Природа Байкала | Методика категорирования пешеходного маршрута
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Методика категорирования пешеходного маршрута
Марина Васильева (Красноштанова)Если формула подсчёта километража так актуальна, предлагаю продолжить её в другой теме, отвечу на все вопросы. В Регламенте, действительно, несведущему человеку с первого взгляда трудно сразу разобраться — что к чему...

Итак, у нас есть некий маршрут. Чтобы узнать его длину (а также, длину отдельно взятых его участков), мы берём курвиметр (либо нитку, либо линейку, либо глазомером, если позволяет опыт) — и прокручиваем весь путь СО ВСЕМИ ЕГО ИЗГИБАМИ (меадрами рек, поворотами тропы, радиальными заходами в интересующие места, разведками на соседние от пути перевалы и т.д.). Желательно, чтобы карта была как можно подробнее (не мельче 1:100000). Если есть крупнее, т.е. подробнее: 1:50000 — это очень здорово, но это редкость.

После прокрутки маршрута у Вас получилась некая цифра, например, 100км. Эту цифру мы умножаем на местный районный коэффициент. На Байкале он везде составляет 1,2 (коэффициент среднегорья).
Если шли по равнине: коэффициент 1,0 (например, по акватории Байкала)
Если шли по плоскогорью: коэффициент 1,1
Если шли по среднегорью: 1,2
По высокогорью: 1,3

В Регламенте указаны все районы России (что является — плоскогорьем, что — среднегорьем, что — высокогорьем), если не знаете — можно заглянуть.

Повторяю: все изгибы тропы, которые Вы запланировали на маршруте, Вы засчитываете в общий километраж (обходы заливов, повороты дорог и троп (например, Шумакская тропа имеет большой поворот перед подъёмом на 1-ю морену Шумакского перевала, и этот поворот на карте нанесён!)

Не входят в общий километраж только те накрученные Вами километры, где Вы сами плутали, ушли не туда, вернулись обратно, разведку делали в сторону пути, по которому пойдёте завтра, и т.д.

И ещё один момент: в случае, если Вы совершаете радиальное восхождение или экскурсию (радиально — значит туда и обратно одним и тем же путём, налегке) — в этом случае этот километраж засчитывается в общем ТОЛЬКО В ОДНУ СТОРОНУ. Несмотря на то, что обратный путь также занял время и силы.
22.04.2012, 08:40:34 |
Марина Васильева (Красноштанова)Коротко: линия пути в см на карте — умножить на масштаб карты (1, или 2, или 0,5) — умножить на районный коэффициент местности (1, или 1,1, или 1,2, или 1,3). Всё. И ничего лишнего.
22.04.2012, 08:51:11 |
И. ФефеловТак, понятно, спасибо!

А прописано ли в регламенте (прописано ли в регламенте) измерение длины маршрута не по карте, а по электронной карте/картооснове с помощью ГИС или ГИС-подобных средств, или с помощью GPS-навигатора? Полагаю, пока еще нет?
22.04.2012, 10:25:47 |
Марина Васильева (Красноштанова)Конечно, да! Если у Вас есть на маршруте GPS, то всё гораздо проще: его данные (длину пути) умножаем на районный коэффициент (1,2). Но работать с навигатором — тоже надо уметь, т.к., если Вы хотите, чтобы он зафиксировал все точки поворотов, его необходимо часто включать (на каждом повороте), иначе он Вам выдаст ровно прямёхонький путь, который не будет соответствовать действительно пройденному расстоянию.
22.04.2012, 11:05:10 |
И. ФефеловНет, собственно уточняю акцент вопроса.: это В РЕГЛАМЕНТЕ ПРОПИСАНО?

Навигатор, по большому счету, желательно не на каждом повороте включать, а держать включеным постоянно. (Если его включать на каждом повороте, он как раз-таки занизит длину пути, и причем тоже где-то в пределах тех же десятков процентов, что и дает горный коэффициент. Экспериментировал в этом плане — у меня получалось порядка 10 процентов.) Но тут, само собой, встает проблема батареек...
22.04.2012, 11:17:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)Всё правильно, в длительном маршруте просто невозможно держать навигатор всё время включенным!
Акцент Вашего вопроса поняла, с уверенностью ответить не могу (т.к. изменения в Регламент вносятся каждые 4 года, а у меня нет в данный момент свеженького варианта 2012). Знаю, что этот вопрос поднимали на Совете ещё в 2008, и все последние отчёты прилагают информацию не только длины пути, но и обязательные реперы ключевых точек маршрута. Особенно, если у Вас первопрохождение маршрута, перевала, вершины — то без репера Ваш отчёт и рассматривать серьёзно не будут.
Загляните сами в регламент 2008 (на моей странице среди файлов), поищите.
22.04.2012, 11:27:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)Добавлю: начиная с 2006 года, все первопроходные маршруты должны быть с приложением реперных точек. Я не знаю, где эта информация прописана документально, но лично мои маршруты подавались на Чемпионаты с реперами, так требовали в ГСК (главной судейской коллегии). В случае, если в отчёте нет реперов, то маршрут вылетает из призёров — 99% вероятности.
22.04.2012, 11:32:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)И. Фефелов: Если идешь по ровной дороге, ровно (это не повтор предыдущего словосочетания, а речь о другом) и безо всяких остановок, то те же 5 км/ч и выйдут, но если расклад хоть немного другой, то пройденное расстояние раза в полтора-два снизится...
___________________________

Чтобы исключить все остановки в пути, и посчитать точную скорость движения, необходимо вести дневник на маршруте и высчитывать ЧХВД (чистое ходовое время движения). Загляните в мой файл "Пик Пильмана и кольцо на перевалы Ясные" — там приведены таблицы скорости движения, пройденного пути и затраченного времени.

Если всё это делать тщательно и чётко, то никаких "лишних" накруток и придуманных дополнительных коэффициентов не будет.
22.04.2012, 11:44:33 |
И. ФефеловСпасибо, посмотрю.

Исключать остановки как раз-таки в некотором смысле не надо, а, наоборот, их надо "включать" — в практическом плане ведь нас интересует в первую очередь фактическая итоговая скорость движения (= столько-то км пройдено за ходовой день в N часов), а не собственная скорость движения во время прохождения отдельных участков.
22.04.2012, 11:56:38 |
Марина Васильева (Красноштанова)Так вот, в отчёте и должно быть всё чётко отражено: и длина пути, и ЧХВД, и реальное время прохождения с остановками...
Я извиняюсь, но файл что-то не хочет загружаться. Я обязательно постараюсь его загнать, подождёте? Этот файл и другие люди спрашивали, поэтому я буду пробовать, раз уж пообещала... :-)
22.04.2012, 11:59:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я поняла в чём дело: фото в файле, поэтому файл тяжёлый. Сейчас продублирую файл без фото (один текст). С фото — долго возиться, я сейчас уезжаю, сделаю это позднее, (возможно, завтра на работе).
22.04.2012, 12:14:17 |
И. ФефеловДа, конечно, в файл лучше вставлять уменьшенные фото.
22.04.2012, 12:15:07 |
Марина Васильева (Красноштанова)Нет, не получилось. Завтра попробую, сейчас уже опаздываю, бегу. Загляните тогда в файл "Пособие по составлению отчётов...", возможно, в нём Вы найдёте ответы на многие Ваши вопросы. А я в свою очередь обещаю вернуться к своим файлам и выложу их позднее.
22.04.2012, 12:36:34 |
Вячеслав Петухин

 И. Фефелов: Навигатор, по большому счету, желательно не на каждом повороте включать, а держать включеным постоянно. (Если его включать на каждом повороте, он как раз-таки занизит длину пути, и причем тоже где-то в пределах тех же десятков процентов, что и дает горный коэффициент.

Но тут надо учитывать, что кроме занижения за счёт спрямления, которое исчезает, если держать GPS всё время включённым, есть ещё завышение за счёт ошибок. И порой эти ошибки очень существенны. Не говоря уже о явных "прыжках" (у меня как-то был такой "прыжок" на сотни километров — но это очень редко), при нестабильной видимости спутников постоянно бывают ошибки в десятки метров. И они делают трек "зубчатым", что может удлинить его очень значительно. По-видимому, степень ошибок может зависеть и от модели навигатора, но в любом случае сама проблема останется всегда.
22.04.2012, 15:02:48 |
И. ФефеловВидимо, так и есть. Помнится, как-то уже упоминал, что однажды в дельте Селенги мы получили точку, широта которой была точной, а вот долгота была отнесена на 5 км в сторону.
22.04.2012, 15:19:41 |
Андрей Зарубин

 Вячеслав Петухин: Но тут надо учитывать, что кроме занижения за счёт спрямления, которое исчезает, если держать GPS всё время включённым, есть ещё завышение за счёт ошибок. И порой эти ошибки очень существенны.


Бывает в доме включеный GPS продолжает "идти", отсчитывать "пройденный путь" лежа на столе. За час может набежать несколько десятков метров. На открытой местности мой навигатор довольно уверенно фиксирует остановки. Где-то в густом лесу и глубоких ущельях видимо тоже могут быть ошибки с километражом, можно накрутить лишнего за счет скачков координат. Но все же, считаю, прибор точнее, чем пальцем по карте, определяет расстояние.

Пример из прошлогоднего похода. Два дня поднимались по речке. Мои попутчики удивлялись — два дня подряд проходим одинаковое расстояние, а по карте заметная разница(второй день по карте получилось меньше). Пройденное расстояние измеряли постоянно включеным навигатором. Пока речка была более менее большая, измерение по карте было ближе к истине, потом река стала меньше, повороты уже не отражались на карте, расхождение между картой и показаниями навигатора существенно увеличились. Собственно это и без навигатора было ясно, из практики прошлых походов — чем меньше река, тем больше ошибка в измерении расстояний по карте, необходим поправочный коэффициент. К-т применяем не тупо на всю реку(и уж тем более район), а по участкам, там, где река проходит хребты, к-т меньше, близкий к 1.0, если начались болота, расстояние надо умножать на 2-3, не ошибешься. Движение по суше более прямое, там такой большй к-т не применяем, подойдет 1,1-1,3.

Поправочный коэффициент мне нужен для планирования переходов, а не для отчетов, потому нет никакой корысти накручивать километры искусственно.

22.04.2012, 20:39:21 |
Александр Ермаковесть такой документ: "Русский турист
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ В РОССИИ"
из него:
1.9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная,
ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность
может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с
указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или
ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по
карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Кому интересен процесс методики категорирования маршрутов — в нем все подробно написано.
Да, Марина, я прошу прощения, там по карте в 1 см — 1 км., но это видимо по современным :) а вот когда ходил в спортивные походы, то просто карт такого масштаба в пользовании просто небыло
22.04.2012, 22:16:53 |
Марина Васильева (Красноштанова)Александр, сейчас этим документом ("Русский турист", выпущен последний раз в 1996 году) уже давно не пользуются, он устарел. С 2000 года аналогичный документ называется Регламент, или "Правила соревнований по группе дисциплин МАРШРУТ вида спорта спортивный туризм".
Суть документа та же, но каждые 4 года он претерпевает небольшие изменения, вплоть до нормативов того или иного вида туризма.
Если есть желание, загляните ко мне на страницу в раздел "Файлы", Вы его там найдёте, но это вариант 2008 года, а 2012 у меня пока нет.

22.04.2012, 23:09:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)Андрей Зарубин: если начались болота, расстояние надо умножать на 2-3, не ошибешься.
___________________
Это неверно. По Вашей логике получается, что Вы по болоту ходите туда-обратно и ещё раз туда (в 3 раза увеличим каждый отрезок). :-)
Время, затраченное на преодоление болота, не увеличивает его расстояние. Вы можете идти по болоту со скоростью 0,3км/ч, но за час вы пройдёте ровно 300м, и никак не больше. Если будете ходить зигзагами — пройдёте 360-380м, это как раз коэффициент 1,2-1,3, но уж никак не в 2-3 раза больше.

Если мне необходимо измерить абсолютно ТОЧНОЕ РАССТОЯНИЕ на каком-либо отрезке пути, я измеряю его парами шагов. (До 2-3 км это сделать легко, зная длину своего шага). Могу научить, если кому-то нужно.

О GPS. Это вещь, конечно, хорошая, и я ей пользуюсь в сложных походах, но голова человека — более точный прибор. У меня был случай на Шапшале, когда возвращались с горы в пургу по навигатору и по компасу одновременно. Сторонники навигатора рассорились со сторонниками компаса, потому что не совпадали точки БЛ. Так вот вышли в базовый лагерь абсолютно точно именно по компасу, взяв обычный азимут, а GPS показывал точку на 500м в сторону. Почему? Так никто и не понял... Потом больше такого не было. Но факт остаётся фактом: человеческий мозг выше техники. Надо в совершенстве владеть и компасом, и навигатором.
22.04.2012, 23:22:50 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Но факт остаётся фактом: человеческий мозг выше техники.

На самом деле это факт в минус "человеческому мозгу". Так как говорит о неумении пользоваться навигатором (но умении пользоваться компасом). Только и всего.
22.04.2012, 23:54:46 |
Марина Васильева (Красноштанова)Так умели пользоваться навигатором тоже... :-)
22.04.2012, 23:56:47 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Так умели пользоваться навигатором тоже... :-)

Умение нажимать на кнопочки (или вешать прибор на шнурочке на шею ), но при этом получать неверный результат — это ещё вовсе не умение пользоваться прибором.
22.04.2012, 23:59:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав, но ведь ни до, ни после этого, таких казусов больше не было ни с кем из нас. Можно, конечно, допустить, что точку БЛ загнали неверно (не я этим занималась тогда), но честно говоря, я не понимаю — как это могло случиться...
Да, наверное, с компасом мне легче дружить, чем с навигатором... :-)
Хотя пользуюсь и тем, и другим.
23.04.2012, 00:07:01 |
Вячеслав ПетухинМне тем более сложно судить, из-за чего это было. Да, конечно, здесь причин может быть больше, чем с компасом (где две основные — либо стрелка реагирует на железо, либо она просто заедает), но суть та же — GPS обеспечивает точность намного больше 500 метров, а если такая ошибка получилась — значит неправильно пользовались. Бывает, конечно, что просто нет устойчивой связи (но здесь, раз полагались на GPS и даже спорили, значит было не так). Наиболее вероятно, что в момент установки точки GPS ещё не успел точно привязаться к местности. Другие ошибки уже слишком специфичны...
23.04.2012, 00:20:24 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав Петухин: Наиболее вероятно, что в момент установки точки GPS ещё не успел точно привязаться к местности.
_____________________
Да, скорее всего, именно так и было. Но когда мы вышли с помощью компаса по азимуту чётко к палаткам, готовы были петь компасу хвалебные оды! Не выжили бы, наверное, тогда, если б не нашли палаток. Ветрище был страшенный...
23.04.2012, 01:07:05 |
И. ФефеловЯ тут чуть ли не на предыдущей странице уже писал про точку, которая уехала на 5 км в сторону, но только по долготе. Скорее всего спутники как-то так выстроились. Точность определения при этом он показывал вполне приемлемую.
23.04.2012, 09:52:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)Марина Васильева (Красноштанова): Чтобы исключить все остановки в пути, и посчитать точную скорость движения, необходимо вести дневник на маршруте и высчитывать ЧХВД (чистое ходовое время движения). Загляните в мой файл "Пик Пильмана и кольцо на перевалы Ясные" — там приведены таблицы скорости движения, пройденного пути и затраченного времени.

Если всё это делать тщательно и чётко, то никаких "лишних" накруток и придуманных дополнительных коэффициентов не будет.
_________________________
Добавляю: на моей странице появился файл с вырезкой из отчёта. Кому интересно — посмотрите таблицы с расчётами ЧХВД (чистое ходовое время дня), километражом и скоростью передвижения в зависимости от рельефа местности. Таблицы составляются на каждый день.
23.04.2012, 17:00:34 |
Андрей Зарубин

 Марина Васильева (Красноштанова): Это неверно. По Вашей логике получается, что Вы по болоту ходите туда-обратно и ещё раз туда (в 3 раза увеличим каждый отрезок). :-)
Время, затраченное на преодоление болота, не увеличивает его расстояние. Вы можете идти по болоту со скоростью 0,3км/ч, но за час вы пройдёте ровно 300м, и никак не больше. Если будете ходить зигзагами - пройдёте 360-380м, это как раз коэффициент 1,2-1,3, но уж никак не в 2-3 раза больше.



Марина, Вы меня видимо не поняли, я говорил про движение по реке(сплав на лодке, байдарке) которая течет по болотистой местности. Речки в таких местах сильно петляют. Скорость по реке может быть вполне приличной(!) — 4-5 км/час, но по карте двигаемся очень медленно, потому как крутимся на месте, можно ехать пол дня участок, который пешком можно пройти за 20 минут, если срезать все петли(меандры). Но, срезать петли мы на лодке не можем и списать "лишние" километры тоже не можем, потому как реально их проходим, тратим время и силы, вот о чем хотел сказать.

Коэффициент 2-3 это средний, на отдельных участках может быть и больше. На этом снимке видно как промыло перемычку на излучине речки, напрямую всего несколько метров, вокруг по петле почти пол километра. Просчитать по карте 1:100 000 точную длину этой петли будет затруднительно, а по карте 1:200 000 невозможно, потому как такие изгибы реки там не видны. Что делать, как считать?
23.04.2012, 19:40:17 |
Андрей Зарубин

 И. Фефелов: Я тут чуть ли не на предыдущей странице уже писал про точку, которая уехала на 5 км в сторону, но только по долготе. Скорее всего спутники как-то так выстроились. Точность определения при этом он показывал вполне приемлемую.


На сколько знаю в программу спутников GPS заложено периодически сдвигать координаты, причем иногда они совпадают с реальными, видимо чтобы совсем запутать потенциальных диверсантов.
23.04.2012, 19:50:51 |
Марина Васильева (Красноштанова)Андрей Зарубин: Просчитать по карте 1:100 000 точную длину этой петли будет затруднительно, а по карте 1:200 000 невозможно, потому как такие изгибы реки там не видны. Что делать, как считать?
______________
А что затруднительного просчитать на карте 1:100000 все повороты реки? Курвиметр для этого и создан.
А у пешеходников и горников есть ещё такая "мода" — делать схемы отдельных участков (со сложным ориентированием, с сильно пересеченным рельефом, с множеством поворотов). Эти схемы, кроки, планы, дорисовывают недостатки карты, прилагаются к отчёту. Думаю, и у водников есть такие вещи (лоции). Если они приложены к отчёту и обосновывают добавленный километраж, не увиденный на простой карте 1:100000, то он будет обязательно засчитан и МКК и ГСК.
Кстати, тема называется МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА, а не водного. У водников — я не знаю как это всё происходит. Почитайте в Регламенте.

Но, как бы там ни было, трудно представить маршрут (не важно — водный, пешеходный...), в котором по карте — 100км, а группа уверяет, что 300... Это вряд ли...
23.04.2012, 22:45:33 |
Андрей Зарубин

 Марина Васильева (Красноштанова): А что затруднительного просчитать на карте 1:100000 все повороты реки? Курвиметр для этого и создан.


С курвиметром знаком, скажу по секрету А попробуйте просчитать курвиметром по карте путь по таёжной речке, а потом пройти, и в итоге сравнить, будете удивлены. Масштаб карты километровки не позволяет точно просчитать все изгибы пути. Более менее подробные карты масштаба 1:50000, но они почти все служебного пользования, просто так их не получить.

Сейчас взял карту хорошо мне известной местности, масштаб 1:200000, подробнее не нашел. Прошел курвиметром по речке известный участок, получилось 8 км, накину щедро еще пару км на погрешность измерений, получим 10 км. В реальности же этот отрезок 20 км! Проходил много раз пешком и по воде, всё совпадает со средней скоростью, временем движения. Осенью прошел с навигатором, получил ровно 20,0 км. На карте километровке точность измерений будет выше, но всё же недостаточной для реальной оценки. Мне удивительно, что заслуженые мастера от туризма не обращают внимания на такие "мелочи".

 Марина Васильева (Красноштанова): Кстати, тема называется МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА, а не водного.


Пути пешеходные неисповедимы, может кому придет в голову пройти маршрут вдоль тихой речки. Должны же они представлять сколько им придется пройти.
24.04.2012, 12:48:36 |
И. Фефелов

 Андрей Зарубин: Пути пешеходные неисповедимы, может кому придет в голову пройти маршрут вдоль тихой речки.


Более того, зачастую тропа просто-напросто проходит по берегу такой речки, повторяя все ее изгибы, а спрямить нигде нельзя, везде болота, немного возвышается только прирусловой вал, по которому тропа и идет. Буквально месяц назад новосибирские коллеги как раз про такую речку в Барабе рассказывали. Изгибы мелкие, радиусом порядка 20-30 м, и поэтому на километровке большинство их не отображено, точнее, отображено слабой волнистостью, но на самом деле вся речка — как завитая шерстяная нитка. Как раз его и переспросил про расстояния, получил ответ: "по прямой от стационара до площадки 2 км, по километровке 2,3 км, а пешим ходом вдоль реки — 5 с небольшим км".
24.04.2012, 13:09:32 |
Марина Васильева (Красноштанова)Повторяю ещё раз для вас, Андрей, и для Вас, И. Фефелов (извините, не знаю имени). Я же уже писала, что для таких сложных мест и делаются схемы, кроки, планы, где туристы сами дорисовывают недостатки карты, прилагают к отчёту. Если они обоснованно доказывают увеличенный километраж, не читаемый на простой карте 1:100000, то он будет ОБЯЗАТЕЛЬНО засчитан и МКК, и ГСК!
________________________
Андрей, а вот это зачем пишете, чтобы поссориться?: Мне удивительно, что заслуженые мастера от туризма не обращают внимания на такие "мелочи".

Прошу, не надо передёргивать. Во-первых, я всегда обращаю внимание на такие НЕ МЕЛОЧИ. И никогда не буду ходить вдоль реки кругами и поворотами, если можно пройти вдали от берега напрямик. В каждом пути должна быть ЛОГИКА. Любой маршрут (не зависимо от вида — водный, лыжный, горный, пешеходный и т.д.) — красив тогда, когда логичен.
Во-вторых, я в этой теме пишу не лично о себе (на что я обращаю внимание, а на что — нет), а о МЕТОДИКЕ КАТЕГОРИРОВАНИЯ МАРШРУТА, которую не я составляла. Прошу отделять одно от другого и не мешать всё в кучу.
24.04.2012, 15:08:10 |
Есения

 Марина Васильева (Красноштанова)
и для Вас, И. Фефелов (извините, не знаю имени).


No comment.
24.04.2012, 16:55:54 |
Марина Васильева (Красноштанова)Извините, теперь знаю, Игорь :-)
24.04.2012, 17:07:50 |
Владимир Л.Марина, вы цитаты не копируйте во время обсуждения. Выделите нужную вам часть поста (реплики участников) и нажимайте опцию "цитировать" (она в виде галочки есть под каждой репликой)
24.04.2012, 18:07:56 |
Андрей Зарубин

 Марина Васильева (Красноштанова): Андрей, а вот это зачем пишете, чтобы поссориться?



Марина, ссора не мой метод :) только уже третий раз пишу об одном и том же, а меня читаете невнимательно... Вот хотел обратить внимание, Вы же не рядовой турист, а руководитель сложных походов, турклубом заведуете, должны разбираться во многих туристских тонкостях. Хотел выяснить вопрос про поправочные коэффициенты, привел пример-другой, и понимаю, что меня не понимают. Вот как здесь: "Во-первых, я всегда обращаю внимание на такие НЕ МЕЛОЧИ. И никогда не буду ходить вдоль реки кругами и поворотами, если можно пройти вдали от берега напрямик."

Как надо написать, чтобы Вы меня поняли? Пробую еще раз — ИДЁМ ПО РЕКЕ. Почему по реке, а не напрямик? Потому, что так хочу. Хочу: речку посмотреть, веслом погрести, рыбки половить, цапель-уточек увидеть, искупаться в конце концов... что я из этого получу, пойдя напрямик, с лодкой? Не вижу причины идти напрямик. Напрямик — только как аварийный сход с реки.

24.04.2012, 19:38:36 |
Константин Суханов

 Андрей Зарубин: Почему по реке, а не напрямик? Потому, что так хочу. Хочу: речку посмотреть, веслом погрести, рыбки половить, цапель-уточек увидеть, искупаться в конце концов...


Разговор на разных языках. Андрей, Вы забываете, что всё, о чём говорит Марина, приемлемо лишь для спортивного туризма. Именно для него и создан регламент. В СП основная цель — оптимальное, быстрое и безаварийное прохождение категорийного маршрута. И всё! Никаких цветочков-бабочек! Это спорт, а не отдых. Ну не получится втиснуть неспортивный маршрут в рамки спортивных правил.
24.04.2012, 19:48:56 |
Андрей Зарубин

 Константин Суханов: Разговор на разных языках. Андрей, Вы забываете, что всё, о чём говорит Марина, приемлемо лишь для спортивного туризма. Именно для него и создан регламент.


Понимаю, но есть же водные походы 1-2 кат.сл. с участками реки с извилистым руслом. Да и в пеших это возможно, далеко не всегда прибрежная тайга проходима, можно идти только кромкой воды.

Просмотрел Регамент категорирования пешеходных маршрутов. Что-то не нашел там про коэффициенты ничего, только коэффициент перепада высот, где суммируются все перепады высот за весь маршрут. Так понимаю это коэффициент сложности, а не протяженности.
24.04.2012, 20:21:15 |
Александр Ермаков

 Марина Васильева (Красноштанова):  Александр, сейчас этим документом ("Русский турист", выпущен последний раз в 1996 году) уже давно не пользуются, он устарел. С 2000 года аналогичный документ называется Регламент, или "Правила соревнований по группе дисциплин МАРШРУТ вида спорта спортивный туризм".Суть документа та же, но каждые 4 года он претерпевает небольшие изменения, вплоть до нормативов того или иного вида туризма.Если есть желание, загляните ко мне на страницу в раздел "Файлы", Вы его там найдёте, но это вариант 2008 года, а 2012 у меня пока нет.


Марина, вы не правы. Посмотрите ссылочку на официальный сайт ТССР:
http://www.tssr.ru/files/materials/307/russianrourist7_2001_2004_gg.pdf
уж если мы говорим про спортивный туризм. Да старенький сборник на 2001-2004 год, утверждал еще Востоков, но он на официальном сайте верхней структуры в России по спортивному туризму
24.04.2012, 21:15:47 |
Александр Ермаков

 Андрей Зарубин: На сколько знаю в программу спутников GPS заложено периодически сдвигать координаты, причем иногда они совпадают с реальными, видимо чтобы совсем запутать потенциальных диверсантов.


Это кто Вам такое сказал? Да так как эти спутники двойного назначения, то у них естественно есть такая возможность на случай "ядерной" войны, но сдвигать ПЕРИОДИЧЕСКИ это вы уж слишком. Ведь GPS пользуется весь мир включая львиную долю авто навигаторов с системой обратной связи. Вся загвоздка могла быть в установленной системе координат
24.04.2012, 21:29:56 |
И. ФефеловВ описываемых случаях — уж точно ни в том ни в другом.
24.04.2012, 21:39:36 |
Андрей Зарубин

 Александр Ермаков: Это кто Вам такое сказал? Да так как эти спутники двойного назначения, то у них естественно есть такая возможность на случай "ядерной" войны, но сдвигать ПЕРИОДИЧЕСКИ это вы уж слишком.


За что купил, за то и продаю :) говорят об этом разные источники, одному из них склонен доверять. Местоположение на встроеной карте-схеме навигатор может показывать верно, а координаты широта-долгота может немного привирать, как-то так.
24.04.2012, 22:31:14 |
Александр Ермаковесли вы станете в глубоком ущелье и спутники будут ловиться только с одной стороны горизонта, то и погрешность будет намного больше чем если вы будете на равнине
24.04.2012, 22:33:02 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Владимир Л.: Марина, вы цитаты не копируйте во время обсуждения. Выделите нужную вам часть поста (реплики участников) и нажимайте опцию "цитировать" (она в виде галочки есть под каждой репликой)



Спасибо! Кое-как нашла этот малюсенький значочек...
24.04.2012, 22:43:20 |
Александр ЕрмаковМарина, счас вот смотрю "Регламент" на вашей страничке, так вот это ПРОЕКТ который не был утвержден и которым просто нельзя пользоваться, хотя вот п.1.9 там в той же самой трактовке.
Функционеры из Москвы уже и так загубили весь спортивный туризм, кандидатов и мастеров не присваивают, разобраться в едиными нормативными документами так и не могут. В 97 году встречался с Востоковым так с тех пор ничего и не изменилось. Хотя приятно иметь диплом с его подписью :)
24.04.2012, 22:48:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Андрей Зарубин: Марина, ссора не мой метод :) только уже третий раз пишу об одном и том же, а меня читаете невнимательно... Вот хотел обратить внимание, Вы же не рядовой турист, а руководитель сложных походов, турклубом заведуете, должны разбираться во многих туристских тонкостях. Хотел выяснить вопрос про поправочные коэффициенты, привел пример-другой, и понимаю, что меня не понимают. Вот как здесь: "Во-первых, я всегда обращаю внимание на такие НЕ МЕЛОЧИ. И никогда не буду ходить вдоль реки кругами и поворотами, если можно пройти вдали от берега напрямик."

Как надо написать, чтобы Вы меня поняли? Пробую еще раз - ИДЁМ ПО РЕКЕ. Почему по реке, а не напрямик? Потому, что так хочу. Хочу: речку посмотреть, веслом погрести, рыбки половить, цапель-уточек увидеть, искупаться в конце концов... что я из этого получу, пойдя напрямик, с лодкой? Не вижу причины идти напрямик. Напрямик - только как аварийный сход с реки.



Андрей, вот ведь и Вы меня не слышите, и не хотите понять :-) Уж не знаю какой раз повторяю: для таких случаев тоже есть исключения из правил (читайте выше). Вот Константин Суханов, всё правильно понял: в спортивном маршруте — главное ЛОГИКА. И опять же — я об этом уже писала выше. А Вы опять про лодку. А я опять про пешеходный туризм. Разные виды, разные методики. Пешеходник не будет ходить так, как водник.
Извините. Про водников — не отвечу.
24.04.2012, 22:50:46 |
Александр Ермаковпо моему вообще глупый спор по глупому поводу так как километраж может и важен в походах 1-2 категории, но он не является определяющим препятствием, а лишь только ориентиром и уж тем более для водников. И чем выше сложность маршрута тем меньше на скорость прохождения его влияет, а основную нагрузку несут локальные и протяженные препятствия. И уж если пошла такая пьянка, то количество и сложность препятствий весьма регламентирована и нельзя баллы за локальные препятствия набрать только одним видом или одной сложностью препятствиями. Ну это все про спортивный туризм :) А так — ходите люди в путешествия и не заморачивайтесь разрядами, только реально оценивайте свои возможности и все будет хорошо!
24.04.2012, 22:58:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Александр Ермаков: Марина, вы не правы. Посмотрите ссылочку на официальный сайт ТССР:http://www.tssr.ru/files/materials/307/russianrourist7_2001_2004_gg.pdfуж если мы говорим про спортивный туризм. Да старенький сборник на 2001-2004 год, утверждал еще Востоков, но он на официальном сайте верхней структуры в России по спортивному туризму



Ну в чём же я не права? Этот документ уже переделывали 2 раза. Ну если честно, лучше он от этого не стал. "Русский турист" — написан грамотнее и понятнее. Но Регламент-то новее, и нормативы изменились, значит, на сегодняшний день он и есть — рабочий документ.
А на сайте "Русский турист" находится вот почему: (ИМХО!):
Регламент до того безграмотно и неаккуратно написали, Да и утвердить долго не могли (до сих пор не знаю — утвердили ли официально?), что новый Регламент стыдно показывать, там чёрт ногу сломит (никого не хочу обидеть, люди старались, редакторов, видимо, не нашлось... увы)
24.04.2012, 22:59:57 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Александр Ермаков: И уж если пошла такая пьянка, то количество и сложность препятствий весьма регламентирована и нельзя баллы за локальные препятствия набрать только одним видом или одной сложностью препятствиями.



А кто спорит? Александр, если вы так хорошо знакомы с методикой, то Ваше мнение о ней? О методиках категорирования в других видах? Хочется услышать. На мой взгляд, самая лучшая методика — в лыжном виде. А в пешеходном — что-то не сходится ни с высотным коэффициентом, ни с этими баллами за протяжённые препятствия... Как начну считать по этой формуле КС-ЛП+ПП-(ГхАхК), в своих походах, то получается, что даже в слабой "четвёрке" так зашкаливает, как будто это "пятёрка" как минимум... А это: К=1+ΩН/12 — чем обосновано?
В общем, много цифр, но они как-то не убедительно отражают реальную картину. У лыжников всё — проще и достовернее получается.
24.04.2012, 23:10:59 |
Константин Суханов

 Марина Васильева (Красноштанова): Вот Константин Суханов, всё правильно понял...


Спасибо, разъяснили. Теперь буду знать.
24.04.2012, 23:32:28 |
Александр Ермаков

 Марина Васильева (Красноштанова): Как начну считать по этой формуле КС-ЛП+ПП-(ГхАхК), в своих походах, то получается, что даже в слабой "четвёрке" так зашкаливает, как будто это "пятёрка" как минимум... А это: К=1+ΩН/12 - чем обосновано?


скажу честно, по методике считал только пешие маршруты и вот там как раз ничего не зашкаливает если внимательно прочитать методику и считать по ней. С этими формулами есть ошибочка, счас не помню какая, надо посидеть вспомнить, но я про нее говорил в ТССР, но мне покивали, согласились и дело на этом и закончилось. По этой методике я считал маршруты начиная с 3 категории и до пятой с большими, где-то до 30% маршрута, участками первопрохождений. Ну первопрохождения упустим, а вот троечка (пешая) на Пупы (на Северном Урале) входит во все перечни тройкой, по методике кое-как на нее натянула. Там однообразные препятствия, которых перебор, а так как нет разнообразия — нет и баллов. По остальным вида — не разбирался (ну если только горный еще, но там все намного проще)
25.04.2012, 02:05:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да, в горном всё чересчур даже просто. Настолько просто, что некоторые горники считают, что можно просто сходить на две 2А, при километраже в 30км, и у них уже горная "тройка" :-)
У лыжников — очень правильная формула.
А у пешеходников (каждый год хожу 3,4,5, реже-6 к.с.) — такая возможность завысить сложность! В 2009 прошли со студентами 4к.с., по причине болезни учасника сошли аварийным путём, фактически получилась 3к.с. Но Жигарев сказал: "на что заявлялись, то и подавайте, мы сами в ГСК решим, что там у вас получилось. Подала, как 4 к.с. При этом, когда формулу считала — получилось по сложности чуть ли не 5 к.с., хотя ничего не приписывала, не придумывала...
В итоге заняли 1 место (с позорной, имхо, "четвёркой"), а в Иркутске тут в МКК меня склоняли за то, что я такие слабые маршруты на Чемпионат подаю. В Иркутске — это был "позор", а в Новосибирске и Санкт-Петербурге (на студенческом ЧР) — это 1 место... Считаю, что виновата формула. Западники не очень-то знают наши горы, и верят формуле и цифрам... . А Иркутяне — видят маршрут.
25.04.2012, 08:10:46 |
Андрей Зарубин

 Марина Васильева (Красноштанова): Андрей, вот ведь и Вы меня не слышите, и не хотите понять :-)


Марина, пожалуй соглашусь — мы живем в разных мирах, и нам видимо трудно понять друг друга. А разговор мне интересен, могу продолжить, если что...
...ссорится не вижу повода.

 Александр Ермаков:  по моему вообще глупый спор по глупому поводу так как километраж может и важен в походах 1-2 категории, но он не является определяющим препятствием, а лишь только ориентиром и уж тем более для водников.



Александр, понимаю, что у горников и пешеходников, и уж тем более лыжников дорога обычно более менее прямая, им нечего заморачиваться извилистостью пути. Но, неужели всё равно сколько пройти 100 или 130 км? Неужели все такие лоси, что лишних 30 км не крюк? А если по зимней тайге? 30 км... этож два дня пути как минимум. Неужели всё равно?! Мне как неспортивному трудно это понять.

А пытался достучаться до вот этого, что изображено на снимке, типичная таёжная речка. Как здесь на карте километровке просчитать весь путь? Как раз по этой речке когда-то закрывали лыжный сезон. Может быть не логично с точки зрения спортивного туризма — много км не намотаешь, но упахались вусмерть и было интересно, видели по следам как волки загнали лося и съели. Видели только итог(рожки да ножки), но впечатлило. А зачем еще ходим? Не поверю, что спортивные туристы ходят только за званиями.
Тушама
25.04.2012, 20:21:32 |
Александр Ермаковне буду отвечать за всех туристов :), но я в походы хожу как раз не за званиями и думаю таких большинство. Насчет того как идти — 30 км для любого крюк :) просто каждый выбирает объект на посмотреть и идет к нему, если вы выбрали русло этой реки так это замечательно, но а если мне надо пройти скажем так из точки А на этой реке, до точки Б на этой же реке, и уже там находится объект, который мне интересен, я сделаю все, чтобы не петлять
25.04.2012, 21:27:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Я полностью согласна с Александром!
Не может быть такого, чтобы на КАЖДОМ ПОВОРОТЕ этой реки были уникальнейшие и неповторимые и разнообразные туробъекты, которые мы не можем себе позволить пропустить, и пройти мимо... Ваше фото лишь подтверждает истину, что в маршруте главная красота — это ЛОГИКА. Ну вот какой нормальный лыжник или пешеходник будет ходить этими петлями? Скорее, выберет 1-2 красивых места на реке, а остальной путь спрямит. И точно так же и лося увидит, и сможет порыбачить в тихой заводи, и красоты все запечатлеет. Но без фанатизма на поворотах :-)

А ради званий никто в горы и не ходит. Звания потом появляются, с опытом. Те, кто хочет только одно звание — бегают по стенкам (зальные дистанции), костёр разводить не умеют, гор не видели, т.к. живут в гостиницах, приезжая на соревнования... Имхо.
25.04.2012, 22:29:44 |
Андрей Зарубин

 Александр Ермаков: но а если мне надо пройти скажем так из точки А на этой реке, до точки Б на этой же реке, и уже там находится объект, который мне интересен, я сделаю все, чтобы не петлять


 Марина Васильева (Красноштанова): Ну вот какой нормальный лыжник или пешеходник будет ходить этими петлями? Скорее, выберет 1-2 красивых места на реке, а остальной путь спрямит.


Всё это так, в местах туристами давно хоженых и известных. А как спрашивается вы узнали, что в точке Б находится интересный объект? И как спрашивается вы узнали туда оптимальную дорогу из точки А в точку Б, вокруг всех речных петель? Наверное кто-то прошел до вас все эти петли, просмотрел, разведал, записал, поделился информацией, где есть хорошее местечко, а какое лучше обойти стороной. Разве не так? В хорошо известных местах делать "быстрые" походы гораздо сподручнее.

Еще один аспект — мне интересно само движение, путь, не только цель в точке Б. Интересен каждый поворот, потому что за ним неизвестность. Вот почему меня привлекают места не столь популярные, может быть не очень живописные, зато со своей маленькой тайной
25.04.2012, 23:18:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)Так никто ж и не против... :-) Но для такого путешествия только байдарка и подойдёт. Пешком — извините... Нецелесообразно, мазохично, имхо...
А километраж всё-таки и здесь можно курвиметром прокрутить. Не такая уж и большая будет погрешность. :-)
25.04.2012, 23:28:37 |
Вячеслав ПетухинКурвиметром по карте — мало смысла. Хотя бы потому, что с того времени, когда составлялась карта, русло могло очень сильно поменяться: где-то размыло перемычки, а где-то удлинились петли.
25.04.2012, 23:39:42 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да, это верно, Вячеслав. Тогда можно использовать космоснимок. Но без карты всё равно не обойтись.
25.04.2012, 23:42:49 |
Александр Ермаков

 Андрей Зарубин: Наверное кто-то прошел до вас все эти петли, просмотрел, разведал, записал, поделился информацией, где есть хорошее местечко, а какое лучше обойти стороной. Разве не так? В хорошо известных местах делать "быстрые" походы гораздо сподручнее.


Андрей, этим вы показываете свою ну так скажем плохое знание тайги. В тайге, где никто не ходил и где вам нравится быть первопроходцем, можно пройти весьма предсказуемыми местами и только. Как правило это звериные тропы, а уж звери всегда набъют тропу по самому оптимальному пути. И если в тайге вы наткнулись на такую тропу и она вам чуть по пути — идите по ней как можно дольше. А предсказать где можно наткнуться на такую тропу возможно и по двухкилометровке, это придет с опытом. Тупо напрямик по тайге никто и никогда не ходит
26.04.2012, 01:48:42 |
Андрей Зарубин

 Марина Васильева (Красноштанова): Но для такого путешествия только байдарка и подойдёт. Пешком - извините... Нецелесообразно, мазохично, имхо..


Согласен.

 Марина Васильева (Красноштанова): А километраж всё-таки и здесь можно курвиметром прокрутить. Не такая уж и большая будет погрешность. :-)


В программе Гугль Земля есть инструмент "линейка", можно просчитать все повороты, увеличив масштаб до удобного. Точность измерений получается довольно высокая. К сожалению не вся поверхность Земли в высоком разрешении, да и информация бывает уже устаревшая на годы.
26.04.2012, 19:55:07 |
Андрей Зарубин

 Александр Ермаков: Андрей, этим вы показываете свою ну так скажем плохое знание тайги.


..............

 Александр Ермаков: В тайге, где никто не ходил и где вам нравится быть первопроходцем, можно пройти весьма предсказуемыми местами и только. Как правило это звериные тропы, а уж звери всегда набъют тропу по самому оптимальному пути.


Александр, это лишь часть правды, вы забываете о другом: чтобы набить тропы, нужно большое количество зверей, например оленей, и заставить их ходить одной дорогой. Такое бывает в горной тайге, где есть узкие места, где по другому не пройдешь, там ходят все одной дорогой, и звери и люди. В более равнинной тайге звери троп почти не топчут, разве что кромкой болота бывает тропка. Да и не натопчет тропы одинокий лось или медведь, он одной дорогой за лето пройдет может пару раз, а то и вовсе не появится больше. Бывают исключения, но это не как правило, а редкость, и эти тропы однолетние. Остальные звери или отсутствуют или слишком мелкие. Нету в нашем районе звериных троп способных облегчить путь человеку, чаще звери пользуются человеческими тропами и дорогами.

 Александр Ермаков: Тупо напрямик по тайге никто и никогда не ходит


Ходят, еще как ходят :) Например: доезжаем по дороге до нужного места, заходим по азимуту на речку, сплавляемся, выходим так же по азимуту опять на дорогу. Обычная практика, когда пройти всю речку нет времени или целенаправлено нужен какой-то один участок реки.
26.04.2012, 20:05:37 |
Александр Ермаков

 Андрей Зарубин: Ходят, еще как ходят :) Например: доезжаем по дороге до нужного места, заходим по азимуту на речку, сплавляемся, выходим так же по азимуту опять на дорогу. Обычная практика, когда пройти всю речку нет времени или целенаправлено нужен какой-то один участок реки.


ну вот и замечательно! вы сами ответили что для вас является целью ваших путешествий.
26.04.2012, 23:12:58 |
Евгений РензинМарина Михайловна, что-то я не отыскал тему, где Регламент обсуждали, спрошу тут.

1. Насколько я помню, в проекте Регламента предполагалось, что у переправ максимум будет 1Б. Сейчас смотрю на сайте ФСТР и понять не могу, то ли не приняли тот Регламент, то ли с переправами всё по старому, то ли всё по старому в проекте
http://www.tssr.ru/main/docs/1896/ (если нажать "Пешеходный", то в левом верхнем углу написано "Проект".

2. Тут же http://www.tssr.ru/main/docs/1896/ не увидел Горного туризма. Неужели Пеший с Горным объединили?
25.12.2019, 01:53:34 |
Марина Васильева (Красноштанова)Доброго времени суток, Евгений.

 Евгений Рензин: Насколько я помню, в проекте Регламента предполагалось, что у переправ максимум будет 1Б.


Не было такого никогда. Сложная навесная переправа (первый- вплавь на командном сопровождении, использование двух верёвок — основной и вспомогательной, наведение полиспаста и самосъём) всегда была и будет 2Б.

 Евгений Рензин: то ли с переправами всё по старому


Регламент приняли несколько лет назад (примерно в 2014-2015), и я привозила в Иркутск чистовой вариант, отдала Наталье Палевич.

Переправы — это ключевое препятствие у пешеходников, никтоего никуда не уберёт.

 Евгений Рензин: Неужели Пеший с Горным объединили?



Нет конечно. Это очень разные виды, объединять их не будут.

Прошу прощения, если я чего-то не знаю. Могу спросить у коллег. Я уже 5 лет не занимаюсь спортивным туризмом, и из РГУФКа уволилась. И на советах ТССР не бываю. И судейством Чемпионатов не занимаюсь. В связи с жизненными обстоятельствами. Но если бы произошло что-то глобальное, то муж бы мне сказал. Думаю, ничего такого не происходило.
25.12.2019, 05:15:15 |
Евгений Рензин

 Марина Васильева (Красноштанова): Не было такого никогда.

Пришлось копаться в почте, но я нашел откуда дым :)
В проекте Регламента переправы категорировались до 2А. Навесных при этом не было вовсе. Притом те, которые были, учитывались с коэффициентом 1/4.

 Марина Васильева (Красноштанова): Нет конечно. Это очень разные виды, объединять их не будут.

Впервые о том, что стоило бы объединить горный и пеший, я услышал от Л.Е. Стрелюка на одной из лекций, кажется, в "Леко-Тур". Сейчас, когда искал проект Регламента, перечитал ответ А.Э. Миллера на моё письмо. В т.ч. он пишет:

Есть мнение сделать виды по способу передвижения: лыжный, вело, пешеходный и водный.

Добавлю и своё скромное мнение. Я тоже считаю, что следовало бы объединить. Потому как сейчас ситуация довольно странная. Один и тот же маршрут сами туристы могут категорировать разными способами и результат оценки будет сильно разный.
25.12.2019, 08:40:05 |
Sergey VПохоже что объединили. В "МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ
ПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА
(утверждено решением Президиума ФСТР от 30 ноября 2016 г.) " указаны препятствия — перевалы до 2Б, переправы до 2Б, вершины до 2А.
25.12.2019, 10:49:23 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Евгений Рензин: Я тоже считаю, что следовало бы объединить.



Возможно. Я тоже всегда за это выступала. Но тогда сложно будет сравнивать и оценивать маршруты одной категории на Чемпионатах, например, по Кавказу и по средней полосе России. В итоге — в борьбе за результат это объединение вытеснит все равнинные маршруты, останутся только горные... Через пару десятков лет поймут, что это перекос на другой бок, и ещё пару десятков лет будут спорить, как всё вернуть обратно... Проходили уже.
25.12.2019, 12:37:32 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Sergey V: Похоже что объединили.



Вроде нет. Во всяком случае, на детский Чемпионат 2020 года заявляют виды — горный, пешеходный, лыжный, водный, вело, экспедиционный (это не спортивный).
25.12.2019, 12:39:56 |
Sergey V

 Марина Васильева (Красноштанова): Вроде нет.



А как же тогда Утверждённый регламент? http://www.tssr.ru/files/materials/2152/web%C8%F2%EE%E3%CC%E5%F2%EE%E4%E8%EA%E0_%EA%E0%F2%E5%E3%EE%F0%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%FF_%EF%E5%F8%E5%F5%EE%E4%ED%FB%F5_%EC%E0%F0%F8%F0%F3%F2%EE%E2_2017-2018%2B%2B%2B.pdf
25.12.2019, 13:15:12 |
Евгений Рензин

 Sergey V: А как же тогда Утверждённый регламент?

Я сейчас почитал внимательней. Там первой же идёт ссылка на "Правила вида спорта", утверждённые Минспортом в 2013 г. В них горный отдельно. А ещё парусный, комбинированный и т.д. То, на что ты даёшь ссылку, это обновлённая методика. Т.е. по горному просто не было обновления.
25.12.2019, 13:59:14 |
Евгений Рензин

 Марина Васильева (Красноштанова): Но тогда сложно будет сравнивать и оценивать маршруты одной категории на Чемпионатах, например, по Кавказу и по средней полосе России.

В конце пешей методики приведена здоровенная таблица с коэффициентами труднопроходимости по большинству районов. От 0,28 в Белоруссии и европейской части России, до 1 по Икатскому, Муйским, Кодару и Удокану. И ещё одна колонка с Географическим показателем от 1 там же, до 30 на земле Франца-Иосифа. Осталось добавить коэффициэнт высотности и всё будет более или мене в ажуре. Впрочем, он уже есть в виде коэффициента перепада высот.
25.12.2019, 14:24:11 |
Sergey V

 Евгений Рензин:   Sergey V: А как же тогда Утверждённый регламент? Я сейчас почитал внимательней. Там первой же идёт ссылка на "Правила вида спорта", утверждённые Минспортом в 2013 г. В них горный отдельно. А ещё парусный, комбинированный и т.д. То, на что ты даёшь ссылку, это обновлённая методика. Т.е. по горному просто не было обновления.



Так в этой методике по пешему туризму приведены горные ЛП.
25.12.2019, 14:46:21 |
Евгений РензинТы про перевалы что ли? А когда их там не было?
25.12.2019, 14:49:58 |
Sergey V

 Евгений Рензин:  Ты про перевалы что ли? А когда их там не было?



Не знаю когда. У меня — свежий взгляд, незамутненный историей :) Открываю, вижу, что это называется пеший туризм с перевалами до 2Б, начинаю планировать соответствующий пеший маршрут 6 к.с. :)

Помогите мне сделать хотя бы единичку на Босан! Ауу! Могу прихватить там сколько не хватает км. Перевал там можно сделать НК в отроге.

P.S. На единичку — минимум 6 дней, нереально.. Если только дождь накроет
25.12.2019, 15:32:10 |
Евгений Рензин

 Sergey V: Открываю, вижу, что это называется пеший туризм с перевалами до 2Б

Кстати, однако в этом и есть новшество. Раньше можно было любые перевалы включать, в т.ч. троечные. Видимо сделано для того, чтобы маршруты в больших горах не категорировали по пешей методике.
Только зачем теперь ходить в рамках спортивного туризма троечные перевалы на Кодаре, Становом?
25.12.2019, 16:04:04 |
Евгений Рензин

 Sergey V: Помогите мне сделать хотя бы единичку на Босан!

А лучше на пик Черского :)
25.12.2019, 16:05:20 |
Евгений Рензин

 Sergey V: Помогите мне сделать хотя бы единичку на Босан!

Пройди чуть дальше. Там есть пер. Гребень — аж целая 1Б! Свалишь на Утулик, пофотаешь каньон и обратно.
Только не забудь заявиться. Будешь самым опытным начинающим спортивным туристом в истории! :)
25.12.2019, 16:13:03 |
Sergey VАа, на Босан 100 км — это же туда-сюда. Так же не прокатит? Это в Тибельти нужно выходить. Не.. не судьба.

 Евгений Рензин: Только не забудь заявиться.



До сих пор почему-то забывал :)
25.12.2019, 16:30:37 |
Евгений Рензин

 Sergey V: До сих пор почему-то забывал :)

Это потому что сильно опытный. Не зря по правилам таких, как ты, в одного не выпускают. Вечно вы чего-нибудь забудете :)
25.12.2019, 16:35:17 |
Евгений Рензин

 Sergey V: а, на Босан 100 км — это же туда-сюда.

Посчитал в "Накарте", вышло 41 в один конец.
25.12.2019, 16:40:52 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Евгений Рензин: В конце пешей методики приведена здоровенная таблица с коэффициентами труднопроходимости по большинству районов. От 0,28 в Белоруссии и европейской части России, до 1 по Икатскому, Муйским, Кодару и Удокану. И ещё одна колонка с Географическим показателем от 1 там же, до 30 на земле Франца-Иосифа.



Это всегда было.

Ну прям заинтриговали, придётся тоже заглянуть :-)
25.12.2019, 17:04:35 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Евгений Рензин:  Sergey V: а, на Босан 100 км — это же туда-сюда.
Посчитал в "Накарте", вышло 41 в один конец.


Стандартная эталонная единичка до Босана — с выходом через озеро Хелик. (Эталон — пример наиболее простого маршрута в данной категории).
Двойка — до Маргасанской Сопки с выходом в Тункинскую долину.
Тройка — с заходом на Патовое плато и выходом по Хара-Мурину... и т.д.

Туда-сюда километраж не засчитывается, только в одну сторону. Поэтому маршрут должен быть кольцевой или линейный, но не радиальный.
25.12.2019, 17:09:06 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную