Природа Байкала | Еще один проект, убийственный для байкальской природы
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Еще один проект, убийственный для байкальской природы
Виталий РябцевОказывается, власти Иркутской области возвращаются к идее формирования «агломерации». Конкретнее – к проекту "Байкальский луч", включающему строительство автомобильного моста через исток Ангары — http://newsbabr.com/?IDE=133408
Мало того. «Мост между Листвянкой и портом Байкал будет построен в границах участка, который предполагается включить в туристскую особую экономическую зону "Ворота Байкала". Документы на расширение границ турзоны сейчас находятся на рассмотрении Минэкономразвития РФ».
Трудно представить что-либо более абсурдное для экономики и вредное для природы. Мост длинной примерно в 1 км (и стоимостью, полагаю, несколько миллиардов рублей) свяжет с правым берегом Ангары поселок Порт-Байкал, насчитывающий несколько сотен жителей, являющийся автомобильным тупиком (вдоль Байкала можно проехать лишь по старой Кругобайкальской дороге). Для чего? Единственный возможный ответ – для застройки этого поселка и прилегающих территорий гостиницами, турбазами, особняками. «Для развития цивилизованного туризма». Ведь в Листвянке «освоены» уже практически все привлекательные участки.
Но зачем все это? Чем будете завлекать новые толпы туристов? Это не «Байкальская Гавань» (особая экономическая зона в Бурятии) с ее пологими берегами, песчаными пляжами, обширной и более-менее прогреваемой полосой мелководья. Здесь (Порт-Байкал) берега круто обрываются в Байкал, пляжей нет, вода ледяная. Листвянка уже давно стала пунктом кратковременного знакомства с Байкалом, и местом, откуда начинаются водные туры, пешие походы. Как в Листвянке, так и в Порту-Байкал особо делать нечего, здесь туристы проводят, как правило, лишь 1-2 дня.
Так для чего же это «планов громадье»? Тем более, что речь идет о территории Прибайкальского национального парка, где (вне населенных пунктов) масштабное строительство запрещено. Обстоятельство, забытое и областной властью и Минэкономразвития РФ. Впрочем — уже есть прецедент. Эти самые «Ворота Байкала» несколько лет назад «отхватили» от национального парка примерно 2 тыс. га в дельте р. Голоустной. Тогда потратили круглую сумму на проект – и передумали. Дошло наконец, что не годится этот участок для массового туризма. Но уникальные территории – реликтовая тополиная роща, ценные водно-болотные угодья дельты Голоустной – в состав парка никто возвращать, похоже, не собирается. Но это была земля сельхозназначения, которой нац. парк не владел, а лишь должен был следить за её природоохранным режимом. Другое дело район Порта-Байкал. Это уже земли лесного фонда, федеральная территория. Хотя…. После сочинской Олимпиады для желающих «освоить» территории национальных парков и заповедников недостижимых целей больше нет. Теперь возможно всё.
В чем суть «Байкальского луча»? Присоединение к Иркутску поселка Листвянка (вероятно и Порта-Байкал), находящегося в 70 км от города. Идея, не имеющая ни экономического, ни иного здравого смысла, карикатурно смотрящаяся на карте. Однако такой проект – «золотое дно» для земельных спекулянтов, стремящихся «ввести в оборот» территорию национального парка, для желающих построить роскошные особняки вблизи Байкала. А вот для развития туризма проект более чем спорен.
Для природы же он просто убийственен. После того, как в конце 1950-х под воду Иркутского водохранилища ушли железнодорожные рельсы, проложенные вдоль Ангары от Иркутска до Порта-Байкал, ангарское левобережье здесь стало зоной покоя. Без дорог и населенных пунктов. И природа начала восстанавливаться. Разрастались пятна сохранившейся коренной темнохвойной (кедр, пихта) тайги. Темнохвойный подрост поднимается на обширных прилегающих площадях. Здесь, в каких-то 40-60 км от Иркутска (!), в значительном количестве обитают медведь, благородный олень, кабарга, кабан. Помню, лет 15 назад, рысь украла гуся с одного из дворов Порта-Байкал. Много глухариных токов. Гнездятся беркут, филин и другие редкие птицы, характерные для малонарушенных природных ландшафтов.
Зато правобережье Ангары вдоль Байкальского тракта в период после 1950-х превратилось в сплошной «ковер» из дачных товариществ, туристических объектов, разнокалиберных особняков.
Теперь власть захотела построить мост, по которому орда автомобилей и квадроциклов устремится в леса за Портом-Байкал. Имеющиеся проселки станут разъезженными дорогами, возникнет и густая сеть новых. Как поганят байкальскую природу джипы и квадроциклы нагляднее всего показал пример острова Ольхон — http://vryabtsev.livejournal.com/7914.html
Какие уж там медведи и олени. Все живое распугают, все вокруг исковеркают колесами, завалят мусором. Огромные пространства лесов и вовсе сожгут за считанные годы.
И наконец – сам исток. Красивейшее место. Река Ангара вытекает из Байкала широким (около 1 км), но мелководным (глубины порядка 1,5-2 м) потоком. Кажется, это второй (после р. Ниагара) по величине речной исток мира. Быстрое течение, несущее глубинную байкальскую воду, зимой не позволяет замерзать значительному отрезку реки. До строительства Иркутской ГЭС этот незамерзающий участок в отдельные зимы достигал г. Иркутска, а это более 60 км. Создание ГЭС резко сократило его размеры. В сильные морозы полынья теперь имеет менее 1 км в длину. С давних пор здесь существует крупнейшая в материковой Северной Азии естественная зимовка водоплавающих. Более 90% всех зимующих уток приходиться на долю гоголя. В разные годы (и по разным оценкам) их учитывали 3-10 тысяч.
Мост погубит красоту этого уникального природного места. Он пересечёт единственный участок, незамерзающий в морозы. Критически важный для зимующих уток. Сократит район их зимовки, резко снизит численность. Зимой здесь часты сильные туманы, поэтому утки будут налетать на опоры моста – и в большом количестве гибнуть.
Самая интересная утка – морянка, гнездящаяся в тундрах. В материковой Северной Азии она зимует только здесь. И постоянно держится посередине самого широкого участка истока, немногим ниже кромки байкальского льда. Именно на трассе моста. Морянка первой и исчезнет.
Ответственные чиновники возразят: «Какие такие птички? Речь о миллиардах! Разве могут быть сомнения!»
В пределах Иркутской области вся Ангара – еще недавно являвшаяся самой чистой из всех рек мира – превращена в цепь водохранилищ (Богучанское заполняется), загрязненных промышленными и бытовыми стоками. Единственный оставшийся кусок ангарской поймы между Иркутском и началом Братского водохранилища — вотчина заготовщиков гравия и застройщиков.
Теперь жадные руки тянутся к последнему, что осталось от нашей Ангары – к ее истоку!
Деньги для авторов этого проекта — высшая и единственная ценность?
Разумеется, в официальном обосновании не упомянут про перспективы выгодного «освоения» финансов. Только про интересы государства и общества. А природа? Ее у нас много. Еще Лену и Нижнюю Тунгуску нужно «освоить».
Источник: http://vryabtsev.livejournal.com/15361.html#comments
27.02.2015, 20:18:19 |
Александр МамонтовА еще большее количество населения там будет гадить в Байкал и все эти воды пойдут в Ангару, а мы это дерьмо будем пить 8/ . И жить там, как и в Листвянке будут "некоторые" .....
С другой стороны у Прибайкальского нацпарка оттяпают постепенно этот угол, кому то в радость.
С еще одной стороны может лучше тут, чем севернее Селенги, тут и так гадюшник ....
Ну и самое главное. В современных условиях эта благая или бредовая идея практически не осуществима. Это не камушки из бухты Бабушка тырить :)
27.02.2015, 20:51:17 |
Владимир Л.И откуда всё это маниловское прожектёрство? Какие-то совсем уж жирные утки полетели . Вроде, первое апреля ещё нескоро
27.02.2015, 21:15:35 |
Виталий РябцевТут не гадющник, а учаток богатой дикой приоды, восстанавливающейс\ коренной тайги. Уникальный Исток, подобного которому в Евразии точно нет. Запускать моторизованное быдло ни в коем случае нельзя.
27.02.2015, 21:18:38 |
Виталий Рябцев

 Владимир Л.:  И откуда всё это маниловское прожектёрство? Какие-то совсем уж жирные утки полетели . Вроде, первое апреля ещё нескоро



Миллиарды на стройку — может быть и маниловщина. Возможность урвать из нац. парка и ввести в выгодный (кое-кому) оборот огромного участка земли — вполне реальна. На Кавказа сейчас ловкие владельцы "Розы-Хутор" именно этим и занимаются — при поддержке в высших эшелонах.
27.02.2015, 21:23:40 |
Александр Мамонтов"Моторизированное быдло" надо пускать по специальным тропам, вроде лыжни в Академе. И медведям спокойнее и "быдлу" побыть суперчеловеками за 100 р. в день к примеру.
В порту Байкал построить эбонитовую горку от маяка до самой воды. Выдавать шерстяные коврики, а излишки электричества пустить через аккумуляторы на иллюминацию.
27.02.2015, 21:30:27 |
Александр МамонтовУрвать кусок земли у нацпарка?? Кто посмеет? Власть придержащему и так подарят охоту в заповеднике, а пугать и ловить будут зашуганных туриков, мечтающих лицезреть 20% мировых запасов пресной воды планеты. Давайте сделаем ничейною береговую полосу шириной по полотно ж/д кругобайкалки включительно ;).
27.02.2015, 21:39:20 |
Виталий Рябцев

 Александр Мамонтов:  Урвать кусок земли у нацпарка?? Кто посмеет? Власть придержащему и так подарят охоту в заповеднике, а пугать и ловить будут зашуганных туриков, мечтающих лицезреть 20% мировых запасов пресной воды планеты. Давайте сделаем ничейною береговую полосу шириной по полотно ж/д кругобайкалки включительно ;).


Кроме охоты у хозяев жизни есть еще потребность в строительстве особняков, гостиниц и турбаз. Почти все береговая полоса Порт-Байкаль — Култук и так входит в зону отчуждения жд. Поэтому тамошние турбазы — собственность жд.
27.02.2015, 22:00:49 |
Александр МамонтовВиталий, а какие там (по берегу) исключения есть? В смысле являются территорией нацпарка?
27.02.2015, 22:02:26 |
Виталий Рябцев

 Александр Мамонтов:  Виталий, а какие там (по берегу) исключения есть? В смысле являются территорией нацпарка?


Мысы. В частности — м. Половинный.
27.02.2015, 22:12:52 |
Александр Мамонтов Спасибо! Самые уютные стоянки как раз именно на мысах и особенно на Половинном :). Почему так? Почему не отдать туристам мысы, где бы их влияние было бы минимальным — с хорошего места никто не уйдет, а из под железки всяк будет убегать в распадки подальше от поезда и населенки. Да и туннели были бы не так загажены.
27.02.2015, 23:14:21 |
И. ФефеловОсенью на Половинном не только мусорные контейнеры полные (они там сейчас есть, кстати?), но и помимо контейнеров на пляже "весело". А будет и вовсе как на Малом море. Не уверен, что это покажется уютным.
28.02.2015, 08:11:24 |
Виталий Рябцев

 Александр Мамонтов: Спасибо! Самые уютные стоянки как раз именно на мысах и особенно на Половинном :). Почему так? Почему не отдать туристам мысы, где бы их влияние было бы минимальным - с хорошего места никто не уйдет, а из под железки всяк будет убегать в распадки подальше от поезда и населенки. Да и туннели были бы не так загажены.


Не понял вопроса. Для туристов ПНП никаких препонов на Половинном и других мысах не возводил, все открыто для посещения. Нужны обустроенные стоянки. Но не застройка мысов турбазами и частными особняками.
28.02.2015, 12:18:56 |
Александр МамонтовВопрос касался мысов:

 Виталий Рябцев:    Александр Мамонтов:   Виталий, а какие там (по берегу) исключения есть? В смысле являются территорией нацпарка? Мысы. В частности - м. Половинный.


Так вот если это территория нацпарка, то на их посещение надо выписывать разрешение, ведь так? А кому нужны лишние проблемы ....? И вот если:

 Виталий Рябцев:    .... все открыто для посещения. Нужны обустроенные стоянки. Но не застройка мысов турбазами и частными особняками.

То с этим однозначно согласен.
28.02.2015, 19:21:40 |
Олейник ДмитрийВ Листвянке расширяться уже действительно больше не куда.
Весь приезжий (да и куча местных) всё равно прутся на Байкал. Это же — тренд. Глупо это не использовать разумно.
Не вижу, что б местность за Листвянкой испоганило моторизованное быдло. Вообще там кроме одной вполне скромной тропы в сторону Котов ничего не вижу. Значит и напротив — не испоганят.
Вдоль тракта садоводствам уже 1000 лет и это никак не связано с самим побережьем.
Экономическая выгода освоения Порт-Байкала — на лицо.
И ничего страшного если там появится современная благоустроенная инфраструктура для отдыха. Может даже наоборот — чище станет, а то сейчас — бичёвник.
Хотя наверное сухопутная дорога из Иркутска до Порт-Байкала должна быть дешевле строительства моста.

Ну и конечно 100 раз повторённое "отрывают у ПНП землю" вызывает умиление. Ведь в этом и есть вся суть вопиющего))

А утки — они дурные?
Не видят опор моста и летают так низенько-низенько?
Сколько их гибнет на других мостах?
Например, у ж/д вокзала...
Что-то я не видел там кучи трупиков.
02.03.2015, 15:03:54 |
Виталий Рябцев

 Олейник Дмитрий: В Листвянке расширяться уже действительно больше не куда.
Весь приезжий (да и куча местных) всё равно прутся на Байкал. Это же - тренд. Глупо это не использовать разумно.
Не вижу, что б местность за Листвянкой испоганило моторизованное быдло. Вообще там кроме одной вполне скромной тропы в сторону Котов ничего не вижу. Значит и напротив - не испоганят.
Вдоль тракта садоводствам уже 1000 лет и это никак не связано с самим побережьем.
Экономическая выгода освоения Порт-Байкала - на лицо.
И ничего страшного если там появится современная благоустроенная инфраструктура для отдыха. Может даже наоборот - чище станет, а то сейчас - бичёвник.
Хотя наверное сухопутная дорога из Иркутска до Порт-Байкала должна быть дешевле строительства моста.

Ну и конечно 100 раз повторённое "отрывают у ПНП землю" вызывает умиление. Ведь в этом и есть вся суть вопиющего))

А утки - они дурные?
Не видят опор моста и летают так низенько-низенько?
Сколько их гибнет на других мостах?
Например, у ж/д вокзала...
Что-то я не видел там кучи трупиков.


Продолжаем тупить? «Не вижу, что б местность за Листвянкой испоганило моторизованное быдло». Так вы и различий в ландшафте не видите. "отрывают у ПНП землю" …. Ведь в этом и есть вся суть вопиющего». Вопиющий уже три года не работает в ПНП, не получает от него и зарплаты, а кое-какие изменения – жестко критикует. Где тут выявленная вами «суть»?
«А утки — они дурные?....Что-то я не видел там кучи трупиков». Ну конечно эти трупики, тем более их «кучи», да еще на быстротекущей воде, легко заметить каждому иркутянину. Включая тех, кто не видит разницы в интенсивности парения воды в истоке и – в Иркутске.
Тупите дальше. Я, в своей старорежимной наивности, пытаюсь доносить тревогу по поводу происходящего варварского уничтожения нашей природы до тех, кому это небезразлично. Ну а вам то зачем это чтиво? Для вас природа – плацдарм для «оттягивания». Вероятно, иногда – бесплатный магазин. Ах да, еще и — объект фотографирования. Да и большая часть аудитории этого сайта «заточена» именно на последний интерес, ну и на туристические дела.
Наверное, вам на моих природоохранных темах приятно «прикалываться»? Ваше право. А мое – не отвечать на подобные тупости.
02.03.2015, 18:22:41 |
Юрий КузнецовВиталий Рябцев
Ну а вам-то зачем это чтиво? Для вас природа – плацдарм для «оттягивания». Вероятно, иногда – бесплатный магазин. Ах, да, еще и — объект фотографирования. Да и большая часть аудитории этого сайта «заточена» именно на последний интерес, ну и на туристические дела.
Наверное, вам на моих природоохранных темах приятно «прикалываться»? Ваше право. А мое – не отвечать на подобные тупости.

Очень точно подмечено.

03.03.2015, 06:45:17 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную