Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Евгений Рензин

Переход 10.08.08

Этот день оказался днём встреч. За перевалом, на Ильчирском озере, мы встретили Иркутян из СЮТУРа. Они ещё не свернули лагерь и готовили завтрак. Санька воспользовался остановкой и сразу полез купаться. Остальные его порыв не поддержали и ограничились общением с ребятами. Оказалось, что они идут официальную пешую четвёрку и впереди у них ещё куча перевалов. Мы пожелали друг другу удачи, хорошей погоды и пошли на Ильчирский перевал.


Техническая справка:

Перевал Ильчирский, н/к, 2422
Ориентирован: север-юг, соединяет верховья рек Ильчир и Хуша-Гол.
Через перевал идёт вездеходная дорога. Перепад высот от подножья до седловины не превышает двухсот метров. Крутизна около 15 градусов. Характеристика справедлива для обеих сторон.

Затылками мы чувствовали взгляды СЮТУРовцев и решили взять перевал без передышек. Поначалу это казалось вполне лёгкой задачей, но последние метры дались очень тяжко. Мы уже бы и остановились, только присесть было решительно некуда. Дорога, идущая через перевал, явно пользуется популярностью. И не всякая машина здесь может запросто проехать. Обрывки стальных тросов, глубокие колеи – явное тому подтверждение. В результате и грязи полно. Пришлось нам медленно, шаг за шагом, забираться на самую седловину. Тут немного передохнули, а когда начали спускаться, нас догнали местные охотники на лошадях. Здрасти, здрасти, откуда, куда – всё традиционно. Охотники поехали дальше, а мы, как дошли до речушки, сели перекусить – всё-таки два перевала уже позади. Пусть и некатегорийных.


Техническая справка:

Река Хуша-Гол
Левый приток р. Горлык-Гол. Исток реки расположен чуть выше подножья Ильчирского перевала. Долина здесь широкая, плоская, сильно заболоченная. Вдоль реки идёт хорошая автомобильная дорога. Недалеко от устья, примерно в километре, она раздваивается и, срезая угол, одна идёт вверх, а другая вниз по Горлык-Голу. Здесь же начинают встречаться первые деревья – кедры. На всём протяжении берега пологие. Ширина реки небольшая, до пяти метров, глубина до 0,2 м, течение не быстрое. Брод проблем не представляет.

Когда трапеза была в разгаре, послышалось тарахтение. С перевала спускалось чудо инженерной мысли – гусеничный вездеход. У подножья он крутанулся и поехал в верховья – там стоит какой-то домик.

Не прошли мы и получаса, как встретили народ на ГАЗ 66. Весь экипаж пьян. Кое-кто и вовсе в отрубе. И это в разгар дня. Длинные беседы постарались не вести и поскорее пошли дальше.

Ещё через полчасика опять гул моторов. Просто автобан какой-то. На этот раз навстречу нам ехала пара бортовых Уралов. В кузове одного из них стоя ехало человек десять. Возле нас машины остановились. Оказалось, что это старатели-нефритчики. Они рассказали, что те зелёные камушки, которые кучами валяются на Ильчирском перевале, не нефрит, а серпентинит. Миша предъявил им подобранный где-то осколок. Оказалось, что ему повезло – нефрит.

Позже мы встретили ещё один Урал. Он, видимо, отстал от первых двух. Затем нас догнал вездеход. Тот самый, что мы уже видели. Его сопровождали всадники. Пьянющими были все. Слава богу, в этом месте наши пути расходились – вездеход ехал в сторону Саган-Сайра, а мы отворачивали к хребту Сухэ-Батора, к перевалу 40 лет Победы.

Немногим ранее, меня, в очередной раз, одолел топографический кретинизм и, если бы не Костя, ушли бы мы в другой распадок. Это несмотря на то, что находились мы на левом борту долины Горлык-Гола, высоко над рекой, и почти весь хребет Сухэ-Батора был как на ладони. Как же так получилось? Да просто я больше разглядывал подробную, пятисотметровую карту, а на ней была только часть хребта. К тому же я абсолютно не обратил внимание на то, что у меня за спиной. Костя же взял двухкилометровку и просто посчитал все распадки. Не зря я на него понадеялся!

После последней встречи, той, что с вездеходом, мы спустились в долину Горлык-Гола. В отличие от своих бортов, поросших кедрами, долина совсем лысая и прилично заболочена. Под последними деревьями присели отдохнуть в тенёчке, а Саня увидел до сих пор не растаявший ледничок и рванул к нему. Он скинул ботинки и, усевшись на камень, опустил разгорячённые, избитые дневным переходом ступни на кристаллы разваливающегося игольчатого льда. Блаженство! Сверху жарит, а снизу освежает. И как до сих пор не растаяло!? Ведь здесь уже совсем невысоко. Не больше двух километров. Сколько же нужно было запасти снега, наморозить льда, чтобы он и к середине августа ещё не стаял? Эх, так бы и сидел здесь до вечера.

– Саня, давай обувайся. Пора в путь-дорогу.

– Ага, сейчас.

Горлык-Гол бродить не пришлось. Большая часть воды распределяется по широкой долине и остаётся под землёй. Основное русло совсем узкое. Мы просто его перепрыгнули. Возле устья «нашего» притока остановились передохнуть и полюбоваться. Небольшой островок делит здесь ручей надвое. Один из рукавов пробуровил канаву и второй, догоняя его, прыгает с метрового уступчика. Затем, слившись воедино, речушка течёт в небольшом изогнутом каньончике и в лучах уже клонящегося к горизонту солнца смотрится замечательно.

До взлёта перевала 40 лет Победы так и не дошли.

– Петрович, а почему бы нам здесь не перевалить, – я указал на вполне проходимое место в гребне.

– Так это и есть 40 лет Победы.

– Ты чего? Он вон там, за поворотом.

– Да?

– Ты забыл что ли?

– А, точно.

Мы решили, что так и сделаем. На небольшой каменистой площадке разбили лагерь и убили вечер придумыванием названия будущему перевалу и вершинке, находящейся рядом. Она является высшей точкой хребта Сухэ-Батора и взобраться на неё мы задумали ещё после восхождения на Оспин-Улан-Сардык.

Спать я отправился, предвкушая радость первопрохождения. А ведь ещё накануне остаток пути виделся мне просто дорогой к дому. И вот, нежданно-негаданно, нашлось место «подвигу». Скорее бы утро!


Далее (11.08.08 г.)


Александр Даровенько народ, эт один и встреченых вами на Илчирском озере (кашеварил я тогда), читаю ваш отчет и думаю, а не выложить ли отчет по нашему походу. Как закончили маршрут?
27.02.2009, 22:19:06 |
Евгений РензинПривет, Саша. Отчет, конечно, выкладывай. Вы же там целую кучу перевалов прошли. Может быть, какие-то из них до сих пор не описаны на сайте. Может, фоток их нет. Да в любом случае интересно!

 Александр : Как закончили маршрут?

Так читай до конца:)
28.02.2009, 00:47:16 |
Александр Дочитаю, просто времени мало, защита практики на носу
05.03.2009, 17:12:53 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную