7-8 июля 2001 на Иркуте, Китое, Оке, Олхе и других реках Иркутской области и Бурятии произошло наводнение. В средствах массовой информации о наводнении и о ликвидации его последствий сообщено было довольно мало. После двух-трех дней сильных дождей поднялся уровень практически всех рек. Максимальным паводок был в долинах, там где собирались воды всех рек и ручейков, но и в горных районах непогода и наводнение причинили разрушения. Здесь пойдёт речь о последствиях наводнения в Тункинских Гольцах.
Прежде всего о жертвах. Под Шумакским перевалом от переохлаждения погибла 14-летняя жительница Иркутска Марина Подолец и, по-видимому, от травм в результате падения, 43-летний житель Кырена Александр Молоров. Эти люди, погибли если и не из-за наводнения, то по крайней мере из-за непогоды. Они в панике, вызванной наводнением, стали выходить с Шумакских источников (вместо того, чтобы переждать непогоду на Шумаке - в довольно безопасном месте) и оказались неготовы к перевалу, покрытому снегом. Основной причиной трагедии следует считать неподготовленность туристов (даже под снегом перевал в принципе проходим и уж замерзать, конечно, не обязательно), однако и непогода и, в частности, наводнение сыграли свою роль - особенно в психологическом плане. На Шумакских источниках от сердечного приступа скончался житель Бурятии 33-летний Владимир Горбунов.
Теперь о дорогах и мостах. Больше всего пострадал участок дороги, идущий по верховьям Иркута от Кырена до Монд и далее на Орлик. Там снесло металлический мост через Иркут и, по-видимому, сильно размыло дорогу. Вместо старого моста был наведен временный понтонный мост и отсыпали какую-то "старую" дорогу (в последнее время активно не используемую). Дорога от Слюдянки до Кырена почти не пострадала и работала практически в обычном режиме. На конец лета 2001 года дорога до Монд была проезжа для автобуса (однако иркутский автобус ходит только до Ниловки), дорога до Орлика - только для машин типа камаза, но и их там встретить можно очень редко (там был разрушен участок дороги в несколько десятков километров).
Одним из участков дорог, на котором следовало ожидать больших разрушений, является дорога от Кырена до Ниловки. Можно считать, что этой дороге относительно повезло. Автомобильное сообщение до Ниловки нарушалось на очень короткое время. Только последние километр-два по самой Ниловке проходили по такой дороге, что далеко не каждый шофер там поедет (особенно при полном автобусе). Так что часто автобусы немного не доходили до конечной станции. В самой Ниловке (в стороне от дороги) два мостика через Эхе-Угун устояли, хотя нижний немного пострадал. Курорт в Ниловке не работал.
Что же касается дороги далее - от Ниловки до Хойто-Гола, то там мосты были менее надежные.
Разрушенный мост через Эхе-Угун, "новая" и примыкающая к ней "старая" дорог |
Теперь по поводу разрушений на реках в самих Тункинских Гольцах. На небольших речках они незначительны. Более крупные. Билюты - больших изменений не заметно (навесной мост в устье остался).
Была тропа - и нет |
Широкое русло Ара-Ошея стало шире местами еще на несколько метров. Тропа, в тех местах, где она шла по берегу, смыта. Большинство зеленых островков на русле покрыто песком.
По словам местных жителей, предыдущее наводнение подобной силы было двадцать лет назад.
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |