Природа Байкала | перевал Константина Киселёва

Направление: восток - запад
Соединяет долины рек:
Хурай-Хайр, Ганга-Хайрым.

История и дата первопрохождения: впервые пройден с Хурай-Хайра на Ганга-Хайрым группой в составе Сергея и Олега Зубковых и Ивана Роговцева 16 августа 2024 года. Спуск произведен траверсом гребня через вершину пика Стрельникова на перемычку перевала Иркутянин.

Со стороны Хурай-Хайра перевал находится в восточной стене массива пика Стрельникова, строго над бессточным озером в самых верховьях этого притока Иркута, высота озера 2720 м. Перемычка перевала - самая нижняя точка в гребне, соединяющем пик Стрельникова и пик Кати Ивановой. Перевал является самым высоким в Тункинских гольцах и виден с большинства окрестных вершин. От озера к нему ведет узкий крутой кулуар с изгибом в нижней своей части. Несмотря на максимально теплое текущее лето, вызвавшее таяние практически всех снежников (например в северном кулуаре перевала Седла Старкова), в нижней части кулуара перевала Константина Киселёва и на открытой осыпи под ним наблюдается довольно мощный слой нерастаявшего фирна.
Подъем начинается от дальней точки озера (подход производился по ор. левому берегу). Подъем состоит из трех различных по характеру и сложности частей. Первая – подъем по осыпи до начала кулуара. Осыпь малоподвижная, средней крутизны. Рекомендуется движение чуть левее по ходу, по крупным камням, избегая подвижной мелкой сыпухи посередине.
Далее в районе черной скалы, расположенной у входа в кулуар, производится поворот направо по ходу в сам кулуар. Виден снежник внутри самого кулуара, прямо на нем лежат крупные белые валуны. Сам снежник очень плотный и достаточно крутой, обход либо слева по ходу по скальным ступеням либо справа по ходу по самим валунам под скалами ор.левого борта. Камни очень нестабильны, кроме того они имеют окатанную сглаженную форму, как будто находятся в русле реки. Эти камни состоят из породы, которую один из участников назвал «прессованный тальк». Вся нижняя часть кулуара состоит из этого непрочного пыльного материала белесого цвета. И в сухом и в мокром состоянии он достаточно скользкий и неприятный для прохождения. Стены кулуара сближаются, но он остается достаточно широким (15-20 метров), крутизна повышается до 35-45 градусов. Движемся по этому белому кулуару сначала вправо-вверх, потом поворачиваем по ходу налево, проходим две ступени лазаньем, время от времени сверху самопроизвольно сыплется мелкая галька и песок, максимально камнеопасно.
Выходим к месту слияния двух кулуаров. Справа по ходу приходит кулуар средней крутизны, ведущий в направлении северных кулуаров восточной стены пика Стрельникова. Этот кулуар находится сразу над (за) мощной черной полосой, хорошо видимой от озера в правой по ходу части стены. Отсюда видно, что дно этого кулуара состоит из рыжей мелкой гальки и песка, как раз отсюда и происходят регулярные осыпания, в основном мелких фракций. Этот кулуар нами не исследован, куда он ведет и с какой сложностью – не известно.
Далее мы выбрали отсюда путь прямо (чуть левее по ходу) наверх, в кулуар, ведущий на основную перемычку. Ориентир – гигантская скальная пробка, видимая в начале верхней части кулуара еще от озера. Кулуар становится еще более крутым (45 градусов в среднем, много участков 50-55 градусов), но и порода становится более прочной, здесь уже в основном гранит. Обходим пробку слева по ходу лазаньем. Далее можно двигаться либо по скалам и полочкам на левом по ходу борту кулуара либо прямо по центру по крошеву и камням русла кулуара. Камнепадоопасность высокая, движение в группе согласованное, часто попеременное либо непосредственно друг за другом. Ближе к выходу на гребень кулуар становится в среднем еще круче, характер пород и стиля перемещения не меняется.
Выходим на перемычку через довольно узкую щель в гребне. В сторону Ганга-Хайрыма чуть более пологий сильно разрушенный склон. Просматривается система кулуаров, ведущая прямо в к зеленым полянам Ганга-Хайрыма, минуя верхнюю часть перевала Иркутянин. Кулуары можно визуально оценить не выше 2а категории сложности, местами есть сбросы, которые можно обойти по контрфорсам. Однако, малейшее движение на перемычке вызывает сильные камнепады в этих кулуарах, камнепадоопасность выше всех пределов.
Сооружаем небольшой тур, перевал называем в память о Константине Киселёве – бессменном лидере группы иркутских альпинистов, нашем товарище и наставнике, безвременно ушедшем от нас в 2022 году.
Далее движемся траверсом с подъемом на пик Стрельникова (очевидно, наиболее логичное по многим параметрам решение для большинства групп). Со стороны Ганга-Хайрыма от перемычки перевала в сторону вершины просматриваются два поперечных контрфорса, за вторым, по нашим сведениям, находится известная пешеходная осыпь, ведущая на пик Стрельникова. Сначала движемся практически без набора или сброса высоты, первый контрфорс обходим по горизонтальной полке. Далее выходим к кулуару перед вторым контрфорсом, здесь нужно делать выбор: либо сильно сбрасывать высоту с обходом скал второго контрфорса и выходом на упомянутую осыпь далеко внизу, либо набрать высоту лазаньем по скалам борта кулуара с выходом на горизонтальную полку выше. Выбираем второй вариант, движение неоднозначное, приходится провести еще несколько подъемов по скалам влево вверх по ходу (сложности примерно 2а-2б альпинистской). В итоге вылезаем непосредственно на горизонтальный гребень, тривиально ведущий на вершину пика Стрельникова, далее выходим на вершину прямо с рюкзаками.
Спуск с вершины традиционный, по осыпи северо-западного плеча на перемычку перевала Иркутянин и далее в долину реки Ганга-Хайрым.

Описание составлено Олегом Зубковым

Описание данного объекта можно найти в фотоотчётах:

Страница 1 из 2: 1 2Следующая
Перевал Константина Киселёва

У верблюда два горба

Вид на перевал с пика Альбатрос

Пик Стрельникова с пика Старкова

Стрельникова под свежим снегом

"Прессованный тальк"

Фирн и камни на нем

Вид с первой ступени на вторую

Под второй ступенью

Вид со второй ступени на первую 1

Вид со второй ступени на первую 2

Характер кулуара в верхней части после пробки

Выход на перемычку - узкая щель

Называем перевал

Тур на перевале

Уходим с перемычки на траверс