Природа Байкала | Подскажите, где шла старая дорога от Иркутска до Слюдянки?
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Подскажите, где шла старая дорога от Иркутска до Слюдянки?
Муравьёв ИльяДобрый день!
Знаю, что многие завсегдатаи сайта интересуются историей Иркутска.
Кто знает, пожалуйста, подскажите, где шла старая дорога 18-19вв из Иркутска до Слюдянки? По современной автотрассе, или по берегу Иркута?
И ещё вопрос... весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти... хотя явно больше. Что там добывали?
07.04.2010, 02:43:42 |
Вячеслав ПетухинНет, конечно, не по Иркуту. По-моему, там же, где потом построили железную дорогу, то есть по Ангаре до Байкала, а потом по берегу Байкала.
07.04.2010, 07:29:46 |
Эраст БутаковХороший вопрос! Надо покопаться. Зимой — точно по льду вдоль Ангары и Байкала — иначе глупо не использовать такой прямой путь. А вот летом? Отлично, Илья, дал разминку для мозгов. (Извиняюсь, что на "ты", но, к сожалению, не вижу с кем разговариваю.)
07.04.2010, 09:10:06 |
WladimirКак я понимаю, тракт шёл от Иркутска долиной Иркута на Введенщину (там была первая станция ямщиков, 25 вёрст от города), затем — на Моты, а от Мотов через тайгу на станцию ямщиков Большеглубоковскую (сохранилась фотооткрытка этой станции http://www.ruscarts.ru/catalog?cat=2062), от неё — уже до Култука через Андреяновку
07.04.2010, 09:45:05 |
Евгений Рензин

 Муравьёв Илья: весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти... хотя явно больше. Что там добывали?

Я в том лесу не был, но, может быть, камни?
07.04.2010, 10:01:17 |
WladimirВот ещё материал о строительстве тракта от Иркутска до Байкала: http://www.child.baikal.ru/nasledniki/rus/ist1998.htm#1
07.04.2010, 10:04:14 |
И. Фефелов

 Вячеслав Петухин:  По-моему, там же, где потом построили железную дорогу, то есть по Ангаре до Байкала, а потом по берегу Байкала.


Нет, вдоль бывшей Кругобайкалки дороги не было, была только тропа.
07.04.2010, 10:33:34 |
Вячеслав ПетухинНо, по крайней мере, зимой ездили по Байкалу и летом была возможность плыть по Байкалу. Вот в Улан-Удэ (и далее, на восток), интересно, какой был основной вариант пути? Насколько часто добирались по воде?
07.04.2010, 12:59:42 |
Felix

 Вячеслав Петухин: Вот в Улан-Удэ (и далее, на восток), интересно, какой был основной вариант пути?

Подозреваю, что от Слюдянки могла быть и дорога тоже. По крайней мере вдоль берега там остатки дороги есть. Я даже фото показывал из района Выдрино
07.04.2010, 13:28:38 |
Вячеслав ПетухинДорога была, конечно. Мне вот интересно, как было лучше — ехать длинными дорогами по тайге, по юго-восточному берегу Байкала, или вплавь по Байкалу.
07.04.2010, 13:32:41 |
Дмитрий АндроновА мне интересна история купеческого тракта от кяхтинской пристани в Мысовой до Кяхты. Может кто там ходил? Вот тут немного есть:http://www.magicbaikal.ru/history/baikal-railway-3.htm .
07.04.2010, 15:44:53 |
Муравьёв Илья

 Евгений Рензин:    Муравьёв Илья:   весь лес на Синюшиной Горе перерыт какими-то карьерами.. им лет, ну не меньше 50-ти... хотя явно больше. Что там добывали? Я в том лесу не был, но, может быть, камни?



да, возможно песчанник брали, но всё же интересно подробнее узнать бы. Куда прийти, кого бы спросить можно??? :)

Читал про изыскания путей для КБЖД в конце 19-го века... они же, наверно, в первую очередь рассматривали существующие маршруты. Там описывались маршруты через ольхинское плато и долина Иркута, до каой-то горы... Опять же существовал уже два столетия Монгольский тракт(через Слюдянку). Зимой-то всё ясно, но 6месяцев им же надо было где-то по суше ехать...
07.04.2010, 17:36:03 |
И. Фефелов

 Вячеслав Петухин:  Дорога была, конечно. Мне вот интересно, как было лучше - ехать длинными дорогами по тайге, по юго-восточному берегу Байкала, или вплавь по Байкалу.


Когда была возможность вплавь — было однозначно лучше вплавь. Дорог из Иркутска на Кяхту было четыре — через Тункинскую долину и в трех местах через Хамар-Дабан, и все, прямо скажем, плохие. Только во второй половине 19-го века проложили тракт от Слюдянки по берегу Байкала к низовью Селенги, который уже был достаточно приличным.
Вот, в частности:
http://airikt.chat.ru/trakt/zab_dorogi.txt

По этому поводу в прошлом году слышал хороший доклад на чтениях памяти Дыбовского в Култукской школе — о всех этих перипетиях с прокладками чайных трактов...
07.04.2010, 18:10:46 |
Felix

 Дмитрий Андронов: А мне интересна история купеческого тракта от кяхтинской пристани в Мысовой до Кяхты. Может кто там ходил?

Если имеется ввиду дорога от Мысовой в сторону Гусиноозерска через хребет, то прмерно 30 км я по ней проезжал. Знаю людей кто и всю проезжал.
Местные ее иногда называют наркотрафиком :))
07.04.2010, 18:10:53 |
И. ФефеловТак называемый Удунгинский тракт.
07.04.2010, 18:21:02 |
Муравьёв Ильяспасибо всем за разъяснения и за ссылки. По дороге всё понятно теперь :)

Ещё вопрос. Есть такой пунк на карте — "дабаты"(нежилое) 51,58'20"C 104,21'10"B. Как видно на месте, по количеству фундаментов, селение было оч обширное. Возможно, это всего-лишь посёлок лесорубов середины прошлого века. Или же это была полноценная деревня???
07.04.2010, 18:48:55 |
Sergey D

 Муравьёв Илья: Или же это была полноценная деревня???

Клады ищите? ;) Лес там готовили, говорят что даже ЗК там работали.
07.04.2010, 19:03:54 |
Муравьёв Ильяну, и з\к, и японци пленные(чуть подальше). Просто интересна история мест, где бываешь....
07.04.2010, 19:09:48 |
Felix

 И. Фефелов: Так называемый Удунгинский тракт.

Местные так его почему то не называли. Летом уточню.
07.04.2010, 20:08:55 |
Wladimir

 Felix: Местные так его почему то не называли. Летом уточню


Можно проще — посмотреть на топокарту. Удунга — приток Темника, дорога от Мысовой в долину Селенги и проходит после перевала по этой речке
07.04.2010, 20:21:01 |
Felix

 Wladimir: Можно проще - посмотреть на топокарту. Удунга - приток Темника, дорога от Мысовой в долину Селенги и проходит после перевала по этой речке

Да я в курсе, просто вопрос как она (дорога) в жизни обзывается..
07.04.2010, 20:27:56 |
Вадим Ивушкин

 Муравьёв Илья: да, возможно песчанник брали, но всё же интересно подробнее узнать бы. Куда прийти, кого бы спросить можно??? :)

Хотелось бы уточнить о чем речь. На Синюшке — 2 лесных массива разделенных высоковольткой. И в каждом разного рода вмешательство. Есть и на склоне к Иркуту. Конкретно о чем речь уточните. А песчанник на Синюшке не добывали. По крайней мере до середины 90-х.
11.04.2010, 10:45:45 |
Муравьёв Илья

 Вадим Ивушкин:    Хотелось бы уточнить о чем речь. На Синюшке - 2 лесных массива разделенных высоковольткой.



речь о том, что за стадионом "Рекорд" — нижний сосновый лес... Так, собственно, за этим стадионом, со стороны Иркута весьма глубокий, и явно рукотворный карьер, на склонах которого деревья — лет по 60-80.... и от карьера идёт ров (с земляным отвалом) на Запад, пересекает лес и поворачивает на Юг, мимо санатория. Глубина рва — метров 5... Глубина карьера, ну где-то с пятиэтажный дом.
Ну, и если у Вам не сложно, то можно и про верхний лес(берёзовый) рассказать.... хотя там антропогенные вмешательства не так очевидны.
12.04.2010, 02:25:36 |
Борис ЧечетНа память — искать точно нет времени, хотя информация где-то в бумагах валяется — это выглядело так. Летом и зимой — с Б.Голоустного примерно на Посольск.В межсезонье возникали большие проблемы и, соответственно, искали варианты. Улан-Удэ — тогда Верхнеудинск — скорее был промежуточным пунктом. Важным была Кяхта, через которую велась основная торговля с Китаем. Но ведь была ещё и Тунка, и север озера Косогол (Хубсугул), к которым путь через БГолоустное совсем не логичен. Вдоль Ангары до истока и далее вдоль нынешнего КБЖД было невозможно даже и для тропы — прижимы. Гужевая дорога шла через Олхинское плато, примерно так же, как и нынешняя автотрасса: об этом есть много описаний в записках ВСОРГО (Восточно-Сибирское отделение Императорского географического общества), авторами которых являются Черский, Чекановский В.А.Обручев и другие. Для торговли искались пути черех Хама-Дабан: 1. Если не ощибаюсь,то ли с Мысовой, то ли по Снежной через Темник на Джиду (описан в одной их книг Обручева, но не только); 2. Старокомаринский тракт (С Култука по Малому Комару через Чёртовы ворота на Патомское нагорье и опять на Джиду; 3. Делались попытки разведать вариант левее (орографически) Зун-Мурина (вроде из Жемчуга) но без особых перспектив. В конце 19 века, когда начали строить ж.д., Олхинский вариант оказался сложнымиз-за высоты перевалов и слабости паровозной тяги. Если не ошибаюсь, рассматривался вариант ж.д. вдоль Иркута с выходом в районе Анчука а затем на Култук. Тунели всё равно были неизбежны, да и любим мы подвиги: бл сделан выбор КБЖД. А потом Иркутская ГЭС, да и мощность ждтранспорта сильно выросла, и была построена нынешняя ж.д.
12.04.2010, 22:57:49 |
Муравьёв Ильяhttp://info.irk.ru/kbrr/history/index.htm
13.04.2010, 01:54:00 |
И. Фефелов

 Борис Чечет:  то ли с Мысовой, то ли по Снежной


Также был вариант и через Мурино (не Зун, а перед Выдрино). Он даже в принципе использовался, но тоже непростой.
13.04.2010, 10:23:38 |
И. ФефеловСтатья в тему, очень интересная:
Об открытии и проложении путей кругом Байкала / А. Мордвинов // Зап. Сиб. отд. Имп. Рус. Геогр. о-ва .– 1856. – Кн. 2. – С. 101–144.
Скачать: http://www.geol.irk.ru/baikal/history/doc/7%20Mordvinov.pdf, 8 Мб (или на сайте НОЦ "Байкал" ИГУ, прямую ссылку не помню).
24.04.2010, 20:20:49 |
Sergey DВот нашел пару карт 19 века. На первой даже расстояние между почтовыми станциями указано.

20.05.2010, 01:11:27 |
И. ФефеловСергей, а первая что за карта? Она захватывает центр и запад области?
20.05.2010, 10:06:51 |
Sergey DОбе карты — Иркутская губерния, первая чуть постарше, по-моему 1820-1830 гг., вторая — 1870-х.
20.05.2010, 12:05:11 |
WladimirВ музее КБЖД в Порту Байкал есть карта олхинского плато 1904г. издания с нанесённой линией тракта от Иркутска до Култука. Совпадает с этими двумя картами.
20.05.2010, 13:39:15 |
Сергей Могу уточнить — первая карта из атласа 1826 года, вторая — 1871. Накачал таких в своё время.. ) На рабочем компе есть ссылка на интересный ресурс со старыми картами — завтра выложу. Сам пытался по этим картам вычислить маршрут тракта Култук — Кяхта.. )
20.05.2010, 19:11:36 |
Дмитрий БрянскийСуществует информация. что в период Халхингольского волнения решили направить танковую девизию для усиления линии. И так как танковая техника не проходила в тонелях кругобайкалки, то решено было прокладывать путь самостоятельно до Слюдянки . Ломились танки через лес. Знаю, что "Танковая дорога" выходила в районе п. Анчук и шла она по водоразделу примерно там же где сейчас трасса проходит.
03.09.2010, 00:28:50 |
И. ФефеловЯ тоже про эту "танковую дорогу" слышал. Правда, насчет времени вроде бы говорили иначе — вроде бы не до, а после войны дело было.
Вообше, по идее, танковая техника на ж/д платформах должна была вполне проходить в туннели что по ширине, что по высоте, тем более башни снимаются элементарно. Уж если лодки "Малютка" по КБЖД тогда провозили... А вот военно-инженерные машины — тут, да, возможно, некоторые очень широки. Ну, могли и в целях экономии времени — хотя для этого, чтоб действительно сэкономить время, нужно провести очень хорошую инженерно-изыскательскую предварительную разведку. Но мне кажется более верной версия, что такой бросок через горы был проведен в учебных целях.
03.09.2010, 09:25:59 |
Дмитрий СергеевОбсуждение продолжено в отдельной теме.
16.04.2012, 11:50:27 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную