Проблемы современного состояния озера Байкал будут включены в повестку дня Байкальского экономического форума. Обсуждению байкальской проблематики будет посвящен отдельный "круглый" стол. Инициатива его проведения поступила от Лимнологического института Сибирского отделения РАН.
Приводим информацию пресс-центра БЭФ о деятельности института географии СО РАН по этой проблеме.
Ученые Института географии СО РАН разработали концепцию туристско-рекреационной экономической зоны на Байкале
98 тыс. кв. км - таким должен быть размер туристско-рекреационной зоны юго-западного побережья озера Байкал, концепцию которой разработали ученые Института географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения РАН. Как сообщили пресс-центру БЭФа в институте, эта разработка была представлена на конкурс, объявленный областной администрацией по созданию концепций туристско-рекреационной ОЭЗ на Байкале.
При разработке концепции ученые ориентировались на постулат - туристско-рекреационная деятельность на Байкале должна развиваться комплексно. Поэтому ученые настаивают на том, что ОЭЗ на Байкале должны носить не локальный характер, а охватывать несколько территорий. По концепции, площадь туристско-рекреационной зоны охватывает территорию Ольхонского, Иркутского и Слюдянского районов. Системообразующим ядром этой зоны является город Иркутск, который связан турпотоками с тремя "подзонами" - Байкальской (Слюдянский район), Листвянской (Иркутский район) и Маломорской (Ольхонский район). По мнению ученых, такое деление является логичным. В Иркутске сосредоточены объекты историко-культурного наследия, туристические фирмы, туристско-информационные офисы. Именно здесь должно происходить распределение туристических потоков по трем основным направлениям - Малое Море, Листвянка, Байкальск.
Концепция предлагает разделить все три подзоны по функциональной специализации. Так, Байкальская зона определена под спортивно-оздоровительный туризм и отдых на существующей сети турбаз. В Листвянской зоне должен развиваться деловой, познавательный, образовательный туризм, а также - круизный водный туризм. Ольхонская зона предназначена для кемпингового отдыха и экологического туризма.
Туристско-рекреационная деятельность на юго-западе Байкала должна быть скоординирована с аналогичной программой Республики Бурятия, убеждены специалисты ИГ СО РАН. Ученые предлагают делать ставку не на "локальный" проект Иркутской области, а на комплексную схему развития туризма в двух регионах РФ. Эта схема должна предусматривать и сотрудничество со странами азиатского и европейского туристических рынков. В качестве стран-партнеров предлагаются Китай, Монголия, Корея, Япония, Германия.
Напомним, что правительство республики Бурятия подготовило собственный проект ОЭЗ, по которому предлагаются несколько участков в качестве "точек роста" рекреационной зоны: Байкало-Котокельская подзона (зимние виды туризма, курорт Горячинск), гора Мамай в отрогах Хамар-Дабана, Онокачанская губа. Общая стоимость проекта - около 12,5 млрд. рублей. Проект Республики Бурятия подготовлен МПР региона совместно с учеными Байкальского института природопользования СО РАН, и также может быть интегрирован с концепцией, предложенной иркутянами.
Иркутская концепция предполагает разработку кадастра и карт туристических и лечебно-оздоровительных местностей на юго-западе БПТ. Причем эти карты должны показать, как ОЭЗ связана с другими территориями Байкала. Разработчики считают, что концепция потребует реализации ряда инвестиционных проектов: развития города Иркутска как туристско-рекреационного центра побережья озера Байкал, создания современной инфраструктуры ОЭЗ (в том числе, круизного флота, причалов, автодорог, восстановление аэропортов в Хужире и Онгуренах), реализации проектов по сбору и утилизации мусора в рекреационных зонах.
Специалисты ИГ СО РАН указывают на ряд проблем, без решения которых создание ОЭЗ на Байкале невозможно. В российском законодательстве не определено понятие "туристско-рекреационная деятельность". Хотя в России и запущен проект организации туристско-рекреационных зон, но законодательно оформленной концепции развития такой деятельности пока нет. Поэтому не определены и механизмы выделения рекреационных территорий, в том числе и на озере Байкал. Между тем Министерство природных ресурсов уже сделало заявление о том, что проект зонирования Байкальской природной территории до конца года будет утвержден правительством РФ. По нему Центральная экологическая зона (ЦЭЗ) совпадет с границами Объекта всемирного природного наследия (проект ЮНЕСКО). Выделение ЦЭЗ требует ведения туристической деятельности только в специально отведенных рекреационных районах, определенных комплексной схемой развития Байкальской природной территории (БТП). Такая схема до сих пор не утверждена.
Участок всемирного наследия занимает 8,8 млн. га байкальской территории. При этом законодательный статус имеют только 2,4 млн. га территорий заказников, национальных парков и заповедников. Они охраняются федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". Около 3,3 млн. га - это земли поселений, сельскохозяйственные земли и др. По мнению ученых, необходимо определить, какие земли могут быть выделены под рекреации, в том числе и за счет перевода потерявших свое назначение сельхозземель и земель лесопромышленных поселений. После этого необходимо установить для каждого из таких участков нормы загрязнения и предельные значения изъятия природных ресурсов. Все эти наработки должны стать частью комплексной схемы развития БТП. Это позволит использовать Байкал в качестве туристического объекта, не нарушая существующего законодательства.
Однако в тендере на разработку концепции ОЭЗ Байкала победителем было признано ООО "Про-Инвест-Спецпроект" (Москва), так как эта организация была единственной допущена к конкурсу. Два других участника - Институт географии СО РАН и администрация Байкальского городского поселения - к конкурсу допущены не были. Ранее ООО "Про-Инвест-Спецпроект" выиграло тендер на выбор участка размещения турзоны. Место размещения - территория в районе поселка Листвянка (бухта Крестовая). Площадь этой зоны - менее 4 кв. км.
Между тем, в федеральных СМИ появились комментарии руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрия Жданова по поводу конкурса. Как сообщает журнал "Финанс" со ссылкой на Жданова, в 2007 году правительство планирует выделить на ОЭЗ туристско-рекреационного типа только 1,1 млрд. рублей, что существенно ниже затрат, планировавшихся ранее. В связи с этим были скорректированы и заявления Юрия Жданова. Если ранее федеральный чиновник неоднократно высказывался, что Байкал имеет высокие шансы на победу в конкурсе, то теперь он отмечает, что озеро имеет неразвитую инфраструктуру. "Ввиду этого Жданов в настоящий момент не рассматривает данный регион как претендента на победу в конкурсе", - заявляет "Финанс". Более высокие шансы стать победителем в конкурсе от СФО, по мнению Жданова, у района Горной Шории (Алтай), который может стать главным сибирским курортом и местом тренировок олимпийской сборной.
Интервью директора Института географии Сибирского отделения РАН, доктора географических наук Александра Антипова
- Александр Николаевич, почти десять лет прошло с тех пор, как жемчужина планеты озеро Байкал получило высокий - выше нет! - статус Участка всемирного природного наследия. В России такого признания мирового сообщества удостоилось пока всего восемь природных объектов и комплексов. Изменилось ли что-нибудь с тех пор?
- Действительно, Байкал и вообще Байкальская природная территория обладают бесспорной универсальной ценностью для всего человечества и не только как колодец планеты, где сосредоточено 20% всех мировых запасов пресной воды. Байкал один из немногих Участков природного мирового наследия, а их на сегодня сто пятьдесят, который отвечает всем четырем (а не одному или двум, как чаще всего бывает) критериям для пропуска в суперэлитный клуб нерукотворных чудес света.
Какие они? Во-первых, территория должна являться выдающимся примером, представляющим основные этапы развития Земли, включая свидетельства древней жизни, значительные геологические процессы. Во-вторых, здесь должны прослеживаться экологические и биологические эволюционные процессы, развитие экосистем и наземных, речных, прибрежных и морских сообществ растений и животных. В-третьих, представлять собой природный феномен и территорию исключительной эстетической значимости. И, наконец, в-четвертых, содержать репрезентативные и важные для сохранения в естественных условиях биологического разнообразия места обитания растений и животных, включая те ареалы, где сохраняются виды, имеющие выдающееся мировое значение с точки зрения науки. Байкал отвечает всем четырем критериям. Пример, без всяких сомнений, исключительный.
И, тем не менее, высокая ценность и значимость Байкала, подтвержденная ЮНЕСКО особым статусом, не особенно сказались на судьбе уникального озера. Даже федеральный закон об охране озера Байкал, принятый после многих мытарств, до сих пор носит во многом декларативный характер. За ним не последовали необходимые и нужные подзаконные акты. Все минувшие годы ученые-экологи, общественные деятели старались привлечь внимание властей к проблемам Байкала, но большинство из них по-прежнему остаются не решенными. Если кратко, то Байкал так и не получил новых возможностей для сохранения уникальной природы и цивилизованного развития.
- Говорят, что сами масштабы Участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал" во многом являются источником существующих проблем:
- Участок "Озеро Байкал" среди других природных объектов, включенных в Список природного мирового наследия, действительно, один из самых крупных. По величине площади, а это 88 тысяч квадратных километров, он занимает четвертую позицию в мире и первую - в России. Но суть далеко не в этом. Просто проблемы Байкала у федерального центра по ряду причин оказались на периферии сознания. Что-то говорилось, что-то обещалось, а на выходе практически ноль. В недавние времена даже Байкальскую правительственную комиссию расформировали, а она ведь являлась координирующим органом и одновременно постоянным раздражителем для многих чиновников. Теперь с большими трудами возвращаем ее к жизни.
- Александр Николаевич, что Вас как ученого-географа тревожит в первую очередь?
- Стыдно сказать, но по большинству позиций Участок "Озеро Байкал" в основном существует виртуально. Да, мы его номинировали, но сохранение озера в соответствующем объеме не обеспечили. У нас до сих пор никаких механизмов для этого не существует: ни финансовых, ни правовых, ни операционных, нет единого органа управления. Если посмотреть, то Участок всемирного наследия ни в каких законах не прописан с точки зрения его охраны. Возьмите наши любые топографические карты - и вы нигде не найдете Участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал"! Только сейчас мы детально описали, как это и положено, границы Участка. Теперь каждая граница абсолютно точно привязана к пространству. До этого они были очень плохо и приблизительно оформлены.
- Давайте попробуем суммировать выявленные дефициты в территориальной организации Участка "Озеро Байкал", чтобы картина стала предметнее и нагляднее:
- Во-первых, как я уже и говорил, недостаточно точно прописана и зафиксирована на картах местности граница Участка. Большая часть ведомств и населения не осведомлены о наличии таких границ. Во-вторых, не определены природные "ценности" территории, соответствующие критериям номинации, не разработаны критерии определения текущего состояния Участка. То есть, внутренняя структура не отработана. В-третьих, отсутствует стратегия развития рекреационного использования территории и рекреационное зонирование, идет бессистемная застройка ценных в природном и водоохранном отношениях земель. К тому же нет самой концепции и методики водоохраннного зонирования, в том числе и для населенных пунктов. На территории Центральной экологической зоны расположено 152 населенных пункта, практически все они являются источниками прямого, хотя и локального, загрязнения акватории - они не имеют очистных сооружений и организованных свалок. Кроме того, пять крупных населенных пунктов - Байкальск, Слюдянка, Култук, Северобайкальск, Бабушкин - вообще исключены из Участка всемирного природного наследия, хотя находятся на берегу Байкала, и с ними что-то нужно делать, ведь они воздействуют на экосистему озера.
Вообще правовой статус территорий, находящихся внутри Центральной экологической зоны, не определен. К сожалению, перечислением проблем можно заниматься долго, но решить большинство из них как раз и помогают инструменты ландшафтного планирования. С их помощью мы разрабатывали проект зонирования Байкальской природной территории, который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.
- В проекте обозначена и Центральная экологическая зона:
- Безусловно. В нашем варианте она практически полностью совпадает с границами Участка "Озеро Байкал", определенными ЮНЕСКО еще в 1996 году. По словам начальника департамента МПР Александра Ишкова, вероятность утверждения Проекта зонирования высока. Сейчас проект находится на экспертизе в Минюсте. Если все пройдет благополучно, то можно будет приступать к работам по нормированию воздействия, по рекреационным зонам, по созданию территориальных схем охраны и использования природных ресурсов. Но, повторюсь, это в том случае, если утвердят зонирование.
- Что еще, на ваш взгляд, нужно сделать?
- Самое главное, принять зонирование, без него закон об охране Байкала не работает, как и без подзаконных актов. Необходимо браться вплотную и за механизм компенсаций территориям, которые попадают в центральную экологическую зону, поскольку там запрещены определенные виды хозяйственной деятельности. Затем и на региональном уровне нужно принимать какие-то документы. Ждать, что все за нас решит федеральный центр, малопродуктивно. Серьезных же действий, инициатив со стороны региональных властей до последнего времени не было. Правда, первые шаги губернатора области Александра Тишанина показывают, что ему экологические проблемы, судьба Байкала не менее важны, чем развитие территорий. Более того, насколько я осведомлен, в структуре областной администрации предполагается создать специальное агентство по Байкалу. Безусловно, необходимы и координационные советы по вопросам управления Участком всемирного природного наследия "Озеро Байкал", а в более широком плане и специальный федеральный закон об Объектах всемирного природного наследия.
Кроме того, на базе нашего института было бы целесообразно создать некую группу, которая способствовала бы решению основных проблем Участка всемирного природного наследия "Озеро Байкал". Мы могли бы взять на себя внутреннее зонирование Участка, потом продумать варианты управления этой громадной территорией, разработать предельно допустимые нормы вредных воздействий применительно к этим территориям, схемы использования и охраны природных ресурсов.
- Рассказывают, что Вы высказали довольно крамольную мысль: не торопиться с номинациями новых Участков всемирного природного наследия:
- Я считаю, что нам нужно в первую очередь разобраться с теми, что уже есть. Потом нельзя все эти Участки и особо охраняемые природные территории выделять вне контекста общей территории. Мы, например, должны иметь единую оценочную ландшафтную карту всей азиатской части России или страны вообще. Тогда мы сможем сказать: вот здесь такие и такие ценные природные комплексы, здесь такие, а вот тут территории перспективного социально-экономического развития, а, значит, торопиться с приобретением высокого статуса не следует. В любом деле нужно взвесить, что теряешь и что приобретаешь. Пример озера Байкал, как Участка всемирного природного наследия, показывает, что с этим мы до сих пор не разобрались.
- Александр Николаевич, как-то в беседе вы заявили, что между экологией и экономикой существует прямая связь:
- Знаете, во всем мире наличие Участка всемирного природного наследия дает колоссальный толчок к экономическому развитию, повышению инвестиционного рейтинга, привлекательности для туризма, инвесторов. Возьмите пример земли Северная Рейн-Вестфалия в Германии. Когда-то это была страшно загрязненная территория, все оттуда уезжали. Расчистили территорию, провели санацию и сразу же пошли инвесторы, начался всплеск экономической активности. Сейчас это одна из самых богатых земель. Чистейшая вода, форель. Боденское озеро. Пять миллионов живет на его берегах. Все идеально чисто, никаких проблем с состоянием озера. Все вопросы решили совместно Швейцария, Германия и Австрия. Во всем мире чистый воздух, вода, уникальная природа воспринимаются как благоприятные условия для развития бизнеса, но с соблюдением соответствующих нормативов.
Байкал способен нас накормить стопроцентно, если научно обоснованно, эффективно использовать все его ресурсы. Я имею в виду создание туристско-рекреационных зон на Байкале. Пока туризм здесь носит хаотичный, неэкономический характер, больше похожий на самодеятельность. Поступлений практически никаких - ни в местные, ни в региональный бюджеты. В той же Баварии почти половина бюджета формируется за счет туристической отрасли. У нас же, как говорится, этот показатель - исчезающе малая величина. Значит, нужно перенимать передовой опыт. Когда мы разговаривали с парламентским статс-секретарем федерального министерства по окружающей среде, охране природы и защите ядерных реакторов Германии госпожой Астрид Клуг, она заявила, что они готовы включиться в процесс по созданию рекреационных зон. Она пригласила губернатора Иркутской области Александра Тишанина принять участие в самой крупной в мире туристической бирже, которая пройдет в Берлине и, кроме того, обещала помочь в привлечении туристов. Но главное мы должны сделать сами.
Сергей Кез,
Пресс-центр Байкальского Экономического Форума
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |