Занимаясь уточнением координат и привязкой перевалов к карте, я обнаружил тьму перевалов, названных по принципу «с реки на реку». То есть вовсе без названий. Мне такое не нравится. Когда-то несколько таких перевалов мы уже окрестили, не выходя из дома. Но при этом «крёстные» на них бывали. А тут мало того что район популярный и легкодоступный, так ещё и нет точной информации о седловине. Перевал «тут или тут». Но от какой-то сырости есть категория — 1Б. По всем статьям — первопроход под самым носом!

Южный гребень Трёхглавой со стороны Бугатая
С южного гребня пика Аршан

В общем, это был самый лёгкий и быстрый из моих прожектов этого лета. Срочно нужно пройти перевал с Бухоты на Бугатай! Тем более что название я выдумал быстро. И оно мне нравится.

Кстати, про названия. Бухота и Бугатай — суть, одно и то же. Происходит от бурятского «буга» — олень. Тай — окончание прилагательных. Если исправлять ошибку топографов, называть нужно Зун-Бугатай и Барун-Бугатай. Но лично я против. Мне и так нравится.

Подбил я на это дело Сергея Викторовича. Он слегка остудил мой пыл — я поначалу собирался пробежать колечко за день. Но за два мне нравится ничуть не меньше, а даже больше. Почти перед самым стартом я зазвал ещё и Соню. Ох, она, поди, проклинала меня всю дорогу.

Погодное окно нарисовалось в пятницу и субботу. Не шибко торопясь поутру, в Аршан мы приехали уже часа в два. Наивный, я надеялся в этот же день перевалить и заночевать где-нибудь на Бугатае. Иллюзии как ветром сдуло в первый же час пути. Весь ветер на это и ушёл. Была жарища и абсолютный штиль. При этом к граду пота примешивался зуд от укусов кровососов всех видов и мастей. Я одних только паутов насчитал три разновидности — с чёрными глазами, с ярко-зелёными и просто здоровенных рыжих, в глаза которым я не заглядывал. А ещё были комары и — откуда она только взялась в Тунках!? — мошка! Ей-богу, я бы предпочёл идти под проливным дождём, чем это вот всё.

Возможно, пытаясь убежать от этих тварей, я как-то невнимательно смотрел своротки. В итоге мы пролетели мимо Бухоты и потеряли на этом как минимум минут двадцать. Благо, выруливали не по бурелому, а по одной из многочисленных и порядком заросших дорог. Дальше без приключений — на Галину ходит полно народу, тропу натоптали изрядную. И по тропе мы шли ещё в нормальном темпе. Но потом она ушла на правый борт, а мы пошли дальше вверх по тропке куда более слабой. Довольно скоро в Бухоте кончилась вода. Я бы шибко напрягся от такого поворота, но бывать в верховьях Бухоты мне уже доводилось, и я почему-то был уверен, что вода там будет. И она там, слава богу, была. Но сейчас я уверен почти на 100%, что бывают периоды, возможно, непродолжительные, когда её там нет.

В отсутствии воды был и плюс. Сильно подозреваю, что никакой тропы на этом участке нет. Мы шли по руслу и сильно не смотрели, но думаю, что если бы была, то увидели бы.

А ещё до самой ГЗЛ на Бухоте нет ни единого пятачка под палатку. Мы уже вконец задолбались, уже к чёрту все перевалы на свете, но воды у нас граммов по сто на нос, а упасть вообще некуда.

Примерно через час от сворота на Галину, русло упёрлось в осыпь правого борта. Я выбрался на её край и стал поджидать отстающих. Соня во всех отношениях турист молодой. Ходить по бестропию ей пока ещё тяжелее, чем нам с Сергеем. А тут ещё это всё. Сижу, погибаю, мечтаю быстрее попасть на открытое место — может, там будет хоть немного обдувать. Как только увидел её, не дожидаясь, пока подойдёт, рванул дальше. Ну как рванул… Поплёлся. И тут, о счастье, вода! Течёт кое-как, почти лужа, но течёт. Холодненькая! Ещё немного прошёл, и вроде как слева, на подушке осыпи, что-то плоское с редкими кедрами. К чёрту самые верха с их прекрасными лужайками — пойду искать место тут. Нашёл. Ко мне поднялся Сергей и нашёл даже немного получше. Впрочем, если бы мы не задолбались, можно было бы слегка изменить рельеф, расколов пару-ругую камней, и заночевать на площадке поровней. Но мы задолбались, нам и так сойдёт.

Вечер на островке посреди курума

Ещё через часок выключили свет. Стало немного прохладней, и даже кровососы сочли за благо отложить продолжение пира на следующий день. Нам тоже как-то не шибко пировалось. И коньяку, и закуски осталось предостаточно, а мы свернули на боковую.

Спалось мне плохо. Среди ночи врубили ветрюган. Шумело изрядно, но палатку, спрятанную за ветвистым кедром, даже не трепыхало. Вот кому он нужен ночью!? Нет чтобы до утра хотя бы отложить. Я засыпал и просыпался, ворочался юлой. Потом рассвело, и я стал ждать, когда же наконец Сергей начнёт свой утренний обряд шуршания пакетами. Будильник у него сломался, что ли? А когда он проснулся, я уснул. В палатке стало жарко, и даже утренний сон отпустил меня без сожаления. Или я его. В девять утра мы уже топали к перевалу. Жара, гнус — всё как накануне.

Довольно быстро добрались до поворота — тут Бухота меняет своё направление с восточного на южное. Нам наконец открылся весь цирк. Чёрт — туда ещё переть и переть! Возможно, потому, что раньше я смотрел на гребень потенциального перевала если и не с Трёхглавой, то с её восточного отрога, мне казалось, что от этих плюшевых лужаек, от ручейка, окаймлённого россыпью ветрениц и жарков, до гребня — всего ничего, а тут вон чего. Стены прямо какие-то. Из-за этого очень хочется залезть на осыпной гребешок слева по ходу. Он ниже, но за ним опять Бухота. Я всё же прошу Сергея свериться с GPS, хоть и заранее знаю ответ.

Вот можно же развернуться на 180, перевалить через свеженький первопроход Жени Янущака на Кынгаргу и через каких-то три часа быть в Аршане. Почему же никто не взвоет и не скажет: «Да ну его к чертям!». А тут ещё и скалы наверху какие-то. И с другой стороны — терра инкогнита.

Кстати, не знаю, как Янущак назвал перевал, а я бы назвал его Прилесным. Сергею почему-то не нравится, а по мне так само то.

Я почти злюсь, но, хлебнув в очередной раз из ручья, иду дальше. Даже довольно бодро иду.

Поднялись в цирк, виден весь гребень
Подходим к сочному травяному склону
Первый пошёл!
Подъём по траве

Воды в ручье много. Чуть выше ещё сохранились небольшие островки снежников. Это очень выручает. Беспрестанно хочется и пить, и омывать лицо, и даже просто лить воду себе на голову.

Постоянно смотрю на потенциальную седловину. Почти до самого верха склон устлан ярко-изумрудным травяным ковром. Выше скалы, но даже издали видно, что больших сложностей быть не должно. Там, где уж совсем всё в кручу упирается, издали просматривается некрутая зелёная полка вправо, до самого гребня. А ещё можно уйти вправо, не доходя до этой полки. Там не очень понятно что, но вполне рабочий вариант.

Чтобы сам подъём на перевал был покороче, я не останавливаюсь перед взлётом, а сразу иду вверх. Мне очень нравится, что можно в любой момент «законно» остановиться и дождаться товарищей. Постоянно намечаю себе пройти ещё метров десять «вот до того камня», дохожу и намечаю следующую близкую цель. Так я прошёл едва ли не треть взлёта. Ветерка, на который я надеялся, так и нет, но кровососов чуть меньше.

Подходим к небольшим скалам, Женя указывает на кулуар к перевалу

Подошли ребята. Я им посоветовал надеть каски — зря, что ли, тащили? Да и выше какая-нибудь мелочь может реально полететь. Я вяло пытаюсь сгустить краски потенциального ЧП. Сергей Викторович отмахивается, но каску, мою, надевает. Соня переживает за верёвку. Верёвку я взял вспомогательную. Шестёрку или семёрку. Лазать с нижней страховкой в мои планы не входит, а дюльфернуть, если что, и этой хватит. Ещё я не поленился тащить молоток и несколько крючьев. Обвязки, карабины, спусковины — само собой. Ничего, конечно, не пригодилось.

Посидели, отдохнули, полезли дальше. Травка кончилась, начался скальный кулуарчик, слегка подзаваленный мелким камнем. В одном месте даже невысокая ступенька. Вроде всё просто, но тут сзади донеслось от Сергей Викторыча:

- Женя, что-то я встрял.

Не без помощи рук

Оборачиваюсь, а уже, оказывается, довольно круто. Градусов под 45 точно есть. Падать отсюда совсем не хотелось бы. Пока я пристраивал свой рюкзак, чтобы идти на выручку к Сергею, к нему подошла Соня. То ли советом, то ли своим присутствием она его взбодрила, ключик пройден. Сама Соня занималась скалолазанием. По своему небогатому опыту скажу, это придаёт кучу уверенности даже тогда, когда техника так и не далась. Лично я на скалодроме выгляжу не лучше, чем корова под седлом. Однако после него даже «Винт» на Трёхглавую сумел пролезть. А «Винт» — это вам не перевал 1Б. В общем, Соня с ключиком вообще не запарилась. Видя такое дело, я, уже не оглядываясь, ушёл на косую травянистую полку вправо.

Последние метры подъёма

Метров через 30-40 вылез на седло.

Тут меня посетило сразу несколько разнонаправленных чувств:

1. Ветер — это кайф!

2. Тур — блин!

3. Спуск не просматривается, но вроде всё просто — ок!

4. Чуть ниже седла — здоровенная мульда со снежником. Ничего похожего нигде не припомню. Кайф!

5. Ветер — кайф, кайф, кайф!!!

Вскрытие тура показало отсутствие не только нечитаемой (как иной раз водится) записки, но даже и пакетика или баночки. Ну хоть название мне не запороли, на том спасибо! О том, что 99 шансов из 100, что тут кто-то потоптался, я и наперёд знал. Но описания нет — несчитово! Я «в домике», короче. И не факт ещё, что туростроители спускались отсюда на Бугатай. Короче, мы молодцы, перевал называется Бубух, всем удачи!

Опять не первый

Мы пофотались и быстренько пошли чуток вниз. Потому что ветер, это хоть и кайф, но что-то он совсем нешуточный. А чуть ниже — самое то. Расселись мы на травке, слопали по немытому яблоку. А уже когда слопали, я догадался, что можно было и помыть. В мульде же снег не до конца стаял. И лужа там — хоть купайся.

Вид с перевала на запад. Мульда

Ещё мы дивились по сторонам. Меня заинтересовал западный цирк Бугатая. Там пер. Солнечный, но почему-то в моей памяти он иначе должен выглядеть. Сергей больше смотрел на какой-то циклопический провал в гребне между Бугатаем и Толтой. Провал этот совсем немного южнее нас, но развёрнут с ю-в на с-з, поэтому нам не видно — сквозной он или нет. Может, это такой гигантский камин. Как-нибудь, может быть… было бы интересно посмотреть на него с более близкого расстояния. Или хоть на супердлиннофокусную фотку с Галины. Как её до сих пор не появилось, с такими-то толпами, даже удивительно.

Вниз отсюда уходит травянистый склон. Чуть поодаль справа торчит гряда довольно причудливых скал. Слева хорошо просматривается простой гребешок. Можно технически легко туда траверснуть, как бы спрямить выход, но смысла в этом мало. К тому же, там торчит сухостой — явный признак относительно недавнего пожара и наверняка бурелома.

Седловина перевала Бубух с Бугатая

Я потопал вниз первым. Сергей всегда немного отстаёт от меня на спусках, а Соня так и вовсе пока не очень ходит по бестропью. В общем, так получилось, что выскочившую у меня почти из-под ног кабаргу, кроме меня, толком никто и не видел. А она проскакала от меня метров тридцать, развернулась, и, кроме меня, толком тоже никого не разглядела. Стояла так с полминуты. Любопытная. Потом ускакала в сторону, но ещё через пару минут опять пронеслась в кулуаре пониже меня. В кулуаре, потому что после двух сотен метров спуска, склон перешёл в кулуар. Тут уже ничего не задерновано — просто сухое русло ручья. То есть вначале сухое. Через некоторое время справа в него влился проворный ручеёк. Я как раз уже снова начал помирать от жары и гнуса. И вообще, мы уже порядком устали, а до тропы ещё пилить и пилить. К счастью, на всём спуске был только один немного неприятный участок. По гладким камням тут течёт вода — скользко. Мы с Сергеем кое-как не упали, а Соня таки шлёпнулась слегка. Немного промочила ботинок, но вроде бы даже без синяков обошлось. На фоне укусов, от которых я до сих пор чешусь (она наверняка тоже), — сущая ерунда. А так, на всём спуске крутизна не больше 25-30.

Примерно за километр до Бугатая, наш ручей влился во вдвое большее русло, пришедшее справа. Оно хоть и вдвое больше, но совсем сухое. Прямо чудеса. К Бугатаю мы подошли вконец задолбанные. Хотели перекусить, когда выйдем на тропу, но её пока не видно. Но мы знали, что она уже тут есть, и этого было достаточно. А Соня урюхалась так, что и есть не захотела. Я уж думал, она совсем помирает. Но после перекуса практически сразу тропа отыскалась. Я на считанные секунды тормознулся перевязать шнурок, иду, а их нет! Ну, Сергей Викторович, оно понятно — ему тропу покажи, он и стреноженный от любого ускачет. Но Соня… Только что ведь помирала! Если бы не усталость, я, пожалуй, даже забеспокоился бы. Только минут через десять я увидел, как что-то… то есть кто-то... то есть Соня — мелькнула среди деревьев. Очень хорошо! Я сам дурак, что серчал на неё, что отстаёт. Соня, извини! Бодро ходить по осыпям, это даже с опытом не ко всем приходит. Ты молодец!

В общем, по тропе этой мы пулей выкатились с Бугатая. Ну, почти. Но впереди ещё пять кэмэ до машины. По дороге. Бедные мои ноги…

Вместо эпилога

Я всё ещё думаю, что это кольцо довольно многие могут пройти за день. Может быть, даже я могу, но точно не в такую жарищу. Сам перевал — вполне стандартная 1Б. Сколько-нибудь опытным туристам никакая специальная экипировка для прохождения не понадобится. Если не собираетесь падать, то даже и каска — перестраховка. Разве только ваши товарищи шибко ловкие, но от таких и каска может не спасти.

К югу от перевала есть вершинка, по поводу которой у Михаила Иванова (автор названия пика Галина) и Славы Петухина был эпический спор. Галину тогда Слава «узаконил», а на пике Спелеологов что-то свет клином сошёлся. Я тогда был скорее на стороне Славы, а теперь думаю, что зря. Как бы то ни было, на этот самый пик можно подняться и с Бубуха, и однако даже проще — с восточного отрожка. Да и с Галины траверс не выглядит проблемным. В общем, если народ потянется, я думаю, будет правильным название таки присвоить.

Фото разных лет с перевалом:

С перевала Солнечный
Цирк пер. Бухотский и Бубух с Южной Трёхглавой
Гребень к п. Галина с Южной Трёхглавой
С восточного гребня пика Труд

Трек маршрута.

Sergey VНасчёт ключа маршрута. Я два года никуда не ходил, кроме Хамар-Дабана. А ещё на лыжах :) В общем, отвык я от этих 1Б напрочь. Поэтому в этом месте, где нужно было высоко задрать одну ногу, накатить на неё и ещё раз задрать другую, да еще без помощи рук — вокруг всё покатое и гладкое, слегка растерялся. Но тут подошла Соня, положила руку на мой ботинок, чтоб не поехал, и — раз-два, всё получилось.
19.07.2021, 22:25:29 |
try againЗдорово! 👍 Бубух почти как "бабух" :) главное чтобы не прилипло 😁 местные кстати бухоту бухайкой называют
19.07.2021, 23:27:03 |

try again: местные кстати бухоту бухайкой называют

Мы на выходе тоже встретили местных. Правда, явно не бурят. Они Бугатай назвали Бухайкой. Как после таких метаморфоз разглядеть в ней буга? Т.е. оленя?
А я тут намедни узнал, что Речь Посполитая, это калька с латыни — республика.

try again: почти как "бабух" :)

Только сейчас узнал (из интернета), что бабух, это холостяк.

try again:  Здорово!

Спасибо!
20.07.2021, 00:31:14 |
Sergey V

Евгений Рензин: Они Бугатай назвали Бухайкой.

Нет, Женя, всё верно было, мы же про заход по Бухоте говорили.
20.07.2021, 07:26:09 |
Игорь ВороновОтличный маршрут! Думаю, это колечко народ скоро станет активно ходить)
20.07.2021, 08:01:58 |
Єсєния

Евгений Рензин:  Галину тогда Слава «узаконил», а на пике Спелеологов что-то свет клином сошёлся. Я тогда был скорее на стороне Славы, а теперь думаю, что зря. Как бы то ни было, на этот самый пик можно подняться и с Бубуха, и однако даже проще — с восточного отрожка. Да и с Галины траверс не выглядит проблемным. В общем, если народ потянется, я думаю, будет правильным название таки присвоить.

Да и без всяких «если», Евгений. Просто пора пришла.
:) Создайте новый объект для сайта, пожалуйста!
20.07.2021, 17:26:27 |
theoИнтересный поход, слово и дело профессионала, как буд-то я сам был участник.
20.07.2021, 18:37:13 |
Геннадий Хитрихеев"но воды у нас граммов по сто на нос, а упасть вообще некуда"
Так пить хочется, что аж переночевать негде :)
20.07.2021, 21:14:45 |
MustaphaХорошо у вас получилось. А я люблю в жару, даже если становиться очень невмоготу, все лучше, чем в дождь, и в тумане шарахаться где нифига не видать. Только не в Сахару попасть.
21.07.2021, 11:58:30 |

Игорь Воронов: Думаю, это колечко народ скоро станет активно ходить)

А я думаю, что у колечка через "Прилесный" перспектив ещё больше. Потому что за день его пройти намного реальней. И всё довольно просто.
21.07.2021, 12:34:26 |
Юра ГалачьянцДушевный рассказ, Женя. И перевал интересный. Кстати, как ты оцениваешь спуск с перевала в Бухоту в случае дождя или сырых скал? Без веревки получится?
25.08.2021, 17:29:18 |

Юра Галачьянц: Душевный рассказ, Женя.

Спасибо!

Юра Галачьянц: Кстати, как ты оцениваешь спуск с перевала в Бухоту в случае дождя или сырых скал? Без веревки получится?

Я бы с Бугатая в принципе не рекомендовал идти — слишком крутой подъём с большим перепадом. По Бухоте точно проще высоту набирать. Но если чисто гипотетически, то я и без верёвки спущусь. Хоть по мокру, хоть по снегу. А кто-то может и побоится.
Ну и там со стороны Бухоты два варианта. Подозреваю, что второй может оказаться проще.