|
| В этой части я расскажу о, возможно, наиболее интересной части нашего путешествия по Монголии – поездке в тайгу к малочисленному народу цаатанов. Попасть к ним можно только верхом на лошадях, т.к. в тех местах нет дорог, проходимых даже на УАЗе.
Я раньше никогда не ездил верхом, и честно говоря, немного боялся, но мне достался спокойный белый конь по кличке Негал. Монголы объяснили, как им управлять: чтобы он пошёл вправо или влево, дерни за уздечку с нужной стороны. Чтобы остановился, скажи: "трррр!!!" и натяни поводья, а чтобы побежал рысью: хлестани плетью и скажи: "чу!" Не сразу конечно, но я разобрался, хотя по большей части конь сам выбирал себе удобную дорогу.
Путь к цаатанам занял у нас около трёх часов: сначала через горку по лесу, потом по болотистой долине, и наконец, подъем по не менее болотистой тропе в лесу. Мы проходили мимо двух красивых озер, но, к сожалению, по пути я не снимал, так как не рискнул взять в руки фотоаппарат. Всё-таки до конца уверенно в седле я себя так и не почувствовал. Но наконец-то около 6 вечера мы добрались до стоянки цаатанов посреди леса и болот и увидели первые чумы.
За это время мы прошли около 12 километров и набрали 300 метров высоты. Тут надо бы рассказать, кто такие эти цаатаны, и почему мы вообще сюда попёрлись:)
Это малочисленный тюркоязычный народ проживающий в лесах, окружающих с востока Дархатскую котловину, родственный тувинцам-тоджинцам. У них свой язык, отличный от монгольского, хотя по-монгольски они, разумеется, тоже говорят. Цаа означает олень, а цаатаны – значит оленеводы, так называют их монглоы. Сами себя цаатаны называют духА. Олени дают им всё: мясо, молоко, рога, их используют как транспорт. Поэтому эти люди кочуют, находясь в разное время года там, где удобнее оленям. Весной они следуют за ним вниз к краю большой равнины, оставаясь, однако, на ее границе: олени не едят траву. Летом поднимаются со стадами выше лесной зоны, чтобы избежать гнуса. Осень цаатаны проводят в светлых лесах, где олени в изобилии находят свою излюбленную пищу — мох. Зимой же и люди и олени озабочены исключительно тем, чтобы дожить до весны. Мясо оленей они не едят, их нельзя убивать, но мужчины охотятся на диких лосей и кабанов в тайге.
Считается, что когда-то давно, тысячи лет назад, именно предки современных цаатанов, проживающие на территории Саян и Алтая приручили оленя, и уже после этого культура оленеводства по сибирским рекам, Енисею и Оби, распространилась дальше на север.
Во времена социализма монголы всячески стремились их “окультурить”, и старались сделать так, чтобы цаатаны спустились со своих гор и поселились в долине. В нашей стране примерно те же процессы происходили с эвенками, тувинцами-тоджинцами и многим другими малочисленными народами. С тех пор многие из цаатанов живут в посёлке Цагаануур, говорят по-монгольски и не занимаются оленеводством. Тех, кто остался жить в лесах, на данный момент насчитывается не более 300 человек, объединённых в 40 семей. 14 семей мы застали на том месте, куда нас привели проводники-монголы. Дети цаатанов живут и учатся в монгольской школе-интернате там же в Цагаанууре.
Информации о современном быте цаатанов в русскоязычном интернете я до путешествия не находил, да и фотографий российских путешественников мы не видели. Наиболее популярные фото, доступные на тот момент в сети, были сделаны британским фотографом Джимми Нельсоном в рамках проекта по изучению малых народностей “Пока они не исчезли”, и мы вдохновлялись в основном ими. На его фото всё выглядит очень круто, но реальность несколько иная, и в этой части я вам покажу то немногое, что увидел своими глазами, как оно есть на самом деле.
Уже потом, после путешествия, я натолкнулся на интереснейшие записи интервью российского этнографа, директора Музея Кочевой культуры, Константина Куксина, который первым начал изучать этот народ и даже снял фильм о своих поездках к цаатанам и родственным им народу тоджинцев в Туве. Интервью можно посмотреть здесь и здесь. А фильм, который называется «Разделенные границей» в сети не найти, я заказывал DVD диск через группу в ВК. Если вам интересна эта тема, рекомендую ознакомиться: Константин невероятно интересный рассказчик, глубоко понимающий культуру кочевников.
Здесь же я расскажу о своих впечатлениях о посещении стойбища цаатанов, к которому я подошёл, практически ничего не зная о них, можно сказать, с чистым сознанием:) В первую очередь, что нас поразило, это количество иностранных туристов в этом месте! Когда мы приехали, на дороге нас встретила русскоговорящая кореянка с парой поляков. Потом мы узнали, что здесь так же есть группа французов, две американки, японец, изучающий шаманизм, швейцарцы... короче полный интернационал!!! Столько иностранных туристов мы за всю поездку не видели нигде больше, даже в попсовом Хатгале! Что ж, эко-туризм на западе весьма распространён, и те предприимчивые цаатаны, что просекли эту фишку, теперь имеют стабильный доход:) На фото американки в монгольских костюмах.
Семья Нямсурен дружит с цаатанами, и наши проводники, найдя для нас свободный чум, ушли жить к своим друзьям. Проживание в чуме обошлось каждому в 20 тысяч тугриков (500 рублей). Внутреннее убранство очень скромное: печь и несколько одеял.
Как я понял, самостоятельно сюда никто из туристов не добирается, обязательно надо чтобы их привели дружественные цаатанам монголы, иначе они не дадут себя фотографировать, да и вообще любезности от них не жди. К тому же, никто, кроме монголов и не знает, где в данный момент стоят цаатаны.
Ещё одним разочарованием для меня было то, что цаатаны, в отличие от монголов, в повседневной жизни не одевают свои традиционные одежды, и ходят в обычных трениках и свитерах. А может, это ещё одна статья дохода: типа мы нарядимся и пофотографируемся за дополнительную плату;)
Пройдясь по местности, я увидел у людей мотоциклы рядом с чумами (интересно, как они сюда на них проехали по такой трясине), всё те же солнечные батареи, бензопилы. Константин Куксин в своих интервью упоминал даже спутниковые тарелки, ЖК телевизоры, и даже какой-т оспециально сделанный для них телефон (сотовой связи, напомню .здесь нет). Короче цивилизация дошла до них, и всё необходимое они получают, никто вроде бы не бедствует. Кстати монгольское правительство каждый месяц платит каждому оленеводу 170000 тугриков (4250 рублей). Не бог весть какие деньги, ну так и Монголия страна далеко не богатая: у учителей и врачей здесь зарплаты не превышают 10 – 15 тысяч рублей...
Олени находятся тут же, рядом с чумами, но пастись их отводят в другие места. Они очень милые, совсем не пугливые и дают себя погладить. Этим домашние олени сильно отличаются от своих диких собратьев, которые для кочевников-оленеводов хуже хищника! Особенно, во время гона, когда дикие самцы оленей норовят увести за собой домашних самочек.
Некоторое время я бродил по местности, искал сюжеты для съёмки, а когда солнце скрылось за горкой, вернулся в наш чум.
Женя тем временем успел узнать, что в этот вечер местный шаман будет давать гала-концерт “камлание первой звезды”, и собрался сходить. Меня же эти спектакли для туристов не особо привлекают, так что я остался, чтобы успеть поснимать чум со звёздами.
Как я понял, ничего хорошего им снять не удалось: в чуме темно и шаман был в основном спиной к ним, так что я не пожалел, что не сходил. Кстати, в то время, когда он не наряжается в деда Мо... в шамана, он здесь директор оленьего хозяйства;)
Ночевать в чуме, кстати, то ещё удовольствие. Нам расстелили коврики прямо на земле, на которых мы вповалку завернулись в свои спальники. Сэсэр всю ночь вставал и топил печь: дрова в ней быстро прогорали и становилось очень холодно. Утром решили, что вернемся обратно в Хогрог после обеда, а пока надо бы пройти, прогуляться по местности, может найдем что-нибудь интересное. Пошли вдоль стоянки, и вдруг цаатаны жестами подозвали нас к себе. Оказалось, что здесь у них рынок, где они продают свои поделки, в основном всякие безделушки из оленей кости.
Ассортимент примерно вот такой. Почти ничего полезного, за исключением ножей: они выполнены довольно интересно, и в хозяйстве пригодятся. Так что мы с Женей выбрали себе по ножу.
Наталья всё же пыталась как-то расположить цаатанов к себе, и подарила детям заранее припасенные подарки. Особенно радовалась им вот эта девочка-конфеточка:)))
Женщина, у которой девочка на руках на этом фото, хорошо говорит по-английски, так что она присутствовала на рынке как переводчик. Она сказала нам, что мы первые русские туристы здесь в этом году!
Одновременно с нами здесь собрались почти все иностранцы, и каждый что-нибудь да приобрёл. Какой-никакой доход для цаатанов, ну и стимул не забывать свое творчество. Большинство туристов так же, как и мы, приезжают сюда на одну ночь, так что в сезон торговлю можно вести ежедневно. Скоро, когда продавцы поняли, что все уже купили всё, что хотели, рынок свернули, и мы пошли дальше.
Примерно в километре от нашей стоянки мы увидели ещё одну. Но, попытавшись приблизиться к ней, уперлись в болото. Женя все-таки нашёл путь туда, однако ничего нового там не увидел, и поспешил вернуться. Тут ещё немного фото быта цаатанов. Мы всё недоумевали, как они проезжают сюда на мотоциклах, и самое главное: зачем они им здесь, ведь кругом одни болота!
Чуть в стороне от этого места обнаружили поляну, где раньше была стоянка, а сейчас там остались только скелеты от чумов. Наверное, если подольше походить в окрестных лесах, можно найти ещё что-нибудь интересное, но нам пора было возвращаться на обед и собираться обратно. По сути, делать тут больше нечего: всё, что могли, мы в принципе уже сняли. Получилось не как у Джимми Нельсона, но зато правдиво;)
Обратная дорога шла в основном под горку, да и лошади с охотой возвращались домой, так что прошли этот путь быстрее, чем накануне. Женя так и вовсе вошел во вкус верховой езды, и, скакал галопом наперегонки с Сэсэром:)
Когда вся наша группа вернулась в Хогрог, нас встретили шикарным обедом: Нямсурен наготовила хушуров (это такие маленькие монгольские чебуреки). После обеда мы попросили хозяев показать нам, как доят яков. Увы, таковых здесь не оказалось, и нам предложили показать дойку коров. Ну ладно, можно и коров, раз так;)
Технология у них такая: сначала выпускают телят, и когда они немного пососут, их отгоняют, и тогда уже приступают к дойке. Иначе коровы к себе не подпускают. Мама Нембаира, Мухчутлу, согласилась нам немного попозировать.
В заключении расскажу, сколько обошлась нам эта поездка: по деньгам у нас вышло 90 тысяч тугриков на человека (чуть более 2000 рублей), плюс 20000 цаатанам за жильё. Много это или мало? Для сравнения, час конной прогулки на иркутском ипподроме стоит 1500 рублей.
Не смотря на то, что сначала мы были немного шокированы тем, что увидели, всё-таки мне здесь очень понравилось: когда ещё удастся пройти на лошади по тайге, увидеть оленей на природе, поспать в чуме!!! Думаю, что если цаатанам заплатить побольше, то можно и пофотографировать их в стиле Джимми Нельсона в костюмах и эпичных местах. Но в принципе, я доволен и тем материалом, что есть:)
На этом пока всё, дальше я немного покажу, как живут те цаатаны, что переселились из лесов в долину, а так же достаточно подробно попробую описать быт дархатов — монголов, населяющих Дархатскую котловину.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||