подождать минут двадцать. Я прилёг на сани и ... уснул, провалился минут на 15-20 наверное)) Просыпаюсь — ветра нет, солнце печёт. Тёма в 200 метрах. Связываемся по рации, принимаем решение скитурить. Прогреваю камуса на солнышке, собираю кайт.... Подуло 1. Потом 1.5 метра, все усиливается. Вызываю Артема по рации:


— Что делаем??
— Давай уж пройдём немного, тем более направление под слив.
— Окей!

Собрались вышли. Прошли минут десять, задуло сильней. Решили: зачем идти, раз дует, как то странно!)) Пока раскладывались начало стихать, и не потому, что мы тормозили, а действительно ветровая обстановка менялась очень быстро. С последними порывами уезжаем, нет уползаем в галфвинд, в море. Не по пути, но есть шанс, что там ветра больше, это Култук — западный ветер. Действительно, там поехали чуть быстрей! Теперь в слив, чтоб от цели не уезжать далеко! Едем. Намахиваем, показалась Ангара, Листвянка.

Вот и обсерватория торчит белым треугольником из горы!

Сливаемся правее следующего мыса в море. Вечереет. Остановились утеплиться метрах в пятистах друг от друга. Кайты посадили. Что-то скисает у меня. Поднимаюсь, переезжаю вправо, мористее — там должно дуть чуть лучше. Опускаю кайт, жду Артема. Подъезжает, кладёт рядом со мной кайт, сам в ста метрах дальше, стропы-то длинные. Сообщает в рацию, чтоб я подтянул вряд. Подхожу к куполу, подтягиваю, он пробует, пытается поднять... На сегодня ветер закончился!!(( Время 18:50 ставимся рядом у торосов. На ужин плов! Ура — есть связь! Без инета! Но звонки и смс проходят, а значит будет прогноз!!! Прогноз неутешительный: обещает дать запад в четверг, а сегодня заканчивается понедельник(( Долго ждать, но запад будет дуть три дня, это уже хорошо!!) Звонит Петя, наш знакомый и водитель из Иркутска, удивлён нашему медленному продвижению. Говорит, что у них дует что надо, будь здоров!!! Засыпаем, опять холодно.

5-й день

Топим лед

Встали без будильника в восемь, солнце уже вышло и немного потеплело. Тянусь в продуктовый тамбур, достаю горелку и еду, из спальника достаю заготовленную с вечера бутыль с яйцами — яичница с беконом, почему бы и нет!!!)

Накануне, вспоминая четырехдневную статистику ветра, точнее, его отсутствия, и то как он внезапно начинался, кончался и менял направления, решаем, что основной нашей стратегией теперь будет "если хоть как-то дует — надо ехать сразу, а к постоянным складываниям-раскладываниям нужно относиться философски!"

Пока паковались, чуть дуло, 1 м/с. Решили разложиться и, если не усилится, то подождать. A чтобы время не терять, я стропы от 7-ки привяжу 20м. Но ждать не пришлось — подуло 2 м/с и мы медленно поползли в слив.

Покрытие плотный выдутый снег, жесткое неровное. Сани дергают постоянно. Я ползу быстрее и сливаюсь более полно, решаем перегрузить мне часть вещей, чтоб идти ровнее. Паркуемся, у меня рвётся стропа — надставки обе силовые, кайт взмыл вверх на парковке. Перевязываем, хорошо что так обошлось. Стихло совсем. Блин, надо было ехать как ехалось. Спим, пьём чай, загораем. Дунуло в морду восток, С-В: на 180 градусов повернул ветер. Перетаскиваем кайты, стартуем. Около 17:00 у меня рвётся навязанная стропа. Вот черт, а ветер тем временем хороший, метра 3.5, может больше. Отвязываю надставки совсем. Артем, пока ждал, тоже отвязал. Оставили 30 и 50 метров. Поехали!

Стал местами попадаться голый лед
На закате...

Красиво режемся, с видами! В одну сторону — галс на снежные шапки, в другую на северный берег — он ниже, но ближе. Обсерватория осталась далеко позади. Закат, делаем несколько фоток и видео. Покрытие поменялось — пушистая неглубокая целина. Решаем ехать в темноте, пока все ровненько и без торосов. Галсим ближе к северному берегу.

Начались участки открытого льда. Сначала было страшно выезжать на них, лед хрустит и на вид тонкий, но присмотревшись, оказалось, что трещины образуются только в верхней части льда. Они неглубокие, сантиметров по семь, как паутина, а лёд мегатолстый.

Стемнело, надели фонари. Артем едет быстрей, меня на льду стаскивает, резаться круто не получается. Отдаю сани Тёме. Едем, роняем кайты — подстихло, беру сани обратно. Впереди светится Голоустное в 20-ти километрах. Время — около восьми вечера. Решаем напрячься и дойти туда. Постучимся к местным, переночуем в тепле.

Красота вокруг! Наверху звездное небо, луна. Под лыжами на периодически встречающихся открытых участках льда фонарь выхватывает удивительные вещи: то паутины трещин, глубоких и маленьких, частые и редкие, то застывшие пузыри в толще льда. Приходится выбирать дорогу, петлять по снежным тропам между льдов. Не очень удобно, но красиво. Соотношение голого льда к снегу уже примерно 50:50. След в след ехать не получается, на льду следов не видно. Корректируем движение по рации, чтоб не потеряться:


— Какой курс?
— Чуть правее Большой медведицы.
— Окей. — Почему бы и нет, хороший ориентир!

Не доехали до Голоустного 4 км. Встали на льду. Под конец постоянно что-то случалось, то кайт на ровном месте упадёт, то ещё чего. Финалом стало то, что у Тёмы оторвались обе стропы поводьев у саней. Значит нам туда не надо)) Ставим лагерь около полуночи. Мы молодцы, проехали сегодня 52км в лавировку и чуть в слив. Быстрая пюрешка на ужин, изыскано кулинарить сил уже нет)) Ложимся спать уставшие, но довольные. Вот это каталка!!!

6-й день

Проснулись в десять. Ещё бы, после вчерашнего фееричного вечера! Сварили кофе, решили не торопиться, так как ветра всё равно нет. Вылезли из палатки — вокруг то же, что и ночью, но при свете это выглядит ещё круче! Выезжаем поздно, ближе к трем. Лавировка при 2 м/с! Идем в море. Если ветер стихает — меняем галс, едем в берег. Ближе к берегу дует лучше, режусь круче. Пытаемся найти грань ветрового коридора у берега. Тёма сзади закисает, но он ближе к берегу. Я еду ещё немного и меняю галс, ухожу мористее, останавливаюсь подождать! Кладу кайт! У Тёмы закисон, у меня через несколько минут тоже.

Коротаю время: тестирую коньки, специально нашёл для поездки с креплениями под горнолыжный ботинок и с высоким длинным лезвием! Круто, только на снежных заносах тормозят. Ставлю еще 20 метров строп, итого 65м. Приезжает Тёма на коньках налегке, у него тоже тестдрайв похожей конструкции)) Перекусываем. Ветра нет. Артём уезжает обратно к саням.

19:00 переговариваемся по рации: пора принимать решение, тянет с С-З. Предлагаю поднять мой кайт. Если сверху дует — поедем, если нет, пройдём чуть-чуть и ставим лагерь. Мысли про Голоустное отметаем: туда топать ещё 5 км в сторону берега, к тому же чуть назад. Да и завтра выбираться обратно будет долго!

Я не запускаюсь, собираю кайт, ставлю палатку, через 5 минут приезжает Артём на коньках с санями. Говорит, что главное — убежать от них, когда выезжаешь на снег)) Когда идём на кайтах, сани едут на жесткой сцепке, а если скитурим, пешком или на коньках, то надставляем веревку, чтоб нагрузку уменьшить. Поэтому сани резво догоняют по льду при торможении. Артем привёз льда!!! Целый мешок наколол. Молодец, так как вокруг лагеря торосов нет!

Ставимся! Палатка, снежные кирпичи из спрессованного надутого снега на прижим юбки, рис на ужин, и т.д... Решаем завтра встать пораньше ввиду ранней постановки лагеря и обещанного ветра.

7-й день

Ночь была тёплая, относительно предыдущих, -10-15, не ниже. Проснулись в семь, в десять собранные и с разложенными кайтами готовимся отчалить. До бухты Песчаная, куда у нас запланирован обязательный заход, 32км. Дует слабый Ю-З с перерывами, значит нам под слив! Едем, намахивая длинными стропами 90м и 65м.

Тёма останавливается, кладёт кайт, вызываю его по рации: что случилось? Говорит, что отвязывает стропы, так как кайт неуправляем в слабый ветер. И на высоте 90 метров, к тому же, ветра меньше, чем внизу. Мне, честно говоря, 65-х строп тоже многовато, кайт неповоротлив. Отвязываю 20 метров. У Артёма ремонт саней на 15 минут. Кладу кайт, жду. Отстегнулся от саней, сижу на них с пристегнутым, припаркованным кайтом. Ветер усиливается. Продолжаем движение, едем полно, почти на точку, если намахивать, то даже больше, чем на точку получается. Случаются штили минут по 10-15. Пережидаем их, ничего не предпринимая, и снова едем. 20 минут едем, 15 — стоим))

Полынья нерпы

Издалека увидели нерпу, поехали на неё посмотреть, но она отползла в сторону и пропала. В очередной раз ветер закончился, кайты попадали, и мы решили попить чайку. Оказалось, мы остановились прямо рядом с полыньёй, куда нерпа нырнула. Любопытное животное: вынырнула обратно и высунула свою острую, слегка усатую морду из-за кайта, наблюдая за нами. Только обнаружила себя и обратно в домик, решила не искушать судьбу. Полынья широкая, сантиметров сорок в диаметре.

Только успели пополнить запасы питьевой воды, как включили ветер и мы поехали. В 12 километрах от бухты ветер снова закончился, в этот раз надолго. Мы перешли на коньки. Соотношение льда к снегу 65:35 примерно. Двигаться на коньках вполне можно, намечая себе заранее путь по голубому байкальскому льду, подплавленному жарким дневным солнцем и разбавленному то там, то здесь белыми пятнами снежных островков. Видели несколько креветок, вмёрзших в лёд.

Байкальская креветка свежемороженая
Ближе к берегу пара трещин с торосами

Бухта Песчаная. Здесь круглый год живут люди. Есть база и метеостанция. База к вечернему визиту кайтеров была не готова. По словам сторожа или завхоза — комнаты холодные, туристов нет, прогреются не скоро. "Постучитесь лучше к смотрителю метеостанции, у него дом тёплый, место есть — не откажет!" — посоветовал он. Метеоролог действительно не отказал!) Даже баню организовал. Правда, сначала говорил, что баня только по пятницам, но узнав, что мы уже седьмой день в пути, дал добро! На берегу заметно теплее, навскидку -5. И ветер сильный из долины. Занырнули в прорубь. Пожалуй, единственный шанс был искупаться в скованном льдом Байкале, да ещё при каких обстоятельствах. Долгожданный берег, банька, звездное небо — волшебно!!!

8-й день

Проснулись в девять. Ветер дул всю ночь, высушил нам всё постиранное бельё, не поместившееся у печки. Пошёл прогуляться вокруг бухты и, пока солнце не вышло из-за скалы, пофоткать.

Бухта Песчаная
Сложные метеоприборы

Что может быть лучше чашечки кофе с утра! Кстати, приготовление завтрака и ужина на газовой плите сэкономили наш газ. С помощью всяких железяк, трубок и проволочек, валявшихся в достаточном количестве вокруг, сани Артёма были прокачаны так, что мы забыли о проблеме сходящихся лыж до конца нашего путешествия.

Дом метеоролога
Корни высохших лиственниц

Перед выходом прогулялись на скалу, вид сказочный! Заодно посмотрели как лучше выходить через торосы. С высокого мыса открывается вид и на соседнюю бухту — Бабушку.

Панорама двух бухт: Песчаной и Бабушки

Как и вчера в ночи, вдвоём отнесли на лёд сначала одни, затем другие сани. На берегу снега уже нигде нет и лёд сразу переходит в песчаный пляж. Провожать нас вышел хозяин Петрович, метеорологический кот и несколько щенков. Вышли в обед.

Уходя оглянулись на дом, где нас тепло приняли прошлой ночью

Сначала пешком через торосы. Резкий порывистый ветер до 14 м/с. Голый лёд, снега почти нет. У Артёма при старте запутка. У меня при порыве ветра не выдерживает подкуполка на 7-ке. Уезжают сани! Догоняю! Ветер продолжает усиливаться. Просто стоять на льду не получается — сдувает, начинаешь медленно скользить до какой-нибудь трещинки или, если повезёт, снежного наддува. Упаковал кайт, чинить на таком ветру невозможно, подхожу к Артёму. Он достаёт флайсёрфер 6м. Кайт путается, отстреливается. Опять пытаются уехать мои сани. Возвращаем кайт в боеготовность, едем на 6-ке вдвоем. Ветер от 0 до 17 метров, крутит как хочет! Преодолеваем трещину с широким разливом воды. Аккуратно, по одному. Всё в порядке, едем дальше. Ветер вскоре выключают. Уфф, может оно и к лучшему, замотал он нас)))

До егеря, который живёт на берегу в двенадцати километрах от Песчаной, в губе Сенной, остаётся километров пять. Время — шесть вечера, на коньках туда идти час. Почему бы снова не переночевать с комфортом?)) Решено!!! Едем на коньках. Через час упёрлись в широкую трещину в полукилометре от берега. Идём вдоль нее, ищем где перейти. Вот уже виден свет на берегу. Переходим трещину. Речка журчит, напротив устья видны промоины. Обходим опасный участок, поднимаемся на берег. Снежно, не так, как в Песчаной.

Идём с санями по заснеженной дороге, дом метрах в трёхстах от берега. Вдруг слышим какое-то шевеление в стороне и глаза чьи-то светятся! Тут нужно вернуться немного назад и вспомнить наш вчерашний разговор с Петровичем, метеорологом. Он рассказывал, что его кобеля этой зимой задрали волки. Стаю видели дальше по берегу, в долине, где егерь живёт. Не думали мы вчера, что нас сюда занесёт, и вот на тебе, глаза эти из темноты смотрят и слышно животные звуки: то ли дыхание, то ли рычание. Страшно, одним словом. Мы, к тому же, изрядно уставшие и вымотанные за целый день. Идём мимо, а по спине холодок. И тут раздаётся тихое "Фррррр" — ну конечно, это же кони. И глаза, как же мы сразу не догадались, — они у лошади по-другому расположены, это точно не волчий взгляд. Но у страха глаза велики, простите за каламбур))

Подход с санями к домику пришлось поискать. Камни, проталины и следы жизнедеятельности лошадей осложнили последние 100 метров пути. Стучимся в домик. Виктор, помощник, живёт здесь с ноября. Сам егерь в отъезде. Ужин, разговоры, спать идём наверх. Там не так жарко, как внизу у печки, да и чтоб Виктора не стеснять и самим не стесняться.

9-й день

Встали в 7:20. Артем пошёл готовить завтрак, я — расправлять кайт 7-ку, смотреть что там оторвалось вчера! Подходящего места не оказалось, либо сухая трава с землёй, либо снег с торчащей травой. Прополол снег. Разложился. Оказалось, после того, как сорвало силовую с развязавшегося узелка, лопнула клеванта подкуполки. Отремонтировал быстро, прям к завтраку. Три коня пришли на завтрак. Красавцы, белый, чёрный и коричневый окрас!

Перед выходом наложили шину на поводья от саней Артёма, на которых во время вчерашней борьбы с ветром сломалась пластиковая трубка. Вышли в десять. До берега дошли на этот раз быстро, в отличие от вчерашнего вечера, когда ходили лабиринтами между оттаявшими участками дороги, камнями и лошадиным помётом, который, был повсюду!)

Перешли трещину обратно

Подняли пятнахи, едем, дует мало. Отъехали от берега, остался почти один лёд, тяги уже хватает с избытком, а если раздует, то на льду с большими кайтами не сдобровать. Меняем на 11-12-й размеры. Поехали медленно в слив. Через некоторое время лед почти пропал, потом совсем пропал, остался только снег, который подтаял. Через 15 минут меняем кайты обратно на пятнадцатые, я поднимаю — тянет хорошо. Великолепно почувствовать возможность закантоваться, когда это надо. За последние три дня мы отвыкли от этого ощущения. Про вчерашний кёрлинг нами и нашими санями я вообще молчу.

Проехали около 15 километров. Решили подождать. Сел на лыжи, оперся спиной на сани, удобно устроился ... и заснул! Кайт разбудил, деликатно подёргав за крюк трапеции)) Проехали ещё 10 километров по генкурсу, спугнули ещё одну нерпу. Едем близко к берегу, раньше так не приближались к нему днём во время каталки. Берег высокий, красивый. Кайт на его фоне смотрится супер. Вскоре скисло... Три часа покоя и тишины, лишь изредка приходили порывчики по 0.5 с разных сторон.

...торосов у берега больше...
Штиль!

Пустили ракетницу, чтоб проверить есть ли ветер на высоте. Нет!!! В 7 решили ставить лагерь. Возвращаюсь к Тёме — у него лёд! Наблюдаем необычное явление природы: в ясную безоблачную погоду единственное диагональное облако, несущееся мимо с большой скоростью низко-низко, трансформировалось в волну. На наших глазах за 10-15 минут облако пролетело километров 50 и растворилось вдали. Это при полном отсутствии фонового ветра. Ощущали ветер только когда облако проносилось мимо нас!

10-й день

Проснулись в 6:45, легкое движение ветра. Собирались не торопясь, думали раздует. И действительно, раздуло. Да так, что запущеные 15-хи пришлось менять на 11-й и 12-й размеры. Сначала передоз, лавировка с утянутым триммером. Полегчало, когда снег днем подтаял и покрытие стало не таким быстрым. Днём 5-7 м/с — комфортно. Появляются участки голого льда. Виден о. Ольхон, нам перед ним налево в пролив. Идём прямым галсом. "Вот это катуха!" — вертится в голове, — "Не день, а мечта!"

Ближе к берегу ехать интересней, есть на что поглазеть, но есть и свои минусы...
Тажераны со льда

К вечеру начался голый лед, но и ветер уменьшился и слегка завернул. Лавируем через торосы. До Ольхонских ворот 8 километров, уже видны створки пролива. Намахиваем 11 и 12 кайтами, менять на большие площади смысла нет, скоро стемнеет. Ветер дует только понизу. Выводишь кайт наверх, а он оттуда камнем вниз. Машется с трудом. Встали на ночёвку в четырех километрах от пролива, еле нашли пятно снега для лагеря, чтобы натопить воды и кирпичами прижать юбку. Сани, как и на предыдущих ночевках, закрепили на ледобуры. Самый плодотворный день, проехали в лавировку 100км по генкурсу.

11-й день

Ночью просыпаюсь, слышу шаги вокруг палатки. Лежу, прислушиваюсь. Тёма просыпается, хватаясь за нож. Значит не показалось...! Оказалось ветер треплет палатку))!

Утро! Пока завтракаем, вдалеке проезжает велосипедист, громыхая санями в виде пластикового корыта! Шум такой, будто в двадцати метрах проехал)) Первый встреченный нами турист и вообще человек на льду за 10 дней!

Сани каждую ночь пристегивали к ледобурам
Ветра нет, на коньках идём к проливу
Войти в пролив Ольхонские ворота на кайте — бесценно!

Хотели заехать за бузами в посёлок на левом берегу пролива (МРС), но передумали! Решили не терять время! Вскоре упёрлись в зимник, который соединяет о. Ольхон с большой землёй. Вполне официальный, с разделительной полосой и вешками. Едем вдоль. Гоняюсь с автобусом наперегонки! Пассажиры в шоке, не понимают, что происходит))) Смотрю: Артём сзади уже выехал на зимник с вешками. Круто! Там укатанный лёд, можно ехать быстрей. Попутных машин нет. Едем по зимнику минут 10-15, интересные ощущения. Встречные машины озираются: "Че за сумаседшие!) Как они так едут??" Ветер слабеет, дует Ю, Ю-В, уходим дальше от берега в Малое Море.

Остров из белой породы бросался в глаза
Пролив Малое Море

До Хужира 30 км. Большой остров (Огой, примечание редактора) обходим слева. Скисает, галс под С-З берег. Там тянет лучше. Обходим высокий маленький островок справа (Борга-Доган или Замогой?, примечание редактора). Занимающиеся своими делами редкие рыбачки, поднимают любопытно головы и ещё долго смотрят нам вслед. Не избалован местный народ подобным способом передвижения!

Внизу совсем стихло, остался только слабый верхний ветер. Пьем чай, ждём порывов. Дожидаемся — едем дальше. Вскоре становится очевидно: надо менять кайты. Достаём 15-хи. С разбегу запускаем их наверх — там висят. Кажись едем! Остаётся километра четыре до Хужира, вот и Шаманка стала отчётливо различима на фоне скалистого мыса. Духи подпустили нас на полтора километра, дальше ветер совсем кончился. Но и на том спасибо. Отличный день, как раз к закату прикатили. Хорошо, что за буузами не заезжали и на долгий перекус не останвливались.

До сердца Ольхона несколько шагов!
Шаманка и ее дракон

Подошли к Шаманке, оставили сани на берегу. Дальше песок, с барахлом не проехать. Предварительно спросив у гугла и букинга, где тут переночевать, поднимаемся на высокий берег. Надо сказать, что предложений достаточно в интернете, кроме этого на многих заборах и калитках висят объявы о сдаче комнат, домов, рыбалке, экскурсиях и т.д. Заходим в ближайшаю гостиницу — все отлично. Комната в домике с душем и туалетом в нашем распоряжении. Хозяйская кухня в отдельном домике — тоже!!! Через двадцать минут уже топаем обратно к берегу для подготовки саней к транспортировке, а любезный хозяин Анатолий прогревает уазик, чтоб забрать кайтерское барахло со льда. Как раз темнеет.

После девяти вышли в магазин и прогуляться по посёлку. Освещения мало, очень пыльно, в основном деревянная застройка. Впечатление как от деревушки из вестернов: вот вот появятся индейцы или ковбои)) Но ни тех, ни других нет, а водители редких машин не останавливаются. Находим магаз с трудом. Обсуждаем тактику и планы! Так как не идём до Северобайкальска, высвободился один день, который мы планировали на поезд до Иркутска. Итого: у нас 4 ходовых дня! Подъезжая к Хужиру и понимая, что дальше не идём, я подумывал, что зависнем в цивилизации на оставшееся время, погуляем вокруг. Но прогулявшись вечером по Хужиру, стало непонятно, чем себя тут занять на четыре дня. Анатолий предлагал отвезти нас на мыс Хобой, крайнюю северную точку Ольхона. И как бы всё.....

Решили, что на кайтах туда съездить будет намного интереснее, и мне перехотелось вот так внезапно и незаслуженно рано завершать автономную часть нашей поездки! Тёма сразу был настроен поавтономить ещё! Решили эту и следующую ночь провести в Хужире, прокатиться на коньках, закупиться сувенирами и просто перевести дух, а затем на три дня отправиться на кайтах в сторону мыса Хобой. А там — как пойдёт, многое будет зависеть от ветра. На всякий случай, заручились поддержкой Анатолия с уазиком, если залипнем на Хобое.

12-й день

Днёвка в Хужире. С восходом солнца, который мы запланированно проспали, городок с Дикого Запада преобразился и стал похож на посёлок с русскими деревенскими домами и широкими центральными улицами. Прогулялись, закупились сувенирами, омулем.

Суровый хужирский общепит))
Вид на Малое Море и мыс Бурхан (скала Шаманка)

После трех часов дня взяли коньки и поехали по зимнику. Только по нему и можно было ехать на коньках вдоль берега на юго-запад от Хужира.

Бар на льду

Исследовали замёрзший берег...
...пещерки...
...ледопадики

Baikal Kite Ice Travel 2017
Вернулись к закату на Шаманку
Хозяйский кот ждал, как выяснилось, не нас

13-й день

С утра на лёд. Подбросились на уазике до Шаманки.

Во дворе турбазы
Сани готовы!
Дорога спускается на лед в хужирском порту

Ветра нет. До мыса Хобой километров тридцать. Надели коньки, покатили по зимнику мимо пляжей и скал с пещерами.

Скалы в белых платьях

Стало поддувать. Подняли 15-хи. Поехали в лавировку! 2.5 м/с у берега, вырезались мористее. Увидели группу туристов на коньках, подъехали, пообщались. Выяснилось, что у Хобоя широкая полоса торосов. Группа из Иркутска, у них маршрут вокруг Малого моря на лыжах/коньках на 7 дней. С интересом разглядывают и расспрашивают нас про кайты. Удивлены, что можно двигаться против ветра и тому, что мы за 11 дней доехали от Слюдянки до Ольхона. Рекомендовали заехать на Трёх братьев — это скала в пяти километрах перед Хобоем. Наверх есть тропа, туда и едем.

Приехали под самый берег почти, метров сто не доехали. Тропа начинается между правыми двумя братьями. Переодели обувь, перекусили внизу у красивого обледенелого скалистого берега, сверкающего на солнце, и наверх.

Под берегом наши припаркованные кайты
Три брата
Поднялись до верхней смотровой площадки, где машины ездят

Внизу, тем временем, подъехала машина с большими санями-прицепом, сваренными из уголков. Так здесь выглядят большинство рыбацких передвижных домиков. Собрали стенки — дом готов, затопили печь. Мы спустились. Пока поднимали кайты, отъезжали — скисло. Ставим палатку. Рыбаки, видимо, не желая подобного соседства, свернулись и, прицепив свой вагончик к Ниве, умчались на новое пустынное место! И нам так тоже спокойнее. Топим снег. На ужин, помимо всего прочего, копчёный омуль с пивом!

14-й день

С утра дуло слабо. Потратив больше часа на бессмысленную лавировку на мыс, решено было оставить сани с барахлом примерно в трех километрах от Хобоя. Сходили на него скитуром налегке. Вокруг мыса и за ним сильно заторошено. Идем через торосы по тропе естественного образования.

Подходим к мысу Хобой
Единственная трещина
Очередной ледяной грот

Вдалеке видны очертания полуострова Святой Нос. Прошлись вокруг, насколько это было возможно, залезли в пещеру под скалой. Встретили несколько автотуристов, подъехавших по зимнику, который доходит до самого мыса. К саням вернулись засветло. Проводили закат и заночевали тут же.

15-й день

Место ночевки у Хобоя

Весь день дул С-В 4-7 м/с. Ехать по ветру обратно было легко и приятно. Шли широкими размашистыми галсами. Решили заехать на красивый песчаный пляж, чуть севернее мыса Бурхан. Больший интерес представляет даже не сам пляж, а пустыня или дюны выше пляжа с множеством сосен, причудливых форм.

От пляжа уехали с последними порывами, но ехать близко. Подбор по старой схеме: позвонили Анатолию, он забрал нас с барахлом на уазике. Переночевали там же. На утро маршрутка в Иркутск. До свидания, Байкал, мы обязательно вернёмся!!!

Артем (слева) и ваш покорный слуга (справа)

Итоги:

Из запланированного маршрута СлюдянкаХужирСеверобайкальск, за период с 16 по 31 марта удалось реализовать примерно половину + петелька на мыс Хобой. За 15 дней проехали по генкурсу 480км, по треку 760км, из которых 25км пешком/на лыжах и 36км на коньках

Причины разные:

Прежде всего, отсутствие ветра на промежутке СлюдянкаЛиствянка. Четыре дня были потеряны в самом начале. К быстрому передвижению при отсутствии ветра по вязкому подтаявшему на дневном солнце снегу мы были не готовы. Открытый лёд, который обычно бывает на Байкале от Голоустного до Малого Моря, мог бы исправить ситуацию. По нему можно довольно быстро перемещаться на коньках без ветра и при слабых ветрах. Но, к сожалению, этот сезон оказался далёк от многолетней статистики. И МЧС-ники, и Петрович, метеоролог, и Анатолий из Хужира — все в один голос утверждали, что эта зима очень снежная и маловетреная.

Ещё нельзя не упомянуть про сам ветер. Если сказать, что ветер на Байкале сложный — это ничего не сказать! Он непредсказуемый, прогнозу подчиняется редко. За полчаса может подуть со всех четырёх сторон. Может так же внезапно закончиться, как и начался. В центральной части озера по статистике и по прогнозам преобладают западные направления, несмотря на это мы за две недели нашего путешествия не проехали ни одного галса в галфвинд. Только разные вариации лавировки и в слив! Но, несмотря на разного рода трудности, мы приобрели новый опыт, было очень интересно находиться наедине с Байкалом, с его величественными пейзажами, суровостью, а иногда и шутливостью. За эти две недели он стал таким родным. И очень хочется приехать сюда вновь!!!

Оригинал текста


Андрей Атаманов


Геннадий ХитрихеевНикогда бы не подумал, что на Байкале могут проблемы с ветром. Всегда казалось, что там постоянно дует !
А оказывается, что нет. Удивлён.
22.10.2018, 16:12:59 |
Александр МамонтовУчасток от Слюдянки до Толстого все ругают за проблемы с ветром, ну и стартовать лучше приблизительно 20 марта. Не так холодно будет ночевать на льду.
Что бы поймать ветер во время его отсутствия, лучше держаться ближе к западному берегу. Скалы нагреваются на Солнышке и хоть какое то движение воздуха появляется. Там из-за этого и снега меньше... А так, все нормально, интересный рассказ, симпатишные фото).
22.10.2018, 19:58:15 |
Андрей Атаманов Спасибо! Места и атмосфера шикарные, хочется писать и делиться эмоциями. Всего, конечно, не передать, но что вспомнил, запомнил-постарался рассказать))
Александр, а есть понимание на каком расстоянии от западного берега действует правило по поводу ветра? Иногда мы, видимо, ловили этот ветер от нагретого берега, но близко приближаться не получается из-за полей торошения. И ещё мешают условные рефлексы)) (на наших водоёмах северо-запада под берегами обычно с ветром хуже, поэтому их сторонимся)
24.10.2018, 17:20:41 |
Александр МамонтовВ свое время буеристам Свадковского, прошедших как и ваша команда безветрие южной оконечности Байкала, пешком), сотрудники старого ЛИНа, рекомендовали держаться в районе 1 км от прибрежных скал западного берега. И они тогда так и дошли до села Байкальское. Статья была опубликована в "ветре странствий" лет 30 назад.
Во время собственной покатушки 2011 года (http://nature.baikal.ru/album.shtml?album=1395&id=Ice)
нам к сожалению, не довелось проверить это правило. Почти все время дул СЗ до 10-15 м/с временами и мы фактически резали с мыса на мыс. Но оно должно работать в безветренные дни.
24.10.2018, 17:59:42 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную