Вместе с Вами убеждён, что за сохранение Чудес природы в первозданном виде надо бороться, в том числе и путём воспевания самих Чудес. Кого бы я не спрашивал о песнях про Байкал, люди помнят лишь две песни — «Славное море — священный Байкал» и «По диким степям Забайкалья». Да, эти хорошо известные песни прошли проверку временем. «Славное море» написана Дмитрием Давыдовым в 1888 году, а «По диким степям» Иваном Кондратьевым ещё раньше — в 1858 году. Но с того времени много воды утекло из Байкала. Да и насколько актуальны эти тексты нынче: беглый каторжанин, бродяга с сумой на плечах грустные песни заводят… Поэтому я и осмелился предложить Вашему вниманию свою песню на эту тему. Буду рад, если эта песня о нашем Великом Байкале как-то поможет сохранению его великолепия.
Вот это Байкал!
Когда-то древнею порой Язычный бог Бурхан, Пожертвовав земной корой, Решил создать вулкан. Но, выпив воду здешних недр Наполненный бокал, Спокоен стал, душою щедр, И произнёс: «Байкал!»
Припев: С той поры мы «Байкал» Произносим, не споря, Выпивая бокал Из священного моря.
И переполнив тот разлом Прозрачною водой, Облил себя, — огню назло Прохладной Ангарой. И родилась здесь доброта, И щедрых чувств накал. Спасёт планету красота От озера Байкал.
Припев: Да восславим Байкал – Всей Руси нашей корень, Наполняя бокал За священное море.
Чиста вода, и воздух чист. Крепчает здесь народ. Купец, казак и декабрист Продолжили здесь род. Здесь и японец, швед и грек От зависти икал. Но был, и присно, и вовек, Всегда наш дом – Байкал!
Припев: Вечно славный Байкал С нами в радость и в горе. Выпьем полный бокал За священное море…
Автор Владимир Ерошин 17.04.2006 Предлагаю размещать здесь известные Вам песни о нашем Великом БАЙКАЛЕ :))
Не про Байкал, про Ангару есть. Кому как, а мне нравится, и слова, и музыка хорошие. Только точно-точно я их не помню. Может кто другой напишет — "навстречу утренней заре по Ангаре". А еще, эх! Знала я одну песню, а про Байкал сама куплет к ней присочинила. Но связалась она для меня с неприятным — и забыла... :-( Может и всплывет когда.
Над Ангарой встаёт рассвет, Лаская храмов купола. От куполов исходит свет, Зовёт на добрые дела. Зовёт подняться в высоту Над суетой текущих дней, Зовёт найти свою мечту, Чтоб в этой жизни стать сильней.
Течёт по улицам река, Вращая дел круговорот, То молчалива, то звонка, За часом час, за годом год, И ты идёшь, один из них, Сверяя с сердцем каждый шаг, Не забывая, ни на миг, О том, что есть она душа.
Ровней асфальт чужих столиц, Проспектов стройных краше строй. Нигде родней не встретишь лиц, Чем над хрустальной Ангарой. От куполов исходит свет, И свет восходит от реки. Дай Бог, Вам, долгих добрых лет, мои родные земляки.
Порой с утра густой туман Скрывает истины с пути. Нам в жизни дар был свыше дан, И, значит, следует идти. Забыв усталость и покой, Идти верша свои дела, Пока сияют над рекой иркутских храмов купола...
Мой Байкал Я снова пригоршнями пью святую воду. Спасибо за добро, седой Байкал. Волна играет танцем хороводным В кругу друзей своих, прибрежных скал. То гладью радуешь с небесным отражением, То вдруг вскипаешь пенистой волной. Легендам и сказаньям в подтверждение Ты жертвы принимаешь глубиной. И затихаешь, будто грозным не был, У матери-земли ребенком на руках И медленно, как на закате небо, Темнеешь в угасающих лучах. Байкал, поведай сказкой или былью, Откуда здесь стоит Шаман-гора. Три сотни слуг тебя водой поили, Чтобы не знала жажды Ангара. Все ценности-богатства из столетий, Все, кроме памяти, в единое возьми. Его особой красотою Бог отметил, Он самый дорогой алмаз Земли. Пока есть жизнь, надежда не остынет, Планету нашу, знаю наперед, Захочет солнце превратить в пустыню — Байкал не даст, напоит и спасет. Кто память не сберег — забытым вижу, Кто сохранил — при жизни вечным стал. Потомки, вас я заклинаю трижды, Любите и храните мой Байкал. (Изислав Анатольевич Лившиц — заслуженный врач России, профессиональный врач центра народной медицины в г. Иркутске)
Я тоже пару знаю, но больше к современных относится. Во-первых забыли "Иркутский вальс" Андрея Яковлева:
Допито вино, краткий миг расставанья, И вот уж дорога, как стрелка легла, Но нету такого пока расстоянья, Чтоб не было силы вернуться сюда.
Заморский купец пел про дальние страны, Где валом курчавым ерошит суда, Но было бы просто, как минимум, странным, И там побывав, не вернуться сюда.
В надеждах и спорах мое поколенье За новое время теряло года, Но нету такого в стране положенья, Чтоб не было смысла вернуться сюда.
Я к вам прикипел — переулки и скверы, Речной мой трамвайчик неси Ангара, И нету, надеюсь, такой в жизни скверны, Чтоб не было можно вернуться сюда.
и еще одна песня, но эта старая и кроме свой мамы ни разу не встречала человека, который бы ее знал. Автор — красноярский поэт, но имени не знаю. Начинается так:
Это сказка, но это было, Помню я как седой Байкал, Лез на берег и с диким пылом Раскаленный песок лакал, А когда над пучиной зыбкой Загорелся звездой маяк, Приплыла золотая рыбка, Радость сказочная моя. ну и т.д. если нужно приведу полный текст (как он мне известен) И еще просьба: люди, кто знает аккорды к вышеприведенным песням -выкладывайте вместе с текстом!
Так может, завести на сайте в разделе "файлы" "музыкальную шкатулку" с mp-3 файлами (туристические песни о Саянах, Хамар-Дабане, Байкале... Конечно, с разрешения авторов).
Позвольте и мне внести свою лепту в воспевание родных мест на озере Байкал и его окрестностей.Предлагаю Вашему вниманию две своих песни.
Степь ольхонская
Степь ольхонская, степь бесплодная. Ветер валит засохший ковыль. Степь колышется, легко дышится. И столбом за автобусом пыль. Степь колышется, легко дышится. И столбом за автобусом пыль.
Горы голые, хребты острые, Словно пики былинных солдат. Здесь давно уже, много тысяч лет, На охране Байкала стоят. Здесь давно уже, много тысяч лет, На охране Байкала стоят.
Чистота у Байкала хрустальная, Даже лёд, что тебе изумруд. Глубина, да и та уникальная, Чтоб измерить её тяжкий труд. Глубина, да и та уникальная. Чтоб измерить её тяжкий труд.
А какие уж ветры здесь буйные, Все седому Байкалу подстать. Как рассердится, да погонит вал. Из-за волн берегов не видать. Как рассердится да погонит вал, Из-за волн берегов не видать.
Где бы ни был я, не скитался где, Тянет в этот заброшенный край. Это милая моя родина, Для души и для сердца здесь Рай. Это милая моя родина, Для души и для сердца здесь Рай.
Ароматы трав, полевых цветов, Будоражат, волнуют мне кровь. Почему же я далеко живу, Коль имею такую любовь. Почему же я далеко живу, Коль имею такую любовь.
Красоту мне твою море-озеро Никогда, ни за что не забыть. Приезжаю я лишь на мгновение, Ну, а здесь, было, надо бы жить. Приезжаю я лишь на мгновение, Ну, а здесь, было, надо бы жить.
Степь ольхонская, степь бесплодная. Ветер валит засохший ковыль. Степь колышется, легко дышится. И столбом за автобусом пыль. Степь колышется, легко дышится. Пусть столбом за автобусом пыль.
Сергей Кретов Хужир-Потсдам, июнь2005-август2006 года.
Посёлок у моря
Посёлок у моря, что озером звать, Скажу я вам, мне, очень дорог. Там детство моё незаметно прошло, А жизненный путь уже долог. А жизненный путь уже долог.
Посёлок у моря...
Баюкали в детстве Байкала ветра, Гудели в мороз проводами, Как это уже далеко всё ушло И многих друзей нет уж с нами. И многих родных нет уж с нами.
Посёлок у моря...
Зимой на Байкале рыбалка, коньки, Друзья мои, если б вы знали. А лёд изумрудный и бездна в низу. Вы б ужас тогда испытали. Вы б ужас тогда испытали.
Посёлок у моря...
А лето наступит, другая пора, Опять же соблазнов не мало. Купаться идти и весь день загорать, Да так, что и дня не хватало. Да так, что и дня не хватало.
Посёлок у моря...
На пирсе Хужира весь день суета, Здесь пахнет и рыбой, и тиной. Для нас, пацанов, лучше запахов нет, Для взрослых же стало рутиной. Для взрослых же стало рутиной.
Посёлок у моря...
Мы счастливы были, когда рыбаки, Дают на уху всем нам рыбу. Домой, как на крыльях, с добычей спешишь И тащишь мешок ты, как глыбу. И тащишь мешок ты, как глыбу.
Посёлок у моря...
Снуют катера и баркасы вокруг, Работы всем взрослым хватало. Ловили же омуль по — многу тогда, Ещё оставалось не мало. Ещё оставалось не мало.
Посёлок у моря...
Потом, же, построили первую ГЭС, За ней вырастает другая. И в нашем посёлке вдруг жизнь замерла, Теперь уж картина иная. Теперь уж картина иная.
Посёлок у моря...
Байкал оскудел вдруг запасами рыб. О! Господи, что натворили! Байкал-целлюлоза ведь не совместим, Об этом ведь все говорили. Об этом ведь все говорили.
Посёлок у моря...
И вот перестройка, разрушили всё, Последнее чем мы гордились. Прошло это всё безнаказанно нам, Что сами потом удивились. Что сами потом удивились
Посёлок у моря...
Теперь на Байкале растут, как грибы, Дворцы, терема расписные, А местные жители все в нищете, Влачат свои дни трудовые. Влачат свои дни трудовые.
Посёлок у моря...
Назад не вернётся уже никогда, Далёкое, славное время. Груз прожитых лет за спиною висит, Как очень тяжёлое бремя. Как очень тяжёлое бремя.
Посёлок у моря...
Приеду, я в гости, сюда иногда И здесь не могу надышаться. Тоскую по родине где-то в дали, А надо бы было остаться. А надо бы было остаться.
Хамар-Дабан Забудь про все, забудь про все, Ты не поэт, не новосел, Ты просто парень из тайги - Один винчестер, две ноги. Тайга вокруг, тайга — закон. Открыта банка тесаком, А под ногами сквозь туман Хрустит хребет Хамар-Дабан.
И жизнь легка — под рюкзаком Шагай, не думай ни о ком, И нету славы впереди, А впереди одни дожди. За перевалом умер день, За перевалом нет людей, И вроде нет на свете стран, Где нет хребта Хамар-Дабан.
В мешочек сердца положи Не что-нибудь, а эту жизнь, Ведь будут тысячи столиц Перед тобою падать ниц, И будут тысячи побед, А снится все-таки тебе Одно и то же: сквозь туман Хрустит хребет Хамар-Дабан.
Ю.Визбор 1962
Не совсем про Байкал или совсем не про Байкал, но ... Слышал такой вариант истории создания песни. Сам Визбор никогда не был на Хамар-Дабане. По каким-то своим делам летел на самолёте и кто-то сказал, что сейчас под самолётом лежит хребет Хамар-Дабан. Звучание названия места — "Хамар-Дабар" — было таково, что тут же появились стихи, немного "героико-романтическо-ковбойские" — "один винчестер, две ноги" — "открыта банка тесаком", но удивительно то, что, ни разу не ступив на Хамар-Дабан, он чутьём, которое свойственно по-настоящему талантливым людям, передал настроение, которое и сейчас заставляет вспоминать эту песню. "А под ногами сквозь туман Хрустит хребет Хамар-Дабан"
Мы по Байкалу-озеру идём на пароходе С утра не пьяны, вроде бы, а кругом голова. От матушки-природы все ноздри в кислороде И пенится за дизелем шипучая вода.
И Дюма улыбается – всё по разряду высшему. В пластмассовый стаканчик плескаем коньяку (давай-давай) Без спроса лезут в душу красоты от Всевышнего И хлебный мякиш чайки хватают на лету. И хлебный мякиш чайки хватают на лету.
Припев: А на горах Саянах белый, белый, белый снег. И глубина 2000 под волнами, А в небе над Байкалом расстояний нет – Сплошной озон висит над головами. А в небе, там и вовсе, расстояний нет – Сплошной озон висит над головами.
А вечером в Макао для пацанов мы жахнем: Споём, конечно, "Времечко", "Друзей" и "Гололёд" И будет этой ночью всему Иркутску жарко, Когда его босота по кругу в пляс пойдёт. Иркутская босота по кругу в пляс пойдёт.
Припев.
Делай, Женя, вещи! Пошла вода в Иркутск! Опа-на, тополя!
А по утру умчимся в столицу самолётом - Где грудь в районе сердца от суеты щемит, Где прочь от шумных улиц и слякотной погоды Байкал к себе поманит сильнее, чем магнит. Байкал к себе поманит сильнее, чем магнит.
И. Фефелов: Если Саянами считать Тункинские гольцы - то с Хамар-Дабана видать и их, и Байкал.
Жека, с Дюминым на пару, не с Хамар-Дабана, а с какого-нибудь Ярославца Саяны умудрились разглядеть. Собственно, чему удивляться? с пьяных глаз и не такое примерещится:(
Турист, надеюсь вы не автотурист? На бережку Байкала свой любимый шансон не слушаете?
Надежда Степанцова: Турист, Саяны-то с Байкала не видать :-) Если только Хамар считать Саянами;-)
А я то причём?
Евгений Рензин: И. Фефелов: Если Саянами считать Тункинские гольцы - то с Хамар-Дабана видать и их, и Байкал. Жека, с Дюминым на пару, не с Хамар-Дабана, а с какого-нибудь Ярославца Саяны умудрились разглядеть. Собственно, чему удивляться? с пьяных глаз и не такое примерещится:(Турист, надеюсь вы не автотурист? На бережку Байкала свой любимый шансон не слушаете?
Тема: Прочее. ПЕСНИ о БАЙКАЛЕ, это песня о Байкале, или нет? Если не подходит по морально этическим нормам этого сайта, то вы как модератор можете корректировать, а зачем на личности переходить.......... :-)
Typucm: Если не подходит по морально этическим нормам этого сайта, то вы как модератор можете корректировать...
Да вроде я не как модератор к вам обратился. У меня, как у модератора, вообще к вам претензий нет:)
Typucm: а зачем на личности переходить.......... :-)
Извините:) У меня под окном вчера ночью какие-то уроды музыку врубали, сигналили, орали и т.п. Очень хотелось кого-нибудь убить. Ну и вспомнились поездки на Малое море. Которое с некоторых пор я терпеть не могу. В т.ч. благодаря шансону.
Zooly: и еще одна песня, но эта старая и кроме свой мамы ни разу не встречала человека, который бы ее знал. Автор - красноярский поэт, но имени не знаю. Начинается так:Это сказка, но это было, Помню я как седой Байкал,Лез на берег и с диким пыломРаскаленный песок лакал,А когда над пучиной зыбкой Загорелся звездой маяк,Приплыла золотая рыбка,Радость сказочная моя.ну и т.д. если нужно приведу полный текст (как он мне известен)И еще просьба: люди, кто знает аккорды к вышеприведенным песням -выкладывайте вместе с текстом!
Здравствуйте! Автор песни "Золотая рыбка", насколько я знаю, известный Иркутский поэт Петр Иванович Реутский (1927-2004 г.г.), друг А.Вампилова, М.Сергеева, В.Распутина, Е.Евтушенко. Человек с очень интересной судьбой. Если Вам интересно, то в Иркутске сейчас проживает его дочь — поэтесса и композитор Ольга Горбовская. Мы можете найти ее координаты через Иркутский Союз писателей.
Песня из к/ф "Жестокость" 1959 г. "Отшумели и дождь, и метелица, Отгремела лихая пора. Но по-прежнему в памяти сердца В белой пене ревёт Ангара. Но по-прежнему в памяти сердца В белой пене ревёт Ангара.
Я бы взял тебя за руку нежную, Эту нежность навек сберегу. Покажу тебе всю безбрежную Удивительной силы тайгу. Покажу тебе всю безбрежную Удивительной силы тайгу.
Здесь мы жили, мужали, мечтали, Хвойный ветер вдыхали до слёз, Здесь тропинки в тайге пробивали В сумасшедший сибирский мороз. Здесь тропинки в тайге пробивали В сумасшедший сибирский мороз."
"Нам надоело пить вино Ходить на танцы и в кино Нам надоел Бродвей и ресторан Перевалив через Урал Прощай, Европа, я удрал В далекую страну Хамар-дабан
Геолог там давно не был, Ученый мир совсем забыл Про дикую страну Хамар-дабан В ущельях там сам черт застрянет, А если там вдруг буря грянет Укроет от грозы Хамар-дабан.
И вот уже недели две Идем по девственной тропе Сожрали все, что было в рюкзаках И воздухом, сырой водой, Грибами, мохом и травой Досыта нас кормил Хамар-дабан.
Но вот в ночи раздался вой О, мама, я хочу домой От крика закружилась голова Скелет дрожжал, мертвец пищал А, призрак «ча-ча» отбивал И глухо простонал Хамар-дабан.
Три дня катились мы назад Пусть будет проклят этот тракт Фанатикам жизнь тоже дорога Последний раз окинув взоры Прощай, тайга, прощайте горы Прощай, сказали мы, Хамар-дабан...."
В кольчугу сна закуталися скалы, Em | Em/G | Am | Am/C Что дремлют величаво над Байкалом. D7 | D7/F# | G И кажется, что сон их вековечен. Am | Am/F# | H7 Но в очертаньях всех вершин и склонов Em | Em/G | Am | Am/C Ввысь к небу дерзновенно устремленных H7 | C Мне чудится иное, человечье. Am | H7 | Em
Когда-то, измеряя мира дали Сюда, на берег моря дошагали Титаны, что Олимпу не согнулись. Сплетясь руками, встав живой стеною, Своим тяжелым монолитным строем Они Байкал закрыми и уснули.
Безжалостное время ликовало, Столетий груз на них напластовало, Одело в камень, присогнуло плечи. И в этом летаргическом покое, Свод неба подпирая головою, На страже здесь они прибудут вечно.
Но каждый раз, когда настанет вечер, Они пытаются расправить плечи, Да тяжек груз, ушла былая сила В доспехи каменные море бьется, Баюкает, а может и смеется Над тем, что время хитрое сломило.
Богатыри, я всей душою с вами, С борьбою несклоненными главами Я очарован дикой красотою. И если вдруг на сердце грустно стало, Вернусь я снова на берег Байкала, Чтоб унести частицу непокоя.
Пролетают годы- никуда не деться, Но ведет нас память в озорное детство. Брызги стёкол в рамах, синяки, мальчишки Не волнуйся, мама, я свалился с крыши. Стали шире плечи, стала низкой парта И зовёт куда-то голубая карта: Ангара и Кама, Енисей и тундра. Не волнуйся, мама, я туда, где трудно. Дым костров таежных, да степные шири И глаза девчонки самой лучшей в мире. И ответ тот самый, что ночами снился: Не волнуйся, мама, я вчера женился. И опять дороги без конца и края, Мне ничто не в тягость- нам судьба такая. Пусть удобства мало, пусть погода вьюжна. Не волнуйся, мама, все идёт как нужно.
Бродяжу на Байкале на лодке много лет. Иногда делаются клипы. Тоже ищу песни про Байкал. Года два назад нашёл одну душевную песню нашего земляка Александра Ощепкова: Это озеро связано со мной: вот страничка с треком: http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/bardi/38872.html
Это Озеро.
Это озеро связано со мной: Ветер мыслей поднимает волну. Я пытаюсь удержать тишину, Чтоб увидеть отражение гор. Это странно — я не знал до сих пор — Это озеро связано со мной.
Это озеро связано со мной: Я сижу на берегу, словно бог, И мой взгляд, как небо, чист и глубок. И вода должна исполнить приказ, Подчиняя бег движению глаз — Это озеро связано со мной.
Это озеро связано со мной: Ветер стих, застыл в поклоне заре. Слабый отблеск заблудился в золе. Гладь воды качает контуры гор. Это странно — я не знал до сих пор - Это озеро связано со мной.
Да и поёт он её душевно. Ритм-то такой ломанный чуток. Но мне понравилось. Клип я ему показал в сети. Он одобрил, только вот фамилию его я по ошибке в титрах наврал :( Ну да он и это простил. Он давно уже не пишет, давно уже не в Иркутске живёт. Так вот... :)