| | | Алексей Вирсис | Копия части текста (без фотографий) с https://meduza.io/feature/2015/07/07/ya-sam-zahotel-byt-dyavolom
Я сам захотел быть дьяволом Зачем Александр Родченко снимал строительство Беломорканала. Текст Олега Климова 16:14, 7 июля 2015 Meduza Фотограф Олег Климов ездил на Беломорканал три раза — в 1995, 2009 и 2013 годах. Последние две поездки были посвящены изучению архивов Беломорско-Балтийского канала (ББК) и поиску следов советского фотохудожника Александра Родченко, который в 1933 году секретно снимал первую большую стройку ГУЛАГа. По итогам этих командировок Климов написал эссе о Родченко, а также о том, как исчезает память о людях, которые строили Беломорканал. «Медуза» публикует текст Олега Климова без сокращений. Беломорканал. Карелия. 2009
Юрий Дмитриев (53 года) одет в военный камуфляж, рядом с ним немецкая овчарка. Карман на груди заметно оттопыривает пистолет. «А зачем вам оружие?» — спросил я. «Этот пистолет? — он достал его из кармана и показал в открытой ладони. — Потому что гражданская война еще не закончилась». Я посмотрел на пистолет и неловко спросил: «А почему вы назначили мне встречу на кладбище?» Историк улыбнулся и сказал: «А чтобы вам было страшно. Стыдно и страшно».
Историк Юрий Дмитриев — из карельской комиссии по реабилитации репрессированных в годы сталинизма — назначил мне встречу в лесу, недалеко от канала, рядом с неизвестным захоронением 1930-х годов. Таких здесь, вдоль всего канала, множество, многие до сих пор не опознаны: «Это задача моей жизни как человека и историка — искать замученных и расстрелянных, но одной моей жизни для этого недостаточно. Сейчас я могу подтвердить по архивным документам и показать ямы и рвы, куда их закопали чекисты, примерно на 86 тысяч человек». Место расстрела заключенных каналоармейцев в Сандармохе (недалеко от первого шлюза Беломорканала), 2013 год Фото: Олег Климов
Историк с пистолетом Макарова составляет списки расстрелянных в сталинские времена. Сотни тысяч. «Сперва архив, — говорит он, — потом темный лес и поиск расстрельных ям». Дмитриева не любят местные чиновники — потому что он уже много лет призывает к покаянию. Его не любят местные жители — потому что им становится страшно от этих знаний.
Когда чиновники решили выяснить, сколько тысяч людей расстреляли и похоронили в районе Сандормох (Беломорканал), они вызвали строительную компанию и экскаватором начали раскапывать могильные ямы. Тогда-то Юрий Дмитриев и использовал свой пистолет. Он подошел к трактористу, приставил к его затылку пистолет и сказал: «Если не остановишься — будешь следующим!» «Раскопки» удалось остановить. Приехали чиновники и милиционеры. Чиновники приказали продолжать копать экскаватором, но рабочие отказались, ссылаясь на историка и его пистолет.
«В большинстве своем здесь живут люди с отсутствием исторической памяти», — считает учитель истории Любовь Поморцева из села Надворицы. Те, кто строили канал, погибли при строительстве или были расстреляны, а тех, кто выжил, отправили на строительство другого канала — Волго-Балтийского — чтобы соединить Белое море с Черным, а Москва стала портом пяти морей. На смену строителям Беломорканала, которыми руководило ОГПУ-НКВД, пришли новые люди на «свободное поселение» — раскулаченные, условно освобожденные и ссыльные. Многие из них тоже погибли от непосильного труда и суровых природных условий, но от последних остались хотя бы могилы с крестами и звездами, а не только «расстрельные ямы». С них и началась «народная память», часто не совпадающая с исторической.
Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма. Почему? Потому что я — фотожурналист — свидетель распада советской империи, формирования новой России, а теперь — очевидец сталинского ренессанса в обществе, которое называет Сталина «хорошим менеджером», а пропаганду его режима — искусством. Беломорканал, 2009 год Фото: Олег Климов
«Что я могу сказать об Александре Родченко? — спрашивает Юрий Дмитриев и сам отвечает: — Ничего хорошего, как и о сотнях и тысячах людей, которые участвовали в преступлении против человечности… Если бы его расстреляли здесь как бешеную собаку, я бы нашел его могилу, потому что он человек. Я уважаю людей. Но „искусство фашистов“ меня не интересует… Я встречал в архивах ОГПУ фамилию Родченко в связи с организаций фотолаборатории в БелБалтлаге [Беломорский ГУЛАГ] и не вижу ничего удивительного в том, что он был фотографом ОГПУ».
Олег Климов
Москва
| 15.07.2015, 15:12:19 | | Владимир Л. | По прочтении так и не понял, в чём же суть идеи статьи — фото Родченко запретить, Беломорско-Балтийский канал — закопать? И зачем здесь, на сайте о природе это порождение либероидного мышления, из-за которого моя страна потеряла людей больше, чем в годы ВОВ и сталинские репрессии, вместе взятые? | 15.07.2015, 17:25:14 | | Вячеслав Петухин | Тема к сайту не имеет отношения, но таких тем было уже достаточно много.
Владимир, давайте без нападок. Сами по себе размышления о гибели многих людей и о пренебрежении к человеческой жизни — это вовсе не либероидное мышление, это вполне разумные вопросы, которые не могут не волновать честного и думающего человека. Другое дело, что никаких попыток анализа, размышлений о причинах такого в статье не видно. Так что да, некоторые вопросы по поводу того "а зачем это написано?" остаются... | 15.07.2015, 18:00:37 | | Алексей Вирсис | Вы, очевидно, прочли то, что поместилось в отведенные на форуме 9000 знаков. Пройдите по ссылке — статья много больше, тогда станут понятны мысли автора. Я охарактеризовал бы основную тему, как размышления автора о роли и месте художника (фотографа) об участии (соучастии) в происходящем. Выпады Владимира не оригинальны нисколько. На мой взгляд, не умение разговаривать, находить ОБЩИЕ точки в дискуссии ведет к гражданской войне, после которой общего согласия все равно не возникнет (при не умении слышать друг друга), и все пойдет по кругу до полного развала. Прочитайте статью целиком! https://meduza.io/feature/2015/07/07/ya-sam-zahotel-byt-dyavolom | 15.07.2015, 19:25:33 | | Вячеслав Петухин | Не знаю как Владимир, а я переходил и по ссылке. Всё подробно не читал, но просмотрел, что касается именно того, о чём я писал — попыток анализа и размышлений, это ничуть не упустил (а подробности истории Беломорканала опускал). Сейчас посмотрел подробнее. Ну что можно сказать. Автор размышляет, конечно. Но такого рода размышления как раз и приводят к отсутствию какого-то согласия, понимания.
Вот смотрите, автор заявляет, что он поехал разобраться, понять ("я хотел знать причины фальсификаций"). А что на деле? Для него уже всё ясно, приговор уже вынесен, Родченко для него делает злое дело — "пропаганду сталинизма". Словам Родченко "Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которым осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому." он не намерен ни на грамм верить. А что в них такого невероятного? Что такого ужасного в самом по себе принципе, что уголовники не просто сидят в тюрьме, а работают? Что, действительно, перевоспитаться невозможно в принципе? Ну тогда надо было бы всех преступников расстреливать. Почему невероятно то, что люди, участвующие в организации работ действительно индивидуально подходили к заключённым? Да и даже если, действительно, это не то, что Родченко нашёл реально хорошего, а полностью выдумано, ну и что? Неужели непонятно, почему Родченко так написал и что даже если это полностью выдумка, это не делает его никаким злодеем? Уж мы-то жили в СССР и прекрасно знаем, что такого рода вещи писались просто потому, что так надо, и даже сделки с совестью по сути здесь не было. Родченко написал про свою фотоработу, и это было главное, а если уж добавил какие-то слова "как надо", то все и так понимали, что это не суть его статьи.
В общем. Если уж разбираться в человеке, то беспристрастно. Разбираться в его помыслах, стремлениях. Ну как можно забыть про то, что это в первую очередь была стройка. Которая делала всю страну сильнее, весь народ богаче. И именно так это, вероятно, воспринимал Родченко. А то, что он не публиковал всю правду-матку, а занимался "пропагандой", так это надо слишком наивным быть, чтобы опять же не понимать, почему так было. Вот автор пишет, что поехал, чтобы понять, почему занимались пропагандой. Что-то уж совсем странно, не ребёнок же он. Чтобы понять, зачем используют пропаганду, совершенно не надо куда-то ехать и копаться в истории. Вот сейчас разве не все страны (скажем, в украинском конфликте, и Россия и США и Украина) занимаются пропагандой? Разве не понятно зачем? Заклеймим тех журналистов, которые, находясь на передовой, дают однобокий взгляд, показывая только часть правды? Ага, неужели неясно, что если они покажут другую часть, то людям за которых они переживают, с которыми они сроднились, реально станет хуже? Нет, я не говорю, что в такой ситуации всегда надо врать. Очень даже может быть, что для кого-то честность перевесит конкретный вред людям, такая позиция заслуживает глубочайшего уважения. Но и не понимать тех, кто "занимается пропагандой" невозможно.
Ну и по другим деталям видно, что автор не разобраться хочет. У него уже есть готовая картинка в голове, он уже знает, что хорошо, что плохо, кто плохой, кто хороший. Но не всё в этой картинке срастается, вот он и пытается сшить несрастающиеся места. Такой подход бесперспективен. Вот, например, его посыл — очень плохо заниматься "пропагандой сталинизма", он недоумевает, что кто-то Сталина считает "эффективным менеджером". А с какой стати Сталин виноват в том, что было на Беломорканале?!? Ведь даже в самой статье написано "Это был не проект советского государства, а проект ОГПУ — «государства в государстве»; курировал его заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода." В то время власть ОГПУ была очень большой и Сталин не управлял ОГПУ. И вообще привлечение заключённых к работам — это вовсе не Сталина выдумка. Более того, в то время и в США то же самое делали. Если уж искать причины, почему так было, то уж либо в общей ситуации в стране (а причины будут вытекать из того, что сложилось ещё до революции), либо вообще из мировых тенденций (раз уж и в других странах очень схожие вещи были).
P.S. "Чувствовали ли они себя художниками? Скорее, воображали себя демиургами. Было ли это искусство? Может быть, но оно было создано не для человека, а для божества, который должен был управлять человеческим материалом. «Мы — пролетарии кисти»." Важный фрагмент, я его как-то пропустил, кратко прокомментирую вдогонку. Я не вижу ни малейших оснований (кроме тех же предвзятых убеждений, что Родченко — злодей или просто негативныый персонаж) для такого вывода. И здесь интересна пародоксальность того, что именно у нынешнего (а не советского) кризиса интеллигенции есть признаки отхода от гуманизма, пренебрежения простыми людьми. Но это уж точно не стоит подробно тут расписывать. | 15.07.2015, 21:31:22 | | Алексей Вирсис | Спасибо Вам Вячеслав за, по крайней мере, спокойный, уважительный к собеседнику ответ. Я с Вами не во всем согласен. В каждом из абзацев есть, как минимум, два момента по которым я готов поспорить, но это тогда действительно уведет нас далеко. За рамки тематики сайта. Поэтому я продолжать не буду и еще раз спасибо за ответ.
Урочище Сандармох. 2014г. | 15.07.2015, 21:59:39 | | Есения | Обычно такие вещи правильно/адекватно воспринимают только те, члены чьих семьей прошли через эту мясорубку, или тот, кто сам, по своей воле, изучает историю по первоисточникам. Кого не коснулось, тот не знает. Точка.
По поводу Родченко для меня как-то туманно. "Не понравилось". Надо самой искать-читать.
Но если в общем... Пора, пора бы уже многим и многим поубавить восторга насчёт "нашего светлого прошлого". | 15.07.2015, 22:08:27 | | Вячеслав Петухин | Есения: Обычно такие вещи правильно/адекватно воспринимают только те, члены чьих семьей прошли через эту мясорубку, или те, кто сам, по своей воле, изучает историю по первоисточникам. Кого не коснулось, тот не знает. Точка. Абсолютно не согласен (кстати, это моё утверждение самокритично ;-), так как у меня дед репрессирован). Проблем в адекватном восприятии может быть две: нечувствительность к человеческим страданиям и, наоборот, сведение всего к чувствам и игнорирование исторических закономерностей и т.п. Нечувствительность к горю зависит вовсе не от того, были ли репрессированные в семье. Ну а способность к историческому взгляду тем более с этим не связана. Ну и не надо забывать, что большинство репрессированных — люди с активной общественной позицией, многие из них сами причастны к власти в той или иной форме. Когда в семье есть такой репрессированный, есть как раз опасность предвзятого мнения — забыть об ответственности самого человека за его дела, считать его совершенно безвинным, а всю вину возложить на других. | 15.07.2015, 22:18:20 | | Владимир Л. | Вячеслав, имхо, смысл этой статьи в очевидной попытке загрязнить имя выдающегося советского фотохудожника-новатора Александра Родченко. Есть такие персонажи, которым слава знаменитостей советской эпохи не даёт покоя, вот и пытаются на свой манер её опошлить, как умеют, или отработать, за что заплачено | 15.07.2015, 22:26:50 | | Вячеслав Петухин | Владимир, зачем сразу предполагать подлые замыслы, если всё более-менее объяснимо и без них? Единственное, что не вполне понятно (особенно после того, как я почитал подробнее про Александра Родченко), почему для автора Александр Родченко был изначально отрицательным героем. Вроде как никаких признаков "продажности" по отношению к власти в нём нет. Человек искусства, работавший в советское время.
P.S. Ознакомившись с тем, что известно про Олега Климова (в частности, что он вёл мастерскую программу в Московской Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко, что Родченко — очень высокоавторитетный фотограф, что общепризнан и хорошо известен Климову огромный вклад Родченко в искусство фотографии), вынужден признать, что вот такое (без фактов подлостей) очень странное предвзятое выставление Родченко в негативном свете, отрицание его деятельности как искусства, — в данном случае, конечно же, продукт зависти и желания опорочить (возможно, неосознанного). | 15.07.2015, 22:59:09 | | Андрей Рябина | Вячеслав Петухин: Владимир, зачем сразу предполагать подлые замыслы, если всё более-менее объяснимо и без них? Юрий Дмитриев или лжец или в крутом неадеквате. «А почему вы назначили мне встречу на кладбище?» Историк улыбнулся и сказал: «А чтобы вам было страшно. Стыдно и страшно». ??? Юрий Дмитриев (53 года) одет в военный камуфляж, рядом с ним немецкая овчарка. Карман на груди заметно оттопыривает пистолет. «А зачем вам оружие?» — спросил я. «Этот пистолет? — он достал его из кармана и показал в открытой ладони. — Потому что гражданская война еще не закончилась». Помнится продолжением Гражданской войны объясняли свое сотрудничество с фашистами белоэмигранты и прочие русские коллабрационисты. Он подошел к трактористу, приставил к его затылку пистолет и сказал: «Если не остановишься — будешь следующим!» «Раскопки» удалось остановить. Приехали чиновники и милиционеры. Чиновники приказали продолжать копать экскаватором, но рабочие отказались, ссылаясь на историка и его пистолет. И менты его отпустили? „искусство фашистов“ Коммунизм= фашизм? | 16.07.2015, 00:27:31 | | Андрей Рябина | Есения: Обычно такие вещи правильно/адекватно воспринимают только те, члены чьих семьей прошли через эту мясорубку, или тот, кто сам, по своей воле, изучает историю по первоисточникам. Кого не коснулось, тот не знает. Точка. Мясорубку? Мой дед и его двоюродный брат, "активные участники белобандитского движения" этот Беломорканал строили. По окончании строительства, за ударный труд (кулачьё всё- таки) досрочно освобождены, не отбыв и трети срока. Мой дед молча дожил до 97. Дед Прокопий- до 104. Поражения в правах по этой линии не было. | 16.07.2015, 00:39:16 | | Андрей Рябина | Вячеслав Петухин: Более того, в то время и в США то же самое делали. И сейчас продолжают. С просторов интернета. За достоверность не ручаюсь, но всё же (коментарий 33 там где картинки с Незнайкой). http://waralbum.ru/bb/viewtopic.php?id=707&p=2 | 16.07.2015, 01:09:59 | | Вячеслав Петухин | Андрей Рябина: Юрий Дмитриев или лжец или в крутом неадеквате. Ознакомился с тем, что известно про Сандармох, более подробно. Не знаю уж либо сам Юрий Дмитриев такой, либо его таким представил Олег Климов, но в описанной картинке Юрий Дмитриев предстаёт фальсификатором почище советских. Вот что известно про те захоронения (Сандармох), которые упоминаются в статье. Да, именно Юрий Дмитриев вскрыл эти захоронения. Всё, что известно (не найдено, найдено то совсем немного) — 9500 человек расстреляно и захоронено. Можешь подтвердить 86 тысяч, как в статье написано — так за чем дело встало? — публикуй, тем более через общество Мемориал этому путь открыт. В статье же со слов Дмитриева как о факте говорится о сотнях тысяч расстрелянных на строительстве канала. Но смотрим, что же известно на деле — массовое захоронение, вскрытое Дмитриевым, о котором идёт речь, относится к 1937-1938 годам. Совсем другое время. Про строительство канала у историков такие данные: работало 250 тысяч человек, из них умерло 12 800 человек. Основные причины гибели — голод в стране и аврал при завершении стройки. Ни о каких умышленных убийствах сотнях тысяч человек ничего не известно.
В общем, каких-то явных фальсификаций со стороны Александра Родченко мы так и не увидели (хотя причины для "пропаганды" у него были), а вот фальсификации со стороны Олега Климова (или уж Олег Климов просто предельно наивный, а фальсификатор — Юрий Дмитриев) — вот они, налицо. И в данном случае совершенно нет причины заниматься такими фальсификациями.
P.S. Вот ещё один момент в статье, который представляется выдумкой: "Стоит ли говорить, что строительство Беломорканала велось в обстоятельствах высокой секретности. Ни журналисты, ни фотографы даже близко не подпускались к Беломорканалу, а в журналах и газетах публиковали только официальные сообщения правительства." Журналисты и фотографы вообще нигде не публиковали, всё что захочется. Но вот о какой-то особой высокой секретности вряд ли приходится говорить. То, что известно про строительство, даёт совсем другую картину. Ну ладно, большое количество писателей на открытии можно ещё как-то совместить с секретностью (мол они все были под контролем ОГПУ), но вот ещё до открытия там был Пришвин и писал потом вовсе не официальные воспоминания. | 16.07.2015, 10:45:15 | | Єсєния | Родченко – это мультимедиа художник | 11.12.2016, 17:09:37 | | Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи. Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) используйте соответствующие пункты меню «Посетители».
|
|