Иркутскую область назвали самым криминальным лесным регионом России "Если мы возьмем за 100% все объёмы и случаи незаконных рубок в Российской Федерации, то 65% — Иркутская область. ... В 2017 году начали пилотный проект по чипированию (маркировке) всей древесины. ... По словам главы Рослесхоза, это дало эффект — объём незаконно заготовленной древесины снизился в регионе примерно на 40%. Он также добавил, что «окончательно навести порядок» помогут только системные меры, в том числе восстановление численности лесных инспекторов."
Какой мелкой выглядит наша городская суета — выяснения отношений, праздники, даже успокаивающие программы, вроде облагораживания и обустройства городов. Фильм Бориса Соболева "Ни леса, ни посадки". Обещания разобраться, с улыбкой и и уверенностью, а после вырубленные заказники.
И конец символичен — один человек, Валерий Горбунов, против миллионов вагонов с лесом, и последний не выдержал :(
Кстати, есть упоминание, что леса вырубаются под предлогом очистки горельников (значит выгодны пожары) и мест заражения шелкопрядом (а пни от здоровых деревьев, а зараженные оставляются для видимости леса — С.Б.: несколько лет назад был повышен порог для оценки дерева, подлежащего санитарной рубке, ведь что-то должно стоять и создавать видимость леса :(
По данным того, защищавшего лес Человека, Валерия Горбунова, российских алтайских лесов практически не осталось, проданы под вырубку. Видимо, и с сибирскими то же самое :(
С.Б.: Ведь нашим руководителям выгодно и спокойнее считать-отмахнуться, что сибирские леса нескончаемы. Фильмы, как щелочки для правды. Только если и виноваты, то исключительно чиновники на местах (и наш довольный Шеверда в кадр попал).
А кто создал и поддерживает такую атмосферу и условия для уничтожения леса? Кто отнял у лесохозяйственников их функцию "Лесное хозяйство", как защиту и сбережение леса, а оставил для видимости надзорные функции за рубкой леса, да подготовку все новых делян для вырубки? А недавно вообще объединили "лесохояйственников" (от которых итак одно название оставалось), с лесопромышленниками в один лесной комплекс — то есть лесное хозяйство, как сбережение, вообще ликвидировали.
А до этого кто изменил Лесной кодекс, который и стал основой для подобных перемен в сдвиге равновесия к уничтожению леса?
Третий десяток лет идет уничтожение леса — зачем и кому это нужно?!! Точно не России!
Светлана Богородская: Третий десяток лет идет уничтожение леса - зачем и кому это нужно?!! Точно не России!
Светлана, всемирный заговор против нас! Вредные команды поступают напрямую из Вашингтона! Вы ведь оттуда получили ЦУ голосовать за действующего Гаранта?
Борис Соболев. "Темный лес". Фильм 8-летней давности. При вырубке 500 млн куб м леса за 2009 год лесная отрасль принесла 1 млрд дол. убытка. Ну, как этого не знать нашим правителям. В Кировской области губернатор Никита Белых (один из "героев" фильма) осужден за взяточничество. 8 лет прошло, а что принципиально изменилось? Древесину легальную стали маркировать. А судя по фильму, документы сильно-то китайцам и не были нужны. И новые договора уже на уровне государств с китайцами заключены с арендой лесов на несколько десятилетий! Всё только усугубляется. Из откровений руководителя Приморского управления лесами в Уссурийском крае — уже тогда, к 2010 г., вся деловая древесина была вырублена. Логично в связи с этим было придвинуть к Байкалу границы Дальнего востока.
Здесь тоже в фильме есть знаковый момент — спас хороший человек медвежат (медведица от бескормицы "помешалась" и сбежала), а выпустить их некуда — леса нет, одни пни! Прямо военные действия по уничтожению леса — с беспризорными зверями и безысходностью для редких, не захваченных инфекцией лесного истребления людей.
Виктор Данилов-Данильян, чл.корр. РАН: "Нет никакого Рослесхоза", "Силы, которые противостоят вырубке пренебрежительно малы". Представитель Лесного Агенства считает, что нужно активизироваться на местах 30-ти тыс. инспекторам (это по всей России!), которые должны заниматься надзором. При том, что только китайских лесопилок на границе в 2010 г. было 10 тысяч. То есть, даже для надзора за рубками, вывозом и лесопилками людей не достаточно, а что уж говорить о всей остальной работе по Лесному хозяйству — по охране, сбережению, лесовосстановлению... Опять к тезису об оптимизации и эффективности — а на деле извести под корень, что и происходит. И правильно говорил В.Данилов-Данильян — это касается не только лесного хозяйства, но всего (хоть образования, хоть воспитания, хоть науки, здравоохранения...)! Ну, неужели высшее руководство этого не понимает, или не хочет понимать?! Не может одна рыночная экономика с главенством дохода или экономии рубля быть единственным инструментом, все организующим!
А Александр Проханов совершенно правильно говорит, что страна отдана захватчикам, все вывозится — от ресурсов (уже и забыли, что природа это не только "ресурс") до людей. Ну, когда уже будет собственная воля, противостоящая хапужеству, уничтожению, и когда не только рубль будет мерещиться и видеться, но и другое многообразие ценного, коренного (Природа, Люди, Культура!), которое необходимо сохранять (уж не говорю, что почитать)?!
И что дальше? Коррумпированная, криминализированная? Разве не создано было всё именно для этого? И будут искать отдельных личностей, на смену которым придут другие? Лесной Кодекс нужно вернуть прежний — с истинным лесохозяйством на первом месте — охраной, заботой о лесе и лесовосстановлением!
Не будет этого, а будут ловить местных лесорубов — процесс будет бесконечным, лишь для отвода глаз. Но хоть что-то кто-то говорит! (О импортозамещении тоже говорим...)
А масштабы ужасающие. В фильме Б.Соболева от 2010 года говорится (и на сайте http://refru.ru/expl12.pdf), что в год только в Китай вывозится 700 000 вагонов с лесом, в день — почти 2000 вагонов (1917 вагонов — цифра прямо какая-то символическая). Если в составе 20 вагонов, то 100 составов ежедневно! В другом источнике говорится, что вырубка лесов с каждым годом только увеличивается, значит сейчас еще больше вывозится!
Что-то наши руководители сказали и наши журналисты вдруг заговорили. Но говорили еще и в 2006 году: Путин — о том, что вывозим 23% от всего мирового импорта, а получаем, 2% от мирового дохода за лес (на самом деле по фильмам Соболева в лесную отрасль вкладывалось даже в несколько раз больше, чем получали доходов). И что за этим последовало? Пошлины за кругляк — китайцы лесопилки настроили. Маркировка легального леса — вывозят нелегально и документы не спрашивают. Сколько еще можно? То, что происходит у нас — происходит везде! Созванивались с родственниками в Кировской области и они констатируют, что леса нет, весь вырубили. Михалков про Томскую область рассказывает (аренда китайцам на 50 лет 2 млн(!) га леса за 16 руб гектар в год! Да и не в деньгах уже дело, а в спасении тайги). А новосибирцы, между прочим, не дали очередной договор подписать — общественность успела возмутиться.
А.Лукашенко еще в 2006 году сказал, "что никакого леса из Белоруссии вывозить не будем, считать вывоз круглого леса — преступлением! Сделайте мебель и вывозите, народ от этого только богаче будет." Ну, почему мы так не можем?!! На сколько бы поколений хватило этого уже вывезенного леса?!
"С 15 июня (2016 г) агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса. Новое ведомство возглавил Сергей Шеверда, который до этого руководил агентством. Соответствующий указ подписал губернатор региона Сергея Левченко." https://www.irk.ru/news/20160615/new/
Остатки лесохозяйственников объединили с лесопромышленниками. Сюда же перевели чиновников из министерства по экономразвитию (видимо, связанных с лесом) и чиновников из министерства природы (также связанных с лесом). Разве непонятно было, что одним и тем же лицам отдается все — и лесная промышленность, и якобы надзор за ней. А лесохозяйство в советском виде вообще практически уничтожается, даже самого названия не остается.
Еще один шаг в том же направлении произошел в 2018 году:
"880 миллионов за вырубку заповедной тайги": "Губернатор Иркутской области Сергей Левченко посодействовал «чёрным лесорубам». В конце февраля 2018 года он ликвидировал независимое ведомство, отвечавшее за природные заказники — Службу по охране и использованию животного мира. Её функции передали отделу Министерства лесного комплекса, которое и организовало нелегальные рубки в «Туколони». (В заказнике, т.е. — как один из примеров любви Лесного комплекса к Лесу).
Капусту доверят козе "Левченко мог передать полномочия службы близкому ей по смыслу министерству — природных ресурсов и экологии. Нет, он отдал их именно МЛК. Тем, кто лес рубит. Он поручает охрану природы тем, кто ее гробит. Тем, кто показательно игнорирует охранный статус заказников: леса здесь по закону должны получить статус защитных и никаких вырубок быть не должно и близко, однако в МЛК их считают эксплуатационными. Региональные заказники — это 776 тыс. га, из них 95 тыс. уже отданы в аренду под заготовку древесины. С ликвидацией службы охраны животного мира все, до чего дотянутся, вне всяких сомнений, вырубят. Подвергнут СОМ («санитарно-оздоровительным мероприятиям»). Это — деградация среды обитания зверья, браконьерство, снижение биоразнообразия. Заказники просто по факту теряют смысл."
Про вклад нашего губернатора в сохранение тайги (С.Б.: Статья явно не за губернатора. Увлекся, однако, Сергей Георгиевич показателями для отчетов в ущерб природе — вывод: и членство в КПРФ не является фактором в пользу сохранения лесов... ): "Левченко успешно забыл о «народных предприятиях», которые обещал жителям Иркутской области. Ресурсы уходят. Так, например, при Левченко распределены практически все (!) лесные участки на юге и в центральной части Иркутской области, где теоретически можно было бы создавать новые рабочие места на «народных» лесоперерабатывающих предприятиях." Вырубаются под видом рубок ухода заказники, защитные, водоохранные леса (тот же Туколонь, например). И, насколько понимаю, начинается следующий этап — теперь всерьез нацелились на "освоение" дальних, более труднодоступных лесов.
Просочилось, видимо, нечаянно. О таких вещах не сильно то любят вслух говорить. Чем глубже в этом (в приватизацию) увязнуть, тем более бесправным и нищим будет и государство, и народ, и будущее — так думаю.
Светлана Богородская: Только почему временно? И опять о лесах, как о всего лишь ресурсах для экономики: "Матвиенко предложила ввести временное эмбарго на вывоз леса из России"
"Что такое лесная промышленность – это как можно больше вырубить, как можно дешевле и тому подобное. Лесное хозяйство – это защита леса, лесопосадки, контроль за лесной промышленностью. Какой за промышленностью может быть контроль, если он им подчиняется? И деньги у кого?" — говорит лесной инженер Альберт Яшин.
Яшин знает каждый метр иркутских лесов, уверен – если в области осталось хотя бы 30% тех ресурсов, что нарисованы на бумаге, – это большая удача (!!!) . Он сам разоблачал местных чиновников, которые продавали арендаторам пустышку.
"Ангарская фирма попросила меня проанализировать, эти леса я знал. Где-то я проехал, где-то воспользовались космосъемкой. Короче, у меня результат был такой – реально у них в аренде 10%. А 90% — мираж, нет лесов", — утверждает специалист."
"Иностранные покупатели делают ровно то, что им позволяют. Правила определяют конкретные «одобряющие» и «проверяющие» на местах – в рамках российских законов. Или – вне таковых. И в том, что наши вековые леса тают, как утренний туман, виноваты именно те, кто разрешает этот лес воровать."
С.Б.: Вот только не надо останавливаться на местных чиновниках (и использовать ситуацию, как крючки для вылавливания неугодных) — они также, как китайцы, основываются на тех законах и лазейках, что были созданы в "новой" России. Пока есть темные законы (и измененный Лесной Кодекс в пользу истребления леса) все будет продолжаться в том же духе.
Администрация наша, конечно, тоже хороша — вместо того, чтобы отнестись к лесу, как к дому, как к святыне, видят в нем только "ресурс" — кто для денег, кто для показателей (но какой безрассудной ценой...).
Светлана Богородская: Михалков про Томскую область рассказывает (аренда китайцам на 50 лет 2 млн(!) га леса за 16 руб гектар в год!
"...томский департамент лесного хозяйства заподозрили в том, что правила аукциона подогнали специально под конкретную фирму. По данным базы СПАРК, в компании трудится всего один человек. В офисе компании на вопросы не отвечают – если вы, конечно, не знаете китайского.
2 месяца назад стало известно – фирма не внесла вовремя 706 тысяч рублей за аренду леса. Долг тут же погасили. Но местные власти поспешили расторгнуть договор. Тем более что в минувшую пятницу под арест отправили главу томского департамента лесного хозяйства – Михаила Малькевича. Пока по другому делу – за возможный «откат» в 28,5 миллиона от дочки еще одной китайской фирмы, которая выиграла три госконтракта на борьбу с сибирским шелкопрядом."
"Министр лесного комплекса области испытал волнительные минуты. Ему предстояло рассказать, почему чиновники его ведомства попадают в уголовные дела, почему так много санитарных рубок и вообще — что творится у нас в чаще среди сосен. В зале заседаний областного Заксобрания аншлаг. Лесная тема волнует если не каждого жителя региона, то многих. Область лидер в России по добыче и переработке древесины. Как легальным способом, так и чёрным."
"— Ежегодно возбуждаются десятки уголовных дел и печально, что в некоторых из них фигурируют и работники Министерства лесного комплекса Иркутской области, — говорит председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Сокол."
"И — поток вопросов, в том числе о необоснованных санитарных рубках. Громкая история с заказником «Туколонь». Там, по данным следствия, с разрешения чиновников нарубили деревьев на миллиард рублей, скоро дело передадут в суд.
— Здоровую древесину, может, и рубят лесхозы. Может она и попадается. Не исключено. Мы рубим два миллиона кубометров, человеческий фактор не исключает того, что где-то есть нарушения. Со стороны министерства, со стороны людей, — говорит министр лесного комплекса Иркутской области Сергей Шеверда."
"Есть претензии у лесозаготовителей. Представитель фирмы из Братска говорит — не может попасть в инвестпроект:
— Нам Сергей Васильевич говорит, что мы заходим «не через тех людей». Интересно так. Нами была предпринята попытка захода «через тех людей», с попыткой построить котельную в Вихоревке, сделать для района инвестиции. Но он сказал, что глубокая переработка в Иркутской области не выгодна , — говорит директор лесоперерабатывающего предприятия Владимир Кащишин.
Ещё беда — лесные пожары. В 2018 ущерб от них составил миллиард рублей. В то же время, в Жигалово — по словам мэра района, невозможно достать древесину, чтоб построить дом врачу или учителю. Все предложения, прозвучавшие сегодня депутаты подробно изучат."
С.Б.: Но, в общем-то сюжет слушания в областном Законодательном собрании был короткий (отношение, видимо, как к обычному, текущему вопросу). Бумаг защищающих, видимо, у министра много. Если "ошибки" — то всего лишь обычный "человеческий фактор". И "глубокая переработка" области не выгодна. Ни особых острых вопросов, ни вразумительных ответов. И по словам Сокола, лесные пожары — неизбежны, как "простуда", как бы с ними не боролись (т.е., и бороться не надо?). Так что всё "нормально", и значит, и дальше всё будет тоже самое? И за Туколонь в суде наверняка ответит какой-нибудь местный "человеческий фактор".
Судя по статье Белоусовой С.В. (2012 г.), то в 2009 году в области вырубили 20 млн куб м, 2010 — 23 млн куб м, в 2011 уже 30 млн куб м древесины, по плану к 2018 году уже должны были вырубать порядка 40 млн куб м. (P.S.: по официальным данным "Лесного плана" в 2016 году — 35,3 млн куб м круглого лесоматериала плюс 7,74 куб м пиломатериала).
Если даже продолжаем рубить официальные 30 млн куб м, как в 2011 году (P.S.: А на самом деле, гораздо более 40 млн, судя только по официальному "Лесному плану", а плюс нелегальная рубка?), при численности населения области в 2 млн 400 тысяч человек, и при составе семьи в 4 человека (условно, 600 тыс семей), при 100 куб м древесины на приличный дом, то за 2 года можно было бы построить каждой семье в области (включая городские) по дому. А за десятилетия рваческой рубки — по несколько домов на каждую семью — то есть хватило бы на несколько следующих поколений на десятки и даже сотни будущих лет, и этот лес у них отнят (не говорю еще и про другие его смыслы и назначения)... (((
В статье автор еще приводит некоторые изменения Лесного кодекса и последовавшие результаты.
- Количество лесхозов с 74 (до реформ) уменьшилось ровно в половину до 37 (2011 г.) управляющих лесничеств. - Лесничества сократились в 3 раза с 332 до 114, - количество работников с 4608 человек сокращено до 1665 (почти в три раза), - финансирование уменьшилось в половину, - "Количество обходов по проекту лесоустройства составляло 2997", а теперь они упразднены совсем и это привело к "ухудшению возможностей контроля и мониторинга леса". И наверняка это еще не все.
Интересно, что в версии книги от 2017 года кругляка 35 млн куб м ("по оперативным данным 2016 г"), а в Лесном плане, который более доступен на официальном сайте Лесного комплекса — 26,1 (остановились на демонстрации своих официальных данных 2011 года). Пример ожидаемого и желанного "Прорыва"? И чтобы не травмировать публику большими цифрами? Лесной план Иркутской области. Книга 2. Приложение 5, стр.24.
Та же С.В.Белоусова, кстати, приводит более щадящие режимы лесной промышленности в Красноярском крае — леса гораздо больше, а вырубают в два раза меньше, чем мы, и прироста вырубок такого, как в нашей области, не было. И еще более сберегающий вариант в Канаде — все леса государственные, древесина "глубоко перерабатывается", и две трети лесов, на площади которых рубка вообще запрещена. (У нас такой участочек тоже появился в 2018 году. Если бы от одной ласточки, да хотя бы к двум третям, как в Канаде).
Лесные планы, как всегда, познавательны, можно почитать, как учебники по своей Иркутской области.
"Сергей Левченко остановился на росте объема налоговых поступлений от предприятий ЛПК. В 2018 году от лесной отрасли в областной бюджет поступило 10,3 млрд рублей, что почти на 57% выше уровня 2017 года и в 3,4 раза больше, чем в 2015 году. — И это при почти сопоставимых объемах рубки."
"— Стратегия у нас простая — полностью избавиться от экспорта кругляка и перейти к глубокой переработке. Без федеральной поддержки мы эту задачу не решим. В конце марта 2019 года я направил президенту предложение: на один год ввести полный запрет экспорта древесины в виде круглого леса и установить вывозные таможенные пошлины на грубообработанные пиломатериалы. Это лафет, брус, сырая нестроганная доска. Эти меры позволят перенаправить древесину в глубокую переработку и повысить бюджетную отдачу с одного кубометра. Я знаю, что с подобными инициативами на Президента выходили и активисты ОНФ, которые очень активно сопровождают эту тему. Убежден, что порядок в лесу можно навести только совместными усилиями, — сказал Сергей Левченко."
С.Л.: Только это одна сторона вопроса — глубокая переработка (но уже хорошо). А принципиально о сохранении и восстановлении леса, как приоритетных целях и задачах, кто-нибудь когда-нибудь выскажется?! Его охране, лесовосстановлению, оперативному тушению пожаров, работе с населением, воспитанием в обществе, восстановлению лесного хозяйства, наконец? Инициатива о прекращении вывоза круглого леса здравая, но о сокращении объемов вырубки леса никто не говорит. Только об отдаче в экономике.
Хоть и маловато требований в ней выдвигается. Нужно сделать приоритетом сохранение, восстановление леса. И не только наказывать чиновников и рубщиков на местах, сколько восстановить старый Лесной кодекс и загубленное Лесное хозяйство, как отрасль, которая была на службе у леса.