Природа Байкала | Помогите пройти перевал
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Помогите пройти перевал
Станислав МарковЗдравствуйте.
На следующее лето наметили интересный маршрут в северной части Баргузинского хребта. Да вот незадача — посередине пути непреодолимой для нас преградой встал перевал категории 1Б, разделяющий долины рек Илокалуй и В. Акули. Единственная информация о нем в интернете — скан отчета, написанного первопроходцами в 78 году. Вот, что они пишут:
"Посреди перевального взлета крутизна 45-50 градусов и видны следы свежей осыпи. А вокруг старая слежавшаяся крупноглыбовая осыпь — хаос.
Принимаем решение начинать подъем от озера, траверсируя осыпь вплоть до перевального гребня. Подъем дается нелегко. Постоянно приходится перепрыгивать, а иногда и просто перелезать с камня на камень. Альпенштоки здесь только мешают. Склон крутизной до 45 градусов и на отдельных участках совсем не помешали бы вертикальные перила, но закрепить веревку просто не за что, настолько всё разрушено и ненадежно лежит. Обходимся гимнастической страховкой.
Длина взлета 350-400 метров. Относительная высота 150 метров. Перевальная седловина ярко выражена в гребне. Подъем занял 1 час 30 минут. Тура на перевале нет — значит мы проходим его первыми, решили назвать "имени 60-летия ВЛКСМ". Складываем тур и торжественно закладываем записку.
Просматриваем спуск. На южном склоне, немного более крутом, лежит мелкая и подвижная осыпь, местами зеленеют островки мха. Немного траверсируя склон, спускаемся метров на 10. Здесь находим надежный скальный клык. На нем двойной вспомогательной веревкой делаем петлю, а на ней уже закрепляем вертикальные перила. Поочередно спускаемся с самостраховкой прусиком на 60 метров. После спуска последнего участника сдергиваем веревки, оставляя на память о себе опорную петлю. Дальше склон уже немного выполаживается."

Видимо, без веревки пройти можно, но рисковано, а пользоваться мы ей не умеем. Очень хочется преодолеть перевал, иначе придется разворачиваться, и мы не увидим замечательной долины озёр Яныр-Амутис в верховьях Верхней Акули. Впрочем, исходя из описания, веревка нужна лишь для подстраховки, чтобы при спуске перенести на неё часть своего веса. Я так понял, что веревка цепляется за что-то прочно стоящее (скальный клык или просто большой камень), и спускаешься, придерживаясь за нее. Цепляется она как-то хитро, так, чтобы когда все спустятся, можно было сдернуть ее с помощью какой-то другой, более тонкой веревки, как бы расцепив ее крепление наверху. Что касается подъема, он, я так понял, идет по крупной осыпи, где можно обойтись без веревки, главное идти аккуратно и внимательно проверять камни на "живучесть". В этом хоть какой-то опыт есть.
Посоветуйте пожалуйста, как правильно провести спуск, какое нужно оборудование, и т.д. Так сказать, маленький ликбез. Заранее спасибо.
13.11.2009, 22:23:16 |
Вячеслав ПетухинСтанислав, я думаю, что не надо особо привязываться к этому описанию. Там все равно "что-то не так". Зачем на мелкой сыпухе страховка — не очень понятно. Лежать под углом больше чем 45-50 градусов мелкая сыпуха не должна.

Я бы вам посоветовал не столько выяснять детали описаний (хотя это тоже, конечно, важно), сколько самим подготовиться. С верёвкой поработать (правда, всё равно остаётся вопрос, стоит ли её потом с собой брать. Но если народу много и она не сильно увеличит общий вес, то, безусловно, стоит). Ну и на маршруте старайтесь постепенно увеличивать сложность. Можно сначала походить по сыпухам без рюкзаков, где-то может самую малость полазить (только в безопасных местах). Тогда вы уже сами сможете оценивать сложность препятствий и сами представлять, что легко и безопасно пройти, а что сложно или опасно.
Кстати, имейте в виду, что на таких вот примерно участках (хотя по такому описанию трудно судить) не столько сложно бывает пройти, сколько опасно. Камень, спущенный верхним участником, легко может попасть в нижнего. Вот, в частности, из-за этого верёвку и не используют — она существенно увеличивает камнеопасность.
13.11.2009, 23:47:10 |
Евгений РензинСуществует несколько способов сбросить перила. Самый простой и надёжный — на камень (надёжный!) навешивается петля (т.е. верёвочное кольцо). В петлю продёргивают основную верёвку. У этой верёвки связывают концы (чтобы правильно определить её середину), затем верёвку (теперь уже сдвоенную) сматывают в бухту и бросают вниз. Когда последний участник спускается, узел (связанные концы верёвки) распускают. За один из концов вытягивают всю верёвку. Петля сверху не снимается.
Петля необходима потому, что если навесить верёвку прямо на камень, то она с большой вероятностью застрянет при выдёргивании.

Другой способ, когда основную верёвку сбрасывают с помощью репика (тонкого шнура) применяется крайне редко и требует умения надёжно вязать довольно специфичный узел.

Если объяснил недостаточно доходчиво, уточняйте. Я отвечу:)
14.11.2009, 00:30:18 |
SoG

 Евгений Рензин:  У этой верёвки связывают концы (чтобы правильно определить её середину), затем верёвку (теперь уже сдвоенную) сматывают в бухту и бросают вниз. Когда последний участник спускается, узел (связанные концы верёвки) распускают. За один из концов вытягивают всю верёвку.



Из твоего описания следует, что в распоряжении имеется только одна веревка. Соответственно, участники спускаются по сдвоенной веревке без страховки. Это как-то неправильно.
Если у Вас одна веревка, то сбрасывают один конец сдвоенной веревки. Вторым страхуют (середина веревки, естественно, закреплена). Завязывать узел на конце (при наличии страховки) — спорная затея. Например веревка улетела не туда, куда надо. Начинаешь обратно вытягивать, а узел застревает. Хотя вязать узлы на конце перил, как правило, всегда заставляют на соревнованиях. Концы сдвоенной спусковой веревки блокируются перед спуском последнего участника, который спускается без страховки, по сдвоенной (со схватывающим или новомодными техническим приспособлениями).
06.12.2009, 21:25:08 |
Евгений Рензин

 Ильдар Г.: Из твоего описания следует, что в распоряжении имеется только одна веревка.

На таких маршрутах она как правило одна. Скажу больше, в такой маршрут таскать две верёвки было бы нецелесообразно. Я даже Стасу посоветовал (он мне на male писал) взять семёрку, а не десятку.

 Ильдар Г.: Завязывать узел на конце (при наличии страховки) - спорная затея. Например веревка улетела не туда, куда надо. Начинаешь обратно вытягивать, а узел застревает.

Обычно она улетает не то, чтобы не туда, а просто спутывается и падает в 10 метрах. Ни разу в такой ситуации назад её не вытягивали. Проходили эти 10 метров, распутывали, кидали дальше и продолжали спуск.

А про страховку это ты всё правильно написал. Вот только мне ни разу со страховкой не доводилось спускаться, вот я и забыл это описать.
06.12.2009, 23:41:40 |
Владимир Прадедов

 Станислав Марков: крутизна 45-50 градусов


Из интереса: попробуйте на улице с помощью досок (нескольких, рядом лежащих) выстроить этот наклон и пройти по нему. Сразу выяснится, насколько тот, кто писал, был близок к реальному наклону.
Поясню: в некоторых случаях наклон в 70-75 градусов "отбрасывает", то есть это практически стена, а по 50-55 градусному склону надо передвигаться с использованием рук, ведь есть ещё и рюкзак.
07.12.2009, 14:49:37 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную